Конспект Друг в беде не бросит

В процессе воспитания личности исключительно важное значение имеет формирование ее нравственности. Дело в том, что люди, будучи членами социальной системы и находясь во множестве общественных и личных связей между собой, должны быть определенным образом организованы и в той или иной мере согласовывать свою деятельность с другими членами сообщества, подчинятся определенным нормам, правилам и требованиям. Вот почему в каждом обществе вырабатывается множество разнообразных средств, функцией которых...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Друг в беде не бросит»

Цели:

1. Расширить и углубить представления детей о доброжелательном отношении к окружающим его людям.

2. Раскрыть значимость моральной поддержки товарищам, которая может быть выражена в сочувствии.

3. Формировать ценностное отношение ребенка к себе и к окружающим его людям.

Ход занятия:

Светлячок предлагает посмотреть фрагмент из мультфильма «Димка и Тимка» и спеть вместе с героями мультфильма его любимую песенку: «Настоящий друг», музыка Б. Савельева (из, мультфильма «Димка и Тимка»).

Дружба крепкая не сломается,

Не расклеится от дождей и вьюг.

Друг в беде не бросит,

Лишнего не спросит -

Вот что значит настоящий

Верный друг.

Мы поссоримся и помиримся,

«Не разлить водой!» - шутят все вокруг.

В полдень или в полночь

Друг придет на помощь -

Вот что значит настоящий

Верный друг.

В конце песни педагог вместе со сказочным героем Светлячком отмечает: «Как хорошо иметь верных и надежных друзей!». Но в одной пословице говорится: «Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось».

Далее детям предлагается послушать рассказ Л. Толстого «Два товарища».

«Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего - он упал наземь и притворился мертвым.

Медведь подошел к нему и стал нюхать; он и дышать перестал. Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый, и отошел. Когда медведь ушел, тот слез с дерева и смеется:

- Ну что, - говорит, - медведь тебе на ухо говорил?

- А он сказал, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают».

- Что произошло с мальчиками в лесу?

- Что чувствовал один из мальчиков, оставшись один на один с медведем?

- Что значит «быть плохим другом» ?

- Как бы вы поступили в этой ситуации?

Беседа «Чуткое и доброжелательное отношение друг к другу». В начале беседы предложить детям послушать отрывок из стихотворения Г. Остер «Советы непослушным детям».

- Если друг твой самый лучший Поскользнулся и упал, Покажи на друга пальцем И хватайся за живот. Пусть он видит, лежа в луже, Ты ничуть не огорчен - Настоящий друг не любит огорчать своих друзей.

- Вам понравились советы настоящим друзьям? Почему?

- Как правильно нужно поступить в этой ситуации? Задание детям:

1. Как можно переубедить героя стихотворения в его представлении о настоящей дружбе?

2. Как помочь стать добрее, внимательнее?

Обсуждение и проигрывание проблемной ситуации

«Кристина потеряла во время прогулки на площадке свою заколку. Она была очень расстроена и готова заплакать. Заметив это, Максим подошел к ней, ласково попытался успокоить девочку и предложил вместе поискать потерявшуюся заколку».

Во время обсуждения данной проблемной ситуации педагог должен обратить внимание детей на моральную помощь своему товарищу, которая может быть выражена в сочувствии в связи с потерей игрушки, ушибом, несправедливым отношением кого-либо из детей.

Советы Светлячка:

Другу всегда помогайте, друга всегда выручайте; не жди, когда тебя попросят о помощи, учитесь сами видеть, кому она нужна.

Нельзя смеяться над другом, если он попал в трудную ситуацию.

Добрые дела всегда нужны и приятны людям.

Упражнение «Помоги другу»

Светлячок рассказывает детям историю, которая произошла с одним мальчиком: «Дети раскрашивали закладки для книг. Когда работа подходила к концу, Ваня нечаянно пролил краски прямо на свою поделку. Он так расстроился, что готов был заплакать...».

- Вам жалко Ваню?

- Можно ли ему помочь?

- Каким образом?

Все варианты выслушиваются, и один наиболее эмпатийный, обыгрывается.

