Педагогические условия для формирования лидерских качеств у студентов

Современная действительность, диктуя свои условия, предъявляет обществу все новые и новые требования. Для руководства и управления необходимы незаурядные личности с ярко выраженными организаторскими навыками, внутренним стремлением к социальной активности, способностью к длительной эмоциональной, волевой, интеллектуальной и физической напряженной работе ради достижения своих целей, способные предлагать нестандартные идеи и вести окружающих за собой.   В момент социально-политического и экономич...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тихонова О.Ю.

ГБПОУ ИО «ИТТриС»



Педагогические условия для формирования лидерских качеств у студентов

Современная действительность, диктуя свои условия, предъявляет обществу все новые и новые требования. Для руководства и управления необходимы незаурядные личности с ярко выраженными организаторскими навыками, внутренним стремлением к социальной активности, способностью к длительной эмоциональной, волевой, интеллектуальной и физической напряженной работе ради достижения своих целей, способные предлагать нестандартные идеи и вести окружающих за собой.

В момент социально-политического и экономического кризиса одной из задач среднего образования является формирование конкурентоспособной личности, готовой принимать на себя роль лидера; подготовка к жизни; воспитание стремления к интеллектуальному и творческому саморазвитию, самоопределению. Современная молодежь не всегда в состоянии активно участвовать в решении сложных проблем, не способна брать на себя ответственность, проявлять инициативу - молодые люди не способны быть лидерами.

В настоящее время в связи с происходящими изменениями в обществе интерес к данной проблематике значительно возрос. Существует большое количество различных определений понятий «лидер», «лидерство», «лидерские качества».

Лидерские качества - это определенные черты личности, характерные для человека, способного управлять окружающими, и необходимые личности для эффективного воздействия на других людей с целью достижения поставленных задач.

В настоящее время большой интерес представляет вопрос об эффективности педагогического руководства, поддержки и сопровождения детского лидерства, разрабатываются конкретные ситуации и педагогические технологии, способствующие процессу воспитания лидера.

В связи с этим актуальность заключается в том, что учебно-воспитательный процесс в сузе должен быть направлен на создание эффективных педагогических условий для формирования активного и инициативного лидера, ориентированного на творческое развитие своего коллектива, раскрытие потенциала каждого члена своей команды.

Именно в студенческие годы наиболее полно раскрываются организаторские склонности, формируются и развиваются умения и навыки лидера, лидерские качества, необходимые для эффективного руководства коллективом.

Студенческий возраст отличается существенными изменениями в мотивационной сфере личности, формированием социальной активности. В студенческие годы личность инициативна, она стремится к самостоятельному участию в жизни общества и государства. Именно поэтому во многих сузах существуют студенческие активы, где студентам дана свобода самостоятельно принимать решения и нести ответственность за них. Как правило, в студенческих органах самоуправления задействована небольшая часть обучающихся, те, кто уже с самого начала проявил себя как активную, деятельную, творческую личность, стремящуюся к самоопределению и реализации своего творческого и организаторского потенциала.

Существующее же среднее образование уделяет недостаточное внимание вопросу формирования и развития лидерских качеств у студентов. Отсутствует комплекс целенаправленных мер по развитию этих важных качеств, необходимых личности для успешного профессионального роста. Большинство студентов не могут полноценно проявить свои лидерские качества.

Система отечественного образования претерпевает существенные изменения в организационной структуре, меняются направления учебно-воспитательного процесса, все более основанные на принципах и ценностях гуманистической педагогики. Меняются задачи образования в целом и средних учебных учреждений в частности. Одной из задач среднего учебного заведения является формирование активной личности, развитие организаторских качеств, умений и навыков не у небольшой группы студентов, а у каждого члена студенческого коллектива. При этом одним из важных вопросов остается создание благоприятных и эффективных педагогических условий, которые бы способствовали процессу становления лидера.

На основании теоретического анализа имеющихся исследований, изучения практики организации работы со студентами в сузе и собственного опыта работы с последними было определено проблемное поле исследования, созданное фиксацией ряда некоторых организационных сложностей, обусловленных противоречиями между:

- необходимостью выстраивания взаимодействия в системе «студент -преподаватель», «студенческая группа - преподаватель» на основах личностно-ориентированного подхода и сохраняющейся тенденцией к авторитарному общению преподавательского состава со студентами;

- потребностью формирования и развития лидерских качеств у студентов и отсутствием программно-методического обеспечения этого процесса.


© 2010-2022