• Преподавателю
  • Другое
  • «Технология игры как способ реализации системно - деятельностного подхода в обучении»

«Технология игры как способ реализации системно - деятельностного подхода в обучении»

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение«Недокурскаякая средняя общеобразовательная школа»

663485,Красноярский край, Кежемский район, п. Недокура, ул.СупруговСамаль, д.2, 8(39143)2-45-51




«Рассмотрено» на

заседании МС

Протокол № ______

от «____» _____________ 2014 г.

«Утверждено»

Директор школы

_______________

«____» ______________ 2014 г.




Методический проект

« Технология игры

как способ реализации системно - деятельностного подхода в обучении».







Недокура


Особенности проекта. Актуальность

Сегодня социальный заказ общества на образование коренным образом отличается от предыдущего.

И одно из главных отличий состоит в том, что в основе Стандарта нового поколения предполагается внедрение системно - деятельностного подхода в обучении учащихся. Игровые технологии являются способом реализации системно-деятельностного подхода.

Очевидно, что традиционный объяснительно-иллюстративный метод обучения недостаточен сегодня для реализации нового социального заказа общества: способности к самоопределению, самореализации, формирования у учащихся качеств толерантности. Не актуальным стало заставлять детей внимательно слушать объяснение учителем нового материала, а потом следить, как дети точно сумели повторить его и пересказать «от сих до сих». А учебные примеры и картинки, сохранившиеся с «добрых старых времён» уже совсем не отражают современную жизнь, поэтому на современных уроках учитель не дает учащимся готовых ответов на сложные вопросы, а готовит такие интересные и увлекательные задания, выполнять которые ребята будут с помощью учителя, сами смогут формулировать тему урока, его основную проблему, сами откроют новые знания. Иногда педагог на таких уроках становиться навигатором, а не информатором.

Обоснование актуальности проекта

В современной школе возникает насущная потребность в расширении методического потенциала в целом, и в активных формах обучения в частности. К таким активным формам обучения в методике преподавания математики, относятся игровые технологии.

Проблемы:

1. Недостаточный уровень квалификации педагогов. Проблематичным является вопрос повышения квалификации, учет специфики преподаваемого предмета, разный базовый уровень подготовленности, нередко профессиональный консерватизм педагогов.

2. Педагогические кадры не готовы к развитию новых навыков и способностей, т.к. не умеют "строить систему требований к результатам обучения и помочь учащимся в достижении требуемых показателей.

3.Низкая успеваемость, учебная перегрузка, школьные стрессы чаще всего связываются педагогами с неспособностью школьников усваивать базовый уровень стандарта образования, а не с малоэффективными приемами и методами обучения и с отсутствием знаний о технологиях, построенных на современных представлениях о подходах к обучению.

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучении, которая позволяет сделать интересным и увлекательным не только работу учащихся на творческо - поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению предмета.

Актуальность применения игровых технологий на уроках в том, что:

  • игровые формы обучения на уроках создают возможности эффективной организации взаимодействия педагога и учащихся, продуктивной формы их общения с присущими им элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса;

  • в игре заложены огромные воспитательные и образовательные возможности;

  • в процессе игр дети приобретают самые различные знания о предметах и явлениях окружающего мира;

  • игра развивает детскую наблюдательность и способность определять свойства предметов, выявлять их существенные признаки;

  • игры очень хорошо уживаются с "серьезным" учением;

  • включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала;

  • разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету.

  • игры оказывают большое влияние на умственное развитие детей, совершенствуя их мышление, внимание, творческое воображение.

