- Преподавателю
- Другое
- Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины Математика
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины Математика
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Маслова И.В. |
Дата | 10.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Центральное окружное управление образования
Департамента образования города Москвы
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение города Москвы
Колледж сферы услуг №3
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
общеобразовательной
учебной дисциплины
МАТЕМАТИКА
Профессия:
19.01.17 (260807.01) «Повар, кондитер»
Москва
2014
ОДОБРЕНА
Предметной (цикловой) комиссией
№ 1 Преподавателей общеобразовательных дисциплин
Протокол №1
от «29» августа 2014 г.
Председатель предметной
(цикловой) комиссии
__________ И.В.Маслова
Разработана на основе
Федерального компонента государственного стандарта общего образования по дисциплине «Математика», примерной программы учебной дисциплины Математика
авторов Башмакова М.И. и Луканкина А.Г., одобренной ФГУ «ФИРО» Минобрнауки России , 2008,
Федерального государственного образовательного стандарта по профессии 19.01.17 (260807.01) «Повар, кондитер»
Заместитель директора
по учебной работе
_________________ Л.Г. Шаверина
Составитель: Маслова И.В. - преподаватель математики высшей
квалификационной категории ГБПОУ КСУ №3
Рецензенты: _______________________________________________________
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ общеобразовательной УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4 - 12
-
СТРУКТУРА и содержание общеобразовательной УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
13 - 20
-
условия реализации рабочей программы общеобразовательной учебной дисциплины
21 - 22
-
Контроль и оценка результатов Освоения обще образовательной учебной дисциплины
23 - 25
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ
общеобразовательной УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
МАТЕМАТИКА
1.1. Область применения программы
Реализация среднего (полного) общего образования в пределах ОПОП по профессии 19.01.17 (260807.01) «Повар, кондитер» в соответствии с примерной программой учебной дисциплины Математика авторов Башмакова М.И. и Луканкина А.Г., одобренной ФГУ «ФИРО» Минобрнауки России, 2008, с учётом технического профиля получаемого профессионального образования.
1.2. Место дисциплины в структуре ОПОП
Общеобразовательная учебная дисциплина Математика принадлежит к группе общеобразовательных дисциплин, а процесс изучения дисциплины направлен на формирование общих (общеучебных) компетенций студента по 4 блокам (самоорганизация, самообучение, информационный и коммуникативный) согласно требованиям к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы.
1.3. Цели и задачи общеобразовательной учебной дисциплины -
требования к результатам освоения дисциплины
Общеобразовательная учебная дисциплина Математика изучается в Государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении города Москвы Колледже сферы услуг №3, как профильная учебная дисциплина, при освоении профессии 19.01.17 (260807.01) «Повар, кондитер» с учётом технического профиля получаемого профессионального образования. Связь с дисциплинами общеобразовательного цикла (Физика и Химия) и профессионального цикла (Техническое оснащение и организация рабочего места и освоение профессиональных модулей) осуществляется при выполнении расчётно-графической части практических и лабораторных работ.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен иметь представление: о математике в науке, технике, экономике, информационных технологиях и практической деятельности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
-целые и рациональные числа, действительные числа;
-определение функции; область определения и множество значений; график функции;
-свойства функции: монотонность, четность, нечетность, ограниченность, периодичность; промежутки возрастания и убывания, наибольшее и наименьшее значения, точки экстремума; графическую интерпретацию;
-примеры функциональных зависимостей в реальных процессах и явлениях;
-обратные функции; график обратной функции;
-корни натуральной степени из числа и их свойства; степени с рациональными показателями, их свойства, степени с действительными показателями;
-логарифм, логарифм числа, десятичные и натуральные логарифмы, правила действий с логарифмами;
-определения степенных, показательных, логарифмических функций, их свойства и графики;
-о взаимном расположении двух прямых в пространстве;- параллельность прямой и плоскости; параллельность плоскостей;
-перпендикулярность прямой и плоскости; перпендикулярность двух плоскостей;
-перпендикуляр и наклонную; угол между прямой и плоскостью; двугранный угол; угол между плоскостями;
-о геометрических преобразованиях пространства: параллельном переносе, симметрии относительно плоскости; параллельном проектировании;
-радианную меру угла;
-синус, косинус, тангенс и котангенс числа;
-основные тригонометрические тождества, формулы приведения; синус, косинус и тангенс суммы и разности двух углов; синус и косинус двойного угла;
-определения тригонометрических функций, их свойства и графики;
-определение многогранника и его элементы (вершины, ребра, грани);
-определение призмы, прямой и правильной призмы, параллелепипеда, куба;
-определение пирамиды, правильной пирамиды, тетраэдра;
-площадь поверхности призмы и пирамиды;
-о симметрии в кубе, в параллелепипеде;
-определение секущей плоскости;
-иметь представление о правильных многогранниках (тетраэдр, куб, октаэдр, додекаэдр и икосаэдр);
-определение последовательности, способы задания и свойства числовых последовательностей, суммирование последовательностей, бесконечно убывающую геометрическую прогрессию и ее сумму;
-понятие о производной функции, её геометрический и физический смысл; уравнение касательной к графику функции, производные суммы, разности, произведения, частного, производные основных элементарных функций;
-понятие о второй производной, ее геометрический и физический смысл.
