Программа, направленная на воспитание здорового образа жизни Азбука здоровья

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КСКОУ ОО «Кромская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»

























Программа «Азбука здоровья»

















Составитель:

Акшаева Н.Ю.



































2013 год



Пояснительная записка.

Здоровье - естественное состояние организма, и человек, гармонично согласующий свою жизнь с законами природы, не может болеть. Пока соблюдены правильные условия для сохранения здоровья, никакой организм заболеть не может.

Наша цивилизация создала более или менее искусственный образ жизни. Мы и едим не правильно, и пьем неправильно, и спим неправильно, делаем многое так, как не надо делать и не делаем того, что надо делать.

* Поэтому человек в этой своей ненормальности быстро слабеет физически, в нем проявляется дисгармония, появляются болезни, человек быстро стареет.

Здоровье включает следующие части:

  1. Высокая работоспособность и устойчивость к заболеваниям. Основа этого - нормальная работа всех органов и систем организма /физиологический компонент/.

  2. Уверенность в себе, основанная на умении управлять своими чувствами и мыслями /психологический компонент/.

  3. Стремление и умение управлять собственным здоровьем и строить свое поведение без ущерба для благополучия других людей /нравственный компонент/.

Главной целью программы «Здоровье» является обеспечение нормального развития ребенка и подготовки его к самостоятельной жизни, а также сохранение и укрепление здоровья детей.

Эта программа рассчитана на учащихся 7-8 классов.

В этом возрасте в организме человека происходят заметные изменения, а кроме того, начинает формироваться свой /индивидуальный/ образ жизни.- Очень важно «правильно повзрослеть»: не приобрести вредных привычек, а главное - научиться управлять своим организмом, чтобы сохранить и укрепить здоровье. Ведь от этого во многом будет зависеть их дальнейшая жизнь - то какими они вырастут, чем смогут заниматься, какая будет у них семья и многое другое.


Но для того чтобы управлять организмом, надо прежде всего знать его: как он устроен, как работает, что и почему для него полезно, а что вредно.

Наши медики регулярно проводят осмотры детей в школах. Делается это для того, чтобы оценить состояние их здоровья и предупредить распространение болезней.

Так вот медицинские осмотры показывают, что здоровье детей стало резко ухудшаться. Сегодня совершенно здоровым является один ученик из десяти. У остальных девяти обнаруживаются различные отклонения в здоровье, в том числе хронические заболевания. Есть о чем задуматься.

Программа «Здоровье» ставит перед собой следующие задачи:

  1. Формирование мотивации ребенка к сохранению собственного здоровья.

  2. Формирование у детей адекватности собственному личностному и будущему социальному, в том числе семейному контексту.

  3. Формирование мотивации к активному, здоровому образу жизни, формирование санитарно-гигиенических навыков, умение ориентироваться в социуме.

  4. Формирование социального, психического и физического здоровья

детей.

  1. Коррекция эмоционально-волевой сферы ребенка.

  2. Восстановление зрительных функций глаз. Укрепление мышцы глаз.

  3. Научиться расслабляться, проделывать ритмичное, спокойное, естественное, полное дыхание и с помощью этого достигнуть расслабления мышц от ног до лица.

  4. Научиться с помощью правильного дыхания восстанавливать нервную систему.

  5. Создание мягкой, теплой, уютной атмосферы взаимоотношений между ребятами и взрослыми.

  6. Научить ребенка справляться с жизненными трудностями.

  7. Научить нести ответственность за себя, заботясь о себе.

I раздел.

Музыкотерапия /занятия, игры, самоподготовка/

С давних пор музыка используется как лечебный фактор. С помощью музыкального ритма восстанавливается равновесие в деятельности нервной системы, умериваются слишком возбужденные темпераменты и растормаживаются заторможенные дети.

Так, лирическая музыка дает организму общее настроение успокоения, тихой радости и грусти, ровное внешнее поведение; драматическая музыка создает настроение возбуждения, повышенного жизненного тонуса. Для релаксации желательна музыка медленная, спокойная, музыка исцеляющая.

Музыка - не звук в тишине, а тишина в звуке.

  1. Включаем музыку и расслабляемся, дыхание спокойное.

  2. Входим в нее и представляем /дальнее эхо, тишину, запах цветов, лес, зверей, смотрим вдаль, отдыхаем/.

Этюды

«Факир»

  1. Садимся на пол, скрестив ноги по-турецки, руки на коленях, кисти свисают вниз, спина и шея расслаблены, голова опущена, глаза закрыты.

  2. Звучит музыка /сирийская народная мелодия/, факиры отдыхают.

Этюд на напряжение и расслабление мышц ног

На пальцы ног залезли муравьи и бегают по ним. С силой натянуть носки на себя, ноги напряженные, прямые /на вдохе/. Оставить носки в этом положении, прислушаться на каком пальце сидит муравей /задержать дыхание/. Мгновенное снятие напряжения в стопах сбросить муравья с пальцев ног /на выдохе/. Носки идут вниз, в стороны. Расслабить ноги. Ноги отдыхают.

