- Преподавателю
- Другое
- Формирование гражданско-правовой компетенции во внеклассной работе
Формирование гражданско-правовой компетенции во внеклассной работе
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Воробьева Т.А. |
Дата | 11.02.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Воробьева Татьяна Александровна,
учитель истории и обществознания МКОУ «СОШ №2» г. Ревда
Формирование гражданско-правовой компетенции во внеклассной работе.
Приоритетным направлением образования в современной школе становится формирование гражданско-правовой компетентности и патриотических мировоззрений у учащихся. Это обусловлено особой остротой экономических и социальных проблем, многонациональным составом населения, сохранением традиций и обычаев народов России, угрозами терроризма и криминализацией общества. В этом смысле проблема наличия гражданской позиции личности или отсутствие таковой является одним из критериев сформированности гражданского общества.
В концепции модернизации образования говорится, что развивающему гражданскому обществу нужны образованные, нравственные люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора и нести личную ответственность за результаты деятельности, люди, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны. В связи с этим особая роль принадлежит гражданскому образованию, которое располагает широкими возможностями в формировании гражданской позиции, гражданской компетенции личности.
Гражданская компетентность выступает как своего рода интегральная компетентность, базирующаяся на целом ряде ключевых компетентностей. Российские ученые и педагоги - практики предлагают различные модели формирования гражданско-правовой компетенции на уроках в общеобразовательной школе. Мы считаем, что задачи гражданского и патриотического образования, прежде всего, решаются на уроках обществоведческих дисциплин и в воспитательной работе.
В 2009 году в нашей школе учителями Воробьёвой Т.А. и Князькиной Л.В. было создано историко-патриотическое объединение «Мы - уральцы».
Основными целями деятельности историко-патриотического объединения «Мы - уральцы» являются:
- содействие укреплению среди молодежи идеалов гуманизма и милосердия, формированию у молодого поколения активной жизненной позиции;
- содействие укреплению моральных основ общества, воспитанию подрастающего поколения на принципах высокой гражданственности и патриотизма, преданного служения Отечеству.
Задачи:
-
формирование у молодежи чувств гражданственности и патриотизма;
-
воспитание национального и гражданского самосознания:;
-
приобщение молодежи к активному участию в работе по оказанию помощи ветеранам;
-
воспитание любви к Родине;
-
привлечение внимания к героическому и историческому прошлому народа;
-
создание эффективной системы работы по профилактике преступлений и правонарушений в молодежной среде - улучшение правового воспитания;
-
методическое и информационное обеспечение работы по развитию гражданственности, духовно-нравственному, социально-политическому и патриотическому становлению молодежи.
Основные направления работы историко-патриотического объединения «Мы - уральцы»:
-исследовательское;
-пропагандистское;
- помощь ветеранам войн;
- участие в акциях
- гражданско-патриотическое
Гражданско-патриотическое направление нашло отражение
- в историко-патриотических играх, проводимых как на городском, так и школьном уровнях, слёты юнармейцев, смотры строя и песни.
- в муниципальном и в областном этапе военно-патриотической игры «Зарница», в которой наши учащиеся заняли I и II места.
Исследовательское направление реализовалось:
- в городских краеведческих конкурсах «Народ о народном Маршале», «Народный подвиг Урала», « Вот эта улица, вот этот дом», «О край родной, край, сердцу милый!» Были написаны и представлены на городских конференциях исследовательские работы «Война в истории моей семьи», «Улица Олега Кошевого», исследовательский проект « Дети войны» и др.
Осознавая свою сопричастность ко всему, что происходит в школе, учащиеся занимаются социологическими исследованиями: проведены соц. исследования: «Влияние телевидения на молодёжь», «Кого можно назвать героем?», «Мой мир», «Почему пропадает интерес к учёбе?», «Что такое комсомол?», «Что такое терроризм?» и др.
Участие в акциях: наши ребята принимают с большим желанием. Например: в городской акции «Георгиевская ленточка», в акциях, посвящённых дню Памяти и Скорби, дню пожилого человека, в акции
« Мать - Тереза»- помощь Дому Ветеранов и Дому Малютки. В летние каникулы историко-патриотический отряд «Мы - уральцы» работает на школьной площадке, где ежегодно проводятся акции: «Письмо неизвестному солдату», «День Памяти и скорби». Уже 2 года наше объединение участвует в уборке городского кладбища, ребята чистят «Аллею Героев», а
Князькина Л.В. с учащимися 8 классов уже 3 года шефствует над заброшенными могилами ветеранов Великой Отечественной войны. Об этих акциях было много написано в городских газетах.
Пропагандистское направление нашло своё отражение в следующих мероприятиях:
-. вместе с учащимися 7 классов мы разработали и провели школьные и городские мероприятия патриотической направленности: «Земля людей, зачем тебе война?» (к 25-летию вывода российской армии из Афганистана), «Блокада Ленинграда» (к 68-летию Победы в Великой Отечественной войне). » Историко-литературная композиция «Кто такой пионер?», силами учеников Князькиной Л.В. был поставлен спектакль «Молодая Гвардия» к Дню Победы.
В школе работает лекторская группа учащихся
- мини-лекции, посвящённые дню Конституции, дню Единства, женскому дню 8 марта;
- участие в дискуссиях, проводимых городским дискуссионным клубом
«Есть мнение!», дебаты, проводимые в школе и между школами.
Подготовка, разработка, участие в комплексе мероприятий, посвященные Дню Победы: игра «Салют, Победа!», поздравление участников Великой Отечественной войны, тружеников тыла, встреча с Гарнухиной З.М. председателем общества «Бывшие малолетние заключённые».
В заключении следует сказать, что всё началось после проведения мероприятий, посвящённых дню пионерии, тогда ребята многое узнали о пионерской организации и предложили создать какую - то организацию или объединение в школе, наряду с системой самоуправления, которая в школе существует несколько лет. Мы находимся в начале пути, впереди расширение спектра деятельности, разработка атрибутики и символики. Однако уже сегодня можно сказать, что наше объединение развивает способности и интересы учащихся, содействует созданию благоприятного школьного коллектива, способствует самоидентификации ребят в социальной группе. А в целом, идёт процесс формирования гражданской компетентности.