• Преподавателю
  • Другое
  • Курсовая работа на тему Гармоничное развитие личности школьника на занятиях каратэ

Курсовая работа на тему Гармоничное развитие личности школьника на занятиях каратэ

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

СОДЕРЖАНИЕ







ВВЕДЕНИЕ

Проблема здоровья подрастающего поколения является одной из основных в современной педагогике. Самый драгоценный дар, который человек получает от природы - здоровье. Какой бы ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек сам творец своего здоровья!

Научная проблема исследования здоровья подрастающего поколения России связана, прежде всего, с изучением тенденций по снижению уровня здоровья детей и подростков нашей страны, выявлением различных социальных и микросоциальных изменений, ухудшением состояния генофонда нации, незавершенностью структурной перестройки, системы оказания первичной медицинской помощи и т.д. Все это обусловливает необходимость поиска и разработки новых современных подходов к проведению динамических наблюдений за состоянием здоровья детского населения, адекватных требованиям современности.

Физическое развитие является одним из интегративных показателей состояния здоровья ребенка, биологической зрелости всех систем организма.

Физическое развитие детей - это процесс изменения морфологических и функциональных свойств организма, а также их состояние в различные возрастные периоды, что определяет запас физических сил, выносливость и работоспособность.

Выбор спортивных занятий для детей очень разнообразен. Один из них - это каратэ.

Каратэ - это система знаний, которые необходимы для полноценного развития личности как духовного, так и физического.

Для детей - это: отличный способ направить, бьющую через край энергию в созидательное русло; научиться быстро адаптироваться в малознакомом коллективе; выработать устойчивый к стрессовым ситуациям характер; научиться терпению; дисциплине; самостоятельности; культуре поведения.

Занятия детьми каратэ способствуют: развитию памяти, координации, концентрации внимания, закаливанию организма, формированию красивого тела, благодаря разумным физическим нагрузкам.

Дети становятся более уверенными в себе, своих силах, больше времени проводят со сверстниками, а не сидят перед компьютером. Учатся преодолевать лень и амбиции.

Занимаясь каратэ, ребенок знакомится с правилами безопасности и приемами самообороны. Он защищен от праздности, безделья и различных негативных влияний нашей жизни.

Каратэ дарит новые знакомства, новые впечатления и много положительных эмоций!

На занятия с каратэ Сётокан дети могут ходить уже с 5-ти лет.

Считается, что к этому возрасту ребенок имеет начальное понятие о дисциплине, терпении, выдержке, работе в коллективе, так же знает где «лево», «право», «левая рука», «правая нога» и т.д.

Обычная детская группа насчитывает 20-25 учеников разных возрастов. Начинающие и продолжающие занимаются вместе, что дает вновь пришедшим образец для подражания в лице старших учеников.

Новичок, обычно чувствует себя неуютно из-за непривычных поклонов и проявлений этикета. Но выполнение этих несложных правил помогают сохранить атмосферу важную для изучения каратэ Сётекан.

Таковы многовековые традиции каратэ.

Таким образом, изложенное выше предопределяет актуальность исследования курсовой работы.

Объект исследования: занятие каратэ Сётокан.

Предмет исследования: развитие школьника на занятиях Сётокан.

Цель работы: проанализировать гармоничное развитие школьника при занятиях каратэ Сётокан.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

- проанализировать социологические, педагогические и психологические аспекты физической активности и здорового образа жизни;

- охарактеризовать физическое развитие детей и факторы, которые его формируют;

- изучить особенности каратэ Сётокан;

- выявить воспитательный аспект от занятий каратэ Сётокан;

- рассмотреть оздоровительный аспект.

Структура работы: введение, основная часть, заключение, список литературы.

Объем работы: 30 страниц печатного текста.

Список использованной литературы содержит 20 источников.


ГЛАВА 1 ФИЗИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ В ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ ШКОЛЬНИКА

1.1 Социологические, педагогические и психологические аспекты физической активности и здорового образа жизни

Среди жизненных ценностей современного человека первое место занимает ценность жизни и здоровья. В последние десятилетия мировая наука относит проблему здоровья, в широком смысле этого понятия, к кругу глобальных проблем, решение которых предопределяет характеристики будущего развития человечества1.

Здоровье является элементом индивидуальной культуры жизнедеятельности человека. Эта культура определяется уровнем развития умений и навыков, способствующих сохранению, укреплению и восстановлению здоровья человека, реализации внутренних резервов ее организма. Культура здоровья отражается в специфических формах и способах жизнедеятельности личности, которые производятся, начиная с раннего детства, и реализуются в течение всей жизни.

Низкий уровень здоровья молодежи имеет ряд конкретных причин. Среди всех факторов, которые, так или иначе, влияют на состояние и физического, и психического здоровья населения, и в частности, молодежи, важнейшей является поведение. Этот показатель превосходит влияние наследственности, окружающей среды и качества медицинской помощи. Самые тяжелые болезни в современных развитых странах связаны с индивидуальными привычками, особенно постоянными, которые в совокупности часто называют образом жизни. Поведение человека очень важно для здоровья, влияет на него непосредственно, через образ жизни, или опосредованно - через экономические или социально-экономические условия, и является основной детерминантой здоровья2. Чтобы повлиять на поведение человека, необходимы усилия как его самого, так и семьи и общества.

Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Здоровье - нормальное психологическое состояние и способность человека оптимально удовлетворять систему материальных и духовных потребностей.

Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая его способность к труду, гармоничное развитие личности.

