- Преподавателю
- Другое
- Рабочая программа по СБО
Рабочая программа по СБО
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Куклина С.С. |
Дата | 01.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Пояснительная записка
Курс социально-бытовой ориентировки (СБО) направлен на практическую подготовку учащихся 5-9 классов к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, навыков, способствующих социальной адаптации в условиях современного общества, на повышение уровня их общего развития. Данные занятия должны формировать и совершенствовать у детей необходимые им навыки ориентировки в окружающем: самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи, способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса учеников и т. д.
Занятия по социально-бытовой ориентировке проводятся в специально оборудованном кабинете, обеспечивающем выполнение в полном объеме всех видов теоретических и практических работ, предусмотренных программой.
Программа СБО составлена на основании учебного плана МБОУ «Алешковская школа», согласно рекомендации ИПР обучающихся, с учетом возможностей, уровня знаний и умений учащихся на 2015-2016 учебный год. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Программа состоит из разделов. В каждом разделе даны темы занятий, определено содержание практических работ и упражнений, а также перечислены основные требования к знаниям и умениям учащихся. Большинство разделов программы изучается с 5 по 9 классы. Учитель, соблюдая принципы систематичности и последовательности в обучении, при сообщении нового материала может использовать опыт учащихся как базу для расширения их знаний, совершенствования имеющихся у них умений и навыков и формирования новых.
Основными формами и методами обучения являются практические работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы. На занятиях применяются различные наглядные средства обучения. Весьма желательна демонстрация учебных кинофильмов, слайдов, способствующих формированию реальных образов и представлений.
Все разделы программы предусматривают проведение практических работ или заданий. Каждый ученик, независимо от его интеллектуальных и физических возможностей, должен овладеть основными способами ухода за одеждой, приготовления пищи, научиться составлять деловые бумаги, заполнять различного рода бланки и т.д.
В зависимости от задач урока и оснащенности кабинета могут использоваться как коллективные , так и индивидуальные (выполнение учеником всех операций под руководством учителя) методы организации практических работ. Однако при любой форме организации занятия каждый ученик должен на практике овладеть всеми необходимыми знаниями и умениями.
Следует особо обратить внимание на изучение правил техники безопасности, формирования умений пользоваться нагревательными приборами, электрическими и механическими бытовыми приборами и приспособлениями, колющими и режущими предметами, а также навыков обращения со стеклянной посудой, кипятком и т.д. Ни один даже незначительный случай нарушения правил техники безопасности нельзя оставлять без внимания. Необходимо постоянно приучать детей к соблюдению санитарно-гигиенических требований во время выполнения различных практических работ.
Беседа на занятиях по социально-бытовой ориентировке является одним из основных методов обучения и применяется в сочетании с сюжетно-ролевыми играми, различными практическими работами, записями в тетрадь определенных правил, зарисовками, упражнениями и другими видами работ. Продолжительность беседы может быть различной, но она не должна являться единственным методом обучения, используемым на занятии. В зависимости от задач занятия беседа может иметь различное назначение. Например, она может носить информационный характер. В этом случае учитель выясняет имеющиеся у учащихся знания и представления и сообщает им новые необходимые сведения. В начале занятия проводятся краткие вводные беседы, а в конце занятия для закрепления полученных знаний - заключительные беседы.
При определении содержания и объема учебного материала, сообщаемого на занятиях, учитель должен ориентироваться на требования к знаниям и умениям учащихся, относящимся к соответствующему разделу программы, принимая во внимание, что из года в год объем, и сложность материала возрастает. Это в свою очередь определяет необходимость изменения и усложнения методов и приемов работы.
Сюжетно-ролевые игры применяются как один из ведущих методов обучения, особенно по тем разделам программы, в которых не предусмотрено проведение практических работ, например «Культура поведения», «Семья» и др. В сочетании с другими методическими приемами сюжетно-ролевые игры целесообразно использовать при изучении таких разделов, как «Торговля», «Средства связи» и т.п. Сюжетно-ролевые игры в основном рекомендуется проводить на этапе закрепления пройденного материала и для формирования навыков общения. Воспроизводя в игре конкретные жизненные ситуации, учащиеся применяют усвоенные ими знания и приемы (например, правила поведения, приемы ухода за маленьким ребенком и т.д.).
