- Преподавателю
- Другое
- Рабочая программа специальности Преподавание в начальных классах Педагогика
Рабочая программа специальности Преподавание в начальных классах Педагогика
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Пружинская В.Б. |
Дата | 08.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
| Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Республики Коми «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова» |
|
|
| |
рабочая программа учебной дисциплины
Педагогика
| |
| |
Для студентов, обучающихся по специальности 050146.52 Преподавание в начальных классах (углубленная подготовка) | |
Сыктывкар ► 2013◄ГАОУ СПО РК СГПК |
ББК 7400
В92
Рабочая программа учебной дисциплины «Педагогика»,реализующая федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (профильное обучение) в пределах основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования углубленной подготовки, разработана на основе примерной программы учебной дисциплины для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования, одобренной ФГУ «Федеральный институт развития образования» и Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки Российской Федерации
код
наименование специальности
050146.52 Преподавание в начальных классах
Квалификация - Учитель начальных классов
Образовательный уровень среднего профессионального образования
- углубленная подготовка
Форма обучения
- очная на базе основного общего образования
- очная на базе среднего (полного) общего образования
Разработчик
Фамилия, имя, отчество
Ученая степень (звание)
Должность
Пружинская Вера Борисовна
Преподаватель педагогики
-
6
марта
2013
(число) (месяц) (год)
(дата представления на экспертизу)
Техническую экспертизу рабочей программы учебной дисциплины провели
Фамилия, имя, отчество
Ученая степень (звание)
(квалификационная категория)
Должность
-
2013
(число) (месяц) (год)
(дата завершения экспертизы)
Содержательную экспертизу рабочей программы учебной дисциплины провели
Фамилия, имя, отчество
Ученая степень (звание)
(квалификационная категория)
Должность
-
2013
(число) (месяц) (год)
(дата завершения экспертизы)
Рекомендована
научно-методическим советом ГАОУ СПО РК
«Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»
Протокол № ____ от «__» _______ 20__ г.
Председатель совета
М.П. Герасимова
ББК
© ГАОУ СПО РК «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический
колледж имени И.А. Куратова»,
2013
© Центр менеджмента качества,
2013
Содержание
Содержание
3
1
Паспорт рабочей программы учебной дисциплины
4
2
Структура и примерное содержание учебной дисциплины
7
3
Условия реализации учебной дисциплины
12
4
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
18
1. Паспорт
рабочей программы учебной дисциплины
Педагогика
название дисциплины в соответствии с рабочим учебным планом
1.1. Область применения рабочей программы учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины направлена на реализацию федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (профильное обучение) в пределах основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования, формируемой на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования
Образовательный уровень среднего профессионального образования
- углубленная подготовка
по специальности
050146
Преподавание в начальных классах
[код]
[наименование специальности полностью]
Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) и «Разъяснениями по реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (профильное обучение) в пределах основных профессиональных образовательных программ начального профессионального или среднего профессионального образования, формируемых на основе федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального и среднего профессионального образования» (Протокол № 1 от 03.02.2013 г. Научно-методического совета Центра начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования ФГУ «ФИРО») и на основании примерной программы учебной дисциплины педагогика для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования, одобренной ФГУ «Федеральный институт развития образования» и Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки Российской Федерации.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована другими образовательными учреждениями профессионального и дополнительного образования, реализующими образовательную программу среднего (полного) общего образования.
1.2 Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Данная учебная дисциплина входит в обязательную часть циклов ОПОП (вариативную часть циклов ОПОП) «Профессиональный цикл. Общепрофессиональные дисциплины »
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
1.
оценивать постановку цели и задач уроков, внеурочных мероприятий и занятий, определять педагогические возможности и эффективность применения различных методов, приемов, методик, форм организации обучения и воспитания;
2.
анализировать педагогическую деятельность, педагогические факты и явления;
3.
находить и анализировать информацию, необходимую для решения педагогических проблем, повышения эффективности педагогической деятельности, профессионального самообразования и саморазвития;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
1.
взаимосвязь педагогической науки и практики, тенденции из развития;
2.
значение и логику целеполагания в обучении и педагогической деятельности;
3.