Как видно из приведенных примеров, здоровья оценивают по самым разнообразным признакам. С позиций изложенного понимания феномена здоровья человека происходит определение понятия «здорового образа жизни»: это все в человеческой деятельности, что касается сохранения, укрепления здоровья и оздоровления условий жизни. Составляющие здорового образа жизни содержат различные элементы, касающиеся всех сфер здоровья - физической, психической, социальной и духовной.

Составляющей процесса полноценного развития человека и его воспитания, действенным средством утверждения здорового образа жизни является физическая активность.

Цивилизация и технический прогресс современности, освободили человечество от тяжелого, монотонного и примитивного физического труда, в то же время, усложнили ему жизнь, породив гиподинамию - двигательный голод, который приводит ко многим заболеваниям. Опыт развитых стран указывает на значение занятий физической культурой и спортом, которые рассматриваются как наиболее эффективное средство профилактики заболеваемости, укрепления генофонда и решения других социальных проблем общества.

Относительно личностной оценки жизни, то для современного человека имеет значение восприятие его не только в биологическом смысле, но и, возможно, больше в социальном - ощущение уверенности как гражданина, члена общества, члена семьи. По данным социологического опроса, в 2014 году этой уверенности лишены 10% нашего населения, 34% граждан испытывают тревогу, 11% - тупик, 16% - растерянность, 11% - овладел страх, 7% граждан настроены пессимистично3. Это - социально-психологические факторы, которые обесценивают жизнь и не только сводят на нет усилия по сохранению здоровья, но и наталкивают на мероприятия повышение психологического комфорта путем курения табака, употребления алкоголя, наркотиков и т.п.

Следовательно, ставя задачу формирования здорового образа жизни, прежде всего, нужно обратить внимание на социальные факторы его обеспечения. Ведь нельзя списывать только на безответственность по отношению к собственному здоровью. Степень сохранения здоровья и жизни в значительной степени определяется состоянием окружающей среды, питания, ведь часто выбирают и потребляют то, что доступно на рынке. А доступными должны быть, прежде всего, продукты, обеспечивающие не только энергетические потребности организма, но и являются адекватными для него по химическому составу.

И сегодня каждый гражданин должен полноценно питаться, отдыхать, обустраивать свой быт, выбирать соответственно своему образованию, профессии работу, лишенную вредных воздействий.

Можно с уверенностью утверждать, что разумный подход к сохранению своего здоровья, даже независимо от личных материальных возможностей, всегда дает шанс прожить дольше, быть полезным своей семье, обществу. Поэтому сегодня было бы целесообразным создание общественных организаций здорового образа жизни, которые бы занимались пропагандистской, издательской деятельностью, которые бы напоминали общегосударственным и местным властным структурам о необходимости решения соответствующих проблем.

Итак, здоровый образ жизни - неотъемлемая составляющая нашего земного бытия, а его реализация - дело семьи, учебных заведений, государства, общественных организаций и каждого из нас лично.

Люди, которые своим поведением систематически рекламируют двигательную активность, занимаются физическими упражнениями, болеют на 17,5% меньше, чем те, кто ими пренебрегает4. Поэтому необходимо использовать любую возможность для увеличения двигательной активности в течение дня, рационально использовать свободное время, заполняя его выполнением физических упражнений, которые обеспечивают экономичную работу многих органов и систем организма и, прежде всего, сердечно-сосудистой системы, увеличивая ее адаптационные возможности, нормализуют артериальное давление, массу тела, снимают нервно-эмоциональную нагрузку. Занятия разнообразными физическими упражнениями должны стать и неотъемлемой частью реабилитационной работы с людьми, которые перенесли тяжелые травмы, заболевания, которые проходят восстановление после операций.

Физическая тренировка организма человека должно регулярно осуществляться на всех этапах ее развития. Настойчивые и систематические занятия гимнастикой, туризмом, различными видами спортивных упражнений, военно-спортивными и спортивными играми в сочетании с закалкой - это длительная молодость и старость без болезней, насыщенная живительным оптимизмом, это длительная жизнь с творческим трудовым подъемом и вдохновением. Физические упражнения следует рассматривать как значимый фактор сохранения высокой и продуктивной не только физической, но и психической активности человека на долгие годы.

Психологический уровень здоровья обусловлен психическими особенностями человека, возможностями обеспечить и преодолеть болезнь, образом жизни и пониманием того, что здоровье - это не только состояние организма, но и стратегия жизни. К сфере психического здоровья относят индивидуальные особенности психических процессов и свойств человека (возбудимость, эмоциональность, чувствительность). Психическая жизнь индивида состоит из потребностей, интересов, мотивов.

Психическое здоровье связано с особенностями мышления, характера, способности. Все это обусловливает особенности индивидуальных реакций на одинаковые жизненные ситуации, вероятность стрессов, аффектов. Существенно влияют на здоровье человека и его особые психические состояния, которые не являются постоянными его качествами, но возникают спонтанно или под влиянием внешних факторов (расстройство сознания, изменения настроения, апатия, афектные состояния, напряженность и т.д.).

Итак, мы видим, что здоровье - это величайшая социальная ценность. Хорошее здоровье - основное условие для выполнения человеком его биологических и социальных потребностей. Каждый человек хочет быть здоровым и работоспособным, жить не 50-60 лет, а 90-100 и больше. Для здоровой и счастливой жизни человеку необходимы определенные условия. Люди должны иметь хорошую еду, хорошие жилища, одежду, возможность учиться, обеспечивать свои физические, душевные и духовные потребности. Каждый человек должен следить за состоянием своего здоровья, которое является самым ценным личным и социальным капиталом человека.

