Рабочая программа по письму и развитию речи 5 класс для коррекционной школы 8 вида

Рабочая программа по письму и развитию речи  в 5 классе  составлена на основеФедерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ), Федерального государственного образовательного стандарта общего образования для обучающихся с умственной отсталостью; программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида для 5-9 классов, сборник 1, допущена Министерством образования РФ, 2... Личностные результаты освоения программы: 1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; 2) формирование уважительного отношения к иному мнению 3) развитие адекватных представлений о собственных возможностях; 4) владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия; 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; 6)...
Раздел Другое
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:












Пояснительная записка

Рабочая программа по письму и развитию речи в 9 классе составлена на основеФедерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ), Федерального государственного образовательного стандарта общего образования для обучающихся с умственной отсталостью; программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида для 5-9 классов, сборник 1, допущена Министерством образования РФ, 2011 года под редакцией В.В.Воронковой.

Выбор данной программы обусловлен тем, что она допущена Министерством образования Российской Федерации и успешно используется при обучении письму в специальных (коррекционных) школах VIII вида; Программа учитывает особенности познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья. Учебный план школы предусматривает обязательное изучение письма и развития речина базовом уровне в 5 классе 5 часов в неделю, 171 час за год из них 4 урока развития речи (изложения), 7 итоговых диктантов. Преподавание ведется по учебнику для 5 класса вспомогательной школы, авторы составители Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. Москва «Просвещение»

Рабочая программа по письму и развитию речи представляет собой целостный документ. Программа решает следующие задачи:

Научить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст;

  • Выработать достаточно прочные навыки грамотного письма;

  • Научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

  • Повысить уровень общего развития учащихся;

  • Формировать нравственные качества школьников.

Программа по письму и развитию речи включает разделы:Фонетика

Звуки и буквы. Обозначение звуков на письме. Гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие. Обозначение мягкости согласных на письме буквами ь, е, ё, и, ю, я

Согласные глухие и звонкие. Согласные парные и непарные по твердости - мягкости, звонкости - глухости. Разделительный ь.

Ударение. Гласные ударные и безударные. Проверка написания безударных

гласных путем изменения формы слова. Слог. Перенос слов. Алфавит. Морфология Состав слова Корень и однокоренные слова. Окончание. Приставка. Суффикс. Образование слов с помощью приставок и суффиксов. Разбор слов по составу. Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слова. Единообразное написание ударных и безударных гласных, звонких и глухих согласных в корнях слов. Непроверяемые гласные и согласные в корне слов.

Правописание приставок. Единообразное написание ряда приставок. Приставка и предлог. Разделительный ъ.

Части речи

Имя существительное, глагол, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, наречие, предлог. Различение частей речи по вопросам и значению.

Предлог: общее понятие, значение в речи. Раздельное написание предлогов со словами.

Имя существительное

Общее значение. Имена существительные собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные. Род имен существительных. Написание мягкого знака (ь) после шипящих в конце слов у существительных женского рода. Число имен существительных. Имена существительные, употребляемые только в единственном или множественном числе.

Грамматика и правописание

В процессе изучения грамматики и правописания у обучающихсяразвивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Элементарный курс грамматики направлен на коррекцию высших психических функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.

Звуки и буквы

В 5 классе продолжается работа по звукобуквенному анализу. Учащиеся овладевают правописанием значимых частей слова и различных частей речи. Большое внимание при этом уделяется фонетическому разбору.

Слово. С 5 класса начинается систематическое изучение элементарного курса грамматики и правописания. Основными темами являются состав слова и части речи.

Изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и активизацию словаря учащихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания (Единообразное написание гласных и согласных в корне слова и приставке). Большое значение для усвоения правописания имеет морфемный разбор, сравнительный анализ слов, различных по произношению, сходных по написанию (подбор гнезд родственных слов) и др.

Части речи изучаются в том объеме, который необходим учащимся для выработки практических навыков устной и письменной речи - обогащения и активизации словаря, формирования навыков грамотного письма.

Предложение. Изучение предложений имеет особое значение для подготовки умственно отсталого школьника к самостоятельной жизни, к общению. Эта тема включена в программу всех лет обучения. Необходимо организовать работу так, чтобы в процессе упражнений формировать у школьников навыки построения простого предложения разной степени распространенности и сложного предложения. Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные навыки.

Связная речь. Большое внимание уделяется формированию навыков связной письменной речи, т.к. возможности умственно отсталых школьниковизлагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены.Ведется постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построению предложений, связному устному и письменному высказыванию

Школьникам прививаются навыки делового письма. Обучение осуществляется по двум направлениям: учащиеся получают образцы и упражняются в оформлении деловых бумаг (бланков, квитанций и др.); в то же время предусматривается формирование навыков четкого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме (при составлении автобиографии, заявления, расписки и др.).

