Методические указания по выполнению практических работ по праву

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЖЕЛЕЗНОГОРСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»











МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
по предмету: «Право»

Для специальностей: 43.02.01 «Организация обслуживания в общественном питании»43.02.11»Гостиничный сервис»
















2015

ОДОБРЕНА

предметной (цикловой) комиссией гуманитарных и обществоведческих дисциплин, и ОБЖ.

Протокол № ____ от ________ 2015 г

Председатель:П(Ц)К ________М.А.Плющова

Составлена в соответствии с Государственными требованиями

к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности:

Заместитель директора по УР и ТО

__________________ Ю.Н. Тупиков





Разработчик: преподаватель правовых дисциплин ОБОПОУ «Железногорский политехнический колледж» Флеер Анастасия Владимировна.



Пояснительная записка

Прочность, осознанность и действенность знаний учащихся наиболее эффективно обеспечивается при помощи активных методов. Среди них важное место занимают практические занятия по решению задач и конкретных правовых ситуаций. Следует подчеркнуть, что само содержание учебной программы при ограничении времени, отведенном на изучение предмета, требует не столько запоминания, сколько развития умений и навыков самостоятельной работы с учебной литературой и нормативными актами.

Решая эти задачи, организуется проведение практических занятий и семинаров, в ходе которых разбираются юридические казусы и вырабатываются практические навыки применения юридических знаний.

Методические рекомендации направлены, прежде всего, на оказание методической помощи студентам при проведении практических занятий по дисциплине Правовое обеспечение профессиональной деятельности. В данном пособии систематизированы задания по анализу правовых норм и решению юридических ситуаций, охватывающих наиболее значимые темы учебной дисциплины. Темы для практических занятий выбраны по проблемам, наиболее часто встречающимся в практике. Примеры взяты из материалов прокурорского надзора, а также судебной практики.

Для решения предлагаемых правовых ситуаций и выполнения задания практической работы требуется хорошо знать нормативный материал, а также изменения в действующем законодательстве.

При решении конкретных задач и выполнения задания необходимо исходить из следующего. Правовые ситуации представляют собой определенные общественные отношения, урегулированные нормой права. Правовые отношения вызываются конкретным юридическим фактом, например, действием (договором, причинением ущерба, нарушением трудовой дисциплины, административным правонарушением и т.д.) или событием (стихийные бедствия, катастрофы и т.д.). Студентам необходимо внимательно прочитать задачу, уяснить ее фабулу и поставленные контрольные вопросы. Затем необходимо определить, какие обстоятельства в данной ситуации являются решающими для принятия решения, основанного на законе.

При выполнении практических работ необходимым является наличие умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы. Решение задачи должно быть аргументированным, ответы на задания представлены полно и аргументированы ссылками на соответствующие нормы действующего законодательства.

Данные методические рекомендации преследуют следующие цели:

- расширение и углубление правовых знаний, полученных студентами при изучении теоретического материала данной учебной дисциплины

-обучение студентов правильно оценивать содержание законов и других нормативно-правовых актов, а также определять порядок их применения при выполнении заданий практической работы и решении конкретных правовых ситуаций

Для достижения этих целей, а также в связи с необходимостью повышения эффективности и качества учебного процесса, теоретические положения систематизируются с конкретными нормами, фактами, правовыми ситуациями.

Перечень практических занятий по дисциплине

Для студентов специальности

№ темы

Содержание практических занятий

Количество

часов

1.

Применение основ права в жизни

2

2.

Организация работы с правовыми информационными системами

2

3.

Виды социальных норм

2

4.

Способы разрешения юридических коолизий

2

5.

Применение отраслей права

2

6.

Реализация права на образование в России и за рубежом

2

7.

Составление гражданского иска

2

8.

Составление трудового договора

2

9.

Порядок оформления на работу

2

10.

Расторжение трудового договора

2

11.

Определение состава преступления

2

12.

Определение уголовного наказания

2

Критерии выполнения студентом практических заданий.

№ п/п

Оцениваемые навыки

Метод оценки

«Отлично»

«Неудовлетворительно»

1

Отношение к работе, умение организовать работу

Наблюдение руководителя, просмотр материалов

Работа выполнена в срок. Студент точно понимает цель задания. Работа выполнена с минимальной помощью или без нее

Демонстрирует безразличие к выполняемой работе. Требует постоянного напоминания для выполнения, не выполняет требования задания. Требуется дополнительная проверка, подтверждающая самостоятельность выполнения

2.

Качественное наполнение структурных разделов работы

Проверка практической работы

Содержание разделов соответствует их названию. Собрана полная, необходимая информация. Правильно реализует алгоритмы решения по исходным данным

Содержание разделов не соответствует их названию. Использованная информация и исходные данные отрывисты и второстепенны. Полученные результаты не внушают доверия и требуют дополнительной проверки

3.