Игра «Веселая смесь»

Приготовьте много картонок (карточек) размером 10 х 10 см. Пусть дети поставят на каждую по пятну-кляксе основного цвета. Картонок должно быть столько же, сколько детей. Дайте краскам высохнуть. На середину стола положите закрытые (перевернутые) карточки с кляксами смешанного цвета (например, оранжевую - из красного с желтым, или зеленую - из желтого и синего, или фиолетовую - из красного и синего). Каждый ребенок вытягивает для себя из общей кучки карточку основного цвета. Откройте одну из карточек, лежащую в середине стола. Если это, например, карточка с оранжевой кляксой, дети, у которых карточки красная и желтая, должны объединиться и вместе нарисовать картинку, на которой видны как основные, так и смешанные цвета.

Если каким-то детям еще трудно определить, из каких цветов составляется смешанный цвет, то их можно попросить что-то нарисовать основными цветами. Если все хотят рисовать одновременно, можно раздать каждому по три карточки с основными цветами. Пусть дети сами придумают, какие краски нужно смешать, чтобы получилась краска, изображенная на карточке, лежащей посередине стола.

Тема:«Мы дружные ребята!»

Задачи:

Образовательные:

Продолжать формировать представление о средствах и способах коммуникации с окружающими; вырабатывать понимание детьми ценности дружбы и дружеских взаимоотношений. Учить детей в распознавании эмоциональных состояний по схематическим изображениям, формировать позитивное отношение к сверстникам, продолжать учить эмоционально воспринимать и понимать окружающих, а также выражать собственные чувства.

Развивающие:

Развивать мышление, внимание, воображение, память.

Воспитательные:

Воспитывать умение сотрудничать и разрешать конфликтные ситуации, контролировать свое поведение и управлять им с учетом моральных норм общения между людьми. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Словарная работа:

Активизировать словарь детей словами, обозначающими различные эмоциональные состояния.

Материал:

Письмо, мешочек, карандаши, схемы - пиктограммы эмоций, карточки с изображением ситуаций / сюжетов к упражнениям: «Определи настроение детей», « Как поступить?»; мультимедийная установка, слайд- презентация «Мы дружные ребята!»

Методы и приемы:

1. Игровая мотивация.

2. "Волшебные средства понимания - упражнение "Глаза в глаза".

3. Работа со схемой - пиктограммой.

4. Дидактическое упражнение «Определи настроение детей»

5. Словесное упражнение «Закончи предложения»

6. Упражнение- рассуждение «Один или с друзьями?»

7. Моделирование и анализ заданных ситуаций « Как поступить?»

8. Просмотр презентации «Мы дружные ребята!»

9. Чтение педагогом стихотворения «Ничего тебе не дам». Н.Найденовой (просмотр слайдов презентации)

10. Подведение итогов занятия. Этюд «Скажи хорошее о другом»

Методы повышения активности:

Элементарный анализ,сравнение, прогнозирование.

Предварительная работа: Тематическое занятие «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?». Чтение детской художественой литературы ( В.Осеева,А.Барто). Беседы на темы: «Что такое дружба», «Хорошо ли быть одному», ознакомление с пословицами о дружбе и друге. Совместные игры на формирование коммуникативных навыков. Коллективная деятельность (трудовая, изобразительная) детей и взрослых.

Ход

1. Игровая мотивация

Педагог обращает внимание детей на то, что в группе появился мешочек черного цвета (наполненный чем - то), к которому прикреплено письмо.

Текст письма: «Я подкинула в вашу группу мешок со злыми поступками.Теперь вы станете злыми, не сможете понимать друг друга, забудите правила дружбы,будете всех обижать.Попробуйте, откройте его и сами убедитесь ». Злюка.

Педагог: Ребята, как Вы считаете, сможет ли Злюка сделать так, чтобы мы перестали понимать друг друга и дружить?.Неужели всё зависит от того, откроем мы его или нет? От того,что лежит в этом мешочке?

/Ответы детей/

Педагог: Да, верно если мы знаем и выполняем правила дружных ребят, то никакой мешочек со злями поступками нам не страшен. Проверим?

2. "Волшебные средства понимания"

Педагог: Кто такие друзья?

/Ответы детей/.

