Программа дополнительного образования Ансамбль шумовых инструментов Бубенцы

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Музыкальная народная культура

является тем чистым источником,

из которого подрастающее

поколение, взяв лучшее из прошлого,

сделает лучшим будущее»

Программа дополнительного образования «Ансамбль шумовых инструментов «Бубенцы» для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является частью программы коррекционной работы и реализуется во внеурочной деятельности педагогом дополнительного образования.

Программа «Ансамбль шумовых инструментов «Бубенцы» является программой художественно-эстетической направленности, но содержит коррекционную составляющую, поэтому используется в работе с разными категориями детей с ограниченными возможностями здоровья.

Программа базируется на основных нормативных документах:

  • письмо Минобрнауки РФ т 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;

  • письмо Минобрнауки РФ от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».

Данная образовательная программа адаптирована для детей с ограниченными возможностями здоровья: с нарушениями речи, эмоционально-волевой сферы, двигательными расстройствами, умственной отсталостью.

В результате деятельности программы дополнительного образования «Ансамбль шумовых инструментов «Бубенцы» тесно взаимодействуют такие средства воспитания, как музыка и коллектив. С одной стороны, развиваются музыкальные способности, формируется художественный вкус учащихся, с другой - создаются условия для выработки у ребенка внимания и усидчивости, дисциплины и воли, чувства ответственности и целеустремленности, серьезного отношения к порученному делу, определенных норм поведения, общения с товарищами, уважительного отношения к труду.

Программа ориентирована на воспитание ребенка через приобщение к лучшим традициям русской народной музыкальной культуры, обучение игре на народных шумовых инструментах и более полное развитие у детей уже имеющихся музыкальных способностей.

Данная программа позволит детям с ОВЗ проявить свои индивидуальные особенности, научиться подчинять свои действия общим задачам и требованиям. Влияние музыки непосредственно воздействует на чувства ребенка через эмоционально-образное содержание музыкального произведения, побуждает ребенка к сопереживанию, формирует его внутренний мир.

Актуальность данной программы определяется современными требованиями модернизации системы образования.

Новизна данной программы заключается в том, что она предполагает использование специфических приемов и методов работы с учетом индивидуальных возможностей детей с ОВЗ. Программа ориентирована на организацию коррекционно-развивающей работы с детьми, основанной на их посильном участии в музыкальной деятельности, нацелена на компенсацию несформированности познавательных процессов, обучение детей планировать свою работу, знакомство с отдельными произведениями музыкального искусства, формирование основ музыкальной культуры, развитие у обучающихся художественного вкуса, интереса и любви к музыкальному искусству. Отличительная особенность данной программы заключается в системе обучения игре на народных шумовых инструментах детей с нарушением интеллекта, основанной на сочетании разных видов творческой деятельности: ритмические и инструментальные импровизации, танцевальные композиции, несложные игровые миниатюры, инсценировки. Коллективные творческие проекты воспитанники демонстрируют на школьных и городских праздниках, концертах.

В качестве основной идеи программы определена идея использования художественного творчества как средства духовно-нравственного развития. Актуальность и значимость развития музыкальных способностей обусловлена и тем, что музыкальное развитие имеет ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, пробуждается воображение, воля, фантазия. Обостряется восприятие, активизируются творческие силы разума и «энергия мышления» даже у самых инертных детей.

Данная программа педагогически целесообразна, так как ее реализация органично вписывается в образовательное пространство и систему комплексного сопровождения лиц с ОВЗ. Занятия помогают удовлетворить особые образовательные потребности детей с ОВЗ средствами музыки, что благоприятно влияет на становление личности ребенка в целом, на развитие его общих и специальных способностей и возможностей. Навыки творческой активности и самостоятельности в музыкальной деятельности постепенно переходят на все другие сферы деятельности ребенка. Данные занятия развивают умение видеть прекрасное в окружающей жизни, в произведениях искусства.

Программа построена с учетом:

1) общедидактических принципов:

  • принцип связи теории с практикой;

  • принцип активности и сознательности в обучении;

  • принцип доступности;

  • принцип последовательности и систематичности;

  • принцип наглядности;

  • принцип индивидуального подхода к обучению и воспитанию;

2) принципов специальной педагогики:

  • принцип опоры на закономерности онтогенетического развития;

  • принцип коррекционно-компенсирующей направленности образования;

  • принцип педагогического оптимизма;

  • принцип социально адаптирующей направленности образования

Цель программы: развитие музыкальных способностей детей через игру на шумовых народных инструментах.

