• Преподавателю
  • Другое
  • Доклад на тему Современные образовательные технологии как средство развития познавательной самостоятельности преподавателя и студента среднего профессионального образования

Доклад на тему Современные образовательные технологии как средство развития познавательной самостоятельности преподавателя и студента среднего профессионального образования

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Захарченко А.П.

Современные образовательные технологии как средство развития познавательной самостоятельности преподавателя и студента среднего профессионального образования


Захарченко Анна Петровна

преподаватель информатики

Тулунского медицинского колледжа

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит модернизация образовательной системы - предлагаются иное содержание, подходы, поведение, педагогический менталитет.

В этих условиях необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, направлений, не тратить время на открытие уже известного, а использовать весь арсенал российского педагогического опыта. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного спектра образовательных технологий. Современные педагогические технологии могут реализовываться только в инновационном образовательном пространстве.

Если ты учишь, старайся быть кратким,

чтоб разум послушный тотчас понял слова

и хранил бы их в памяти верно!

Все, что излишне, хранить

понятие наше не может.

Гораций (Квинт Гораций Флакк)

В соответствии с государственным образовательным стандартом СПО специалист с квалификацией (преподаватель и выпускник СПО) должен уметь:

• проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс на основе анализа и оценки достигнутого уровня развития обученности и воспитанности детей;

• обеспечивать создание гуманистической педагогической среды;

• владеть умениями и навыками самообразования.

Между тем существующая отечественная система профессионального образования не обеспечивает органического вхождения новых поколений в реальное поле полифункциональных социальных ролей. Большинство учебных заведений ориентировано, в основном, на ретрансляцию студентам научных знаний и достижений. Все это, на мой взгляд, актуализирует процесс развития у будущего преподавателя познавательной самостоятельности, приобретающей в современных условиях особый вес.

Представляется, что наиболее эффективное средство развития этого качества личности - личностно ориентированное образование, если оно включает такие образовательные технологии, как проблемное проектное обучение, игровые технологии.

В ходе реализации проблемного обучения в рамках образовательно-воспитательного процесса медицинского колледжа используются (исходя из концепции личностно ориентированного и личностно деятельностного подходов) исследовательские, проблемно-поисковые методы и методы диалогического общения: диалог, эвристическая беседа, дискуссия, полемика, групповые формы работы. При изучении общеобразовательных дисциплин, наряду с традиционным уроком, занятия проводятся в форме урока - эссе, урока-конференции и т.п. С I курса вводятся учебные занятия-поиски, занятия-исследования, интегрированные уроки. При этом студент становится субъектом учебного процесса, соотносит цели, выбирает пути и способы решения задач, корректирует, контролирует и оценивает свой выбор при обсуждении в группе, творчески переосмысливает изучаемое.

Проблемное обучение также продуктивно при организации внеаудиторной самостоятельной работы (введенной в соответствии с ГОС СПО), которая составляет 28-33% от общей учебной нагрузки. Данный вид деятельности планируется и осуществляется на всех курсах, по всем учебным дисциплинам с учетом динамики содержания, вида, объема и уровня сложности. Так, например, при изучении предметов общеобразовательного цикла внеаудиторная самостоятельная работа предполагает копирующие действия по заданному образцу - воспроизводящий тип самостоятельной работы (работа со словарями, справочниками, составление планов, тезисов), а также репродуктивную деятельность по воспроизведению информации - реконструктивно-вариативный тип (подбор и анализ информации из периодической печати, составление библиографии статей и т.п.).

В процессе общепрофессиональной подготовки характер внеаудиторной самостоятельной работы изменяется. Помимо вышеуказанных типов, студентам предлагаются самостоятельные работы более высокого уровня сложности, предполагающие продуктивную деятельность по самостоятельному применению знаний в измененной ситуации - эвристический тип (решение педагогических проблемных задач, разработка памяток, серий наглядных материалов, составление кроссвордов, ребусов, подбор игр), и самостоятельной деятельности, требующей переноса знаний в совершенно новые ситуации - творческий тип (выполнение творческих работ, составление анкет, тестов, планов, подбор проблемных педагогических ситуаций из жизни, написание рефератов, докладов, выполнение курсовых, дипломных работ). Таким образом, организация проблемного обучения способствует формированию творческой инициативы студентов, приобретению навыков самостоятельной работы, развитию разнообразных форм общения.