Умение использовать полученные знания и навыки при реализации задания контрольной работы

Проверка работы, собеседование

Свободно использует полученные знания для практической работы, при реализации темы контрольной работы

Не способен применить полученные ранее знания (даже после консультаций) из соответствующих дисциплин для решения конкретных задач практической работы. Не способен использовать знания из одного раздела при решении задач последующих разделов

4.

Достаточность объема используемой литературы и правовых источников

Проверка работы, собеседование

При подготовке и выполнении практической работы, контрольной работы использован достаточный объем учебной литературы и правовых источников

При подготовке и выполнении практической и контрольной работы учебная литература и правовые источники не использовались или использовались недостаточно

5.

Умение обобщать, анализировать и делать выводы

Проверка работы, собеседование

Работа выполнена в соответствии с методикой, действующей нормативной базой

Работа выполнена сошибками, использована устаревшая нормативная база

6.

Уровень общей профессиональной грамотности

Проверка работы

Умелое использование профессиональной терминологии, содержит ссылки на правовые источники

Неумение пользоваться профессиональной терминологией, отсутствие ссылок на правовые источники

7.

Оформление работы

Проверка работы

Студент демонстрирует аккуратность соблюдения применяемых методов и приемов, имеются все данные

Работа выполнена и оформлена небрежно, без соблюдения установленных требований

Практическая работа №1

Тема :Применение основ права в жизни

Вопросы:

Понятие норм.

Виды социальных норм.

Нормативный материал:

1. Трудовой кодекс РФ

2. Уголовный кодекс РФ

3. Кодекс РФ Об административных правонарушениях

Литература:

1. Анисимов В.П., Васенков В.А., Дмитриева И.В., Коленова С.Д., Корнеева И.Л., Рацкевич С.В., Юрченко Н.А. Правоведение: Практикум. М., 2006.

2. Клименко С.В., Чичерин А.Л. Основы государства и права. М., 2006.

3. Клименко С.В., Чичерин А.Л. Основы государства и права: Хрестоматия. М., 2005.

4. Румынина В.В. Основы права: Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования. М., 2008

Цель:- научиться различать виды социальных норм;

Методические указания:

Социальные нормы - это правила поведения, регулирующие взаимоотношения людей и их объединений.

Основные виды социальных норм:

1. Нормы права - это общеобязательные, формально-определенные правила поведения, которые установлены или санкционированы, а также охраняются государством.

2. Нормы морали (нравственности) - правила поведения, которые сложившись в обществе, выражают представления людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве. Действие этих норм обеспечивается внутренним убеждением, общественным мнением, мерами общественного воздействия.

3. Нормы обычаев - это правила поведения, которые, сложившись в обществе в результате их многократного повторения, исполняются в силу привычки.

4. Нормы общественных организаций (корпоративные нормы) - это правила поведения, которые самостоятельно установлены общественными организациями, закреплены в их уставах (положениях и т. п.), действуют в их пределах и ими же охраняются от нарушений посредством определенных мер общественного воздействия.

Кроме указанных, среди социальных норм различают:

религиозные нормы;

политические нормы;

эстетические нормы;

организационные нормы;

нормы культуры и др.

Задание 2. Отметьте в приведенном ниже списке социальные нормы:

А) чувство стыда

Б) административный арест

В) смертная казнь

Г) общественное порицание

Д) лишение свободы

Е) угрызения совести

Задание 3. В соответствии с Законом № 125 пенсии определенным категориям работников должны назначаться не с 55, как было раньше, а с 50 лет.

В соответствии с Законом №9 о внесении изменений в Уголовный кодекс за определенный вид преступления наказание ужесточается: предусматривается лишение свободы на срок до 10 лет (в прежнем варианте- до 6 лет).

Какой закон не будет иметь обратной силы?

Задание 4. До принятия нового Уголовного кодекса РФ Котов был признан виновным в совершении преступления. На момент принятия нового Уголовного кодекса, который смягчил наказание (т.е. снизил срок лишения свободы за совершение этого преступления), Котов отбывал наказание в колонии.

Должен ли быть сокращен срок лишения свободы Котову или он будет отбывать наказание в пределах, предусмотренных приговором суда, вступившим в законную силу? Для ответа на вопрос познакомьтесь со статьей 10 Уголовного кодекса РФ.

Соответствует ли правило статьи 10 Уголовного кодекса РФ положениям статьи 54 Конституции РФ?

Практическая работа №2

Тема: Организация работы с правовыми информационными системами

ознакомиться с понятием справочно-информационной системы, технологией поиска информации в справочно-информационных системах.

Информационная система - это взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели.

Информационные системы, в которых представление, хранение и обработка информации осуществляется при помощи вычислительной техники, называются автоматизированными информационными системами или АИС.