Значительное место в программе отводится экскурсиям. Они проводятся на промышленные и сельскохозяйственные объекты, в магазины, на предприятия службы быта, в отделения связи, на транспорт, в различные учреждения. Экскурсии в зависимости от их места в учебном процессе могут быть вводные, текущие и итоговые. Любая экскурсия не является самоцелью и используется в сочетании с другими организационными формами обучения по определенной теме. В ходе экскурсий могут проводиться практические работы. Так, во время экскурсии на телеграф учащиеся заполняют бланки телеграмм (с помощью заранее составленных текстов).
Для прочного закрепления знаний и умений следует постоянно осуществлять повторение пройденного. С этой целью учитель при составлении плана занятия должен продумать, в какой его части можно применить знания и умения, полученные детьми ранее. Для повторения привлекается пройденный материал из других разделов, логично связанный с изучаемой темой. Например, на занятиях по приготовлению пищи целесообразно вспомнить правила ухода за кухней и посудой, во время подготовки и проведения экскурсии - повторить правила поведения в общественных местах и в транспорте, предложить детям выбрать рациональный маршрут, транспортные средства и т.д. Повторение учебного материала по изучаемой теме или ранее пройденного материала должно быть элементом каждого занятия.
Занятия по социально-бытовой ориентировке тесно связаны с уроками родного языка, математики, географии, труда, естествознания.
На занятиях по социально-бытовой ориентировке следует уделять внимание развитию устной и письменной речи, практическому применению знаний и навыков, полученных на уроках родного языка. На всех этапах занятия в связи с изучаемым материалом необходимо следить за полнотой устных ответов, последовательностью изложения, умением детей правильно построить фразу, диалог, обосновать вывод.
Социально-бытовая ориентировка учащихся должна иметь свое логическое продолжение в системе внеклассной работы. Только комплексная совместная деятельность учителя и воспитателя позволит достичь желаемых результатов. Настоящая программа должна служить ориентиром для воспитателя при отборе материала, определении его тематики, объема и последовательности изучения.
Однако воспитатель в своей деятельности не должен использовать формы и методы работы учителя. Он осуществляет закрепление полученных на занятиях знаний и умений в процессе практической работы, формирует на их основе прочные навыки. Например, при прохождении раздела «Жилище» учитель обучает детей правилам уборки квартиры, а воспитатель, организуя деятельность учащихся по самообслуживанию, повторяет с ними эти правила, следит за ходом уборки.
Связь учителя с воспитателем осуществляется также при совместном проведении отдельных экскурсий и некоторых итоговых практических занятий, которые можно объединять с внеклассными мероприятиями. Учитель должен принимать активное участие в тех внеклассных мероприятиях, которые позволяют закрепить усвоенное на практике и проверить, что и как восприняли ученики на занятиях по социально-бытовой ориентировке. Такое взаимодействие учебной и внеклассной работы способствует совершенствованию знаний и навыков детей, успешному применению их в жизни.
Тематика и последовательность занятий по социально-бытовой ориентировке отражаются в классном журнале. Распределение времени на прохождение программного материала и порядок изучения тем учитель определяет по своему усмотрению. Содержание таких тем, как «Транспорт», «Торговля», и количество часов, отведенных на них, могут несколько изменяться в зависимости от местных условий. При тематическом планировании должны учитываться время года и потребности школы. Например, в соответствии с общешкольным планом, проводится «Неделя труда». Учителю следует на этот период запланировать изучение таких тем, которые согласовывались бы с видами общественно полезного труда школьников. При подборе материалов по теме «Учреждения, организации и предприятия» целесообразно предусмотреть ознакомление детей не только с объектами ближайшего окружения, но и с объектами, находящимися на территории, на которой учащиеся будут проживать после окончания школы.
