- Преподавателю
- Другое
- Программа, направленная на воспитание здорового образа жизни Азбука здоровья
Программа, направленная на воспитание здорового образа жизни Азбука здоровья
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Акшаева Н.Ю. |
Дата | 12.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
КСКОУ ОО «Кромская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»
Программа «Азбука здоровья»
Составитель:
Акшаева Н.Ю.
2013 год
Пояснительная записка.
Здоровье - естественное состояние организма, и человек, гармонично согласующий свою жизнь с законами природы, не может болеть. Пока соблюдены правильные условия для сохранения здоровья, никакой организм заболеть не может.
Наша цивилизация создала более или менее искусственный образ жизни. Мы и едим не правильно, и пьем неправильно, и спим неправильно, делаем многое так, как не надо делать и не делаем того, что надо делать.
* Поэтому человек в этой своей ненормальности быстро слабеет физически, в нем проявляется дисгармония, появляются болезни, человек быстро стареет.
Здоровье включает следующие части:
-
Высокая работоспособность и устойчивость к заболеваниям. Основа этого - нормальная работа всех органов и систем организма /физиологический компонент/.
-
Уверенность в себе, основанная на умении управлять своими чувствами и мыслями /психологический компонент/.
-
Стремление и умение управлять собственным здоровьем и строить свое поведение без ущерба для благополучия других людей /нравственный компонент/.
Главной целью программы «Здоровье» является обеспечение нормального развития ребенка и подготовки его к самостоятельной жизни, а также сохранение и укрепление здоровья детей.
Эта программа рассчитана на учащихся 7-8 классов.
В этом возрасте в организме человека происходят заметные изменения, а кроме того, начинает формироваться свой /индивидуальный/ образ жизни.- Очень важно «правильно повзрослеть»: не приобрести вредных привычек, а главное - научиться управлять своим организмом, чтобы сохранить и укрепить здоровье. Ведь от этого во многом будет зависеть их дальнейшая жизнь - то какими они вырастут, чем смогут заниматься, какая будет у них семья и многое другое.
Но для того чтобы управлять организмом, надо прежде всего знать его: как он устроен, как работает, что и почему для него полезно, а что вредно.
Наши медики регулярно проводят осмотры детей в школах. Делается это для того, чтобы оценить состояние их здоровья и предупредить распространение болезней.
Так вот медицинские осмотры показывают, что здоровье детей стало резко ухудшаться. Сегодня совершенно здоровым является один ученик из десяти. У остальных девяти обнаруживаются различные отклонения в здоровье, в том числе хронические заболевания. Есть о чем задуматься.
Программа «Здоровье» ставит перед собой следующие задачи:
-
Формирование мотивации ребенка к сохранению собственного здоровья.
-
Формирование у детей адекватности собственному личностному и будущему социальному, в том числе семейному контексту.
-
Формирование мотивации к активному, здоровому образу жизни, формирование санитарно-гигиенических навыков, умение ориентироваться в социуме.
-
Формирование социального, психического и физического здоровья
детей.
-
Коррекция эмоционально-волевой сферы ребенка.
-
Восстановление зрительных функций глаз. Укрепление мышцы глаз.
-
Научиться расслабляться, проделывать ритмичное, спокойное, естественное, полное дыхание и с помощью этого достигнуть расслабления мышц от ног до лица.
-
Научиться с помощью правильного дыхания восстанавливать нервную систему.
-
Создание мягкой, теплой, уютной атмосферы взаимоотношений между ребятами и взрослыми.
-
Научить ребенка справляться с жизненными трудностями.
-
Научить нести ответственность за себя, заботясь о себе.
I раздел.
Музыкотерапия /занятия, игры, самоподготовка/
С давних пор музыка используется как лечебный фактор. С помощью музыкального ритма восстанавливается равновесие в деятельности нервной системы, умериваются слишком возбужденные темпераменты и растормаживаются заторможенные дети.
Так, лирическая музыка дает организму общее настроение успокоения, тихой радости и грусти, ровное внешнее поведение; драматическая музыка создает настроение возбуждения, повышенного жизненного тонуса. Для релаксации желательна музыка медленная, спокойная, музыка исцеляющая.
Музыка - не звук в тишине, а тишина в звуке.
-
Включаем музыку и расслабляемся, дыхание спокойное.
-
Входим в нее и представляем /дальнее эхо, тишину, запах цветов, лес, зверей, смотрим вдаль, отдыхаем/.
Этюды
«Факир»
-
Садимся на пол, скрестив ноги по-турецки, руки на коленях, кисти свисают вниз, спина и шея расслаблены, голова опущена, глаза закрыты.
-
Звучит музыка /сирийская народная мелодия/, факиры отдыхают.
