САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Самообразование – целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений. С.И.Ожегов   Самообразование педагога не должно сводиться к ведению тетрадей, написанию докладов и оформлению красочных папок и стендов. Правильно организованная работа по самообразованию должна стать стимулом,  как для повышения профессионального мастерства педагога, так и для развития его личности.Необходимость самообраз...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

СИСТЕМА РАБОТЫ ПЕДАГОГА

НАД ТЕМОЙ САМООБРАЗОВАНИЯ

Методические рекомендации предназначены для педагогов дополнительного образования, методистов, педагогов-организаторов.

Одним из направлений методической работы учреждения является организация повышения квалификации педагогов.

Первой ступенью совершенствования профессионального мастерства педагога является самообразование.

Самообразование - многокомпонентная личностно и профессионально значимая самостоятельная познавательная деятельность педагога, включающая в себя общеобразовательное, предметное, психолого-педагогическое и методическое самообразование.

Уровни самообразовательной деятельности

  • Адаптивный

  • Проблемно-поисковый

  • Инновационный

Цели самообразования педагога

  • Расширение общепедагогических и психологических знаний с целью обогащения и совершенствования методов обучения и воспитания.

  • Углубление знаний по разным методикам.

  • Овладение достижениями педагогической науки, передовой педагогической практики.

  • Повышение общекультурного уровня педагога.

Технология самообразования

  • Общение с высококлассными, опытными педагогами.

  • Решение конкретной задачи, имеющей практический характер.

  • Критический обзор периодической печати.

  • Индивидуальный план самообразования.

Несмотря на то, что определены уровни, цели, технологии самообразования, организованное самообразование продолжает оставаться наиболее труднореализуемой задачей. Решая проблему организации самообразования в учреждении, мы искали такие формы, методы и критерии взаимодействия с кадрами, которые ставили бы каждого педагога перед необходимостью повышения своих теоретических и практических знаний, умений и навыков. Такая цель вывела нас на разработку рекомендаций по работе педагогов над темами самообразования. Основой такой работы становится формирование педагогом индивидуального плана самообразования.

В рекомендациях определены общие положения:

  • настоящие рекомендации регулирует деятельность педагогических работников над темами самообразования, которая является одной из основных форм работы повышения квалификации;

  • работа педагогов и тренеров-преподавателей над темами самообразования является обязательной.

Цель работы над темой самообразования - систематическое повышение педагогами своего профессионального уровня.

Исходя из цели, мы поставили перед собой следующие задачи:

  • совершенствовать теоретические знания участников образовательного процесса, оттачивать грани педагогического мастерства педагогов-профессионалов;

  • способствовать овладению новыми формами, методами и приемами обучения и воспитания детей;

  • изучить и внедрить в практику передовой педагогический опыт, новейшие достижения педагогической, психологической и других специальных наук, новых педагогических технологий;

  • вводить и использовать в центре инновационные процессы.

Кроме того, рекомендациями определяется порядок работы над темой самообразования:

  • Выбор темы и сроков работы.

  • Составление индивидуального плана.

  • Отслеживание педагогом работы по теме.

  • Результаты работы по теме самообразования, форма представления.

  • Учет и контроль тем самообразования методистом.

Остановимся подробнее на каждом пункте.

  1. Выбор темы и установление сроков работы

Тема самообразования формулируется, исходя из методической темы центра, затруднений педагогов, специфики их индивидуальных интересов.

Срок работы над темой определяется индивидуально и может составлять от двух до пяти лет.

  1. Составление индивидуального плана

Существуют разные варианты написания индивидуального плана самообразования. На педагогическом совете мы познакомили педагогов, педагогов-организаторов и тренеров-преподавателей с примерным планом работы над темой.

Примерный план работы педагога над темой

Этапы

Содержание работы

Сроки

I.Диагностический

Анализ затруднений.

Постановка проблемы.

Изучение литературы по проблеме, имеющегося опыта.

I год работы над темой.

II.Прогностический

Определение цели и задач работы над темой.

Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

Прогнозирование результатов.

I год работы над темой.

III. Практический

Внедрение системы мер, направленных на решение проблемы.

Формирование методического комплекса.

Отслеживание процесса, текущих, промежуточных результатов.

Корректировка работы.

II год; (III), (IV).

IV. Обобщающий

Подведение итогов.

Оформление результатов работы по теме самообразования.

Представление материалов.

III год, (IV), (V).

V. Внедренческий

Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы. Распространение.

