• Преподавателю
  • Другое
  • Методическая рекомендация на тему: Подготовка, организация и порядок проведения экскурсии

Методическая рекомендация на тему: Подготовка, организация и порядок проведения экскурсии

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Подготовка, организация и порядок проведения экскурсии

(По материалам экскурсии МБУ ДО «Дворец пионеров и школьников г.Курска» «Никто не забыт, ничто не забыто»

(по Мемориальному комплексу «Памяти павших в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.)


В современном российском обществе особенно актуальным стало изучение истории родного края, как основы воспитания у подрастающего поколения любви к Родине, гражданственности, нравственности, культуры.

Рост национального самосознания россиян, стремление к возрождению исторических традиций народа заставляет нас переосмыслить подходы к решению проблемы воспитания детей и подростков. Неисчерпаемые возможности воспитания заключены в историческом наследии нашего народа. Это понимание определяет основное содержание историко-патриотического воспитания, одной из эффективных форм работы которого являются экскурсии по памятным историческим местам. Знание своего края, его прошлого и настоящего нам необходимо для непосредственного участия в его преобразовании, поскольку родной край - живая, деятельная частица большой страны.

Экскурсия возвращает нас к истории народа, с юношеских лет знакомит с героическим прошлым Родины, помогает найти смысл в жизни. Все это полно и ярко раскрывается на экскурсиях по родному краю.

В чем специфика воспитательного значения экскурсии? Создаваемый экскурсоводом духовный фон позволяет максимально приблизить ребенка к содержанию его воспитания. Приоритетом для нас стало историко - патриотическое воспитание. Обращаясь к истории страны, ребенок начинает осознавать величие Родины, в нем растет потребность стать гражданином Отчизны. Именно в этом заключается сущность патриотизма.

Экскурсия имеет свои особенности в организации, методике подготовки и использовании различных форм проведения.

Педагогу необходимо помнить, что основой деятельности педагога-экскурсовода должны стать категории: культура, история, духовность, патриотизм, как чувство гордости за принадлежность к российскому народу. Ведущим средством для реализации этих задач на экскурсиях становится доверительная беседа, которая создает эмоциональные условия для воспитания.

Подготовка экскурсии это длительный, кропотливый труд по подбору необходимых материалов, наглядных пособий, изучение литературных источников и архивных документов. Подготовленная объемная и содержательная экскурсия является результатом поисковой деятельности. Важным моментом подготовки экскурсии по Мемориальному комплексу является достоверность приводимых в ней фактов. Педагогу, разрабатывающему экскурсию необходимо

знать, что упоминаемые в тексте факты из жизни захороненных, воспоминания очевидцев событий должны быть точными и документально подтвержденными (письменное подтверждение некоторых фактов непосредственными участниками, очевидцами или их родственниками).

Для составления текста предложенной экскурсии была проведена большая поисковая работа, состоящая из этапов, вошедших в структуру экскурсии. Так, например, для подбора материалов к разделу «Аллея героев Советского Союза» была проведена работа по поиску подтверждений автобиографических данных и событий, связанных с жизнью и гибелью полковника С.Н. Перекальского, ст. л-та Блинова К.М и многих других. (Областной краеведческий музей г. Курска, Госархив Курской области, Музей С.Н.Перекальского в школе № 12). Для сбора сведений и документального подтверждения фактов из жизни и гибели Героя РФ А.Хмелевского, моряков АПРК «Курск» (матроса Д.Старосельцева, мичмана В.Кузнецова) были проведены встречи с родителями и родственниками погибших.

В процессе подготовки экскурсии можно выделить ряд основных этапов:

  1. Определение цели

  2. Выбор темы

  3. Отбор литературы

  4. Отбор и изучение экскурсионных объектов

  5. Встреча с участниками, очевидцами событий или их родственниками

  6. Составление маршрута

  7. Подготовка текста экскурсии

  8. Разработка технологической карты

  9. Объезд (обход) маршрута

  10. Комплектование «портфеля экскурсовода»


Общие организационные и методические указания


  1. Во избежание физических перегрузок, утомляемости учащихся продолжительность экскурсии не должна превышать 2-х академических часов.

  2. Экскурсовод должен учитывать возрастные особенности и состав групп детей, уровень знаний учащихся по истории ВОВ, их подготовленность к восприятию экскурсии, обязан пояснить значение приводимых терминов.