Этюд на полную релаксацию

  1. Представить себе медленный поток воды, который течет по всему телу сверху вниз, очищая организм от напряжения. Поток идет по лицу, шее и т.д. вытекая из больших пальцев ног.

  2. Можно представить себя в густом тихом лесу, который чем дальше, становится все гуще, а тишина все глубже. Мрак и спокойствие леса наполняет вас и вы находитесь в состоянии сна. Полный покой.

*

II раздел.

Изотерапия /занятия, свободное время/.

С помощью цвета можно сигнализировать о своем эмоциональном состоянии. Пристрастие к серым и коричневым тонам свидетельствует о желании ребенка расслабления и покоя; лиловый цвет говорит о веселом, мечтающем характере; бело-зеленые краски искрятся, создают впечатление чистоты и гармонии. От насыщенности красного цвета исходит динамика, тепло, радость. Зеленый цвет - цвет надежды, успокоения.

Заканчивать занятие можно художественной рефлексией «Берите краски, начинайте рисовать, ничего не планируя и ни о чем не думая. Выбор красок неограничен. Наносите их на бумагу, не думайте, рисуйте 5 минут и заканчивайте». Воспитатель сам анализирует их скрытый смысл - как смысл слов. Игра красок - это свой, особый язык.

III раздел.

Глазотерапия

/свободное время, прогулка, после сна, самоподготовка/.

  1. Восточный метод стимулирования энергетических центров. Сосредоточить внимание на фигурах зеленых тонов - 10 минут.

Снимается усталость, стресс, выравнивается дыхание и сердечный ритм.

  1. Упражнение для тренировки мыши глаз /фиксирование взгляда на кончике носа/.

а) Принять удобную расслабленную позу, спину и голову держать прямо. Скошен взгляд на кончик носа на 1 - 2 минуты.

б) Закрыть глаза, повторить несколько раз, через минуту можно выполнить фиксирование взгляда на:

  • область между бровями на 1 - 2 минуты;

  • отдохнуть, закрыв глаза.

Эти упражнения укрепляют мышцы глаз, контролируют глазное яблоко, поворачивание его справа налево и вверх - вниз, помогает правильной фиксации и аккомодации глаз.

Массаж глаз /под контролем взрослого/

а) слегка надавливайте на веки;

б) постукивайте кончиками пальцев;

в) делайте ими вращательные движения в обе стороны;

г) закройте глаза ладонью.

Учебно-тематический план

Перечень разделов, тем

Кол-во

часов

Теор.

Прак.

I раздел «Здоровье»

  1. Что такое здоровье.

  2. Какое у тебя здоровье и как ты о нем заботишься?

  3. Как сохранить здоровье.

  4. Какое настроение чаще всего бывает у тебя в школе.




II раздел «Изучаем свой организм»

  1. «Крепость» здоровья человека.

  2. Как развивается твой организм.

  3. Твой режим.

  4. Мое здоровье - в моих руках.




III раздел «Путь к здоровью»

  1. Что меня волнует во мне.

  2. Какой я хочу, могу стать, буду.

  3. Что я делал для собственного оздоровления.

  4. Размышления о здоровье.




IV раздел «Час здоровья» /практикум/

  1. Танец «Африканца».

  2. Танец «Дикарей».

  3. Танец - игра «Если здорово живется - делай так».

  4. Танец - игра «Землетрясение».

  5. Танец «Вертикаль».

  6. Индивидуальное рисование.

  7. Рисование в паре, вчетвером.

  8. Рисование всем классом.

  9. Фитотерапия.

10 «Я в мире звуков».

  1. «Мир моих чувств».

  2. Игра «Здравствуйте».

  3. «Я и звук».



*





*

Ожидаемый результат.

Что должен учащийся знать.

  1. Правила здорового образа жизни.

  2. Как правильно сохранить свою осанку.

  3. Как правильно ухаживать за своими ногтями, волосами, кожей.

  4. гигиене половых органов.

  5. работе органов.

6.Как ухаживать за зубами, за ушами, горлом и глазами.

Что должен учащийся уметь.

  1. Ухаживать за ногтями, волосами, кожей.

  2. Уметь ухаживать за половыми органами.

  3. Уметь ухаживать за зубами, горлом, полостью рта, ушами, глазами.

  4. Уметь владеть своими чувствами, эмоциями.

  5. Уметь выходить из стрессового состояния.

  6. Уметь создавать дружескую спокойную атмосферу со сверстниками и взрослыми.

Литература

  1. Педагогика здоровья: начало пути. Акбашев Талгат Фоатович. г. Павлодар, 1995 г.

«

  1. Зайцев Г.К., Зайцев А. Г. Твоё здоровье: Укрепление организма/худ. О.Р. Гофман. - СПб.: Акцидент, 1997. - 112 с.: ил.