Задачи программы:

в образовании:

  • обучать основам техники игры на шумовых народных инструментах

  • формировать необходимые умения и навыки игры на инструментах

в развитии:

  • способствовать развитию выдержки, настойчивости, целеустремленности, усидчивости;

  • развивать память, умение концентрировать внимание;

  • развивать фантазию, творческие способности, музыкальный вкус.

в воспитании:

  • воспитывать интерес, любовь и потребность к занятиям музыкой;

  • воспитывать культуру общения в коллективе.

в коррекции:

  • активизировать потенциальные возможности детей с ОВЗ, обеспечить развитие эмоционально-художественных, нравственно-эстетических, коммуникативно-рефлексивных основ личности;

  • осуществлять профилактику и коррекцию имеющихся нарушений развития психических функций, эмоционально-волевой, моторной сфер;

  • создавать условия для социокультурной адаптации ребенка с нарушениями развития посредством общения с музыкальным искусством в активной музыкальной деятельности

Для реализации задач обеспечивается психологический комфорт, чувство защищенности для каждого ребенка, чтобы у него не было страха сделать что-нибудь не так. Важно не делать никаких замечаний, если что-то не получается у детей, и тогда постепенно сложные элементы, повторяющиеся в различных произведениях, будут усвоены

Основной формой работы по программе «Ансамбль шумовых инструментов «Бубенцы». Содержание программы «Ансамбль шумовых инструментов «Бубенцы» опирается на развивающее музыкальное образование и деятельностное освоение искусства. Поэтому программа отвечает:

  • общим целям образования - ориентации на развитие личности обучающегося, воспитанника на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира, признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса;

  • задачам образования - развитию способностей к художественнообразному, эмоционально-ценностному восприятию музыки как вида искусства, выражению в творческой деятельности своего отношения к окружающему миру, опоре на предметные, метапредметные и личностные результаты обучения.

Предметные результаты включают освоенный обучающимися, воспитанниками в ходе реализации программы опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

К метапредметным результатам обучающихся относятся освоенные ими при изучении одного, нескольких или всех предметов универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

Личностные результаты освоения образовательной программы отражают готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию в области музыкального искусства, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.

Учебный материал, предусмотренный программой, распределен в определенной последовательности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Постепенно, от занятия к занятию, усложняя музыкальный материал. Поначалу необходимо заинтересовать ребенка, развить желание заниматься в ансамбле и только потом переходить к целенаправленному формированию исполнительских умений и навыков. Для выработки ритмичной одновременной игры на шумовых инструментах, овладения основами техники, использую на занятиях:

  • пальчиковые игры;

  • дидактические игры;

  • игры с палочками;

  • ритмические упражнения (народный фольклор - потешки, попевки, прибаутки, песенки, частушки);

  • соревнования между подгруппами;

  • создание собственных приемов игры на народных шумовых инструментах.

Методы работы

  • Объяснительно-иллюстративный

  • (беседа, объяснение, художественное слово, использование фольклора).

  • Репродуктивный (разучивание, закрепление материала).

  • Исследовательский (самостоятельное исполнение, оценка, самооценка).

  • Метод побуждения к сопереживанию (эмоциональная отзывчивость на прекрасное).

  • Метод поисковых ситуаций (побуждение детей к творческой и практической деятельности).

Этапы обучения на русских народных шумовых инструментах

  • знакомство с инструментом - историей создания, конструктивными особенностями;

  • постановка исполнительского аппарата - корпуса рук;

  • освоение основных приемов звукоизвлечения;

  • развитие исполнительского мастерства - работа над художественно-выразительным, эмоциональным, музыкально-грамотным и технически совершенным исполнением музыкального произведения;

  • работа над музыкальным произведением.

Критерии определения результативности программы

  • ритмичность выполнения всех заданий;

  • владение приемами игры на шумовых инструментах;

  • умение сочетать игру на народных шумовых инструментах с пением и движением.

Для успешных результатов обучения и воспитания детей на занятиях шумового оркестра учитываю специфику музыкального воспитания в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Она определяется особенностями в развитии и восприятии обучающихся, воспитанников с нарушением интеллекта. Им свойственна конкретность мышления, непосредственность и эмоциональность в восприятии различных явлений окружающей жизни; их внимание неустойчиво, что требует постоянной смены впечатлений.

