Стратегия и тактика налаживания дисциплины в классе

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

11

Введение

Существенные изменения социально-политических и экономических условий жизни нашего общества, развитие рыночных отношений оказали большое влияние на изменение современного образования.

«Школа - центральный период становления человека, личности в целом, проявления самых разнообразных интересов» - пишет Н.А. Зимняя.Развитие личности и формирование мировоззрения, что является неотъемлемой частью образовательной деятельности, - очень сложный и противоречивый процесс, подвергающийся множеству разнообразных влияний. Б.Г. Ананьев предсказывал невозможность планирования и проектирования оптимальных режимов воспитания для всякой общественной формации без учета особенностей как возрастно- половых характеристик личности, так и характеристик высшей структуры личности, ее мировоззрения, направленности, ценностных ориентаций и целей. Эти характеристики во многом определяют развитие самой личности и процесс принятия ею решений, касающихся практической деятельности и деятельности других людей.

Б.Г. Ананьев писал, что «личностные преобразования всегда связаны с возрастно-половыми и индивидуально-типическими изменениями». Формы этих взаимосвязей проявляются сложным образом в динамике и структуре потребностей, установок, интересов, в общей мотивации поведения и ценностных ориентациях личности, которые и составляют ее мировоззрение. Столкнувшись с проблемой поведения учеников на занятиях, я задалась целью исследовать причины данного поведения и пути преодоления этой проблемы. Мои исследования легли в основу этой работы.


















Теоретические аспекты изучения особенностей юношеского возраста

Школьный возраст является периодом жизни человека, обозначающий

переход от зависимого детства к самостоятельной взрослости, что предполагает с одной стороны завершение физического, в частности полового созревания, а с другой - достижение социальной зрелости. Юность

является этапом формирования самосознания, этапом человеческой близости,

когда ценности дружбы, любви, интимной близости могут быть первостепенными. Период юности - это период самоопределения.

Самоопределение - социальное, личностное, профессиональное, духовно-практическое - составляет основную задачу студенческого возраста.

Юношеское самоопределение - исключительно важный этап формирования

личности.

Социальное самоопределение и поиск себя неразрывно связаны с формированием мировоззрения. Школа - решающий этап становления мировоззрения. В этот период жизни ученики пытаются свести все многообразие фактов к немногим принципам, построить стройную систему

взглядов на мир, определить свое место в этом мире. Подростковый возраст характеризуется большой дифференцированностью эмоциональных реакций и способов выражения эмоциональных состояний, а так же повышение самоконтроля и саморегуляции. Следует напомнить, что в качестве общих особенностей этого возраста отмечается изменчивость настроений с переходами от безудержного веселья к унынию и сочетание ряда полярных качеств, выступающих попеременно. К ним относятся особая чувствительность к оценке другими своей внешности, способностей, умений, и наряду с этим, излишняя самоуверенность и чрезмерная критичность в отношении окружающих. Зачастую наблюдаются сдвиги в настроении учеников - от восторженного до скептического при оценке учебного режима, системы преподавания, отдельных преподавателей.

Вследствие всего выше сказанного можно отметить, что на занятиях

ученики могут вести себя по-разному, активно (участвуя в образовательном

процессе) или пассивно (выполняя лишь роль слушателя или наблюдателя);

позитивно или негативно реагировать на окружающую их атмосферу, привлекая тем самым к себе наибольшее внимание. Преподаватель не должен

игнорировать стремление ученика привлечь к себе внимание и стараться, не

прерывая образовательный процесс, отреагировать на поведение ученика, тем самым не допустить нарушение дисциплины на занятии.





Методические рекомендации по налаживанию дисциплины в классе



Данная работа направлена на исследование ситуаций, при которых нарушается дисциплина на занятиях. Результатом данной работы должно стать создание методических рекомендаций по налаживанию дисциплины в коллективе.

Этапами работы стали:

  1. Изучение литературы по данной проблеме

  2. Анализ опыта преподавателей по решению данной проблемы

  3. Создание методических рекомендаций по налаживанию дисциплины

На основе имеющейся литературы и собственного опыта были разработаны следующие рекомендации для преподавателей.