принципы обучения и воспитания;
4
особенности содержания и организации педагогического процесса в условиях разных типов и видов ОУ на различных ступенях образования;формы, методы и средства обучения и воспитания, их педагогические возможности и условия применения;
5.
психолого-педагогические условия развития мотивации и способностей в процессе обучения, основы развивающего обучения, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания;
6.
педагогические условия предупреждения и коррекции социальной и школьной дезадаптации;
7.
понятие нормы и отклонения, нарушения в соматическом, психическом интеллектуальном, речевом, сенсорном развитии человека (ребенка), их систематику и статистику;
8.
особенности работы с одаренными детьми, детьми с особыми образовательными потребностями, девиантным поведением
9.
приемы привлечения учащихся к целеполаганию, организации и анализу процесса и результатов обучения;
10.
средства контроля и оценки качества образования, психолого-педагогические основы оценочной деятельности педагога.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
по специальности
050146
Преподавание в начальных классах
максимальной учебной нагрузки обучающегося
108
часов, в том числе
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося
72
часов,
самостоятельной работы обучающегося
36
часов;
2. Структура и содержание учебной дисциплины
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
№
Вид учебной работы
Объем часов
1
Максимальная учебная нагрузка (всего)
108
2
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
72
в том числе:
2.1
лабораторные работы
практические занятия
24
2.2
2.3
контрольные работы
3.1
внеаудиторная самостоятельная работа
36
3.5
Итоговая аттестация в форме экзамена
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины
Номер разделов и тем
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала;
лабораторные работы и практические занятия; самостоятельная работа обучающихся;
курсовая работа (проект)
(если предусмотрены)
Объем часов
Уровень усвоения
1
2
3
4
Раздел 1.
Общие основы педагогики
17
Тема 1.1.
Педагогика как наука о воспитании
5
Содержание учебного материала
1. Объект, предмет и функции педагогической науки
1
1
2. Цели и задачи педагогики
1
1
3. Система педагогических наук
1
1
Практическая работа.
Основные понятия и категории педагогики(составление словаря педагогических понятий)
2
2
Самостоятельная работа обучающихся
Напишите микросочинение об учителе.
Примерные темы: «Мой идеал учителя»;
«Мой первый учитель»;
«Почему я избрал профессию учителя»;
«Педагогическая профессия в XXI веке»….
2
3
Тема 1.2.
Целеобразование и целеполагание в педагогическом процессе.
4
Содержание учебного материала
1. Значение цели и целеполагания
1
1
2. Цели обучения в начальной школе
1
1
Практическая работа
Основные понятия темы. Знакомство с конспектами занятий и уроков в начальной школе.(целевой аспект)
2
2
Тема 1.3
Методика педагогического исследования
4
Содержание учебного материала
1. Методы педагогических исследований.
1
1
2. Организация педагогического исследования.
1
1
Практическая работа
Знакомство с эмпирическими методами исследования.(семинар)
2
2
Самостоятельная работа обучающихся
Подберите диагностический тест по изучению младших школьников
2
3
Контрольная работа.
Основные методы педагогического исследования.(тест)
Тема 1.4.
Исторический аспект в образовании
4
Содержание учебного материала
1. Возникновение и становление педагогической профессии.
1
1
2. Возникновение и развитие педагогической науки
1
1
Практическая работа
Педагогическая теория Я.А.Коменского, К.Д.Ушинского (семинар)
2
2
Самостоятельная работа обучающихся
Напишите реферат по одной из указанных тем:
«Выдающиеся учителя разных времен»;
«Народные истоки воспитания»;
«К.Д.Ушинский - великий русский учитель»;
«Л.Н.Толстой - народный учитель»;
«Средства Народной педагогики»;
«Царскосельский лицей»….
2
3
Раздел 2
Характеристика целостного педагогического процесса
29
Тема 2.1.
Сущность целостного педагогического процесса
6
Содержание учебного материала
1. Существенная характеристика педагогического процесса
2
1
2. Движущие силы педагогического процесса
1
2
3. Закономерности и принципы целостного педагогического процесса
1
2
Практическая работа
Педагогическая деятельность и её характеристика
2
1
Контрольная работа.
Педагогический процесс(тест)
Тема 2.2.
Воспитательный процесс и его характеристика
6
Содержание учебного материала
1. Особенности, задачи и функции воспитательного процесса как части целостного педагогического процесса.