-определение первообразной и интеграла; формулу Ньютона-Лейбница;
-определения цилиндра и конуса, элементы (основание, высота, боковая поверхность, образующая);
-определения шара и сферы;
-развертки тел вращения;
-формулы площади поверхностей цилиндра, конуса, шара;
-определение объема и его измерение;
-интегральную формулу объема;
-формулы объема куба, прямоугольного параллелепипеда, призмы, пирамиды;
-формулы объема цилиндра и конуса;
-формулы объема шара;
-подобие тел; отношения площадей поверхностей и объемов подобных тел;
-прямоугольную (декартову) систему координат в пространстве;
-формулу расстояния между двумя точками;
-уравнение сферы;
-определение вектора; модуля вектора; равенство векторов;
-сложение векторов, умножение вектора на число;
-разложение вектора по направлениям, угол между двумя векторами, проекция вектора на ось;
-координаты вектора, скалярное произведение векторов;
-основные понятия комбинаторики: размещения, перестановки, сочетания; формулу бинома Ньютона и свойства биноминальных коэффициентов;
-треугольник Паскаля;
-определение события, вероятность события, сложение и умножение вероятностей;
-о представлении данных в виде таблиц, диаграмм, графиков;
-о равносильности уравнений, неравенств, систем;
-рациональные, иррациональные, показательные, логарифмические и тригонометрические уравнения и системы, основные приемы их решения (разложение на множители, введение новых неизвестных, подстановка, графический метод);
-рациональные, иррациональные, показательные, логарифмические неравенства, основные приемы их решения, метод интервалов;
-общие приемы решения уравнений и неравенств; понятие функции.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
-выполнять арифметические действия над числами, сочетая устные и письменные приемы; находить приближенные значения величин и погрешности вычислений (абсолютная и относительная); сравнивать числовые выражения;
-вычислять значение функции по заданному значению аргумента при различных способах задания функции;
-определять основные свойства числовых функций, иллюстрировать их на графиках;
-строить графики изученных функций, иллюстрировать по графику свойства элементарных функций; преобразовывать графики с помощью параллельного переноса, симметрии относительно осей координат и начала координат; растягивать и сжимать графики относительно осей координат;
-использовать понятие функции для описания и анализа зависимостей величин;
-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для описания с помощью функций различных зависимостей, представления их графически, интерпретации графиков;
-находить значения корня, степени, логарифма на основе определения, используя при необходимости инструментальные средства; пользоваться приближенной оценкой при практических расчетах;
выполнять преобразования выражений, применяя формулы, связанные со свойствами степеней, логарифмов;
-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для практических расчетов по формулам, включая формулы, содержащие степени, радикалы, логарифмы, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства;
-вычислять значение степенных, показательных, логарифмических функций по заданному значению аргумента при различных способах задания функции;
-определять основные свойства степенных, показательных, логарифмических функций, иллюстрировать их на графиках;
-строить графики степенных, показательных, логарифмических функций, иллюстрировать по графику их свойства; преобразовывать графики с помощью параллельного переноса, симметрии относительно осей координат и начала координат; растягивать и сжимать графики относительно осей координат;
-распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями; изображать пространственные фигуры;
-строить сечения тетраэдра, куба.
-описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве;
-анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве;
-решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов);
-использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы;
-проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
-находить значения тригонометрических выражений на основе определения, используя при необходимости инструментальные средства; пользоваться приближенной оценкой при практических расчетах;
-выполнять преобразования выражений, применяя формулы, связанные со свойствами тригонометрических функций;
-решать тригонометрические уравнения, сводящиеся к линейным и квадратным;
-вычислять значения тригонометрических функций по заданному значению аргумента при различных способах задания функции;
-определять основные свойства тригонометрических функций, иллюстрировать их на графиках;
-строить графики тригонометрических функций, иллюстрировать по графику их свойства; преобразовывать графики с помощью параллельного переноса, симметрии относительно осей координат и начала координат; растягивать и сжимать графики относительно осей координат;
-использовать графический метод решения простейших тригонометрических уравнений и неравенств
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для практических расчетов по формулам, включая формулы, содержащие тригонометрические функции, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства;
-распознавать на чертежах и моделях пространственные формы многогранников; соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями;
-анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве;
-изображать основные многогранники; выполнять чертежи по условиям задач;
-строить сечения, призмы, пирамиды;
-решать простейшие стереометрические задачи на нахождение в многогранниках геометрических величин (длин, углов, площадей);
-использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы;
-проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств многогранников; вычисления площадей поверхностей многогранников при решении практических задач;
-находить производные элементарных функций;
-использовать производную для изучения свойств функций и построения графиков;
-применять определенный интеграл для нахождения площади криволинейной трапеции;
-применять производную для проведения приближенных вычислений, решать задачи прикладного характера на нахождение наибольшего и наименьшего значения
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для решения прикладных задач, в том числе социально-экономических и физических, на наибольшие и наименьшие значения, на нахождение скорости и ускорения;
-распознавать на чертежах и моделях пространственные формы тел вращения; соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями;
-анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве;
-изображать круглые тела; выполнять чертежи по условиям задач;
- строить сечения шара;
-решать простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов) тел вращения;
-использовать при решении стереометрических задач с телами вращения планиметрические факты и методы;
-проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
-решать простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин: объемов многогранников (куб, прямоугольный параллелепипед, призма, пирамида); объёмов тел вращения (цилиндр, конус, шар); объёма шара;
-использовать при решении стереометрических задач подобие тел и отношения площадей поверхностей и объёмов подобных тел; планиметрические факты и методы;
-проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур; вычисления объемов и площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства;
-решать простейшие задачи на нахождение геометрических величин:
координаты вектора, модуль вектора, расстояние между двумя точками, координаты точки середины отрезка;
-выполнять сложение векторов и умножать вектор на число;
-раскладывать вектор по единичным векторам;
-находить угол между векторами;
-вычислять скалярное произведение векторов;
-использовать координаты и векторы при решении математических и прикладных задач;
-решать простейшие комбинаторные задачи методом перебора, а также с использованием известных формул;
-вычислять в простейших случаях вероятности событий на основе подсчета числа исходов;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков; анализа информации статистического характера;
-решать простейшие рациональные, показательные, логарифмические, тригонометрические уравнения, а также, сводящиеся к линейным и квадратным и аналогичные неравенства и системы;
-использовать графический метод решения уравнений и неравенств;
-изображать на координатной плоскости решения уравнений, неравенств и систем с двумя неизвестными;
-составлять и решать уравнения и неравенства, связывающие неизвестные величины в текстовых (в том числе прикладных) задачах.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для построения и исследования простейших математических моделей
-выполнять тождественные преобразования выражений;
решать уравнения и неравенства различных видов;
-изображать графики и описывать свойства несложных функций.
В результате освоения дисциплины повар−кондитер должен овладеть общими (общеучебными) компетенциями по 4 блокам (самоорганизация, самообучение, информационный и коммуникативный), включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Готовить к работе производственное помещение и поддерживать его санитарное состояние.
ОК 8. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
1.4. Профильная составляющая (направленность)
общеобразовательной дисциплины
Профильное изучение общеобразовательной учебной дисциплины Математика осуществляется частичным перераспределением учебных часов и отбором дидактических единиц, в зависимости от важности тем, для профессии 19.01.17 (260807.01) «Повар, кондитер».
Большое внимание уделяется решению текстовых задач на проценты, смеси и концентрацию. Такого рода задачи, в частности, предложены во внеаудиторной самостоятельной работе по Теме 1. «Развитие понятия о числе». Нахождение объёмов тел вращения (объём посуды); сечения многогранников и круглых тел (нарезка овощей, фруктов и т.п.) рассматриваются в самостоятельных работах по Темам «Многогранники», «Тела и поверхности вращения», «Измерения в геометрии», так как эти темы тесно связаны с практической профессиональной деятельностью обучающихся.
Для внеаудиторной самостоятельной работы используются расчётно - графические задания, которые формируют знания, умения и навыки необходимые студенту при освоении профессиональных модулей, в частности - составление калькуляции блюд.