Для этого необходимо организовать режим жизнедеятельности и труда, с учетом индивидуальных особенностей и возможностей, организовать отдых, рациональное питания и др. Надлежащий режим труда, отдыха и питания - укрепляют здоровья человека5. Режим воспитывает высокую организованность в труде и быту, дисциплинирует волю. Человек должен бороться за санитарную и экологическую культуру на производстве и в быту, за чистоту и порядок на улицах, в домах, за достаток зелени и цветов, создание новых парков, садов, скверов. Все это способствует оздоровлению условий труда, быта и профилактике заболеваний. Несоблюдение правил общественной и личной экологической гигиены приводит к преждевременной потери трудоспособности и ранней старости.

Часто говорят: «Здоровье - это самое дорогое, что есть у человека, его нельзя купить ни за какие деньги»6. Это верно. Но сформировать здоровье и сохранить его на долгие годы может каждый человек, если выберет раз и навсегда здоровый образ жизни.

Здоровый образ жизни - это одно из основных условий укрепления физического, психического, духовного и социального здоровья и профессиональной работоспособности.

1.2 Физическое развитие детей и факторы, которые его формируют

Здоровье детского организма в современной гигиене детей рассматривается как интегральный показатель, который формируется в результате действия сложного комплекса взаимосвязанных и взаимозависимых внутренних факторов и внешних воздействий. На сегодняшний день невозможно определить качество здоровья ребенка отдельно от его социального положения, конкретной среды обитания и экологических особенностей места проживания.

Особенно много внимания данной проблеме уделяется в работах ведущих ученых. Так, в исследованиях В.Ю. Альбицкого предложен комплекс факторов, влияющих на состояние здоровья школьников. Из данного комплекса факторов можно выделить три основные группы: биологические, экологические и социально-экономические факторы. К группе биологических факторов относятся, прежде всего, неблагоприятная наследственность и аномалии развития. Известно, что такие распространенные заболевания, как плоскостопие, миопия, сколиотическая осанка и непосредственно сколиоз имеют выраженную наследственную обусловленность.

Такие ученые, как Абрамов М.С., Рыбалко А. И. указывают на социально-экономические факторы, которые негативно влияют на состояние здоровья детей и подростков, подчеркивая, что ведущими среди них являются гипокинезия, неадекватное питание, перегрузки школьников вследствие напряженного обучения в школе, длительное пребывание за компьютером и телевизором, несоблюдение режима сна, недостаточное время пребывания на свежем воздухе, отсутствие навыков закаливания организма, вредные привычки7. Ученые также отмечают, что определенные факторы риска могут действовать как изолированно, так и вместе. В последнем случае наблюдаются наиболее негативные изменения в состоянии здоровья. Вместе с тем в условиях влияния социально-экономических факторов, даже при неблагоприятной наследственности, заболевание в большинстве случаев не развивается. Примером этого может служить тот факт, что благодаря рациональному физическому воспитанию существенно повышаются защитные силы организма и возрастает степень его сопротивляемости к патологическим воздействиям. В связи с этим особое значение приобретает дальнейшее совершенствование организации и проведения профилактических осмотров детского населения.

В повседневной работе врач не имеет возможности учитывать в совокупности такое большое количество факторов как биологические, гигиенические, социально-экономические, экологические, наследственные и другие, влияющие на развитие организма ребенка. Однако состояние здоровья ребенка определяется именно совокупным, чрезвычайно изменчивым во времени комплексом факторов. Поэтому для проведения всесторонних комплексных исследований необходимо обеспечить динамичное поступление информации о состоянии здоровья семьи, особенности социального статуса ее членов, связь с вредным производством и вредными привычками, течение беременности и родов у матери, особенности вскармливания ребенка, течение заболеваний и адекватности оказания медицинской помощи, проведения профилактических мероприятий, а также последующий тщательный анализ этих показателей.

Как уже указывалось выше важнейшими параметрами здоровья и адекватными индикаторами социального благополучия общества, по мнению многих авторов, являются показатели физического развития человека. Показатели физического развития - это, прежде всего, антропометрические данные, темпы и особенности их изменений в процессе роста, гармоничность развития, соотношения календарного и биологического возраста, конституционные особенности и т.д. Такой подход предоставляет возможность использовать показатели физического развития для измерения и адекватного сравнения их значений с установленными нормативными показателями.

Из анализа современной научной литературы видно, что на протяжении последних десяти лет здоровье детей и подростков нашей страны значительно ухудшилось, снизился уровень физического развития. Я считаю, что основными причинами такого положения являются экономические трудности, снижение внимания к социальным проблемам и санитарной культуре, ослабление государственной политики в области профилактической медицины, уменьшение удельного веса научных исследований по проблемам роста, развития здорового ребенка и управления его здоровьем8. Серьезной причиной нарушения здоровья детей служат все возрастающие учебные нагрузки, свойственны для современных образовательных учреждений.

В настоящее время в России 7 млн. детей школьного возраста и лишь 5-7% учеников заканчивают общеобразовательную школу здоровыми, остальные же дети идут во взрослую жизнь с большим багажом хронической патологии. Значительные информационные перегрузки, а, следовательно, нехватка свободного времени для занятий физкультурой и неправильно организованный учебно-воспитательный процесс: (отсутствие или несистематическое проведение физкультурных минуток на уроках, динамических пауз на переменах, недостаточная для детского организма двигательная активность) негативно сказывается на состоянии здоровья учащихся и приводит к такому патологическому состоянию, как синдром хронической усталости.