  3. Установив контакт с группой, подчеркнуть во вступлении, что сегодня не просто прогулка, а экскурсия по мемориальному комплексу. Объекты должны быть источником эмоциональных переживаний ребят.

  4. Рассказ экскурсовода должен быть эмоциональным и образным, т.к сила влияния примера героизма зависит от того, насколько ярко он раскрыт экскурсоводом. Это делает подвиг устойчивым в сознании ребят. Учитывая особенности восприятия детей, материал излагать в виде художественного рассказа с запоминающимися подробностями. Только тогда ребята «увидят» событие.

  5. В ходе экскурсии, для активизации группы, использовать прием беседы, который поможет установить уровень знаний учащихся по этой теме.

  6. Количество наглядных пособий в «портфеле экскурсовода» должно быть не более 3-6. Не передавать пособие по рукам. Дать описание материалов «портфеля экскурсовода».

  7. Особое воспитательное значение имеет проведение ритуалов: возложение цветов, минута молчания.

  8. Следить за реакцией ребят, не перегружать их внимание, делать паузы.

  9. В конце экскурсии экскурсовод должен выяснить впечатление детей и сопровождающих их, родителей (законных представителей).

  10. Дать в начале экскурсии детям целевую установку, предупредить, что в конце будут заданы контрольные вопросы, чтобы они были внимательными.

  11. Необходимое условие успешной работы - дисциплина. Ее обеспечивают сопровождающие детей , родители (законные представители).

  12. Строго соблюдать порядок передвижения по маршруту. Младшие школьники строятся в колонны по два, движутся строем. Первым идет экскурсовод, сопровождающий замыкает колонну.

  13. У объектов экскурсовод расставляет группу по два полукругом.

  14. Количество детей в одной группе должно соответствовать 10-15 чел. (один класс, отряд, группа)

  15. Экскурсовод должен помнить о влиянии на аудиторию личных качеств: своей внешности, поведения, отношения к излагаемым событиям, т.к. дети запоминают не только экскурсию, но и личность экскурсовода.

В качестве примера предлагаем технологическую карту пешеходной экскурсии «Никто не забыт, ничто не забыто», по мемориальному комплексу «Памяти павших в годы ВОВ 1941-1945 г. г» г. Курска.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЭКСКУРСИИ «НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО»

(По Мемориальному комплексу «Памяти павших в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.)

Маршрут

Остановки

Объекты показа

Продолжительность

Наименование подтем

Организационные указания

Методические указания

Площадь Героев Курской битвы

Напротив главного входа на Мемориал

Стелы, пропилеи

Главная аллея

5 мин.

Вступление

1. «Погибшим в праведном бою застыли молча обелиски»

Группа располагается лицом к главному входу на мемориал. После окончания рассказа экскурсанты медленно продвигаются по главной аллее

В первой части вступления экскурсовод представляется, напоминает правила поведения на мемориале. Во второй части называется тема экскурсии. Яркое образное вступление должно настроить ребят на эмоциональное переживание, на осознание подвига советского солдата. Рассказать о создании мемориального комплекса. После предварительного осмотра дать описание оформления главного входа.

Территория мемориала

На главной площади

Обелиск, Вечный огонь, Пост №1

7 мин.

2. «Ваш подвиг отчизну славит; награда ему бессмертие»

Группу расположить лицом к обелиску славы. Понаблюдать за сменой караула

Дать панорамный обзор мемориала. Использовать прием зрительного анализа, раскрыть идейное содержание его главной площади. Обратить внимание на почетный караул у Вечного огня.

Территория мемориала

Братская могила №10

Братские могилы, надгробные плиты

8 мин.

Группа останавливается у братской могилы №10

Дать предварительный осмотр братских захоронений. Обратить внимание, что здесь захоронены сыновья многих национальностей СССР, что продолжается поисковая работа «Вахты памяти», дописываются имена погибших.

Территория мемориала

Памятный знак курским ополченцам

Памятный знак, Штаб Поста №1, улица А.Ломакина

7 мин.

Группу расположить лицом к памятному знаку

Дать описание памятного знака. Рассказать о линии обороны, проходившей недалеко от мемориала осенью 1941 г. Показать фото А.Ломакина, рассказать о его подвиге.