■ 3. Обухова Л. А., Лемяскина Н. А. Тридцать уроков здоровья для первоклассников: Методическое пособие. - М.: ТЦ «Сфера», 2001. - 56 с.

4. Учимся думать о себе и о других: Книга для чтения и размышления (для начальной школы). 2-е изд., испр. - СПб.: Специальная Литература 1999. - 320 с.: ил.

Приложение № 1.

Перечень самоанализов.

1 неделя сентября

I. Какое у тебя здоровье и как ты о нем заботишься?

Заполни анкету и проведи анализ ответов.

  1. Болел ли ты в последние полгода? Если болел, перечисли заболевания.

  2. Сколько дней ты болел?

  3. Что было причиной твоих болезней?

  4. Как ты считаешь: хорошо ли ты заботишься о своем организме.

II. Какое настроение чаще всего бывает у тебя?

Выбери из каждой пары состояний /подчеркни/ то, которое у тебя бывает чаще.

  1. Весело - грустно

  2. Интересно - не интересно

  3. Стараюсь - не стараюсь

  4. Волнуюсь - не волнуюсь

  5. Устаю - не устаю

  6. Радуюсь - огорчаюсь

  7. Легко-трудно

  8. Чувствую подавленность - испытываю душевный подъем

  1. неделя

I. Как развивается твой организм?

  1. неделя

I. Каким ты хочешь быть в старости?

1 неделя октября

I. Какой у тебя рост и вес? /помощь медсестры/

2 неделя

I. Как ты заботишься о своем мозге и нервах?

  1. Какое у тебя зрение?

  2. Как ты заботишься о своих глазах?

1 неделя ноября

  1. Какова чувствительность твоего слуха?

  2. Что тебе надо делать, чтобы сохранить свои уши в порядке?

  1. неделя

I. Что тебе надо делать, чтобы твой рот был в порядке?

  1. неделя

I. Как ухаживать за своими зубами?

1 неделя декабря

I. Как ты заботишься о своем горле?

  1. неделя

I. Как ты заботишься о своем носе?

  1. неделя

I. Хорошо ли ты заботишься о своем дыхательном горле?

1 неделя января

I. Как ты заботишься о своих легких?

2 неделя

  1. Как работает твое сердце?

  2. Какова мощность твоего сердца?

  3. Что тебе надо делать, чтобы укрепить свое сердце?

1 неделя февраля

I. Как работает твой желудок и кишечник?

  1. неделя

I. Что тебе надо сделать, чтобы не повредить свою печень?

  1. неделя

I. Как развиваются твои половые органы?

1 неделя марта

I. Что тебе надо сделать, чтобы сохранить здоровыми свои почки и мочевой пузырь?

2 неделя

I. Как ты заботишься о своей коже?

1 неделя апреля

I. Как ты заботишься о своих волосах и ногтях?

  1. неделя

  1. Нормальная ли у тебя осанка?

  2. Как ты заботишься о своем позвоночнике?

  1. неделя

I. Почему ты занимаешься физическими упражнениями?

1 неделя мая

I. Какое у тебя здоровье и как оно зависит от твоего образа жизни?

Приложение № 2.

Правила здорового образа жизни.

  1. Заниматься физкультурой 3-5 раз в неделю, но не перенапрягать организм.

  2. Не переедать и не голодать. Питаться 4-5 раз в день, употреблять в пищу необходимое количество белка, витаминов и минеральных веществ, но ограничивая себя в животных жирах и сладком.

  3. Не переутомляться умственной работой. Стараться получать удовлетворение от школьной учебы.

  4. Доброжелательно относиться к людям. Знать и соблюдать правила общения. Найти для себя эффективный вариант выхода из стрессового состояния, научиться предупреждать его.

  5. Ежедневно заниматься закаливанием своего организма /обтирание мокрым полотенцем, купание/.

  6. Не привыкать к курению и употреблению спиртных напитков. Учиться сдерживать себя и не поддаваться, когда кто-нибудь будет соблазнять попробовать сигарету или спиртное.

  7. Выработать, с учетом индивидуальных особенностей своего характера, подходящий способ отхода ко сну, позволяющий быстро уснуть и полностью восстановить силы.

Приложение № 3.

Что должен знать учащийся к концу года:

  1. Правила здорового образа жизни.

  2. Как правильно сохранять свою осанку.

  3. Как правильно ухаживать за своими ногтями, волосами, кожей.

  4. О гигиене половых органов.

  5. О работе органов.

  6. Как ухаживать за зубами, за ушами, горлом и глазами.

Что должен уметь учащийся к концу года:

  1. Ухаживать за ногтями, волосами, кожей.

  2. Уметь ухаживать за половыми органами.

  3. Уметь ухаживать за зубами, горлом, полостью рта, ушами, глазами.

  4. Уметь владеть своими чувствами, эмоциями.

  5. Уметь выходить из стрессового состояния.

  6. Уметь создавать дружескую спокойную атмосферу со сверстника и взрослыми.



3


© 2010-2022