• Преподавателю
  • Другое
  • Коррекционное дефектологическое занятие для детей с ЗПР по коррекции слухового внимания и памяти по теме: «Учусь слушать и запоминать» 2 класс

Коррекционное дефектологическое занятие для детей с ЗПР по коррекции слухового внимания и памяти по теме: «Учусь слушать и запоминать» 2 класс

Раздел Другое
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта коррекционного, дефектологического занятия.

Класс (группа) - группа учащихся 2 класса - 2 человека.

УМК (программа). Модифицированная коррекционно-развивающая программа по коррекции познавательных процессов и эмоционально - волевой сферы для учащихся 2 классов 2015г.

Тема занятия: «Учусь слушать и запоминать».

Вид занятия: коррекционное, групповое.

Цель: развитие слухового внимания и памяти, умения слушать и запоминать.

Задачи.

1. Образовательная: формировать умение внимательно слушать (произвольность слухового внимания), работать по памяти, развивать процессы запоминания (познавательные УУД).

2. Коррекционная: коррекция слухового внимания, памяти, развитие и коррекция речевых коммуникаций (коммуникативных УУД),

3. Воспитательная: воспитывать умение работать самостоятельно, в парах, формирование навыков самоконтроля, взаимоконтроля (регулятивных УУД), формирование элементарных этических норм (личностных УУД).

Технологии и методы и приёмы работы: Режим РКМЧП, специальные и здоровьесберегающие (артикуляционная гимнастика, гимнастика для пальчиков, приём психоэмоционального настроя, физминутка ( массаж шариками «каштан», восточная гимнастика для глаз, динамизация позы), массаж БАТ, кинезотерапия, логоритмическая игра-упражнение, специальные сигналы - символы (сигнальный тренажёр, сигнальные карточки), активные методы и приёмы обучения («сюрпризный момент», личностно и практико-ориентированный, системно - деятельностный подход, моделирование - ТРИЗ, РКМЧП - «мозговой штурм», режим проведения занятия); игровые технологии, ИКТ.

Этапы урока (занятия, мероприятия)

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Результаты

1. Организацион

ный момент.

Проводит работу с учащимися у сигнального тренажёра.

Ученики заходят в кабинет, прикладывают руки к тренажёру, определяет правую, левую руки и стороны.

Формируются зрительно -пространственные координации, динамический стереотип (отличают «право», «лево»).

- Мы за руки возьмёмся, друг - другу улыбнёмся!

Приветствуют учителя и друг друга.

Положительный психоэмоциональный настрой. Формируются личностные УУД (этические нормы поведения)

2. Разминка.

- А, сейчас мы разомнёмся:

а) массаж БАТ (кончик носа, мочки ушей, щёки, подбородок, слуховые проходы, точки за ухом, теребить ухо); работа с шариками «каштан».

Дети выполняют массажные движения по инструкции педагога

Улучшение общего самочувствия, гуморального дыхания, активизация деятельности мозговых процессов, коррекция мелкой моторики.

б) интеллектуальная разминка:

- Не зевай, поскорее отвечай!

- Какое сейчас время года?

- Сколько дней в неделе?

- Сколько месяцев в году?

- Сколько хвостов у двух котов? Полный ответ.

- Сколько ушей у трёх мышей? Полный ответ.

- Молодцы!

Отвечают на вопросы короткими и полными ответами:

(осень).

(семь).

(двенадцать).

(У двух котов два хвоста.).

(У трёх мышей - шесть ушей.)

Используется «мозговой штурм», формируется умение находить решение в короткий промежуток времени, то есть, происходит коррекция инертности мышления,формируются речевые коммуникации (коммуникативные УУД).

Используется приём одобрения, повышается мотиващия к дальнейшей работе.

3. Вызов

- Вот, волшебная шкатулка, в ней для вас посылочка. От кого она и что в ней вы узнаете, если выполните все задания. Согласны?

- Сегодня мы с вами будем учиться…(учитель показывает сигнальную карточку с изображением уха.)

Когда внимательно слушают, то научаются хорошо всё… -Что делать?..

- Мы будем учиться слушать и запоминать.

Слушают, наблюдают, участвуют в диалоге с учителем:

- Да!


- Слушать.

- Запоминать.

Повышается мотивация к учебной деятельности.

Ученики учатся ставить перед собой цель, учебную задачу, которую необходимо решить на занятии, формируются (познавательные и регулятивные УУД).

4. Основная часть.





























1. Практическое темпо - ритмическое упражнение, отработка слухо - речевых координаций.

Отстучать ритм. Послушай, запомни и повтори.

Ученик (1 ) /___//, ученик (2) ///____/; ученик (1) /__/___/, ученик ( 2) //____/.

Дети поочерёдно отстукивают заданный учителем ритм.

Развивается и корректируется слуховое внимание (познавательное УУД: корректируется концентрация внимания и формируется его произвольность).

2. Игра « Не зевай, слушай звуки, отмечай».

- Послушайте звуки музыкальных инструментов и предметов, которые прозвучат последовательно (по- порядку). Отметьте цифрами на карточках их символы в той последовательности, в какой услышите. Всего предметов шесть. Учитель проводит игру 2 раза на карточках два игровых поля).

- Хорошо!

Индивидуальная работа на карточках по инструкции педагога.

Коррекция и развитие слухового внимания, его активизация (познавательное УУД: корректируется концентрация и формируется его произвольность)


Положительная оценка результатов деятельности

формирует уверенность в себе.