1
1
2. Содержание воспитания.
1
1
3. Формирование нравственности учащихся - важнейшая задача школы.
2
1
Практическая работа (семинар)
Особенности содержания и организации педагогического процесса в условиях разных типов и видов ОУ на различных ступенях образования
2
2
Контрольная работа
Особенности воспитательного процесса.
Самостоятельная работа
Подготовьте сообщение и презентацию об отечественных и зарубежных системах воспитания
4
3
Тема 2.3.
Учебный процесс как часть целостного педагогического процесса
5
Содержание учебного материала
1. Дидактика как наука о закономерностях учебного процесса.
1
1
2. Функции и задачи дидактики.
1
1
3. Сущность процесса обучения
1
1
Практическая работа
Основные этапы процесса усвоения знаний.(составление таблицы)
2
3
Контрольная работа. Сущность процесса обучения.
Тема 2.4.
Методы и средства целостного педагогического процесса
5
Содержание учебного материала
1. Понятие о методах обучения и воспитания.
1
1
2. Основные средства обучения и воспитания
1
1
Практическая работа
Подходы к классификации методов обучения и
воспитания.
3
2
Тема 2.5.
Формы организации целостного педагогического процесса
4
Содержание учебного материала
1. Понятие о формах организации целостного педагогического процесса.
1
1
2. Педагогические возможности и условия применения форм и средств воспитания.
1
1
3. Урок как основная форма обучения
1
1
Практическая работа
Подготовка учителя к уроку.
1
Самостоятельная работа
Дайте характеристику отдельным формам обучения и воспитания. (на выбор)
2
2
Тема 2.6.
Мотивы младших школьников
3
Содержание учебного материала
1. Мотивы как внутренние побуждения к активным видам деятельности, общении(общее понятие)
1
1
2. Мотивы учения младшего школьника, условия их развития.
1
1
Практическая работа
Роль личности учителя в формировании положительных мотивов учения.
1
2
Самостоятельная работа
Подберите список литературы по теме «Мотивы обучения младших школьников»
3
3
Раздел 3.
Коррекционная и специальная педагогика
10
Тема 3.1.
Школьная дезадаптация как педагогическое явление
3
Содержание учебного материала
1. Функциональные отклонения в поведении и деятельности ребенка, пограничные нарушения развития как определяющая характеристика состояний риска.
1
1
2. Педагогические условия предупреждения и коррекции социальной и школьной дезаптации.
1
1
Практическая работа
Дети риска школьной дезадаптации как новое педагогическое понятие. Категоризация «детей риска» как результат развития научного знания о качественном составе детского населения.
1
2
Тема 3.2
Понятия нормы и отклонения в развитии ребёнка
4
Содержание учебного материала
1. Понятие аномальный ребёнок
2
1
2. Типология аномальных детей, их краткая
характеристика
2
1
Тема 3.3
Характеристика одарённой личности
3
Содержание учебного материала
1. Понятие творческая деятельность и одарённость.
1
1
2. Особенности работы с одарёнными детьми.
2
1
Раздел 4.
Субъекты целостного педагогического процесса
16
Тема 4.1.
Ученик в учебно-воспитательном взаимодействии.
6
Содержание учебного материала
1. Позиция школьника в педагогическом процессе.
1
1
2. Учитель-учащийся: система взаимоотношений.
1
1
3. Ученик как субъект учебно-воспитательной системы.
Выбор методов взаимодействия.
1
1
Практическая работа
Диагностика личности и поведения воспитанника.
3
2
Самостоятельная работа
Создайте портфолио по педагогике (портфель моих достижений по педагогике по предложенной структуре)
21
3
Тема 4.2.
Семья в системе воспитания и социализации личности
4
Содержание учебного материала
1. Семья - ведущее звено в системе воспитания подрастающего поколения.
2
1
2. Современные тенденции в развитии семьи и их влияние на воспитание
1
3. Функции семей
1
Тема 4.3.
Учитель и индивидуальный стиль его деятельности
6
Содержание учебного материала
1. Гуманистическая направленность личности учителя.
1
1
2. Педагогическая рефлексия
2
1
3. Психолого-педагогические основы оценочной деятельности педагога.
