Анализ воспитательной работы

Воспитательная работа в классном коллективе сложна и многообразна: это воспитание в процессе обучения, воспитания в обществе и коллективе, семье и школе, это самовоспитание и перевоспитание, это многообразная воспитательная работа в процессе труда, игры, общения, общественной деятельности, самодеятельности, самотворчества и самоуправленияВопросы воспитания, обучения и развития личности  остаются одной из главных проблем современного общества. Цель воспитания школьников - создание условий для фор...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

АНАЛИЗ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ЗА 2012-2013 УЧЕБНЫЙ ГОД.

Воспитание - великое дело:

им решается участь человека.

В.Г.Белинский.

Ребенок рождается с великой миссией стать человеком, неповторимым уникальным, полезным для себя и общества. Поэтому воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества. Целевая установка воспитательного процесса состоит в том, чтобы каждого растущего человека сделать борцом за человечность, способным участвовать в экономической, социальной, культурной и политической жизни.

Овладеть искусством жить не только для себя, но и для других всегда было и будет важным двигателем в воспитании, ибо человечество развивает и улучшает себя через воспитание детей. Это самое великое из всех дел человеческих.

Целенаправленное формирование личности ребенка предполагает ее планирование в соответствии с индивидуальным для каждого человека проектом, учитывающим его конкретные физиологические и психологические особенности. Одна из центральных задач воспитания состоит в том, чтобы сформировать у растущего человека гуманистическую направленность личности. Гуманизация воспитания ориентирует школу на то, чтобы дать учащимся право быть тем, что он есть, право на высказывание своих мыслей, право на самостоятельную организацию своей жизни и даже право на ошибку. Каждый человек обычно стремится найти социально-приемлемую и лично для него оптимальную меру соотношения качеств в своей личности.

Педагог как духовный радар должен улавливать в ребенке лучшие качества. Его предназначение - будить в растущем человеке стремление найти свой путь к истине.

У нас проходят курс лечения и оздоровления дети, имеющие контакт с больными туберкулезом, тубинфицированные, виражные. Исходя из этого, главной целью работы школы является: обучение школьников на основе диагностики с учетом их способностей и возможностей путем внедрения здоровьесберегающих технологий в лечебно-оздоровительном и учебно-воспитательном процессе.

Отбор детей в нашу школу ведется с самых разных районов республики. Специфика школы заключается в следующем:

- кратковременное пребывание детей в школе;

- дети приезжают к нам с разным уровнем знаний, интеллекта, воспитанности;

- социальный состав семей тоже на разном уровне.

В связи с этим главная воспитательная задача нашей школы - в короткие сроки создать дружный детский коллектив, в котором было бы уютно и тепло каждому ребенку, где бы он мог раскрыть свои индивидуальные качества личности.

Задачи воспитательной работы:

  • Способствование формированию у учащихся гражданско-патриотического сознания, духовно-нравственных ценностей;

  • Совершенствование оздоровительной работы с учащимися и привитие навыков здорового образа жизни,

  • Способствование развитию коммуникативных навыков и формирование бесконфликтного общения;

  • Поддержка творческой активности учащихся во всех сферах деятельности;

  • Совершенствование системы воспитательной работы;

Воспитательную деятельность осуществляют 20 воспитателей в 10 воспитательных группах, педагог-психолог, социальный педагог, педагог-организатор. Из 20 воспитателей - 8 имеют высшее педагогическое образование, 10 - средне-специальное педагогическое образование, 1 - имеет 1 квал. категорию, 10 - имеют 2 квал. категорию.

Подводя итоги воспитательной работы за 2012-2013 учебный год, следует отметить, что воспитатели стремились успешно реализовать намеченные планы, решать поставленные перед ними задачи. Свою воспитательную работу строили на индивидуально-дифференцированном подходе к детям. Они использовали различные методы и формы воспитательной работы, такие как: тематические мероприятия, воспитательные часы, экскурсии, конкурсы, индивидуальные беседы с детьми и родителями и т.д.