Виды автоматизированных информационных систем (АИС):

измерительные АИС;

информационно-справочные системы (ИСС);

справочно-правовые системы (информационно-правовые системы)

информационно-поисковые системы (ИПС);

ИС, обеспечивающие автоматизацию документооборота и учета;

системы автоматизированного проектирования (САПР);

системы автоматизации научных исследований;

экспертные системы (ЭС) и системы поддержки принятия решений (СППР);

автоматизированные системы управления (АСУ);

геоинформационные системы (ГИС);

обучающие АИС.

1. Измерительные - используются для автоматического (с помощью специальных датчиков) сбора информации о состоянии и параметрах интересующего объекта. Без измерительных АИС не обходится сейчас работа ни одной атомной электростанции, ни одного вредного для человека химического производства. Используются измерительные АИС в медицине, метеорологии, сейсмологии, при организации космических полетов и так далее.

2. Информационно-справочные (ИСС) - разнообразные электронные словари, электронные энциклопедии, электронные записные книжки и пр.

3. Справочно-правовые системы (информационно-правовые системы) - класс компьютерных баз данных, содержащих тексты законов, указов, постановлений, решений различных государственных органов и т.д. Подкрепленные нормативными документами, они также содержат консультации специалистов по праву, бухгалтерскому и налоговому учёту, судебные решения, типовые формы деловых документов и др.

4. Информационно-поисковые системы (ИПС) - наиболее известными среди которых являются всемирная паутина (WWW) с соответствующими поисковыми системами (Google, Rambler, Yahoo! и др.) и юридические ИПС, предназначенные, преимущественно, для хранения документов официального характера, а именно, законов, положений, инструктивных писем, изданных законодательными и исполнительными государственными органами.

5. ИС, обеспечивающие автоматизацию документооборота и учета. Чаще всего эти системы используются для организации документооборота на предприятиях, но, например, программные средства, обеспечивающие работу пользователя компьютера с файлами, тоже могут быть отнесены к классу автоматизированных систем учета.

6. Системы автоматизированного проектирования (САПР), содержащие наряду с другими компонентами большие массивы справочной технический информации (государственные стандарты, санитарные нормы и правила, технические условия и пр.), алгоритмы проведения расчетов определенных параметров и другую информацию.

7. Системы автоматизации научных исследований - снабжены средствами для построения информационных моделей самого разного вида.

Ход работы:

1. Запуск системы КонсультантПлюс.

2. Поиск кодексов. Простейшие приемы поиска информации в документе

Поиск кодексов в системе КонсультантПлюс максимально упрощен: на Стартовой странице имеется ссылка Кодексы, по которой можно получить список всех кодексов РФ

ПРИМЕР 1.1

Найдем Гражданский кодекс РФ (часть вторая)

1. Нажмем ссылку Гражданский кодекс, часть 2 на Стартовой странице. Откроется текст части второй Гражданского кодекса РФ.

2. При входе в текст документа прежде всего обратите внимание на наличие информационной строки в верхней части окна. В этой строке дается важная информация об особенностях применения документа.

3. Нажмем кнопку Правой панели и перейдем в Справку к документу, где в поле «Примечание к документу» содержатся более подробные сведения об особенностях применения документа.

ПРИМЕР 1.2. Студент М. направлен в организацию для прохождения практики. Ему надо заключить трудовой договор. Найдем в Трудовом кодексе РФ перечень обязательных условий трудового договора.

1. Нажмем кнопку Панели Быстрого доступа и щелкнем по ссылке на Трудовой кодекс РФ.

2. В строке поиска над текстом кодекса зададим: ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ДОГОВОРА и нажмем кнопку. Мы попадем на фрагмент текста, содержащий перечень обязательных условий трудового договора.

3. Подведем указатель мыши к выделенной строке. Появится всплывающая подсказка о том, что мы просматриваем текст ст. 57 «Содержание трудового договора».

3. Поиск документов с помощью Быстрого поиска

Быстрый поиск - наиболее простой способ поиска документов в системе. Он доступен со Стартовой страницы, а также из любого другого места системы через Панель быстрого доступа и сразу готов к работе.

В результате система выдаст итоговый список документов, наиболее соответствующих вашему поисковому запросу (не более 50 документов). Будут найдены правовые акты, консультации, судебные решения и другие материалы. В начале списка находятся документы, наиболее точно соответствующие запросу.

ПРИМЕР 1.3. Найдем Постановление Правительства РФ от 23.12.2011 № 1114

«О назначении стипендий Правительства Российской Федерации для лиц, обучающихся в образовательных учреждениях начального профессионального образования, среднего профессионального образования и высшего профессионального образования по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам начального профессионального и среднего профессионального образования, имеющим государственную аккредитацию, соответствующим приоритетным направлениям модернизации и технологического развития экономики Российской Федерации».

