• Преподавателю
  • Другое
  • Разработка урока Экономическая и социальная география в системе географических наук, 10 класс

Разработка урока Экономическая и социальная география в системе географических наук, 10 класс

Тема: Экономическая и социальная география в системе  географических наук. Цель: конкретизировать положение географии в системе наук, систематизировать и обогатить знания о методах географических исследований. Задачи: Образовательные  -показать особое положение географии в системе естественных и общественных наук -привести в систему знания о методах исследований -изучить и апробировать методику статистического метода Развивающие  –продолжить формировать умения анализировать и систематизировать...
Раздел Другое
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

1 урок 10 класс Красулина Н.В.

Разработка урока Экономическая и социальная география в системе географических наук, 10 классРазработка урока Экономическая и социальная география в системе географических наук, 10 классТема: Экономическая и социальная география в системе географических наук.

Цель: конкретизировать положение географии в системе наук, систематизировать и обогатить знания о методах географических исследований.

Задачи:

Образовательные

-показать особое положение географии в системе естественных и общественных наук

-привести в систему знания о методах исследований

-изучить и апробировать методику статистического метода

Развивающие

-продолжить формировать умения анализировать и систематизировать информацию

Воспитательные

- воспитывать умение участвовать в коллективном обсуждении, слушать и слышать мнение участников обсуждения.

Ход урока.

1.Организация

2.Изучение учебного материала

Информация:

  1. бальная система.

  2. Наличие учебников и атласов.

  3. Учебник - его особенности.

Вхождение в тему.

Учитель в кратком вступительном слове указывает на завершающий этап изучения предмета география, просит провести «ревизию» имеющихся знаний и ответить на вопросы:

- что обозначает термин «география»?

-что является предметом изучения физической, экономической, социальной географии?

-какие еще науки заняты изучением данных объектов и явлений?

-в чем заключается отличие географии от этих наук?

Учащиеся вспоминают, что им известно по данным вопросам, формулируют ответы, задают уточняющие вопросы (участвуют в полилоге). При обсуждении вопросов для создания положительного психологического настроя учащихся используется демонстрация подборки красочных фотографий различных природных и социальных объектов.

Вывод учителя: География - одна из древнейших наук на Земле. В наши дни география из науки преимущественно описательной и познавательной превратилась в науку конструктивного характера.

Экономическая и социальная география мира - это общественная географическая наука, изучающая территориальную организацию человеческого общества. Экономическая и социальная география сочетает в себя элементы географии, экономики и социологии, она широко использует не только географические и экономические , и социальные методы исследования.

Социология - наука об обществе, о поведении людей.

Экономическое и социальное неразрывно связано между собой. Нельзя рассматривать хозяйство без людей - основной производственной силы, без человеческого фактора. Таким образом, поставив человека в центр внимания, экономическая география «породнилась» с социальной географией.

Изучение нового материала:

Учитель предлагает учащимся систематизировать методы географических исследований, организовав индивидуальную самостоятельную работу с незаконченной схемой:

Метод-это способ действия

Традиционные Новые

Слова для отбора: моделирование, путешествие, математические методы, наблюдение из космоса, наблюдения в природе, эксперимент, геофизические методы, геохимический метод. (возможно использование учебника

При фронтальном обсуждении результатов самостоятельной работы организуется обсуждение проблемных вопросов:

-актуальны ли в 21 веке традиционные методы изучения объектов и явлений, имеющие многовековую историю?

- возможно ли изучение природных объектов и явлений только в стенах лабораторий?

Обобщив мнения и ответы учащихся, учитель информирует учеников о статистическом методе, его месте в системе методов, сути (статистический метод относится к группе математических методов, суть его заключается в количественной оценке предметов и явлений).

3. Закрепление материала

Организация практического изучения одного из современных методов.

Учитель предлагает познакомиться с этапами статистического метода в процессе исследования на тему «Изучение половозрастной структуры класса».

Организуется совместная фронтальная работа по алгоритму исследования (так как урок является первым, то необходимо восстановить последовательность работы при исследовании), учитель при этом выполняет направляющую функцию (задает вопросы).

1) формулировка проблемы: возможно ли выполнение данной работы без предварительного изучения новой информации?

Изучение половозрастной структуры класса сразу выполнить нельзя, так как неизвестны методика и этапы статистического метода.

2)Постановка цели: что необходимо сделать в процессе исследования?

Изучить и описать половозрастную структуру класса.

А как это мы будем делать, что нам для этого нужно?

Постановка задач:

-изучить методику и этапы указанного метода

-собрать и обработать информацию о поле и возрасте учеников в классе

-предъявить полученные результаты в наглядной форме

3)Выделение объекта исследования: где будем отбирать необходимую информацию о поле и возрасте?

Коллектив класса.

Предмет исследования: какие характеристики нас конкретно интересуют?

Пол, возраст (год рождения).

4)Предварительный анализ имеющихся условий, информации и способов решения задач:

Что необходимо знать и уметь для работы? Чего не знаем?

Неизвестны этапы статистического метода и способы обработки информации.

5)Формулирование гипотезы: предположите, какова половозрастная структура класса?

Половозрастная структура класса неоднородна.

6)планирование и организация эксперимента:

1-учащиеся сообщают данные о годе своего рождения

2-полученную информацию учащиеся систематизируют, группируя сведения при заполнении таблицы на доске и в тетрадях


Год рождения А

Год рождения Б

Год рождения В

Количество

юношей

Количество

девушек


3-полученная информация обрабатывается - выявляется % соотношение учащихся каждой группы, полученные данные подвергаются первичному анализу (выделяется преобладающая группа, группа, находящаяся в меньшинстве).

4-полученные результаты предлагается предъявить в форме столбиковых диаграмм, используя цветовую гамму для отражения половой структуры класса.

При выполнении 3-4 этапов работы целесообразно объединение учащихся в микрогруппы или пары.

7)анализ и обобщение эксперимента: назовите 4 этапа своей работы, 4 этапа статистического метода.

1-сбор информации

2-систематизация информации

3-математическая обработка данных

4-графическое предъявление полученных результатов

Изучение и обсуждение результатов работы групп (демонстрация выполненных диаграмм на магнитной доске).

8)Обобщение полученных данных, выводы: подтвердилась ли выдвинутая гипотеза?

Гипотеза подтвердилась, половозрастная структура класса неоднородна.

Удалось ли познакомиться с методикой и этапами статистического метода, апробировать его на практике?

9) научные прогнозы: предположите, при каких условиях половозрастная структура класса изменится?

Половозрастная структура класса изменится, если в класс прибудет новый ученик, или кто-то уедет в течение года.


  1. Рефлексия.

Подведение итогов урока, формулировка окончания фразы:

-я сегодня узнал……

- на уроке я научился…..

- мне было трудно…..


  1. Домашнее задание

Пр. 1, стр. 5- 9

4


© 2010-2022