Исходя из целей и задач воспитательной работы, были определены приоритетные направления воспитательной деятельности:

  • Гражданско-патриотическое;

  • Духовно-нравственное;

  • Спортивно-оздоровительное;

  • Художественно-эстетическое;

  • Экологическое;

  • Семейное;

  • Изучение личности;

  • Индивидуальная работа с детьми «группа риска».

Выбор направления воспитательной работы в группе осуществляется на основе и в соответствии с результатами определения уровня развития интересов учащихся, выявления проблем в личностном развитии и межличностных отношений. Выбор одного из направления как приоритетного не означает отказ от остальных. Функционирование воспитательной системы осуществляется за счет комплексного взаимодействия всех направлений гармоничного развития в различных сферах.

Изучение личности.

Задачи воспитателя многогранны. Воспитатель создает психологически-комфортный микроклимат среди учащихся. Ребенок переступил порог школы. Это период сложный для ребенка. Как пройдет его адаптация? Многое зависит от нас, взрослых, от умения включить воспитанника в ритм жизни школы. Воспитательная работа в нашей школе начинает с ознакомления и изучения личных дел учащихся, их диагноза, состояния здоровья, характеристики и семейно-бытовых условий. При изучении личности ребенка также помогает наблюдение за ребенком в различных видах его деятельности, беседы в доверительной обстановке с четко определенной целью и анализ результатов деятельности ребенка. Знание диагноза, изучение семейно-бытовых условий помогает воспитателю лучше понять психическое состояние и особенности поведения учащегося, выбрать наиболее целесообразные методы индивидуального подхода при воспитании.

В основе воспитательной работы школы лежит совместная творческая деятельность детей и взрослых по различным направлениям. Целостное представление об окружающем мире учащиеся получают через переживание особых традиционных моментов школьной жизни, позволяющее формировать развитую личность.

Гражданско-патриотическое воспитание.

В формировании и развитии личности учащихся школа ведущую роль отводит гражданско-патриотическому воспитанию, которое способствует становлению социально значимых ценностей у подрастающего поколения. В течение года воспитателями была проделана большая работа по этому направлению: воспитывалось уважение к символам и атрибутам Российского государства, прививалась любовь к Малой Родине, к родной школе через традиционные школьные дела: учащиеся участвовали на еженедельных школьных линейках, были участниками тематических бесед и викторин по данной тематике.

Учебный год начался с традиционных классных часов, где воспитатели знакомились с ними, знакомили детей между собой, с режимом дня, правилами поведения, с традициями нашей школы. Для детей это первые минуты новой жизни, по-настоящему неизвестной и непредсказуемой. Если эти первые минуты заполнит - пустота, то дети могут просто испугаться: родителей рядом уже нет, друзей рядом еще нет. Состояние такое словно они потерялись посредине многолюдной толпы. Для этого во всех воспитательных группах были организованы такие воспитательные часы, как «Школьная разведка», «Познакомимся поближе», «Режим дня» и т.д.