4. Поиск документов с помощью Карточки поиска

- При заполнении полей Карточки поиска обращайте внимание на информацию о количестве документов, удовлетворяющих запросу. После заполнения каждого поля количество документов, удовлетворяющих запросу, будет уменьшаться. Эта информация поможет принять решение: сформировать список или уточнить запрос. Обычно достаточно заполнить не более двух-трех полей, чтобы получить достаточно короткий список документов, из которого будет легко найти требуемый

(обычно 30-50 документов).

- Карточка поиска раздела «Законодательство» позволяет проводить поиск как внутри этого раздела, так и по всем разделам системы одновременно. Поэтому в большинстве случаев поиск проводится через Карточку поиска раздела «Законодательство».

- Карточки поиска разных разделов могут отличаться количеством полей и их названиями с учетом специфики документов, входящих в соответствующий раздел.

Примеры для самостоятельного решения

ПРИМЕР 1.4. Работник, являющийся студентом вуза, предупрежден о предстоящем увольнении по сокращению штата. Выясните, имеет ли он в соответствии с Трудовым кодексом преимущественное право остаться на работе.

ПРИМЕР 1.5. Определите, какое административное наказание предусмотрено за грубое нарушение правил представления бухгалтерской отчетности.

ПРИМЕР 1.6. Найдите статью 40 «Брачный договор» Семейного кодекса РФ.

ПРИМЕР 1.7. Найдите СанПиН к организации работы с копировально-множительной техникой.

Варианты практической работы

Вариант 1

1. Выясните, может ли гражданин РФ переслать своим близким родственникам

деньги в письме, отправленном по почте? Поставьте закладку на фрагмент документа с ответом на вопрос.

2. Выясните, можно ли учесть в целях налогообложения прибыли расходы на при-

обретение бытовой техники (чайников) для обеспечения нормальных условий труда

сотрудников? Установите закладку на фрагмент документа с ответом на вопрос.

3. Найдите и сохраните в файл (в формате PDF для электронных книг) статью, опу-

бликованную в издании «Международный бухгалтерский учет» в 2013 г., содержащую

сравнение налоговых систем Канады, России и Японии.

4. Найдите правила торговли дистанционным способом. Дополнительно выясните,

можно ли продавать дистанционным способом БАД. Сохраните в папку найденные пра-

вила торговли и документы, касающиеся продажи БАДов дистанционным способом.

Вариант 2

1. Выясните, какие виды высших учебных заведений существуют в нашей стране и

каковы их основные признаки. Поставьте закладку на фрагмент документа с ответом

на вопрос.

2. Условиями договора аренды помещения, расположенного в многоквартирном

доме, на арендатора возложены расходы по содержанию, ремонту и эксплуатации об-

щего имущества в данном доме. Выясните, правомерно ли включение такого условия в

договор аренды. Установите закладку на фрагмент документа с ответом на вопрос.

3. Найдите статью, опубликованную в 2012 году, посвященную современным концеп-

циям прав человека. Укажите номера страниц журнала, на которых она была напечатана.

Сохраните в файл справку к документу.

4. Найдите статью Трудового кодекса РФ, касающуюся обязанностей работодателя

по подготовке и переподготовке кадров. Выясните, в каких случаях (какими норма-

тивными актами) установлена обязанность работодателя проводить повышение ква-

лификации своих работников. Список соответствующих нормативных актов скопи-

руйте в Word.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Камынин В.Л., Ничепорук Н.Б., Зубарев С.Л., Пшеничнов М.П. КонсультантПлюс: учимся на примерах. Учебно-методическое пособие для студентов вузов. - М.: ООО «Консультант:АСУ», 2013.

consultant.ru/edu.

Практическая работа №3

Тема : Виды социальных норм

Вопросы:

Понятие норм.

Виды социальных норм.

Нормативный материал:

1. Трудовой кодекс РФ

2. Уголовный кодекс РФ

3. Кодекс РФ Об административных правонарушениях

Литература:

1. Анисимов В.П., Васенков В.А., Дмитриева И.В., Коленова С.Д., Корнеева И.Л., Рацкевич С.В., Юрченко Н.А. Правоведение: Практикум. М., 2006.

2. Клименко С.В., Чичерин А.Л. Основы государства и права. М., 2006.

3. Клименко С.В., Чичерин А.Л. Основы государства и права: Хрестоматия. М., 2005.

4. Румынина В.В. Основы права: Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования. М., 2008

Цель:- научиться различать виды социальных норм;

Методические указания:

Социальные нормы - это правила поведения, регулирующие взаимоотношения людей и их объединений.

Основные виды социальных норм:

1. Нормы права - это общеобязательные, формально-определенные правила поведения, которые установлены или санкционированы, а также охраняются государством.

