• Преподавателю
  • Другое
  • Программа дополнительного образования «Развитие автономного поведения учеников с умеренной умственной отсталостью»

Программа дополнительного образования «Развитие автономного поведения учеников с умеренной умственной отсталостью»

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа

«Развитие автономного поведения учеников с умеренной умственной отсталостью»

для учащихся с умеренной умственной отсталостью

возраст 14-16 лет

срок реализации 1 год

авторы составители: Абдрахманова С.З.

Фахретдинова Г.А.

Адрес образовательного учреждения: Челябинская область, Аргаяшский район, д. Березовка, ул.Новая д.1.

Пояснительная записка

Программа состоит из 4 разделов, включающих различные темы занятий детьми с умеренной умственной отсталостью. Она способствует социализации и интегрированию ученика в его социальном окружении. Она должна помочь ребёнку научиться вести себя в различных ситуациях.

Раздел I « Мой внешний вид и поведение»

II « Я и моя среда»

III « Я и моя роль в обществе»

IV « Я и мои деловые бумаги »

  1. Актуальность.

В последнее время наблюдается тенденция к реализации личностно-ориентированной парадигмы образования, всесторонний учет способностей, наклонностей и интересов ребенка. Новая социальная обстановка, новые философские, педагогические и психологические мысли требуют изменений в сложившейся за многие годы в российской образовательной системе, а значит, нужен иной подход к организации и структуре учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной системе. И огромным толчком для переоценки отношения к проблемам в обучении детей с ОВЗ, к организации образовательного процесса стало внедрение ФГОС.

II. Целостность и логичность.

Развитие автономии происходит дома, когда ребёнок находится в семье, в школе, где него установлены контакты с учителями и учениками, в местах игр, где с ним сверстники. Иначе говоря - в широком социальном и культурном окружении, которое влияет на ход его развития.

Постоянно находясь с одними и теми же людьми, ребёнок ограничивается несколькими коммуникативными схемами, у него нет потребности выражать себя, поскольку все его хорошо знают. Пребывание в различных окружениях даёт шанс на независимость, установление различных контактов. Особенно важны встречи с различными людьми. Это способствует развитию всей личности.

Часто человек с ограниченными возможностями чувствует себя всегда в роли подчинённого, подопечного, нуждающегося в поддержке, заботе. Для развития здоровой и полноценной личности необходимо, чтобы лица с ограниченными возможностями могли также реализовываться в остальных ролях.

Эффективным способом развития автономии является предоставление возможности ученику проверить себя в различных ситуациях без излишней помощи со стороны. Например, это может быть визит к другу без родителей, поездка в лагерь, поход, экскурсия, встреча с друзьями. Только на собственном опыте ребёнок может научиться преодолевать трудности в беседе, решать конфликты и т.д.

Цель программы:

Проведение коррекционной и реабилитационной помощи детям с умеренной умственной отсталостью, стимулирование поддерживание процесса формирования автономного поведения, создание условий для самореализации на таком уровне и в таком объёме, которые доступны данному индивиду.

Задачи:


  • создание условий и стимулирование развития учеников;

  • способствование обретения ими самосознания;

  • научить чётко выражать свои потребности, отстаивать свои права;

  • вырабатывать неуступчивость и упорство в ситуациях игнорирования или давления со стороны других;

  • помочь сформировать такие черты и способности, которые понадобятся во взрослой жизни.


  1. Качество и полнота методического обеспечения.

Принципы

- Соблюдение интересов ребёнка. Помощь подростку в устранении причин, негативно влияющих на поведение.

- Системность. Системный поход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений развития детей с умеренной умственной отсталостью.

- Согласованное участие всех специалистов и родителей в решении проблем ребёнка.

- Рекомендательный характер оказания помощи. Соблюдение прав родителей и защита законного права и интереса ребёнка.

Формы воспитательной работы

Объяснение

Рассказ

Беседа

Экскурсия

Практическое задание

Приемы воспитательной работы

Сюжетно-ролевая игра.

Игра-драматизация.

Дидактическая игра.

Викторина.

Направления работы.

Диагностирование коммуникативного навыка:

Распознавание потребностей, актуальных навыков и возможностей ребёнка, основываясь на информации от родителей, специалистов (логопед, психолог, соц. педагог).

Коррекционно-развивающая работа обеспечивает помощь в выражении своих мыслей, потребностей, чувств в доступной форме. Способствует развитию словарного запаса, формированию самостоятельности и независимости, представления о морали, самооценки.

1. Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и создания специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах.

Планируемые результаты:

  • умение адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя: в еде, в физической нагрузке, в приёме медицинских препаратов, осуществлении вакцинации;

  • понимание ребёнком того, что пожаловаться и попросить о помощи при проблемах в жизнеобеспечении - это нормально, необходимо, не стыдно, не унизительно;

  • умение адекватно выбрать взрослого и обратиться к нему за помощью, точно описать возникшую проблему, иметь достаточный запас фраз и определений ( терпеть нет сил; у меня болит …; извините, сладкие фрукты мне нельзя; у меня аллергия на …)

  • умение выделять ситуации, когда требуется привлечение родителей, и объяснять учителю (работнику школы) необходимость связаться с семьёй для принятия решения в области жизнеобеспечения;

  • умение обратиться ко взрослым при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи (Можно я пересяду? Мне не видно. / Я не поняла задание, пожалуйста повторите / Я не расслышала, повторите и т. д.)


  1. Овладение социально-бытовыми умениями в повседневной жизни.

Планируемые результаты:

Формирование активной позиции ребёнка и укрепление веры в свои силы в овладении навыками самообслуживания: дома и в школе, стремления к самостоятельности и независимости в быту и помощи другим людям в быту:

  • освоение правил устройства домашней жизни, разнообразия повседневных бытовых дел (покупка продуктов, приготовление еды, покупка, стирка, глажка, чистка и ремонт одежды, поддержание чистоты в доме, создание тепла и уюта и т. д.), понимание предназначения окружающих в быту предметов и вещей. Понимание того, что в разных семьях домашняя жизнь может быть устроена по-разному.

  • умение включаться в разнообразные повседневные дела, принимать посильное участие, брать на себя ответственность в каких-то областях домашней жизни;

  • ориентировка в устройстве школьной жизни, умение ориентироваться в пространстве школы и попросить о помощи в случае затруднений, ориентироваться в расписании занятий;

  • умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела, принимать посильное участие, брать на себя ответственность.

Формирование стремления и потребности участвовать в устройстве праздника, понимания значения праздника дома и в школе, стремления порадовать близких, понимание того, что праздники бывают разными.

3. Овладение навыками коммуникации.

Планируемые результаты:

Формирование знания правил коммуникации и умения использовать их в актуальных для ребёнка житейских ситуациях:

  • умение решать актуальные житейские задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели (вербальную, невербальную);

  • умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор;

  • умение корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.;

  • умение получать и уточнять информацию от собеседника;

  • освоение культурных форм выражения своих чувств.

Расширение и обогащение опыта коммуникации ребёнка в ближнем и дальнем окружении.

Расширение круга ситуаций, в которых ребёнок может использовать коммуникацию как средство достижения цели.

IV. Практическая значимость.

- Формирование навыков самостоятельной ориентации в обществе.

- Способность к элементарным эмоциональным проявлениям.

- Выработка коммуникативных, поведенческих навыков.

- Оказание помощи родителям в развитии у детей социального опыта, коммуникативных навыков и умений, подготовке детей к самостоятельной жизни.

- Формирование представлений о правилах поведения в разных социальных ситуациях и с людьми разного социального статуса, со взрослыми разного возраста и детьми (старшими, младшими, сверстниками), со знакомыми и незнакомыми людьми:

  • знание правил поведения в разных социальных ситуациях: с близкими в семье; с учителями и учениками в школе; с незнакомыми людьми в транспорте, в парикмахерской, в театре, в кино, в магазине, в очереди и т.д.

Освоение необходимых ребёнку социальных ритуалов:

  • умение адекватно использовать принятые в окружении ребёнка социальные ритуалы;

  • умение вступить в контакт и общаться в соответствии с возрастом, близостью и социальным статусом собеседника;

  • умение корректно привлечь к себе внимание, отстраниться от нежелательного контакта, выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение и др.

Освоение возможностей и допустимых границ социальных контактов, выработки адекватной дистанции в зависимости от ситуации общения:

  • умение проявлять инициативу, корректно устанавливать и ограничивать контакт;

  • умение не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть благодарным за проявление внимания и оказание помощи;

  • умение применять формы выражения своих чувств соответственно ситуации социального контакта.

Расширение и обогащение опыта социального взаимодействия ребёнка в ближнем и дальнем окружении.