Этюд на напряжение и расслабление мышц ног
На пальцы ног залезли муравьи и бегают по ним. С силой натянуть носки на себя, ноги напряженные, прямые /на вдохе/. Оставить носки в этом положении, прислушаться на каком пальце сидит муравей /задержать дыхание/. Мгновенное снятие напряжения в стопах сбросить муравья с пальцев ног /на выдохе/. Носки идут вниз, в стороны. Расслабить ноги. Ноги отдыхают.
Этюд на полную релаксацию
-
Представить себе медленный поток воды, который течет по всему телу сверху вниз, очищая организм от напряжения. Поток идет по лицу, шее и т.д. вытекая из больших пальцев ног.
-
Можно представить себя в густом тихом лесу, который чем дальше, становится все гуще, а тишина все глубже. Мрак и спокойствие леса наполняет вас и вы находитесь в состоянии сна. Полный покой.
*
II раздел.
Изотерапия /занятия, свободное время/.
С помощью цвета можно сигнализировать о своем эмоциональном состоянии. Пристрастие к серым и коричневым тонам свидетельствует о желании ребенка расслабления и покоя; лиловый цвет говорит о веселом, мечтающем характере; бело-зеленые краски искрятся, создают впечатление чистоты и гармонии. От насыщенности красного цвета исходит динамика, тепло, радость. Зеленый цвет - цвет надежды, успокоения.
Заканчивать занятие можно художественной рефлексией «Берите краски, начинайте рисовать, ничего не планируя и ни о чем не думая. Выбор красок неограничен. Наносите их на бумагу, не думайте, рисуйте 5 минут и заканчивайте». Воспитатель сам анализирует их скрытый смысл - как смысл слов. Игра красок - это свой, особый язык.
III раздел.
Глазотерапия
/свободное время, прогулка, после сна, самоподготовка/.
-
Восточный метод стимулирования энергетических центров. Сосредоточить внимание на фигурах зеленых тонов - 10 минут.
Снимается усталость, стресс, выравнивается дыхание и сердечный ритм.
-
Упражнение для тренировки мыши глаз /фиксирование взгляда на кончике носа/.
а) Принять удобную расслабленную позу, спину и голову держать прямо. Скошен взгляд на кончик носа на 1 - 2 минуты.
б) Закрыть глаза, повторить несколько раз, через минуту можно выполнить фиксирование взгляда на:
-
область между бровями на 1 - 2 минуты;
-
отдохнуть, закрыв глаза.
Эти упражнения укрепляют мышцы глаз, контролируют глазное яблоко, поворачивание его справа налево и вверх - вниз, помогает правильной фиксации и аккомодации глаз.
Массаж глаз /под контролем взрослого/
а) слегка надавливайте на веки;
б) постукивайте кончиками пальцев;
в) делайте ими вращательные движения в обе стороны;
г) закройте глаза ладонью.
Учебно-тематический план
Перечень разделов, тем
Кол-во
часов
Теор.
Прак.
I раздел «Здоровье»
-
Что такое здоровье.
-
Какое у тебя здоровье и как ты о нем заботишься?
-
Как сохранить здоровье.
-
Какое настроение чаще всего бывает у тебя в школе.
II раздел «Изучаем свой организм»
-
«Крепость» здоровья человека.
-
Как развивается твой организм.
-
Твой режим.
-
Мое здоровье - в моих руках.
III раздел «Путь к здоровью»
-
Что меня волнует во мне.
-
Какой я хочу, могу стать, буду.
-
Что я делал для собственного оздоровления.
-
Размышления о здоровье.
IV раздел «Час здоровья» /практикум/
-
Танец «Африканца».
-
Танец «Дикарей».
-
Танец - игра «Если здорово живется - делай так».
-
Танец - игра «Землетрясение».
-
Танец «Вертикаль».
-
Индивидуальное рисование.
-
Рисование в паре, вчетвером.
-
Рисование всем классом.
-
Фитотерапия.
10 «Я в мире звуков».
-
«Мир моих чувств».
-
Игра «Здравствуйте».
-
«Я и звук».
*
*
Ожидаемый результат.
Что должен учащийся знать.
-
Правила здорового образа жизни.
-
Как правильно сохранить свою осанку.
-
Как правильно ухаживать за своими ногтями, волосами, кожей.
-
гигиене половых органов.
-
работе органов.
6.Как ухаживать за зубами, за ушами, горлом и глазами.
Что должен учащийся уметь.
-
Ухаживать за ногтями, волосами, кожей.
-
Уметь ухаживать за половыми органами.
-
Уметь ухаживать за зубами, горлом, полостью рта, ушами, глазами.
-
Уметь владеть своими чувствами, эмоциями.
-
Уметь выходить из стрессового состояния.
-
Уметь создавать дружескую спокойную атмосферу со сверстниками и взрослыми.
Литература
-
Педагогика здоровья: начало пути. Акбашев Талгат Фоатович. г. Павлодар, 1995 г.
«
-
Зайцев Г.К., Зайцев А. Г. Твоё здоровье: Укрепление организма/худ. О.Р. Гофман. - СПб.: Акцидент, 1997. - 112 с.: ил.
