- Преподавателю
- Другое
- Статья: РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНО – ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ
Статья: РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНО – ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Хамаева Ф.С. |
Дата | 01.02.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНО - ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ
Хамаева Ф. С.
Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение г. Иркутска средняя общеобразовательная школа №38
Исследуя развитие современного общества, различные авторы характеризуют его новую стадию развития по-разному, но наиболее распространенным является определение современного общества как общества информационного типа. Каково место учителя информатики в современном информационном обществе?
Исследование истории становления информатики как предмета выявило, что:
-
ввод в школьный учебный план нового предмета: «Основы информатики и вычислительной техники» явился исторической необходимостью, продиктованной бурным развитием информатики и вычислительной техники и компьютеризацией всех областей народного хозяйства в конце 20-го столетия. В те годы школьный курс информатики ставил целью развитие логического мышления у школьников и ликвидация компьютерной безграмотности;
-
отсутствие квалифицированных учителей информатики, низкий уровень учебно-методического и материально-технического обеспечения, высокий уровень трудозатратности в преподавании определили очень низкий статус информатики, на фоне остальных предметов, с первых лет его введения в учебные планы;
-
структура и содержание информатики определялся состоянием научной разработанности теоретических и прикладных аспектов данного предмета, интересами общества, компьютерной оснащенностью учебных заведений и профессиональной компетентностью учителя;
-
с конца 90-х годов 20-го столетия началось оснащение учебных заведений идентичными по своей архитектуре IBM-совместимыми профессиональными персональными компьютерами, что привело к определенной стандартизации структуры и содержания информатики на всех уровнях ее изучения и на учителя информатики стали обращать внимание, как на специалиста информационных технологий;
-
в связи с социально-экономической стабилизацией последних лет и со всеобщей компьютеризацией наметился ускоренный переход общества к информационному типу, что определило систему базовых знаний по информатике и компьютерной технике - ту базу знаний, которая может служить основой для продолжения образования на уровнях СПО и ВПО или для использования ПК в своей профессиональной деятельности;
-
в последние годы заметно повысился статус информатики. Современный учитель информатики не только занят преподаванием школьной информатики, но и занимается эксплуатацией компьютерной техники, стал главным действующим лицом в процессе информатизации общества и образования, что требует от него постоянного самообразования в области информационных технологий.
Таким образом профессиональную жизнеспособность педагога определяют сформированные компетенции.
На данном этапе развития педагогической науки не существует точного определения понятий «компетентность» и «компетенция». Различные ученые выдвигают свою гипотезы по данному вопросу. Наиболее приемлемой кажется точка зрения доктора педагогических наук Андрея Викторовича Хуторского:
- компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности;
- компетенция - совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно и продуктивно действовать по отношению к ним.
Критерии определения компетентности и компетенции преподавателя.
Первыми шагами в формировании компетентностей преподавателя, по мнению специалистов, являются:
-
обучение «жизненным навыкам» (справляться со своими личными проблемами; со стрессами; управлять своим временем; читать инструкции, соблюдать правила; оформлять деловую документацию)
-
обучение «надпредметным умениям» (обрабатывать и систематизировать текстовую и числовую информацию);
-
быть инициативным (предлагать нестандартное решение, уметь аргументировано отстаивать свою точку зрения);
Формирование перечисленных компетентностей происходит на теоретическом уровне, но основная их часть формируется на практике.
В соответствии с современными тенденциями образования к общепедагогическим компетентностям относят следующие:
-
повышать свою квалификацию или полностью переучиваться;
-
быстро оценивать ситуацию и свои возможности;
-
самостоятельно учиться;
-
принимать решения и нести за них ответственность;
-
адаптироваться к меняющимся условиям жизни и труда;
-
нарабатывать новые способы деятельности или трансформировать прежние с целью их оптимизации.
Остановимся детальнее на ключевых компетенциях преподавателя. Выделяют семь ключевых образовательных компетенций:
-
Ценностно-смысловая компетенция. Это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными представлениями преподавателя, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Эта компетенция обеспечивает механизм самоопределения преподавателя в ситуациях учебной или иной деятельности.
-
Общекультурная компетенция - круг вопросов, в которых преподаватель должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных. Общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере.
-
Учебно-познавательная компетенция - это совокупность компетенций преподавателя в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности.
-
Информационная компетенция - компетенция обеспечивает навыки деятельности преподавателя с информацией, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.
-
Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способами взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.
-
Социально-трудовая компетенция означает владение знанием и опытом в гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в области семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в профессиональном самоопределении. В эту компетенцию входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.
-
Компетенция личностного самосовершенствования направлена на то чтобы осваивать способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку.
-
Общепредметные (базовые) компетенции преподавателем моделируются на основе общепредметного содержания образования, которое начинается с определения его места на каждом этапе - начальном, основном, среднем.
Общепредметная компетенция предполагает владение современными педагогическими технологиями, связанными с тремя компетенциями, очень важными для преподавателя:
-
Культурой коммуникации при взаимодействии с людьми
-
Умением получать информацию в своей предметной области, преобразуя ее в содержании обучения и используя для самообразования,
-
Умением передавать свою информацию другим.
Представим образ учителя информатики в виде уровней:
-
Пропедевтический - уровень «пользователя ПК» самый низкий по сложности, объему, научности и фундаментальности и включает знания пользовательского характера, достаточный для диалога с ПК и организации занятий типа: знакомство с компьютером; набор и распечатка текста; рисование с помощью мыши или планшета; просмотр фотографий и видео; работа в специальных для данной аудитории программах (обучающие, игровые) и т.д..
-
Базовый - уровень «продвинутого пользователя», который в совершенстве владеет знаниями, умениями и навыками в области информационных технологий и программирования, требуемых Федеральным базисным планом и всеми школьными учебниками по информатике, т.е. это уровень профессиональной компетентности учителя информатики, необходимый для решения профессиональных задач по преподаванию информатики на базовом уровне по стандарту среднего (полного) общего образования.
-
Профильный - уровень «пользователя-мастера», который в первую очередь овладел предыдущими двумя уровнями предметных компетенций и затем достиг такого уровня, когда решает задачи: информатизации образования, настройки и модернизации компьютерной техники, наладка и администрирование компьютерных сетей, проектирование новых компьютерных курсов, оценка эффективности использования тех или иных информационных технологий в образовании, преподавание информатики в учебных заведениях среднего (полного) общего образования (профильный уровень) и в учреждениях начального и среднего непрофильного образования.
-
Средний специальный - уровень «педагога-инженера», преподавателя ИТ-дисциплин начального и среднего профессионального образования.
-
Высший специальный - уровень «педагога-исследователя», преподавателя ИТ-дисциплин среднего и высшего профессионального образования (в том числе педагогического - по специальности: Информатика), исследователя по методике обучения информатике, а также в области педагогических и информационных технологий.
Для понимания того, какие компетенции необходимо развить, отнесите себя к какой-нибудь группе.