Изучение математики как профильного учебного предмета обеспечивается:
- выбором различных подходов к введению основных понятий;
- формированием системы учебных заданий, обеспечивающих эффективное осуществление выбранных целевых установок;
- обогащением спектра стилей учебной деятельности за счет согласования с ведущими деятельностными характеристиками выбранной профессии.
Программа ориентирует на приоритетную роль процессуальных характеристик учебной работы, зависящих от профиля профессиональной подготовки, акцентирует значение получения опыта использования математики в содержательных и профессионально значимых ситуациях по сравнению с формально-уровневыми результативными характеристиками обучения.
1.5. Количество часов, отведённое на освоение программы
общеобразовательной дисциплины:
-
максимальная учебная нагрузка - 540 часов;
-
обязательная аудиторная учебная нагрузка - 360 часов;
-
самостоятельная внеаудиторная работа - 180 часа.
1.6. Изменения, внесённые в рабочую программу по сравнению
с Примерной программой по общеобразовательной дисциплине «Математика»
Рабочая программа устанавливает последовательность изучения учебного материала, профессионально значимого материала, распределение учебных часов с учетом профиля получаемого профессионального образования.
С целью успешного освоения учебного материала и с учётом часов учебного плана по семестрам в Рабочей программе изменена последовательность изучения тем Примерной программы.
Тема Примерной программы «Функции» разделена на темы 2, 3, 6 Рабочей программы. В Теме 2 «Функции, их свойства и графики» рассматриваются общие сведения о функциях и теоремы о преобразованиях графиков функций. В темах 3, 6 рассматриваются, соответственно, степенные функции, показательная функция, логарифмическая функция, тригонометрические функции. В связи с требованиями ЕГЭ в Рабочую программу темы «Уравнения и неравенства» включены уравнения и неравенства с модулем.
В содержание учебной дисциплины включено14 тем.
Тема 1. Развитие понятия о числе
Тема 2. Функции, их свойства и графики
Тема 3. Корни, степени и логарифмы
Тема 4. Прямые и плоскости в пространстве
Тема 5. Координаты и векторы
Тема 6. Основы тригонометрии
Тема 7. Многогранники
Тема 8. Тела и поверхности вращения
Тема 9. Измерения в геометрии
Тема 10. Элементы комбинаторики
Тема 11. Элементы теории вероятностей. Элементы математической статистики
Тема 12. Начала математического анализа
Тема 13. Уравнения и неравенства
Заключительная тема тематического плана учебной дисциплины Предэкзаменационное повторение.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем общеобразовательной учебной дисциплины
и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
540
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
360
в том числе:
практические занятия
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
180
в том числе:
1) закрепление знаний, полученных на уроке
60
2) выполнение опережающих домашних заданий, подготовка сообщений, создание презентаций, расчетные работы, расчетно-графические работы, творческая работа.
120
Итоговая аттестация в форме письменного экзамена
Тематический план
общеобразовательной учебной дисциплины Математика
для профессии 19.01.17 (260807.01) «Повар, кондитер»
Наименование разделов и тем
Максимальная учебная нагрузка
Количество аудиторных часов при очной форме обучения
Самостоятельная работа
Всего часов
Лекционные занятия
Лабораторные и практические занятия
Введение
4
4
4
Тема 1. Развитие понятия о числе.
25
16
16
6/3
Тема 2.Функции, их свойства и графики.
31
20
20
7/4
Тема 3. Корни, степени и логарифмы.
64
42
42
15/7
Зачёт
3
3
3
Всего за 1 семестр
127
85
85
28/14
Тема 4. Прямые и плоскости в пространстве.
42
28
28
10/4
Тема 5. Координаты и векторы.
36
24
24
8/4
Тема 6. Основы тригонометрии.
63
41
41
14/8
Контрольная работа за 2 семестр
2
2
2
Всего за 2 семестр
143
95
95
32/16
Всего за 1 курс
270
180
180
60/30
Тема 7. Многогранники.
45
30
30
10/5
Тема 8. Тела и поверхности вращения.
45
30
30
10/5
Тема 9. Измерения в геометрии.
25
16
16
6/3
Тема 10. Элементы комбинаторики.
18
12
12
4/2
Контрольная работа за 3 семестр
2
2
2
Всего за 3 семестр
135
90
90
30/15
Тема 11. Элементы теории вероятностей. Элементы математической статистики.
18
12
12
4/2
Тема 12. Начала математического анализа.
57
40
40
10/7
Тема 13. Уравнения и неравенства.
24
16
16
6/2
Предэкзаменационное повторение.
34
20
20
10/4
Предэкзаменационная работа
2
2
2
Всего за 4семестр
135
90
90
30/15
Всего за 2 курс
270
180
180
60/30
Итого
540
360
360
120/60
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Математика
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Введение.
