Рабочая программа специальности Преподавание в начальных классах Педагогика

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Рабочая программа специальности Преподавание в начальных классах Педагогика

Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Республики Коми

«Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»

Рабочая программа специальности Преподавание в начальных классах Педагогика





рабочая программа

учебной дисциплины


Педагогика






Для студентов, обучающихся по специальности

050146.52 Преподавание в начальных классах

(углубленная подготовка)


Сыктывкар ► 2013◄ГАОУ СПО РК СГПК


ББК 7400

В92

Рабочая программа учебной дисциплины «Педагогика»,реализующая федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (профильное обучение) в пределах основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования углубленной подготовки, разработана на основе примерной программы учебной дисциплины для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования, одобренной ФГУ «Федеральный институт развития образования» и Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки Российской Федерации


код

наименование специальности


050146.52 Преподавание в начальных классах

Квалификация - Учитель начальных классов

Образовательный уровень среднего профессионального образования

- углубленная подготовка

Форма обучения

- очная на базе основного общего образования


- очная на базе среднего (полного) общего образования


Разработчик

Фамилия, имя, отчество

Ученая степень (звание)

Должность

Пружинская Вера Борисовна

Преподаватель педагогики


6

марта

2013

(число) (месяц) (год)

(дата представления на экспертизу)

Техническую экспертизу рабочей программы учебной дисциплины провели

Фамилия, имя, отчество

Ученая степень (звание)

(квалификационная категория)

Должность





2013

(число) (месяц) (год)

(дата завершения экспертизы)

Содержательную экспертизу рабочей программы учебной дисциплины провели

Фамилия, имя, отчество

Ученая степень (звание)

(квалификационная категория)

Должность





2013

(число) (месяц) (год)

(дата завершения экспертизы)

Рекомендована

научно-методическим советом ГАОУ СПО РК

«Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»

Протокол № ____ от «__» _______ 20__ г.

Председатель совета

М.П. Герасимова

ББК

© ГАОУ СПО РК «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический

колледж имени И.А. Куратова»,

2013

© Центр менеджмента качества,

2013

Содержание


Содержание

3

1

Паспорт рабочей программы учебной дисциплины

4

2

Структура и примерное содержание учебной дисциплины

7

3

Условия реализации учебной дисциплины

12

4

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

18

1. Паспорт

рабочей программы учебной дисциплины


Педагогика

название дисциплины в соответствии с рабочим учебным планом

1.1. Область применения рабочей программы учебной дисциплины

Рабочая программа учебной дисциплины направлена на реализацию федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (профильное обучение) в пределах основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования, формируемой на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования

Образовательный уровень среднего профессионального образования

- углубленная подготовка


по специальности

050146

Преподавание в начальных классах

[код]


[наименование специальности полностью]

Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) и «Разъяснениями по реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (профильное обучение) в пределах основных профессиональных образовательных программ начального профессионального или среднего профессионального образования, формируемых на основе федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального и среднего профессионального образования» (Протокол № 1 от 03.02.2013 г. Научно-методического совета Центра начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования ФГУ «ФИРО») и на основании примерной программы учебной дисциплины педагогика для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования, одобренной ФГУ «Федеральный институт развития образования» и Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки Российской Федерации.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована другими образовательными учреждениями профессионального и дополнительного образования, реализующими образовательную программу среднего (полного) общего образования.

1.2 Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы

Данная учебная дисциплина входит в обязательную часть циклов ОПОП (вариативную часть циклов ОПОП) «Профессиональный цикл. Общепрофессиональные дисциплины »

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

1.

оценивать постановку цели и задач уроков, внеурочных мероприятий и занятий, определять педагогические возможности и эффективность применения различных методов, приемов, методик, форм организации обучения и воспитания;

2.

анализировать педагогическую деятельность, педагогические факты и явления;

3.

находить и анализировать информацию, необходимую для решения педагогических проблем, повышения эффективности педагогической деятельности, профессионального самообразования и саморазвития;

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

1.

взаимосвязь педагогической науки и практики, тенденции из развития;

2.

значение и логику целеполагания в обучении и педагогической деятельности;

3.