Принимая во внимание всё вышеперечисленное, быстро переключаю детей на различные виды деятельности, постоянно вводя в занятие что-либо новое (в формах работы, методических приёмах, репертуаре), чередуя различные по степени сложности задания с игрой, которая и будет являться самым эффективным методом в работе.

Но использование только игровых методов в работе не может привести к ожидаемым результатам. Игровые методы являются составной частью целой системы методов: объяснительно-иллюстративных, репродуктивных, игровых, творческих.

Объяснительно-иллюстративные методы используются на начальном этапе: показ на инструменте, рассказ о произведении, объяснение правил игры на том или ином детском инструменте, объяснение движения мелодии и так далее. Тут очень важно правильно подобрать слова, сочетания слов, чтобы ярко, образно, эмоционально передать ребёнку содержание произведения, добиться быстрого запоминания музыкального материала.

Репродуктивные методы включаются в работу на следующем этапе: практическом. После запоминания, анализа музыкального произведения учащимися контролирую их практическую деятельность по овладению музыкальными умениями, в том числе - игра наизусть. На этом этапе использую ритмические приёмы, облегчающие и ускоряющие заучивание, включаю не только моторную (двигательную), но и часто музыкальную память (слуховую).

Способность понимать через собственные прикосновения, каким может быть звук - необыкновенно важно для развития тембрового слуха. Нужно объяснить детям, что звук, возможно, извлекать такими приёмами, как потряхивание, постукивание пальцем, всеми или ладошкой, поскрёбывание. Научить получать удовольствие от сравнения звуков при различных способах звукоизвлечения. Общение детей с инструментами развивает их музыкальность, тонкость восприятия, ассоциативность, художественность.

Предлагаю детям композиции, когда руководитель управляет процессом (дирижирует, устанавливает очерёдность игры - по одному, группами, вместе; динамику).

При организации детского оркестра важно следовать определённым правилам. Маленькие исполнители должны хорошо видеть руководителя. Они должны удобно сидеть или стоять, не мешая друг другу. Музыкальные инструменты лучше всего положить на подставки или небольшие столики (но не на колени, чтобы дети не сгибались над ними). Треугольники подвешивают на специальные подставки с устойчивым основанием, а некоторые инструменты дети могут класть на колени до начала игры на них.

Инструменты, относящиеся к одной группе лучше располагать рядом. Инструментов с тихим и нежным звучание должно быть больше и размещать их лучше впереди (слева от дирижёра). Это относится к струнной и клавишно-ударной группам. Инструменты низкозвучащие располагаются справа от дирижёра. Ударным инструментам отводится второй и третий ряды.

При подборе музыкальных инструментов необходимо учитывать ряд общих положений.

Детских музыкальных инструментов и инструментов-игрушек существует великое множество, и ассортимент их постоянно пополняется новыми моделями и модификациями старых. Необходимо выбрать инструменты, отвечающие требованиям музыкального и эстетического воспитания детей.

Не все звучащие инструменты можно использовать в оркестре. Так, существуют различные инструменты-игрушки, имитирующие внешний вид традиционных инструментов, но, как правило, их настройка и подстройка невозможно и они звучат фальшиво.

Основу детского шумового оркестра составляют элементарные детские музыкальные инструменты-игрушки: всевозможные ударные инструменты - погремушки, ложки, треугольник, трещотки, кастаньеты, пандейры, бубенцы, маракасы, детские металлофоны и ксилофоны, разного размера барабаны, бубны, тарелки (одинарные и парные) и так далее. Состав оркестра дополняется баяном, на котором играет сам педагог.

Шумовые («ритмические») ударные инструменты

Это наиболее многочисленная подгруппа инструментов и в большинстве своём наиболее доступна для освоения детьми. Для занятий на них не требуется особой выучки, и приёмы игры просты и представляют собой такие естественные движения, как покачивания, встряхивания, удары.

В детском шумовом оркестре могут использоваться все традиционные ударно-шумовые инструменты.

Проще всего для детей инструменты, звучащие, благодаря встряхиванию.

Маракасы - один из древнейших музыкальных инструментов. Представляют собой два небольших деревянных или пластиковых шара с ручкой, наполненные камешками или дробью. Маракасы хоть и невелики, но для малышей бывают тяжеловаты, поэтому на занятиях возможно использование детских погремушек.