2. Нормы морали (нравственности) - правила поведения, которые сложившись в обществе, выражают представления людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве. Действие этих норм обеспечивается внутренним убеждением, общественным мнением, мерами общественного воздействия.

3. Нормы обычаев - это правила поведения, которые, сложившись в обществе в результате их многократного повторения, исполняются в силу привычки.

4. Нормы общественных организаций (корпоративные нормы) - это правила поведения, которые самостоятельно установлены общественными организациями, закреплены в их уставах (положениях и т. п.), действуют в их пределах и ими же охраняются от нарушений посредством определенных мер общественного воздействия.

Кроме указанных, среди социальных норм различают:

религиозные нормы;

политические нормы;

эстетические нормы;

организационные нормы;

нормы культуры и др.

Задание 2. Отметьте в приведенном ниже списке социальные нормы:

А) чувство стыда

Б) административный арест

В) смертная казнь

Г) общественное порицание

Д) лишение свободы

Е) угрызения совести

Задание 3. В соответствии с Законом № 125 пенсии определенным категориям работников должны назначаться не с 55, как было раньше, а с 50 лет.

В соответствии с Законом №9 о внесении изменений в Уголовный кодекс за определенный вид преступления наказание ужесточается: предусматривается лишение свободы на срок до 10 лет (в прежнем варианте- до 6 лет).

Какой закон не будет иметь обратной силы?

Задание 4. До принятия нового Уголовного кодекса РФ Котов был признан виновным в совершении преступления. На момент принятия нового Уголовного кодекса, который смягчил наказание (т.е. снизил срок лишения свободы за совершение этого преступления), Котов отбывал наказание в колонии.

Должен ли быть сокращен срок лишения свободы Котову или он будет отбывать наказание в пределах, предусмотренных приговором суда, вступившим в законную силу? Для ответа на вопрос познакомьтесь со статьей 10 Уголовного кодекса РФ.

Соответствует ли правило статьи 10 Уголовного кодекса РФ положениям статьи 54 Конституции РФ?

Практическая работа №4

Тема: «Способы разрешения юридических коолизий

Вопросы:

Понятие коолизий.

Разрешение коолизий.

Нормативный материал:

1. Трудовой кодекс РФ

2. Уголовный кодекс РФ

3. Кодекс РФ Об административных правонарушениях

Литература:

1. Анисимов В.П., Васенков В.А., Дмитриева И.В., Коленова С.Д., Корнеева И.Л., Рацкевич С.В., Юрченко Н.А. Правоведение: Практикум. М., 2006.

2. Клименко С.В., Чичерин А.Л. Основы государства и права. М., 2006.

3. Клименко С.В., Чичерин А.Л. Основы государства и права: Хрестоматия. М., 2005.

4. Румынина В.В. Основы права: Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования. М., 2008

Цель:- научиться разрешать юридические коолизии;

Методические указания:

Процедуры разрешения юридических коллизий и споров можно условно разделить на две большие группы:

согласительные (для преодоления разногласий);

судебные процедуры (для рассмотрения и разрешения споров сторон).

Согласительная процедура есть порядок рассмотрения разногласий между органами государственной власти, иными субъектами, добровольно одобренный ими.

В Российской Федерации применяются следующие виды согласительных процедур.

Создание и деятельность согласительных (паритетных) комиссий. Они могут создаваться:

Конфликтующими сторонами. Порядок работы таких комиссий и принятия ими согласованных решений может быть предусмотрен в протоколе, подписанном сторонами, либо в двустороннем договоре (соглашении) между соответствующими органами государственной власти. Так, федеральные органы исполнительной власти вправе создавать согласительные комиссии в отраслях и сферах, отнесенных к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Они образуются на основе совместного решения соответствующих органов исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов;

Президентом РФ. В соответствии со ст. 85 Конституции РФ он может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и ее субъектов. Президент РФ применяет согласительные процедуры по собственной инициативе или по предложению конфликтующих сторон. В случае недостижения согласованного решения Президент может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда (Конституционного Суда или Высшего Арбитражного Суда РФ);

Правительством РФ. Это может произойти в случае возникновения разногласий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов.

Задание 2. Отметьте в приведенном ниже списке социальные нормы:

А) чувство стыда

Б) административный арест

В) смертная казнь

Г) общественное порицание

Д) лишение свободы

Е) угрызения совести

Задание 3. В соответствии с Законом № 125 пенсии определенным категориям работников должны назначаться не с 55, как было раньше, а с 50 лет.

В соответствии с Законом №9 о внесении изменений в Уголовный кодекс за определенный вид преступления наказание ужесточается: предусматривается лишение свободы на срок до 10 лет (в прежнем варианте- до 6 лет).

Какой закон не будет иметь обратной силы?

