• Преподавателю
  • Другое
  • «Активные методы в педагогической и воспитательной деятельности в условиях реализации ФГОС»

«Активные методы в педагогической и воспитательной деятельности в условиях реализации ФГОС»

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Выступление учителя английского языка Бондаренко С.В.

Тема «Активные методы в педагогической и воспитательной деятельности в условиях реализации ФГОС»

В современных условиях образование выделяется в самостоятельный социальный институт и становится основным компонентом развития производственных сил, приобретая особую роль в формировании личности, ее развитии, воспитании и социализации в целом. В связи с этим изменяются характер и функции профессионального образования: оно должно не только передать знания, сформировать умения, но и развить способности к самоопределению, подготовить будущих специалистов к самостоятельным действиям и принятию решений, научить нести ответственность за себя и свои действия.

Современная стратегия образования и потребность в активизации познавательной деятельности учащихся привели к идеям интерактивного обучения. Интеракционизм от английского Interaсtion - взаимодействие. Следовательно, важным условием организации интерактивного обучения является организация межличностного диалога. При обучении иностранному языку необходимо создать благоприятный социально-психологический климат, так как обучение иностранному языку - это прежде всего обучение общению. На интерактивных занятиях необходимо создать атмосферу, которая дает ощущение безопасности и собственной значимости. Эта атмосфера во многом зависит от межличностных взаимоотношений, основанных на признании и поддержке друг друга. Эти условия созданы и поддерживаются педагогическим коллективом нашей школы.

Для эффективной реализации интерактивного обучения и воспитания в моей предметной области необходимо обеспечить речевую активность учеников, включающую в себя проявление инициативы в общении на английском языке, уверенности в своих силах и в идеале формирование мысли на английском языке. К этому я и стремлюсь в своей педагогической деятельности.

Создание интереса к английскому языку оказывает положительное влияние на восприятие, мышление, память и плодотворно сказывается на результатах учебной деятельности. При наличии интереса ученик легче и продуктивнее работает, так как все его внимание сосредоточено на работе. При подготовке и проведении занятий в интерактивном режиме необходимо обеспечить ряд психолого-педагогических условий, которые должны отражать следующие принципы: личностно ориентированный подход; учет социальной природы иностранного языка; активное иноязычное общение. Необходимым условием организации интерактивного обучения иностранным языкам является адекватная постановка долгосрочных и краткосрочных целей

Педагогический процесс это совокупность урочных занятий внеклассной и внешкольной воспитательной работы, проводимых педагогическим и ученическим коллективом по одному плану. В обучении применяются в основном уроки-семинары, практические и лабораторные работы, на которых используются различные методы и средства.

Увеличение умственной нагрузки на уроках заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. Приходится искать эффективные методы обучения и такие методические приемы, которые активизировали бы мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний. Немаловажную роль здесь можно отвести дидактическим играм.

Игра-творчество, игра-труд. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиться, мыслить самостоятельно, развивает внимание, стремление к знаниям. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживает и усиливает интерес детей к учебному предмету.

Можно выделить четыре организационные формы игровой деятельности:

индивидуальную, парную, одиночную, коллективную, массовую.* К индивидуальным формам можно отнести игру одного человека с самим собой или с различными предметами и знаками.

* Одиночная форма - это деятельность одного игрока в системе имитационных моделей с прямой и обратной связью от результатов достижения поставленной ими искомой целью.

* Парная форма - это игра одного человека с другим человеком, как правило в обстановке соревнования или соперничества.

* Групповая форма - это игра трех или более соперников, преследующих в обстановке соревнования одну и ту же цель.

* Коллективная форма - это групповая игра, в которой соревнование между отдельными игроками заменяют команды соперников.

* Массовая форма игры есть тиражированная одиночная игра с прямой и обратной связью от общей цели, которую одновременно преследуют много людей.

Существуют различные виды игровой деятельности:

-по форме деятельности игры можно разделить на индивидуальные, парные, групповые, общеклассные.

-по образовательным задачам на игры, изучающие новый материал, формирующие умения и навыки, много игр обобщающего характера, повторения и контроля знаний

-по типам: познавательные, ролевые, деловые, комплексные.

-по форме проведения: игры - аукционы, защиты. Путешествие по станциям, пресс - конференции, игры - исследования.

В последнее время большая роль отводится электронно-тестовым и компьютерным играм в обучении. Тестирование становится повсеместной формой проверки знаний, и здесь применяют игровую форму. С 7 по 11 класс сложность игр нарастает.

Одна из самых распространенных игр на уроках английского языка является игра «Ассоциации».На доске записывается одно слово ,например, «.storm».Ученики называют слова ,возникающие у них при виде этого слова. Например, storm-wave-wind-cloud-sky-star и так далее.

Не менее известная игра при изучении языка игра «Бинго». Учащимся раздаются карточки с изображением различных предметов и красные кружочки, помогающие закрыть правильные слова лексики. Выбирается ведущий, который громко называет поочередно слова из карточек. При затруднении, в случаях необходимости ведущий может показывать картинку с изображением называемого слова. Выигрывает тот ученик, у которого подряд будут закрыты четыре предмета (по горизонтали, вертикали, диагонали).