Цели и задачи изучения математики в учреждениях начального и среднего профессионального образования.
2
1
Диагностическая работа за курс основной школы.
2
Тема 1. Развитие понятия о числе
Содержание учебного материала
Целые и рациональные числа. Действительные числа. Приближенные вычисления. Приближенное значение величины и погрешности приближений.
Комплексные числа.
14
2
Проверочная работа:
Проверочная работа №1. Развитие понятия о числе.
2
3
Самостоятельная работа:
Опережающее домашнее задание «Развитие понятия о числе»
6
Закрепление знаний, полученных на уроке
3
Тема 2. Функции, их свойства и графики
Функции. Область определения и множество значений; график функции, построение графиков функций, заданных различными способами.
Свойства функции: монотонность, четность, нечетность, ограниченность, периодичность. Промежутки возрастания и убывания, наибольшее и наименьшее значения, точки экстремума. Графическая интерпретация. Примеры функциональных зависимостей в реальных процессах и явлениях.
Обратные функции. Область определения и область значений обратной функции. График обратной функции.
Арифметические операции над функциями. Сложная функция (композиция)
18
2
Проверочная работа:
Проверочная работа №2. Функции, их свойства и графики.
2
3
Самостоятельная работа:
Графическая работа «Преобразование графиков функций»
7
Закрепление знаний, полученных на уроке
4
Тема 3. Корни, степени и логарифмы
Корни и степени. Корни натуральной степени из числа и их свойства. Степени с рациональными показателями, их свойства. Степени с действительными показателями. Свойства степени с действительным показателем.
Логарифм. Логарифм числа. Основное логарифмическое тождество. Десятичные и натуральные логарифмы. Правила действий с логарифмами. Переход к новому основанию.
Преобразование алгебраических выражений. Преобразование рациональных, иррациональных, степенных, показательных и логарифмических выражений.
Степенные, показательные, логарифмические функции.
Определения степенной, показательной и логарифмической функций, их свойства и графики.
Преобразования графиков степенной, показательной и логарифмической функций. Параллельный перенос, симметрия относительно осей координат и симметрия относительно начала координат, симметрия относительно прямой y = x, растяжение и сжатие вдоль осей координат.
40
2
Проверочная работа:
Проверочная работа №3. Корни, степени и логарифмы.
2
3
Самостоятельная работа:
Опережающее домашнее задание «Корни, степени и логарифмы»
15
Закрепление знаний, полученных на уроке
7
Зачёт
3
Всего за 1 семестр
85/28/14
Тема 4. Прямые и плоскости в пространстве
Взаимное расположение двух прямых в пространстве. Параллельность прямой и плоскости. Параллельность плоскостей. Перпендикулярность прямой и плоскости. Перпендикуляр и наклонная. Угол между прямой и плоскостью. Двугранный угол. Угол между плоскостями. Перпендикулярность двух плоскостей.
Геометрические преобразования пространства: параллельный перенос, симметрия относительно плоскости.
Параллельное проектирование. Площадь ортогональной проекции. Изображение пространственных фигур.
26
2
Проверочная работа:
Проверочная работа №4. Прямые и плоскости в пространстве.
2
3
Самостоятельная работа:
Графическая работа «Движения»
10
Закрепление знаний, полученных на уроке
4
Тема 5. Координаты и векторы
Прямоугольная (декартова) система координат в пространстве. Формула расстояния между двумя точками. Уравнения сферы, плоскости и прямой.
Векторы. Модуль вектора. Равенство векторов. Сложение векторов. Умножение вектора на число. Разложение вектора по направлениям. Угол между двумя векторами. Проекция вектора на ось. Координаты вектора. Скалярное произведение векторов.
Использование координат и векторов при решении математических и прикладных задач
22
2
Проверочная работа:
Проверочная работа №5. Координаты и векторы.
2
3
Самостоятельная работа:
Расчетно-графическая работа «Координаты и векторы»
8
Закрепление знаний, полученных на уроке
4
Тема 6. Основы тригонометрии
Радианная мера угла. Вращательное движение. Синус, косинус, тангенс и котангенс числа. Основные тригонометрические тождества, формулы приведения. Синус, косинус и тангенс суммы и разности двух углов. Синус и косинус двойного угла. Формулы половинного угла. Преобразования суммы тригонометрических функций в произведение и произведения в сумму. Выражение тригонометрических функций через тангенс половинного аргумента. Преобразования простейших тригонометрических выражений.