Бубенцы - небольшие металлические колокольцы шарообразной формы, прикреплённые к кожаной полосе или рукоятке.

Пандейра (румба) - представляет собой четыре пары маленьких металлических тарелочек, вмонтированных в деревянную рукоятку. Звучание её напоминает эффект, достигаемый встряхиванием бубна.

Трещотки, кастаньеты - видов трещоток много и любые из них применимы в детском шумовом оркестре для придания звучанию своеобразной окраски. Один из видов представляет собой набор деревянных пластин, укреплённых на шнурке. Держа в руках шнурки, инструмент покачивают, либо, взявшись за крайние пластины, имитируют хлопки в ладоши: пластины при этом ударяются друг о друга. Удобным инструментом для детей является и трещотка-кастаньета. Инструмент представляет собой деревянную рукоятку в форме трапеции, к которой с помощью шнурка крепятся две пластины с выдолбленными резонаторами (по типу кастаньет). Можно использовать и оркестровые кастаньеты с ручкой.

Пандейру и трещотку не стоит применять часто, так как их звучание надоедает и утомляет слух.

Все эти инструменты применяют по одному или в паре. Держат их обычно за ручки. Встряхивание и покачивание выполняются кистью, рука в запястье должна быть свободной. Нужно следить, чтобы дети не напрягали кисть и не производили движение всей рукой.

Следующими из этой группы осваивают инструменты, приём игры на которых - удар. Для игры на этих инструментах также характерно свободное кистевое движение руки.

Коробочка - полый деревянный брусок прямоугольной формы с прорезью-резонатором на боковой стороне. Играют на ней молоточками от металлофона, ударяя ими по верхней плоскости коробочки.

Ритмические палочки (клавесы) - две палочки, длиной с карандаш, но несколько большего размера, выточенные из высокосортной древесины. Ударяя их друг о друга, легко добиться чёткого ритмического сопровождения.

Ложки (обычно деревянные) - своеобразный русский народный инструмент. Держат их за ручки и ударяют одна о другую тыльной стороной черпаков. Динамика регулируется силой удара.

Треугольник изготовляется из металлического прута, согнутого в форме незамкнутого равнобедренного треугольника. Звук вызывается лёгким ударом металлической палочки по одной из его сторон. Треугольник обычно укрепляют на леске или шнурке и держат левой рукой, либо подвешивают на уровне груди к специальной подставке, имеющей устойчивое основание.

Барабан - общеизвестный инструмент. Представляет собой корпус деревянный (реже металлический), обтянутый с одной или с двух сторон кожей или пластиком. Формы и размеры детских барабанов различны. Они лёгкие, красиво оформлены и дают не очень сильный звук, который не утомляет слух. Среди многочисленных разновидностей барабана, которые могут быть применены в детском шумовом оркестре, надо выделить малый эстрадный барабан.

Для игры любой барабан можно поставить на специальную подставку. Маленькие детские барабаны обычно подвешивают на ремешок или шнурок и надевают на шею так, чтобы верхняя мембрана находилась несколько ниже пояса исполнителя. Плоскость барабана, установленного на подставке должна быть под небольшим углом наклонена в сторону исполнителя, а подвешенного на ремне - в противоположную сторону. Играют на барабане деревянными палочками или специальными металлическими щётками, а также непосредственно руками. Основной приём игры на барабане - отдельные короткие удары-акценты и последовательности ударов, подчёркивающие отдельные ритмические рисунки.

Бубен имеет вид деревянного обруча, с одной стороны обтянутого кожей и открытого с другой стороны; по окружности его в специальные вырезы вмонтированы парные металлические тарелочки. У некоторых бубнов на открытой стороне натянуты пружины с колокольчиками. На бубне играют обычно стоя. Основные приёмы игры - встряхивание (бубен держат горизонтально обеими руками на уровне пояса, направляя движение от себя или покачивая, будто сеют через сито муку); удары правой рукой по мембране.

Тарелки представляют собой выпуклые в середине металлические диски, сделанные из особого сплава. Применяют как одинарные, так и парные тарелки. Одинарные тарелки устанавливаются на специальной подставке на уровне груди исполнителя. Играют на тарелке металлической или деревянной палочкой с твёрдой или мягкой головкой. Основной приём игры - спокойный, лёгкий удар. Гасят звук рукой.