С учетом специфики педагогической деятельности в процесс обучения включается игровая технология, наиболее распространенным представителем которой являются деловые игры. Как пример, можно привести вариант деловой игры в форме регламентированной. В соответствии с поставленной задачей - развитие познавательной самостоятельности будущего специалиста - на подготовительном этапе студенты тщательно готовятся по всей теме, разрабатывают вопросы и выполняют домашние задания. Согласно правилам игры, команды-соперники, соблюдая регламент, формулируют аспекты рассматриваемой проблемы, определяют пути ее решения, демонстрируют примеры на персональном компьютере, обсуждают ответы, высказывают свое мнение. Экспертная группа, из числа «продвинутых» студентов, оценивает содержание выступлений, их научную обоснованность, логику, методологию, практическое значение и делает заключение по решению проблемы.

Послеигровое анкетирование, как правило, свидетельствует, что в результате использования таких нетрадиционных технологий обучения появляется стимул к совершенствованию имеющихся знаний и эффективному овладению новой информацией; повышается желание проявлять инициативу; формируется воля к победе над соперниками. Кроме того, самостоятельная работа студентов на подготовительном этапе игры, расширение кругозора в процессе ознакомления с литературными источниками и информационными средствами очень значимы для развития познавательной самостоятельности.

Я считаю, что игровые технологии могут предварять изложение нового материала, помогая «озадачить» студентов и подвести их к нужной проблеме; могут служить для отработки определенных навыков и умений либо выступать средством контроля над уровнем усвоения материала. Возможно их сквозное использование в процессе обучения, что в результате обеспечивает единство и взаимосвязь всех образовательных компонентов.

В подготовке студентов находит свое место технология проектного обучения, так как позволяет осуществить комплексный подход к разработке учебных проектов, а это способствует сбалансированному развитию основных умений студента; глубокому, осознанному освоению базовых знаний за счет универсального их использования в разных ситуациях; развитию творческого потенциала личности. Проектные технологии используются в ходе изучения предметов эстетического и психолого-педагогического циклов, а также дисциплин предметной подготовки.

Следовательно, в условиях проектного обучения студенты самостоятельно приобретают недостающие знания из разных источников. Они

• учатся пользоваться этими знаниями для решения новых познавательных и практических задач;

• развивают у себя исследовательские умения (выявление проблем; сбор информации из литературы, документов, электронных ресурсов и т.д.);

• формируют творческие качества перцептивные (внимание, впечатлительность, восприимчивость), интеллектуальные качества (интуиция, фантазия, выдумка, предвидение, обширность знания), характерологические (оригинальность, инициативность, упорство, высокая самоорганизация), мотивационные (удовлетворение от процесса творчества и достижения целей, стремление творить).

Успех формирования и развития познавательной самостоятельности студентов средствами личностно ориентированного образования зависит от дидактического обеспечения, к которому мы относим:

• конструирование содержания программного материала, предоставляющего студенту право выбора приемов выполнения учебных заданий, познавательных действий;

• предъявление заданий с учетом индивидуальных особенностей, дающих возможность осуществлять самоорганизацию, самообразование, саморазвитие;

• создание учебных личностно ориентированных ситуаций посредством усложнения познавательных задач или учебных проблем;

• использование диалога как важной развивающей среды, обеспечивающей личностно ориентированное взаимодействие;

• увеличение доли самостоятельной работы с элементами творчества, позволяющей полнее раскрывать и развивать субъектный опыт обучаемого.

В условиях личностно ориентированного образования значительно расширяется сфера самопознания, обогащается система средств, направленная на развитие внутренних ресурсов личности, ее познавательной самостоятельности и творческой активности. Следовательно, рассмотренные личностно ориентированные технологии педагогического образования обеспечивают развитие творческих способностей, становление личностно значимых способов познания действительности.

Список литературы:

  1. Мижериков В.А. Введение в педагогическую деятельность /В.А. Мижериков, Т. А. Юзефавичус.- М.: Роспедагентство, 2009. - 224 с.

  2. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студентов пед. вузов / А.В. Мудрик / Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2007. - 240 с.

  3. Никитина Н.Н. Введение в педагогическую деятельность: Теория и практика. / Н.Н. Никитина, Н.В. Кислинская.- М.: «Академия», 2004. - 158 с.

  4. Орлов А.А. Введение в педагогическую деятельность: Практикум: Учеб.-метод. пос./ А.А. Орлов, А.С. Агафонова. Под ред. А.А. Орлова. - М.: Академия, 2007. - 304 с.

  5. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Пед. общество России, 2009. - 158 с.

  6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. - М., 2007. - 256 с.


© 2010-2022