Существуют три основных закона поведения школьников:

  • школьники выбирают определенное поведение в определенных обстоятельствах;

  • любое поведение школьников подчинено общей цели - чувствовать себя принадлежащим к жизни учебного заведения;

  • нарушая дисциплину, школьник осознает, что ведет себя неправильно но может не осознавать, что за этим нарушением стоит одна из четырех целей:

а) привлечение внимания окружающих

б) власть

в) месть

г) избегание неудачи

А. - «Плохое поведение» - это способ особого внимания преподавателя. Они все время хотят быть в центре внимания, не давая учителю вести урок, а остальным - понимать учителя.

Б.- для детей важно быть главным. Они пытаются установить свою власть над преподавателем, группой, демонстрируя своим поведением: «Ты мне ничего не сделаешь».

В. - за реальную или вымышленную обиду. Мстить они могут кому-то из преподавателей, других школьников или всему миру.

Г. - некоторые боятся повторить поражение, неудачу и предпочитают ничего не делать. Их мечты, чтобы их «оставили в покое».

Потребность ребегка ощущать себя причастным к жизни учебного заведения воплощается целями:

  • ощущать свою состоятельность в деятельности;

  • строить и поддерживать приемлемые отношения с преподавателями и одноклассниками;

  • вносить свой особый вклад в жизнь класса и школы.

На поведение ученика влияют такие условия:

  • качество отношений между ним и преподавателем;

  • атмосфера в группе;

  • соответствующая этому структура коллектива класса.

Действия учителя по исправлению поведения учеников.

  1. Учимся выполнять диагностику - наблюдаем и описываем поведение учеников:

    • Точно формулируем факты

    • Избегаем субъективных оценок

    • Составляйте конкретные, а не общие описания: «где, когда как часто и что конкретно делал ученик», забудьте слова: «Всегда, никогда, ничего, все время и т.д.».

  2. Определяем истинную цель нарушения дисциплины.

  3. Необходимо правильно выбрать технику экстренного вмешательства в момент нарушения дисциплины.

  4. Необходимо разработать стратегии поддержки учеников с целью формирования самоуважения, а именно:

  • Ребенок ощущает свою самостоятельность в учебной, интеллектуальной деятельности или ощущает свою несостоятельность;

  • Строит и поддерживает приемлемые отношения с преподавателем и группой;

  • Вносит свой вклад в жизнь класса, учебного заведения (как созидательный, так и разрушительный)


«Меры экстренного педагогического воздействия: когда цель-привлечение внимания»


Стратегии

Техники

Минимизация внимания

Игнорируйте демонстративное поведение

Контакт глазами

Становитесь рядом

Вставляйте имя студента в текст объяснения урока

Посылайте секретный знак

Посылайте письменные замечания

Используйте «Я - высказывание»

Делайте неожиданности!

Выключите свет

Издайте музыкальный звук

Говорите тихим голосом

Измените голос

Говорите со стеной (или портретом)

Временно прекратите вести урок

Отвлеките студента

Задавайте прямые вопросы

Просите об одолжении

Измените деятельность

Обращайте внимание группы на примеры хорошего поведения

Благодарите студентов

Пересаживайте студентов

Меняйте местами

«Стул размышлений»




«Меры экстренного педагогического воздействия: когда цель-избегание неудачи»


Стратегии

Техники

Изменить методы объяснения

Использовать осязаемый материал и компьютерные программы для формирования навыков

Учить за раз чему - то одному

Ввести дополнительные методы обучения

Дополнительная помощь от учителя

Помощь компетентных взрослых

Студенты - репетиторы

Учить позитивно рассказывать о том, что ты делаешь и о себе

Ищите 2 «+» на каждый «-»

Декларация «Я смогу» перед выполнением задания

Делать ошибки нормальным и нужным явлением

Рассказывайте об ошибках

Показывайте ценность ошибки как попытки

Минимизируйте последствия от сделанных ошибок

Формировать веру в успех

Подчеркивайте любые улучшения

Объявляйте о любых вкладах

Раскрывайте сильные стороны своих студентов

Демонстрируйте веру в своих студентов

Признавайте трудность ваших заданий

Ограничивайте время ваших заданий

Концентрировать внимание студентов на уже достигнутых в прошедшем успехах

Анализируйте прошлый успех

Повторяйте и закрепляйте успехи

Делать процесс обучения ощутимым

Альбом достижений

Рассказы о вчера, сегодня и завтра

Отмечать достижения

Аплодисменты

Выставки

Позитивная изоляция

Самопризнание


«Меры экстренного педагогического вмешательства: когда цель-власть или месть»