Простейшие тригонометрические уравнения. Решение тригонометрических уравнений. Простейшие тригонометрические и неравенства. Арксинус, арккосинус, арктангенс числа.
Тригонометрические функции.
Определения тригонометрических функций, их свойства и графики.
Обратные тригонометрические функции.
Преобразования графиков. Параллельный перенос, симметрия относительно осей координат и симметрия относительно начала координат, симметрия относительно прямой y = x, растяжение и сжатие вдоль осей координат.
39
2
Проверочная работа:
Проверочная работа №6. Основы тригонометрии.
2
3
Самостоятельная работа:
Расчетно-графическая работа «Основы тригонометрии»
14
Закрепление знаний, полученных на уроке
8
Контрольная работа за 2 семестр
2
Всего за 2 семестр
95/32/16
Всего за 1 курс
180/60/30
2 курс
Тема 7. Многогранники
Вершины, ребра, грани многогранника. Развертка. Многогранные углы. Выпуклые многогранники. Теорема Эйлера.
Призма. Прямая и наклонная призма. Правильная призма. Параллелепипед. Куб.
Пирамида. Правильная пирамида. Усеченная пирамида. Тетраэдр.
Симметрии в кубе, в параллелепипеде, в призме и пирамиде.
Сечения куба, призмы и пирамиды.
Представление о правильных многогранниках (тетраэдр, куб, октаэдр, додекаэдр и икосаэдр).
28
2
Проверочная работа:
Проверочная работа №7. Многогранники.
2
3
Самостоятельная работа:
Творческая работа «Многогранники»
10
Закрепление знаний, полученных на уроке
5
Тема 8. Тела и поверхности вращения
Цилиндр и конус. Усеченный конус. Основание, высота, боковая поверхность, образующая, развертка. Осевые сечения и сечения, параллельные основанию.
Шар и сфера, их сечения. Касательная плоскость к сфере.
28
2
Проверочная работа:
Проверочная работа №8. Тела и поверхности вращения.
2
3
Самостоятельная работа:
Графическая работа «Тела вращения в моей профессии»
10
Закрепление знаний, полученных на уроке
5
Тема 9. Измерения в геометрии
Объем и его измерение. Интегральная формула объема.
Формулы объема куба, прямоугольного параллелепипеда, призмы, цилиндра. Формулы объема пирамиды и конуса. Формулы площади поверхностей цилиндра и конуса. Формулы объема шара и площади сферы.
Подобие тел. Отношения площадей поверхностей и объемов подобных тел.
14
2
Проверочная работа:
Проверочная работа №9. Измерения в геометрии.
2
3
Самостоятельная работа:
Опережающее домашнее задание «Объемы пространственных тел»
6
Закрепление знаний, полученных на уроке
3
Тема 10. Элементы комбинаторики
Основные понятия комбинаторики. Задачи на подсчет числа размещений, перестановок, сочетаний. Решение задач на перебор вариантов. Формула бинома Ньютона. Свойства биноминальных коэффициентов. Треугольник Паскаля.
12
2
Самостоятельная работа:
Составление ситуационных производственных (профессиональных) задач по теме «Комбинаторика в профессиональной деятельности»
4
3
Закрепление знаний, полученных на уроке
2
Контрольная работа за 3 семестр
2
Всего за 3 семестр
90/30/15
Тема 11. Элементы теории вероятностей. Элементы математической статистики
Событие, вероятность события, сложение и умножение вероятностей. Понятие о независимости событий. Дискретная случайная величина, закон ее распределения. Числовые характеристики дискретной случайной величины. Понятие о законе больших чисел.
Представление данных (таблицы, диаграммы, графики), генеральная совокупность, выборка, среднее арифметическое, медиана. Понятие о задачах математической статистики.
Решение практических задач с применением вероятностных методов.
12
1
Самостоятельная работа:
Сообщение: «Анализ информации статистического характера»
4
3
Закрепление знаний, полученных на уроке
2
Тема 12. Начала математического анализа
Последовательности. Способы задания и свойства числовых последовательностей. Понятие о пределе последовательности. Существование предела монотонной ограниченной последовательности. Суммирование последовательностей. Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия и ее сумма. Понятие о непрерывности функции.
Производная. Понятие о производной функции, её геометрический и физический смысл. Уравнение касательной к графику функции. Производные суммы, разности, произведения, частного. Производные основных элементарных функций. Применение производной к исследованию функций и построению графиков. Производные обратной функции и композиции функции.
Примеры использования производной для нахождения наилучшего решения в прикладных задачах. Вторая производная, ее геометрический и физический смысл. Применение производной к исследованию функций и построению графиков. Нахождение скорости для процесса, заданного формулой и графиком.
