• Преподавателю
  • Другое
  • Авторская программа коррекционной работы театрального кружка «Студия юного актера»

Авторская программа коррекционной работы театрального кружка «Студия юного актера»

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа коррекционной работы театрального кружка

«Студия юного актера»


  1. Пояснительная записка

В основе занятий театром лежит игра, поскольку занимает значительное место в постижении мира. В процессе игры дети совместно с учителем моделируют вымышленные и реальные ситуации, которые будят воображение и развивают стремление к творчеству. Программа «Студия юного актера» преследует те же цели, что и другие дисциплины художественного цикла опираясь на синтетическую природу театрального искусства, способствовать раскрытию творческого потенциала каждого ребенка, помочь овладеть навыками коллективного взаимодействия и общения, привить через театр интерес к мировой художественной культуре и дать первичные сведения о ней. Курс направлен на воспитание и развитие понимающей, умной, интересной личности, обладающей художественным вкусом, разносторонними взглядами, имеющей собственное мнение.

В педагогической теории и практике вопросам театрального воспитания отводилось и отводится не так много места, недостаточно изучены возможности театрального образования и влияния его на общий ход развития детей. Мало внимания уделяется театральному образованию детей младшего школьного возраста, которое больше сводится к дополнительному образованию, а значит, не охватывает каждого ребенка и предоставляет право выбора в большей степени родителям, которые предпочитают обучение детей предметам искусства, исходя из собственных интересов.

Программа коррекционной работы театрального кружка «Студия юного актера» разработана для обучающихся 1-4 классов.

Развитие художественно-творческих способностей личности была и остается одной из актуальных проблем педагогики и психологии. Особенно эта проблема обостряется в сложные критические периоды жизни общества, когда наиболее остро ощущается необходимость в творческих личностях, способных самостоятельно, по-новому разрешать возникшие трудности. Развитие творческой личности не представляется возможным без использования такого эффективного средства воспитания как художественное творчество. Особое место в котором занимает театр, способный приобщить к общечеловеческим духовным ценностям и сформировать творческое отношение к действительности, являясь средством и способом самопознания, самораскрытия и самореализации.

Театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способен помочь ребенку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя (разумеется, на первых порах с педагогом) и играя.

Введение преподавания театрального искусства в во внеурочную деятельность в коррекционных школах способно эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс. Сплочение коллектива класса, расширение культурного диапазона учеников, повышение культуры поведения - всё это возможно осуществлять через обучение и творчество на театральных занятиях в школе. Особое значение театральное творчество приобретает в начальной школе. Оно не только помогает воспитывать, но и обучает с помощью игры, т.к. для детей игра в этом возрасте - основной вид деятельности, постоянно перерастающий в работу (обучение).

Актерский тренинг предполагает широкое использование элемента игры. Подлинная заинтересованность ученика, доходящая до азарта, - обязательное условие успеха выполнения задания. Именно игра приносит с собой чувство свободы, непосредственность, смелость.

Большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.

Важной формой занятий являются экскурсии в театр, где дети напрямую знакомятся с процессом подготовки спектакля: посещение гримерной, костюмерной, просмотр спектакля. После просмотра спектакля предполагаются следующие виды деятельности: беседы по содержанию и иллюстрирование.

Беседы о театре знакомят школьников в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей.

Изучение основ актёрского мастерства способствует формированию у обучающихся наглядно-образного мышления, художественного вкуса и эстетического отношения к действительности.

В связи с актуальностью проблемы нами принято решение - разработать коррекционную программу как эффективное средство коррекции выявленных нарушений у детей.

Для решения поставленных задач используются дидактические игры, упражнения и продуктивные виды деятельности, приёмы и методы, направленные на формирование наглядно-образного мышления и умения ориентации в пространстве.

Концептуальными основами организации коррекционного процесса является обеспечение оптимальных условий для системного, непрерывного комплексного обучения детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.

Программа предназначена для детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.

Разработка программы коррекционных мероприятий в зависимости от характера происхождения и конкретного механизма нарушений, направлена на их предупреждение, уменьшение или устранение.

Предлагаемая коррекционная программа может быть использована педагогами коррекционных учреждений: логопедами, психологами, учителями-дефектологами, воспитателями, работающими с детьми младшего школьного возраста с умственной отсталостью.

Цель программы: всестороннее развитие личности ребенка, путем формирования наглядно-образного мышления и развития творческих способностей у детей средствами театрального искусства.

Задачи программы:

  1. Способствовать раскрытию и развитию творческого потенциала каждого ребенка;

  2. Развивать ритмические способности и координацию движений.