Освоение данной программы, созданной на основе ФГОС, обеспечивает достижение обучающимися двух видов результатов: личностных и предметных.

Личностные результаты освоения программы:

1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

2) формирование уважительного отношения к иному мнению

3) развитие адекватных представлений о собственных возможностях;

4) владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

6) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

7) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Предметные результаты освоения программы включают освоенные обучающимися знания и умения, по письму и развитию речи, готовность их применения.

В коррекционной школе YIII вида обучение письму и развитию речи носит элементарно - практический характер и направлено на разрешение следующих основных задач:

Программа определяет 2 уровня овладения предметными результатами:

Минимальный уровень:

Учащиеся должны знать отличительные признаки основных частей слова;

производить разбор слова с опорой на представленный образец, схему;

.уметь различать выделять существительное;

использовать на письме орфографические правила после предварительного разбора текста на основе готового или коллективного составленного алгоритма;

писать небольшие по объему изложения повествовательного и описательного характера (25-45 слов) после предварительного обсуждения (отработки) всех компонентов текста;

Достаточный уровень:

Знание состава слова;

Умение разбирать слова по составу с использованием опорных схем; образовывать слова с новым значением с использованием приставок и суффиксов;

Умение отбирать факты, необходимые для раскрытия темы и основной мысли высказывания;

определять цель своего высказывания, выбирать тип текста в соответствии с его целью;

определять стиль своего высказывания и отбирать необходимые языковые средства, уместные в данном стиле речи (с помощью учителя);.

находить и решать орографические задачи;

писать изложения повествовательных и описательных текстов с элементами рассуждения после предварительного разбора:

строить простое распространённое предложение из данных слов.

пользоваться орфографическим словарём;
























Оценка устных ответов.


Устный опрос учащихся является одним из методов учета знаний, умений и навыков учащихся коррекционной школы. При оценке устных ответов по грамматике принимается во внимание: а) правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала; б) полнота ответа; в) умение практически применять свои знания; г) последовательность изложения и речевое оформление ответа.

Оценка «5» ставится ученику, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; делает некоторые ошибки в речи; при работе с текстом или разборе предложения допускает одну - две ошибки, которые исправляет при помощи учителя.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей или наиболее существенной части изученного материала; допускает ошибки в формулировке правил, искажающие их смысл; в работе с текстом делает грубые ошибки, не использует помощь учителя.

Оценка письменных работ

К классным и домашним письменным работам обучающего характера относятся упражнения, выполняемые в целях тренировки по учебнику, по карточкам, по заданиям учителя, предупредительные, объяснительные и иные диктанты неконтрольного характера, грамматический разбор, подготовительные работы перед написанием изложения или сочинения и т.д.

Контрольные работы состоят из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и могут быть комбинированными (контрольные списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий, диктант и грамматический разбор и т.д.). Основные виды контрольных работ в 5 - 9 классах - диктанты.

Для грамматического разбора следует использовать задания на опознания орфограмм, определение частей слова, частей речи и членов предложения, конструирование предложений, классификация слов по грамматическим признакам. Содержание грамматических заданий должно быть связано с грамматико - орфографическим материалом, изученным не только в данном классе, но и в предыдущих.

Текст для диктанта может быть связанным или состоять из отдельных предложений. Следует избегать включения в него слов на правила, которые еще не изучались. Если такие слова встречаются, их надо написать на доске или проговорить, выделив орфограмму. По содержанию и конструкции предложений тексты должны быть понятными учащимся коррекционной школы.

Контрольные диктанты должны содержать по 2 - 3 орфограммы на каждое правило.

Примерный объем текстов контрольных работ в 5 классе - 45 - 50 слов, в 6 - 65 - 70, в 7 - 9 - 75 - 80 слов. Учету подлежат все слова, в том числе предлоги, союзы, частицы.

При небрежном выполнении письменных работ, большом количестве исправлений, искажений в начертании букв и их соединений оценка снижается на один балл, если это не связано с нарушением моторики у детей.

Дети, которые занимаются с логопедом, не освобождаются от написания контрольных диктантов в классе. Оцениваются такие работы в зависимости от индивидуальных успехов учащихся.

При оценке письменных работ следует руководствоваться следующими нормами:

5 - 9 классы


Оценка «5» ставится за работу без ошибок.

Оценка «4» ставится за работу с одной - двумя ошибками.

Оценка «3» ставится за работу с тремя - пятью ошибками.

