Методическая разработка

ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯОдаренные дети - наше достояние. Выявление способных детей и работа с ними является актуальной проблемой современного образования. Каждому педагогу необходимо помнить, что у одаренных детей могут быть свои проблемы и трудности, связанные с обучением в школе и взаимоотношениями со сверстниками.
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ


Одним из направлений Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» является формирование разветвленной системы поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности.

Одаренные дети - наше достояние. Выявление способных детей и работа с ними является актуальной проблемой современного образования.

Само понятие «одаренные дети» нуждается в точном определении. Ю.З.Гильбург к важнейшим особенностям одаренных детей относит необычно раннее проявление высокой познавательной активности и любознательности, быстроту и точность выполнения умственных операций, сформированность навыков логического мышления, богатство активного словаря, выраженную установку на творческое выполнение заданий, развитость творческого мышления и воображения.

Начало обучения в 1 классе - революционный переворот в жизни каждого ребенка. Поэтому процесс выявление одаренных и талантливых детей именно в начальной школе имеет свои характерные особенности.

Часто в начальных классах можно увидеть «детей-почемучек», которые постоянно что-то спрашивают, чем-то интересуются, хотят большего объема, глубины материала. Этих детей поджидают не только радости учения, но и разочарования и конфликты.

Каждому педагогу необходимо помнить, что у одаренных детей могут быть свои проблемы и трудности, связанные с обучением в школе и взаимоотношениями со сверстниками. Что же является причиной трудностей одаренных детей младшего школьного возраста?

Опыт работы педагогов и психологов с одаренными детьми в начальной школе позволяет выделить несколько наиболее распространенных причин детских трудностей:

  • опережающее познавательное развитие одаренных детей;

  • отсутствие достаточного опыта взаимоотношений со сверстниками;

  • «своеобразная избалованность»;

  • социальная несамостоятельность.

Остановимся более подробно на каждой из них.

Первая причина может показаться парадоксальной, так как именно высокие познавательные возможности одаренных детей и обусловливают их высокие академические успехи и достижения в различных областях. Однако ситуация складывается иначе, если в процессе обучения эти высокие возможности фактически игнорируются. Большой проблемой для многих одаренных первоклашек становится скука, так как они, с одной стороны, вынуждены часами выслушивать то, что им уже давно известно, а с другой - заниматься деятельностью, в которой они часто бывают неуспешны.

Результатом такой ситуации, в конечном счете, может быть потеря всякого интереса к обучению в школе.

Другая проблема - отсутствие достаточного опыта взаимоотношений со сверстниками. Если в дошкольном детстве чрезмерная интеллектуализация развития ребенка и связанная с этим его некоторая изолированность от общества сверстников воспринималась взрослыми как безобидная и даже положительная особенность, то с началом обучения в школе ситуация резко меняется. Теперь уже ребенок попадает в неведомый ему пестрый мир общения и межличностного взаимодействия как с незнакомыми взрослыми, так и со сверстниками. Ситуация усугубляется также и тем, что одаренные дети часто избалованы вниманием взрослых и ожидают поэтому исключительного отношения к себе, в том числе и от сверстников.

Еще одной причиной возможных трудностей, возникающих в начальной школе, является социальная несамостоятельность, инфантильность одаренного ребенка. Нетрудно заметить, что эта причина самым тесным образом связана с последними двумя и, как все остальные, зиждется на своеобразии интеллектуального и личностного развития такого ребенка. Практически в каждой школе, в которой учится много одаренных детишек, нередко наблюдается такая картина, когда уже большого мальчика - младшего подростка, способного часами заниматься сложной интеллектуальной деятельностью и поражать взрослого своими увлечениями и глубиной познания того или иного предмета, в школу ведет за руку папа. Или другая картина - ребенок 8-9 лет не может зашнуровать ботинки, самостоятельно собрать вещи в школу, проверить, как застегнуты пуговицы.

«Это же признаки рассеянности гения», - часто говорят с улыбкой взрослые. В то же время даже не очень наблюдательный человек может заметить, что за такой «рассеянностью гения» стоит взрослый (как правило, мама или бабушка), который услужливо собирает разбросанные вещи, складывает портфель и завязывает шнурки, упреждая любые попытки к действию ребенка, фактически лишая его возможности научиться самостоятельности в повседневной жизни, обрести социальную и, в конце концов, личностную независимость.

Таким образом, появляется риск возникновения социальной инфантильности одаренного ребенка.

В решении этой проблемы помогут действия практического характера. Так, например, у каждого здорового ребенка младшего школьного возраста можно развить привычку доводить начатое дело до конца. Становление этой привычки обеспечивает приобретение ребенком чувства и опыта самоэффективности, развитие ответственности. Однако уже в подростковом возрасте развитие такой привычки становится весьма проблематичным. Именно поэтому родителям и педагогам важно использовать благодатные периоды детства для создания хороших привычек социально-психического характера, которые будут способствовать становлению личностной зрелости ребенка.

У одаренных детей преобладает приоритет широты интересов. Очень важно, чтобы в школе и дома содержание занятий ребенка и уровень умственной нагрузки соответствовали его познавательным потребностям и возможностям и не были бы для него ни слишком легкими, ни чрезмерно трудными, изнурительными.

Творческое или исследовательское обучение, основанное на самостоятельном приобретении ребенком знаний об окружающем мире, - наиболее естественная и продуктивная форма учения для одаренных детей, которых отличает ненасытная познавательная потребность и высокая исследовательская активность. Поэтому формирование у детей исследовательской установки по отношению к жизни является важнейшей задачей педагога в воспитании таких детей.

Исследовательские способности и умения школьников замечательно развиваются в процессе осуществления исследовательской деятельности, но при этом важно, чтобы ребенок сам хотел выполнить исследовательскую работу. Одним из основных условий для ребенка, при этом, является и возможность с кем-то разделить свою радость открытия, быть услышанным и понятым другими.

Таким образом, перед педагогами возникает необходимость совершенствования процесса обучения с целью преодоления названных проблем и трудностей в обучении одаренных детей, а так же с целью поддержки и развития их познавательной активности.

Наряду с ускорением и углублением, одним из основных подходов к обучению одаренных детей является обогащение, которое предполагает получение дополнительного материала к традиционным программам, большие возможности развития мышления, креативности, умение работать самостоятельно. Стратегия обогащения включает несколько направлений: расширение кругозора, знаний об окружающем мире и самопознание, углубление этих знаний и развитие инструментария получения знаний.

Работу с одаренными детьми необходимо строить с опорой на следующие принципы: индивидуализация, дифференциация обучения; принцип опережающего обучения; принцип комфортности в любой деятельности; принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей учащихся; принцип развивающего обучения; использование новых педагогических технологий в образовательном процессе.

Занятия, построенные на основе этих принципов, должны быть творческими, включающими исследования, анализ, синтез, доказательства и выводы по изучаемой проблеме; содержащими больше практической деятельности, работу со словарями, со справочной литературой.

Важно, чтобы работа с одаренными детьми оживляла и поддерживала чувство самостоятельности ребенка, смелость в отступлении от общепринятого шаблона, поиск нового способа решения.

Размышляя над способами решения названных проблем в обучении одаренных детей, опираясь на передовой и личный педагогический опыт, мы пришли к убеждению, что результат будет лишь там, где на первом месте стоит личность каждого ученика.


© 2010-2022