  3. Развивать способность создавать образы живых существ и предметов через пластические возможности своего тела.

  4. Развивать способности создавать образы с помощью жеста и мимики.

  5. Развивать воображение, музыкальность, выразительность, способность к пластической импровизации в соответствии с характером и настроением музыкальных произведений.

  6. Развивать речевой аппарат посредством артикуляционной гимнастики. Улучшать дикцию, тренировать точное и четкое произношение гласных и согласных звуков. Нормировать четкую, грамотную речь.

  7. Пополнять словарный запас, образный строй речи. Помочь овладеть навыками коллективного взаимодействия и общения;

  8. Через театр привить интерес к мировой художественной культуре и знакомить детей с терминологией театрального искусства, с театральными профессиями

  9. Совершенствовать память, внимание, наблюдательность, мышление воображение, быстроту реакции, инициативность и выдержку

  10. Применение специально подобранных форм и методов для развития наглядно-образного мышления у детей с умственной отсталостью

  11. Формирование социально-адаптивного поведения, позволяющего ребенку быть адекватным и самостоятельным в различных бытовых и простейших социальных ситуациях.

  12. Формирование навыков выполнения различных видов предметно - практических действий с использованием сохранных анализаторов.

Принципы составления коррекционной программы:


  1. Деятельностный принцип коррекции. В данной программе учитывается ведущая деятельность младшего школьного возраста - игра, подобраны игры и игровые упражнения на развитие и формирование мышления, зрительного восприятия и пространственной ориентации.

  2. Принцип единства коррекции и диагностики. Этот принцип отражает целостность процесса оказания психологической помощи.

  3. Принцип учёта возраста, психологических и индивидуальных особенностей.

  4. Принцип комплексности методов психологического воздействия.

  5. Принцип вариативности в выборе средств и методов коррекционного воздействия.

  6. Принцип системности и последовательности коррекционно-развивающей работы.

  7. Принцип междисциплинарной интеграции - применим к смежным наукам (уроки литературы и музыки, литература и живопись, изобразительное искусство и технология, вокал и ритмика);

Направления работы:

  • развитие зрительного восприятия и пространственных представлений, посредством включения специально подобранных упражнений;

  • учёт зрительных нарушений, индивидуальных особенностей детей и темпов психического развития;

  • оказание консультативной помощи педагогам, родителям по вопросам использования методов и средств коррекционного воздействия на детей;

Характеристика содержания коррекционной программы:

Вид программы - свободный, то есть актуальный на данный момент времени.

Данная программа учитывает возрастные особенности детей младшего школьного возраста, ведущую деятельность - игру.

Занятия проводятся с детьми младшего школьного возраста, посещающих театральный кружок в составе 10 детей (Приложение А).

Подбор заданий, игровых упражнений осуществляется в зависимости от результатов диагностики. Задания предлагаются в соответствии с учётом характера сформированности мышления и учётом имеющихся умений. Структура построения занятий включает в себя игровые приемы, физкультурные минутки, деловые игры, релаксационные упражнения, репетиция и показ спектакля подведение итогов работы, обсуждение спектакля.

Знания пройденного этапа закрепляются на следующем, а также в ходе режимных моментов.

Этапы реализации программы:

Сроки проведения коррекционной работы апрель, май

Форма работы: подгрупповая.

Общее время работы - 2 месяца (апрель, май) 1 раз в неделю (8 часов), длительность занятий 25- 30 минут

Механизм реализации программы:

Программа кружка «Студия юного актера» предназначена для обучающихся младшего школьного возраста с умственной отсталостью и реализует меж предметные связи с риторикой, литературным чтением, музыкой, технологией, физкультурой. Эта программа имеет продолжение в старших классах.

В коррекционной работе наряду с задачами обучения педагогам необходимо решать задачи формирования наглядно-образного мышления, познавательной деятельности, уточнения и обогащения представлений и образов окружающей действительности при активном включении зрительного и других видов восприятий.

Предложенные дидактические игры по методике Е.А.Стребелевой, игры на развитие внимания и воображения из программы обучения детей основам сценического искусства «школьный театр» Е.Р. Ганелина, также общеразвивающие игры, специальные театральные игры авторов развивают не только восприятие, но и мышление, воображение, артикуляционный аппарат, мелкую моторику и т.д. (Приложение Б).

Решение данных задач осуществляется в процессе подгрупповых и индивидуальных занятий продолжительностью 15-20 минут.

