Статья Принцип неопределённости в образовании

 Говоря о «постмодернизме» в общественной нравственности, [5] мы отрицаем взгляды и устои, накопленные за всю историю человечества. Оправданием служит новый век, новое тысячелетие.  Очередное рождение «нового человека» мы связываем с развитием новых технологий, добывающих и перерабатывающих, информационных; зачастую гнушаясь технологий производственных и трудовых – считая их анахронизмами.  Действительно, актуальна ли палка-копалка, облагородившая доисторического человека?!  Пусть за эпохи она...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Кафедра технологий и профессионального образования



Большаков Павел Викторович











«Чего только нету, чего только нет на этом на белом, на свете,

Нам выпал счастливый, но трудный билет - мы века ХХ дети…».

Слова некогда известной советской песни, в полной мере характеризующей многие аспекты жизни того времени, являются яркой иллюстрацией изменений на рубеже смены веков и смены тысячелетий.

Билет, выпавший человечеству, воистину и счастливый и сложный. «Счастливый», достижением величайшего прорыва в технологиях, предназначенных облегчить труд человека разумного. Однако, проблемы и трудности жизни не только не решились, но стали более неоднозначными и трудноразрешимыми.

Мы не только «одним глазком» заглянули в «грядущий век», век XXI (в соответствии со словами песни), мы проживаем в нём второй десяток лет - сталкиваясь с трудностями, доселе не стоявших на пути человечества.

XXI век - век бесконечных потоков информации, век жестоких информационных (и не только) войн, где невозможно полностью чётко и адекватно ориентироваться в реальности как (от лат. realis - вещественный, действительный) - употребляющийся в разных значениях как существующее вообще; объективно явленный.

Под понятием «реальность» на данный момент принято подразумевать множественные проявления «реалий» того или иного характера. Само же понятие адекватности стремительно размывается, что относится ко всем областям современной жизни.

Философские учения о цикличности жизни, дошедшие до нас из глубины тысячелетий: сформулированные в Древнем Египте, развитые пифагорейцами и стоиками [1] и отразившиеся в клиодинамике[2] в наши дни, не только не оправдывают своего видения ситуации, но, подобно религии отходят на второй план современных реалий.

Религия, порождавшая неоспоримые идеалы по мере взросления человечества как единого организма, из поколения в поколение привносила веру, надежду, любовь и объединяющую их мудрость, граничащую со знанием и опытом.

Потребность в знаниях присуще человеческому естеству, благодаря этой потребности человечеством преодолены многие болезни, «покорён» космос. Но чем глубже мы внедряемся в мироздание, тем более стараемся его упростить, охарактеризовать и материализовать, создавая ОБРАЗ ЕДИНОГО ЦЕЛОГО.

Вместе с тем, вторгаясь в недра Земли, глубины океанов, да и в самих себя -

человек напротив, пытается найти «кирпичик», «единицу» построения материи, создавая РАЗРОЗНЕННЫЙ ОБРАЗ ЦЕЛОГО. В подобных экспериментах происходит обособление людей друг от друга, разрозненность всего человечества - результат тысячелетнего становления!

Современный человек отчужден от других людей и стоит перед дилеммой: он боится близкого контакта с другим человеком и так же боится остаться один и не иметь никакого контакта. Обычный разговор выполняет функцию ответа на вопрос: «Как жить одному, но не одиноким?» [3].

Говоря о современном человеке с поведенческими характеристиками такими как: прагматизм, ориентация на построение карьеры, индивидуализм, многофункциональность, - речь идёт о непрерывной открытости к инновациям, посредством мобильности и глобальности.

Создаётся некий образ человека «internetikus».

В океане информации мы приспосабливаемся и обосабливаемся, чувствуем себя комфортно, теряя «радость» поиска, желания открытия, необходимость живого общения. Разрозненное поглощение информационных потоков и постоянное пребывание в них, всё более отдаляет нас друг от друга, подменяя виртуальностью.

Из физики и химии известно, что чем более удалены друг от друга составляющие вещество частицы, тем хрупче ими образующаяся материя.

В современном мире всё становится « с ног на голову», так , осваиваемый космос, мы обобщаем и упрощаем, стараясь понять. Человека - усложняем, разобщаем, «нанонизируем», забывая истину, «Большое видится на расстоянии и Великое сокрыто в малом». Приближаясь к Большому (вечному), углубляемся в частности, находим удовлетворение в ничтожно малом.

Аналогию можно провести и в современной трактовке педагогики, которую понимают как систему деятельности, которая проектируется в учебных материалах, методиках, рекомендациях, установках.

Такая неоднозначность нередко приводит к путанице, порождает неясность.

В последнее время этим словом стали обозначать представление о тех или

иных подходах к обучению, о методах и организационных формах. Новые

педагогики плодятся, как кролики, потом разбегаются, как тараканы.

Если педагогик слишком много, теряется смысл самого термина, его

категориальность. [4]

Говоря о «постмодернизме» в общественной нравственности, [5] мы отрицаем взгляды и устои, накопленные за всю историю человечества. Оправданием служит новый век, новое тысячелетие.

Очередное рождение «нового человека» мы связываем с развитием новых технологий, добывающих и перерабатывающих, информационных; зачастую гнушаясь технологий производственных и трудовых - считая их анахронизмами.

Действительно, актуальна ли палка-копалка, облагородившая доисторического человека?!

Пусть за эпохи она стала совершенной «палкой», единственное, что остаётся - необходимость физической работы, так называемом «труде».

В своей статье о современном понимании трудовой деятельности в современном мире, точнее непонимании, говорилось о неприятии и, по возможности, отстранения современного человека от занятий физической деятельностью. К сожалению, человек труда сегодня - показатель низкого социального статуса. [ ]

Новомодные виртуальные технологии, приносящие доход, ставшие отдельной статьёй государственной прибыли, полностью поменяли полярность общечеловеческих ориентиров в социуме.

Все классы людей саморазделяются на категории.

ЛЮДИ it Технологий

ЛЮДИ Тугоподвижные



Однако в физиологическом плане все едины перед природой. Природосообразные противоположности, такие как день - ночь, чёрное - белое, человек it-технологий и человек труда, имею нейтральность, «золотую середину». Тогда как для ночи и дня это утро или вечер, для чёрного и белого - серое, то в противоположность it - авторитарность, подобной нейтральности нет. Возможно нечто среднее вычленится со временем, по ка же современная «продвинутость» пытается быть главенствующей, нарушая тем самым равновесие.

Библиография.

1. Философия: Энциклопедический словарь / Под ред. А. А. Ивина. - М.: Гардарики, 2004. - С. 1072

2. Малков С. Ю. Математическое моделирование исторической динамики: подходы и модели // Моделирование социально-политической и экономической динамики. Ред. М. Г. Дмитриев. - М.: Изд-во РГСУ, 2004. - С. 76-188.

3. Искусство Быть/ Эрих Фромм.

4. Краевский В. В. Методология педагогики: Пособие для педагогов -исследователей. - Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2001. - 244 с.

5. Манифест 2000: Призыв к новому планетарному гуманизму // Здравый смысл, №13, 1999. - С. 2 - 36.

© 2010-2022