Ожидаемые результаты

В случае с учениками, умеренной умственной отсталостью, нельзя однозначно определить рамки ожидаемых успехов и запрограммировать. У каждого ребёнка свой темп, ритм развития, свои способности и ограничения, своя специфика. Можно лишь определить направления, в которых ученик будет развиваться, стараться поддерживать его на этом пути, и активно за ним стремиться:

* умение реагировать и общаться;

* получение максимальной самостоятельности в жизни в сфере удовлетворения собственных потребностей;

* определение критериев умения и навыков с целью самоконтроля и самооценки своих действий;

* создание словаря ребёнка

* умение выражать свои просьбы, одобрение, неодобрение

* использование пиктограмм, символов.

* умение выбирать

* умение заполнять деловые бумаги.

* умение участвовать в диалоге.

Расширение и обогащение опыта реального взаимодействия ребёнка с бытовым окружением, миром природных явлений и вещей:

  • формирование адекватного представления об опасности и безопасности для себя и для окружающих; сохранности окружающей предметной и природной среды;

  • использование вещей в соответствии с их функциями, принятым порядком и характером наличной ситуации (обучение прогнозированию последствий неправильного использования вещей на конкретных примерах).

Формирование целостной и подробной картины мира, упорядоченной во времени и пространстве, адекватно возрасту ребенка.

Формирование умения ребенка устанавливать связь между ходом собственной жизни и природным порядком.

Формирование умения ориентироваться в реалиях природных явлений:

  • умение устанавливать взаимосвязь со сверстниками (понимать, что «будет обязательно», «бывает», «иногда может быть», «не бывает», «не может быть»);

  • умение прогнозировать свои поступки и предотвращать нежелательные последствия.

Формирование внимания и интереса ребёнка к новизне и изменчивости окружающего, к их изучению, понимания значения собственной активности во взаимодействии со средой:

  • развитие у ребёнка любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы, включаться в совместную со взрослым исследовательскую деятельность;

  • развитие активности во взаимодействии с миром, понимание собственной результативности;

  • накопление опыта освоения нового при помощи экскурсий и путешествий.

Развитие способности ребёнка взаимодействовать с другими людьми, осмыслять и присваивать чужой опыт и делиться своим опытом, используя вербальные и невербальные возможности (игра, чтение, рисунок как коммуникация и др.):

  • умение передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком;

  • умение принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт других людей;

  • умение делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами с другими людьми.


  • Осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.
















Раздел I «Мой внешний вид и поведение»

Тема

Форма

Основная идея

Оборудование

Литература

1.

«Я-сам»

Дидакти-

ческая игра

выучить строение тела человека и функции основных его частей

таблички с изображением частей тела человека

Худенко Е.Д. Знакомство с окружающим миром.

2

«Одежда»

Объяснение

беседа о видах одежды

картинки

одежда

Худенко Е.Д. Знакомство с окружающим миром.

3

«Как нужно одеваться»

Компьютерная игра

умение пользоваться одеждой по сезону

картинки

одежда

« Я и другие»-компьютерная игра

4

«Мой любимый цвет в одежде»

Игра

воспитывать эстетический вкус, умение одеваться, сочетая цвета в одежде

карточки с видами цветов,

бумага, фломастеры, цветные карандаши

« Я и другие»-компьютерная игра

5

Все ли желания выполнимы»

Беседа

разбор и анализ жизненных ситуаций

плакаты по теме

Обухова Л.А и др. Новые 135 уроков здоровья или школа докторов

6

«Путешествие по городу»

Экскурсия

умение ориентироваться по городу, соблюдение правил дорожного движения

флажки

правила дорожного движения

7

«Я в гостях»

Ролевая игра

разбор и анализ жизненных ситуаций, закрепление правил гостевого этикета

предметы для сервировки стола, пригласительные открытки

Обухова Л.А и др. Новые 135 уроков здоровья или школа докторов

8

«Мой досуг"

Беседа

научить правильно составитьсвой режим дня

распорядок дня

Шипицына А.М.

« Развитие навыков общения лиц с нарушением интеллекта»

9

«Ответственное поведение»

Беседа

умение отвечать за свою безопасность и за безопасность других

карточки

Обухова Л.А и др. Новые 135 уроков здоровья или школа докторов

Раздел II «Я и моя среда»

п/п

Тема

Форма

Основная идея

Оборудование

Литература

1

«Я в школе»

Игра моделирование ситуации

рассказать о правилах поведения в школе и умение их соблюдать

иллюстрации

Богославский

« Веселый этикет»

« Правила поведения в школе»

2

«Чего не надо бояться»

Объяснение

научить ориентироваться в окружающем мире и умение защищать себя

плакаты

иллюстрации

Шипицына А.М.