■ 3. Обухова Л. А., Лемяскина Н. А. Тридцать уроков здоровья для первоклассников: Методическое пособие. - М.: ТЦ «Сфера», 2001. - 56 с.
4. Учимся думать о себе и о других: Книга для чтения и размышления (для начальной школы). 2-е изд., испр. - СПб.: Специальная Литература 1999. - 320 с.: ил.
Приложение № 1.
Перечень самоанализов.
1 неделя сентября
I. Какое у тебя здоровье и как ты о нем заботишься?
Заполни анкету и проведи анализ ответов.
-
Болел ли ты в последние полгода? Если болел, перечисли заболевания.
-
Сколько дней ты болел?
-
Что было причиной твоих болезней?
-
Как ты считаешь: хорошо ли ты заботишься о своем организме.
II. Какое настроение чаще всего бывает у тебя?
Выбери из каждой пары состояний /подчеркни/ то, которое у тебя бывает чаще.
-
Весело - грустно
-
Интересно - не интересно
-
Стараюсь - не стараюсь
-
Волнуюсь - не волнуюсь
-
Устаю - не устаю
-
Радуюсь - огорчаюсь
-
Легко-трудно
-
Чувствую подавленность - испытываю душевный подъем
-
неделя
I. Как развивается твой организм?
-
неделя
I. Каким ты хочешь быть в старости?
1 неделя октября
I. Какой у тебя рост и вес? /помощь медсестры/
2 неделя
I. Как ты заботишься о своем мозге и нервах?
-
Какое у тебя зрение?
-
Как ты заботишься о своих глазах?
1 неделя ноября
-
Какова чувствительность твоего слуха?
-
Что тебе надо делать, чтобы сохранить свои уши в порядке?
-
неделя
I. Что тебе надо делать, чтобы твой рот был в порядке?
-
неделя
I. Как ухаживать за своими зубами?
1 неделя декабря
I. Как ты заботишься о своем горле?
-
неделя
I. Как ты заботишься о своем носе?
-
неделя
I. Хорошо ли ты заботишься о своем дыхательном горле?
1 неделя января
I. Как ты заботишься о своих легких?
2 неделя
-
Как работает твое сердце?
-
Какова мощность твоего сердца?
-
Что тебе надо делать, чтобы укрепить свое сердце?
1 неделя февраля
I. Как работает твой желудок и кишечник?
-
неделя
I. Что тебе надо сделать, чтобы не повредить свою печень?
-
неделя
I. Как развиваются твои половые органы?
1 неделя марта
I. Что тебе надо сделать, чтобы сохранить здоровыми свои почки и мочевой пузырь?
2 неделя
I. Как ты заботишься о своей коже?
1 неделя апреля
I. Как ты заботишься о своих волосах и ногтях?
-
неделя
-
Нормальная ли у тебя осанка?
-
Как ты заботишься о своем позвоночнике?
-
неделя
I. Почему ты занимаешься физическими упражнениями?
1 неделя мая
I. Какое у тебя здоровье и как оно зависит от твоего образа жизни?
Приложение № 2.
Правила здорового образа жизни.
-
Заниматься физкультурой 3-5 раз в неделю, но не перенапрягать организм.
-
Не переедать и не голодать. Питаться 4-5 раз в день, употреблять в пищу необходимое количество белка, витаминов и минеральных веществ, но ограничивая себя в животных жирах и сладком.
-
Не переутомляться умственной работой. Стараться получать удовлетворение от школьной учебы.
-
Доброжелательно относиться к людям. Знать и соблюдать правила общения. Найти для себя эффективный вариант выхода из стрессового состояния, научиться предупреждать его.
-
Ежедневно заниматься закаливанием своего организма /обтирание мокрым полотенцем, купание/.
-
Не привыкать к курению и употреблению спиртных напитков. Учиться сдерживать себя и не поддаваться, когда кто-нибудь будет соблазнять попробовать сигарету или спиртное.
-
Выработать, с учетом индивидуальных особенностей своего характера, подходящий способ отхода ко сну, позволяющий быстро уснуть и полностью восстановить силы.
Приложение № 3.
Что должен знать учащийся к концу года:
-
Правила здорового образа жизни.
-
Как правильно сохранять свою осанку.
-
Как правильно ухаживать за своими ногтями, волосами, кожей.
-
О гигиене половых органов.
-
О работе органов.
-
Как ухаживать за зубами, за ушами, горлом и глазами.
Что должен уметь учащийся к концу года:
-
Ухаживать за ногтями, волосами, кожей.
-
Уметь ухаживать за половыми органами.
-
Уметь ухаживать за зубами, горлом, полостью рта, ушами, глазами.
-
Уметь владеть своими чувствами, эмоциями.
-
Уметь выходить из стрессового состояния.
-
Уметь создавать дружескую спокойную атмосферу со сверстника и взрослыми.
3