принципы обучения и воспитания;

4

особенности содержания и организации педагогического процесса в условиях разных типов и видов ОУ на различных ступенях образования;формы, методы и средства обучения и воспитания, их педагогические возможности и условия применения;

5.

психолого-педагогические условия развития мотивации и способностей в процессе обучения, основы развивающего обучения, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания;

6.

педагогические условия предупреждения и коррекции социальной и школьной дезадаптации;

7.

понятие нормы и отклонения, нарушения в соматическом, психическом интеллектуальном, речевом, сенсорном развитии человека (ребенка), их систематику и статистику;

8.

особенности работы с одаренными детьми, детьми с особыми образовательными потребностями, девиантным поведением

9.

приемы привлечения учащихся к целеполаганию, организации и анализу процесса и результатов обучения;

10.

средства контроля и оценки качества образования, психолого-педагогические основы оценочной деятельности педагога.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:

по специальности

050146

Преподавание в начальных классах


максимальной учебной нагрузки обучающегося

108

часов, в том числе

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося

72

часов,

самостоятельной работы обучающегося

36

часов;

2. Структура и содержание учебной дисциплины

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

1

Максимальная учебная нагрузка (всего)

108

2

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

72

в том числе:

2.1

лабораторные работы

практические занятия

24

2.2

2.3

контрольные работы

3.1

внеаудиторная самостоятельная работа

36

3.5


Итоговая аттестация в форме экзамена








2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины

Номер разделов и тем

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала;

лабораторные работы и практические занятия; самостоятельная работа обучающихся;

курсовая работа (проект)

(если предусмотрены)

Объем часов

Уровень усвоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Общие основы педагогики

17

Тема 1.1.

Педагогика как наука о воспитании

5

Содержание учебного материала

1. Объект, предмет и функции педагогической науки

1

1

2. Цели и задачи педагогики

1

1

3. Система педагогических наук

1

1

Практическая работа.

Основные понятия и категории педагогики(составление словаря педагогических понятий)

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Напишите микросочинение об учителе.

Примерные темы: «Мой идеал учителя»;

«Мой первый учитель»;

«Почему я избрал профессию учителя»;

«Педагогическая профессия в XXI веке»….

2

3

Тема 1.2.

Целеобразование и целеполагание в педагогическом процессе.

4

Содержание учебного материала

1. Значение цели и целеполагания

1

1

2. Цели обучения в начальной школе

1

1

Практическая работа

Основные понятия темы. Знакомство с конспектами занятий и уроков в начальной школе.(целевой аспект)

2

2

Тема 1.3

Методика педагогического исследования

4

Содержание учебного материала

1. Методы педагогических исследований.

1

1

2. Организация педагогического исследования.

1

1

Практическая работа

Знакомство с эмпирическими методами исследования.(семинар)

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Подберите диагностический тест по изучению младших школьников

2

3

Контрольная работа.

Основные методы педагогического исследования.(тест)

Тема 1.4.

Исторический аспект в образовании

4

Содержание учебного материала

1. Возникновение и становление педагогической профессии.

1

1

2. Возникновение и развитие педагогической науки

1

1

Практическая работа

Педагогическая теория Я.А.Коменского, К.Д.Ушинского (семинар)

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Напишите реферат по одной из указанных тем:

«Выдающиеся учителя разных времен»;

«Народные истоки воспитания»;

«К.Д.Ушинский - великий русский учитель»;

«Л.Н.Толстой - народный учитель»;

«Средства Народной педагогики»;

«Царскосельский лицей»….

2

3

Раздел 2

Характеристика целостного педагогического процесса

29

Тема 2.1.

Сущность целостного педагогического процесса

6

Содержание учебного материала

1. Существенная характеристика педагогического процесса

2

1

2. Движущие силы педагогического процесса

1

2

3. Закономерности и принципы целостного педагогического процесса

1

2

Практическая работа

Педагогическая деятельность и её характеристика

2

1

Контрольная работа.

Педагогический процесс(тест)

Тема 2.2.

Воспитательный процесс и его характеристика

6

Содержание учебного материала

1. Особенности, задачи и функции воспитательного процесса как части целостного педагогического процесса.

1

1

2. Содержание воспитания.

1

1

3. Формирование нравственности учащихся - важнейшая задача школы.