Очень важным для учителя является включение в урок активных методов идентификации целей, ожиданий, опасений, которые позволяют эффективно провести выяснение ожиданий и опасений и постановку целей обучения. Такие методы, как «Дерево ожиданий», «Поляна снежинок», «Разноцветные листы», «Фруктовый сад», «Список покупок», «Лицензия на приобретение знаний» позволяют учителю лучше понять класс и каждого обучающегося, а полученные материалы в дальнейшем использовать для осуществления личностно - ориентированного подхода к ученикам. Данные методы позволяют учащимся более четко определиться со своими образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения, с тем, чтобы педагоги могли их знать и учитывать в образовательном процессе. Учитель (классный руководитель) предлагает обучающимся попробовать более четко определить, что они ожидают (хотели бы получить) от обучения и чего опасаются. Ожиданий и опасений может быть несколько. К числу ожиданий, опасений относятся формы и методы обучения, стиль и способы работы на уроках, атмосфера в классе, отношение учителей и одноклассников.

Основная задача применения активных методов идентификации целей, ожидания, опасений в моей профессиональной деятельности - это определить, что учащиеся ожидают (хотели бы получить) от обучения и чего опасаются.

Понятие «тренинг» в науке и практике трактуется многозначно, в частности:

- как форма обучения;

- как вид образовательной практики, в которой ведущей деятельностью является тренировка, тренаж, т.е. закрепление определённой реакции, действия, способа, умения посредством повторения, упражнений.

Тренинг - это один из специфических способов получения личностного опыта. В тренинге истину - особенно истину о себе самом - нужно добыть. Для этого должны, во-первых, происходить какие-то события, а во-вторых, участником этих событий должна стать сама личность. Любой тренинг является интерактивным: он рассчитан на активную субъектную реакцию учащегося (интеллектуальную, эмоциональную, действенно-практическую), на то или иное воздействие на личность.

Важную роль в тренинге играет применение технических средств и технологий, таких как цифровых видеокамер, компьютера. Переход на компьютерную видеосъемку значительно расширяет возможности видеотренинга. Остановка кадра, разнообразные переходы, повторения, увеличение изображения позволяют детально просматривать и анализировать все нюансы событий. С помощью компьютера может проводиться весь тренинг. Сценарий компьютерного тренинга включает постоянный индивидуальный интерактивный обмен информацией между участником и руководителем, между всеми участниками, автоматическое слежение за результатами и т.п. Возможно также использование базы данных компьютерной сети и Internet. Этот вид тренинга я использую в разделе говорение при подготовке учащихся одиннадцатого класса к ЕГЭ.

Существует глубокая связь между тренинговыми процедурами и детскими играми, которые я использую в начальном и среднем звене. Их объединяют не только формы (инструкции ведущего, правила, соревновательный характер, непредсказуемость итога, приоритет процесса над результатом), но и глубинный духовный смысл творческого проживания, порождающего новый опыт. Для большинства тренингов основное действие - это игра, позволяющая ребёнку, подростку быть самим собой, возвышаясь до Я-творческого. Ролевые игры основаны на обучающем эффекте совместных действий. Они позволяют увидеть участников группы в поведенческом аспекте.

Игра создаёт новую модель мира принимаемую её участниками. В рамках этой модели задаётся новая воображаемая ситуация, изменяются семантические смыслы предметов и действий, время «спрессовывается», до краёв наполняясь интеллектуальными и эмоциональными событиями. Следовательно тренинг - эффективен как форма комплексного использования интерактивных методов обучения и воспитания в моей профессиональной области.

К активным методам презентации результатов практической деятельности относятся: Метод «Групповой обмен впечатлениями», Метод «Выставка плаката», Метод «Рынок мнений»,Метод «Групповое общение». Основные достоинства этих методов заключаются в умении научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах, найти ответ на четко поставленный вопрос путем обмена мнений, представить результаты обсуждения, обмен впечатлениями в активизирующих личных формах.

В будущем я планирую использовать в своей профессиональной деятельности следующие методы: «Доска объявлений», Метод «Пустое кресло», Метод «Ковёр идей».

Рассмотрим Метод «Автобусная остановка»

Цель: научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах.

Педагог определяет количество обсуждаемых вопросов новой темы (оптимально 4-5). Участники разбиваются на группы по числу вопросов (5-7 человек в каждой).Группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой остановке (на стене или на столе) расположен лист большого формата с записанным на нем вопросом по теме. Педагог (учитель, воспитатель) ставит задачу группам -записать на листе основные моменты новой темы, относящиеся к вопросу. В течение 5 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываютсяключевые моменты. Затем по команде педагога группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в течение 3 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой нельзя. Затем следующий переход к новой автобусной остановке и еще 3 минуты на знакомство, обсуждение и добавление своих записей. Когда группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 3 минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу. В завершении педагог резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги работы.