В ходе дальнейшей педагогической деятельности.

А затем должен быть выработан единый индивидуальный план самообразования.

Каждый педагог должен иметь индивидуальный план работы над темой, в котором определена тема самообразовательной деятельности, затем поставлена цель и сформулированы задачи самообразования с указанием сроков их выполнения. На этой основе составляется индивидуальный план.

Индивидуальный план самообразования

ФИО _______________________________________________________

Должность __________________________________________________

Образование (когда и какое учебное заведение окончил) ___________

Курсы повышения квалификации ______________________________

Индивидуальная тема _________________________________________

Когда начата работа над темой _________________________________

Когда предполагается закончить работу над темой ________________

Цель, задачи самообразования по теме __________________________

Основные вопросы, намечаемые для изучения. Этапы проработки материала ____________________________________________________________

Какой предполагается результат и форма его представления ________


  1. Отслеживание педагогом работы по теме

В помощь педагогу для отслеживания работы над темой подготовлены следующие формы:

Банк данных литературы по теме самообразования

«______________________________________________________»

№ п/п

Название

Автор

Издательство

Год

выпуска






Посещение методических мероприятий

№ п/п

Мероприятие

Тема

мероприятия

Дата

проведения

Что из услышанного вынес для себя





К методическим мероприятиям относятся открытые занятия, заседания методического объединения, семинары, педагогические и методические советы, конференции, форумы, курсы повышения квалификации и др.

Ежегодно педагоги сдают отчет по работе над темой по самообразованию согласно примерному плану.

Примерный план отчета по работе

над темой самообразования

за ________учебный год

ФИО ___________________________________________________

Должность ______________________________________________

Индивидуальная тема _____________________________________

Год работы над темой _____________________________________

Деятельность по реализации темы___________________________

(изучил(а) литературу; познакомился (ась) с опытом работы такого-то педагога; посетил(а) открытые занятия, заседания МО, семинары; прошел(а) обучение на курсах повышения квалификации; разработал(а) программу, подготовил(а) научно-методическую разработку, дидактический материал, методическое пособие; выступил(а) с сообщением, докладом; подготовил(а) реферат, статьи в журнале.

По окончании работы над темой самообразования сдаётся итоговый отчёт.

Итоговый отчет по самообразованию

ФИО ___________________________________________________

Должность ______________________________________________

Индивидуальная тема _____________________________________

Срок и период работы над темой ____________________________

Цель, задачи самообразования по теме _______________________

Прошел(а) обучение на курсах повышения квалификации _________

Изучена литература _______________________________________

Посещено открытых занятий, заседаний МО, РМО, семинаров и других мероприятий_______________________________________

Наработанный материал ___________________________________

Форма представления материалов __________________________

  1. Результаты работы и формы его представления.

Результат работы по теме самообразования может быть представлен в форме:

  • доклада,

  • реферата,

  • статьи в журнале,

  • программы,

  • дидактического материала,

  • методического пособия,

  • научно-методической разработки.

Кроме того, в процессе работы над темой самообразования и по ее завершению педагог публично представляет наработанный материал. Формы представления могут быть различны:

  • выступление (творческий отчет) на заседании МО, МС, педсовета;

  • участие в методическом семинаре;

  • практикум;

  • тренинг;

  • мастер - класс;

  • открытое занятие.

Наработанный материал сдается в методический кабинет и является доступным для использования другими педагогами.


  1. Учет и контроль тем самообразования методистом

Методист центра ведет учети контроль тем самообразования, курирует деятельность педагогов по их реализации, консультирует, оказывает необходимую методическую помощь.

Для отслеживания работы педагогов над темой методист ежегодно заполняет следующую таблицу.

п/п

ФИО

педагога

Должность

Тема

самообразования

Год работы над темой

Деятельность по реализации
темы




Введение графы "Год работы над темой" позволяет отследить, на каком этапе работы над темой находится педагог, и, если требуется, оказать соответствующую методическую помощь, определить виды деятельности в реализации темы в течение конкретного учебного года.

Изменения в таблицу вносятся ежегодно. Такая система работы позволяет выявить передовой педагогический опыт, обобщить его и выбрать формы распространения.

Наиболее значимый опыт работы педагога или тренера-преподавателя рекомендуется к обобщению и распространению в районе.

Самообразование расширяет и углубляет знания, способствует осмыслению передового опыта на более высоком теоретическом уровне. Вся наша работа должна быть организована так, чтобы самообразование стало потребностью для каждого педагога.



© 2010-2022