Рабочая программа по СБО

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по СБО

Пояснительная записка

Курс социально-бытовой ориентировки (СБО) направлен на практическую подготовку учащихся 5-9 классов к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, навыков, способствующих социальной адаптации в условиях современного общества, на повышение уровня их общего развития. Данные заня­тия должны формировать и совершенствовать у детей необходимые им навыки ориентировки в окружающем: самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, умений пользоваться услугами предпри­ятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помо­щи, способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса учеников и т. д.

Занятия по социально-бытовой ориентировке проводятся в спе­циально оборудованном кабинете, обеспечивающем выполнение в полном объеме всех видов теоретических и практических работ, предусмотренных программой.

Программа СБО составлена на основании учебного плана МБОУ «Алешковская школа», согласно рекомендации ИПР обучающихся, с учетом возможностей, уровня знаний и умений учащихся на 2015-2016 учебный год. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Програм­ма состоит из разделов. В каждом разделе даны темы занятий, опре­делено содержание практических работ и упражнений, а также пе­речислены основные требования к знаниям и умениям учащихся. Большинство разделов программы изучается с 5 по 9 классы. Учитель, соблюдая принципы систематичности и последовательнос­ти в обучении, при сообщении нового материала может использовать опыт учащихся как базу для расширения их знаний, совершенство­вания имеющихся у них умений и навыков и формирования новых.

Основными формами и методами обучения являются практиче­ские работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы. На заняти­ях применяются различные наглядные средства обучения. Весьма желательна демонстрация учебных кинофильмов, слайдов, способ­ствующих формированию реальных образов и представлений.

Все разделы программы предусматривают проведение практи­ческих работ или заданий. Каждый ученик, независимо от его интеллектуальных и физических возможностей, должен овладеть основными способами ухода за одеждой, приготовления пищи, научиться составлять деловые бумаги, заполнять различного рода бланки и т.д.

В зависимости от задач урока и оснащенности кабинета могут использоваться как коллективные , так и индивидуаль­ные (выполнение учеником всех операций под руководством учи­теля) методы организации практических работ. Однако при любой форме организации занятия каждый ученик должен на практике овладеть всеми необходимыми знаниями и умениями.

Следует особо обратить внимание на изучение правил техни­ки безопасности, формирования умений пользоваться нагреватель­ными приборами, электрическими и механическими бытовыми приборами и приспособлениями, колющими и режущими предмета­ми, а также навыков обращения со стеклянной посудой, кипятком и т.д. Ни один даже незначительный случай нарушения правил техни­ки безопасности нельзя оставлять без внимания. Необходимо посто­янно приучать детей к соблюдению санитарно-гигиенических требо­ваний во время выполнения различных практических работ.

Беседа на занятиях по социально-бытовой ориентировке являет­ся одним из основных методов обучения и применяется в сочетании с сюжетно-ролевыми играми, различными практическими работами, записями в тетрадь определенных правил, зарисовками, упражне­ниями и другими видами работ. Продолжительность беседы может быть различной, но она не должна являться единственным методом обучения, используемым на занятии. В зависимости от задач занятия беседа может иметь различное назначение. Например, она может носить информационный характер. В этом случае учитель выясняет имеющиеся у учащихся знания и представления и сообщает им новые необходимые сведения. В начале занятия проводятся краткие вводные беседы, а в конце занятия для закрепления полученных знаний - заключительные беседы.

При определении содержания и объема учебного материала, со­общаемого на занятиях, учитель должен ориентироваться на требо­вания к знаниям и умениям учащихся, относящимся к соответству­ющему разделу программы, принимая во внимание, что из года в год объем, и сложность материала возрастает. Это в свою очередь опре­деляет необходимость изменения и усложнения методов и приемов работы.