Можно организовать автобусные остановки (прикрепить листы с вопросами) в разных углах учебной комнаты, чтобы в процессе обсуждения группы не мешали друг другу. Вопросы изучаемой темы стилизовать под названия остановок.

Необходимым моментом в моей деятельности на уроке я считаю методы релаксации и активизации: «Утренняя гимнастика», «Энергия - 1», «Земля, воздух, огонь и вода», «Давайте споем». Если я вижу, что обучающиеся устали, а впереди еще много работы или сложная задача, я делаю паузу. Иногда достаточно 3-5 минут веселой и активной игры для того, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию, не выходя из группы (класса). Активные методы -«Физминутка», «Энергия - 1», «Роботы», «Постройся по росту», «Красная Шапочка

и Серый Волк», «Шест», «Земля, воздух, огонь и вода», «Зайчики»

Основными достоинствами этих методов ,как я считаю, это возможность снять умственное напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала. Видами релаксации могут быть различного рода движения, игры, пение, танцы, заинтересованность чем- либо необычным,

новым.

На мой взгляд их основные достоинства состоят в возможности снять усталость и напряжение, внести элемент непринужденности и расслабления после интеллектуальной работы, встряхнуться, весело и активно расслабиться, почувствовать себя одной командой, повысить уровень энергии в группе, или же дальнейших этапов обучения.

Рассмотрим метод «Давайте споем!»

Цель: «проснуться» перед началом семинара, прийти в хорошее настроение,

почувствовать дух команды я предлагаю детям спеть какую-нибудь веселую песню всем вместе: «Good morning!», « The sun is shining», «Hello»

Рассмотрим метод «Утренняя гимнастика».

Участники встают в произвольном порядке. Главное, чтобы было достаточно места, и не мешала никакая мебель. Ведущий предлагает кому-нибудь из участников начать рабочий день семинара, выступив спортивным инструктором, или эту роль он может оставить себе. Спортивный инструктор включает музыку и просит участников повторять за ним спортивные упражнения. Таким образом, участники делают утреннею гимнастику. Упражнение обязательно должны быть не сложными, чтобы все участники могли их выполнить. Этот метод можно применять и в течение дня, чтобы взбодрить участников.

Метод «Зарядки-релаксации», метод «Дирижер», метод «Задуй свечу», метод «Птица, расправляющая крылья» я планирую использовать в своей профессиональной деятельности.

Рассмотрим метод «Дирижер».

Встаньте, потянитесь и приготовьтесь слушать музыку, которую я сейчас включу. Сейчас мы будем не просто слушать музыку - каждый из вас представит себя дирижером, который руководит большим оркестром (включается музыка). Представьте себе энергию, которая течет сквозь тело дирижера, когда он слышит все инструменты и ведет их к чудесной общей гармонии. Если хотите можете слушать с закрытыми глазами. Обратите внимание на то, как вы сами при этом наполняетесь жизненной силой. Вслушивайтесь в музыку и начинайте в такт ей двигать руками, как будто вы управляете оркестром. Двигайте теперь еще и локтями и всей рукой целиком… Пусть в то время как вы дирижируете, музыка течет через все твое тело. Дирижируйте всем своим телом и реагируй на слышимые вами звуки каждый раз по - новому. Вы можете гордиться тем, что у вас такой хороший оркестр! Сейчас музыка кончится. Откройте глаза и устройте себе самому и своему оркестру бурные аплодисменты за столь превосходный концерт.

Для завершения образовательного мероприятия можно использовать такие активные методы как: «Мудрый совет», «Письмо самому себе», «Итоговый круг», «Ресторан»,«Комплименты». Эти методы помогают мне эффективно, грамотно и интересно подвести итоги учебно-воспитательного мероприятия и завершить работу. Для педагога этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем учебно-воспитательном мероприятии. Кроме того, обратная связь от детей позволяет педагогу скорректировать учебно-воспитательное мероприятие на будущее.

При формировании и реализации активных методов в своей профессиональной деятельности я соблюдаю установленные ФГОС основные принципы: принцип активности; принцип исследовательской, творческой позиции; принцип объективизации, осознания поведения; принцип партнерского, субъект-субъектного отношения. Учителю необходимо менять психологический настрой на уроке. Роль учителя на современном уроке меняется .Теперь учитель- это куратор, консультант, тьютер, эксперт, помощник, организатор. Новая позиция учителя на уроке создает возможность организовать развивающую, обучающую среду в обучении и приблизить процесс познания учащихся к поисковой исследовательской деятельности, обеспечить успешность обучения совместными усилиями преподавателя и обучаемых.

Реализуемые мной активные методы стандарта направлены на удовлетворение требований ФГОС к результатам, к структуре, и к условиям реализации освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Образованность учащихся является одним из показателей качества образования. Поэтому работая над повышением образованности учащихся, мы работаем над повышением качества образования через внедрение активных форм обучения и воспитания. Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося.


© 2010-2022