Во многих случаях потенциальные возможности, заложенные в детском организме, остаются не использованными. Поэтому в комплексе факторов, которые влияют на формирование здоровья школьников, одно из важных мест занимает двигательная активность, занятия физической культурой и спортом. Двигательная активность учащихся школьного возраста, не занимающихся дополнительно в спортивных секциях, зависит от наличия в школьном расписании урока физкультуры9. После проведенных экспериментальных исследований было установлено, что при наличии урока физической культуры и предусмотренных в течение дня «физкультурных минуток» плюс 15% на неучтенную двигательную активность: (дорога в школу и домой, активный отдых на переменах и в свободное время) продолжительность двигательного компонента составляет не более 174 мин./сутки (при средней суточной потребности 210-270 мин./сутки), что составляет лишь 72% от гигиенической нормы двигательной активности. В случае отсутствия уроков физического воспитания в данный день продолжительность двигательного компонента составляет 125 мин./сутки, а это лишь 51% от должной двигательной активности. Все это особенно негативно влияет на школьников и вызывает дополнительные нарушения в состоянии их здоровья.

На сегодняшний день становится очевидной необходимость изменения отношения к здоровью ребенка в системе образования. Сегодня урок, как основная форма организации учебно-воспитательного процесса, уже не считается современным, даже если бы он и отличался всем многообразием современных средств и педагогических приемов, если на этом уроке не учитывается состояние здоровья ребенка, либо ребенок во время его проведения теряет свое здоровье.

Здоровье, сохраняющая педагогика с одной стороны, должна сформировать в учащихся специальные знания, умения, навыки сохранения и укрепления своего здоровья, а с другой - предусмотреть в педагогических технологиях возможности осуществления самостоятельных попыток совершенствования себя, своего тела, психики, эмоций, работать над развитием своих коммуникативных способностей, учитывать гуманное отношение к миру, к окружению, к самому себе10.




ГЛАВА 2 КАРАТЭ СЁТОКАН В ЖИЗНИ ШКОЛЬНИКА

2.1 Особенности каратэ Сётокан

Каратэ Сётокан - самый массовый стиль каратэ-до не только в Японии, но и во всём мире, и относится к четырем крупнейшим, наряду с Вадо-рю, Годзю-рю и Сито-рю11. Сётокан представляет собой вариант адаптированного Сюри-тэ и генеалогически является его прямым наследником, поскольку Г. Фунакоси подверг основательной переработке систему, которую изучал у своих учителей. Он сформировал из наиболее эффективных элементов техники и формальных комплексов новую систему, которую он сам называл «каратэ-до».

Стиль каратэ Сётокан включён в государственные программы обучения многих стран, а в Японии с 1902 года, что отчасти объясняет рекордное долголетие её жителей.

Данные медицинского обследования ещё в середине 90-ых годов XIX века на Окинаве выявили удивительную пропорциональность силу и выносливость большой группы подростков, занимающихся каратэ-до. После ряда медицинских, социальных и педагогических исследований в области каратэ-до ещё в 1902 году эту дисциплину официально ввели в учебную программу Японии.

Цель каратэ Сётокан состоит в том, чтобы дать каратэ-ка (занимающийся каратэ-до) возможность победить врага в реальном бою. СЁТОКАН - классический стиль, со времён основания и до сих пор самый распространенный и отшлифованный в мире. Он открыт и не имеет секретов - существует огромное количество книг (в том числе на русском языке) и видео продукции. Много выдающихся мастеров преподают во всех странах мира. Стиль исключительно разнообразен.

Каратэ Сётокан учит человека сражаться лишь тем оружием, которое дано ему от рождения, оружием естественным - кулаком, рукой, ногой, коленом и т. п. Каратэ Сётокан является системой самозащиты более жёсткая, чем дзюдо и айкидо, она не требует специальной адаптации своей техники; любой из ударов каратэ Сётокан может быть применим против партнёра в «додзё» (зале) точно также, как и против «классического» противника, внезапно появляющегося на улице. Этот момент ценен и не всегда присутствует в других системах. Защита, предлагаемая каратэ Сётокан, жёсткая и, следовательно, должна применяться осмотрительно. Одновременное использование рук и ног, постоянная душевная настроенность на реальную схватку, которую воспитывают занятия в додзё (зале), овладение физическими и психическими силами, достигаемое тренировками, объясняют тот факт, что каратэ-ка (занимающийся каратэ-до) среднего уровня способен противостоять сразу нескольким противникам. Старинное наставление предписывает настоящему каратэ-ка вступать в схватку не менее чем с тремя соперниками, чтобы оставить им какой-то шанс на победу! Основополагающее правило требует всё же, чтобы каратэ-ка никогда не нападал первым.

Каратэ Сётокан как японское боевое единоборство очень многосторонне, оно увеличивает пластичность, выдержку, быстроту реакции, тренирует всё тело и улучшает его подвижность. Журнал «Штерн» опубликовал в № 8 за 1987 год в разделе «Здоровье и фитнес» исследование одного английского учёного в области спорта, доктора Крейга Шарпа из университета Бирмингема, который исследовал 100 рекордсменов по 30 различным видам спорта, протестировал их на скорость, выдержку, силу и ловкость и измерил их подкожную жировую прослойку12. Каждую категорию теста он оценивал баллами от 1 до 10 и суммировал полученные результаты. Из общей суммы фитнес-критериев доктор Шарп получил ошеломляющий результат и составил список самых «спортивных» спортсменов: каратэ-до стоит на третьем месте после гимнастики и балета. Сильное влияние на внутреннюю сущность личности оказывают, прежде всего, традиционные бои с тенью (ката), не в последнюю очередь внутреннее спокойствие, надёжность, уверенность поддерживаются сопровождающими ритуалами спокойного поклона до и после тренировок и поклона своему партнёру. Во время свободных тренировок с партнёром в первую очередь развиваются реакция, мужественность и решительность. Правильная тренировка под хорошим контролем даёт здравое чувство самооценки (избавление от комплексов), а также одновременно развивает и чувство скромности от собственного осознания того, что ничто нельзя познать до конца. Кто действительно силён, не должен кичиться этим, а должен осознавать допущенные ошибки и уметь извиняться.

