- Преподавателю
- Другое
- Рабочая программа по геологии для СПО
Рабочая программа по геологии для СПО
Раздел | Другое |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Леонтьев Д.Н. |
Дата | 24.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Рассмотрена
на заседании ЦМК
Протокол от « 28» августа 2015 г. № 1
Утверждена
приказом директора
от «29» августа 2015 г. №416
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
ОП.04 Геология
для специальности 21.02.03 Сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ
Квалификация:
техник
Нормативный срок обучения -3 года 10 месяцев
на базе основного общего образования
Разработчик:
Леонтьев Д.Н.., преподаватель
Канаш 2015 г.
Программа учебной дисциплины ОП.04 Геология разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 21.02.03 Сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ, утвержденного Министерством образования и науки РФ от 12 мая 2014 г. № 484
Организация-разработчик: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Чувашской Республики «Канашский транспортно-энергетический техникум» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики.
Разработчик: Леонтьев Дмитрий Николаевич, преподаватель ГАПОУ «КанТЭТ» Минобразования Чувашии.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
7
условия реализации учебной дисциплины
16
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
18
паспорт Рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.04 Геология
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 21.02.03 Сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ,
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области сооружений и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ при наличии среднего общего образования. Опыт работы не требуется.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл и относится к общепрофессиональным дисциплинам.
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- вести полевые наблюдения и документацию геологических объектов, работать с горным компасом, описывать образцы горных пород, определять происхождение форм рельефа и отложений в различных породах по структуре обломков;
- читать и составлять по картам схематические геологические разрезы и стратиграфические колонки;
- определять по геологическим, геоморфологическим, физико-графическим картам формы и элементы форм рельефа, относительный возраст пород;
- определять физические свойства минералов, структуру и текстуру горных пород;
- определять формы залегания горных пород и виды разрывных нарушений;
- классифицировать континентальные отложения по типам;
- обобщать фациально-генетические признаки;
- определять элементы геологического строения месторождения;
- выделять промышленные типы месторождений полезных ископаемых;
- определять величину водопритоков в горные выработки и к различным водозаборным сооружениям;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- физические свойства и характеристику оболочек Земли, вещественный состав земной коры, общие закономерности строения и истории развития земной коры и размещения в ней полезных ископаемых;
- классификацию и свойства тектонических движений;
- генетические типы, возраст и соотношение с формами рельефа четвертичных отложений;
- эндогенные и экзогенные геологические процессы;
- геологическую и техногенную деятельность человека;
- строение подземной гидросферы;
- структуру и текстуру горных пород;
- физико-химические свойства горных пород;
- основы геологии нефти и газа;
- особенности гидрогеологических и инженерно-геологических условий месторождений полезных ископаемых;
- основные минералы и горные породы;
- основные типы месторождений полезных ископаемых;
- основы гидрогеологии: круговорот воды в природе; происхождение подземных вод и их физические свойства; газовый и бактериальный состав подземных вод; воды зоны аэрации; грунтовые и артезианские воды; подземные воды в трещиноватых и закарстоватых породах; подземные воды в области развития многолетнемерзлых пород; минеральные, промышленные и термальные воды; условия обводненности месторождений полезных ископаемых; основы динамики подземных вод;
- основы инженерной геологии: горные породы как группы и их физико-механические свойства;
- способы и средства изучения и съемки объектов горного производства;
- методы геоморфологических исследований и методы изучения стратиграфического расчленения;
- методы определения возраста геологических тел и восстановления геологических событий прошлого.
Выпускник, освоивший дисциплину, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Выпускник, освоивший дисциплину, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
-
Обслуживание и эксплуатация технологического оборудования.
ПК 1.1. Осуществлять эксплуатацию и оценивать состояние оборудования и систем по показаниям приборов.
-
Сооружение и эксплуатация объектов транспорта, хранения, распределения газа, нефти, нефтепродуктов.
ПК 2.4. Вести техническую и технологическую документацию.
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 99 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки учащегося 66часов;
самостоятельной работы обучающегося 33 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
99
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
66
в том числе:
лабораторные работы и практические занятия
36
контрольные работы
2
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
33
в том числе:
Промежуточная аттестация в форме экзамена
-
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП. 04 Геология
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Содержание учебного материала
Введение
1
1
Глава 1.