В рамках этого направления мероприятия проходят традиционно в январе, феврале и мае. Высокий патриотический подъем среди учащихся вызвал воспитательный час «Запомни, этот город - Ленинград, запомни, эти люди - ленинградцы» (Салихова А.А., Сабирзянова Л.Г.), посвященный дню снятия блокады Ленинграда. Яркое впечатление на школьников произвели уроки мужества "Военная история России", посвященные Дню защитника Отечества, показали интерес учащихся к профессии военного, к истории Вооруженных сил России. Ко дню рождения М.Джалиля посвящалось тематическое мероприятие «Песня меня научила свободе» (Салихова А.А., Урманова Н.И.).Очень торжественно и празднично прошел музыкально-литературный вечер «Мы - будущие защитники Отечества» (Валиева С.У., Юнусова А.Г.) Завершился месячник спортивными соревнованиями, посвященными Дню Защитников Отечества. Учащихся нельзя назвать защитниками Отечества, но при участии в конкурсах "А ну-ка, мальчики!" для учащихся начальных классов (Галлямова Г.Н, Галиуллина Г.М.), "Браво парни!" для учащихся старших классов (Гыйлфанов Р.Г., Нагуманова Г.Г.), «Рыцарский турнир» (Валимухаметова Р.Г., Салихова Ф.М.), мы поняли и почувствовали, что из них вырастут настоящие мужчины. А в конкурсной игре «Турнир амазонок» (Салихова А.А., Сабирзянова Л.Г) проявили свою ловкость, находчивость, сообразительность, дисциплину и силу девочки, доказали свою готовность в любой момент встать на защиту своей Родины. Становлению общечеловеческих ценностей в сознании учащихся способствовали мероприятия, посвященные Дню великой Победы. В этот день традиционно состоялось мероприятие «Поклонимся великим тем годам!» (Валиева С.У., Гатауллина Л.С.) Это мероприятие вызвало большой эмоциональных отклик в душах присутствующих, инициировало детей на выражения своих положительных эмоций и благодарности ветеранам за мирное небо над головой. В каждой группе также прошли беседы «Этих дней не смолкнет слава». Учащиеся с интересом слушали воспоминания о суровых днях ВОВ, задавали различные вопросы.

Мероприятия гражданско-патриотического направления способствуют воспитанию в наших детях таких нравственных качеств, как патриотизм, гражданственность, доброта, отзывчивость, благодарность, ответственность, чувство долга перед старшим поколением.

Духовно-нравственное воспитание.

Моральный облик ребёнка формируется, прежде всего, в процессе разнообразной деятельности, в учение, труде, игре, полезной общественной работе, в процессе взаимоотношении с окружающими людьми.

Важно так строить работу с детьми, чтобы моральные знания и преставления, получаемые школьниками во взаимодействии с педагогом, родителями углублялись. Эти знания должны быть связаны с повседневной жизнедеятельностью детей. Всё то, что эмоционально воспринято, что нашло оклик в душе ребёнка, становится побудительной основой его поведения. Знания, чувства, поведения вот та триада, через которую педагог ведёт воспитательное влияния на ребёнка.

Вместе с тем большое значения имеет духовно-нравственное просвещения ребенка. Нравственные знания являются важной предпосылкой совершения правильных действий формирования у школьников высоких мотивов поведения. Они помогают ребёнку преодолеть ограниченность личного опыта, дают возможность ориентироваться в тех случаях, с которыми ему не приходилось встречаться, осознанно подходить к своим и чужим поступкам, к оценке и самооценке поведения. Усвоение нравственных норм и правил - одно из главных условий формирования духовно-нравственного сознания в целом.

Культура поведения во многих случаях тесно связана и с нормами нравственности. Эффективные приёмы разъяснения детям правил культурного поведения - беседы, использование литературных произведений. Целесообразно обсуждать поступки поведения.

Примеры тому воспитательные часы, посвященные международному дню толерантности: «Турнир вежливости» (Валимухаметова Г.Ш.) и «Пылайте сердцами, творите с любовью» (Салихова А.А.), «Отворяйте двери добра, доверия и вежливости» (Сабирзянова Л.Г). Чтобы способствовать воспитанию чувств уважения мальчиков к девочкам, желанию дружить, поддерживать друг друга, были проведены конкурсы, развлекательные мероприятия «Он и она» для учащихся старших классов (Хуснуллина Л. Т., Гиздатуллина Э. А.) и «Валентин и Валентина» для учащихся старших классов (Нагуманова Г.Г.).

В течение года в каждой группе для решения проблем с подростками проводятся беседы на различные темы, которые направлены на коррекцию психического и духовного развития личности. Эти беседы помогают подросткам разобраться в сложных жизненных вопросах, учат их, как правильно сделать выбор, найти цель, свое предназначение в жизни.

Спортивно-оздоровительное воспитание.