1
1
4. Уровни педагогического творчества
1
1
Практическая работа
Профессионально-значимые личностные качества учителя.
1
2
Итого
72, в т.ч.
Практи
ческих 24
3. Условия реализации учебной дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия
3.1.1
учебного кабинета
[указывается наименование кабинетов, связанных с реализацией дисциплины]
3.1.2
лаборатории
информатики и информационно-коммуникационных технологий;
3.1.3
зала
библиотека;
читальный зал с выходом в сеть Интернет.
4.2. Оборудование учебного кабинета
№
Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения
Примечания
1.
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
1.1
Рабочие тетради
2.
Печатные пособия
2.1
Тематические таблицы
2.2
Портреты
15 шт. Д
2.3
Схемы по основным разделам курсов
2.4
Диаграммы и графики
2.5
Атласы
3.
Цифровые образовательные ресурсы
3.1
Коллекция цифровых образовательных ресурсов
3.2
Общепользовательские цифровые инструменты учебной деятельности
3.3
К общепользовательским цифровым инструментам учебной деятельности относятся, в частности, текстовый редактор, редактор создания презентаций, система обработки и представления массивов числовых данных.
3.4
Специализированные цифровые инструменты учебной деятельности
3.5
К специализированным инструментам учебной деятельности относятся, в частности, виртуальные лаборатории, являющиеся проектной средой, предназначенной для создания моделей явлений, проведения численных экспериментов.
4.
Экранно-звуковые пособия (могут быть в цифровом виде)
4.1
Видеофильмы
29 Д
4.1.1.
Док.фильмы: Встреча в Останкино. Католиков. ТВ Католиковские чтение (нач.) 1998г.
4.1.2.
1) ТВ передача Караковский В.А. 24.01.96г.
2) ТВ передача II Католиковские чтения (окончание) 1998г.
3) Агрошкола им.Католикова 04.12.98г.
4.1.3.
Материалы респ. Материала 3 - 5 марта 1998г.
- из опыта работы Н.И. Бондаренко
- Занятии в д/с № 113 (физкультура)
4.1.4.
12.02.97г. Занятьие "Про Петрушку и другие игрушки" (Музей) 29.03.97г. Занятие "Деревянных дел мастер" (музей)
- Концерт посвященный 60-летию В.Высоцкого (фрагмент)
4.1.5.
Урок природоведение - Серова Н.А.
19.04.96г. Школа № 29 - математика, русский язык. Интервью с детьми. 29.04.96г. Праздник Учителя
4.1.6.
Задание в д/с, Уроки шк. « 35 (Фрагменты)
4.1.7.
5.10.96г. Праздник 25 лет школе.
1.10.97г. Праздник Осени шк. № 29.
14.11. Урок русского языка шк. № 29
11.11. Урок математики шк. « 29
4.1.8.
Инструктивный лагерь «Искра» 200г. 19 - 24 мая I - поток
4.1.9.
Инстр. - метод сбор 18-23 мая 2003г.
4.1.10.
Урок педагогики - 2ж
29.04.96г. Игровые программы - 4ж
10.05.96г. Вечер легенд - 4 ж
13.05.96 Конкурс «Педагогический вокзал»- 4 ж
17.02.1997г. 3ж Ярмарка
4.1.11.
. «Гренада» - 1997г. I смена
Вожатский огонек II смена
4.1.12.
Инструктивно- методический сбор 17 -22 мая 2001г. 17-22 мая 2002г.
4.1.13.
Октябрь 1996г. (математика, русский язык
Шк. 22 Русский язык. Сочинение
Шк.29 Русский язык (опорные конспекты)
4.1.14.
Архивные кинофильмы
4.1.15.
Занятие «Дело в школе»
- занятие кукольного кружка.
Занятие (обзор), Выставка ОДД, Игровая программа. Вечер сказки, конкурс чтецов.
4.1.16.
Фильм о Я.А.Коменском
-Экологический альманах
-Народные промыслы
4.1.17.
.«Искра» 5 - 24 июня 2000г.
4.1.18.
Инструктивно-методический лагерь 1997г. I - II поток
4.1.19.
Гренада - 1997г. II смена
4.1.20.
Май 2000г. Вечер «Сказки для взрослых»
Символы России
4.1.21.