Положение Земли в мировом пространстве. Космогонические гипотезы.
11
Тема 1.1.
Общие сведения о строении Солнечной Системы.
2
2
Тема 1.2.
Гипотезы происхождения Земли. Первые космогонические гипотезы.
2
2
Практические занятия
3
Физическая жизнь Земной коры
3
2
Самостоятельная работа обучающегося
4
Теплота земли
2
3
Гипотеза о возникновении земной коры
2
3
Глава 2.
Строение, состав и свойства Земли.
9
Тема 2.1.
Форма, размеры и строение земного шара.
1
1
Тема 2.2.
Радиоактивность, теплота и магнитные свойства Земли.
1
1
Тема 2.3.
Строение и вещественный состав земной коры.
1
1
Тема 2.4.
Характеристика внешних оболочек Земли.
1
1
Практические занятия
3
Строение и вещественный состав земной коры.
3
2
Самостоятельная работа обучающегося
2
Основные параметры Земли.
2
3
Характеристика главных геосфер Земли.
2
3
Глава 3.
Геологические процессы и их роль в формировании земной коры и рельефа.
12
Тема 3.1.
Общая характеристика геологических процессов.
1
1
Тема 3.2.
Тектонические движения земной коры.
1
1
Тема 3.3.
Землетрясения.
1
1
Практические занятия
5
Определение физических свойств породообразующих минералов.
3
2
Определение свойств горных пород.
2
2
Самостоятельная работа обучающегося
4
Взаимодействие эндогенных и экзогенных процессов.
2
3
Классификация землетрясений.
2
3
Глава 4.
Основные закономерности развития земной коры.
10
Тема 4.1.
Основные закономерности развития земной коры.
2
1
Практические занятия
5
Строение и виды платформ.
3
3
Этапы складчатости в геологической истории Земли.
2
Самостоятельная работа обучающегося
4
Составление таблицы с абсолютными отметками поверхности фундамента Русской платформы.
2
3
Определение сущности концепции тектоники литосферных плит.
2
3
Глава 5.
Магматизм.
12
Тема 5.1.
Интрузивный магматизм (плутонизм).
2
1
Тема 5.2.
Эффузивный магматизм (вулканизм).
1
1
Практические занятия
3
Эффузивный магматизм. Типы изменения магмы.
3
3
Самостоятельная работа обучающегося
6
Выделить виды магнетизма.
2
Составить таблицу распределения вулканов на Земле.
2
Основные формы залегания магматических горных пород.
2
Глава 6.
Метаморфизм и метаморфические горные породы.
9
Тема 6.1.
Метаморфизм и метаморфические горные породы.
2
2
Практические занятия
3
Определение пористости и проницаемости горных пород.
2
3
Самостоятельная работа обучающегося
4
Виды и роль метаморфизма.
2
3
Факторы метаморфизма.
2
3
Глава 7.
Экзогенные процессы.
24
Тема 7.1.
Общая характеристика экзогенных процессов.
1
3
Тема 7.2.
Выветривание (гипергенез).
1
3
Тема 7.3.
Геологическая деятельность ветра.
1
3
Тема 7.4
Геологическая деятельность поверхностных текучих вод.
1
2
Тема 7.5
Геологическая деятельность подземных вод.
1
2
Тема 7.6
Геологическая деятельность снега и льда.
1
2
Тема 7.7
Многолетняя (вечная) мерзлота.
1
2
Тема 7.8
Геологическая деятельность моря.
1
2
Практические занятия
8
Определение экзогенных процессов и их геологических результатов
2
2
Дать характеристику экзогенным процессам на суше.
2
2
Составить сравнительную таблицу на тему «геологический деятельности временных и постоянно действующих вод».
1
1
Определить условия и причины экзогенных процессов
1
1
Составить таблицу классификации морен по гранулометрическому составу.
1
1
Самостоятельная работа обучающегося
3
Виды геологической деятельности ветра.
1
1
Определите стадии развитие рек
1
1
Составить таблицу растворимости минералов горных пород и соединения в воде.
1
1
Глава 8.
Осадочные горные породы.
7
Тема 8.1.
Осадочные горные породы.
2
2
Практические занятия
3
Распространение осадочных горных пород в земной коре.
3
3
Самостоятельная работа обучающегося
2
2
Составить классификацию осадочных горных пород и их краткую характеристику.