Стратегии

Техники

Ищите «изящный уход»

Признавайте власть ученика

Уберите зрителей

Переносите обсуждение вопроса

Делайте записи

Озадачивайте их

Соглашайтесь со ними

Меняйте тему

Используйте удаление

Удаление не выход из класса

Удаление в специальное помещение

Изоляция в кабинете администрации учебного заведения

Удаление с применением силы

Устанавливайте санкции

Лишение или отлагательство права заниматься чем-то

Лишение или отлагательство права пользоваться предметами

Прекращение взаимодействия с другими студентами

Требование встречи с администрацией

Требование встречи с родителями

Возмещение школьником убытков

Починка, ремонт предметов, вещей

Возвращение вещей на место

Замена на равноценные








«Как помогать студентам вносить свой собственный вклад в групповые отношения»


Стратегии

Техники

Поддержка личного вклада студента в процесс улучшения жизни своей группы

Приглашайте детей помогать вам ежедневно в решении разных учебных задач

Требуйте, чтобы они высказывали и обосновывали предпочтения в ходе учебного процесса

Принимайте правила вместе с детьми

Оказывайте моральную поддержку студентам, которые стараются помочь другим

Ученическое репетиторство

Школьники выражают признание и одобрение друг другу

Поощрительные утверждения

Письменные посвящения


«Как помогать студентам устанавливать нормальные отношения с вами и чувствовать свою коммуникативную компетентность»


Что говорит преподаватель?

Что слышит студент?

Принятие

Ты хороший

Я хороший

Внимание

Я вижу тебя

Я что-то значу

Уважение

Спасибо тебе за …

Мои усилия замечены

Одобрение

Я знаю о тебе что-то замечательное

Я - состоятелен

Теплые чувства

Ты мне нравишься

Кто-то заботится обо мне







«Как помогать школьникам почувствовать свою интеллектуальную состоятельность»


Стратегии

Техники

Делайте ошибки нормальным и нужным явлением

Рассказывайте об ошибках

Показывайте ценность ошибки как попытки

Минимизируйте последствия от сделанных ошибок

Формируйте веру в успех

Подчеркивайте любые улучшения

Объявляйте о любых вкладах

Раскрывайте сильные стороны своих студентов

Демонстрируйте веру в своих студентов

Признавайте трудность ваших заданий

Ограничивайте время ваших заданий

Концентрируйте внимание детей на уже достигнутых в прошлом успехах

Анализ прошлого успеха

Повторяйте и закрепляйте успехи

Делайте процесс обучения ощутимым

Альбом достижений

Рассказы о вчера, сегодня, завтра

Отмечайте достижения

Аплодисменты

Выставки

Позитивная изоляция

Самопризнание






Заключение.

Заключение.

Желание ученика выделиться из группы и обратить внимание учителя на себя обусловлено его возрастными особенностями. Учителю необходимо

владеть определенными умениями, чтобы избежать нарушения дисциплины

на занятии и возникновения конфликта. Наши рекомендации составлены на

основе изучения литературы по возрастной психологии (как эпизодической,

так и периодической), практического опыта учителей школ.

Данные методические рекомендации созданы для учителей с целью

улучшения образовательного процесса, чтобы помочь избежать конфликтных

ситуаций на занятиях. Они включают в себя классификацию условий поведения учеников, включают описание действий учителя по исправлению

поведения учеников, предлагают меры экстренного педагогического

воздействия в определенных ситуациях.

В ходе работы использовался материал периодических изданий «Классный руководитель» 2009-2010 гг, «Всё для классного руководителя!» выпуски, начиная с 2011 года.







Литература:


  1. Абрамова Г.С. Общая психология. - М.: Издательский центр «Академия», 2003

  2. Зборовский Г.Е., Орлов Г. П. Социология. Учебник для гуманитарных вузов. - М.: Интерпракс, 1995.

  3. Кривцова С.В. Тренинг: учитель и проблемы дисциплины. М.: Генезис, 2000.


© 2010-2022