Задание 4. До принятия нового Уголовного кодекса РФ Котов был признан виновным в совершении преступления. На момент принятия нового Уголовного кодекса, который смягчил наказание (т.е. снизил срок лишения свободы за совершение этого преступления), Котов отбывал наказание в колонии.

Должен ли быть сокращен срок лишения свободы Котову или он будет отбывать наказание в пределах, предусмотренных приговором суда, вступившим в законную силу? Для ответа на вопрос познакомьтесь со статьей 10 Уголовного кодекса РФ.

Соответствует ли правило статьи 10 Уголовного кодекса РФ положениям статьи 54 Конституции РФ?

Практическая работа №5

Тема: «Применение отраслей права».

Цель: Обобщение и закрепление полученных теоретических знаний, формирование умений применять полученные знания на практике, реализация единства интеллектуальной и практической деятельности.

Задачи:

- систематизация теоретических знаний по изученному материалу курса;

- выполнение заданий, направленных на выработку профессионально значимых качеств - ответственность, точность.

Ход работы:

1. Анализ материала лекций;

2. Составление терминологического словаря дисциплины;

3. Самостоятельное составление и решение правовых задач по следующим темам на выбор (не менее 5-ти задач): «Процесс управления - основа отрасли», «Понятие, предмет, метод, система, принципы, источники административного права», «Административно-правовые нормы», «Административно-правовой статус физического лица», «Исполнительная власть в административном праве», «Юридические лица как субъекты административного права», «Государственные служащие как субъекты административного права», «Социальный вред административных правонарушений».

4. Представить отчет преподавателю о проделанной работе.

Практическая работа №6

Тема: Реализация права на образование в России и за рубежом.

Цель: Обобщение и закрепление полученных теоретических знаний, формирование умений применять полученные знания на практике, реализация единства интеллектуальной и практической деятельности.

Задачи:

- систематизация теоретических знаний по изученному материалу курса;

- выполнение заданий, направленных на выработку профессионально значимых качеств - ответственность, точность.

Ход работы:

1. Анализ материала лекций;

2. Составление терминологического словаря дисциплины;

3. Самостоятельное составление и решение правовых задач по следующим темам на выбор (не менее 5-ти задач): «Процесс управления - основа отрасли Трудовое право, Гражданское право.

4. Представить отчет преподавателю о проделанной работе.

Практическая работа №7

Тема: Составление гражданского иска

Цель работы:

  1. Закрепление теоретических знаний.

  2. Привитие навыков работы с нормативными правовыми актами.

  3. Научиться самостоятельно, заполнять отдельные виды гражданско-правовых договоров.

  4. Обучение формулированию собственных решений.

  5. Приобретение умения самостоятельно находить правовые нормы для решения поставленной задачи и ориентироваться в них.

Время проведения: 2 часа.

Ход занятия:

Краткое повторение пройденного материала (15 минут).

понятие, значение и содержание договора аренды, характеристика отдельных видов договора аренды;

понятие, значение и содержание договора купли-продажи, характеристика отдельных видов договора купли-продажи.

  1. Составление договора аренды жилого помещения

  2. Составление договора купли-продажи жилого

  3. Подведение результатов (5 - 10 минут).

Литература

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ. //Собрание законодательства Российской Федерации от 5 декабря 1994 г. № 32 ст. 3301.

  2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ. //Собрание законодательства Российской Федерации от 29 января 1996 г. № 5 ст. 410.

  3. Федеральный закон от 21.07.1997 №122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". // Собрание законодательства РФ, 28.07.1997, №30, ст. 3594.

  4. Справочно-информационная система «Гарант», «Консультант+».

Практическая работа №8

Тема: Составление трудового договора

Цель работы:

  1. Закрепление теоретических знаний.

  2. Привитие навыков работы с нормативными правовыми актами.

  3. Обучение формулированию собственных решений.

  4. Научиться самостоятельно, составлять трудовой договор и документы, необходимые при приеме на работу.

  5. Приобретение умения самостоятельно находить правовые нормы для решения поставленной задачи и ориентироваться в них.

Время проведения: 2 часа.

Ход занятия:

Краткое повторение пройденного материала (15 минут).

понятие и существенные признаки трудового договора;

содержание трудового договора;

виды трудового договора;

порядок заключения трудового договора;

оформление приема на работу;

испытание при приеме на работу;

трудовая книжка;

начало работы;

изменение условий трудового договора (переводы);

отстранение от работы.

Составление срочного трудового договора (см. Приложение № 8) -25 минут.

Составление бессрочного трудового договора (см. Приложение № 9) -25 минут.

Оформление документов, необходимых при приеме на работу (см. Приложение № 10) -20 минут.

Подведение результатов (5 - 10 минут).

Литература:

Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ. // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. № 1.

Справочно-информационная система «Гарант», «Консультант Плюс».