Сюжетно-ролевые игры применяются как один из ведущих ме­тодов обучения, особенно по тем разделам программы, в которых не предусмотрено проведение практических работ, например «Культу­ра поведения», «Семья» и др. В сочетании с другими методическими приемами сюжетно-ролевые игры целесообразно использовать при изучении таких разделов, как «Торговля», «Средства связи» и т.п. Сюжетно-ролевые игры в основном рекомендуется проводить на этапе закрепления пройденного материала и для формирования навыков общения. Воспроизводя в игре конкретные жизненные ситуации, учащиеся применяют усвоенные ими знания и приемы (например, правила поведения, приемы ухода за маленьким ребенком и т.д.).

Значительное место в программе отводится экскурсиям. Они проводятся на промышленные и сельскохозяйственные объекты, в магазины, на предприятия службы быта, в отделения связи, на транспорт, в различные учреждения. Экскурсии в зависимости от их места в учебном процессе могут быть вводные, текущие и итого­вые. Любая экскурсия не является самоцелью и используется в со­четании с другими организационными формами обучения по опре­деленной теме. В ходе экскурсий могут проводиться практические работы. Так, во время экскурсии на телеграф учащиеся заполняют бланки телеграмм (с помощью заранее составленных текстов).

Для прочного закрепления знаний и умений следует постоянно осуществлять повторение пройденного. С этой целью учитель при составлении плана занятия должен продумать, в какой его части можно применить знания и умения, полученные детьми ранее. Для повторения привлекается пройденный материал из других разделов, логично связанный с изучаемой темой. Например, на занятиях по приготовлению пищи целесообразно вспомнить правила ухода за кухней и посудой, во время подготовки и проведения экскурсии - поРабочая программа по СБОРабочая программа по СБОвторить правила поведения в общественных местах и в транспорте, предложить детям выбрать рациональный маршрут, транспортные средства и т.д. Повторение учебного материала по изучаемой теме или ранее пройденного материала должно быть элементом каждого занятия.

Занятия по социально-бытовой ориентировке тесно связаны с уроками родного языка, математики, географии, труда, естество­знания.

На занятиях по социально-бытовой ориентировке следует уделять внимание развитию устной и письменной речи, практическому применению знаний и навыков, полученных на уроках родного языка. На всех этапах занятия в связи с изучаемым материалом необходимо следить за полнотой устных ответов, последовательно­стью изложения, умением детей правильно построить фразу, диалог, обосновать вывод.

Социально-бытовая ориентировка учащихся должна иметь свое логическое продолжение в системе внеклассной работы. Только комп­лексная совместная деятельность учителя и воспитателя позволит достичь желаемых результатов. Настоящая программа должна служить ориентиром для воспитателя при отборе материала, определении его тематики, объема и последовательности изучения.

Однако воспитатель в своей деятельности не должен использовать формы и методы работы учителя. Он осуществляет закрепление полученных на занятиях знаний и умений в процессе практической работы, формирует на их основе прочные навыки. Например, при прохождении раздела «Жилище» учитель обучает детей правилам уборки квартиры, а воспитатель, организуя деятельность учащихся по самообслуживанию, повторяет с ними эти правила, следит за ходом уборки.

Связь учителя с воспитателем осуществляется также при совме­стном проведении отдельных экскурсий и некоторых итоговых практических занятий, которые можно объединять с внеклассными мероприятиями. Учитель должен принимать активное участие в тех внеклассных мероприятиях, которые позволяют закрепить усвоен­ное на практике и проверить, что и как восприняли ученики на за­нятиях по социально-бытовой ориентировке. Такое взаимодействие учебной и внеклассной работы способствует совершенствованию знаний и навыков детей, успешному применению их в жизни.

Тематика и последовательность занятий по социально-бытовой ориентировке отражаются в классном журнале. Распределение вре­мени на прохождение программного материала и порядок изучения тем учитель определяет по своему усмотрению. Содержание таких тем, как «Транспорт», «Торговля», и количество часов, отведенных на них, могут несколько изменяться в зависимости от местных ус­ловий. При тематическом планировании должны учитываться вре­мя года и потребности школы. Например, в соответствии с обще­школьным планом, проводится «Неделя труда». Учителю следует на этот период запланировать изучение таких тем, которые согласо­вывались бы с видами общественно полезного труда школьников. При подборе материалов по теме «Учреждения, организации и пред­приятия» целесообразно предусмотреть ознакомление детей не только с объектами ближайшего окружения, но и с объектами, на­ходящимися на территории, на которой учащиеся будут проживать после окончания школы.