Сётокан является относительно более сложным стилем, чем другие по ряду причин:

1. Это стиль каратэ-до, требующий хорошей физической подготовки.

2. Исполнение каждого технического приема должно заключать в себе одновременно несколько параметров.

3. Программа обучения достаточно продолжительная, сложная и объемная. Необходимо знание более двадцати Ката.

Сётокан отличается от других стилей каратэ преимущественно линейным приложением силы ударов, так как кратчайший путь к цели - прямая, что отличается, например, от стиля Годзю Рю и др.

Философия Шотокана конкретна:

- главное в атаке - выбрать правильный момент и на быстром сближении нанести один или несколько ударов, чем достигается максимальная эффективность при минимуме средств;

- главное в защите - надежность и сила блока, чтобы у противника не возникало желание атаковать снова;

- основное оружие - мощные прямые удары руками с шагом вперед, с шагом назад или на месте; резкие и сильные удары ногами в корпус, подбивы и подсечки под опорную ногу или под обе ноги. Принцип работы ногами следующий: на двух ногах стоять устойчивее, чем на одной.

Изначально в Сётокане был принят на вооружение принцип «Иккен Хисатсу», то есть «одним ударом - наповал».

Поскольку концепция каратэ предполагает совершенствование тела и духа и их четкую координацию, следует всегда помнить, что приоритет отдается духовному развитию, а физическое развитие находится на втором месте.

Смысл «До» (Путь) в Дзен Буддизме заключается в том, чтобы перевести внимание внутрь себя и на долгом Пути тренировок, медитации и самопознания создать себя новой личностью, преодолев собственное несовершенство, в гармоничном единстве с окружающим миром.

Каратэ Сётокан оказывает положительное влияние на внутреннюю сущность человека, занимающегося этим боевым искусством, на его характер и индивидуальность. Чтобы отработать движение и технику, требуются регулярные и напряжённые тренировки. Тело должно всё время находиться под контролем. Правильное изучение техники каратэ-до Сётокан - это точное соблюдение и понимание основных принципов этого вида японского единоборства и самокритичное отношение к своим занятиям. Тогда будут развиваться выдержка, самодисциплина и способность сконцентрироваться13.

Каратэ Сётокан ввиду своей многосторонности позволяет оптимально улучшить или развить физические способности - силу, выносливость, гибкость, скорость реакции и равновесие. Благодаря постоянно согласуемым точно с ритмом дыхания (напряжение и расслабление) сильным и быстрым движениям, которые должны выполняться при хорошем равновесии (корпус тела выпрямлен), каратэ Сётокан представляет собой отличную тренировку для выработки осанки тела. В каратэ Сётокан нет нагрузки, превышающей собственный вес тела или требующий более сильного противодействия, как, например, в дзюдо взваливание на себя партнёра или падение. Каратэ Сётокан могут заниматься все - сильные и слабые, дети, мужчины и женщины любого возраста.

Дух каратэ, его правила и законы помогут в решении всех жизненных проблем. Это тот дух, который заставляет вас собраться, стиснуть зубы и пережить холод зимы. Дух, который помогает перетерпеть изнуряющую жару лета. Тело, которое приучено к физическим нагрузкам напряжёнными тренировками, выдержит многое. Тот, чей дух силён и стоек, не знает уныния, для него нет испытания, которое может сломить его. Тот, кому знакомы годы физического и духовного напряжения, готов к любому удару, ему по плечу всё.

Материальные затраты при занятиях каратэ Сётокан в отличие от других видов спорта очень незначительны. Потребуется костюм для занятий каратэ-до. Костюм лёгок и удобен и носится очень долго, так как на него не воздействую большие нагрузки, как, например, на костюм для дзюдо, который оба соперника в поединке могут разорвать.

Каратэ-ка (занимающийся каратэ-до) обычно тренируется от 1 до 1,5 часа 2-3 раза в неделю. Преимуществом каратэ Сётокан является то, что технические упражнения можно выполнять в любое время и в любом месте.

2.2 Воспитательный аспект от занятий каратэ Сётокан

Занятия каратэ Сётокан способны вызвать значительные положительные изменения в физическом, психологическом и эмоциональном развитии школьника14. Поскольку тренировочные методики каратэ Сётокан основываются на законах природы, организм школьника может легко приспособиться к выполнению фундаментальных техник, вследствие чего ученик способен достичь пика своего физического развития.

Физические изменения в организме школьника неизбежно влекут за собой изменения психологические и эмоциональные, которые и являются для многих главной целью занятий каратэ-до. Увеличение физической силы, избавление от лишнего веса, повысившаяся координация движений и способность овладения новыми приемами и техниками ведут к росту самооценки каратэки (человек, занимающийся каратэ-до). Ребенок, замечая, как повышаются его физические возможности, начинает чувствовать все большую уверенность в собственных силах и в том, что он способен достичь успеха в жизни. Он начинает верить в себя, и это касается не только каратэ-до, но и любых сфер человеческой деятельности.

Эти изменения особенно ценны для детей. Молодые люди, только начинающие свой жизненный путь, часто испытывают растерянность и неуверенность, особенно когда перед ними встает необходимость принятия какого-либо решения. Это может стать причиной развития комплекса неполноценности. Если дети не знают, как справиться с собственными проблемами, они могут искать пути их преодоления в деструктивной и тупиковой деятельности, обращаясь к наркомании и алкоголизму. Если же дети получат опыт преодоления препятствий, как это неизбежно происходит при изучении каратэ Сётокан, они на собственном примере поймут, что безвыходных ситуаций не существует15. К любым изменениям они станут относиться как к вызову и научатся прилагать все силы для решения возникающих перед ними проблем.

