- Преподавателю
- Другое
- Программа дополнительного образования «Развитие автономного поведения учеников с умеренной умственной отсталостью»
Программа дополнительного образования «Развитие автономного поведения учеников с умеренной умственной отсталостью»
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Абдрахманова С.З. |
Дата | 25.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Программа
«Развитие автономного поведения учеников с умеренной умственной отсталостью»
для учащихся с умеренной умственной отсталостью
возраст 14-16 лет
срок реализации 1 год
авторы составители: Абдрахманова С.З.
Фахретдинова Г.А.
Адрес образовательного учреждения: Челябинская область, Аргаяшский район, д. Березовка, ул.Новая д.1.
Пояснительная записка
Программа состоит из 4 разделов, включающих различные темы занятий детьми с умеренной умственной отсталостью. Она способствует социализации и интегрированию ученика в его социальном окружении. Она должна помочь ребёнку научиться вести себя в различных ситуациях.
Раздел I « Мой внешний вид и поведение»
II « Я и моя среда»
III « Я и моя роль в обществе»
IV « Я и мои деловые бумаги »
-
Актуальность.
В последнее время наблюдается тенденция к реализации личностно-ориентированной парадигмы образования, всесторонний учет способностей, наклонностей и интересов ребенка. Новая социальная обстановка, новые философские, педагогические и психологические мысли требуют изменений в сложившейся за многие годы в российской образовательной системе, а значит, нужен иной подход к организации и структуре учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной системе. И огромным толчком для переоценки отношения к проблемам в обучении детей с ОВЗ, к организации образовательного процесса стало внедрение ФГОС.
II. Целостность и логичность.
Развитие автономии происходит дома, когда ребёнок находится в семье, в школе, где него установлены контакты с учителями и учениками, в местах игр, где с ним сверстники. Иначе говоря - в широком социальном и культурном окружении, которое влияет на ход его развития.
Постоянно находясь с одними и теми же людьми, ребёнок ограничивается несколькими коммуникативными схемами, у него нет потребности выражать себя, поскольку все его хорошо знают. Пребывание в различных окружениях даёт шанс на независимость, установление различных контактов. Особенно важны встречи с различными людьми. Это способствует развитию всей личности.
Часто человек с ограниченными возможностями чувствует себя всегда в роли подчинённого, подопечного, нуждающегося в поддержке, заботе. Для развития здоровой и полноценной личности необходимо, чтобы лица с ограниченными возможностями могли также реализовываться в остальных ролях.
Эффективным способом развития автономии является предоставление возможности ученику проверить себя в различных ситуациях без излишней помощи со стороны. Например, это может быть визит к другу без родителей, поездка в лагерь, поход, экскурсия, встреча с друзьями. Только на собственном опыте ребёнок может научиться преодолевать трудности в беседе, решать конфликты и т.д.
Цель программы:
Проведение коррекционной и реабилитационной помощи детям с умеренной умственной отсталостью, стимулирование поддерживание процесса формирования автономного поведения, создание условий для самореализации на таком уровне и в таком объёме, которые доступны данному индивиду.
Задачи:
-
создание условий и стимулирование развития учеников;
-
способствование обретения ими самосознания;
-
научить чётко выражать свои потребности, отстаивать свои права;
-
вырабатывать неуступчивость и упорство в ситуациях игнорирования или давления со стороны других;
-
помочь сформировать такие черты и способности, которые понадобятся во взрослой жизни.
-
Качество и полнота методического обеспечения.
Принципы
- Соблюдение интересов ребёнка. Помощь подростку в устранении причин, негативно влияющих на поведение.
- Системность. Системный поход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений развития детей с умеренной умственной отсталостью.
- Согласованное участие всех специалистов и родителей в решении проблем ребёнка.
- Рекомендательный характер оказания помощи. Соблюдение прав родителей и защита законного права и интереса ребёнка.
Формы воспитательной работы
Объяснение
Рассказ
Беседа
Экскурсия
Практическое задание
Приемы воспитательной работы
Сюжетно-ролевая игра.
Игра-драматизация.
Дидактическая игра.
Викторина.
Направления работы.
Диагностирование коммуникативного навыка:
Распознавание потребностей, актуальных навыков и возможностей ребёнка, основываясь на информации от родителей, специалистов (логопед, психолог, соц. педагог).
Коррекционно-развивающая работа обеспечивает помощь в выражении своих мыслей, потребностей, чувств в доступной форме. Способствует развитию словарного запаса, формированию самостоятельности и независимости, представления о морали, самооценки.
1. Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и создания специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах.
Планируемые результаты:
-
умение адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя: в еде, в физической нагрузке, в приёме медицинских препаратов, осуществлении вакцинации;
-
понимание ребёнком того, что пожаловаться и попросить о помощи при проблемах в жизнеобеспечении - это нормально, необходимо, не стыдно, не унизительно;
-
умение адекватно выбрать взрослого и обратиться к нему за помощью, точно описать возникшую проблему, иметь достаточный запас фраз и определений ( терпеть нет сил; у меня болит …; извините, сладкие фрукты мне нельзя; у меня аллергия на …)
-
умение выделять ситуации, когда требуется привлечение родителей, и объяснять учителю (работнику школы) необходимость связаться с семьёй для принятия решения в области жизнеобеспечения;
-
умение обратиться ко взрослым при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи (Можно я пересяду? Мне не видно. / Я не поняла задание, пожалуйста повторите / Я не расслышала, повторите и т. д.)
-
Овладение социально-бытовыми умениями в повседневной жизни.
Планируемые результаты:
Формирование активной позиции ребёнка и укрепление веры в свои силы в овладении навыками самообслуживания: дома и в школе, стремления к самостоятельности и независимости в быту и помощи другим людям в быту:
-
освоение правил устройства домашней жизни, разнообразия повседневных бытовых дел (покупка продуктов, приготовление еды, покупка, стирка, глажка, чистка и ремонт одежды, поддержание чистоты в доме, создание тепла и уюта и т. д.), понимание предназначения окружающих в быту предметов и вещей. Понимание того, что в разных семьях домашняя жизнь может быть устроена по-разному.
-
умение включаться в разнообразные повседневные дела, принимать посильное участие, брать на себя ответственность в каких-то областях домашней жизни;
-
ориентировка в устройстве школьной жизни, умение ориентироваться в пространстве школы и попросить о помощи в случае затруднений, ориентироваться в расписании занятий;
-
умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела, принимать посильное участие, брать на себя ответственность.
Формирование стремления и потребности участвовать в устройстве праздника, понимания значения праздника дома и в школе, стремления порадовать близких, понимание того, что праздники бывают разными.
3. Овладение навыками коммуникации.
Планируемые результаты:
Формирование знания правил коммуникации и умения использовать их в актуальных для ребёнка житейских ситуациях:
-
умение решать актуальные житейские задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели (вербальную, невербальную);
-
умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор;
-
умение корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.;
-
умение получать и уточнять информацию от собеседника;
-
освоение культурных форм выражения своих чувств.
Расширение и обогащение опыта коммуникации ребёнка в ближнем и дальнем окружении.
Расширение круга ситуаций, в которых ребёнок может использовать коммуникацию как средство достижения цели.
IV. Практическая значимость.
- Формирование навыков самостоятельной ориентации в обществе.
- Способность к элементарным эмоциональным проявлениям.
- Выработка коммуникативных, поведенческих навыков.
- Оказание помощи родителям в развитии у детей социального опыта, коммуникативных навыков и умений, подготовке детей к самостоятельной жизни.
- Формирование представлений о правилах поведения в разных социальных ситуациях и с людьми разного социального статуса, со взрослыми разного возраста и детьми (старшими, младшими, сверстниками), со знакомыми и незнакомыми людьми:
-
знание правил поведения в разных социальных ситуациях: с близкими в семье; с учителями и учениками в школе; с незнакомыми людьми в транспорте, в парикмахерской, в театре, в кино, в магазине, в очереди и т.д.
Освоение необходимых ребёнку социальных ритуалов:
-
умение адекватно использовать принятые в окружении ребёнка социальные ритуалы;
-
умение вступить в контакт и общаться в соответствии с возрастом, близостью и социальным статусом собеседника;
-
умение корректно привлечь к себе внимание, отстраниться от нежелательного контакта, выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение и др.
Освоение возможностей и допустимых границ социальных контактов, выработки адекватной дистанции в зависимости от ситуации общения:
-
умение проявлять инициативу, корректно устанавливать и ограничивать контакт;
-
умение не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть благодарным за проявление внимания и оказание помощи;
-
умение применять формы выражения своих чувств соответственно ситуации социального контакта.
Расширение и обогащение опыта социального взаимодействия ребёнка в ближнем и дальнем окружении.