Не в стороне остается и работа спортивно-оздоровительного направления воспитательной деятельности. Привлекая учащихся к занятиям в спортивной секции, используя нестандартные формы спортивных внеурочных праздников и мероприятий, воспитатели способствуют повышению интереса к ЗОЖ. Установка на здоровье не появляется сама собой, а формируется в результате педагогического воздействия. В свободной игровой, творческой деятельности через практические действия воспитывается мотивационное основание гигиенического, полового, нравственного воспитания. Эти цели были достигнуты в таких воспитательных часах, как: воспитательный час «Выбери жизнь», посвященный всемирному дню борьбы со СПИДом (Салихова А.А.), «След «белой смерти» (Мавлетдинова Г.Ф.), цикл бесед о гигиене «Человек и его защита» (Гарайшина И.Т.).

Недостаток двигательной активности - одна из причин снижения адаптационных ресурсов организма школьников. Спартакиады, спортивные конкурсы влияют на деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов, работоспособность нервной системы. Были проведены такие спортивные конкурсы, как: осенняя спартакиада «Проводы бабьего лета» (Гыйльфанов Р.Г.), спортивный праздник «Каникулы только в радость» (Валиахметова Г.Ш., Валимухаметова Р.Г., Салихова Ф.М., Нагуманова Г.Г., Мавлетдинова Г.Ф.), эстафета «Банные сражения» и «Зимние забавы» (Галиуллина Г.М.), эстафета «Космическое путешествие» (Салихова А.А., Урманова Н.И.). Галлямовой Г.Н. был оформлен стенд «Движение-это жизнь».

В целях профилактики табакокурения было проведено очень интересное мероприятие - ток-шоу «Сигарета - путь к туберкулезу» психологом Хаертдиновой Р.Г. В этом мероприятии активно участвовали как педагоги и мед. персонал школы, так и сами учащиеся - читали стихи, обсуждали негативное влияние этого пагубного пристрастия на жизнь человека, были показаны сценки, прочитана лекция с наглядным опытом старшей медсестрой Мухаметзяновой Л.Н.

Здоровый образ жизни пока не занимает первое место в главных ценностях человека в нашем обществе. Но если мы научим детей ценить, беречь и укреплять свое здоровье, будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будут больше здоровы и развиты, не только духовно, но и физически.

Художественно-эстетическое воспитание.

В становлении личности учащихся школа большую роль отводит нравственно-эстетическому воспитанию, которое способствует формированию личности, развитию творческих задатков, способностей, дарований и талантов. В течение всего учебного года были сохранены главные традиции школы, которые наполнили воспитательную работу интересной, содержательной деятельностью. К ним относится: праздничное мероприятие "От всей души!", посвященное Дню учителя (Валиахметова Г.Ш., Гарайшина И.Т.) праздник "Здравствуй Новый год!" (Урманова Н.И, Юнусова А.Г, Галлямова Г.Н, Хуснуллина Л. Т., Валиева С.У., Гатауллина Л.С., Шутова Р.Б., Гиздатуллина Э.А.), воспитательный час « День памяти А.С.Пушкина» (Сайфуллина Ф.Р.), развлекательное мероприятие «Международный день ди-джея» (Нагуманова Г.Г.), КВН по сказкам А.С. Пушкина (Урманова Н.И., Гатауллина Л.С.), праздничное мероприятие "Все цветы в один букет мы сложим", посвященный международному женскому дню (Валиахметова Г.Ш., Гарайшина И.Т.), праздник «Широкая Масленица» (Урманова Н.И, Валиева С.У., Гатауллина Л.С.), КВН по сказкам Г.Х.Андерсена «Великий сказочник» (Валиева С.У., Гатауллина Л.С.), праздник "До свидания, школа!" (Валиахметова Г.Ш.).

Искусство - важнейшее средство приобщения человека к общечеловеческим духовным ценностям через собственный внутренний опыт, через личное эмоциональное переживание. Эстетическое образование в школе строится на принципе целостности, комплексности разностороннего эстетического воспитания и обучения. Стоит отметить, что при подготовке к этим мероприятиям, а также к репетициям дети особенно раскрывают свои творческие способности, талант, чувство коллективизма.