Практическая работа №9

Тема: Порядок оформления на работу

Цель работы:

Закрепление теоретических знаний.

Привитие навыков работы с нормативными правовыми актами.

Обучение формулированию собственных решений.

Научиться самостоятельно, документы, необходимые при приеме на работу.

Приобретение умения самостоятельно находить правовые нормы для решения поставленной задачи и ориентироваться в них.

Время проведения: 2 часа.

Ход занятия:

Краткое повторение пройденного материала (15 минут).

понятие и существенные признаки трудового договора;

порядок заключения трудового договора;

оформление приема на работу;

испытание при приеме на работу;

трудовая книжка;

начало работы;

Оформление документов, необходимых при приеме на работу ( -20 минут.

ПРИКАЗ

(распоряжение)

о приеме работника на работу

Дата

Принять на работу

с

по

Табельный номер

фамилия, имя, отчество

В

наименование структурного подразделения

наименование профессии (должности), разряд, класс (категория) квалификации

условия приема на работу, характер работы

с окладом (тарифной ставкой)

руб.

коп.

надбавкой

руб.

коп.

с испытательным сроком

месяцев





Трудовой договор от «

»

20

года №


С приказом (распоряжением) ознакомлен

подпись работника

О с н о в а н и е:

Руководитель организации


должность

подпись

расшифровка подписи

«

»

20

года

Подведение результатов (5 - 10 минут).

Литература:

Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ. // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. № 1

Справочно-информационная система «Гарант», «Консультант Плюс».

Практическая работа №10

Тема: Расторжение трудового договора

Цель работы:

Закрепление теоретических знаний.

Привитие навыков работы с нормативными правовыми актами.

Обучение формулированию собственных решений.

Научиться самостоятельно, расторгать трудовой договор.

Приобретение умения самостоятельно находить правовые нормы для решения поставленной задачи и ориентироваться в них.

Время проведения: 2 часа.

Ход занятия:

Краткое повторение пройденного материала (15 минут).

понятие и существенные признаки трудового договора;

порядок заключения трудового договора;

причины расторжения договора;

расторжение трудового договора работником;

расторжение трудового договора работодателем;

Оформление документов, необходимых при расторжении договора.

Литература:

Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ. // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. № 1.

Справочно-информационная система «Гарант», «Консультант Плюс».

Практическая работа №11

Тема: Определение состава преступления

Цель работы:

Закрепление теоретических знаний.

Привитие навыков работы с нормативными правовыми актами.

Обучение формулированию собственных решений.

Научиться самостоятельно, определять состав преступления.

Приобретение умения самостоятельно находить правовые нормы для решения поставленной задачи и ориентироваться в них.

Время проведения: 2 часа.

Ход занятия:

Краткое повторение пройденного материала (15 минут).

понятие и существенные признаки преступления;

виды преступления.

Определение состава преступления исходя из фабулы уголовного дела:

1. Гражданин А., 28 лет, находясь на стационарном лечении в горбольнице города Б в хирургическом отделении, тайно проник в склад на территории больницы, откуда совершил хищение медицинских препаратов, содержащих наркотические вещества, на сумму 5000 рублей, однако при выходе из склада был задержан работниками больницы, в связи с чем использовать похищенный препарат не смог.

На месте совершения ДТП в действиях следователя С. усматривались признаки преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 264 УК РФ.

2. Гражданин А .19 лет, находясь в состоянии алкогольного опьянения на улице Ленина города М около кинотеатра, примерно в 20 часов 2.06.2005г. стал беспричинно приставать к отдыхающим гражданам. В ответ на это гражданинБ. стал требовать от А прекращения противоправных действий. А вытащил из своей одежды металлическую палку, стал нападать на незнакомого ему гражданина Б. в присутствии посторонних граждан, нанес один удар палкой в область плеча гражданина Б., причинив ему телесные повреждения, повлекшие за собой вред здоровью средней тяжести, после чего с места преступления скрылся.

3.Гражданин А 35 лет, зарегистрированный в качестве предпринимателя, в домашних условиях, по месту своего жительства в г. М, ул. Зеленая, 5, изготавливал водку из спиртосодержащей жидкости, не имея лицензии на осуществление этого вида деятельности. В период с 1.10.05г. по 3.10.06г. гражданин А в результате изготовления и продажи поддельной водки получил доход в размере 300 тыс. рублей.

4. Гражданин А. 33 лет, имея умысел на тайное хищение чужого имущества, 21.09.05г. примерно в 23 часа тайно проник на территорию домовладения гражданина Б., где зашел в загон для домашней птицы, откуда похитил 10 кур на общую сумму 1200 рублей, с места происшествия скрылся.

Литература:

Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ. // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. № 1.

Справочно-информационная система «Гарант», «Консультант Плюс».

