- Преподавателю
- Другое
- Средства обучения и их классификации
Средства обучения и их классификации
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ярославцева А.А. |
Дата | 28.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ТЕМА: Средства обучения, и их классификации.
Учитель математики и информатики
МКОУ Мохнатологовская СОШ
Ярославцева Алеся Александровна
План:
1.Понятие о средствах обучения и их сущность.
2.Классификации средств обучения.
З.Виды средств обучения и их характеристика.
4.Современные информационные средства обучения.
-
Понятие о средствах обучения и их сущность.
Средства обучения - это составная часть метода обучения. Они обеспечивают реализацию принципа наглядности и содействуют повышению эффективности учебного процесса, дают учащимся материал в форме наблюдений и впечатлений для осуществления учебного познания и мыслительной деятельности на всех этапах обучения.
Средства обучения - это различные объекты, используемые учителем и учениками в процессе обучения.
Выбор средств обучения определяется:
-
задачами урока или занятия;
-
содержанием учебного материала;
-
применяемыми методами обучения;
-
предпочтениями учителя.
Функции средств обучения:
1. Познавательная функция состоит в том, что средства обучения служат непосредственному познанию действительности; обеспечивают передачу более точной и полной информации об изучаемом объекте и явлении, позволяют наблюдать объекты и явления, недоступные или труднодоступные непосредственному наблюдению с помощью органов чувств (например, школьный микроскоп позволяет увидеть объекты, недоступные невооруженному глазу).
2.Формирующая функция заключается в том, что средства обучения формируют познавательные способности, чувства и волю учащихся, их эмоциональную сферу.
3. Дидактическая функция состоит в том, что средства обучения являются важным источником знаний и умений, облегчают проверку и закрепление учебного материала, активизируют познавательную активность.
2. Классификации средств обучения:
1.По характеру воздействия на обучаемых:
-
визуальные: предметы, макеты, карты, диафильмы, слайды, ИКТ - презентации;
-
аудиальные: музыкальный центр, радио;
-
аудиовизуальные: телевидение, кинофильмы, ИКТ - презентации.
2.По степени сложности:
-
простые: учебники, печатные пособия, картины, модели;
-
сложные: механические визуальные средства, лингафонные кабинеты, компьютеры.
3.По происхождению:
-
натуральные природные средства (предметы, непосредственно взятые из самой действительности: коллекция камней, растений, шишек, желудей, семечек);
-
символические (представляют действительность с помощью символов, знаков: рисунки, схемы, карты;
-
технические: визуальные, аудиальные, аудиовизуальные средства.
4.Классификация А.Е.Дмитриева и Ю.А.Дмитриева:
-
естественная: натуральные объекты или их изображения (реальные предметы, картины, портреты, произведения искусств);
-
объемная (геометрические фигуры, чучела);
-
изобразительная (фото, кадры кино-, теле-, диафильмов, диапозитивов);
-
графическая (схемы, чертежи, таблицы, диаграммы);
-
символическая (географические карты, глобус);
-
звуковая (магнитофонная запись);
-
мультимедиа, основанная на компьютерных технологиях, использующая интерактивность и средства дистанционного обучения.
З. Виды средств обучения и их характеристика.
1. Вербальные средства обучения:
-
Остаются главным в арсенале: устное слово, речь учителя.
2.Визуальные средства обучения позволяют реализовать принцип наглядности в обучении.
Учащиеся более 80 % информации воспринимают зрительно.
К визуальным средствам относятся:
-
Естественные предметы и объекты в природной и искусственной среде (гербарии, коллекции).
-
Карты, схемы, диаграммы, модели, дорожные знаки, математические символы, наглядные пособия.
-
Диафильмы, диапозитивы, кинофильмы, видеофильмы.
З.Технические средства обучения:
ТСО - это приборы и устройства, используемые в процессе обучения. В ряде случаев ТСО незаменимы, т.к. позволяют показать явления, быстро протекающие процессы. Их не следует применять там, где без них можно обойтись (провести опыт или наблюдения).
Рационально сочетать компьютерную технику, ИКТ с другими средствами обучения, не преувеличивать значимость использования новых информационных технологий. Они, несмотря на высокую эффективность, не могут заменить живое слово учителя, общение, недооценка которых может привести к сдерживанию развития личности.
4. Современные информационные средства обучения.
1. Использование персональных компьютеров в обучении приобретает широкое распространение. Современные персональные компьютеры являются мультимедийными: позволяют показывать цветное динамическое изображение со стереозвуком. Имеется большое количество разнообразных компьютерных обучающих программ по большинству школьных предметов.
С помощью Интернета ученики могут получать информацию с любого компьютера и баз данных - все это значительно расширяет возможности учителя и учащихся на уроке.
-
Появились электронные проекторы (их называют еще мультимедиа-проекторы), которые подключаются к компьютер и позволяют демонстрировать яркие цветные динамически компьютерные изображения с высоким разрешением, иногда с аудиосистемой (динамики и звуковые колонки).
-
Появились электронные копировальные классные доски. Такие доски внешне выглядят как обычные белые доски. Все что пишется учителем на ее поверхности мгновенно переносится на компьютер и может быть сохранено в его памяти или распечатано на обычном принтере. Надписи на доске могут делаться специальными цветными маркерами, а копии распечатываться на цветном принтере.
Список использованной литературы
-
Общая педагогика: учебное пособие для вузов: доп. УМО вузов РФ /В.И. Загвязинский, И. Н. Емельянова. - Москва: Высшая школа, 2008.- 391с.
-
ПЕДАГОГИКА. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 2004.-608с.