3.Разбудим язычок

Дети с учителем выполняют артикуляционные упражнения: «болтушка», «улыбка» - «хоботок», «лошадка», «часики».

Активизация и развитие артикуляторной (речевой) моторики

4. Слухо - речевой, игровой практикум:

«Кто внимательный?»

а) Послушайте слоги. Запомните и повторите. Все вместе за мной:

СА- ЗА-ЗА;

ПА-БО- ПИ - БУ.

Каждый отдельно:

У1: СА- ЗА - ЦА

У2: ША- ЖА - ША

У1: ТА- ДА - ТА

У2: ФА - ВО - ФИ - ВУ

б) Послушайте и повторите чистоговорку (по очереди и все вместе):

Шепелявые лягушки пели шёпотом частушки.

Справились хорошо.-

Молодцы!

Ученики выполняют артикуляционную гимнастику

Развитие и коррекция слухового внимания, фонематического слуха, речевой активности, формирование динамического стереотипа (развитие познавательных, коммуникативных УУД).


Положительная оценка результатов деятельности формирует уверенность в себе. Повышается самооценка у ученика.

5.Диагностико - коррекционное задание:

Послушайте внимательно слова, запомните как можно больше слов, запишите их по - памяти.

Дом, ваза, лес, вода, стол, дверь, слон, сковорода, пенал (если с первого предъявления записали мало слов, то можно повторить).

Ученики выполняют коррекционно -тренировочное упражнение по коррекции внимания и памяти (процессы запоминания, сохранения и воспроизведения информации) через активизацию слухового внимания, фонематического слуха и письма по памяти.

Активизируется мыслительная деятельность учащихся.

Улучшаются внимание (его концентрация и объём), память (процессы запоминания, сохранения и воспроизведения). Формируются коммуникативные УУД (письменная речь), познавательные УУД (произвольность внимания и памяти),

6. Физминутка.

Сейчас немного разомнёмся:

- Встаньте, потянитесь, поднимайте плечики, прыгайте кузнечики. - --- Садитесь. Сделаем гимнастику для глаз: посмотрите вправо, прямо; влево, прямо; вверх, прямо; вниз, прямо. Поморгайте глазами.

- Пальминг и соляризация.

- Кинезиологические упражнения: игра «ухо»- «нос», упражнение «точки концентрации внимания, памяти» на ладонях.

Ученики выполняют движения по инструкции учителя.


Дети закрывают глаза ладонями, поворачиваются в сторону окна, затем в сторону двери.

Ученики выполняют движения по инструкции учителя

Динамизация позы, снятие физического и эмоционального напряжения, перегрузок.

Укрепление здоровья учащихся, формируются навыки ЖОЗ.

Методами кинезотерапии осуществляется развитие межполушарного комиссура, активизация мозговых зон (улучшается внимание и память)

Активизируется мыслительная деятельность учащихся.

.

7. Игровое упражнение на зрительно - пространственную ориентацию и коррекцию слухового внимания и памяти:

- Внимание!

- Слушайте и запоминайте. Смело и правильно выполняйте.

- Возьмите простой карандаш, в центре листа нарисуйте треугольник, в треугольнике - круг, справа от треугольника, но слева от овала - квадрат.

- А теперь обменяйтесь листочками, проверьте друг у друга работы, если есть ошибки, исправьте карандашом синего цвета (работа в парах).

- Сверьте с эталоном на экране, если есть ошибки, исправьте карандашом зеленого цвета. (Слайд № 1).

Ученики тренируются удерживать в памяти заданную инструкцию, выполнять её и корректировать выполненную работу. Работают самостоятельно и в парах.





Улучшаются внимание (его концентрация и объём), память (процессы запоминания, сохранения и воспроизведения). Формируются познавательные УУД (произвольность внимания и памяти), формируются навыки взаимопроверки и самопроверки (регулятивные УУД).Формируется умение работать по образцу, самостоятельно и в парах.


8. Поиграем в игру «тихо» - «громко».

- Услышите звук барабана и слово «громко» - хлопаете в ладоши.

Услышите звукпогремушки и слово «тихо» - хлопайте подушечками пальчиков ( логоритмическое упражнение ).

Дети выполняют логоритмическое упражнение в игровой форме.

Активизируется деятельность учащихся. Развивается фонематический,

музыкальный слух и внимание.

10. Итог.

Учитель, указывая на сигнальные карточки и ручные знаки, спрашивает:

- Кто, напомнит, что мы сегодня учились делать?

Формулируют выводы, с опорой на сигнальные карточки и ручные знаки:

-Мы учились слушать и запоминать. (Если дети затрудняются, учитель помогает подвести итог).

Формируются регулятивные УУД. Ученики учатся рефлексировать: подводить итог своей деятельности, видеть результат своего труда.

11. Рефлексия.

Настала пора открыть шкатулочку от госпожи Памяти.

А, теперь нарисуйте свое настроение в виде смайликов. (Слайд № 2).

- Занятие закончено, спасибо за работу. До, свидания.

Дети открывают шкатулку, получают сладкие призы.

Дети рисуют смайлики по своему настроению. Благодарят за призы.

Дети: - Спасибо за занятие. - До, свидания.

Положительная (позитивная рефлексия), развиваются личностные УУД (закрепляются навыки соблюдения элементарных этических норм).






© 2010-2022