Ожидаемые результаты
В случае с учениками, умеренной умственной отсталостью, нельзя однозначно определить рамки ожидаемых успехов и запрограммировать. У каждого ребёнка свой темп, ритм развития, свои способности и ограничения, своя специфика. Можно лишь определить направления, в которых ученик будет развиваться, стараться поддерживать его на этом пути, и активно за ним стремиться:
* умение реагировать и общаться;
* получение максимальной самостоятельности в жизни в сфере удовлетворения собственных потребностей;
* определение критериев умения и навыков с целью самоконтроля и самооценки своих действий;
* создание словаря ребёнка
* умение выражать свои просьбы, одобрение, неодобрение
* использование пиктограмм, символов.
* умение выбирать
* умение заполнять деловые бумаги.
* умение участвовать в диалоге.
Расширение и обогащение опыта реального взаимодействия ребёнка с бытовым окружением, миром природных явлений и вещей:
-
формирование адекватного представления об опасности и безопасности для себя и для окружающих; сохранности окружающей предметной и природной среды;
-
использование вещей в соответствии с их функциями, принятым порядком и характером наличной ситуации (обучение прогнозированию последствий неправильного использования вещей на конкретных примерах).
Формирование целостной и подробной картины мира, упорядоченной во времени и пространстве, адекватно возрасту ребенка.
Формирование умения ребенка устанавливать связь между ходом собственной жизни и природным порядком.
Формирование умения ориентироваться в реалиях природных явлений:
-
умение устанавливать взаимосвязь со сверстниками (понимать, что «будет обязательно», «бывает», «иногда может быть», «не бывает», «не может быть»);
-
умение прогнозировать свои поступки и предотвращать нежелательные последствия.
Формирование внимания и интереса ребёнка к новизне и изменчивости окружающего, к их изучению, понимания значения собственной активности во взаимодействии со средой:
-
развитие у ребёнка любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы, включаться в совместную со взрослым исследовательскую деятельность;
-
развитие активности во взаимодействии с миром, понимание собственной результативности;
-
накопление опыта освоения нового при помощи экскурсий и путешествий.
Развитие способности ребёнка взаимодействовать с другими людьми, осмыслять и присваивать чужой опыт и делиться своим опытом, используя вербальные и невербальные возможности (игра, чтение, рисунок как коммуникация и др.):
-
умение передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком;
-
умение принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт других людей;
-
умение делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами с другими людьми.
-
Осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.
Раздел I «Мой внешний вид и поведение»
Тема
Форма
Основная идея
Оборудование
Литература
1.
«Я-сам»
Дидакти-
ческая игра
выучить строение тела человека и функции основных его частей
таблички с изображением частей тела человека
Худенко Е.Д. Знакомство с окружающим миром.
2
«Одежда»
Объяснение
беседа о видах одежды
картинки
одежда
Худенко Е.Д. Знакомство с окружающим миром.
3
«Как нужно одеваться»
Компьютерная игра
умение пользоваться одеждой по сезону
картинки
одежда
« Я и другие»-компьютерная игра
4
«Мой любимый цвет в одежде»
Игра
воспитывать эстетический вкус, умение одеваться, сочетая цвета в одежде
карточки с видами цветов,
бумага, фломастеры, цветные карандаши
« Я и другие»-компьютерная игра
5
Все ли желания выполнимы»
Беседа
разбор и анализ жизненных ситуаций
плакаты по теме
Обухова Л.А и др. Новые 135 уроков здоровья или школа докторов
6
«Путешествие по городу»
Экскурсия
умение ориентироваться по городу, соблюдение правил дорожного движения
флажки
правила дорожного движения
7
«Я в гостях»
Ролевая игра
разбор и анализ жизненных ситуаций, закрепление правил гостевого этикета
предметы для сервировки стола, пригласительные открытки
Обухова Л.А и др. Новые 135 уроков здоровья или школа докторов
8
«Мой досуг"
Беседа
научить правильно составитьсвой режим дня
распорядок дня
Шипицына А.М.
« Развитие навыков общения лиц с нарушением интеллекта»
9
«Ответственное поведение»
Беседа
умение отвечать за свою безопасность и за безопасность других
карточки
Обухова Л.А и др. Новые 135 уроков здоровья или школа докторов
Раздел II «Я и моя среда»
№
п/п
Тема
Форма
Основная идея
Оборудование
Литература
1
«Я в школе»
Игра моделирование ситуации
рассказать о правилах поведения в школе и умение их соблюдать
иллюстрации
Богославский
« Веселый этикет»
« Правила поведения в школе»
2
«Чего не надо бояться»
Объяснение
научить ориентироваться в окружающем мире и умение защищать себя
плакаты
иллюстрации
Шипицына А.М.
