- Преподавателю
- Другое
- Кружок детского творчества Чудесная мастерская
Кружок детского творчества Чудесная мастерская
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Мазниченко Л.В. |
Дата | 24.04.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
«Истоки творческих способностей
и дарований детей на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие
ручейки, которые питают источник творческой мысли.
Другими словами: чем больше мастерства
в детской ладошке, тем умнее ребенок».
Сухомлинский В. А.
Младший школьный возраст - яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.
Раннее приобщение детей к практической художественной деятельности способствует развитию у них творческого начала, требующего активности, самостоятельности, проявления фантазии и воображения. Развитие сенсомоторных навыков: тактильной, зрительной памяти, координации мелкой моторики рук - является важнейшим средством коррекции психического развития школьника. Серьёзное, уважительное отношение к труду, успехи детей в обучении изготовлению малых форм - предметов, украшений рождают у них уверенность в своих силах, формируют положительную самооценку, готовность к творческому самовыражению в любом виде труда.
Программа кружка «Чудесная мастерская» направлена на развитие творческих способностей - процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.
Программа способствует:
-
развитию разносторонней личности ребёнка, воспитание воли и характера;
-
формированию понятия о роли и месте декоративно-прикладного искусства в жизни;
-
обучению практическим навыкам художественно-творческой деятельности, пониманию связи в художественно-образовательных задач с идеей и замыслами, умению обобщать свои представления с учётом возможных художественных средств;
-
созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания коллективной работы.
В рамках программы реализуются следующие педагогические идеи:
-
Формирование ценностных основ культуры личности, которая практикуется, как гармония культуры знания, чувств и творческого действия, т.е. обогащение внутренней культуры (духовность) и воспитание внешней культуры, проявляющейся в общении, поведении.
-
Опора на личностно-ориентированный подход в воспитании.
-
Учёт особенностей культуры своего народа (этнокультуры), а также особенности местной региональной культуры.
Главный педагогический принцип работы - любовь и уважение к ребёнку, как к активному субъекту воспитания и развития.
Цели и задачи.
Основной целью программы является:
-
Обеспечение условий для творческой активности и самореализации личности воспитанников.
-
Создание предпосылок для изучения основ декоративно-прикладного творчества, посредством знакомства с его различными видами.
Обучающие задачи:
-
Познакомить воспитанников с историей и современными направлениями развития декоративно прикладного творчества.
-
Научить детей владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе.
-
Научить детей планировать работу, правильно организовывать рабочее место, строго соблюдать правила техники безопасности.
Воспитательные задачи:
-
Приобщить воспитанников к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры.
-
Побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, милосердия, терпимости по отношению к людям, культуры общения).
-
Воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной деятельности.
Развивающие задачи:
-
Развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребёнка (фантазию, наблюдательность).
-
Развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание.
-
Развивать положительные эмоции и волевые качества.
-
Развивать моторику рук, глазомер.
Методическое обеспечение
Основные методы, которые применяются на занятиях: наблюдение за окружающей действительностью, беседа, рассказ, включение в трудовую деятельность, развитие самостоятельных действий, а также метод творческого проекта, адаптированный к воспитанникам.
Основной формой работы являются занятия (вводные, традиционные, практические, повторения, обобщения). Немаловажной формой работы являются экскурсия на природу и сбор природного материала. В проведении практических занятий используются индивидуальное и коллективное творчество.
Рекомендуемые темы в программе располагаются по их возрастающей сложности. На занятиях отдельные воспитанники могут получать индивидуальные темы, более простые или более сложные по сравнению с остальными. Индивидуальный подход даёт возможность раскрыться каждому ребёнку.
Теоретическая часть даётся в форме беседы с просмотром иллюстративного материала и подкрепляется практическим освоением темы. Значительное место в беседе занимает рассказ педагога, и дети являются непосредственными её участниками.
Основное время занятий кружка отводится практической работе по изготовлению поделок и игрушек из природных материалов, бисера, яиц и яичной скорлупы, в процессе которой развивается эстетический вкус, прививаются аккуратность, усидчивость, трудолюбие.
В качестве психологической разгрузки и для развития интеллектуальных способностей воспитанников используются игры, загадки, пословицы о труде.
Отчёт о работе проводится в форме выставок, открытых занятий, конкурсов.