2

1

Практическая работа (семинар)

Особенности содержания и организации педагогического процесса в условиях разных типов и видов ОУ на различных ступенях образования

2

2

Контрольная работа

Особенности воспитательного процесса.

Самостоятельная работа

Подготовьте сообщение и презентацию об отечественных и зарубежных системах воспитания

4

3

Тема 2.3.

Учебный процесс как часть целостного педагогического процесса

5

Содержание учебного материала

1. Дидактика как наука о закономерностях учебного процесса.

1

1

2. Функции и задачи дидактики.

1

1

3. Сущность процесса обучения

1

1

Практическая работа

Основные этапы процесса усвоения знаний.(составление таблицы)

2

3

Контрольная работа. Сущность процесса обучения.

Тема 2.4.

Методы и средства целостного педагогического процесса

5

Содержание учебного материала

1. Понятие о методах обучения и воспитания.

1

1

2. Основные средства обучения и воспитания

1

1

Практическая работа

Подходы к классификации методов обучения и

воспитания.

3

2

Тема 2.5.

Формы организации целостного педагогического процесса

4

Содержание учебного материала

1. Понятие о формах организации целостного педагогического процесса.

1

1

2. Педагогические возможности и условия применения форм и средств воспитания.

1

1

3. Урок как основная форма обучения

1

1

Практическая работа

Подготовка учителя к уроку.

1

Самостоятельная работа

Дайте характеристику отдельным формам обучения и воспитания. (на выбор)

2

2

Тема 2.6.

Мотивы младших школьников

3

Содержание учебного материала

1. Мотивы как внутренние побуждения к активным видам деятельности, общении(общее понятие)

1

1

2. Мотивы учения младшего школьника, условия их развития.

1

1

Практическая работа

Роль личности учителя в формировании положительных мотивов учения.

1

2

Самостоятельная работа

Подберите список литературы по теме «Мотивы обучения младших школьников»

3

3

Раздел 3.

Коррекционная и специальная педагогика

10

Тема 3.1.

Школьная дезадаптация как педагогическое явление

3

Содержание учебного материала

1. Функциональные отклонения в поведении и деятельности ребенка, пограничные нарушения развития как определяющая характеристика состояний риска.

1

1

2. Педагогические условия предупреждения и коррекции социальной и школьной дезаптации.

1

1

Практическая работа

Дети риска школьной дезадаптации как новое педагогическое понятие. Категоризация «детей риска» как результат развития научного знания о качественном составе детского населения.

1

2

Тема 3.2

Понятия нормы и отклонения в развитии ребёнка

4

Содержание учебного материала

1. Понятие аномальный ребёнок

2

1

2. Типология аномальных детей, их краткая

характеристика

2

1

Тема 3.3

Характеристика одарённой личности

3

Содержание учебного материала

1. Понятие творческая деятельность и одарённость.

1

1

2. Особенности работы с одарёнными детьми.

2

1

Раздел 4.

Субъекты целостного педагогического процесса

16

Тема 4.1.

Ученик в учебно-воспитательном взаимодействии.

6

Содержание учебного материала

1. Позиция школьника в педагогическом процессе.

1

1

2. Учитель-учащийся: система взаимоотношений.

1

1

3. Ученик как субъект учебно-воспитательной системы.

Выбор методов взаимодействия.

1

1

Практическая работа

Диагностика личности и поведения воспитанника.

3

2

Самостоятельная работа

Создайте портфолио по педагогике (портфель моих достижений по педагогике по предложенной структуре)

21

3

Тема 4.2.

Семья в системе воспитания и социализации личности

4

Содержание учебного материала

1. Семья - ведущее звено в системе воспитания подрастающего поколения.

2

1

2. Современные тенденции в развитии семьи и их влияние на воспитание

1

3. Функции семей

1

Тема 4.3.

Учитель и индивидуальный стиль его деятельности

6

Содержание учебного материала

1. Гуманистическая направленность личности учителя.

1

1

2. Педагогическая рефлексия

2

1

3. Психолого-педагогические основы оценочной деятельности педагога.

1

1

4. Уровни педагогического творчества

1

1

Практическая работа

Профессионально-значимые личностные качества учителя.

1

2

Итого

72, в т.ч.