Практическая работа №12

Тема: Определение уголовного наказания

Учебная цель: формировать умения определять размеры наказания при обстоятельствах, указанных в разделе 3 УК РФ.

Учебные задачи:

1. научить определять размеры наказания при обстоятельствах, указанных в разделе 3 УК РФ.

Задачи практической работы:

  1. Повторить теоретический материал по теме практической работы.

  2. Ответить на вопросы для закрепления теоретического материала.

  3. Выполнить задания.

  4. Оформить отчет.

Обеспеченность занятия (средства обучения):

  1. Учебно-методическая литература:

методические указания,

  1. Нормативная литература:

-Уголовный кодекс РФ

-Конституция РФ

-Комментарий к УК РФ, копии приговоров суда 1-й инстанции

  1. Технические средства обучения:

Компьютер, телевизор

  1. Рабочая тетрадь (в клетку, в линейку или на печатной основе).

  2. Ручка.

Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию

  1. Понятие и признаки уголовного наказания.

  2. Назначение наказания по совокупности приговоров.

  3. Назначение наказания по совокупности преступления.

  4. Назначение более мягкого наказания, чем предусмотрено законодательством.

  1. Обстоятельства, смягчающие или отягчающие уголовное наказание.

Задания для практического занятия:

Задание 1.

Определить максимальный срок наказания по совокупности преступлений небольшой тяжести, если по одному из преступлений может быть вынесен максимальный срок - 1 год лишения свободы, а по другому - 2 года лишения свободы.

Задание 2.

Определить максимальный срок наказаний по совокупности преступлений, одно из которых небольшой тяжести, а другое - особо тяжкое преступление.

Задание 3.

Определить максимально возможное наказание по совокупности приговоров, если по предыдущему приговору виновному осталось отбыть 13 лет лишения свободы, а за вновь совершенное преступление ему возможно максимальное наказание - 15 лет лишения свободы.

Задание 4.

Определить максимально возможное наказание лицу, признанному присяжными заседателями виновным в совершенном преступлении, за которое максимально возможное наказание - 6 лет лишения свободы, но заслуживающему снисхождения.

Задание 5.

Определить максимальный размер наказания гражданину К., который совершил преступление средней тяжести, после совершения которого, он полностью загладил ущерб потерпевшему, активно способствовал раскрытию преступления, прибыв в ОВД с явкой с повинной.

Форма контроля выполнения практических работ:

Выполненная работа представляется преподавателю по дисциплине Уголовное право в тетради для выполнения практических работ.

Список литературы

Основная:

Анисимов В.П., Васенков В.А., Дмитриева И.В., Коленова С.Д., Корнеева И.Л., Рацкевич С.В., Юрченко Н.А. Правоведение: Практикум. М., 2006.

Клименко С.В., Чичерин А.Л. Основы государства и права. М., 2006.

Клименко С.В., Чичерин А.Л. Основы государства и права: Хрестоматия. М., 2005.

Основы государства и права: Учеб. пособие для поступающих в вузы / Под ред. О. Е. Кутафина. М., 2006.

Основы знаний о государстве и праве: Пособие для абитуриентов / Отв. Ред. Б.И. Пугинский, А.А. Рогачев. М., 2007.

Права человека: Учебник для вузов / Под ред. Е.А. Лукашева. М., 2005.

Правоохранительные органы и организации России: компетенция и полномочия / Под ред. А.П. Гуляева. М.,2006

Конституция РФ: Энциклопедический словарь / В.А. Туманов, В.Е. Чиркин, А.Ю. Юдин и др. М., 2006.

Румынина В.В. Основы права: Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования. М., 2008

Чиркин В.Е. Конституционное право в Российской Федерации: Учебник для вузов. М., 2007.

Нормативно-правовые акты:

Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948)

Европейская Конвенция о защите прав и основных свобод 1950 г.

Конституция РФ 1993 (с изм. от 30.12.2008)

Гражданский кодекс РФ ч. 1.1994.

Гражданский кодекс РФ ч.2. 1996

РФ об административных правонарушениях 2001

Кодекс Трудовой кодекс РФ.2002 (с изм 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007гг)

Семейный кодекс РФ 1995 (с изм. 1997, 1998, 2000 гг.)

Дополнительная:

Алексеев С.С. Теория государства и права. М., 2005

Братусь С.Н. Юридическая ответственность и законность.М., 2008

Зивс С.А. Источники права. М., 2007

Керимов Д.А. Культура и техника законотворчества. М., 2006

Матузов Н.И. Правовая система и личность. Саратов, 2006

Правоведение: практикум./под ред. В.А. Власова. М., 2007

Румынина В.В. Основы права: методическое пособие.М.,2007

Синюков В.Н. Российская правовая система. Саратов, 2007

Люшер Ф. Конституционная защита прав и свобод личности. М., 2007















© 2010-2022