« Развитие навыков общения лиц с нарушением интеллекта»
3
«Я на улице со сверстниками»
Игра
установление дружеских отношений со сверстниками, составление диалога и поддержка разговора
плакаты
«Я и другие»
4
«Как воспитывать уверенность и бесстрашие»
психологический тренинг
умение отстраниться от нежелательного контакта, выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение и др.
Маллер А.Р.
« Социальное воспитание и обучение с отклонениями в развитии»
5
«Вежливость»
беседа
учить пользоваться правилами вежливости в различных жизненных ситуациях
плакаты
карточки фильм
Обухова Л.А и др. «Новые 135 уроков здоровья или школа докторов»
6
«Как вести себя с незнакомыми людьми»
Беседа
умение отвечать за свою безопасность и за безопасность других
карточки
Обухова Л.А и др. «Новые 135 уроков здоровья или школа докторов»
7
«Если нужна твоя помощь»
практическое занятие
воспитывать чувства взаипомощи и ответственности
плакаты
предметы первой помощи
Обухова Л.А и др. «Новые 135 уроков здоровья или школа докторов»
Раздел III «Я и моя роль в обществе»
№
п/п
Тема
Форма
Основная идея
Оборудование
Литература
1
«Как плохо одному»
Беседа
Воспитывать чувство коллективизма.
Родионов В.А «Я и другие»
2
«Разговоры»
Инсценировка
Составление и проигрывание диалогов, научить правилам поведения во время разговора.
Плеша-
ков А.А.
«Азбука общения»
3
Как обращаться ко взрослым»
Ролевая игра
выработать навыки коммуникативного поведения
Шипицина А.М. «Развитие навыков общения»
4
«Как вести себя в общественных местах»
Беседа
расширить знания и умения вести себя в общественных местах
Шипицина А.М. «Развитие навыков общения»
5
«Как помочь больным и беспомощным»
Практическое занятие
развитие чувства сострадания, умения помочь пострадавшим
«Я и другие,
ОБЖ
6
«Спешите делать добро»
Утренник
воспитывать уважительное, доброе отношение к окружающим.
«Азбука общения»
7
«Почта»
Экскурсия
закрепить представления о необходимости отделения связи
Маллер А.Р.
« Социальное воспитание и обучение с отклонениями в развитии»
8
«Магазин»
Экскурсия
Рассказать о классификации промышленных продовольственных товаров, воспитывать желание помочь родителям
Шипицина А.М. «Развитие навыков общения лиц с нарушениями интеллекта»
9
«Культура здорового образа жизни»
Беседа
сформировать отрицательное отношение к курению, наркотикам, алкоголю
плакаты, памятки, таблицы.
Маллер А.Р.
« Социальное воспитание и обучение с отклонениями в развитии»
10
«Чувства и поступки»
Беседа
Сформировать правила контроля своих поступков
«Азбука общения»
Раздел IV «Я и мои деловые бумаги»
№
п/п
Тема
Форма
Основная идея
Оборудование
Литература
1
«Мои документы»
практическое занятие
Ознакомление с личными документами и их предназначением.
образцы и копии документов
2
«Телеграмма»
практическое занятие
умение писать о отправлять телеграммы
образцы и копии телеграмм
Маллер А.Р.
« Социальное воспитание и обучение с отклонениями в развитии»
3
« Деловое письмо: заявление»
практическое занятие
сформировать навыки грамотного письменного общения
образцы и копии деловых писем
4
«Напиши мне письмо»
практическое занятие
сформировать навыки грамотного письменного общения
образцы и копии письма и конвертов
Маллер А.Р.
« Социальное воспитание и обучение с отклонениями в развитии»
5
«Как написать расписку»
практическое занятие
ознакомление с распиской, написание
образцы и копии расписок
6
«Заполнение бланка заказа товаров»
практическое занятие
умение заполнять бланки
бланки и образцы заполнения бланок
7
«Заполнение квитанций»
практическое занятие
умение заполнять квитанции
бланки и квитанции
Маллер А.Р.
« Социальное воспитание и обучение с отклонениями в развитии»
8
«Мои паспортные данные»
практическое занятие
умение вносить паспортные данные
копии паспортов