Экологический десант в природу на тему: «Чистые родники России»

Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Экологический десант в природу на тему: «Чистые родники России»Экологический десант в природу на тему: «Чистые родники России»Экологический десант в природу на тему: «Чистые родники России»Экологический десант в природу на тему: «Чистые родники России»МБУ ДО Районный Центр Внешкольной работы



МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА


Экологический десант в природу на тему:

«Чистые родники России»


Экологический десант в природу на тему: «Чистые родники России»


Разработала:

педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории

МБУ ДО РЦВР

Ряжских Ираида Борисовна





г. Красный Сулин

2015 г.


Экологический десант в природу на тему: «Чистые родники России»

Экологический десант в природу на тему: «Чистые родники России»

Экологический десант в природу на тему: «Чистые родники России»

(у родника в поселке Пригородном)


Цель: Показать важность экологических проблем в природе, влияние на экологическую ситуацию каждого человека.

Задачи: Развивать у учащихся умение самостоятельно добывать знания из различных источников информации, перерабатывать их и творчески применять в конкретной ситуации; умение работать командой, соревноваться.

Планируемые достижения учащихся:

  • Усвоить, что экология - это наука, которая учит бережно относиться к окружающему миру.

  • Понять, что в исчезновении родников виноваты люди.

  • Учиться защищать природные ресурсы.

  • Развивать индивидуальность в процессе творческих и интеллектуальных заданий.

Оборудование: медиапроектор, видеопрезентация, раздаточный материал (карта знаний), оформление кабинета (главные вопросы темы оформляются на доску), красная книга, изображение воды и источников, 2 ложки, 2 тарелки. Пригласить учителя химии.

Место проведения: лес, река, поле (в данном случае у родника в поселке Пригородном г. Красного Сулина), анализ в классе.

Направление: экологическое.

Аудитория: учащиеся 4-5-х классов.

Время: 60 мин.

Ход мероприятия:

В ходе мероприятия дети заполняют путевые листы (Приложение 1)

ЧАСТЬ 1. Около родника.

Определение темы и целей занятия.

(Чтение стихотворения учеником)

Родник был неприметен, неказист,
И не мечтал о водопадах.
Порой жалел, что не плечист,
Но дело было не в наградах.

Журчит родник, щебечут звонко птицы,
Цветут цветы, течёт-поёт ручей.
Родник легко обидеть, он ранимый,
Он всем принадлежит и он ничей.

Храни родник, как жизнь, как божий дар!
Не сотвори вовек ему плохого!
Журчит родник... И сердце расцветёт,
Как от приветно сказанного слова...

Действия учителя

Действия ученика

О чем пойдет речь на классном часу?

Итак, какова тема нашего занятия?

А куда совершаем мы наш экологический десант?

Определите цель занятия?

- Об одном из богатств нашей планеты - о родниках.

- Экологический десант в природу.

- Нас сегодня будет интересовать родник.

- Поговорить о воде, о ее пользе, дать определение родника, посмотреть на экологические проблемы.

Формулируем основные вопросы:

  • Что такое вода? Что такое родник? Что такое экология? (теория)

  • Почему самый чистый? (теория с практикой)

  • Как сделать чистым? (эксперимент с практикой)

  • Зачем сохранять чистым? (выводы)

Отвечая на данные вопросы, мы заполним наши путевые экологические листы (раздаточный материал Приложение 1.)

По дороге к роднику учитель ведет с ребятами беседу, загадывает загадки, предлагает решить ребусы, на одном привале организует игру «Водоносы»

- Что такое экология?

- Что такое природа?

- Какие природные ресурсы вы знаете?

- Что такое вода?

- В каком состоянии может быть вода?

«Загадки» (индивидуальное задание ученику)

1. Без пути и без дороги
Ходит самый длинноногий.

