А каждый читатель как тайна. .. (литературная гостиная)

Раздел Другое
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

И.И.Езимова, учитель литературы МОУ СОШ № 84 г. Екатеринбург

«А каждый читатель как тайна…» (А.А.Ахматова).

Общеизвестно, что воспитание и обучение должно быть творческим, только тогда личность может адаптироваться в обществе, обрести себя, самореализоваться в социуме, ощутить свою ценность в нём. Достижение этого учеником и будет тем планируемым, но отсроченным результатом учебно-воспитательного процесса, которого мы, учителя, стараемся добиться. При этом одно из первых мест здесь принадлежит Слову: урокам литературы, русского языка, Праздникам словесности. Мысль рождает Слово, Слово рождает поступок - это непреложный закон жизни, творчества. Это необходимо донести до детей, этому необходимо научить их, научить через чуткое отношение к Слову великих мастеров русской литературы. Проблема, поставленная перед учениками, - это проблема воспитания в себе талантливого читателя. Помочь здесь, на наш взгляд, может и такая форма, как встреча любителей русской словесности в литературной гостиной.

Цели занятия:

  1. Воспитывать и развивать эстетический вкус детей (на примерах классических образцов русской поэзии), их творческие способности.

  2. Развивать мыслительную и рефлексивную деятельность учащихся через включение их в процессы социального взаимодействия (ученик - ученик; ученик - учитель).

Оборудование:

  1. Два - три плаката с высказываниями знаменитых людей о книгах, о роли чтения:

  • «Ах, если бы сутки состояли из 48 часов, - сколько бы можно было прочитать хорошего!» (И.С.Никитин).

  • «Книги мы покупаем и не жалеем за них денег, потому что их требует душа и они идут ей во внутреннюю пользу…» (Н.В.Гоголь).

  • «Дело художника - рождать радость.» (К.Г.Паустовский) и др.



  1. Книжная полка с новинками детской литературы (библиотекарь).

  2. Таблица «Я читатель» (итоги анкетирования учащихся).

  3. Сборники стихов поэтов 20 века.

  4. Книга К.Г.Паустовского «Золотая роза».

  5. Интерактивная доска, компьютер, диски с записями стихов в исполнении авторов, мастеров слова.

Предварительные замечания.

За неделю до встречи в гостиной участникам была дана анкета, в которой дети должны были выбрать один из ответов на поставленные вопросы по теме «Какой я читатель». Итоги анкетирования нашли своё отражение в сводной таблице, помещённой впоследствии в классе на видном месте. Вначале встречи учитель коротко комментирует результаты анкетирования, а затем начинает беседу.



Ход встречи.

На интерактивной доске - тема встречи и эпиграф:

И чувства добрые я лирой пробуждал…

А.С. Пушкин

Короткий рассказ подготовленного ученика о Жане Шамете - герое книги К.Г.Паустовского «Золотая роза»:

- Парижский мусорщик Жан Шамет зарабатывал себе на существование тем, что прибирал мастерские ремесленников в своём квартале. Однажды он встретил молодую женщину и узнал в ней свою давнюю знакомую Сюзанну. Старый солдат помог ей, как это уже было давным-давно, пожелал ей счастья и на всю жизнь расстался с той, которую любил больше всего на свете. Шамет знал, что Сюзанна мечтала о золотой розе, и решил подарить её возлюбленной. Мусорщик перестал выкидывать золотую пыль из ювелирных мастерских, стал отсеивать из этой пыли золото, чтобы из него потом выковать маленькую розу для счастья Сюзанны. Вскоре после того, как роза была готова, Шамет незаметно и тихо умер. Роза попала к пожилому литератору, который в своих записях оставил следующие строки (демонстрируется слайд - выдержка из повести К. Паустовского).

- Вы, наверное, поняли и знаете, ребята, что литература - это искусство слова. Послушайте, как о слове - Слове Поэта - писал А. Тарковский (читает подготовленный ученик):

Слово только оболочка,

Плёнка, звук пустой, но в нём

Бьётся розовая точка,

Странным светится огнём.

Бьётся жилка, вьётся живчик,

А тебе и дела нет,

Что в сорочке твой счастливчик

Появляется на свет.

Власть от века есть у слова,

И уж если ты поэт,

И когда пути другого

У тебя на свете нет,

Не описывай заране

Ни сражений, ни любви,

Опасайся предсказаний,

Смерти лучше не зови!

Слово только оболочка,

Плёнка жребиев людских,

На тебя любая строчка

Точит нож в стихах твоих.

- Вы догадались, ребята, что это за розовая точка, что за жилка бьются в слове, по мысли А. Тарковского? (Ученики приходят к выводу, что поэтическое слово «живое», у него есть «сердце», «душа», особый смысл).

- А зачем, во имя чего, во имя кого «горит писательская мысль»? Дети, обсуждая вопрос в парах или группах, дают ответы, главные слова из которых записываются учителем на доске:



  • Хочет удивить, заинтересовать.

  • Хочет объяснить, убедить.

  • Воздействует на чувства читателя.

  • Хочет научить.

  • Высказывает свою точку зрения.

  • Показывает хорошее и плохое в людях, в жизни.

  • Хочет, чтобы читатели делали выводы.

  • Описывает красоту природы.

  • Хочет дать пример из жизни, положительный идеал.