Общее количество часов по программе:
-
класс - 34 ч;
-
класс - 68 ч;
-
класс - 68 ч;
-
класс - 68 ч;
-
класс - 68 ч,
5 класс
Календарно- тематическое планирование СБО
№ п/п
Тема урока
Количество часов
Дата по
плану
Дата фактически
Приме-
чание
5 класс ( 34 часа)
1
Введение
1
Личная гигиена
2.
Личная гигиена
1
3.
Личные вещи
1
4.
Гигиена зрения
1
5.
Личная гигиена
1
6
О вреде курения и, алкоголя
1
Культура поведения (4 часа)
7
Осанка
1
8
Формы обращения с просьбой
1
9
Правила поведения за столом
1
10
Культура поведения
1
Семья (7)
11
Состав семьи учащегося
1
12
Генеалогическое дерево
1
13
Виды одежды
14
Чистка одежды , сушка
1
15
Виды обуви, чистка, хранение обуви
1
16
Виды головных уборов
1
17
Одежда и обувь
1
Жилище (6 часов)
18
Виды жилых помещений.
1
19
Виды жилья, варианты квартир
1
20
Понятие «Почтовый адрес» Почтовый адрес дома и школы..
1
Транспорт
21
Виды транспортных средств.
1
22
Поведение в транспорте..
1
23
Правила и знаки дорожного движения. дорожного движения.
1
Торговля (3 часа)
24
Виды и значение торговых предприятий.
1
25
Отделы продовольственных магазинов
1
26
Виды товара
1
27
Срок годности продуктов питания
1
28
Торговля (пр.р)
1
Питание (4 часа)
29
Значение питания в жизни человека.
1
30
Кухонные принадлежности.
1
31
Уход за посудой
1
32
Строение яйца. Приготовление блюд из яиц (отварные, яичница).
1
33
Кухонная посуда, приборы и приспособления - назначение.
1
34
Чайная посуда. Правила заваривания чая.
1
68 часов 6 класс
№ п/п
Тема урока
Личная гигиена
Количество часов
Дата по
плану
Дата фактически
Приме-
чание
1
Закаливание организма
1
2
Гигиена зрения
1
3
Сезонная одежда(выбор одежды)
1
4
О вреде наркотиков и токсических веществ
1
5
Поведение в музее, библиотеке
1
6
Поведение в кино, театре.
1
7
Сюжетная игра «Мы в театре»
1
8
Способы ведения разговора
1
9
Место работы членов семьи
1
10
Права и обязанности членов семьи
1
Одежда. Обувь
11
Значение опрятного вида человека
1
12
Правила пришивания крючков, пуговиц, вешалок
1
13
Зашивание распоровшегося шва
1
14
Пр.Р. пришивание пуговиц крючков, вешалок
1
15
Ручная стирка изделий из х/б тканей
1
16
Глажение мелких изделий
1
17
Пр.р правила и приемы ручной стирки изделий из х/б тканей
1
18
Тест: Одежда и обувь
1
Жилище
19
Гигиенические требования к жилому помещению
1
20
Пылесос
1
21
Повседневная сухая уборка
1
22
Повседневная влажная уборка
1
23
Уход за мебелью
1
24
Чистка мягкой мебели
1
25
Мытьё зеркал, окон
1
26
Утепление окон
1
27
Пр.р Уборка помещения
1
Медицина
28
Виды медицинских учреждений
1
29
Работники медицинских учреждений
1
30
Виды медицинской помощи
1
31
Меры предупреждения глистных заболеваний
1
32
Отделы аптеки, виды отпуска лекарств
1
Транспорт
33
Городской транспорт
1
34
Оплата за проезд
1
35
Маршрут передвижения по городу
1
36
Пригородные поезда. Расписание
1
37
Направления, ж/д зоны, билеты
1
Торговля
38
Магазины промтоваров, отделы.