11.01.96 Сценка - обряд обручения
18.03.96г. Праздник детской книги
23.04.96г. -Занятие ВДК «Орленок»
4.1.22.
Орленок - 96г. Школа «Дзержинец»
4.1.23.
Орленок, июнь, июль 1996г.
4.1.24.
ДОЦ «Орленок» - 1995г.
4.1.25.
.Инструктивно-методический лагкрь - 1997г.
4.1.26.
Инструктивный лагерь 9 (колледж I) - Iiоток
4.1.27.
Уроки рисования
4.1.28.
Как и во что играть с детьми
4.2
Слайды (диапозитивы) по разным разделам курса
4.3
Аудиозаписи (диски)
15 шт. Д
4.3.1.
Лучшие песни для детей № 1, 2, 3, 4
4.3.2.
Школьные песни № 1, 2, 3, 4
4.3.3.
Музыка для релаксации "Волшебство леса"
4.3.4.
Гимн РК
4.3.5.
Гимн России
4.3.6.
1945 - 2005. 60 лет Великой Победы
4.3.7.
Классные часы в средней школе
4.3.8.
Классный руководитель в средней школе
4.3.9.
Работа вожатого и воспитателя
Технические средства обучения
№
Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения
Примечания
Технические средства обучения (средства ИКТ)
Компьютер SAMSUNG SyncMaster 763DFX
2 шт.
Принтер HP Laser Jet M1005 MFP
1 шт.
Телевизор с универсальной подставкой
Видеомагнитофон (видеоплейер)
Принтер лазерный
Цифровая фотокамера
Мультимедиа проектор
Стол для проектора
Экран (навесной)
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
№
Автор
Название печатного издания
Выходные данные
Год издания
1
Педагогический словарь / под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф., Закировой
М.: Академия
2010
2
Буланова-Топоркова М.В. и др.
Педагогические технологии
М.: МарТ
2009
3
Голованова Н.Ф
Общая педагогика DOC
СПб.: Речь
2009
4
Крившенко Л.П.
Педагогика /под ред. Л.П.Крившенко
М.:Проспект
2010
5
Назарова Н.М.
Т. 2 : Общие основы специальной педагогики / Н. М. Назарова, Л.И.Аксенова, Т. Г. Богданова, С. А. Морозов
М.: Издательский центр «Академия»
2008
6
Новиков А. М
Основания педагогики./ Пособие для авторов учебников и преподавателей педагогики: Педагогика.
М.: Из-во ЭГВЕС
2010
7
Пидкасистый П.И.
Педагогика / под ред. П.И. Пидкасистого
Педагогическое общество России
2011
8
Подласый И.П.
Педагогика
М.:Высшее образ.
2009
9
Подласый И.П.
Педагогика начальной школы.
М.: Владос
2010
10
Сластенин В.А.
Педагогика
М.:Академия
2012
11
Харламов И.Ф.
Педагогика
М.:Гардарики
2010
12
Шестакова Е.В.
Психолого-педагогическая и дифференциальная диагностика: Учебно-методическое пособие.
Актобе
2011
Дополнительные источники:
№
Автор
Название печатного издания
Выходные данные
Год издания
1
Бордовская Н.В., Реан А.А.
Педагогика
СПб: Издательство "Питер"
2010
2
Борякова Н.Ю
Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии (Высшая школа)
М.: Астрель
2011
3
Воронкова В.В., Дмитриев А.А., Горшенков И.А.
Олигофренопедагогика: учеб, пособие для вузов.
М.: Дрофа
2012
4
Гайдукевич С.Е
Методика учебно-воспитательной работы в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации: Учеб. - метод. пособие.
Мн.: БГПУ
2010
5
Голованова Н.Ф
Общая педагогика. … Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения // Педагогика
2009
6
Гребенюк О.С.
Научно-методическое обеспечение педагогической практики студентов /Под ред. О.С.Гребенюка
Калининград, ун-т. - Калининград
2008
7
Е.В. Ушакова, Ю.А. Покровская
Современные проблемы специальной педагогики и специальной психологии: Материалы научно-практических конференций студентов, аспирантов, соискателей и практических работников «Дни науки МГПУ - 2010» - март - апрель 2010 года
М.: ГОУ ВПО МГПУ
2010
8
Забрамная С. Д., Боровик О. В.
Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей. Серия: Коррекционная педагогика-
М.: Владос
2011
9
Забрамная С.Д.
Исаева Т.Н. Некоторые психолого-педагогические показатели разграничения степеней умственной отсталости у детей на начальном этапе школьного обучения// Коррекционная педагогика, № 1
2010
10
Запятая О., Лебединцев В.
Как описывать педагогический опыт// Народное образование № 6.
2009
11
Камалов Р.Р.
Информационно-педагогический ресурс как объект современной педагогики.
ГГПИ
2010
12
Лаврентьева, Н.Б., Нечаева, А.В.
Педагогическая этика
Барнаул: изд-во АлтГТУ
2010
13
Лебединцев В.Б
Методика проектирования учебных занятий в разновозрастном коллективе// Школьные технологии. - № 2
2011
14
Лебединцев В.Б.
Технология обучения: разновозрастный учебный коллектив в малочисленных сельских школах/ Методист № 7
науч.-метод. журн
2009
15
Пилипенко А. В
Коррекционная педагогика с основами специальной психологии: Учеб. пособие. / А. В. Пилипенко.
Владивосток: Мор. гос. ун-т
2008
16
Тесленко А.Н.
Педагогика: Учебное пособие для магистрантов.
Астана: ЕАГИ
2012
Интернет-ресурсы
http://www.informika.ru - Информика - официальное название Центра информатизации Министерства общего и профессионального образования России.
http://www.school.edu.ru - Российский общеобразовательный портал - официальный сервер российского школьного образования.
http://www.rsl.ru - ОТКРЫТАЯ РУССКАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА OREL. Проект «Образование».
obruch.ru/- журнал «Обруч» («Образование, ребенок, ученик»)
http://www.ug.ru - образовательный сервер Учительской газеты, который, помимо номеров газеты, содержит перечень основных педагогических ресурсов российской части Internet.
pedlib.ru/ - Педагогическая библиотека. Литература по педагогике и ее прикладным отраслям.
Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Библиотека
window.edu.ru/window/library
Электронная библиотека учебно-методической литературы для общего и профессионального образования.
Библиотека Гумер - гуманитарные науки
gumer.info/
Коллекция книг по социальным и гуманитарным и наукам: истории, культурологии, философии, политологии, литературоведению, языкознанию, журналистике, психологии, педагогике, праву, экономике и т.д.
PSYLIB: Психологическая библиотека "Самопознание и саморазвитие"
psylib.kiev.ua/
psylib.org.ua/books/index.htm
Полные тексты публикаций по следующим темам: психология, философия, религия, культурология. Также на сайте вы найдете подборку ссылок на ресурсы Интернета, связанные с психологией и смежными областями знания.
Детская психология
childpsy.ru
Интернет-портал предназначен для специалистов в области детской психологии и содержит большую коллекцию публикаций по перинатальной, педагогической, специальной, дифференциальной, социальной и другим отраслям психологии. Виды материалов: научные статьи, рецензии, книги, методические разработки, справочные материалы. Информационное наполнение включает более чем 1000 статей, более чем 1000 книг и учебников, более 1000 аннотаций к зарубежным статьям, более 2500 авторефератов диссертационных исследований.
Электронная библиотека социологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
lib.socio.msu.ru/l/library
Содержит фундаментальные труды классиков социологии, учебно-методическую и справочную литературу по социологии и социальным наукам, а также электронные публикации преподавателей, аспирантов и студентов факультета.
4. Контроль и оценка
результатов освоения учебной дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины «Педагогика» осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения заданий содержащихся в рабочей тетради.
№
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Раздел 1. Общие основы педагогики
Умения:
- ориентироваться в современных проблемах образования, тенденциях его развития и направлениях реформирования.
Текущий контроль в форме тестирования, выполнение заданий из рабочей тетради «Общие основы педагогики»,
терминологический зачет
Знания:
- взаимосвязь педагогической науки и практики, тенденции из развития;
- особенности содержания и организации педагогического процесса в условиях разных типов и видов ОУ на различных ступенях образования.