Быстрая утомляемость детей требует смены деятельности. Наряду с занятиями в школе обязательным является посещение драмтеатра, кукольного театра и музея с последующим обсуждением увиденного в группе. На занятиях используются как классические для педагогики формы и методы работы, так и нетрадиционные: посещение театров, музеев, выставок, тематических экскурсий; просмотр видеофильмов, слайдов, прослушивание музыки; игры и упражнения из театральной педагогики, сюжетно-ролевые игры, конкурсы и викторины; работа с подручными материалами и изготовление бутафории.

Коррекционные занятия проводятся во внеурочное время, в игровой, переоборудованном в «театральный зал». Периодичность коррекционных занятий 1 раз в неделю, согласно плану внеурочной деятельности по театральному кружку «Студия юного актера».

Требования к условиям реализации программы:

Психолого-педагогическое обеспечение:

- учёт актуального уровня психического развития ребенка;

-создание оптимальных условий для коррекционно-развивающей работы;

-дифференцированный подход с учётом индивидуальных возможностей, учёт зоны ближайшего развития ребёнка.

-профилактика умственных и физических нагрузок.

Ожидаемые результаты:

При реализации данной программы у школьников младшего школьного возраста с умственной отсталостью должны наблюдаться следующие результаты:

  • Сформировано умение использовать возможности сохранных анализаторов, восполнены основные пробелы в формировании наглядно-образного мышления;

  • Сформированы умения произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, свободная ориентировка в пространстве

  • Уточнены представления об окружающей действительности, умение двигаться в заданном ритме, создавать пластические импровизации под музыку разного характера.

  • Владение комплексом артикуляционной гимнастики. Умение произносить скороговорки и стихотворный текст в движении и разных позах. Умение произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.

  • Сформированы уровни активной социальной позиции, адекватная самооценка;

  • Уточнен и активизирован активный словарь, пополнен пассивный;

  • Предупреждены вторичные нарушения.

Дети младшего школьного возраста приобретут навыки активной познавательной деятельности, научится видеть, слушать, рассуждать, а также сравнивать, анализировать, обобщать. Упорядочение представлений и знаний об окружающем создаст базу для усвоения навыков по развитию наглядно-образного мышления и пространственной ориентации.


  1. Перспективное планирование специальных коррекционных занятий по кружку «Студия юного актера»


Блоки

№занятия

Апрель

Май

Наш театр

1,5.

Способствовать объединению детей в совместной деятельности. Упражнять умение средствами мимики и жестов передавать наиболее характерные черты главных героев представления

Совершенствовать умение детей передавать образы персонажей сказок используя разные средства выразительности

Ритмопластика

2,6.

Упражнять развитие двигательных способностей, развитие пластической выразительности, ритмичности, музыкальности.

Продолжать развивать гибкость и умение владеть своим телом и представляют собой задания, несущие «художественно-смысловой образ», затрагивающий эмоциональный мир ребенка.

Основы актерского мастерства

3,7.

игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией.

Совершенствовать умение

владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией.

Театры нашего города

4, 8.

Упражнять и учить культуре поведения в общественных местах. Этикет. Общение со взрослыми и сверстниками

Учить ориентировке на улице, опираясь на модель «Улица нашего города». Продолжать знакомить с правилами поведения на улице, правилами пешеходов, правилами поведения в театре и в общественных местах



  1. Тематическое планирование специальных коррекционных занятий по кружку «Студия юного актера»


Месяц

Блоки

занятия

Тема

Цели коррекционной работы

апрель

Наш театр

1

Работа над театрализованным представлением «Праздник труда»

(Рисунок В.1)

Развивать самостоятельность и умение согласованно действовать в коллективе, умение планировать свою деятельность, выступая на театрализованном празднике

апрель

Ритмопластика

2

Развитие пластичности рук «HandMade»

Развивать мелкую моторику (кистей и пальцев рук), выполняя дидактические упражнения, действуя по схеме- образцу.

апрель

Основы актерского мастерства

3

«Одно и тоже по-разному»

Развивать зрительное восприятие и узнавание, пересказывая монолог с разной интонацией.

Развивать слуховое внимание и память, выполняя дидактическую игру «Что ты слышишь?»

апрель

Театры нашего города

4

«Создатели спектакля»

Развивать навыки группировки и классификации, через подбор слов, характеризующих деятельность поэта, писателя и режиссера.

Май

Наш театр

5

Работа над постановкой к 70-летию Победы «Пионеры-герои»

(Рисунок В.2)

Развивать артикуляционную моторику, путем предсказывания стихотворений в разных темпах и с разной интонацией.

Развивать умение планировать свою деятельность, путем организации выступлений обучающихся на концерте.

