Современное занятие - структура и конструирование

Раздел Другое
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Современное занятие - структура и конструирование

Учинина Наталья Владимировна

методист МБОУ ДО Дома детского творчества

г. Новый Уренгой, ЯНАО


Ученик - это не сосуд,

который нужно наполнить,

а факел,

который нужно зажечь

Б. Паскаль

Часто мы слышим фразу: «Дети - наше будущее». Но задумываемся ли, от кого зависит будущее наших детей? Сегодня изменились требования и к педагогу, и к обучающемуся. Человек XXI века - это творческая личность. Он должен быть активным, динамичным, работоспособным, волевым, уверенным в себе, компетентным. Становление и развитие гражданского общества рождает острую необходимость в педагогах, обладающих высокой профессиональной компетентностью.

Основной формой работы педагога остаётся занятие. Поэтому уметь конструировать занятие, знать его структуру, современные требования - основа успешной деятельности любого педагога.

В Законе РФ сказано: "Образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, т.е. на первое место сегодня выходят задачи воспитания. Воспитывать - значит формировать мировоззрение".

Педагог должен воспитывать гуманистов, формировать свободную личность, способную к осознанному выбору в соответствии с общечеловеческими нормами и ценностями, патриота и гражданина.

Целью современного занятия и является создание условий для формирования и воспитания такой личности.

Педагогическая цель в определённых условиях превращается в педагогическую задачу, при этом задача, воспринятая обучающимся, выступает мотивом его деятельности. Правильно поставленная задача - 50 % успеха занятия.

Когда педагог формулирует педагогическую задачу конкретного занятия, он идёт обычно от содержания учебного материала. Поэтому очень часто не осознаётся важность работы по постановке целей, а ведь цели и содержание взаимосвязаны. Педагогическая задача (цель) конкретного урока складывается из:

  • познавательной составляющей (предметной, содержательной, ложащейся на поле деятельности);

  • воспитательной составляющей, являющейся главной в современном занятии;

  • развивающей составляющей (развитие интеллекта и эмоциональной сферы, формирование воли).

Образовательные задачи занятия состоят в усвоении обучающимися определённой системы знаний, формирования на основе этих знаний общеучебных и специальных умений и навыков.

Воспитательные задачи современного занятия формируют мировоззрение обучающихся, систему взглядов и убеждений. Воспитание должно идти в коллективе и через коллектив, состоять в формировании устойчивых положительных привычек.

Процесс воспитания длительный, а результат отсрочен во времени, поэтому одна и та же цель охватывает ряд занятий.

Развивающий аспект является наиболее трудным при планировании педагогом триединой цели урока. Это происходит потому, что иногда учитель стремится формировать новую развивающую цель на каждом уроке, забывая, что развитие ребёнка происходит гораздо медленнее, чем его обучение. Очень часто развитие личности сводится к развитию мышления. Но поставить на уроке цель, сформулировав её так: учить детей мыслить, это значит никогда её не достичь, так как такая формулировка слишком общая. Умение мыслить складывается из овладения учащимися умений анализировать, выделять главное, сравнивать, систематизировать, доказывать, объяснять, ставить и разрешать проблемы.

Кроме этого, на первом месте должна стоять и задача развития речи. Язык - это материальное выражение мыслей, и чем богаче язык, тем богаче мышление.

Цель урока трансформируется в педагогические задачи:

1. Информационная: Что будем учить и чему будем учиться?

2. Операционная: Как и каким образом будем учиться?

3. Мотивационная: Зачем нам это надо?

4. Коммуникативная: С кем и где?

Если задача воспринимается учеником, то она выступает мотивом учения. Задачи урока должны находиться в сфере интересов ученика, он должен знать, зачем ему нужны эти знания и где их можно применить. В общую структуру урока включается личностный опыт учащихся.

Цель и содержание определяют методы, т.е. способы взаимосвязанной деятельности учителя и ученика. Именно здесь проявляется стиль работы учителя. Эвристическая беседа, диалог, полилог - эффективны с точки зрения общего развития ребёнка и его воспитания. Работа мысли совершенствует интеллект, а умение вести диалог развивает коммуникативные качества. Особое значение в изучении химии имеет исследовательский метод. При использовании этого метода учащиеся выдвигают гипотезу исследования, выбирают путь и отбирают материалы и приборы. Ученик становится в позицию активного исследователя - активизируется продуктивное мышление, формируется творческий подход к обучению.

Строго говоря, существует только две формы организации познавательной деятельности учащихся на уроке - индивидуальная и групповая. И очень часто учителя отдают предпочтение работе со всем классом одновременно (фронтальной), так как эта форма требует меньшей подготовки, но она и наименее эффективна - фактически оказываются включены в работу только несколько человек, остальные просто присутствуют на уроке или вообще занимаются своими делами.