Общее количество часов по программе:

  1. класс - 34 ч;

  2. класс - 68 ч;

  3. класс - 68 ч;

  4. класс - 68 ч;

  5. класс - 68 ч,









5 класс

Календарно- тематическое планирование СБО

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Дата по

плану

Дата фактически

Приме-

чание

5 класс ( 34 часа)




1

Введение

1


Личная гигиена

2.

Личная гигиена

1

3.

Личные вещи

1

4.

Гигиена зрения

1

5.

Личная гигиена

1

6

О вреде курения и, алкоголя

1


Культура поведения (4 часа)


7

Осанка

1

8

Формы обращения с просьбой

1

9

Правила поведения за столом

1

10

Культура поведения

1


Семья (7)


11

Состав семьи учащегося

1

12

Генеалогическое дерево

1

13

Виды одежды


14

Чистка одежды , сушка

1

15

Виды обуви, чистка, хранение обуви

1

16

Виды головных уборов

1

17

Одежда и обувь

1


Жилище (6 часов)


18

Виды жилых помещений.

1

19

Виды жилья, варианты квартир

1

20

Понятие «Почтовый адрес» Почтовый адрес дома и школы..

1


Транспорт


21

Виды транспортных средств.

1

22

Поведение в транспорте..

1

23

Правила и знаки дорожного движения. дорожного движения.

1


Торговля (3 часа)


24

Виды и значение торговых предприятий.

1

25

Отделы продовольственных магазинов

1

26

Виды товара

1

27

Срок годности продуктов питания

1

28

Торговля (пр.р)

1


Питание (4 часа)


29

Значение питания в жизни человека.

1

30

Кухонные принадлежности.

1

31

Уход за посудой

1

32

Строение яйца. Приготовление блюд из яиц (отварные, яичница).

1

33

Кухонная посуда, приборы и приспособления - назначение.

1

34

Чайная посуда. Правила заваривания чая.

1













68 часов 6 класс

№ п/п

Тема урока

Личная гигиена

Количество часов

Дата по

плану

Дата фактически

Приме-

чание

1

Закаливание организма

1

2

Гигиена зрения

1

3

Сезонная одежда(выбор одежды)

1

4

О вреде наркотиков и токсических веществ

1

5

Поведение в музее, библиотеке

1

6

Поведение в кино, театре.

1

7

Сюжетная игра «Мы в театре»

1

8

Способы ведения разговора

1

9

Место работы членов семьи

1

10

Права и обязанности членов семьи

1


Одежда. Обувь


11

Значение опрятного вида человека

1

12

Правила пришивания крючков, пуговиц, вешалок

1

13

Зашивание распоровшегося шва

1

14

Пр.Р. пришивание пуговиц крючков, вешалок

1

15

Ручная стирка изделий из х/б тканей

1

16

Глажение мелких изделий

1

17

Пр.р правила и приемы ручной стирки изделий из х/б тканей

1

18

Тест: Одежда и обувь

1


Жилище

19

Гигиенические требования к жилому помещению

1

20

Пылесос

1

21

Повседневная сухая уборка

1

22

Повседневная влажная уборка

1

23

Уход за мебелью

1

24

Чистка мягкой мебели

1

25

Мытьё зеркал, окон

1

26

Утепление окон

1

27

Пр.р Уборка помещения

1


Медицина


28

Виды медицинских учреждений

1

29

Работники медицинских учреждений

1

30

Виды медицинской помощи

1

31

Меры предупреждения глистных заболеваний

1

32

Отделы аптеки, виды отпуска лекарств

1


Транспорт


33

Городской транспорт

1

34

Оплата за проезд

1

35

Маршрут передвижения по городу

1

36

Пригородные поезда. Расписание

1

37

Направления, ж/д зоны, билеты

1


Торговля


38

Магазины промтоваров, отделы.