Оценка «2» ставится за работу, в которой допущено шесть - восемь ошибок.

В письменных работах не учитываются одно - два исправления или одна пунктуационная ошибка. Наличие трех исправлений или двух пунктуационных ошибок на изученное правило соответствует одной орфографической ошибке. Ошибки на непройденные правила правописания также не учитываются.

За одну ошибку в диктанте считается:

а) повторение ошибок в одном и том же слове (например, в «лыжи» дважды написано на конце ы). Если же подобная ошибка на это правило встречается в другом слове, она учитывается;

б) две негрубые ошибки: повторение в слове одной и той же буквы; недописывание слов; пропуск одной части слова при переносе; повторное написание одного и того же слова в предложении.

Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма, следует рассматривать индивидуально для каждого ученика. Специфическими для них ошибками являются замена согласных, искажение звукобуквенного состава слов (пропуски, перестановки, добавления, недописывание букв, замена гласных, грубое искажение структуры слова). При выставлении оценки все однотипные специфические ошибки приравниваются к одной орфографической ошибке.

При оценке грамматического разбора следует руководствоваться следующими нормами:

Оценка «5» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение грамматических понятий, правил в процессе грамматического разбора, работу выполняет без ошибок или допускает исправления.

Оценка «4» ставится, если ученик в основном обнаруживает усвоение изученного материала, умеет применять свои знания, хотя и допускает 2 - 3 ошибки.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает недостаточное понимание изученного материала, затрудняется в применении своих знаний, допускает 4 - 5 ошибок или не справляется с одним из заданий.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий.


Изложение

Изложения в коррекционной школе могут быть только обучающего характера. При подготовке к проведению изложения учитель должен тщательно отобрать материал, учитывая тему рассказа, его объем, трудности синтаксических конструкций, словаря и орфографии.

С классом также должна быть проведена подготовительная работа. На самом уроке трудные в отношении орфографии слова следует выписать на доске; учащимся разрешается пользоваться орфографическим словарем, обращаться к учителю.

В 4 - 5 классах для изложений рекомендуются тексты повествовательного характера, объемом 20 - 45 слов, в последующие годы тексты усложняются как по содержанию, так и по объему: в 6 - 7 классах - 45 - 70 слов, в 8 - 9 классах 70 - 100 слов. Изложения дети пишут по готовому плану или составленному коллективно под руководством учителя, в 8 - 9 классах допускается самостоятельное составление планов учащимися.

При оценке изложений и сочинений выводится одна оценка.

Оценка «5» ставится за правильное, полное, последовательное изложение авторского текста (темы) без ошибок в построении предложений, употреблении слов; допускается одна - две орфографические ошибки.

Оценка «4» ставится за изложение (сочинение), написанное без искажений авторского текста (темы), с пропуском второстепенных звеньев, не влияющих на понимание основного смысла, без ошибок в построении предложений; допускаются три - четыре орфографические ошибки.

Оценка «3» ставится за изложение (сочинение), написанное с отступлениями от авторского текста (темы), с двумя - тремя ошибками в построении предложений и употреблении слов, влияющих на понимание смысла, с пятью - шестью орфографическими ошибками.


Учебно-тематический план по письму и развитию речи 5 класс.

2014-2015 учебный год.

наименование тем раздела

Всего часов

из них

Контрольные работы



теория

практика


Повторение.

6 ч.



1

Звуки и буквы.



тв.р

Состав слова.

27 ч.



1

Понятие о частях речи.



Тв.р

Имя существительное

27 ч.



1

Падежи имён существительных

10 ч.



1

1и2 склонение имён существительных

31 ч



Тв.р

3-е склонение имён существительных.

12ч



1

Предложение

11ч



1

Закрепление изученного материала за год.

10ч.



1

Тв.р





171 ч.






Список литературы:

1. Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5 - 9 классы под редакцией В.В. Воронковой.

2.Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. М., 1995.

3 .Кащенко В. П. Педагогическая коррекция. М., 1994.

4.Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. Под ред. Б. П. Пузанова. М., 2001.

5. Коррекционная роль обучения во вспомогательной школе. М., 1971.

6.Лапшин В. А., Пузанов Б. П. Основы дефектологии. М., 1990.

7..Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития. Под ред. Б. П. Пузанова. М., 2000.

8..Певзнер М. С.Дети - олигофрены. М.,1959.

9..Петрова В. Г., Белякова И. В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? М.,1998.

10..Петрова Л. В. Методика преподавания русского языка в специальной (коррекционной) школе VIII вида. М., 2003.

11. Учебник русского языка для 5 класса специальных коррекционных школ 8 вида под редакцией Н.Г. Галунчиковой.


© 2010-2022