Воспитатели постарались создать уют в спальных комнатах учащихся, каждая комната была эстетически оформлена. Каждая воспитательница оформила свой уголок группы с соответствующими атрибутами так, что можно сказать у каждой группы есть своя индивидуальность.

Экологическое воспитание.

Сама жизнь требует от нас внедрение такого регионального компонента, как экология - это наука о взаимоотношении всего живого на земле: людей, животных, растений. Важно говорить не только об экологии окружающей среды, но и об экологии души: о нравственности, чистоте помыслов, о духовности. Человек - это часть природы, а не царь, и его душевное и физическое состояние отражается на общем благосостоянии планеты. Поэтому очень важно, чтобы дети научились видеть и понимать эту взаимосвязь, а помогают нам в этом мероприятия, которые поднимают проблему - человек и природа, человек в мире людей. Научить любить природу, понимать и уважать людей нелегко. Этого нужно добиваться ежедневно. Мы это делаем через наши такие тематические мероприятия, как: праздник осени «Осенины» (Хуснуллина Л. Т., Урманова Н.И, Сабирзянова Л.Г., Салихова А.А., Валиева С.У., Гатауллина Л.С.), «Международный день Земли» (Галлямова Г.Н), День птиц «Птичья страна!» (Галлямова Г.Н).

Внедрение регионального компонента осуществляется в каждой группе через этические беседы на экологические темы: «Учитесь жалеть», «Без красоты беднее жизнь», «Мы в ответ за тех, кого приручили» и др. Экологические связи не всегда видимы, воспитатели помогают учащимся осознать их, и проследить это за своим собственным поведение в природной среде. Дети должны знать об элементарных экологических запретах, регламентирующие поведение человека в природе. Также для того, чтобы обратить внимание на красоту и привлекательность комнатных цветов Галлямова Г.Н. оформила стенд «Песня моей души».

Человек не может существовать без природы не только физически, что, само собой разумеется, но и духовно. От личного участия каждого из нас в охране, защите и улучшении окружающей среды зависит наше будущее и будущее наших детей и внуков. Дети должны учиться любви к Природе - через прямое общение с ней, восприятие ее красоты и многообразия, учиться сопереживать ее бедам - через восприятие отрицательной человеческой деятельности и, наконец, учится грамотно защищать ее и бороться за ее сохранение - через практическую деятельность - через экологические десанты, уборку территории, экскурсии на природу.

Семейное воспитание.

В условиях динамического изменения нашего общества, когда утрачены многие традиции семейного воспитания, высок уровень распада семей, многие дети не ощущают ценностей семейных отношений. Вследствие этого возрастает конфликтность отношений в семье, разрушаются сложившиеся нравственно-этические нормы. В круговороте повседневной жизни мы часто забываем о том, что семья - главная и основная школа, в которой с детьми должны учиться и взрослые.

Возрождение авторитета российской семьи стала основной целью проведения в нашей стране Года семьи. Мы тоже проводили мероприятия, связанные с семейной тематикой: праздничное мероприятие, посвященное Дню матери (Валиахметова Г.Ш., Гарайшина И.Т.), воспитательный час «Дружная семья» (Салихова А.А.), «А мамины глаза глядят с волнением» (Сабирзянова Л.Г.), конкурсная программа «Когда мы вместе» (Валимухаметова Р.Г.), тематическое мероприятие «Старый бабушкин сундук» (Урманова Н.И., Сабирзянова Л.Г.). Галлямовой Г.Н. был оформлен стенд «Фотографии из семейного альбома». Чтобы выявить особенности семейных взаимоотношений в восприятии ребенка в каждой группе были проведены тестирования «Рисунок семьи», «Моя семья», «Семья животных», «Родословный цветок». После анализа результатов тестов в каждой воспитательной группе прошли воспитательные часы о традиционных взаимоотношениях в семейной жизни «Почему мы не слушаемся своих родителей», «Твои обязанности в семье», «В гостях хорошо, а дома лучше», «Искусство жить в семье» и т.д.