Практи

ческих 24
























3. Условия реализации учебной дисциплины


3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия

3.1.1

учебного кабинета


[указывается наименование кабинетов, связанных с реализацией дисциплины]

3.1.2

лаборатории

информатики и информационно-коммуникационных технологий;

3.1.3

зала

библиотека;

читальный зал с выходом в сеть Интернет.

4.2. Оборудование учебного кабинета

Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

Примечания

1.

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1.1

Рабочие тетради

2.

Печатные пособия

2.1

Тематические таблицы

2.2

Портреты

15 шт. Д

2.3

Схемы по основным разделам курсов

2.4

Диаграммы и графики

2.5

Атласы

3.

Цифровые образовательные ресурсы

3.1

Коллекция цифровых образовательных ресурсов

3.2

Общепользовательские цифровые инструменты учебной деятельности

3.3

К общепользовательским цифровым инструментам учебной деятельности относятся, в частности, текстовый редактор, редактор создания презентаций, система обработки и представления массивов числовых данных.

3.4

Специализированные цифровые инструменты учебной деятельности

3.5

К специализированным инструментам учебной деятельности относятся, в частности, виртуальные лаборатории, являющиеся проектной средой, предназначенной для создания моделей явлений, проведения численных экспериментов.

4.

Экранно-звуковые пособия (могут быть в цифровом виде)

4.1

Видеофильмы

29 Д

4.1.1.

Док.фильмы: Встреча в Останкино. Католиков. ТВ Католиковские чтение (нач.) 1998г.

4.1.2.

1) ТВ передача Караковский В.А. 24.01.96г.

2) ТВ передача II Католиковские чтения (окончание) 1998г.

3) Агрошкола им.Католикова 04.12.98г.

4.1.3.

Материалы респ. Материала 3 - 5 марта 1998г.

- из опыта работы Н.И. Бондаренко

- Занятии в д/с № 113 (физкультура)

4.1.4.

12.02.97г. Занятьие "Про Петрушку и другие игрушки" (Музей) 29.03.97г. Занятие "Деревянных дел мастер" (музей)

- Концерт посвященный 60-летию В.Высоцкого (фрагмент)

4.1.5.

Урок природоведение - Серова Н.А.

19.04.96г. Школа № 29 - математика, русский язык. Интервью с детьми. 29.04.96г. Праздник Учителя

4.1.6.

Задание в д/с, Уроки шк. « 35 (Фрагменты)

4.1.7.

5.10.96г. Праздник 25 лет школе.
1.10.97г. Праздник Осени шк. № 29.
14.11. Урок русского языка шк. № 29
11.11. Урок математики шк. « 29

4.1.8.

Инструктивный лагерь «Искра» 200г. 19 - 24 мая I - поток

4.1.9.

Инстр. - метод сбор 18-23 мая 2003г.

4.1.10.

Урок педагогики - 2ж
29.04.96г. Игровые программы - 4ж
10.05.96г. Вечер легенд - 4 ж
13.05.96 Конкурс «Педагогический вокзал»- 4 ж
17.02.1997г. 3ж Ярмарка

4.1.11.

. «Гренада» - 1997г. I смена
Вожатский огонек II смена

4.1.12.

Инструктивно- методический сбор 17 -22 мая 2001г. 17-22 мая 2002г.

4.1.13.

Октябрь 1996г. (математика, русский язык
Шк. 22 Русский язык. Сочинение
Шк.29 Русский язык (опорные конспекты)

4.1.14.

Архивные кинофильмы

4.1.15.

Занятие «Дело в школе»
- занятие кукольного кружка.
Занятие (обзор), Выставка ОДД, Игровая программа. Вечер сказки, конкурс чтецов.

4.1.16.

Фильм о Я.А.Коменском
-Экологический альманах
-Народные промыслы

4.1.17.

.«Искра» 5 - 24 июня 2000г.

4.1.18.

Инструктивно-методический лагерь 1997г. I - II поток

4.1.19.

Гренада - 1997г. II смена

4.1.20.

Май 2000г. Вечер «Сказки для взрослых»
Символы России

4.1.21.

11.01.96 Сценка - обряд обручения
18.03.96г. Праздник детской книги
23.04.96г. -Занятие ВДК «Орленок»

4.1.22.