А как мы можем понять друг друга? При помощи чего можно рассказать о своём настроении, желаниях, о том, что ты хочешь сделать?

/Ответы детей/.

Упражнение "Глаза в глаза" Детям предлагается поупражняться в понимании выражения лица, глаз друг друга.

Педагог: Молодцы, вы правильно распознаёте настроение другого человека /ребёнка/ без слов.

3. Работа со схемой - пиктограммой - карточка, на которой изображены различные эмоции (Приложение № 1)

Задание - зачеркните схемы настроений, которые мешают знаком ству и общению с другими детьми. Раскрасьте схему, которая помогает знако миться и дружить (на каждого ребёнка).

4 . Дидактическое упражнение «Определи настроение детей»

Рассматривание карточек с изображением ситуаций произошедших с детьми, выражение лица которых передают разнообразные эмоциональные состояния (на каждого ребёнка).

Педагог: Ребята, посмотрите, здесь лежат карточки, на которых изображены ситуации, в которых находятся дети. Как вы считаете, могут ли так поступать друзья? Как вы считаете, поменяется ли настроение у детей? Какие правила дружбы были нарушены?

Задание: разложить пиктограммы в той последовательности как менялось настроение детей изображённых карточках в развивающемся сюжете, по направлению стрелки (взаимопроверка).

Во время выполнения работы уточнять у детей, почему ребенок подобрал данную пиктограмму. Просить объяснить свой выбор, привести аргументы.

5 . Словесное упражнение «Закончи предложения»

Педагог. Ребята, с детьми и взрослыми происходят разные истории, которые могут изменить их, и только от вас зависит, как вы поступите, и что произойдёт дальше.

Я буду читать вам незаконченные предложения, а вы придумайте для них продолжение (Детям по порядку читаются незаконченные предложения)

1. Мальчик нашел забытую игрушку и…

2. Маша плакала, потому что потеряла игрушку, а дети …

3. Все дети убирали игрушки в группе, а Илья в это время…

4. В группу пришёл новый мальчик и …..

5. Серёжа сломал постройку девочек и …..

6.Упражнение-рассуждение «Один или с друзьями?» (просмотр слайдов презентации № 2,3,4)

Педагог: Кто же такой друг? Кого можно назвать своим другом? Как вы считаете, лучше быть одному, или с друзьями? В какие игры лучше (можно) играть в одиночку (с друзьями)? Как интереснее, веселее? Какие правила нужно соблюдать, когда ты общаешься, играешь с друзьями? Что же нужно делать, чтобы у тебя были друзья?

(Ответы детей.)

Педагог: Правильно, ребята! Если ты хочешь, чтобы у тебя были хорошие друзья, ты сам должен быть хорошим другом: добрым, щедрым, честным, дружелюбным. Дружить можно со всем, лишь бы ты сам был бы хорошим другом, умел ценить настоящую дружбу.

7.Моделирование и анализ заданных ситуаций « Как поступить?»

Педагог. Ребята, всё же иногда случается, что дети ссорятся? Что надо делать, чтобы это не происходило? Как вы себя чувствовали, когда это было с вами?

(Ответы детей)

Детям предлагаются карточки с изображением различных ситуаций (на каждого ребёнка), предложены варианты: подать сигнал - предупредить, после случившегося помочь самому, позвать взрослого, чтобы он помог, или придумать что- то другоеевочке платье,позвать взрослого, найти в сторону нарядной девочкистали понимать друг друга и дружить?________________________:

1. Мальчик играет с мячом. Грязный мяч летит в нарядно одетую девочку

2. Мальчики делят игрушки, один из них - взял себе больше./ и прочие ситуации/.

Педагог: ребята, посмотрите, может ли такое произойти с нами? Как вы считаете, как следует поступить? Можно ли исправить? Каким образом? Какие слова нужно сказать?

(Ответы детей).

Педагог. Ребята, кто догадался, где здесь настоящие друзья? (Ответы детей.) Как вы догадались? А если у кого-то нет друга, можно ли его найти? (Ответы детей.)

8. Просмотр презентации «Мы дружные ребята!»

1. Беседа по картинке ( Слайд № 5)

• Посмотрите на мальчика, который уходит от корабля. Как вы думаете, что случилось?