Реализация программы происходит объёмом в размере 36часов,
1 раз в неделю с учётом контингента детей.
Ожидаемый результат.
В результате обучения, воспитанники
должны знать:
-
Виды декоративно-прикладного творчества;
-
Историю ремёсел и рукоделий;
-
Названия и назначение инструментов и приспособлений ручного труда;
-
Названия и назначение материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки;
-
Правила организации рабочего места;
-
Правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами.
уметь:
-
Правильно организовывать своё рабочее место;
-
Пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретённые навыки на практике;
-
Творчески подходить к работе, проявлять фантазию;
-
Самостоятельно ориентироваться в задании и составлять план работы;
-
Соблюдать пропорции и размеры деталей изделия, правильно располагать их в пространстве;
-
Соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе;
-
Сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищу помощь, проявляя самостоятельность.
План проведения занятия
по ЧДТ.
-
Организационный момент.
-
Сообщение темы.
-
Анализ образцов для примера.
-
Составление плана работы по изделию.
-
Подбор необходимых материалов.
-
Повторение правил ТБ при работе с материалами и инструментами.
-
Практическая работа.
-
Уборка рабочего места.
Тематический план.
№
п/п
Тема занятия
Количество
часов
1
Работа с природным материалом, знакомство с его разнообразием.
1
2
Работа с природным материалом. Конструирование из еловых шишек «Лебеди»
1
3
Работа с природным материалом. Конструирование из сосновых шишек «Совы»
1
4
Работа с природным материалом. Поделка из скорлупы грецкого ореха «Ёжики на полянке»
1
5
Работа с природным материалом. Конструирование из еловых шишек «Медвежонок»
1
6
Работа с природным материалом. Поделка из скорлупы грецкого ореха «Божья коровка»
1
7
Работа с природным материалом. Конструирование из сосновых шишек «Корзинка»
2
8
Работа с бисером. Изготовление дерева
«Яблоня»
4
9
Работа с природным материалом. Конструирование из сосновых шишек «Ёлочка»
1
10
Мастерская Деда Мороза. Конструирование из разных природных материалов «Украшение для новогодней ёлки»
1
11
Мастерская Деда Мороза. Конструирование из разных природных материалов «Новогодняя гирлянда»
1
12
Мастерская Деда Мороза. Конструирование из еловых и сосновых шишек «Разноцветные фонарики»
1
13
Работа с природным материалом. Конструирование из разных природных материалов «Шкатулка»
2
14
Объёмная аппликация. Валентинка.
1
15
Поздарок для папы. Самолёт.
1
16
Объёмная аппликация. Открытка для мамы, для бабушки.
2
17
Работа с бисером. Изготовление
цветов для мам.
2
18
Ваза для цветов (декорирование
природными материалами)
2
19
Работа с бисером. Пасхальное яйцо
2
20
Пасхальные яйца с пайетками.
1
21
Поделки из яиц. Цыплёнок.
1
22
Поделки из яиц. Мышонок.
1
23
Поделки из яичной скорлупы.
Декоративная рамка.
1
24
Поделки из яичной скорлупы.
Ваза с карандашами.
1
25
Работа с природным материалом. Оформление фоторамки из ракушек.
2
26
Итоговая выставка детских работ.
1
Итого
36
Список
используемой литературы.
-
А.А.Анистратова «Поделки из природного материала» изд. «ООО Оникс» Москва, 2011 г.
-
М.В.Будина «Поделки из природных материалов» изд. «Клуб семейного досуга» г.Белгород, 2011 г.
-
Е.А.Гайдоинко «Нечто из ничего» изд. «Феникс» г.Ростов-на-Дону, 2008 г.
-
С.П.Кабаченко «Поделки из природного материала» изд. «Эксмо» г.Москва, 2008 г.
-
А.Н.Никитина «Игрушки из природного материала» изд. «Карапуз» г.Москва, 1997 г.
-
Л.Н.Маврина «Забавные игрушки из природнго материала» изд. «Стрекоза - Пресс» г.Москва, 2007 г.
-
Е.В.Румянцева «Делаем игрушки сами» изд. «Айри Пресс» г.Москва, 2004 г.
-
Г.В.Сологуб «Весёлые поделки из природных материалов» изд. «Сабина Лоф» М. 2005 г.
-
Н.С.Чернякова «Уроки детского творчества» изд. «Родничок» г.Тула, 2002 г.