Первообразная и интеграл. Применение определенного интеграла для нахождения площади криволинейной трапеции. Формула Ньютона-Лейбница. Примеры применения интеграла в физике и геометрии.
38
2
Проверочная работаы:
Проверочная работа №10. Начала математического анализа.
2
3
Самостоятельная работа:
Расчетно-графическая работа «Применение производной и первообразной при решении задач»
10
Закрепление знаний, полученных на уроке
7
Тема 13. Уравнения и неравенства
Равносильность уравнений, неравенств, систем.
Рациональные, иррациональные, показательные и тригонометрические уравнения и системы. Логарифмические уравнения. Основные приемы их решения (разложение на множители, введение новых неизвестных, подстановка, графический метод).
Рациональные, иррациональные, показательные, логарифмические и тригонометрические неравенства. Основные приемы их решения. Использование свойств и графиков функций при решении уравнений и неравенств. Метод интервалов. Изображение на координатной плоскости множества решений уравнений и неравенств с двумя переменными и их систем.
Применение математических методов для решения содержательных задач из различных областей науки и практики. Интерпретация результата, учет реальных ограничений.
14
2
Проверочная работа:
Проверочная работа №11. Уравнения и неравенства.
2
3
Самостоятельная работа:
Графическая работа «Графическое решение уравнений и неравенств»
6
Закрепление знаний, полученных на уроке
2
Предэкзаменационное повторение
Показательная и логарифмическая функции.
Свойства степени и логарифмов. Показательные и логарифмические уравнения и неравенства.
Тригонометрические функции.
Определение и свойства тригонометрических функций. Тригонометрические выражения и уравнения. Производная.
Формулы производных и первообразных. Правила дифференцирования и нахождение первообразных. Геометрический и физический смысл производной.
Исследование функций с помощью производной. Площадь криволинейной трапеции.
20
2
Самостоятельная работа:
Презентация «Математика в поварском искусстве»
10
3
Закрепление знаний, полученных на уроке
4
Предэкзаменационная работа
2
Всего за 4 семестр
90/30/15
Всего за 2 курс
180/60/30
Итого: аудиторные занятия
360
внеаудиторная самостоятельная работа
120
закрепление знаний, полученных на уроке
60
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации программы ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ дисциплины МАТЕМАТИКА
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению реализации общеобразовательной дисциплины
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета:
Математики
Оборудование учебного кабинета: столы, стулья, шкафы; плакатница.
Средства обучения: печатные пособия (схемы, таблицы, рисунки, иллюстративный раздаточный материал); дидактический материал; модели многогранников и тел вращения.
Технические средства обучения: аудиовизуальные и телекоммуникационные (мультимедийный проектор, экран, колонки), компьютерные (компьютер) средства.
3.2. Учебно-методический комплекс общеобразовательной
учебной дисциплины, систематизированный по компонентам
-
Нормативная документация.
-
Рабочая программа.
-
Контрольно-оценочные средства обучения.
-
Перечень СРС.
-
Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов.
-
Методические указания по составлению презентации по математике.
-
Методические указания по выполнению исследовательской работы по математике.
-
Методические указания по подготовке доклада по математике.
-
Методические указания по работе над рефератом.
3.3. Информационно - коммуникационное обеспечение обучения.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Учебники и учебные пособия:
О.1 Башмаков М.И. Математика: учебник для нач. и сред. проф. образования/М.И.Башмаков.- М.: Образовательно-издательский центр «Академия»; ОАО «Московские учебники», 2010. - 256 с.
О.2 Башмаков М.И. Математика: Задачник: учеб. пособие для образоват. учреждений нач. и сред. проф. образования. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 416 с.
О.3 Атанасян Л.С. и др. Геометрия. 10 -11 кл. - М., 2010.
Дополнительные источники:
Д.1 Башмаков М.И. Математика (базовый уровень). 10-11 кл. - М., 2010.
Д.2 Колмогоров А.Н. и др. Алгебра и начала анализа. 10 -11 кл. - М., 2010.
Д.3 Алимов Ш.А. и др. Алгебра и начала анализа. 10 - 11 кл. - М., 2013.
Д.4 Дорофеев Г.В. и др. Сборник заданий для подготовки и проведения письменного экзамена по математике (курс А) и алгебре и началам анализа (курс В) за курс средней школы. 11 класс. Дрофа, 2012 г., издание: 9-е, 160 стр.
Д.5 Мордкович А.Г. Алгебра и начала анализа 10-11кл. 4-е издание 2011г.