1

39

Экскурсия в магазин

1

40

Порядок приобретения товаров

1

41

Обмен товара по чеку

1


Средства связи


42

Основные средства связи

1

43

Виды почтовых отправлений


44

Виды писем

1

45

Порядок отправления письма

1

46

Стоимость пересылки

1

47

Телефон. Телеграф.

1

48

Написание адреса на конвертах

1


Учреждения . Организации


49

Детские дошкольные учреждения

1

50

Гимназия , лицей, колледж.

1

51

Питание

1

52

Гигиена приготовления пищи

1

53

Хранение продуктов и готовой пищи

1

54

Способы выбора продуктов

1

55

Приготовление пищи с минимальной тепловой обработкой

1

56

Чтение и составление рецептов приготовления блюд.

1

57

Блюда из круп.

1

58

Заварка чая

1

59

Варка яиц

1

60

Приготовление блюда из картофеля

1

61

Составление рецепта приготовления блюд

1

62

Запеканка из творога

1

63

Уход за посудой

1

64

Уход за посудой

1

65

Проверочная работа

1

66

Подведем итоги года

1

67

Экскурсия

1

68

Экскурсия

1



7 класс

68 часов

№ п/п

Тема урока

Личная гигиена

Количество часов

Дата по

плану

Дата фактически

Приме-

чание

1

Личная гигиена подростка

1

2

Пользование шампунем

1


Культура поведения


3

Правила приема приглашения в гости

1

4

Подготовка к поездке в гости

1

5

Подарки

1

6

Культура поведения. (пр.р)

1


Семья


7

Помощь родителям по уходу за младшими детьми.

1

8

Разучивание «тихих игр»

1

9

Сказки. песенки

1

10

Подвижные игры

1


Одежда. Обувь


11

Мелкий ремонт одежды

1

12

Штопка одежды

1

13

Заплата нашивная

1

14

Заплата декоративная

1

15

Пр.р. Виды штопки

1

16

Бытовая техника для стирки

1

17

Стирка изделий из х/б тканей

1

18

Стирка изделий из шелка

1

19

Приемы глажения белья.

1

20

Приемы глажения брюк

1

21

Прачечная. Виды услуг

1

22

Одежда и обувь(пр.р).

1


Жилище


23

Регулярная уборка

1

24

Сезонная уборка

1

25

Способы ухода за окнами

1

26

Виды моющих средств

1

27

Санитарная обработка помещений.

1

28

Способы и средства ухода за полом

1

29

Уход за мебелью.

1

30

Жилище (пр.р) . Правила уборки помещений

1


Медицинская помощь

1

31

Домашняя аптечка

1

32

Лекарственные растения

1

33

Виды доврачебной помощи

1

34

Первая помощь при травмах

1

35

Первая помощь при переломах

1

36

Медицинская помощь

1


Транспорт


37

Экскурсия на вокзал .Презентация

1

38

Междугородный ж/д транспорт

1

39

Службы вокзала

1

40

Виды вагонов

1

41

Билеты. Расписание.

1

42

Камера хранения

1


Торговля


43

Универмаги, универсамы их назначение

1

44

Отделы магазинов

1

45

Порядок приобретения товаров

1

46.

Торговля. (пр.р)

1


Средства связи


47

Виды бандеролей

1

48

Упаковка. Порядок почтового отправления.

1

49

Посылка. Виды упаковки

1

50

Стоимость пересылки

1

51

Правила отправления посылок

1

52

Средства связи

1

53

Экскурсия на почту.

1


Питание


54

Виды питания

1

55

Значение первых блюд

1

56

Значение блюд из овощей, рыбы, мяса.

1

57

Салат

1

58

Питание

1

59

Выпечка блинов (бездрожжевое тесто)

1

60

Приготовление песочного печенья.

1

61

Консервирование овощей,фруктов,ягод.

1

62

Замораживание овощей, фруктов, ягод.

1

63

Составление меню завтрака, обеда, ужина

1

64

Составление меню на неделю.