Из парных тарелок для детей более всего подходят педальные (хай-хет): они укреплены на подставке и благодаря специальному устройству ударяют друг о друга при нажатии на педаль. Можно использовать и парные ручные тарелки, имеющие кожаные петли для рук исполнителя. Способ извлечения звука - скользящие удары друг о друга.

«Мелодические» ударные инструменты

Металлофон представляет собой набор металлических пластинок, свободно укреплённых на раме.

Существуют детские диатонические однорядные металлофоны с диапазоном до двух октав. Ограниченность возможностей делает их использование в оркестре малоцелесообразным, однако на подготовительных занятиях они могут пригодиться.

У хроматического металлофона пластинки расположены в два ряда: нижний ряд соответствует белым клавишам фортепиано, а верхний - чёрным.

Ксилофон - представляет собой набор деревянных пластин, расположенных в один ряд и свободно укреплённых на раме.

Колокольчики - по виду напоминают металлофон, отличаются протяжённым звучанием и особой нежностью и прозрачностью.

Все пластины этих инструментов съёмные. Партии записываются на обычном нотном стане.

Инструмент ставится на специальную подставку или стол, соответствующие росту ребёнка. Играют стоя или сидя двумя молоточками. Кисти рук с молоточками, как и сам инструмент, находятся немного ниже уровня пояса исполнителя. Ручки молоточков кладутся на средние фаланги указательных пальцев обеих рук и придерживаются большими пальцами. Конец ручки должен свободно «ходить» в ладони. Такое положение обеспечивает при ударе о пластинку свободный отскок молоточка, при котором возникает яркий, звонкий звук. Если же молоточек зажимать в руках, звук получится глухой и невыразительный. Играть следует примерно по центру пластинки.

Основной способ звукоизвлечения - поочерёдные удары руками, но возможно воспроизведение ряда звуков одной рукой. Удар должен быть коротким и энергичным, после чего головка молоточка отскакивает от пластинки. Замах для удара должен быть кистевой, запястье и кисть не напряжены.

Условия реализации программы

Наличие помещения для занятий.

Материальная база: набор музыкальных инструментов - погремушки, трещотки, бубны, тон-блоки, кастаньеты, различные маракасы, треугольники, тарелки разных размеров, барабаны, детские металлофоны, ксилофоны (подставки под них). Это далеко не полный перечень. Дополняется баяном (на котором играет руководитель).

Наличие мебели соответсвующей высоты. Репертуар - разнообразный, доступный, охватывающий музыку различных стилей и направлений.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

  1. «Юные оркестранты»

Теория. Ансамбль русских народных инструментов (струнные, духовые, ударные и шумовые группы инструментов). Просмотр фрагментов выступлений оркестров (видеофильм).

  1. Погремушка как музыкальный шумовой инструмент

Теория. История создания. Конструктивные особенности, исполнительские и технические возможности. Разнотембровые погремушки. «Озорные погремушки» (как изготовить самодельные погремушки).

Практика. Постановка исполнительского аппарата - корпуса, рук (разминка). Освоение основных приемов звукоизвлечения (встряхивание). Работа над музыкальным произведением. Игра в ансамбле.

  1. «Вот как дружно в бубен бьем - никогда не устаем»

Теория. История создания. Конструктивные особенности, исполнительские и технические возможности. Разновидности бубнов. Звукообразующий элемент: перепонка - перепончатые. Практика. Освоение основных приемов звукоизвлечения (встряхивание и удар пальцами рук, удар о ладонь). Работа над музыкальным произведением. Игра соло и в ансамбле.

  1. «Пусть играет шумно, четко - деревянная трещотка!»

Теория. История создания. Конструктивные особенности, исполнительские и технические возможности. Звукообразующий элемент: пластина - пластинчатые. Прием игры «Волна». Трещотка малая. Трещотка большая.

Практика. Разминка рук без инструмента - игра «Шофер». Постановка исполнительского аппарата - корпуса рук. Освоение основных приемов звукоизвлечения (толчок, сжимание и удар пластин друг о друга). Игра соло и в ансамбле.

  1. Колотушка как шумовой музыкальный инструмент

Теория. История создания. Разновидности колотушек. Конструктивные особенности, исполнительские и технические возможности. Приемы игры на колотушке.

Практика. Освоение основного приема звукоизвлечения (встряхивание и удар деревянного шарика о корпус инструмента). Игра соло и в ансамбле. Работа над музыкальным произведением.