Орленок - 96г. Школа «Дзержинец»

4.1.23.

Орленок, июнь, июль 1996г.

4.1.24.

ДОЦ «Орленок» - 1995г.

4.1.25.

.Инструктивно-методический лагкрь - 1997г.

4.1.26.

Инструктивный лагерь 9 (колледж I) - Iiоток

4.1.27.

Уроки рисования

4.1.28.

Как и во что играть с детьми

4.2

Слайды (диапозитивы) по разным разделам курса

4.3

Аудиозаписи (диски)

15 шт. Д

4.3.1.

Лучшие песни для детей № 1, 2, 3, 4

4.3.2.

Школьные песни № 1, 2, 3, 4

4.3.3.

Музыка для релаксации "Волшебство леса"

4.3.4.

Гимн РК

4.3.5.

Гимн России

4.3.6.

1945 - 2005. 60 лет Великой Победы

4.3.7.

Классные часы в средней школе

4.3.8.

Классный руководитель в средней школе

4.3.9.

Работа вожатого и воспитателя



Технические средства обучения

Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

Примечания

Технические средства обучения (средства ИКТ)

Компьютер SAMSUNG SyncMaster 763DFX

2 шт.

Принтер HP Laser Jet M1005 MFP

1 шт.

Телевизор с универсальной подставкой

Видеомагнитофон (видеоплейер)

Принтер лазерный

Цифровая фотокамера

Мультимедиа проектор

Стол для проектора

Экран (навесной)


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы


Автор

Название печатного издания

Выходные данные

Год издания

1

Педагогический словарь / под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф., Закировой

М.: Академия

2010

2

Буланова-Топоркова М.В. и др.

Педагогические технологии

М.: МарТ

2009

3

Голованова Н.Ф

Общая педагогика DOC

СПб.: Речь

2009

4

Крившенко Л.П.

Педагогика /под ред. Л.П.Крившенко

М.:Проспект

2010

5

Назарова Н.М.

Т. 2 : Общие основы специальной педагогики / Н. М. Назарова, Л.И.Аксенова, Т. Г. Богданова, С. А. Морозов

М.: Издательский центр «Академия»

2008

6

Новиков А. М

Основания педагогики./ Пособие для авторов учебников и преподавателей педагогики: Педагогика.

М.: Из-во ЭГВЕС

2010

7

Пидкасистый П.И.

Педагогика / под ред. П.И. Пидкасистого

Педагогическое общество России

2011

8

Подласый И.П.

Педагогика

М.:Высшее образ.

2009

9

Подласый И.П.

Педагогика начальной школы.

М.: Владос

2010

10

Сластенин В.А.

Педагогика

М.:Академия

2012

11

Харламов И.Ф.

Педагогика

М.:Гардарики

2010

12

Шестакова Е.В.

Психолого-педагогическая и дифференциальная диагностика: Учебно-методическое пособие.

Актобе

2011

Дополнительные источники:

Автор

Название печатного издания

Выходные данные

Год издания

1

Бордовская Н.В., Реан А.А.

Педагогика

СПб: Издательство "Питер"

2010

2

Борякова Н.Ю

Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии (Высшая школа)

М.: Астрель

2011

3

Воронкова В.В., Дмитриев А.А., Горшенков И.А.

Олигофренопедагогика: учеб, пособие для вузов.

М.: Дрофа

2012

4

Гайдукевич С.Е

Методика учебно-воспитательной работы в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации: Учеб. - метод. пособие.

Мн.: БГПУ

2010

5

Голованова Н.Ф

Общая педагогика. … Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения // Педагогика

2009

6

Гребенюк О.С.

Научно-методическое обеспечение педагогической практики студентов /Под ред. О.С.Гребенюка

Калининград, ун-т. - Калининград

2008

7

Е.В. Ушакова, Ю.А. Покровская

Современные проблемы специальной педагогики и специальной психологии: Материалы научно-практических конференций студентов, аспирантов, соискателей и практических работников «Дни науки МГПУ - 2010» - март - апрель 2010 года

М.: ГОУ ВПО МГПУ

2010

8

Забрамная С. Д., Боровик О. В.

Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей. Серия: Коррекционная педагогика-

М.: Владос

2011

9

Забрамная С.Д.

