Интеграция учебной и внеурочной деятельности

Урочные и внеурочные занятия в педагогическом процессе школы взаимосвязаны и взаимозависимы. Взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности позволяет успешно интегрировать различные виды и формы занятий, используемых всеми участниками педагогического процесса. Урочная и внеурочная деятельность в школе организована в классно-урочной форме по нормативным учебным предметам (программные занятия), в форме внеурочной деятельности, занятий в системе дополнительного образования, проектной и научно-иссле...
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интеграция учебной и внеурочной деятельности


«Внеурочная деятельность - это отнюдь не механическая

добавка к основному общему образованию,

призванная компенсировать недостатки работы

с отстающими или одарёнными детьми.
Внеурочная деятельность - это осуществление взаимосвязи

и преемственности общего и дополнительного образования

как механизма обеспечения полноты и цельности образования».

/Федеральный государственный образовательный

стандарт начального общего образования/

Урочные и внеурочные занятия в педагогическом процессе школы взаимосвязаны и взаимозависимы. Взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности позволяет успешно интегрировать различные виды и формы занятий, используемых всеми участниками педагогического процесса.

Урочная и внеурочная деятельность в школе организована в классно-урочной форме по нормативным учебным предметам (программные занятия), в форме внеурочной деятельности, занятий в системе дополнительного образования, проектной и научно-исследовательской деятельности учащихся, познавательных экскурсий, олимпиад, викторин и т. п.

Эти разнообразные формы урочной и внеурочной деятельности помогают учащимся приобретать социальные знания, понимать социальную реальность и повседневную жизнь, позитивно относиться к ценностям общества, получать опыт самостоятельного социального действия.

Начальная школа - самоценный, принципиально новый этап в жизни ребенка: он начинает систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении.

Начальное образование имеет свои особенности, резко отличающие его от всех последующих этапов систематического школьного образования. В этот период идет формирование основ учебной деятельности, познавательных интересов и познавательной мотивации; при благоприятных условиях обучения происходит становление самосознания и самооценки ребенка.

Дети по своим возможностям подготовлены к усвоению более сложного материала и на более высоком уровне, но начальное обучение в некоторых случаях не даёт достаточной нагрузки для интеллектуальной деятельности ребёнка, для удовлетворения его познавательной потребности и стремления к интеллектуальной активности, т.е. недостаточное удовлетворение познавательной потребности - одна из причин снижения интереса к учению.

Исследования показывают, что межпредметные связи на этапах включения их в познавательную деятельность ученика играют роль пускового, побуждающего стимула. Знания, полученные в результате предшествующего опыта, становятся регуляторами его познавательной активности.

Показателем умственного развития ученика является перенос знаний из одного предмета в другой, который характеризует продуктивность познавательной деятельности. Перенос заключается в межпредметном обобщении известного и синтезированием нового, обобщенного знания. Межпредметные связи в урочной и внеурочной деятельности вносят элементы творчества в мыслительную деятельность ученика.

Интеграция - это сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей.

В чём же заключается суть интеграции в обучении?
Применительно к системе обучения "интеграция" как понятие может принимать два значения:

  • во-первых, это создание у школьников целостного представления об окружающем мире (здесь интеграция рассматривается как цель обучения);

  • во-вторых, это нахождение общей платформы сближения предметных знаний (здесь интеграция - средство обучения).

Рассмотрим, как осуществляется взаимосвязь общего образования и внеурочной деятельности :

Предметные области - внеурочная деятельность

Математика - «Путешествие по стране Геометрии», «Компьютерная азбука»

Русский язык - «Риторика», «Театр», «Азбука этикета»

Окружающий мир - «Школа безопасности», «Не хворай-ка», «Многоцветные кружева родного края»

ИЗО - «Смотрю на мир глазами художника»

Английский язык - «Занимательный английский»

Технология - «Начальное техническое творчество»

Например «Путешествие по стране Геометрии» напрямую связано с математикой (формирование геометрических представлений методом конструкторско-практического действия с объектами и моделями; развитие пространственных представлений и совершенствование вычислительных умений и навыков; использование свойств сложения, вычитания, умножения и деления для рационального решения геометрических задач; формирование представлений об округлении числа, изобразительным искусством (знакомство с конструктивным образом древнерусских городов - крепостей; знакомство с видами архитектурных объектов и их стилями; развитие навыков конструирования из бумаги и работы с графическими материалами, знакомство учащихся с организацией внутреннего пространства древних и современных городов), технологией, которая переплетается с начальным техническим творчеством (формирование трудовых умений и навыков работы с различными материалами (бумагой, картоном, проволокой…), формирование умений выполнять задания по техническому рисунку, чертежу, делать чертеж по анализу готового изделия, вносить изменения в чертеж с целью его совершенствования…)

Являясь предметом гуманитарного цикла, «Риторика» даёт возможность младшему школьнику познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни. Занятия по внеурочной деятельности напрямую связаны с русским языком, литературным чтением, учат детей общению, необходимо для социальной адаптации в нашем обществе.

«Начальное техническое творчество» - знакомит с историей города, в котором мы живем, градообразующих предприятий, памятниками города, творчеством народных мастеров- умельцев, историей промыслов и т.д.

На примере предмета «Основы православной культуры» на уроке, посвященном Сергию Радонежскому, используем приемы интеграции с уроками информатики, русского языка, чтения, изобразительного искусства, а также с внеурочной деятельностью. При подготовке к интегрированному уроку силами конструкторско- исследовательского бюро «Эврика», созданного при объединении «Начальное техническое творчество», которое работает на базе 4 «б» класса МОБУ СОШ №34 было проведено исследование по теме, результат - творческий проект , две работы, созданные в процессе работы над проектом, в данный момент представлены на городской выставке детского творчества.


Педагог дополнительного образования

высшей категории СДТТ «МАК»

Горобцова Марина Юрьевна

Приложения:

1.Конспект интегрированного урока.

2.Презентация к уроку.

3.Презентация детского бюро «Эврика».

Таганрог 2014г.

© 2010-2022