Это, конечно же, далеко не единственный ценный урок, который получают дети в процессе занятий каратэ Сётокан. Все эти перемены самым непосредственным образом связаны с повышением самооценки детей и с ростом их уверенности в себе.

Обладая положительной самооценкой, ребенок не нуждается в таких искусственных стимуляторах собственного образа, как наркотики, алкоголь, уличные компании, криминальная деятельность и множество прочих порочных видов активности, стремящихся заманить детей в свои сети. Когда человек доволен собой, у него возникает чувство самоуважения. А это позволяет человеку воспринимать себя таким, каков он есть, и уверенно двигаться по жизни, преодолевая любые возникающие перед ним препятствия.

Уверенность в себе - лучший двигатель самосовершенствования. Если человек полностью отдает себе отчет в том, кем он является, и ставит перед собой ясные и конкретные цели, он уже находится на пути к росту, успеху и счастью.

Однако, как бы просто и логично ни звучало все сказанное выше, процесс самосовершенствования представляет собой очень трудный и долгий путь. Прогресс возможен только при напряженной работе, целеустремленности и терпении. Занимаясь каратэ Сётокан, дети учатся не прятаться от проблем, а преодолевать их даже в тех ситуациях, когда на первый взгляд кажется, что положение, в котором они оказались, не имеет позитивного решения. В этом и состоит главная ценность каратэ Сётокан и процесса воспитания, который продолжается всю жизнь.

Занятия происходят в группе. Уже известные основные приёмы здесь отрабатываются на улучшение точности, быстроты и силы. Такая коллективная тренировка развивает чувство солидарности, с другой стороны, порождает конкурентное мышление. Но в каратэ-до, в том числе и на спортивных соревнованиях, надо бороться друг с другом, а не друг против друга16. Начиная с первых, ещё раз точно обсуждаемых с партнёром упражнений по атаке и защите указывается на необходимость думать вместе с партнёром и помогать ему в его действиях, чтобы улучшить его действия в атаке или защите. Сюда же относится и то, что ввиду опасности нанесения повреждений следует тренироваться, не забывая о дисциплине и внимательном отношении к партнёру.

2.3 Оздоровительный аспект

Как сказал Даосский мудрец: «Неподготовленное тело не может стать обителью высшей мудрости и духовного совершенства»17.

К преимуществу каратэ-до относится то, что они дают отдых телу и душе, обеспечивают высокий уровень физической подготовки. Во время тренировок и соревнований в работе участвуют все части тела ребенка, в результате чего оно крепнет, развивается пластично и гармонично.

Занятия каратэ Сётокан способствуют повышению энергетики школьника и динамизма его движений, развитию необычайно быстрого мышления, стимулируют интеллектуальную деятельность, развивают интуицию, способность к немедленной реакции. При групповом методе обучения каратэ-до вырабатывается соответствующий эмоциональный, соревновательный фон, стимулирующий повышенную работоспособность человека. Важным преимуществом занятий каратэ-до является формирование умения интуитивно угадывать мысли соперника, предвосхищая его действия. Но самое существенное в каратэ-до - это формирование у школьника уже смолоду умения преодолевать трудности, которое затем сопровождает человека на всём жизненном пути.

К особенностям влияния занятий каратэ Сётокан на телосложение ребенка, его моторные качества и духовные свойства следует отнести следующее:

- разностороннее воздействие на организм. При изучении приёмов каратэ-до успешно совершенствуются функции всех органов. Таким образом, с помощью каратэ-до решаются задачи общего физического развития и разностороннего совершенствования двигательных способностей человека;

- всестороннее и гармоничное развитие функциональных качеств. Применение в процессе тренировок самых разнообразных технических элементов способствуют развитию мощности, гибкости, выносливости;

- локальное воздействие на ту или иную группу мышц, суставов, связок. Оно определяется необходимой точностью выполнения некоторых приёмов в процессе тренировок и способствует развитию координационных способностей и кондиционных качеств, а также позволяет успешно исправлять недостатки физического развития;

- прогресс физических и духовных качеств. Его обеспечивает организация процесса обучения по принципу последовательного решения частных задач с использованием многообразных методических приёмов.

Путём изменения темпа и амплитуды движений, увеличения или уменьшения числа повторений, изменения позиций или последовательности выполнения элементов, применения отягощающих и амортизирующих устройств регулируется нагрузка в соответствии с уровнем подготовленности занимающихся и обеспечивается прогресс в их совершенствовании.

Благодаря всестороннему воздействию на организм школьника, занятия каратэ Сётокан способствуют гармоничному формированию телосложения, осанки. Каратэ Сётокан предоставляют огромные возможности для самосовершенствования, самовыражения и самоутверждения18. Они приручают преодолевать трудности, формируя важные волевые качества, являются эффективным средством воспитания многих ценных черт характера: смелости, решительности, целеустремлённости и настойчивости, самообладания, а также таких нравственных качеств, как уважение к сопернику, честность, благородство в отношении к слабому и т.п.

Занятия каратэ Сётокан вырабатывают мгновенную реакцию, способность концентрировать и правильно распределять внимание, умение эффективно контролировать ситуацию и формировать её в свою пользу, быстро мыслить и принимать правильное решение.

Кумитэ в каратэ Сётокан характеризуются высоким динамизмом, напряжённостью обстановки. Чтобы в них побеждать, необходим высокий уровень развития мощности, или скоростно-силовых качеств, гибкости и выносливости к мышечной работе, выполняемой с большими перепадами интенсивности. Квалифицированного каратэ-ка отличает умение рационально действовать в различных режимах работы мышц (динамическом, статическом), чередовать предельные мышечные напряжения с расслаблением.