Раздел 2. Целостный педагогический процесс
2.1. Дидактика
Умения:
-
- оценивать постановку цели и задач уроков, внеурочных мероприятий и занятий, определять педагогические возможности и эффективность применения различных методов, приемов, методик, форм организации обучения и воспитания.
Текущий контроль форме тестирования, проверка, выполнение заданий из рабочей тетради «Дидактика»
Контрольная работа по разделу, решение педагогических задач.
Знания:
-
- значение и логику целеполагания в обучении;
-
- принципы обучения;
-
- формы, методы и средства обучения, их педагогические возможности и условия применения;
-
- средства контроля и оценки качества образования, психолого-педагогические основы оценочной деятельности педагога;
-
- психолого-педагогические условия развития мотивации и способностей в процессе обучения, основы развивающего обучения, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания;
- приемы привлечения учащихся к целеполаганию, организации и анализу процесса и результатов обучения.
2.2. Теория воспитания
Умения:
-оценивать постановку цели и задач, внеурочных мероприятий и занятий, определять педагогические возможности и эффективность применения различных методов, приемов, методик, форм организации обучения и воспитания
Текущий контроль форме тестирования, проверка, выполнение заданий из рабочей тетради «Теория воспитания»
Контрольная работа по разделу, решение педагогических задач
Знания:
-
- принципы воспитания;
-
- формы, методы и средства воспитания, их педагогические возможности и условия применения;
- средства контроля и оценки качества образования, психолого-педагогические основы оценочной деятельности педагога
Раздел 3. Коррекционная и специальная педагогика
Умения:
-
- оценивать постановку цели и задач уроков, внеурочных мероприятий и занятий, определять педагогические возможности и эффективность применения различных методов, приемов, методик, форм организации обучения и воспитания;
Текущий контроль форме тестирования, проверка, выполнение заданий из рабочей тетради «Коррекционная и специальная педагогика»
Контрольная работа по разделу, решение педагогических задач
Знания:
-
- педагогические условия предупреждения и коррекции социальной и школьной дезадаптации;
-
- понятие нормы и отклонения, нарушения в соматическом, психическом интеллектуальном, речевом, сенсорном развитии человека (ребенка), их систематику и статистику;
- особенности работы с одаренными детьми, детьми с особыми образовательными потребностями, девиантным поведением.
Раздел 4. Субъекты целостного педагогического процесса
Умения:
-
- анализировать педагогическую деятельность, педагогические факты и явления;
- находить и анализировать информацию, необходимую для решения педагогических проблем, повышения эффективности педагогической деятельности, профессионального самообразования и саморазвития;
Текущий контроль форме тестирования, проверка, выполнение заданий из рабочей тетради «Основы педагогической деятельности»
Контрольная работа по разделу, решение педагогических задач
Знания:
- значение и логику целеполагания в обучении и педагогической деятельности;
4.2 Примерный перечень
вопросов для проведения итоговой аттестации
-
Педагогическая теория Я.А. Коменского. Развитие отечественно-педагогической теории в трудах К.Д. Ушинского.
-
Предмет и задачи педагогики. Основные педагогические понятия. Педагогика в системе наук о человеке. Дидактика и информатика. Методика преподавания информатики как новый раздел педагогической науки.
-
Целостный педагогический процесс. Системный, личностно - ориентированный и деятельностный подходы в обучении информатики.
-
Обучение в структуре целостного педагогического процесса. Сущность и особенности процесса обучения. Проблемы курса информатики в структуре основной общеобразовательной школы.
-
Целеобразование и целеполагание в педагогическом процессе. Цели обучения. Цели и задачи обучения информатике в школе. Эволюция целей обучения информатике.
-
Принципы обучения, их сущность, обусловленность и взаимосвязь. Формирование концепции непрерывного курса информатики в школе.
-
Реализация обучающей, воспитывающей, развивающей функции образования в процессе преподавания информатики.
-
Этапы процесса усвоения знаний (восприятие, осмысление, закрепление, применение) на примере преподавания курса «информатика».
-
Содержания образования: понятие, факторы и принципы формирования. Документы, определяющие содержание образования. Общедидактические принципы формирования содержания школьного курса информатики.
-
Методы обучения, их классификация в современной дидактике. Условия выбора методов обучения информатике. Компьютерные технологии как средство обучения.