Территория мемориала

Дорожка рядом с могилой К.Воробьева

Могилы К.Воробьева,

Е. Носова, могилы курских ополченцев, могилы воинов, погибших при исполнении воинского долга на Северном Кавказе

12 мин.

Группу подвести последовательно: к могиле К.Воробьева; Е.Носова; могилам погибших на Северном Кавказе

Рассказать о жизненном пути и творчестве писателей К.Воробьева и Е.Носова. Перейдя к могилам воинов, погибших на Северном Кавказе, сказать, что у каждого времени есть свои солдаты- солдаты Родины. Они достойны памяти павших в годы ВОв, потому и захоронены с ними рядом.

Солдатское кладбище у воинских захоронений

Напротив памятника солдату-освободителю

Памятник солдату освободи-телю

4 мин.

Экскурсантов расположить лицом к памятнику

Дать описание памятника, зачитать стихотворение о погибших воинах.

Напротив братской могилы №2

Мемориальная плита с фамилией И.Хамзалие-ва

5 мин.

Пройти к братской могиле, где захоронен Герой Советского Союза И. Хамзалиев

Показать фото И. Хамзалиева, рассказать о подвиге героя.

Центральная площадь

У могил подводников

Памятный знак и могилы моряков,

Погибших на АПРК «Курск»

7 мин.

Группу расположить полукругом у памятного знака морякам-подводникам

Дать описание памятного знака, рассказать о трагедии, произошедшей 12 августа 2000 года в Баренцевом море и об увековечении памяти моряков.

Территория мемориала

Дорожка рядом с могилой Меркуловых

Могила Меркуловых

7 мин.

4. «Они погибли, защищая Курск»

Экскурсанты останавливаются на дорожке напротив могилы Меркуловых

Обратить внимание экскурсантов на индивидуальные могилы. Отметить, что здесь захоронены погибшие не только при освобождении, но и при обороне нашего города. Рассказать о последних днях обороны Курска. С помощью приема зрительной реконструкции воссоздать подвиг отца и сына Меркуловых

Офицерское кладбище

Напротив могилы С.Н.Перекальского

Могилы С.Н.Пере-кальского, Н.Е.Плысюка, К.М.Блинова, Героев Советского Союза и кавалеров 3-х степеней Славы

12 мин.

5. Здесь покоятся Герои Советского Союза

Группу расположить полукругом, напротив могилы С.Н.Перекальского, затем развернуть к аллее Героев

Дать предварительный осмотр этой части мемориала. показать могилу и бюст С.Н.Перекальского, рассказать о его подвиге при освобождении г.Курска

Офицерское кладбище

Напротив памятника воину - победителю

памятник

4 мин.

Группу расположить напротив памятника полукругом

Раскрыть идейное содержание памятника воину - победителю

Центральная площадь

Напротив Вечного огня

Вечный огонь

5 мин.

3. «Вечный огонь - символ негасимой памяти о подвиге народном»

Группа останавливается напротив Вечного огня (за белой чертой) для проведения ритуала

Подготовить группу к Минуте молчания

Центральная площадь

7 мин.

Заключение

Подвести итог экскурсии. Провести беседу, закрепляющую знания экскурсантов.


По окончании экскурсии экскурсовод задает контрольные вопросы, выясняя, насколько были внимательны дети и усвоен ли был ими предлагаемый материал.

Примерные варианты вопросов:

  1. Когда был возведен мемориал? В честь каких событий?

  2. Какие герои совершили подвиги при защите Курска?

  3. Когда Курск был освобожден от фашистских захватчиков?

  4. Кто проявил героизм при освобождении нашего города?

  5. Назовите нашего земляка, совершившего подвиг в дни Курской битвы.

  6. Назовите Героев Советского Союза, участников Курской битвы, захороненных на Мемориале.

  7. Какие знаменитые писатели захоронены на Мемориале?

  8. Назовите произведения Е.И.Носова и К.Д.Воробьева.

  9. Каким орденом, и за какие заслуги награжден Курск?

  10. Сколько воинов захоронено на Мемориале?

  11. Назовите имена наших современников, похороненных на Мемориале, опишите их подвиги.

  12. Когда был создан Пост №1 на мемориальном комплексе?


© 2010-2022