В тучах прячется, во мгле,
Только ноги на земле. (Дождь)

2. На дворе переполох -
С неба сыплется горох.
Съела шесть горошин Нина -
У неё теперь ангина. (Град)

3. Мягкий он, а не подушка,

Белый он, а не пушок,

Он холодный, как лягушка,

А согреешь - ручей. (Снег)

4. Кругом вода, а с питьём беда! (Море)

5. Много этого добра

Возле нашего двора,

А рукою не возьмёшь

И домой не принесёшь? (Туман)

А знаете ли Вы что… (индивидуальное задание ученику)

  • Без воды нет жизни: ни одна спора и ни одно семечко не прорастут, и не будут развиваться.

  • 75% поверхности Земли покрыто водой. 97,5% всей воды планеты сосредоточено в океанах, и только 2,5% воды является пресной. 70% от всего количества пресной воды заключено во льдах. Из оставшихся 30% большая часть пресной воды загрязнена, и только 1% можно назвать чистой водой.

  • Россия располагает большими запасами подземных вод, их потенциальный ресурс оценивается в 230 км3 в год, из которых 60% приходится на Европейскую часть РФ. Средняя водообеспеченность населения у нас одна из самых высоких в мире.

  • Синий цвет чистой океанской воды объясняется избирательным поглощением и рассеянием света в воде.

  • Чистота и прозрачность байкальской воды - результат жизнедеятельности рачков эпишура, пропускающих через себя всю воду озера трижды в год;

  • В человеке среднего веса четыре-пять ведер воды;

  • При утрате 2% воды от массы тела у человека появляется жажда, при потере 6-8 процентов - полуобморочное состояние, при потере 10% - начинаются галлюцинации и появляются проблемы с глотанием. При нехватке 12% - человек погибает.

  • Первый закон об охране вод был написан Петром I.

  • 35 миллиардов долларов ежегодно тратят жители развитых стран мира, покупая воду в бутылках. 2,7 тонн пластмассы каждый год расходуется на производство пластиковых бутылок, в которые затем разливается вода. 86% этой пластмассы оказывается в окружающей среде, вызывая гибель живых организмов.

РЕБУСЫ: Приложения 2,3,4,5,6

ЧАСТЬ 2. У родника.

Учитель

Ученик

Ребята, сегодня мы пришли в необычное место, волшебное: по своей красоте, первозданной чистоте. Где мы?

Что такое родник?


Как он образовался?


Какие бывают родники? Каким является этот?


Почему вода в роднике называется «живой»?







Какого санитарное состояние этого родника?


А почему многие родники исчезают? Кто в этом виноват?

Что делать?

Какая наука учит бережно относиться к природным богатствам?

- Мы у родника.

- ( заранее приготовлено учащимся) Родни́к (исто́чник, ключ, крини́ца) - естественный выход подземных вод на земную поверхность на суше или под водой (подводный источник). (ВИКИПЕДИЯ)

- Идет дождь. Он проходит через почву и песок пока не встретит слой глины. Накапливается вода и по наклонной поверхности стекает вниз, пока найдёт выход. Этот выход называется родником.
Родник, из которого вытекает маленький ручей, может быть началом реки.

- Родники бывают: восходящими - напорными и нисходящими - безнапорными; временно действующими и постоянно действующими и др.

По температуре родники делятся на холодные, тёплые, горячие, кипящие.

Данный родник нисходящий, холодный.

- Родниковая вода называется "живой" водой, т.к. она проходит многие километры сквозь мелкий песок, насыщается микроэлементами, вода идеально фильтруется.
Температура родниковой (ключевой) воды до 6 С, что препятствует размножению в ней болезнетворных бактерий.
Если человек часто употребляет родниковую воду, он меньше подвержен различным заболеваниям. Чистая родниковая вода исцеляет многие болезни и увеличивает продолжительность жизни.
Установлено, что через 3 часа родниковая вода во многом теряет свои лечебные свойства. Поэтому пить родниковую воду надо, конечно же, у самих родников. Природная родниковая вода дарит энергию тем, кто её пьет.
На некоторых родниках сооружены часовни, которые представляют собой историческую и культурную ценность.
Вода из источника может быть пресной или минерализованной. В первом случае мы говорим о родниках и ключах, во втором - об источнике минеральных вод.