Исаева Т.Н. Некоторые психолого-педагогические показатели разграничения степеней умственной отсталости у детей на начальном этапе школьного обучения// Коррекционная педагогика, № 1

2010

10

Запятая О., Лебединцев В.

Как описывать педагогический опыт// Народное образование № 6.

2009

11

Камалов Р.Р.

Информационно-педагогический ресурс как объект современной педагогики.

ГГПИ

2010

12

Лаврентьева, Н.Б., Нечаева, А.В.

Педагогическая этика

Барнаул: изд-во АлтГТУ

2010

13

Лебединцев В.Б

Методика проектирования учебных занятий в разновозрастном коллективе// Школьные технологии. - № 2

2011

14

Лебединцев В.Б.

Технология обучения: разновозрастный учебный коллектив в малочисленных сельских школах/ Методист № 7

науч.-метод. журн

2009

15

Пилипенко А. В

Коррекционная педагогика с основами специальной психологии: Учеб. пособие. / А. В. Пилипенко.

Владивосток: Мор. гос. ун-т

2008

16

Тесленко А.Н.

Педагогика: Учебное пособие для магистрантов.

Астана: ЕАГИ

2012

Интернет-ресурсы

http://www.informika.ru - Информика - официальное название Центра информатизации Министерства общего и профессионального образования России.

http://www.school.edu.ru - Российский общеобразовательный портал - официальный сервер российского школьного образования.

http://www.rsl.ru - ОТКРЫТАЯ РУССКАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА OREL. Проект «Образование».

obruch.ru/- журнал «Обруч» («Образование, ребенок, ученик»)

http://www.ug.ru - образовательный сервер Учительской газеты, который, помимо номеров газеты, содержит перечень основных педагогических ресурсов российской части Internet.

pedlib.ru/ - Педагогическая библиотека. Литература по педагогике и ее прикладным отраслям.

Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Библиотека

window.edu.ru/window/library

Электронная библиотека учебно-методической литературы для общего и профессионального образования.

Библиотека Гумер - гуманитарные науки

gumer.info/

Коллекция книг по социальным и гуманитарным и наукам: истории, культурологии, философии, политологии, литературоведению, языкознанию, журналистике, психологии, педагогике, праву, экономике и т.д.

PSYLIB: Психологическая библиотека "Самопознание и саморазвитие"

psylib.kiev.ua/

psylib.org.ua/books/index.htm

Полные тексты публикаций по следующим темам: психология, философия, религия, культурология. Также на сайте вы найдете подборку ссылок на ресурсы Интернета, связанные с психологией и смежными областями знания.

Детская психология

childpsy.ru

Интернет-портал предназначен для специалистов в области детской психологии и содержит большую коллекцию публикаций по перинатальной, педагогической, специальной, дифференциальной, социальной и другим отраслям психологии. Виды материалов: научные статьи, рецензии, книги, методические разработки, справочные материалы. Информационное наполнение включает более чем 1000 статей, более чем 1000 книг и учебников, более 1000 аннотаций к зарубежным статьям, более 2500 авторефератов диссертационных исследований.

Электронная библиотека социологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова

lib.socio.msu.ru/l/library

Содержит фундаментальные труды классиков социологии, учебно-методическую и справочную литературу по социологии и социальным наукам, а также электронные публикации преподавателей, аспирантов и студентов факультета.









4. Контроль и оценка

результатов освоения учебной дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины «Педагогика» осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения заданий содержащихся в рабочей тетради.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Раздел 1. Общие основы педагогики




Умения:

- ориентироваться в современных проблемах образования, тенденциях его развития и направлениях реформирования.

Текущий контроль в форме тестирования, выполнение заданий из рабочей тетради «Общие основы педагогики»,

терминологический зачет


Знания:

- взаимосвязь педагогической науки и практики, тенденции из развития;

- особенности содержания и организации педагогического процесса в условиях разных типов и видов ОУ на различных ступенях образования.


Раздел 2. Целостный педагогический процесс


2.1. Дидактика

Умения:

  • - оценивать постановку цели и задач уроков, внеурочных мероприятий и занятий, определять педагогические возможности и эффективность применения различных методов, приемов, методик, форм организации обучения и воспитания.