Многообразность движений обусловливает интенсивное формирование координационных способностей. Так, в кумитэ каратэкам приходится молниеносно выполнять координационно-сложные атакующие действия (в том числе из необычных исходных положений), предупреждая и парируя атаки противника. При этом некоторые технические действия, сложные по своей структуре, выполняются в необычных положениях тела и требуют высокой слаженности и координации движений, способности ориентироваться и принимать нужные решения в неожиданных и сложных динамических ситуациях.

По преданию мастеров, каратэ Сётокан - это техника, которая позволяла устранить противника одним ударом ноги или руки19. Но со временем появилось и духовное значение школы. Каратэ тренирует не только тело, но и дух, при этом школа обязует уважать противника.




ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, исходя из вышесказанного, можно сказать, что физическая культура выступает как необходимая часть обеспечения здорового образа жизни школьника.

Физкультурно-спортивная деятельность является одним из эффективных механизмов слияния общественного и личного интересов, формирования общественно необходимых индивидуальных потребностей. Физическая культура является сферой массовой самодеятельности важным фактором установления активной жизненной позиции, поскольку социальная активность, которая развивается на ее основе, переносится на другие сферы жизнедеятельности - социально-политическую, учебную, трудовую. Входя в физкультурно-спортивную деятельность, школьник накапливает социальный опыт, что приводит к повышению его социальной активности.

Как мы отметили в первой главе работы, здоровье является элементом индивидуальной культуры жизнедеятельности человека. Эта культура определяется уровнем развития умений и навыков, способствующих сохранению, укреплению и восстановлению здоровья человека, реализации внутренних резервов ее организма.

Можно с уверенностью утверждать, что разумный подход к сохранению своего здоровья, даже независимо от личных материальных возможностей, всегда дает шанс прожить дольше, быть полезным своей семье, обществу. Поэтому сегодня было бы целесообразным создание общественных организаций здорового образа жизни, которые бы занимались пропагандистской, издательской деятельностью, которые бы напоминали общегосударственным и местным властным структурам о необходимости решения соответствующих проблем.

Здоровье детского организма в современной гигиене детей рассматривается как интегральный показатель, который формируется в результате действия сложного комплекса взаимосвязанных и взаимозависимых внутренних факторов и внешних воздействий.

Во второй главе нашей работы мы выяснили, что, пожалуй, самым знаменитым видом боевых искусств будет школа японского каратэ. На данный момент единоборство знаменито во всем мире, и практически в каждой стране есть последователи этой школы. Самым действенным и популярным стилем японского каратэ, является учение Сётокан, зародившееся еще в 1930 году.

Сейчас Сётокан, по праву, считается классикой японского каратэ, его основами. Но, для его изучения необходима физическая подготовка, иначе тело не выдержит изнурительных тренировок. Но главным в изучении будет техника и самопожертвование. Эмблемой Сётокана становится тигр, который является одним из пяти шаолиньских стилей. В основе стиля лежали мощные стремительные атаки, с мгновенным, последующим перемещением. Поэтому Сётокан-каратэ можно назвать «стилем тигра» нового времени.

Так, Сётокан вбирает в себя принципы шаолиньских монахов, которые включают концентрацию, мощь и резкость, исполняемые в низких стойках. Помимо этого, Сетокан уделяет внимание дыханию, которое должно быть правильным для каждого приёма. Для каждого приема, стиля, есть свое время, и оно должно быть точным. Но главным во всем этом будет, сила и скорость, они должны быть в ровном балансе и обратно пропорциональны времени, другими словами, за короткий промежуток, должен быть набран максимум.

Во второй главе работы мы выяснили, какое влияние на жизнь ребенка-школьника имеет каратэ Сётокан.

Смысл искусства каратэ-до (Сётокан) - как боевого и спортивного единоборства - состоит в последовательности движений, ударов и блоков, регулировке дыхания, чувстве ритма и контроле за перемещениями, смене между напряжением и расслаблением тела, укреплении боевого духа. Занимаясь каратэ, ученик развивает координацию движений, стремиться к достижению внутренней концентрации и гармонии.

Каратэ - это система знаний, которые необходимы для полноценного развития личности как духовного, так и физического.

Для детей - это: отличный способ направить, бьющую через край энергию в созидательное русло; научиться быстро адаптироваться в малознакомом коллективе; выработать устойчивый к стрессовым ситуациям характер; научиться терпению; дисциплине; самостоятельности; культуре поведения.

Занятия детьми каратэ способствуют: развитию памяти, координации, концентрации внимания, закаливанию организма, формированию красивого тела, благодаря разумным физическим нагрузкам.

Занимаясь каратэ, ребенок знакомится с правилами безопасности и приемами самообороны. Он защищен от праздности, безделия и различных негативных влияний нашей жизни.

Каратэ дарит новые знакомства, новые впечатления и много положительных эмоций!

Таким образом, в рамках данного исследования мы рассмотрели сущность каратэ Сётокан и выяснили, какова его роль в жизни школьника.

В конце хотелось бы отметить, что на занятиях каратэ Сётокан дети становятся более уверенными в себе, своих силах, больше времени проводят со сверстниками, а не сидят перед компьютером. Учатся преодолевать лень и амбиции.

Итак, проанализировав тему нашего исследования организации, можно сказать, что все поставленные задачи выполнены, цель достигнута, актуальность темы доказана.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Абрамов, М.С. Современные подходы к оценке уровня физического развития - важного показателя общественного здоровья / М. С. Абрамов, А. И. Рыбалко // Гигиена и санитария. - 2008. - №6. - С. 69-71.