Известный французский ученый Луи де Бройль утверждал, что все игры (даже самые простые) имеют много общих элементов с работой ученого. В игре привлекает поставленная задача и трудность, которую можно преодолеть, а затем радость открытия и ощущение преодоленного препятствия. Именно поэтому всех людей, независимо от возраста, привлекает игра.
Назначение игр на уроках - развитие познавательных процессов у школьников (восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности и др.) и закрепление знаний, приобретаемых на уроках.
Характерным для каждой игры является, с одной стороны, решение различных дидактических задач: уточнение представлений о числе или в целом о математическом понятии и его существенных особенностях, развитие способности замечать сходство и различие между ними и т.д. В этом смысле игра носит обучающий характер.
С другой стороны, неотъемлемым элементом игры является игровое действие. Внимание ученика направлено именно на него, а уже в процессе игры он незаметно для себя выполняет обучающую задачу.
В настоящее время наука педагогика внесла большой вклад в развитие и разработку проблемы игры в школе, по-новому подошла к решению многих вопросов: придала исключительное значение содержанию игры, признала настоятельной необходимостью использование игровых технологий при изучении всех предметов в школе, что дает возможность учителям использовать новые методы преподавания и нетрадиционные формы уроков, повышающие интерес учащихся к учебе и эффективность учебных занятий.
Цель проекта: активизация учебно - познавательной деятельности учащихся через внедрение игровых технологий.

Задачи:

  • исследовать освещенность в научно-методической литературе сущности системно-деятельностного подхода в обучении;

  • изучить дидактические принципы организации учебной деятельности на уроках математики в рамках системно-деятельностного подхода;

  • обучение учащихся самостоятельному приобретению знаний в процессе игры;

  • создание банка разных видов игр по математике для использования в учебном процессе, на примере которых можно было бы создавать подобные игры по различным темам курса математики и в разных классах;

  • обобщить опыт использование игровых технологий как способ реализации системно-деятельностного подхода на уроках математики и распространить через участие в семинарах, методических объединениях.

Объект исследования: учащиеся 1-11 классов.

Предмет исследования: игровые технологии в системно-деятельностном подходе при обучении математики

Сроки реализации: 1 учебный год.

Гипотеза: на основании современных исследований психологов установлено, что современных детей и подростков не устраивает роль пассивных слушателей на уроке. Они ждут необычных форм знакомства с новым материалом, в которых могли бы воплотиться их активность, деятельный характер мышления, тяга к самостоятельности, и именно игровые технологии способствуют реализации данных потребностей учащихся.

Предполагаемые результаты проекта

  • 50% педагогов будут применять игровые технологии в своей деятельности

  • совершенствование педагогического мастерства учителя (распространение педагогического опыта).

  • устойчивый интерес учащихся к обучению;

  • повысить качество успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации

  • сформировать банк методического материала по игровым технологиям

разработать сборник

Ресурсы проекта

  • сенсорная доска; мультимедиа проектор;

  • средства телекоммуникации (выход в Интернет);

  • компьютеры, учебно-методические комплексы по предмету.

Мониторинг: Анализ внедрения игровой технологии на уроках математики с целью выявления их познавательных потребностей и заинтересованности учащихся.

Этапы проектной деятельности

Первый этап (подготовительный)

  • изучение литературы

  • разработка направлений деятельности по проекту;

  • отбор материала по использованию игровых технологий в учебном процессе;

  • анализ внедрения игровой технологии на уроках математики с целью выявления их познавательных потребностей и заинтересованности учащихся.

  • проведение творческого отчета по теме проекта

Второй этап (основной)

  • обобщение опыта работы по итогам года;

  • пополнение банка данных уроков, дидактических и методических разработок;

  • создание банка уроков, методических материалов по теме проекта;

  • проведение творческого отчета в форме открытого урока;

  • оформление и презентация инновационного портфолио

Третий этап (заключительный)

  • подведение итогов реализации проекта;

  • презентация проект на педагогическом совете.

Факторы риска

1.Проблемы материально-технического характера. Отсутствие:

  • интерактивная доска, компьютеров в кабинетах;

  • низкая скорость интернета, отсутствие локальной сети;

  • учебно-методические комплексы по предметам.

2.не все педагоги имеют желание к самообразованию (личностные характеристики);

Перспективный план развития

  • увеличить количество участников в различных конкурсах, конференциях и олимпиадах;

  • продолжать расширять и использовать приёмы игровых технологий в организации учебной деятельности в рамках системно-деятельностного подхода.








© 2010-2022