Текущий контроль форме тестирования, проверка, выполнение заданий из рабочей тетради «Дидактика»


Контрольная работа по разделу, решение педагогических задач.


Знания:

  • - значение и логику целеполагания в обучении;

  • - принципы обучения;

  • - формы, методы и средства обучения, их педагогические возможности и условия применения;

  • - средства контроля и оценки качества образования, психолого-педагогические основы оценочной деятельности педагога;

  • - психолого-педагогические условия развития мотивации и способностей в процессе обучения, основы развивающего обучения, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания;

- приемы привлечения учащихся к целеполаганию, организации и анализу процесса и результатов обучения.


2.2. Теория воспитания

Умения:

-оценивать постановку цели и задач, внеурочных мероприятий и занятий, определять педагогические возможности и эффективность применения различных методов, приемов, методик, форм организации обучения и воспитания

Текущий контроль форме тестирования, проверка, выполнение заданий из рабочей тетради «Теория воспитания»


Контрольная работа по разделу, решение педагогических задач


Знания:

  • - принципы воспитания;

  • - формы, методы и средства воспитания, их педагогические возможности и условия применения;

- средства контроля и оценки качества образования, психолого-педагогические основы оценочной деятельности педагога

Раздел 3. Коррекционная и специальная педагогика


Умения:

  • - оценивать постановку цели и задач уроков, внеурочных мероприятий и занятий, определять педагогические возможности и эффективность применения различных методов, приемов, методик, форм организации обучения и воспитания;


Текущий контроль форме тестирования, проверка, выполнение заданий из рабочей тетради «Коррекционная и специальная педагогика»


Контрольная работа по разделу, решение педагогических задач


Знания:

  • - педагогические условия предупреждения и коррекции социальной и школьной дезадаптации;

  • - понятие нормы и отклонения, нарушения в соматическом, психическом интеллектуальном, речевом, сенсорном развитии человека (ребенка), их систематику и статистику;

- особенности работы с одаренными детьми, детьми с особыми образовательными потребностями, девиантным поведением.

Раздел 4. Субъекты целостного педагогического процесса


Умения:

  • - анализировать педагогическую деятельность, педагогические факты и явления;

- находить и анализировать информацию, необходимую для решения педагогических проблем, повышения эффективности педагогической деятельности, профессионального самообразования и саморазвития;

Текущий контроль форме тестирования, проверка, выполнение заданий из рабочей тетради «Основы педагогической деятельности»

Контрольная работа по разделу, решение педагогических задач


Знания:

- значение и логику целеполагания в обучении и педагогической деятельности;



4.2 Примерный перечень

вопросов для проведения итоговой аттестации


  1. Педагогическая теория Я.А. Коменского. Развитие отечественно-педагогической теории в трудах К.Д. Ушинского.

  2. Предмет и задачи педагогики. Основные педагогические понятия. Педагогика в системе наук о человеке. Дидактика и информатика. Методика преподавания информатики как новый раздел педагогической науки.

  3. Целостный педагогический процесс. Системный, личностно - ориентированный и деятельностный подходы в обучении информатики.

  4. Обучение в структуре целостного педагогического процесса. Сущность и особенности процесса обучения. Проблемы курса инфор­матики в структуре основной общеобразовательной школы.

  5. Целеобразование и целеполагание в педагогическом процессе. Цели обучения. Цели и задачи обучения информатике в школе. Эволюция целей обучения информатике.

  6. Принципы обучения, их сущность, обусловленность и взаимосвязь. Формирование концепции непрерывного курса информатики в школе.

  7. Реализация обучающей, воспитывающей, развивающей функции образования в процессе преподавания информатики.

  8. Этапы процесса усвоения знаний (восприятие, осмысление, закрепление, применение) на примере преподавания курса «информатика».

  9. Содержания образования: понятие, факторы и принципы формирования. Документы, определяющие содержание образования. Общедидактические принципы формирования содержания школьного курса информатики.

  10. Методы обучения, их классификация в современной дидактике. Условия выбора методов обучения информатике. Компьютерные технологии как средство обучения.

  11. Роль и место словесных методов обучения в процессе преподавания информатики.

  12. Роль и место практических методов обучения в процессе преподавания информатики в школе.