« Развитие навыков общения лиц с нарушением интеллекта»

3

«Я на улице со сверстниками»

Игра

установление дружеских отношений со сверстниками, составление диалога и поддержка разговора

плакаты

«Я и другие»

4

«Как воспитывать уверенность и бесстрашие»

психологический тренинг

умение отстраниться от нежелательного контакта, выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение и др.

Маллер А.Р.

« Социальное воспитание и обучение с отклонениями в развитии»

5

«Вежливость»

беседа

учить пользоваться правилами вежливости в различных жизненных ситуациях

плакаты

карточки фильм

Обухова Л.А и др. «Новые 135 уроков здоровья или школа докторов»

6

«Как вести себя с незнакомыми людьми»

Беседа

умение отвечать за свою безопасность и за безопасность других

карточки

Обухова Л.А и др. «Новые 135 уроков здоровья или школа докторов»

7

«Если нужна твоя помощь»

практическое занятие

воспитывать чувства взаипомощи и ответственности

плакаты

предметы первой помощи

Обухова Л.А и др. «Новые 135 уроков здоровья или школа докторов»

Раздел III «Я и моя роль в обществе»

п/п

Тема

Форма

Основная идея

Оборудование

Литература

1

«Как плохо одному»

Беседа

Воспитывать чувство коллективизма.

Родионов В.А «Я и другие»

2

«Разговоры»

Инсценировка

Составление и проигрывание диалогов, научить правилам поведения во время разговора.

Плеша-

ков А.А.

«Азбука общения»

3

Как обращаться ко взрослым»

Ролевая игра

выработать навыки коммуникативного поведения

Шипицина А.М. «Развитие навыков общения»

4

«Как вести себя в общественных местах»

Беседа

расширить знания и умения вести себя в общественных местах

Шипицина А.М. «Развитие навыков общения»

5

«Как помочь больным и беспомощным»

Практическое занятие

развитие чувства сострадания, умения помочь пострадавшим

«Я и другие,

ОБЖ

6

«Спешите делать добро»

Утренник

воспитывать уважительное, доброе отношение к окружающим.

«Азбука общения»

7

«Почта»

Экскурсия

закрепить представления о необходимости отделения связи

Маллер А.Р.

« Социальное воспитание и обучение с отклонениями в развитии»

8

«Магазин»

Экскурсия

Рассказать о классификации промышленных продовольственных товаров, воспитывать желание помочь родителям

Шипицина А.М. «Развитие навыков общения лиц с нарушениями интеллекта»

9

«Культура здорового образа жизни»

Беседа

сформировать отрицательное отношение к курению, наркотикам, алкоголю

плакаты, памятки, таблицы.

Маллер А.Р.

« Социальное воспитание и обучение с отклонениями в развитии»

10

«Чувства и поступки»

Беседа

Сформировать правила контроля своих поступков

«Азбука общения»



Раздел IV «Я и мои деловые бумаги»

п/п

Тема

Форма

Основная идея

Оборудование

Литература

1

«Мои документы»

практическое занятие

Ознакомление с личными документами и их предназначением.

образцы и копии документов

2

«Телеграмма»

практическое занятие

умение писать о отправлять телеграммы

образцы и копии телеграмм

Маллер А.Р.

« Социальное воспитание и обучение с отклонениями в развитии»

3

« Деловое письмо: заявление»

практическое занятие

сформировать навыки грамотного письменного общения

образцы и копии деловых писем

4

«Напиши мне письмо»

практическое занятие

сформировать навыки грамотного письменного общения

образцы и копии письма и конвертов

Маллер А.Р.

« Социальное воспитание и обучение с отклонениями в развитии»

5

«Как написать расписку»

практическое занятие

ознакомление с распиской, написание

образцы и копии расписок

6

«Заполнение бланка заказа товаров»

практическое занятие

умение заполнять бланки

бланки и образцы заполнения бланок

7

«Заполнение квитанций»

практическое занятие

умение заполнять квитанции

бланки и квитанции

Маллер А.Р.

« Социальное воспитание и обучение с отклонениями в развитии»

8

«Мои паспортные данные»

практическое занятие

умение вносить паспортные данные

копии паспортов


© 2010-2022