Май

Ритмопластика

6

Постановка композиции на песню «Журавли»

(Рисунок В.3)

Развивать навыки соотносительного анализа. Совершенствовать наглядно-образное мышление через показ различных фигур с помощью пластики рук.

Май

Основы актерского мастерства

7

«Культура и техника речи»

(Рисунок В.4)

Совершенствовать артикуляционную моторику, путем использования приемов на правильное речевое дыхание, артикуляционных гимнастик и зарядок для губ, гортани

Май

Театры нашего города

8

«Культура зрителя»

(Рисунок В.5)


Совершенствовать умениеориентироваться в пространстве, опираясь на модель «Улица нашего города».



  1. Методическое обеспечение

При построении программы по развитию творческих способностей и формирования наглядно-образного мышления через театральную деятельность во внеурочное время у детей, были выделены 4 раздела, составляющие этапы коррекционно-развивающей работы:

1. Наш театр.

2. Ритмопластика

3. Основы актёрского мастерства.

4. Театры нашего города.

В разделе «Наш театр» обучающимися проводятся игры, которые непосредственно связаны с одним из основополагающих принципов метода К.С. Станиславского: «от внимания - к воображению».

Все игры, которые направлены не столько на приобретение ребенком профессиональных умений и навыков, сколько на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях, условно делятся на два вида: общеразвивающие игры и специальные театральные игры. Общеразвивающие игры способствуют быстрой и легкой адаптации ребенка в школьных условиях и создают предпосылки для успешной учебы в начальной школе за счет актуализации интеллектуального, эмоционально-волевого и социального компонента. Обычно все дети делятся на мини-группы (4 чел.). Как правило, это зрители и исполнители, это дает возможность анализировать различные ситуации с разных позиций.

Эти игры можно использовать на уроках русского языка и чтения, информатики, физкультуры, в качестве физкультминуток.
Специальные театральные игры необходимы при работе над этюдами и спектаклями. Они развивают воображение и фантазию, готовит детей к действию в сценических условиях, где все является вымыслом.

Подготовка школьных спектаклей в соответствии с планом общешкольных мероприятий - является вспомогательным, базируется на авторских сценариях и включает в себя следующие темы:

  • Выбор пьесы и обсуждение ее с детьми.

  • Деление пьесы на эпизоды и творческий пересказ их детьми.

  • Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом.

  • Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев. Создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов.

  • Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.

  • Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях; закрепление отдельных мизансцен.

  • Репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита, с музыкальным оформлением.

  • Репетиция всей пьесы целиком в костюмах. Уточнение темпоритма спектакля. Назначение ответственных за смену декораций и реквизит.

  • Премьера спектакля.

  • Повторные показы спектакля.

Ритмопластика. «Ритмопластика» - включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей школьников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений. Развитие ребенка идет от движений и эмоций к слову. Поэтому вполне естественно, что детям школьного возраста легче выразить свои чувства и эмоции через пластику своего тела.

Особенно интересные пластические образы возникают под влиянием музыки. Различные по характеру и настроениям музыкальные произведения стимулируют фантазию ребенка, помогают творчески использовать пластическую выразительность. Занятия ритмопластикой предполагают решение следующих задач:

  1. развитие двигательных способностей детей (ловкости, подвижности, гибкости, выносливости);

  2. развитие пластической выразительности (ритмичности, музыкальности, быстроты реакции, координации движений);

  3. развитие воображения (способность к пластической импровизации).

Необходимым условием решения этих задач является умение владеть своим телом, так называемая мышечная свобода. У школьников отсутствие этих умений проявляется в двух видах: как перенапряжение («зажим») всех или отдельных групп мышц или как излишняя разболтанность, развязность. Поэтому наряду с упражнениями и играми, направленными на развитие двигательных навыков, необходимы специальные упражнения в попеременном напряжении и расслаблении различных групп мышц, вплоть до полного расслабления всего тела. Только добившись определенных результатов в этом направлении, можно переходить к созданию пластических образов. Ритмопластические упражнения и игры не дублируют раздел посвященный музыкально-ритмическому воспитанию в системе музыкальных занятий с школьниками. Они развивают, прежде всего, гибкость и умение владеть своим телом и представляют собой задания, несущие «художественно-смысловой образ», затрагивающий эмоциональный мир ребенка. Техника сложных двигательных навыков. Освобождение мышц. Характер движений. Развитие пластичности рук. «HandMaid».