6. «Вятские, смоленские - ложки деревенские»

Теория. История создания. Конструктивные особенности, исполнительские и технические возможности. Ложки деревянные как музыкальный инструмент. Основные приемы игры (видеофильм).

Практика. Постановка исполнительского аппарата - корпуса рук (разминка). Освоение приемов игры на двух ложках: удар одной ложки о другую, «Маятник», «Мячики», «Трещотка», «Плечики», «Коленочки», «Качели», «Дуга», «Глиссандо», «Линеечка», «Солнышко», «Круг», «Капельки». Освоение приемов игры на трех ложках: основной прием игры, «Тремоло», «Форшлаги».

7. Деревянная рубель - шумовой инструмент

Теория. История создания. Конструктивные особенности, исполнительские и технические возможности. Разновидности рубели. Основные приемы игры (видеофрагменты). Звукообразующий элемент: трение (скольжение) деревянного молоточка о корпус инструмента.

Практика. Постановка исполнительского аппарата - корпуса рук (разминка). Освоение основного приема звукоизвлечения: сколжения деревянным молоточком по рубцеватой поверхности инструмента. Игра соло и в ансамбле под музыку.

8. Разучивание русских народных мелодий

Теория. История появления первых русских народных песен. Народные приметы. Рассказ о русском костюме. Экскурсия в комнату русского быта «горенку» школьного музея. Народный фольклор о русских народных инструментах.

Практика. Ритмическая тренировка: потешки, прибаутки, заклички, частушки, стихи. Работа над русскими народными произведениями. Игра соло и в ансамбле.

9. Развлечения и праздники

Практика. Участие в фольклорных праздниках: «Кузьминки», «От зари до зари веселятся ложкари», «Масленица», развлечениях и досугах («Осенины», «Посиделки на завалинке».

Темы и понятия

Осваиваемый инструмент

Музыкальный и игровой материал

Звуки музыкальные и шумовые. Громко - тихо.

Человеческое тело.

«Звучащие жесты»; детские потешки: «Петушок», «Дождик», «Андрей-воробей»

Звуки: высокие - низкие, долгие - короткие. Ровное движение звуков. Изготовление самодельных инструментов.

Ударно-шумовые: погремушки, маракасы, бубен, трещотка, пандейра, кастаньеты,

Пальчиковая игра «Утро настало»; «Петушок», «Колокола», «Тили-бом», «Дождик».

Понятие: сильная и слабая доли, ударный и безударный слог. Ровное чередование длительностей.

бубенцы, ложки, треугольник, самодельные музыкальные инструменты.

Игра «Гроза», «Дождик»; потешки «Ладушки», «Сорока-сорока». Пальчиковая игра «Утро настало»

Сильная и слабая доли. Игра простых ритмов в унисон, синхронное исполнение.

Все освоенные инструменты.

Игры: «Угадай-ка», «Гроза», «Дождик», «Утро настало». Потешки и песенки: «Ходит зайка по саду», «Лесенка», дыхательная гимнастика.

Направление движения мелодии: вверх, вниз, поступенное, скачкообразное, пауза. Игра «Три медведя».

Шумовые инструменты: тон-блоки, бубен, румба, ложки.

Игра «По очереди», песенки: «Маленькой елочке», «Как на тоненький ледок».

Знакомство с ксилофоном и металлофоном, освоение удара кистью. Сильная и слабая доли.

Металлофон, ксилофон.

«Во саду ли, в огороде», «Как на тоненький ледок», «Как под горкой». Игра «Кошка спит».

Хаотическое и размеренное движение, сильная и слабая доли, игра через паузу.

Освоенные шумовые, металлофон, ксилофон.

Игра «Зайчик», считалка «Про зайчика», повторение разученных песенок. Танец, марш, песня - определить характер, движение под музыку.

Повторение. Знакомство с музыкальными жанрами: песня, танец, марш. Трехдольный ритм.

Бубен, пандейра, бубенчики, звучащие жесты: хлопок, шлепок, щелчок, притоп.

Игры: «Зайка», «Эхо». «Мексиканский вальс» - танцуем и здороваемся.

Танцевальные ритмы: вальс, полька. Игра через паузу.

Бубен, пандейра, бубенчики, звучащие жесты: хлопок, шлепок, щелчок, притоп.