1
39
Экскурсия в магазин
1
40
Порядок приобретения товаров
1
41
Обмен товара по чеку
1
Средства связи
42
Основные средства связи
1
43
Виды почтовых отправлений
44
Виды писем
1
45
Порядок отправления письма
1
46
Стоимость пересылки
1
47
Телефон. Телеграф.
1
48
Написание адреса на конвертах
1
Учреждения . Организации
49
Детские дошкольные учреждения
1
50
Гимназия , лицей, колледж.
1
51
Питание
1
52
Гигиена приготовления пищи
1
53
Хранение продуктов и готовой пищи
1
54
Способы выбора продуктов
1
55
Приготовление пищи с минимальной тепловой обработкой
1
56
Чтение и составление рецептов приготовления блюд.
1
57
Блюда из круп.
1
58
Заварка чая
1
59
Варка яиц
1
60
Приготовление блюда из картофеля
1
61
Составление рецепта приготовления блюд
1
62
Запеканка из творога
1
63
Уход за посудой
1
64
Уход за посудой
1
65
Проверочная работа
1
66
Подведем итоги года
1
67
Экскурсия
1
68
Экскурсия
1
7 класс
68 часов
№ п/п
Тема урока
Личная гигиена
Количество часов
Дата по
плану
Дата фактически
Приме-
чание
1
Личная гигиена подростка
1
2
Пользование шампунем
1
Культура поведения
3
Правила приема приглашения в гости
1
4
Подготовка к поездке в гости
1
5
Подарки
1
6
Культура поведения. (пр.р)
1
Семья
7
Помощь родителям по уходу за младшими детьми.
1
8
Разучивание «тихих игр»
1
9
Сказки. песенки
1
10
Подвижные игры
1
Одежда. Обувь
11
Мелкий ремонт одежды
1
12
Штопка одежды
1
13
Заплата нашивная
1
14
Заплата декоративная
1
15
Пр.р. Виды штопки
1
16
Бытовая техника для стирки
1
17
Стирка изделий из х/б тканей
1
18
Стирка изделий из шелка
1
19
Приемы глажения белья.
1
20
Приемы глажения брюк
1
21
Прачечная. Виды услуг
1
22
Одежда и обувь(пр.р).
1
Жилище
23
Регулярная уборка
1
24
Сезонная уборка
1
25
Способы ухода за окнами
1
26
Виды моющих средств
1
27
Санитарная обработка помещений.
1
28
Способы и средства ухода за полом
1
29
Уход за мебелью.
1
30
Жилище (пр.р) . Правила уборки помещений
1
Медицинская помощь
1
31
Домашняя аптечка
1
32
Лекарственные растения
1
33
Виды доврачебной помощи
1
34
Первая помощь при травмах
1
35
Первая помощь при переломах
1
36
Медицинская помощь
1
Транспорт
37
Экскурсия на вокзал .Презентация
1
38
Междугородный ж/д транспорт
1
39
Службы вокзала
1
40
Виды вагонов
1
41
Билеты. Расписание.
1
42
Камера хранения
1
Торговля
43
Универмаги, универсамы их назначение
1
44
Отделы магазинов
1
45
Порядок приобретения товаров
1
46.
Торговля. (пр.р)
1
Средства связи
47
Виды бандеролей
1
48
Упаковка. Порядок почтового отправления.
1
49
Посылка. Виды упаковки
1
50
Стоимость пересылки
1
51
Правила отправления посылок
1
52
Средства связи
1
53
Экскурсия на почту.
1
Питание
54
Виды питания
1
55
Значение первых блюд
1
56
Значение блюд из овощей, рыбы, мяса.
1
57
Салат
1
58
Питание
1
59
Выпечка блинов (бездрожжевое тесто)
1
60
Приготовление песочного печенья.
1
61
Консервирование овощей,фруктов,ягод.
1
62
Замораживание овощей, фруктов, ягод.
1
63
Составление меню завтрака, обеда, ужина
1
64
Составление меню на неделю.