Д.6 Смирнова И.М. Геометрия. 10 (11) кл. - М., 2012.
Справочная:
С.1 Крамор В.С. Повторяем и систематизируем школьный курс алгебры и
начала анализа. Просвещение 2010г.
С.2 Цыпкин. Справочник по математике. «Наука»; Москва - 2009г.
Интернет-ресурсы:
Федеральные образовательные порталы:
И-1. edu.ru
И-2. school.edu.ru
И-3. fipi.ru
И-4. ege.edu.ru
Методические разработки:
И-5. math.ru
И-6. mccme.ru
И-7. it-n.ru
И-8. etudes.ru
И-9. problems.ru
И-10. college.ru/mathematics
И-11. math_on_line.com
И-12. mathtest.ru
Электронные библиотеки:
И-13. math.ru/lib
И-14. mccme.ru/free-books
И-15. mathedu.ru
4. контроль и оценка результатов освоения
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ дисциплины МАТЕМАТИКА
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения зачета в конце 1 семестра, контрольных работ в конце 2 и 3 семестров и промежуточной аттестации в виде письменного экзамена по окончании 2 курса.
Результаты обучения
(освоенные умения,
усвоенные знания)
Формируемые общеучебные и общие компетенции
Формы и методы контроля
В результате изучения учебной дисциплины «Математика» обучающийся должен
знать/понимать:
-
значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
-
значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии;
-
универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;
-
вероятностный характер различных процессов окружающего мира.
АЛГЕБРА
уметь:
-
выполнять арифметические действия над числами, сочетая устные и письменные приемы; находить приближенные значения величин и погрешности вычислений (абсолютная и относительная); сравнивать числовые выражения;
-
находить значения корня, степени, логарифма, тригонометрических выражений на основе определения, используя при необходимости инструментальные средства; пользоваться приближенной оценкой при практических расчетах;
-
выполнять преобразования выражений, применяя формулы, связанные со свойствами степеней, логарифмов, тригонометрических функций;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-
для практических расчетов по формулам, включая формулы, содержащие степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства.
Функции и графики
уметь:
-
вычислять значение функции по заданному значению аргумента при различных способах задания функции;
-
определять основные свойства числовых функций, иллюстрировать их на графиках;
-
строить графики изученных функций, иллюстрировать по графику свойства элементарных функций;
-
использовать понятие функции для описания и анализа зависимостей величин;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-
для описания с помощью функций различных зависимостей, представления их графически, интерпретации графиков.
Начала математического анализа
уметь:
-
находить производные элементарных функций;
-
использовать производную для изучения свойств функций и построения графиков;
-
применять производную для проведения приближенных вычислений, решать задачи прикладного характера на нахождение наибольшего и наименьшего значения;
-
вычислять в простейших случаях площади и объемы с использованием определенного интеграла;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
решения прикладных задач, в том числе социально-экономических и физических, на наибольшие и наименьшие значения, на нахождение скорости и ускорения.
Уравнения и неравенства
уметь:
-
решать рациональные, показательные, логарифмические, тригонометрические уравнения, сводящиеся к линейным и квадратным, а также аналогичные неравенства и системы;
-
использовать графический метод решения уравнений и неравенств;
-
изображать на координатной плоскости решения уравнений, неравенств и систем с двумя неизвестными;
-
составлять и решать уравнения и неравенства, связывающие неизвестные величины в текстовых (в том числе прикладных) задачах.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-
для построения и исследования простейших математических моделей.
КОМБИНАТОРИКА, СТАТИСТИКА И ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ
уметь:
-
решать простейшие комбинаторные задачи методом перебора, а также с использованием известных формул;
-
вычислять в простейших случаях вероятности событий на основе подсчета числа исходов;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-
для анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков;
-
анализа информации статистического характера.
ГЕОМЕТРИЯ
уметь:
-
распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями;
-
описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве, аргументировать свои суждения об этом расположении;
-
анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве;
-
изображать основные многогранники и круглые тела; выполнять чертежи по условиям задач;
-
строить простейшие сечения куба, призмы, пирамиды;
-
решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов);
-
использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы;
-
проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-
для исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;
-
вычисления объемов и площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Готовить к работе производственное помещение и поддерживать его санитарное состояние.
ОК 8. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
наблюдение в ходе решения задач на уроке, проверочные работы по всем темам, тестирование,
устный опрос,
оценка выполнения рефератов, расчетных, расчетно- графических работ, творческого задания, опережающих домашних заданий