• Почему он так расстроен?

• Может быть, он обиделся на своих друзей? За что? Не взяли играть? Почему?

• Могут ли все сразу быть капитанами? Кто же будет боц маном, матросом, коком?

• Кого ребята всегда выбирают на главную роль?

• Как, по-вашему, можно выбрать капитана, не ссорясь?

(Принимаются все варианты ответов детей).

• Чем же закончится эта история?

• Как можно убедить мальчика не обижаться, а вернуться и играть вместе с друзьями?

2. Беседа по картинке ( Слайд № 6 )

Как играют дети?

Какое у них настроение?

Как выдумаете, интересно ли детям играть вместе?

Как вы думаете, как ребята договорились, кто кем будет?

9. Чтение стихотворения «Ничего тебе не дам» . Н.Найденовой (Презентация, слайды № 7-9 )

Педагог: посмотрите, что случилось с мальчиком Витей.

«Ничего тебе не дам» (Нина Найдёнова)

Есть у Вити новый мячик,

Конь, гармошка и ружье.

держит он свои игрушки

И твердит: «Моё. Моё!»

Говорит ему Наташа:

Есть матрёшка у меня.

Разреши моей матрёшке

Сесть на твоего коня.

Хочешь, дам тебе посуду?

Хочешь, с мишкой поиграй…

Витя ей сказал: Не буду!

Отойди, не приставай!

Ничего тебе не дам,

Я во всё играю сам!

Говорит ему Серёжа:

Есть автобус голубой.

Может, мы хоть ненадолго

Поменяемся с тобой?

Я возьму ружье и мячик,

Ты автобус покатай…

Витя даже не глядит

И насупившись твердит:

Отойди, не приставай!

Ничего тебе не дам,

Я во всё играю сам!

Галя тащит кран подъёмный:

Посмотри, какой огромный

Хочешь, Витя, строить дом?

Можем выстроить вдвоём!

Дай гармошку мне свою,

Я сыграю и спою.

Нет, гармошку я не дам!

Я на ней играю сам!

Все сказали:

Сам так сам!

Друг такой не нужен нам!

Есть у Вити балалайка,

Барабан, ружье и слон.

Есть машина, серый зайка.

От чего ж скучает он?

Всё, что только захотите,

Вы найдете у него,

Но товарищей у Вити

Нет ни одного!

Вопросы:

Как вы считаете, друзья могут так поступать?

Весело мальчику играть одному?

Что ему нужно сделать, что бы с ним стали играть дети? А как вы поступаете, если дети просят вас поменяться игрушками, дать им поиграть вашу игрушку?

(Ответы детей)

10. Подведение итогов занятия.

Педагог: Ну что ребята, хотя мы с Вами и открыли мешок, то, что лежит в нём, смогло нас изменить?

(Ответы детей)

Педагог: Злюка не смогла навредить нам. Вы все знаете правила дружбы и стараетесь их всегда соблюдать.

Этюд «Скажи хорошее о другом».

По желанию выбирается ребенок, его сажают в круг, и каждый говорит о том, что ему нравится в этом ребенке. ( Следует обращать внимание детей на то, чтобы они не повторялись, можно дать образец). В своих высказываниях дети отмечают внешние и внутренние достоинства ребенка, приводят примеры любых жизненных ситуаций.

Педагог: А теперь протяните своим друзьям руки, обнимите их и улыбнитесь.

Литература и пособия:

1. Гин.С «Занятия по ТРИЗ в детском саду», учебное издание, Москва, 2008 г.

2.Минаева В.М. "Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры" - М.: "АРКТИ", 1999 г.

3 Свистунова Е.В,.Горбунова Е.В,. «Арттерапия для дошкольников». Такие разные дети. Москва, Издательство «СтереоМИР» 2007г

4. Фесюкова Л. Б. «Я и другие» социально- личностное развитие. Демонстрационный материал наглядное пособие для воспитателей, учителей начальных классов и психологов. Издательство Творческий центр «Сфера».

Интерет - ресурсы:

1.ooagras.68edu.ru/GMO1.htm

2.moi-detsad.ru/zanatia527.html

3.photoshopia.ru/forum/clipart/index.php?n=791

© 2010-2022