- Санитарное состояние родника на момент обнаружения - не удовлетворительное.

Донце и руслогрязные, как и вода. Вокруг родника обнаружен хозяйственный мусор: полиэтиленовые бутылки, пакеты, бумага.

- Они загрязняются, а загрязняют их люди бытовыми отходами, моют машины и многое другое.

- Очистить территорию вокруг родника (дети собирают мусор в мешки и уносят их в контейнеры).

- Экология.

УЧИТЕЛЬ ДОПОЛНЯЕТ ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ ПО ХОДУ ВСЕЙ БЕСЕДЫ.

Результат работы: зарисуйте этот родник.

Игра «Водоносы»

Цель игры: формирование и развитие навыков аккуратности, осторожности, внимательности, умения «держать себя в руках», точности движений.

Оборудование: при условии, если соревнуются между собой две команды, потребуется, четыре пластмассовые или железные либо алюминиевые миски, две из которых наполнены водой, а две - пустые, две столовые ложки из нержавеющей стали или алюминия, можно деревянные.

Ход игры:

Одновременно в соревновательной эстафете принимают участие все дети.
Через несколько шагов, на небольшом расстоянии от команды, устанавливаются первая (с водой) и вторая пустая миска.
Ведущий раздает каждой команде по одной ложке, объясняя правила игры и поздравляя их с тем фактом, что они теперь стали почетными водоносами. По правилам, игрок должен набрать в ложку воды, а затем осторожно, чтобы не расплескать ее, держа ложку за ручку, на вытянутой руке донести ее до пустой миски и вылить в нее воду. Причем по условиям не разрешается помогать себе другой рукой, чтобы придержать ложку: действовать следует лишь одной рукой. Затем, вернувшись к команде, передать ложку следующему игроку, который снова наберет воды и проделает то же самое вплоть до того момента, пока не закончится вода в первой миске.

Побеждает та команда, которая не только быстрее по времени переносил всю воду, но и меньше всего ее прольет.

Практическое занятие:

- Сегодня с нами экологический десант совершает Ольга Федоровна Александровна, учитель химии, она нам покажет и расскажет, как можно в условиях природы очистить воду. (Показ опыта)

-Ольга Федоровна, требуется ли этой воде из родника очистка?

- Какую воду нужно чистить?

- Как правильно ее отфильтровать?

Зарисовка опыта в листе.

Создание ситуации успеха:

Слово учителя: Закройте глаза, представьте, что где-то в Глубинах Космоса, этой бесконечной жизни, вспыхнул свет и в мгновение ока достиг Земли - матушки. Лучик света, такой трепетный и нежный, но преисполненный величия и силы звездочкой коснулся поверхности Земли и там, в глубине ее, вдруг возникло движение.
К точке касания стали стремительно, но спокойно подниматься волны неизъяснимой радости, одна за другой. Это сама жизнь в Прекрасной Полноте своей является перед нами.
Как святые прикасались посохом своим к земле, и возникал родник, так и вы раскройте себя навстречу жизни, и, наполнившись живым светом, пролейтесь наружу живой Водой.
И вот он, родник, возникает из Вас самих…
Легкими, неслышными толчками изливается из глубины хрустальная вода, и наполняется чаша до краев и светится вода сиянием солнечных лучей, окрашенная лазурью небесного свода и пением птиц.
Журчит ручей, бегущий навстречу множеству ручейков, чтобы объединиться где-то там, вдали в океане.
Зачерпните чашей рук своих воду родника, поднесите к лицу своему и ощутите запах свежести необыкновенной. Вкусите этой искрящейся воды, обжигающей чистотой своей. Это запах и вкус Жизни, данной нам Отцом Небесным в сиянии Воли Его.
Наклонитесь над зеркалом родника и всмотритесь в прекрасные образы, всплывающие в нем.
А все кривое, безобразное ложится на дно, окутывается песчинками, исчезая в забытьи.
Посмотрите вокруг себя - этот мир раскрылся сияющей Красотой - необозримой и вечной!