2
2
Глава 9.
Геохронология. Основные этапы развития жизни на Земле.
8
Тема 9.1.
Геохронология. Основные этапы развития жизни на Земле.
1
1
Практические занятия
3
Нарисовать таблицу Основные этапы развития жизни на Земле.
3
3
Самостоятельная работа обучающегося
4
Развитие органического мира
2
2
Относительная геохронология
2
2
Всего (часов):
99
-
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета по геологии, минералогии и петрографии.
Оборудование учебного кабинета:
-
посадочные места по количеству обучающихся;
-
рабочее место преподавателя;
-
классная доска
-
микроскоп,
-
учебная геологическая карта.
Технические средства обучения:
-
ПК
-
мультимедийный проектор,
-
электронный обучающий курс по геологии.
-
.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Рекомендуемая литература
-
.Платов Н.А. Основы инженерной геологии .м.инфра-м 2012г
. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
-
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Формируемые ОК, ПК
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
ОК.1-9
ПК.1.1
ПК. 2.4.
уметь
- вести полевые наблюдения и документацию геологических объектов, работать с горным компасом, описывать образцы горных пород, определять происхождение форм рельефа и отложений в различных породах по структуре обломков;
- читать и составлять по картам схематические геологические разрезы и стратиграфические колонки;
- определять по геологическим, геоморфологическим, физико-графическим картам формы и элементы форм рельефа, относительный возраст пород;
- определять физические свойства минералов, структуру и текстуру горных пород;
- определять формы залегания горных пород и виды разрывных нарушений;
- классифицировать континентальные отложения по типам;
- обобщать фациально-генетические признаки;
- определять элементы геологического строения месторождения;
- выделять промышленные типы месторождений полезных ископаемых;
- определять величину водопритоков в горные выработки и к различным водозаборным сооружениям;
Экспертная оценка на практическом занятии
Экспертная оценка на практическом занятии
Экспертная оценка. Наблюдение
Выполнение и публичная защита индивидуальных и групповых проектов
Экспертная оценка на практическом занятии
Оценка результатов освоения
Экспертная оценка на практическом занятии
Экспертная оценка. Наблюдение
Экспертная оценка. Наблюдение
Выполнение и защита групповых проектов
Экспертная оценка. Наблюдение
Экспертная оценка на практическом занятии
ОК.1-9
ПК.1.1
ПК. 2.4.
знать:
- физические свойства и характеристику оболочек Земли, вещественный состав земной коры, общие закономерности строения и истории развития земной коры и размещения в ней полезных ископаемых;
- классификацию и свойства тектонических движений;
- генетические типы, возраст и соотношение с формами рельефа четвертичных отложений;
- эндогенные и экзогенные геологические процессы;
- геологическую и техногенную деятельность человека;
- строение подземной гидросферы;
- структуру и текстуру горных пород;
- физико-химические свойства горных пород;
- основы геологии нефти и газа;
- особенности гидрогеологических и инженерно-геологических условий месторождений полезных ископаемых;
- основные минералы и горные породы;
- основные типы месторождений полезных ископаемых;
- основы гидрогеологии: круговорот воды в природе; происхождение подземных вод и их физические свойства; газовый и бактериальный состав подземных вод; воды зоны аэрации; грунтовые и артезианские воды; подземные воды в трещиноватых и закарстоватых породах; подземные воды в области развития многолетнемерзлых пород; минеральные, промышленные и термальные воды; условия обводненности месторождений полезных ископаемых; основы динамики подземных вод;
- основы инженерной геологии: горные породы как группы и их физико-механические свойства;
- способы и средства изучения и съемки объектов горного производства;
- методы геоморфологических исследований и методы изучения стратиграфического расчленения;
- методы определения возраста геологических тел и восстановления геологических событий прошлого.
Экспертная оценка на практическом занятии
Экспертная оценка на практическом занятии
Экспертная оценка. Наблюдение
Выполнение и публичная защита индивидуальных и групповых проектов
Экспертная оценка на практическом занятии
Оценка результатов освоения
Экспертная оценка на практическом занятии
Экспертная оценка. Наблюдение
Экспертная оценка. Наблюдение
Выполнение и защита групповых проектов
Экспертная оценка. Наблюдение
Экспертная оценка на практическом занятии