1
Учреждения. Организации
65
Экскурсия на с/х предприятие
1
66
Названия рабочих специальностей
1
67
Названия рабочих специальностей
1
68
Виды выпускаемой продукции
1
8 класс 68 часов
№ п/п
Тема урока
Количество часов
Дата по
плану
Дата
фактически
Примечание
Личная гигиена
1
Приемы ухода за кожей лица
1
2
Средства и способы укрепления здоровья
1
3
Культура общения юношей и девушек
1
4
Внешний вид
1
5
Выбор одежды
1
6
Пр.р « Встреча молодых людей»
1
Семья
1
7
Грудной ребенок в семье
1
8
Периодичность кормления ребенка
1
9
Правила купания ребенка
1
10
Одевание и пеленание ребенка
1
11
Уход за ребенком
1
12
Правила содержания детской посуды, игрушек.
1
Одежда. обувь
1
13
Шерстяные и синтетические ткани.
1
14
Стиральные порошки
1
15
Стирка в домашних условиях.
1
16
Утюжка рубашек, блузок.
1
17
1
18
Химчистка.
1
Жилище
19
Моющие средства для уборки
1
20
Уборка кухни, санузла, ванны
1
21
Печатные инструкциик моющим средствам
1
22
Пр.р . Мытье кафельных стен, чистка раковины
1
Медицинская помощь
23
Первая помощь при ожогах
1
24
Первая помощь при обмораживании
1
25
Первая помощь при отравлении
1
26
Первая помощь при тепловом и солнечном ударе.
1
27
Первая помощь утопающему.
1
28
Меры по предупреждении несчастных случаев в быту.
1
29
Пр.р. «Оказание помощи при несчастном случае»
1
Транспорт
30
Междугородний автотранспорт
1
31
Маршруты. Билеты.
1
32
Водный транспорт. Порт.
1
Торговля
33
Виды рынков
1
34
Различие рынка от магазина
1
35
Экскурсия на рынок .Презентация
1
36
Пр.р. Сравнение рыночных и магазинных цен
1
Средства связи
37
Телефон
1
38
Телефонный справочник
1
39
Культура разговора по телефону.
1
40
Междугородняя телефонная связь
1
41
1
Учреждения. Организации.
42
Департамент.
1
43
Муниципалитет. Префектура.
1
44
милиция
1
45
1
Экономика домашнего хозяйства
46
Бюджет семьи
1
47
Основные статьи расходов семьи
1
48
Экономика домашнего хозяйства.
1
49
Правила экономики
1
50
Содержание жилища, его оплата.
1
51
Сбережения.
1
52
Виды вкладов
1
53
1
Питание.
54
Виды теста
1
55
Тесто пресное
1
56
Питание.
1
57
Тесто дрожжевое
1
58
Приготовление лапши
1
59
Питание.
1
60
Рецепты приготовления блюд для детей ясельного возраста.
1
61
Меню праздничного стола. Сервировка праздничного стола.
1
62
Рецепты приготовления национальных блюд.
1
63
Отваривание пельменей и приготовление соусов.
1
64
Приготовление вегетарианского борща.
1
65
Выпечка блинов из дрожжевого теста.
1
66
Выпечка печенья.
1
67
Заготовка продуктов впрок
1
68
Запись рецептов
1
9 класс 68 часов
№ п/п
Тема урока
Количество часов
Дата по
плану
Дата фактически
Приме-
чание
1
Вводный инструктаж по охране труда учащихся в кабинете СБО.
1
Питание
2
Диетическое питание.
1
3
Приготовление диетического блюда. Практическая работа.
1
4
Питание детей ясельного возраста.
1
5
Составление меню на день для ребенка ясельного возраста. Практическая работа.
1
6
Составление меню на неделю для ребенка ясельного возраста
1
7
Национальное блюдо.
1
8
Приготовление национальных блюд.
1
9
Приготовление национального блюда. Практическая работа.
1
10
Составление меню праздничного стола. Практическая работа. Сервировка праздничного стола.
1
11
Обобщение тем по разделу «Питание».
1
Одежда обувь
12
Стиль одежды, мода. Обновление одежды (замена мелких деталей).