-
Роль и место словесных методов обучения в процессе преподавания информатики.
-
Роль и место практических методов обучения в процессе преподавания информатики в школе.
-
Урок как основная форма организации обучения в современной школе. Особенности урока информатики.
-
Цели и задачи урока. Типы и структура урока. Требования к современному уроку. Особенности проведения урока в компьютерном классе.
-
Подготовка учителя к уроку. Тематическое и поурочное планирование учебного процесса по курсу информатики. Учебно-методическое обеспечение курса информатики в школе. Компьютерные технологии как средство подготовки к уроку.
-
Формы обучения информатике в школе. Компьютерные технологии как средство обучения.
-
Проверка и оценка результатов обучения. Методы и формы контроля на уроке информатики. Компьютер как средство проверки и оценки знаний.
-
Педагогические технологии как новое направление в педагогике. Современные образовательные технологии. Использование информационных и коммуникационных технологий на уроках. Возможности сетевых технологий в образовании.
-
Сущность воспитания как целенаправленная педагогическая деятельность. Особенности процесса воспитания. Воспитание и социализация личности.
-
Принципы воспитания, их сущность и взаимосвязь.
-
Методы воспитания, их классификация. Условия оптимального выбора и эффективного применения методов воспитания. Методы и формы организации внеклассной работы по информатике.
-
Роль коллектива в осуществлении личностно-ориентированного подхода в воспитании. Стадии развития коллектива.
-
Совместная деятельность - основной путь организации коллектива и его развития. Технология организации коллективной творческой деятельности (КТД).
-
Нравственное воспитание учащихся: сущность, задачи, формы, методы, условия эффективности.
-
Воспитательная система школы. Авторские воспитательные системы.
-
Педагогическое мастерство, основные компоненты. Самообразование как одна из форм повышения педагогического мастерства. Дистанционное обучение.
-
Методы педагогического исследования, их отличительные особенности и требования к ним.
4.3. ТЕМЫ КУРСОВЫХ И ВКР РАБОТ
-
Современный взгляд на «Великую дидактику» Я.А.Коменского
-
Развивающее обучение: критический анализ.
-
Законы обучения и образования.
-
Древнерусские формы и методы обучения.
-
Элитарная система обучения за рубежом.
-
Система обучения в современных лицеях и гимназиях.
-
Историческая роль инновационных систем обучения.
-
Личностно-ориентированное образование.
-
Методика обучения учеников целеполаганию и рефлексии.
-
Активные формы и методы обучения.
-
Эвристические формы и методы обучения
-
Метод «мозгового штурма» в обучении.
-
Исследовательская деятельность школьников на уроке.
-
Технология разработки и использования творческих заданий в обучении.
-
Формы организации групповой работы школьников.
-
Подготовка и проведение образовательного проекта на выбранную тему.
-
Формы и методы рефлексии учащихся на уроке.
-
Дидактическая система работы гувернера.
-
Проблемы диагностики и оценки творческой деятельности школьников.
-
Образовательная программа по предмету как средство планирования индивидуальных образовательных траекторий учащихся.
-
Нормы и правила творческого освоения детьми изучаемой темы.
-
Принципы взаимосоответствия форм и методов обучения.
-
Организация работы учебной мастерской в школе.
-
Способы использования электронных средств обучения.
-
Педагогические требования к применению электронных средств обучения.
-
Принципы построения и использования электронных учебников.
-
Закономерности и принципы воспитания.
-
Личностно-ориентированный подход в воспитательной деятельности.
-
Основные концепции воспитания учащихся.
-
Пути создания и сплочения коллектива.
-
Коллективное творческое воспитание (И.Г.Иванов). Технология организации КТД.
-
Нравственное воспитание младших школьников: сущность, задачи, методы, условия эффективности.
-
Воспитание дисциплины и культуры поведения школьников.
-
Эстетическое воспитание учащихся: понятие, значение, задачи, средства, формы работы.
-
Система трудового воспитания (из опыта А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского, А.А.Католикова.)
-
Воспитательная система школы: понятие, компоненты, этапы развития.
-
Авторские воспитательные системы.
-
Воспитательная система класса.
-
Классный руководитель: роль, функции, основные направления деятельности.
-
Диагностика в работе классного руководителя.