1


Учреждения. Организации


65

Экскурсия на с/х предприятие

1

66

Названия рабочих специальностей

1

67

Названия рабочих специальностей

1

68

Виды выпускаемой продукции

1





8 класс 68 часов

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Дата по

плану

Дата

фактически

Примечание

Личная гигиена


1

Приемы ухода за кожей лица

1

2

Средства и способы укрепления здоровья

1

3

Культура общения юношей и девушек

1

4

Внешний вид

1

5

Выбор одежды

1

6

Пр.р « Встреча молодых людей»

1


Семья

1

7

Грудной ребенок в семье

1

8

Периодичность кормления ребенка

1

9

Правила купания ребенка

1

10

Одевание и пеленание ребенка

1

11

Уход за ребенком

1

12

Правила содержания детской посуды, игрушек.

1


Одежда. обувь

1

13

Шерстяные и синтетические ткани.

1

14

Стиральные порошки

1

15

Стирка в домашних условиях.

1

16

Утюжка рубашек, блузок.

1

17

1

18

Химчистка.

1


Жилище


19

Моющие средства для уборки

1

20

Уборка кухни, санузла, ванны

1

21

Печатные инструкциик моющим средствам

1

22

Пр.р . Мытье кафельных стен, чистка раковины

1


Медицинская помощь


23

Первая помощь при ожогах

1

24

Первая помощь при обмораживании

1

25

Первая помощь при отравлении

1

26

Первая помощь при тепловом и солнечном ударе.

1

27

Первая помощь утопающему.

1

28

Меры по предупреждении несчастных случаев в быту.

1

29

Пр.р. «Оказание помощи при несчастном случае»

1


Транспорт


30

Междугородний автотранспорт

1

31

Маршруты. Билеты.

1

32

Водный транспорт. Порт.

1


Торговля


33

Виды рынков

1

34

Различие рынка от магазина

1

35

Экскурсия на рынок .Презентация

1

36

Пр.р. Сравнение рыночных и магазинных цен

1


Средства связи


37

Телефон

1

38

Телефонный справочник

1

39

Культура разговора по телефону.

1

40

Междугородняя телефонная связь

1

41

1


Учреждения. Организации.


42

Департамент.

1

43

Муниципалитет. Префектура.

1

44

милиция

1

45

1


Экономика домашнего хозяйства


46

Бюджет семьи

1

47

Основные статьи расходов семьи

1

48

Экономика домашнего хозяйства.

1

49

Правила экономики

1

50

Содержание жилища, его оплата.

1

51

Сбережения.

1

52

Виды вкладов

1

53

1


Питание.


54

Виды теста

1

55

Тесто пресное

1

56

Питание.

1

57

Тесто дрожжевое

1

58

Приготовление лапши

1

59

Питание.

1

60

Рецепты приготовления блюд для детей ясельного возраста.

1

61

Меню праздничного стола. Сервировка праздничного стола.

1

62

Рецепты приготовления национальных блюд.

1

63

Отваривание пельменей и приготовление соусов.

1

64

Приготовление вегетарианского борща.

1

65

Выпечка блинов из дрожжевого теста.

1

66

Выпечка печенья.

1

67

Заготовка продуктов впрок

1

68

Запись рецептов

1



9 класс 68 часов

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Дата по

плану

Дата фактически

Приме-

чание

1

Вводный инструктаж по охране труда учащихся в кабинете СБО.

1


Питание


2

Диетическое питание.

1

3

Приготовление диетического блюда. Практическая работа.

1

4

Питание детей ясельного возраста.

1

5

Составление меню на день для ребенка ясельного возраста. Практическая работа.

1

6

Составление меню на неделю для ребенка ясельного возраста

1

7

Национальное блюдо.

1

8

Приготовление национальных блюд.

1

9

Приготовление национального блюда. Практическая работа.

1

10

Составление меню праздничного стола. Практическая работа. Сервировка праздничного стола.

1

11

Обобщение тем по разделу «Питание».

1


Одежда обувь


12

Стиль одежды, мода. Обновление одежды (замена мелких деталей).

