Духовно - нравственное воспитание школьников посредством религии

С древних времен в отечественной педагогике огромная роль уделялась духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения. Многие выдающиеся педагоги отмечают, что подготовка человека не может сводиться только к его умственному развитию.Для успешного формирования у учащихся духовно-нравственных ценностей в условиях общеобразовательной школы, возможны обращение к духовно-нравственному потенциалу православной культуры на уроках истории, литературы, других предметов, в разумных пропорциях нужно ...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пьянзин А.В

ЛПИ - филиала СФУ

Духовно - нравственное воспитание школьников посредством религии

С древних времен в отечественной педагогике огромная роль уделялась духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения. Многие выдающиеся педагоги отмечают, что подготовка человека не может сводиться только к его умственному развитию, и на первый план в воспитании выдвигали формирование духовной - нравственности. В своём трактате «Наставление нравов» чешский педагог Я.А. Коменский, цитируя древнеримского философа Сенеку, писал: «Научись сначала добрым нравам, а затем мудрости. Ибо без первой трудно научиться последней» [2].

Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания связана с тем, что

Российское общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис. Российское государство лишилось официальной идеологии, а общество - духовных и нравственных идеалов. Сведенными к минимуму оказались духовно-нравственные обучающие и воспитательные функции действующей системы образования. Следствие негативное явления, оказавшее разрушительное воздействие на общественную нравственность и гражданское самосознание, духовный распад общества, девальвация ценностей старшего поколения и размытость жизненных ориентиров молодежи.

Понятием "духовность" в науке и обществе традиционно обозначалось все относящееся к человеческой душе, духу, Богу, Церкви, вере [4]. В словаре Ожегова под нравственным воспитанием понимается воспитательное воздействие школы, семьи, общественности, имеющей целью формирование устойчивых нравственных качеств, потребностей, чувств, навыков поведения на основе усвоения идеалов, норм и принципов морали и практической деятельности [4]. Духовно - нравственное воспитание в настоящее время в педагогике чаще всего понимается как нравственное воспитание в соответствии с духовными традициями народа. История развития образования показывает, что религии являлась основным средством духовно - нравственного воспитания подрастающего поколения на протяжении многих веков [4]. Само слово "религия" буквально переводится с латинского как "святыня", "набожность", "благочестие" - жизнь по совести, в соответствии с заповедями Божиими [4]. Рассмотрим, какую роль играла религия в воспитании детей с точки зрения великих педагогов прошлого (табл.1).

Таблица 1.

Роль религии в духовно-нравственном воспитании в теориях

Коменского, Руссо, Толстого.

Коменский Я.А.

Руссо Ж.-Ж.

Толстой Л.Н.

Мировоззрение

Ян Амос писал, что Господь создал два превосходнейших творения - рай и человека. В своем научном труде он опирался прежде всего на церковное воззрение, считая именно его высшей целью своей системы.

В основе его мировоззрения лежали созданные им теории естественного права, естественной религий и естественного воспитания. Последняя сочеталась с идеей свободного воспитания, задача которого устранить вредное влияние на природу ребенка,

Задача педагогической науки, по его мнению, должна состоять в изучении условий совпадения деятельности учителя и ученика на пути к единой цели..




Роль религии в духовно -нравственном воспитание.

Духовно-нравственное воспитание детей, как указывал Коменский, должно было заключаться в выработке у них умеренности, опрятности, трудолюбия, справедливости, а главное, - любви к Богу и к людям.

Руссо отрицает духовно-нравственное воспитание, поэтому ребенок должен воспитываться на природе, самостоятельно из собственного опыта получая необходимые знания.

Образование, по его мнению, должно быть плодотворным, т.е. содействовать движению человека и человечества ко все большему благу. Это движение возможно лишь при условии свободы учащихся. Однако, чтобы эта свобода не стала хаосом в преподавании, нужны общие основания. Такими основаниями являются религия и нравственность.

В истории педагогики существует два основных подхода использования религия как средства духовно-нравственного воспитания: включение в содержание образования дисциплин религиозной направленности (урочная деятельность) и использования религии как ресурса для организации внеурочной деятельности в его культурологической составляющей ( курсы по выбору, беседы и т.д.).

По данным центральной печати, 78 % старшеклассников выступают именно за культурологический подход к изучению религии, а не как к «Закону Божию». Оценивая влияние, которое религия могла бы оказать на детские души при внесении преподавания ее в учебные планы и программы общеобразовательных учреждений. Следует задаться некоторыми вопросами: а может ли современная школа заниматься религиозным образованием? Правомерно ли использовать школу для религиозного образования? Влияет ли религия на духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения? Отвечая на этот вопрос, мы обращаемся к работам ученого В.В. Зеньковского, в них можно отметить, что он рассмотрел наиболее целесообразные средства воспитания религиозности детской души для каждой фазы развития ребенка в зависимости от степени сформированности его психических качеств и ведущего вида деятельности. Это ценности патриотизма, любви к своей стране, ее истории, обычаям, о которых говорится в церковных проповедях.

Пока мы не видим однозначного мнения при выборе подхода в использовании ресурса религии для решения задач духовно-нравственного воспитания. Эффективным методом духовно-нравственного воспитания является вовлечение учащихся в разнообразные виды деятельности: трудовую, общественную, художественную, спортивную. В результате духовно-нравственного воспитания формируется такой человек, который стремится понимать жизнь и её ход, потребности, нужды. Функция духовно-нравственного воспитания должна принадлежать образовательному учреждению как важнейшему социальному институту, способному влиять на формирование мировоззрения детей.

На наш взгляд, эффективным решением данной задачи является необходимость разработки единой системы духовно-нравственного воспитания, опирающейся, с одной стороны - на общечеловеческие ценности, с другой - на поколенный опыт и национальные духовные традиции; в реализации которой объединяются семья, школа, общество и церковь.

Подводя к завершению нашу статью, мы можем сказать, что, недопустимо подменять религию образованием, а образование - религией. Для успешного формирования у учащихся духовно-нравственных ценностей в условиях общеобразовательной школы, возможны обращение к духовно-нравственному потенциалу православной культуры на уроках истории, литературы, других предметов, в разумных пропорциях нужно найти способ сосуществования в жизни современного общества религии. Религиозная идея должна быть адекватно представлена на всех уровнях образования - от начального до высшего в качестве сознательно рефлексируемого компонента культуры, вписанного в общий контекст нравственного совершенствования личности.

Литература:

  1. Игумен Евмений. Духовность как ответственность.- Редакция Свет Православия : - 2000 г.

  2. Коменский Я.А. Наставление нравов педагогическое наследие / Сост. В.М. Кларин, А.Н. Джуринский. - М. : Педагогика, 1989. - 416 с.

  3. Никандров Н.Д. Светское образование и духовное просвещение // Педагогика. - 2010. - № 3. - С. 9-14.

  4. Ожегов С.И.Толковый словарь русского языка. - М., 1981.

  5. Руссо Ж.-Ж. Эмиль или О воспитании // Режим доступа: gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/galag/12.php

  6. Устав негосударственного общеобразовательного учреждения Православная гимназия преподобного Илии Муромца. 2010г. // режим доступа:muromgym.ru/files/user/docs/prilojenie_1.pdf

  7. Яснополянская школа и педагогическая деятельность Л. Н. Толстого //режим доступа: bibliofond.ru/view.aspx?id=96907


© 2010-2022