Индивидуальная работа с детьми «группа риска».

Большую помощь в решении вопросов воспитательной работы оказывает социальный педагог Нурмиева Е.Н. и психолог Хаертдинова Р.Г. Направления деятельности их работы весьма разнообразны: организационная, научно-методическая работа, работа с педагогическим коллективом, диагностико-коррекционная работа с социально-дезадаптированными учащимися, изучение познавательных процессов школьной мотивации, психологическая помощь учащимся в разных жизненных ситуациях.

В течение учебного года в школе активно велась работа и по профилактике наркомании и по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних. С этой целью был организован и проведены профилактические беседы с участием специалистов разных сфер. Проводились малые педсоветы, тематические беседы, просмотры кинофильмов на актуальные темы. По социальной статистике большинство семей, в которых живут наши учащиеся - неполные семьи. Особым вниманием в работе социального педагога и психолога пользуются проблемные учащиеся и дети из неблагополучных семей.

Педагогическому коллективу школы нужно серьезно задуматься над своим отношением к детям из неблагополучных семей, и пересмотреть методы и формы воспитательного воздействия на таких детей.

Большое воспитательное значение имеет экскурсия. За прошедший год учащиеся побывали в библиотеке, мечети, парке Победы, на роднике «Заки», на горе «Сабантуй», в цирке.

Немалое внимание школа уделяет и трудовому воспитанию. Основополагающей идеей этого направления является систематический, совместный, созидательный, творческий, социально значимый труд. Организуя разнообразную, насыщенную трудом деятельность (уборка спальных комнат, утепление окон, совместно с педагогами, уборка пришкольной территории, экологические десанты, эстетическое оформление группы и актового зала, совместно с педагогами) педагогический коллектив осознает пользу такого воспитания для будущего подрастающего поколения.

В школе имелись дополнительные условия для развития творческих способностей учащихся, воспитания чувства ответственности за порученное дело. Для этого работали кружки разного направления.

Количество и наполняемость кружков.

Кружок

Руководитель

Наполняемость

"Забава"

(игровой)

Валиамухаметова Р.Г.

12

"Эрудит"

Галиуллина Г.М.

15

"Юный эколог"

Галлямова Г.Н.

15

"Мастерство"

(рукоделие)

Салихова А.А.

17

"Второе дыхание" (спортивн.)

Гыйлфанов Р.Г.

16

"Ты - звезда!" (танцевальн.)

Гиниатуллина И.Ф.

15

Умелый подход к детям, аккуратное и своевременное ведение документации, энтузиазм и целенаправленность - главные черты этих руководителей кружков. Они расширили кругозор учащихся, активизировали их интерес. Галиуллиной Г.М. был оформлен стенд о деятельности учащихся на кружке «Эрудит».

Обобщая вышеизложенное можно сделать вывод, что воспитательная работа в школе в 2007-2008 году расширилась и активизировалась.

Задачи же на 2008-2009 учебный год, вытекающие из проблем и недоработок этого года, следующие:

1/ признавая авторитет здоровья, предполагается расширить поле деятельности в плане формирования навыков ЗОЖ у учащихся.

2/ развитие систематического подхода в воспитательной деятельности некоторых воспитателей

3/ совершенствование социально-психологической службы в школе.

4/ вовлечение родителей в воспитательный процесс в школе.

5/ формирование школьного этикета.

6/ формирование и укрепление традиций нашей школы.

В современных условиях главной целью воспитания является развитие и совершенствование личностных качеств. Нынче в большей степени от школы зависит, каким человеком станет в будущем ребенок - добрым или злым, высокоморальным или безнравственным, честным или преступником. Результаты нашей воспитательной работы зависит не только от объективных факторов, но и от профессионализма педагога, его отношения к детям, желания изменить ситуацию к лучшему.

Руководитель ШМО классных

руководителей и воспитателей Г.Ф. Мавлетдинова

15

© 2010-2022