Наиболее эффективной формой работы является групповая: в малых (пары) и больших (4 -5 человек) группах. Конечно, эта форма требует предварительной подготовки от учителя: разработка продуманных заданий, формирование работоспособных групп, организация работы в группе - обучение ребят умению общаться, помогать друг другу, оценивать себя и товарищей. Группы лучше формировать так, чтобы ребята имели разный уровень подготовки - сильные могли учить слабых. Можно формировать и разноуровневые группы - только сильные или только слабые ученики, но при работе в такой группе будут решены только задачи обучения.

Индивидуальная форма работы обычно используется при проверке знаний. При работе над новым материалом, закреплении, повторении, обобщении предпочтительнее групповые формы. Микрогруппа позволяет ученику определять цель своих действий в предложенных рамках работы, искать возможные решения, чувствовать свободу выбора знаний и практических возможностей, проявлять самостоятельность при решении возникших проблем.

2. Структура урока

Набор этапов учебного занятия, образующих его структуру, следующий:

1.организационный этап

2.этап проверки домашнего задания

3.этап актуализации субъектного опыта учащихся

4.этап изучения новых знаний и способов деятельности

5.этап первичной проверки понимания изученного

6.этап закрепления изученного

7.этап применения изученного

8.этап обобщения и систематизации

9.этап контроля и самоконтроля

10.этап коррекции

11.этап информации о домашнем задании

12.этап подведения итогов занятия

13.этап рефлексии

Из этого набора этапов учитель создаёт самые разнообразные комбинации в соответствии с решаемыми на уроке задачами

Основной этап определяет тип учебного занятия. В пределах изучения темы использую следующую последовательность: урок усвоения новых знаний, урок повторения и закрепления, урок применения знаний и умений, урок обобщения и систематизации, урок контроля и оценки знаний, урок коррекции знаний.

Комбинированный урок включает следующие этапы: организационный, этап проверки домашнего задания, этап всесторонней проверки знаний, этап актуализации знаний, этап усвоения новых знаний, этап закрепления знаний, инструктаж о выполнении домашнего задания, подведение итогов учебного занятия, этап рефлексии. Недостатком комбинированного урока является предсказуемость действий педагога, что снижает познавательный интерес учащихся.

Можно сделать вывод, что есть этапы, обязательно присутствующие на каждом уроке: организационный, актуализация знаний, инструктаж о выполнении домашнего задания, подведение итогов и рефлексия. Пренебрежение и недостаточная чёткая отработка этих этапов обязательно приведёт к тому, что цели урока не будут достигнуты в полном объёме.

Организационный этап, очень кратковременный, определяет весь психологический настрой урока. Приветливые, доброжелательные слова учителя, спокойная, уверенная манера являются условием выполнения задач данного этапа.

Этап актуализации субъектного опыта учащихся обеспечивает мотивацию учения школьников и включение их в совместную деятельность. Актуализации знаний и умений, которой часто ограничиваются на этом этапе, недостаточно. Человек осознанно усваивает только те научные знания, которые приобретают личностный смысл.

Домашнее задание обычно задаётся практически на каждом уроке, но очень часто этот этап ограничивается только информацией о том, что нужно выполнить. Но обязательно должна быть информация о том, как его выполнить. Это не значит, что учитель должен сам рассказать ход выполнения домашнего задания. Вместе с учениками должен быть определён план его выполнения, даны необходимые пояснения. Отсутствие этого этапа ведёт к проблемам в выполнении домашнего задания, пробелам в знаниях, неуспеваемости.

Очень часто из-за недостатка времени, нечётко спланированного хода урока выпадают два последние этапа - подведение итогов и рефлексия. Но они тоже имеют очень важное психологическое значение. Оценка результатов работы класса и отдельных учащихся может стать и стимулом к дальнейшей работе, и доказательством успешности, и важным фактором создания положительного эмоционального настроя. Рефлексия также способствует развитию эмоциональной сферы учащихся, усвоению принципов сотрудничества.

Наиболее оптимальной формой конструирования педагогом образовательного процесса, совмещающей в себе тематическое планирование с поурочным, считаю технологическую карту. Технологическая карта позволяет избежать типичных ошибок, совершаемых при традиционном планировании учебного процесса:

- отсутствие взаимосвязи между целями уроков;

- отсутствие чёткого отбора материала учебного занятия в соответствии с ведущими линиями учебных предметов;

- отсутствие взаимосвязи между формами и методами на уроках;

- использование учебных занятий одного типа.

В технологических картах указаны цели изучения каждой темы, что должен знать и уметь учащийся на каждом уроке, определён тип урока, форма контроля, перечислено оборудование и домашнее задание.

В начале изучения каждой темы примерно половина учебного времени посвящается изучению новых знаний, затем идёт урок закрепления знаний, обобщения и систематизации, если позволяет распределение времени - то урок повторения, и, наконец, каждая тема заканчивается уроком проверки и контроля знаний.



© 2010-2022