Статья: РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНО – ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ

Исследуя развитие современного общества, различные авторы характеризуют его новую стадию развития по-разному, но наиболее распространенным является определение современного общества как общества информационного типа. Каково место учителя информатики в современном информационном обществе? Исследование истории становления информатики как предмета выявило, что: -       ввод в школьный учебный план нового предмета: «Основы информатики и вычислительной техники» явился исторической необходимостью, про...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНО - ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ

Хамаева Ф. С.

Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение г. Иркутска средняя общеобразовательная школа №38

Исследуя развитие современного общества, различные авторы характеризуют его новую стадию развития по-разному, но наиболее распространенным является определение современного общества как общества информационного типа. Каково место учителя информатики в современном информационном обществе?

Исследование истории становления информатики как предмета выявило, что:

  • ввод в школьный учебный план нового предмета: «Основы информатики и вычислительной техники» явился исторической необходимостью, продиктованной бурным развитием информатики и вычислительной техники и компьютеризацией всех областей народного хозяйства в конце 20-го столетия. В те годы школьный курс информатики ставил целью развитие логического мышления у школьников и ликвидация компьютерной безграмотности;

  • отсутствие квалифицированных учителей информатики, низкий уровень учебно-методического и материально-технического обеспечения, высокий уровень трудозатратности в преподавании определили очень низкий статус информатики, на фоне остальных предметов, с первых лет его введения в учебные планы;

  • структура и содержание информатики определялся состоянием научной разработанности теоретических и прикладных аспектов данного предмета, интересами общества, компьютерной оснащенностью учебных заведений и профессиональной компетентностью учителя;

  • с конца 90-х годов 20-го столетия началось оснащение учебных заведений идентичными по своей архитектуре IBM-совместимыми профессиональными персональными компьютерами, что привело к определенной стандартизации структуры и содержания информатики на всех уровнях ее изучения и на учителя информатики стали обращать внимание, как на специалиста информационных технологий;

  • в связи с социально-экономической стабилизацией последних лет и со всеобщей компьютеризацией наметился ускоренный переход общества к информационному типу, что определило систему базовых знаний по информатике и компьютерной технике - ту базу знаний, которая может служить основой для продолжения образования на уровнях СПО и ВПО или для использования ПК в своей профессиональной деятельности;

  • в последние годы заметно повысился статус информатики. Современный учитель информатики не только занят преподаванием школьной информатики, но и занимается эксплуатацией компьютерной техники, стал главным действующим лицом в процессе информатизации общества и образования, что требует от него постоянного самообразования в области информационных технологий.

Таким образом профессиональную жизнеспособность педагога определяют сформированные компетенции.

На данном этапе развития педагогической науки не существует точного определения понятий «компетентность» и «компетенция». Различные ученые выдвигают свою гипотезы по данному вопросу. Наиболее приемлемой кажется точка зрения доктора педагогических наук Андрея Викторовича Хуторского:

- компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности;

- компетенция - совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно и продуктивно действовать по отношению к ним.

Критерии определения компетентности и компетенции преподавателя.

Первыми шагами в формировании компетентностей преподавателя, по мнению специалистов, являются:

  • обучение «жизненным навыкам» (справляться со своими личными проблемами; со стрессами; управлять своим временем; читать инструкции, соблюдать правила; оформлять деловую документацию)

  • обучение «надпредметным умениям» (обрабатывать и систематизировать текстовую и числовую информацию);

  • быть инициативным (предлагать нестандартное решение, уметь аргументировано отстаивать свою точку зрения);

Формирование перечисленных компетентностей происходит на теоретическом уровне, но основная их часть формируется на практике.

В соответствии с современными тенденциями образования к общепедагогическим компетентностям относят следующие:

  • повышать свою квалификацию или полностью переучиваться;

  • быстро оценивать ситуацию и свои возможности;

  • самостоятельно учиться;

  • принимать решения и нести за них ответственность;

  • адаптироваться к меняющимся условиям жизни и труда;

  • нарабатывать новые способы деятельности или трансформировать прежние с целью их оптимизации.

Остановимся детальнее на ключевых компетенциях преподавателя. Выделяют семь ключевых образовательных компетенций:

  • Ценностно-смысловая компетенция. Это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными представлениями преподавателя, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Эта компетенция обеспечивает механизм самоопределения преподавателя в ситуациях учебной или иной деятельности.

  • Общекультурная компетенция - круг вопросов, в которых преподаватель должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных. Общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере.

  • Учебно-познавательная компетенция - это совокупность компетенций преподавателя в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности.

  • Информационная компетенция - компетенция обеспечивает навыки деятельности преподавателя с информацией, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.

  • Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способами взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.

  • Социально-трудовая компетенция означает владение знанием и опытом в гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в области семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в профессиональном самоопределении. В эту компетенцию входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.

  • Компетенция личностного самосовершенствования направлена на то чтобы осваивать способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку.

  • Общепредметные (базовые) компетенции преподавателем моделируются на основе общепредметного содержания образования, которое начинается с определения его места на каждом этапе - начальном, основном, среднем.

Общепредметная компетенция предполагает владение современными педагогическими технологиями, связанными с тремя компетенциями, очень важными для преподавателя:

  • Культурой коммуникации при взаимодействии с людьми

  • Умением получать информацию в своей предметной области, преобразуя ее в содержании обучения и используя для самообразования,

  • Умением передавать свою информацию другим.

Представим образ учителя информатики в виде уровней:

  1. Пропедевтический - уровень «пользователя ПК» самый низкий по сложности, объему, научности и фундаментальности и включает знания пользовательского характера, достаточный для диалога с ПК и организации занятий типа: знакомство с компьютером; набор и распечатка текста; рисование с помощью мыши или планшета; просмотр фотографий и видео; работа в специальных для данной аудитории программах (обучающие, игровые) и т.д..

  2. Базовый - уровень «продвинутого пользователя», который в совершенстве владеет знаниями, умениями и навыками в области информационных технологий и программирования, требуемых Федеральным базисным планом и всеми школьными учебниками по информатике, т.е. это уровень профессиональной компетентности учителя информатики, необходимый для решения профессиональных задач по преподаванию информатики на базовом уровне по стандарту среднего (полного) общего образования.

  3. Профильный - уровень «пользователя-мастера», который в первую очередь овладел предыдущими двумя уровнями предметных компетенций и затем достиг такого уровня, когда решает задачи: информатизации образования, настройки и модернизации компьютерной техники, наладка и администрирование компьютерных сетей, проектирование новых компьютерных курсов, оценка эффективности использования тех или иных информационных технологий в образовании, преподавание информатики в учебных заведениях среднего (полного) общего образования (профильный уровень) и в учреждениях начального и среднего непрофильного образования.

  4. Средний специальный - уровень «педагога-инженера», преподавателя ИТ-дисциплин начального и среднего профессионального образования.

  5. Высший специальный - уровень «педагога-исследователя», преподавателя ИТ-дисциплин среднего и высшего профессионального образования (в том числе педагогического - по специальности: Информатика), исследователя по методике обучения информатике, а также в области педагогических и информационных технологий.

Для понимания того, какие компетенции необходимо развить, отнесите себя к какой-нибудь группе.


© 2010-2022