1
13
Внешний вид молодого человека и средства выражения индивидуальности.
1
14
Средства и правила выведения мелких пятен на одежде из разных видов тканей в домашних условиях.
1
15
Выведение пятен в домашних условиях. Практическая работа.
1
16
Стирка изделий из тюля и трикотажа. Практическая работа
1
17
Обобщение тем по разделу «Одежда и обувь».
1
Семья
18-19
Российская семья. Условия создания семьи; основные семейные отношения.
1
20
Распределение обязанностей по ведению хозяйства.
1
21-22
Бюджет. Практическая работа. Упражнения в планировании бюджета семьи и распределении обязанностей в семье.
1
23
Формы организации досуга и отдыха в семье.
1
24
Семейные традиции.
1
25
Обобщение тем по разделу «Семья».
1
Культура поведения
26
Адекватность поведения в обществе, правила общежития.
1
27
Прием гостей. Сюжетно-ролевая игра «Чаепитие».
1
28
Правила хорошего тона в обращении с друзьями и взрослыми.
1
29
Обобщение раздела «Культура поведения».
1
Жилище
30
Рациональная расстановка мебели в квартире (зал, спальная комната).
1
31
Интерьер.
1
32
Сохранение жилищного фонда
1
33
Обобщение раздела «Жилище».
1
Медицинская помощь
34
Инфекционные заболевания и меры по их предупреждению.
1
35
Уход за больным.
1
36
Уход за больным.
1
37
Сюжетная игра - «Больной в доме». Уход за ним: измерение температуры и запись, чтение инструкции показаний и применения лекарства, составление графика приема.
1
38
Документы, подтверждающие нетрудоспособность: справка и листок нетрудоспособности.
1
39
Обобщение раздела «Медицинская помощь»
1
Транспорт
40-41
Назначение авиатранспорта. Аэровокзал.
1
42-43
Маршруты. Порядок приобретения билетов. Стоимость проезда.
1
Торговля
44
Рынки. Виды рынков: продуктовые, вещевые, крытые, открытые, постоянно действующие, временные, оптовые, мелкооптовые.
1
45
Комиссионные магазины, торговля уцененными товарами, скупка вещей у населения.
1
46
Значение ярмарок: международные, межрегиональные, межгородские, межрайонные, сельские.
1
47
.Виды ярмарок: ярмарки-привозы, ярмарки-выставки, ярмарки образцов.
1
Средства связи
48
Виды денежных переводов (почтовые, телеграфные). Стоимость отправления денежных переводов.
1
49-50
Виды связи: сотовая, автоответчик, пейджер, компьютерная, факс, АОН, телефон с определителем. Особенности каждого вида связи и их значимость. Необходимость в современных условиях жизни общества.
1
51
Экскурсия на почту. Заполнение бланков на отправление денежного перевода, почтового и телеграфного.
1
52
Обобщение раздела «Средства связи».
1
Учреждения, организации
53
Предприятие бытового обслуживания: ЖКХ.
1
54
Виды оказываемых услуг, профессии работников.
1
55
Экскурсия на предприятие бытового обслуживания.
1
56
Обобщающий урок по разделу «Учреждения, организации и предприятия».
1
Трудоустройство
1
57
Вводный урок. «Моя будущая профессия».
1
58
Учреждения и отделы по трудоустройству (отдел кадров, комиссия по трудоустройству молодежи).
1
59
Бюро по трудоустройству населения. Детская биржа труда.
1
60
Оформление на работу, постоянную и по договору. Документы, необходимые для поступления на работу.
1
61
Знакомство с ТК РФ. Практическая работа.
1
62
Деловые бумаги: заявление. Правила составления
1
63
Деловые бумаги: автобиография. Правила составления.
1
64
Деловые бумаги: заявка. Правила составления.
1
65
Деловые бумаги: расписка. Правила составления.
1
66
Деловые бумаги: анкета. Правила составления.
1
67
Обобщение пройденного раздела «Трудоустройство».
1
68
Обобщение разделов за год.
1