Чтение стихотворения учащимся:

Живой родник, с живой водою
Природой нам подарен он,
И мы сберечь должны с тобою,
И людям тем большой поклон,
Кто родники оберегает,
И чтит природные дары,
От всех невзгод родник спасает,
Как светлый лучик доброты.

( Ребята пьют из «живого» источника)


Дорога в школу

Конкурс ораторов:

Учитель: Вы насытились мудростью веков, мудростью поколений, мудростью матери-Земли, а теперь я хочу проверить, насколько вы мудры. Докажите или опровергните следующее рассуждение:

Родник - не просто источник питьевой воды,
это - живая нить, которая связывает нас
не только с прошлым, но и с будущим.
Народная мудрость


ЧАСТЬ 3. В классе.

ВЫВОД: Вода - одно из главных богатств на Земле. Без воды жить на Земле невозможно. Человеку, животным, растениям нужна вода. Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. Одним из источников пресной чистейшей воды является родник.

- Ребята, как нужно охранять родники? (ответы детей)

- Вода украшает нашу природу. Берегите её от загрязнения! Экономьте её! Ведь человек - это тоже частичка окружающего мира. Зная это, человек должен понимать, что с природой надо обращаться бережно.

Чтение стихотворения учеником:

В природе путешествует вода,
Она не исчезает никогда:
То в снег превратится, то в лёд,
Растает - и снова в поход.

По горным вершинам,
Широким равнинам.
Вдруг в небо взовьётся,
Дождями вернётся.

Вокруг оглянитесь,
В природу вглядитесь:
Вас окружает везде и всегда -
Эта волшебница, чудо - вода!

Учитель: Возьмите листок обратной связи и заполните его.

  • Я сегодня задумался:

  • Я сегодня узнал:

  • Меня удивило:

  • Я сделал вывод:

Учитель: В заключение нашего мероприятия давайте посмотрим видеоролик (прилагается) и ответим на следующие вопросы:

1. Какие экологические проблемы поднимает автор видеоролика?

2. Какие экологические вопросы вы хотели бы еще затронуть?

3. Известный писатель Михаил Михайлович Пришвин сказал: «Берегите природу! Если будет вода и ни одной рыбки - я не поверю воде. И пусть в воздухе кислород, но не летает в нем ласточка - я не поверю и воздуху. И лес без зверей с одними людьми - не лес…». О чем говорил Пришвин?


Источники:

festival.1september.ru

pedsovet.su

mudryj-gnom.3dn.ru

ru.wikipedia.org

yandex.ru/image

Овчинников А. М. Общая гидрогеология. М., 1954

openclass.ru

Орлова Л. «Тайный код воды». Минск., 2006


Приложение 1

1 частьЭкологический десант в природу на тему: «Чистые родники России»

Экология - это __________________

_______________________________

Очистка воды в природе: (практический опыт с учителем химии)



2 частьЭкологический десант в природу на тему: «Чистые родники России»

Вода - это _________________________

Родник - это _______________________

Зарисовать родник.

3 частьЭкологический десант в природу на тему: «Чистые родники России»

Польза родников:


4 частьЭкологический десант в природу на тему: «Чистые родники России»

Листок обратной связи:

  • Я сегодня задумался: ________________________

_______________________________

  • Я сегодня узнал: ________________________

______________________________________

  • Меня удивило: ________________________________________

  • Я сделал вывод: _______________________________________________

Кто виноват?

1

2

3

Что делать?

1

2

3

Приложение 2

Экологический десант в природу на тему: «Чистые родники России»


Приложение 3

Экологический десант в природу на тему: «Чистые родники России»

Приложение 4

Экологический десант в природу на тему: «Чистые родники России»

Приложение 5

Экологический десант в природу на тему: «Чистые родники России»





Приложение 6

Экологический десант в природу на тему: «Чистые родники России»


© 2010-2022