1

13

Внешний вид молодого человека и средства выражения индивидуальности.

1

14

Средства и правила выведения мелких пятен на одежде из разных видов тканей в домашних условиях.

1

15

Выведение пятен в домашних условиях. Практическая работа.

1

16

Стирка изделий из тюля и трикотажа. Практическая работа

1

17

Обобщение тем по разделу «Одежда и обувь».

1


Семья


18-19

Российская семья. Условия создания семьи; основные семейные отношения.

1

20

Распределение обязанностей по ведению хозяйства.

1

21-22

Бюджет. Практическая работа. Упражнения в планировании бюджета семьи и распределении обязанностей в семье.

1

23

Формы организации досуга и отдыха в семье.

1

24

Семейные традиции.

1

25

Обобщение тем по разделу «Семья».

1


Культура поведения


26

Адекватность поведения в обществе, правила общежития.

1

27

Прием гостей. Сюжетно-ролевая игра «Чаепитие».

1

28

Правила хорошего тона в обращении с друзьями и взрослыми.

1

29

Обобщение раздела «Культура поведения».

1


Жилище


30

Рациональная расстановка мебели в квартире (зал, спальная комната).

1

31

Интерьер.

1

32

Сохранение жилищного фонда

1

33

Обобщение раздела «Жилище».

1


Медицинская помощь


34

Инфекционные заболевания и меры по их предупреждению.

1

35

Уход за больным.

1

36

Уход за больным.

1

37

Сюжетная игра - «Больной в доме». Уход за ним: измерение температуры и запись, чтение инструкции показаний и применения лекарства, составление графика приема.

1

38

Документы, подтверждающие нетрудоспособность: справка и листок нетрудоспособности.

1

39

Обобщение раздела «Медицинская помощь»

1


Транспорт


40-41

Назначение авиатранспорта. Аэровокзал.

1

42-43

Маршруты. Порядок приобретения билетов. Стоимость проезда.

1


Торговля


44

Рынки. Виды рынков: продуктовые, вещевые, крытые, открытые, постоянно действующие, временные, оптовые, мелкооптовые.

1

45

Комиссионные магазины, торговля уцененными товарами, скупка вещей у населения.

1

46

Значение ярмарок: международные, межрегиональные, межгородские, межрайонные, сельские.

1

47

.Виды ярмарок: ярмарки-привозы, ярмарки-выставки, ярмарки образцов.

1


Средства связи


48

Виды денежных переводов (почтовые, телеграфные). Стоимость отправления денежных переводов.

1

49-50

Виды связи: сотовая, автоответчик, пейджер, компьютерная, факс, АОН, телефон с определителем. Особенности каждого вида связи и их значимость. Необходимость в современных условиях жизни общества.

1

51

Экскурсия на почту. Заполнение бланков на отправление денежного перевода, почтового и телеграфного.

1

52

Обобщение раздела «Средства связи».

1


Учреждения, организации


53

Предприятие бытового обслуживания: ЖКХ.

1

54

Виды оказываемых услуг, профессии работников.

1

55

Экскурсия на предприятие бытового обслуживания.

1

56

Обобщающий урок по разделу «Учреждения, организации и предприятия».

1


Трудоустройство

1

57

Вводный урок. «Моя будущая профессия».

1

58

Учреждения и отделы по трудоустройству (отдел кадров, комиссия по трудоустройству молодежи).

1

59

Бюро по трудоустройству населения. Детская биржа труда.

1

60

Оформление на работу, постоянную и по договору. Документы, необходимые для поступления на работу.

1

61

Знакомство с ТК РФ. Практическая работа.

1

62

Деловые бумаги: заявление. Правила составления

1

63

Деловые бумаги: автобиография. Правила составления.

1

64

Деловые бумаги: заявка. Правила составления.

1

65

Деловые бумаги: расписка. Правила составления.

1

66

Деловые бумаги: анкета. Правила составления.

1

67

Обобщение пройденного раздела «Трудоустройство».

1

68

Обобщение разделов за год.

1





© 2010-2022