Основы актёрского мастерства. Проводятся различные упражнения, дидактические игры для совершенствования основ актерского мастерства.Мимика. Пантомима. Театральный этюд. Язык жестов. Культура речи. Дикция. Интонация. Темп речи. Рифма. Ритм. Искусство декламации. Импровизация. Диалог. Монолог. Особое внимание уделяется «Культуре и технике речи», где объединены игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. В этот же раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Также включены игры, которые называют творческими играми со словами. Они развивают воображение и фантазию детей, пополняют словарный запас, учат вести диалог с партнером, составлять предложения и небольшие сюжетные рассказы. Их необходимо связывать со специальными театральными играми (на превращение и действия с воображаемыми предметами и т.п.).
Таким образом, условно все упражнения можно разделить на 3 вида:

  • Дыхательные и артикуляционные упражнения.

  • Дикционные и интонационные упражнения.

  • Творческие игры со словом (Приложение Г).

Театры нашего города. Здесь происходит ознакомление основами театральной культуры. Данный раздел - призван обеспечить условия для овладения школьниками элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства. В раздел включены следующие основные темы:

  • Особенности театрального искусства.

  • Виды театрального искусства.

  • Рождение спектакля.

  • Театр снаружи и изнутри.

  • Культура зрителя.

Посещение театров, музеев, выставок нашего города. Поведение в театре. Как создаётся спектакль. Создатели спектакля: писатель, поэт, драматург. Театральные профессии. Виды театров. Театральные жанры. Музыкальное сопровождение. Звук и шумы.Просмотр театральных постановок. Просмотр спектаклей. Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование.

Формы занятий: игра, беседа, иллюстрирование, изучение основ сценического мастерства, мастерская образа, мастерская костюма, декораций, инсценирование прочитанного произведения, постановка спектакля, выступление, посещение спектакля, экскурсия.

В структуре занятий можно выделить следующие этапы: игровой тренинг; работа по пособию: работа с театральным словариком: основы театральной культуры; репетиция и показ спектакля; подведение итогов работы, обсуждение спектакля.

Игровой тренинг включает в себя ряд общеразвивающих игр и специальных театральных, а также театральные этюды, игры на превращения, игры на развитие двигательных способностей детей, упражнения на речевое дыхание, творческие игры со словом.
Работа по пособию И.А.Генераловой «Театр» включает в себя:

  • работу со словами, которые дети записывают в театральный словарик

  • изготовление афиш, программок, билетов, эскизов декораций, костюмов и т.д.

  • знакомство с основами театральной культуры [14,15].

На каждом занятии проходят репетиции определенных театральных пьес по специально разработанной учебной программе.

Материально - техническое обеспечение:

Для реализации программы необходимы:

  • специально подготовленные пособия, компьютер;

  • подбор сценариев, музыкальных сказок, песен, ролевых и дидактических игр, физкультурных минуток, гимнастики различных упражнений на формирования мышления, внимания, воображения, музыкального слуха, ритма.

V.Список литературы

  1. Ганелин, Е.Р. Программа обучения детей основам сценического искусства «Школьный театр» [электронный ресурс]: - режим доступа.: teatrbaby.ru/metod_metodika.htm

  2. Генералов, И.А. Программа курса «Театр» для начальной школы Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). - М.: Баласс, 2008.

  3. Похмельных, А.А. Образовательная программа «Основы театрального искусства» [Электронный ресурс] программа, 2009. - URL: youthnet.karelia.ru/dyts/programs/2009/o_tea.doc

  4. Ершова, А. П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения/ А.П. Ершова, В.М. Букатов. - М.: «Первое сентября», 2000. - С. 56-94.

  5. Ершова, А.П. Уроки театра на уроках в школе: Театральное обучение школьников I-XI классов/ А.П. Ершова. - М., 1990. - С. 23-74.

  6. Генералов, И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования. 2-й класс. 3-й класс. 4-й класс / И.А. Генералов. - М.: Баласс, 2009. -196 с.

  7. Катаева, Л.И. Коррекционно-развивающие занятия вподготовительной группе / Катаева Л.И. - М.: Книголюб, 2004. -123 с.

  8. Гиппиус, С.В. Гимнастика чувств. Сборник дидактических упражнений по основам актерского мастерства /С.В. Гиппиус. - М., 2007. - 274 с.

  9. «Макарова, Л.П., Театрализованные праздники. Сборник сценариев, стихотворных композиций, инсценировки сказок для организации праздников в ДОУ, начальной школе, досуга в семье/ Л.П. Макарова, В.Г. Рябчикова, Н.Н. Мосягина. - Воронеж, 2009. -173 с.



© 2010-2022