  2. Ананьев, В.А. Основы психологии здоровья / В.А. Ананьев. - СПб.: Речь, 2010. - 384 с.

  3. Баранов, В.М. В мире оздоровительной физкультуры / В. М. Баранов. - К.: Здоровье, 2010. - 133 с.

  4. Баранов, В. А. Теория и практика физической культуры в вузе: учебное пособие / В.А. Баранов, Г.П. Венглинский, К.Э. Столяр. - М.: РГТЭУ, 2013. - 104 с.

  5. Баранов, В. А. Социальные проблемы физической культуры и спорта в современном обществе: монография / В.А. Баранов. - М.: РГТЭУ, 2011. - 164 с.

  6. Беляев, B.C. Здоровье, экология, спорт / В. С. Беляев. - М.: Гардарики, 2012. - 251 с.

  7. Бижиев, С.В. Каратэ-до Сётокан / С.В. Бижиев. - М.: СВП-Плюс, 2012. - 553 с.

  8. Евсеев, Ю.И. Физическая культура / Ю.И. Евсеев. - Ростов н/Д.: Феникс, 2013. - 532 с.

  9. Железняк, Ю. Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: учебное пособие / Ю.Д. Железняк. - М.: Академия, 2009. - 264 с.

  10. Ильинич, В.И. Физическая культура студента и жизнь: Учебник / В.И. Ильинич. - М.: Гардарики, 2010. - 448 с.

  11. Ильинич, В.И. Студенческий спорт и жизнь: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В.И. Ильинич. - М.: Аспект Пресс, 2013. - 392 с.

  12. Кочергин, А. В. Введение в школу боевого каратэ / А.В. Кочергин. - М.: Астрель, 2010. - 224 с.

  13. Осадчук, Н.И. Мониторинг состояния здоровья учащихся / Н. И. Осадчук Н.И. // Сборник научных трудов. - 2010. - С. 67-69.

  14. Попенко, В.Н. Тренажеры и методы тренировки в боевых искусствах / В.Н. Попенко. - М.: Буква, 2012. - 192 с.

  15. Сологуб, Е.Б. Физиология человека / Е. Б. Сологуб, А. С. Солодков. - М.: учебник для ВНЗ, 2011. - 386 с.

  16. Физическая культура и здоровье / Под ред. В. В. Пономаревой. - М.: ГОУ ВУНМЦ, 2011. - 352 с.

  17. Туманян, Г.С. Здоровый образ жизни и физическое совершенствование: учебное пособие / Г.С. Туманян. - М.: Академия, 2012. - 336 с.

  18. Физическая культура - основа здорового образа жизни / Под общ. ред. Н. В. Барышевой. - Самара, 2009. - 163 с.

  19. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. - М.: Академия, 2012. - 480 с.

20 . Рамзин А.А « Каратэ - до Сётокан» Владивосток 2011-149 с.


1 Ананьев, В.А. Основы психологии здоровья / В.А. Ананьев. - СПб.: Речь, 2010. - с.89

2 Сологуб, Е.Б. Физиология человека / Е. Б. Сологуб, А. С. Солодков. - М.: учебник для ВНЗ, 2011. - с.293

3 Физическая культура и здоровье / Под ред. В. В. Пономаревой. - М.: ГОУ ВУНМЦ, 2011. - с.103

4 Ильинич, В.И. Физическая культура студента и жизнь: Учебник / В.И. Ильинич. - М.: Гардарики, 2010. - с.9

5 Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. - М.: Академия, 2012. - с.53

6 Ильинич, В.И. Студенческий спорт и жизнь: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В.И. Ильинич. - М.: Аспект Пресс, 2013. - с. 89

7 Туманян, Г.С. Здоровый образ жизни и физическое совершенствование: учебное пособие / Г.С. Туманян. - М.: Академия, 2012. - с.175

8 Железняк, Ю. Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: учебное пособие / Ю.Д. Железняк. - М.: Академия, 2009. - с.62

9 Сологуб, Е.Б. Физиология человека / Е. Б. Сологуб, А. С. Солодков. - М.: учебник для ВНЗ, 2011. - с.34

10 Баранов, В. А. Теория и практика физической культуры в вузе: учебное пособие / В.А. Баранов, Г.П. Венглинский, К.Э. Столяр. - М.: РГТЭУ, 2013. - с.65

11 Попенко, В.Н. Тренажеры и методы тренировки в боевых искусствах / В.Н. Попенко. - М.: Буква, 2012. - с.73

12 Кочергин, А. В. Введение в школу боевого каратэ / А.В. Кочергин. - М.: Астрель, 2010. - с.21

13 Рамзин А.А. Каратэ-до Сётокан / Владивосток , 2011.

14 Ильинич, В.И. Студенческий спорт и жизнь: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В.И. Ильинич. - М.: Аспект Пресс, 2013. - с.89

15 Беляев, B.C. Здоровье, экология, спорт / В. С. Беляев. - М.: Гардарики, 2012. - с.78

16 Попенко, В.Н. Тренажеры и методы тренировки в боевых искусствах / В.Н. Попенко. - М.: Буква, 2012. - с.85

17 Ананьев, В.А. Основы психологии здоровья / В.А. Ананьев. - СПб.: Речь, 2010. - с.30

18 Кочергин, А. В. Введение в школу боевого каратэ / А.В. Кочергин. - М.: Астрель, 2010. - с.194

19 Бижиев, С.В. Каратэ-до Сётокан / С.В. Бижиев. - М.: СВП-Плюс, 2012. - с.389

29


© 2010-2022