Игры: «Зайка», «Эхо». «Мексиканский вальс» - танцуем и здороваемся. «Джон - зайчик».

Закрепление трехдольной и двухдольной схемы, игра через паузу, игра по очереди (по показу дирижера).

Все освоенные инструменты.

Игры: «Зайка», «Эхо». «Мексиканский вальс» - танцуем и здороваемся. «Джон - зайчик», «Аннушка».

Закрепление, игра через паузу, игра по очереди (по показу дирижера).

Все освоенные инструменты.

Игры: «Джон - зайчик», «Аннушка».

Танец, марш, песня - определение на слух, движение под музыку.

Все освоенные инструменты.

Для примера: детские песенки, марш, полька. «Аннушка».

Закрепление материала, концерт для родителей.

Все освоенные инструменты.

Все разученные игры и песенки.

Сильная и слабая доли, закрепление в танцевальных, песенных, маршевых ритмах. Игра через паузу.

Все освоенные инструменты.

Речевая игра «Волшебные барабаны», «Шла лисица»; «Неваляшки».

Понятия: игра всем оркестром, игра соло.

Ксилофоны, треугольник, бубен, тон-блок.

«Во саду ли, в огороде».

Закрепление изученного ранее. Накопление репертуара.

Все освоенные инструменты.

«Во саду ли, в огороде», «Веселая дудочка», «Перепелочка», «Как у наших у ворот».

Подготовка к концерту.

Все освоенные инструменты.

Все разученные игры и песенки.

Концертное выступление

Все освоенные инструменты.

Все разученные игры и песенки.

Темы и понятия

Осваиваемый инструмент

Музыкальный и игровой материал

Повторение. Сильная и слабая доли, двухдольная и трехдольная пульсация.

Все знакомые

инструменты.

Повторение разученных игр и песенок из материала первого года обучения.

Запись партий для шумового оркестра: нитка, такт, размер.

Ксилофон, пандейра, тон-блок, барабан, треугольник.

Р. Шуман «Солдатский марш», А. Майкапар «Капельки».

Затакт, цифра.

Колокольчики, ксилофон.

Й. Брамс «Колыбельная».

Чтение оркестровых партий, игра по записи, пауза.

Треугольник, бубен, барабан, тон-блок, ксилофон.

«Козлик», р.н.п. «Во лузях», М. Красев «Барабанщик».

Концерт

Все знакомые

инструменты.

Повторение разученного

Закрепление материала первой четверти. Игра по записи, игра с солистом.

Треугольник, ксилофон, бубенчики, колокольчики, маракасы.

Д. Шостакович «Вальс-шутка», р.н.т. «Яблочко», И. Стрибогг «Вальс петушков».

Пение окончания фразы, предложенной педагогом, самостоятельная запись несложных ритмов.

Ксилофон, бубен, знакомые

инструменты.

«Морри - Мокки», «Солнышко-колоколнышко», «Ах вы, сени».

Концерт

Все знакомые

инструменты.

Повторение разученного

Понятия: мажор, минор, синкопа, лад, тоника, главные ступени лада.

Все знакомые

инструменты.

р.н.п. «Ах ты, зимушка-зима», Д. Кабалевский «Клоуны».

Танцевальные ритмы, запись несложных ритмов (с паузой и без паузы).

Все знакомые

инструменты.

В. Козлов «Дедушкин рок-н-ролл».

Синкопированный ритм, пунктирный ритм. Игра оркестровых партий по записи.

Пандейра, тон-блок, ложки.

ч.н.п. «Пастушок», С. Джоплин «Рэг-тайм».

Игра по дирижерскому жесту.

Все знакомые

инструменты.

ч.н.п. «Пастушок», С. Джоплин «Рэг-тайм».

Первоначальные навыки импровизации, запись несложных ритмических композиций.

Все знакомые

инструменты.

Ж. Бизе Хор мальчиков из оперы «Кармен», р.н.п. «Коробейники».

Совершенствование приобретенных навыков.

Все знакомые

инструменты.

р.н.п. «Светит месяц», сказка-игра «Теремок», ит. н.п. «Санта Лючия».



Список литературы

  1. Асеев В. Возрастная психология. Учебное пособие - Иркутск: ИГПИ, 1989 - 194 с.

  2. Баренбойм Л.А.Карл Орф и институт его времени. - в кн.: Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа. М.: 1978, с 29.