  • Хочет, чтобы мы сравнили себя с героями…

- Верно, молодцы! Вот послушайте, что написал знаменитый поэт Александр Блок о писателях: «Уюта - нет. Покоя - нет.» А его современница Анна Андреевна Ахматова так размышляла об авторах и читателях в своей книге «Тайны ремесла»:

А каждый читатель как тайна,

Как в землю закопанный клад,

Пусть самый последний, случайный,

Всю жизнь промолчавший подряд.

Наш век на земле быстротечен

И тесен назначенный круг,

А он неизменен и вечен -

Поэта неведомый друг.

- Как называет Анна Андреевна читателя? Найдите и выпишите ключевые слова поэтессы, относящиеся к читателю.

(Дети быстро находят и выписывают в блокноты следующие слова и словосочетания: тайна, клад, поэта неведомый друг, вечный, неизменный).

- А можно ли что-то добавить, пользуясь стихотворением, к «характеристике» поэта, писателя?

(Ученики говорят о быстротечности века писателя, тесном, назначенном ему круге - жизни. Далее учитель предлагает детям ещё раз прослушать стихотворение и попробовать рассказать его наизусть. У кого-то чтение наизусть получается, а кто-то из ребят читает выразительно с листа).

- Давайте, ребята, попробуем описать читателя - талантливого читателя! - друга поэта и писателя, о котором мечтает любой автор!

Участники встречи могут предложить такой образ талантливого читателя:

  • Понимает чувства автора.

  • Размышляет над прочитанным.

  • Читает с интересом.

  • Берёт хорошие примеры с героев.

  • Читает выразительно, без ошибок.

  • Учится жалеть, быть добрым.

  • Ценит автора, его труд.

  • Сочувствует, сопереживает.

  • Находит главную мысль.

  • Познаёт жизнь.

  • Любит общаться с книгой.

  • Сравнивает кинофильм и книжку.

  • Хочет понять, КАК автор всё хорошо рассказал.

  • Понимает «тайны» слова писателя…

- Опять вы молодцы, дети! Вы сумели рассказать о талантливом читателе. Наверное, вы и сами талантливы! Н.Г.Чернышевский, писатель и критик, как-то сказал: «Талант даёт каждому двойную силу». Этого пожелаю и я вам. Дома попробуйте ответить на вопрос, талантливый ли ты читатель, написав небольшое сочинение (эссе).

ИЗ СОЧИНЕНИЙ УЧЕНИКОВ 5-6 КЛАССОВ



Я не думаю, что я талантливый читатель, ведь я читаю мало художественных произведений. Меня интересуют книги с немного научным уклоном. Конечно, талантливый читатель должен читать разные виды книг, но у меня это плохо получается. Ещё в начале сентября меня интересовали разные произведения, а сейчас мне не хватает времени на книжки. (Алёна П.)

Я думаю, что я умею быть талантливым читателем. Я читаю довольно много и почти без ошибок. Я думаю так о себе потому, что я люблю читать. А ещё я в детстве ходила в школу читателя. Мне нравится фантастика. (Евгения П.)

Порой я не могу оторваться от чтения, а порой меня заставляет читать мама. Я часто читаю перед сном и, засыпая, всё думаю о том, что же будет дальше. На улице я рассказываю друзьям, что мне нравится в книгах. Мы играем иногда тоже по книгам. Я, наверное, талантливый читатель, но иногда нет, потому что не всегда хочу читать. (Настя Щ.)

Я считаю, что я не совсем талантливый читатель. Я, конечно, понимаю, о чём читаю, читаю с интересом, беру пример с кого-то из героев. Ценю автора, его книгу. Но дело в том, что я иногда читаю с ошибками, не сопереживаю героям и не сочувствую им. Ну, не умею я! И не понимаю, как можно сочувствовать человеку из книги, да и это происходит не с тобой. Наверное, нет у меня таланта читателя! (Маша М.)

Мне кажется, что я не очень талантливый читатель, потому что я читаю мало книг и редко. У меня есть одна любимая книга «Герои Древней Греции». Я перечитал её уже много раз. Эту книгу мне подарили в школе на день рождения. (Иван П.)

Я думаю, что меня можно назвать талантливым читателем. Когда я читаю книгу, у меня всегда появляется интерес, запоминаются диалоги, чудеса из сказок. На земле немного талантливых читателей, им может стать не каждый, потому что понимать, сочувствовать умеют не все. (Сергей Н.)

Я думаю, что я и талантливый, и не очень талантливый читатель, потому что я могу читать с ошибками, не ценить, не уважать автора и его книгу. Бывает, мне трудно пересказать и объяснить текст. Но и бывает, что я читаю без ошибок, с интересом, мне нравится книга, я уважаю её автора, могу пересказать и объяснить всё, что прочитал. Так что я могу быть и талантливым, и не очень талантливым. (Андрей И.)

Я, наверное, талантливый читатель, потому что я люблю читать и всегда беру в руки книгу с удовольствием. Читаю я много. Когда не могу заснуть, тоже беру книгу и читаю, читаю. Если уже поздно, а я не могу заснуть, то придумываю продолжение книги с того места, где закончила чтение. Если дома нечего читать, то я читаю старые книги или сама пишу разные истории. Когда мы читали сказку о Синдбаде - мореходе, я радовалась, что знаю много историй о нём из сказок «Тысяча и одна ночь». (Юля Б.)

Исправлены только орфографические ошибки, стиль ученических работ сохранён.



© 2010-2022