  13. Урок как основная форма организации обучения в современной школе. Особенности урока информатики.

  14. Цели и задачи урока. Типы и структура урока. Требования к современному уроку. Особенности проведения урока в компьютерном классе.

  15. Подготовка учителя к уроку. Тематическое и поурочное планирование учебного процесса по курсу информатики. Учебно-методическое обеспечение курса информатики в школе. Компьютерные технологии как средство подготовки к уроку.

  16. Формы обучения информатике в школе. Компьютерные технологии как средство обучения.

  17. Проверка и оценка результатов обучения. Методы и формы контроля на уроке информатики. Компьютер как средство проверки и оценки знаний.

  18. Педагогические технологии как новое направление в педагогике. Современные образовательные технологии. Использование информационных и коммуникационных технологий на уроках. Возможности сетевых технологий в образовании.

  19. Сущность воспитания как целенаправленная педагогическая деятельность. Особенности процесса воспитания. Воспитание и социализация личности.

  20. Принципы воспитания, их сущность и взаимосвязь.

  21. Методы воспитания, их классификация. Условия оптимального выбора и эффективного применения методов воспитания. Методы и формы организации внеклассной работы по информатике.

  22. Роль коллектива в осуществлении личностно-ориентированного подхода в воспитании. Стадии развития коллектива.

  23. Совместная деятельность - основной путь организации коллектива и его развития. Технология организации коллективной творческой деятельности (КТД).

  24. Нравственное воспитание учащихся: сущность, задачи, формы, методы, условия эффективности.

  25. Воспитательная система школы. Авторские воспитательные системы.

  26. Педагогическое мастерство, основные компоненты. Самообразование как одна из форм повышения педагогического мастерства. Дистанционное обучение.

  27. Методы педагогического исследования, их отличительные особенности и требования к ним.










4.3. ТЕМЫ КУРСОВЫХ И ВКР РАБОТ


  1. Современный взгляд на «Великую дидактику» Я.А.Коменского

  2. Развивающее обучение: критический анализ.

  3. Законы обучения и образования.

  4. Древнерусские формы и методы обучения.

  5. Элитарная система обучения за рубежом.

  6. Система обучения в современных лицеях и гимназиях.

  7. Историческая роль инновационных систем обучения.

  8. Личностно-ориентированное образование.

  9. Методика обучения учеников целеполаганию и рефлексии.

  10. Активные формы и методы обучения.

  11. Эвристические формы и методы обучения

  12. Метод «мозгового штурма» в обучении.

  13. Исследовательская деятельность школьников на уроке.

  14. Технология разработки и использования творческих заданий в обучении.

  15. Формы организации групповой работы школьников.

  16. Подготовка и проведение образовательного проекта на выбранную тему.

  17. Формы и методы рефлексии учащихся на уроке.

  18. Дидактическая система работы гувернера.

  19. Проблемы диагностики и оценки творческой деятельности школьников.

  20. Образовательная программа по предмету как средство планирования индивидуальных образовательных траекторий учащихся.

  21. Нормы и правила творческого освоения детьми изучаемой темы.

  22. Принципы взаимосоответствия форм и методов обучения.

  23. Организация работы учебной мастерской в школе.

  24. Способы использования электронных средств обучения.

  25. Педагогические требования к применению электронных средств обучения.

  26. Принципы построения и использования электронных учебников.

  27. Закономерности и принципы воспитания.

  28. Личностно-ориентированный подход в воспитательной деятельности.

  29. Основные концепции воспитания учащихся.

  30. Пути создания и сплочения коллектива.

  31. Коллективное творческое воспитание (И.Г.Иванов). Технология организации КТД.

  32. Нравственное воспитание младших школьников: сущность, задачи, методы, условия эффективности.

  33. Воспитание дисциплины и культуры поведения школьников.

  34. Эстетическое воспитание учащихся: понятие, значение, задачи, средства, формы работы.

  35. Система трудового воспитания (из опыта А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского, А.А.Католикова.)

  36. Воспитательная система школы: понятие, компоненты, этапы развития.

  37. Авторские воспитательные системы.

  38. Воспитательная система класса.

  39. Классный руководитель: роль, функции, основные направления деятельности.

  40. Диагностика в работе классного руководителя.


© 2010-2022