  3. Белкина В.Н., Васильева Н.Н. и др. Дошкольник: обучение и развитие. - Ярославль: Академия развития, 2001.

  4. Бублей С. Детский оркестр. Пособие для музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений. Изд. 2-е. Л.: Музыка, 1989 - 109 с.

  5. Бугаева, З. Н. Музыкальные занятия в детском саду [Текст] / З. Н. Бугаева. - М.: АСТ: Донецк: Сталкер, 2005. - 301 с.

  6. Давыдова, М. А. Музыкальное воспитание в детском саду: средняя, старшая и подготовительная группы [Текст] / М. А. Давыдова. - М.: ВАКО, 2006. - 240 с.

  7. Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах: Кн. для восп. и муз. рук.д/с. - М.: Просвещение, 1990.

  8. Майзингер С.Ю. Знакомство с жанрами детского фольклора: методическое пособие / КГБОУ СПО «Красноярский колледж искусств имени П.И. Иванова-Радкевича». - Красноярск: Рекламно-полиграфический центр «Торос», 2010. - 68 с.

  9. Немов Р., Психология. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. В 3-х книгах. Кн.2 Психология образования - изд. 2-е. - М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1995 - 496 с.

  10. Система детского музыкального воспитания Карла Орфа. По ред.Л.А. Баренбойма. Л.: Музыка, - 1970 - 160 с.

  11. Тютюнникова Т.Э. Уроки музыки. Система обучения К. Орфа.

  12. Тютюнникова Т.Э. Доноткино. Часть 1. М.: Педагогическое общество России, 2005 - 59 с.

  13. Тютюнникова Т.Э. Доноткино. Часть 2. М.: Педагогическое общество России, 2005 - 90 с.

  14. Тютюнникова Т.Э. Бим! Бам! Бом! Сто секретов музыки для детей. Вып.1 Игры звуками. - 98 с.

  15. Тютюнникова Т.Э. Под солнечным парусом или полёт в другое измерение: Учебно-методическое пособие для начального музыкального обучения. - СПб.: издательство «Музыкальная палитра», 2008. - 68 с.

Музыкальная литература

  1. Алпарова Н.Н., Николаев В.А., Сусидко И.П., На лугу. Музыкально-игровой материал для дошкольников и младших школьников, М.: ВЛАДОС, 1999 - 125 с.

  2. Алпарова Н.Н., Николаев В.А., Сусидко И.П., Осень золотая. В двух частях. Музыкально-игровой материал для дошкольников и младших школьников, М.: ВЛАДОС, 2000 - 125 с.

  3. Бублей С. Детский оркестр. Пособие для музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений. Изд. 2-е. Л.: Музыка, 1989 - 109 с.

  4. Ветлугина Н.А., Дзержинская И.Л., Комисарова Л.Н., Музыка в детском саду (Старшая группа) Песни, пьесы, игры. М.:Музыка, 1986 - 125 с.

  5. Колокольчики. Песы для детских музыкальных инструментов и фортепиано / В помощь воспитателям детских садов. Составитель Л.М. Архипова. - СПб.: Композитор, 1998. - 34 с.

  6. Тютюнникова Т.Э. Доноткино. Часть 1. М.: Педагогическое общество России, 2005 - 59 с.

  7. Тютюнникова Т.Э. Доноткино. Часть 2. М.: Педагогическое общество России, 2005 - 90 с.

  8. Тютюнникова Т.Э. Бим! Бам! Бом! Сто секретов музыки для детей. Вып.1 Игры звуками. - 98 с.

  9. Тютюнникова Т.Э. Весёлая шарманка. Шумовой оркестр для детей. М., 2007

  10. Тютюнникова Т.Э. Уроки музыки. Система обучения К. Орфа.

  11. Оркестр в классе. Вып.1. Сост. И. Лаптев. М.: Музыка, 1991 86 с.

  12. Оркестр в классе. Вып.2. Сост. И. Лаптев. М.: Музыка, 1991 46 с.

  13. Оркестр в классе. Вып.3. Сост. И. Лаптев. М.: Музыка, 1991 50 с.

  14. Орф К. Музыка для детей. 1951.. , 2011 г.

  15. Поддубная Е.А. Музыкальные пальчиковые игры / Е.А. Поддубная - Ростов н/Д: Феникс. - 39 с. - (Школа развития).





18


© 2010-2022