- Преподавателю
- Другое
- Здоровьесберегающие технологии в схемах
Здоровьесберегающие технологии в схемах
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Наумова И.В. |
Дата | 09.02.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Здоровьесберегающие педагогические технологии как необходимое условие гуманизации образования
результаты
Сохранение здоровья учащихся
Здоровье индивидуума - это состояние физического, душевного (духовного) и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
(Всемирная организация здравоохранения)
Физическое благополучие
-
Отсутствие болезней или физических дефектов
-
Соответствие биологического возраста календарному
-
Гармоничный рост и развитие
Душевное (духовное) благополучие
-
Психологическое благополучие
-
Психическое благополучие
-
Нервно-психическое благополучие
Социальное благополучие
-
Возможность ребенком усваивать программу
-
Умение находится в коллективе
Здоровьесбережение школьника
Здоровьесберегающая деятельность
Здоровьесберегающие педагогические технологии
-
рациональная организация учебного процесса в соответствии с СанПиНами;
-
рациональная организация двигательной активности учащихся, включающая уроки физкультуры, динамические перемены, активные паузы в режиме дня, а также спортивно-массовую работу;
-
организация рационального питания;
-
система работы по формированию ценности здорового образа жизни;
-
рационализация досуговой деятельности, каникулярного времени и летнего отдыха
ЗПТ - это содержательно-технологический блок образовательного процесса (совокупность форм, методов, приемов, способов учебной деятельности), направленный на
-
устранение перегрузок в учебном труде,
-
способствующий формированию положительных эмоций (отношения) к обучению,
-
помогающий облегчить изучение учебного материала,
-
позволяющий учиться с интересом и достигать оптимальных результатов без ущерба для здоровья
А.С. Макаренко - автор термина «педагогическая техника»
Материальная сфера производства = Образовательная сфера производства
Сфера деятельности
Структура деятельности
Материальная сфера производства
Исходный материал
+
Производство
Техника
Технологические действия
Последовательный ряд рабочих операций
=
Продукт
Образовательная сфера производства
Дети - особый материал
+
Технологизация педагогического процесса
=
Образованная личность с заданными качествами
В начале ХХ столетия А.С. Макаренко пришел к выводу: педагогическое производство должно строиться по технологической логике.
Технология в педагогике так же правомерна, как и в любой материальной сфере.
«Свобода выбора и маневрирования в воспитательной сфере должна быть настолько велика, что для воспитания... может пригодиться один и тот же список приемов, как требуется одинаково кирпич, бетон, железо, дерево и для постройки храма, и для постройки рабочего клуба. Вопрос решается не выбором списка, а сочетанием средств, их расстановкой по отношению друг к другу, их общей гармонированной направленностью и, самое главное, их...содержанием...» (А.С. Макаренко).
«Каждый воспитанный нами человек - это продукт нашего педагогического производства... Успех нашей работы зависит от бесчисленного количества обстоятельств: педагогической техники, снабжения, качества материала. Наш основной материал - дети - неизмеримо разнообразен…Люди в известной степени представляют собой очень разносортный материал для воспитания, и выпускаемый нами «продукт» обязательно будет тоже разнообразен» (А.С. Макаренко).
Автор
педагогической
технологии
Компоненты, определяющие эффективность технологии
Софья Николаевна Лысенкова
-
Метод опережения или большая перспектива
-
Опора или опорная схема
-
Комментирование или комментированное управление
Евгений Николаевич. Ильин
Урок строится по законам искусства:
Яркая деталь
Трудный нравственный вопрос
Методические приемы
Артистизм
Виктор Федорович Шаталов
Конспект
Этапы работы:
-
Развернутое образно-эмоциональное объяснение учителем материала.
-
"А теперь сначала". Идет сжатое изложение материала по опорному плакату. Озвучивание, расшифровка закодированного.
-
Изучение опорных сигналов, которые получает каждый ученик и вклеивает в свои альбомы. Или ребята сами переносят сигналы в свои тетради-альбомы.
-
Работа с учебником и листом опорных сигналов дома.
-
Воспроизведение по памяти опорного сигнала в тетрадях на очередном уроке.
-
Ответы по опорным сигналам.
-
Постоянное повторение и углубление ранее изученного материала.
Дидактические принципы:
-
Принцип обучения на высоком уровне трудности
-
Быстрый темп изучения программного материала
-
Ориентация не только и не столько на заучивание терминов, сколько на усвоение зависимостей, законов, закономерностей
-
Систематическая работа по развитию учащихся
-
Многоэтапное объяснение и усвоение нового материала
-
Открытая перспектива
-
Бесконфликтность обучения
-
Гласность
Василий Александрович
Сухомлинский
Школа радости:
-
Определение типа и способностей мышления детей до поступления их в школу
-
Эмоциональное пробуждение ребенка
-
Действенность формулы «Учить детей учиться»
-
Укрепление оптимистической уверенности ребенка в своих силах
Единые ценностные ориентации, подходы и требования, принятые всеми субъектами школьного сообщества
Автор
педагогической
технологии
Компоненты, определяющие эффективность технологии
Софья Николаевна Лысенкова
-
Метод опережения или большая перспектива
(Предварительное знакомство с трудным материалом задолго до его прохождения по программе, позволяет легче понять его суть и значительно сократить время на его усвоение.
В основе традиционного урока - две составляющие: повторение старого и объяснение нового или: Вчера и Сегодня. Лысенкова же ввела третий элемент - Завтра. На каждом уроке она оставляет 5-7 мин. для знакомства ребят с материалом трудной темы, которая будет изучаться через 10, 50, 150 уроков и даже через год. Ко времени изучения темы по программе ребятам она будет уже знакома и не вызовет никаких затруднений).
-
Опора или опорная схема
-
Комментирование или комментированное управление
(Суть этого приема в том, чтобы учить детей рассуждать вслух и мыслить про себя одновременно. Например, начало предложения, пишу заглавную букву; имя - тоже заглавная буква. И то, что "вести" класс может не только учитель, а и сам ученик придает ему уверенность).
Евгений Николаевич. Ильин
Урок строится по законам искусства:
(Перенос акцента урока с образовательных задач на воспитательные)
Яркая деталь
Идти не от «образа» или проблемы», а к образу, к проблеме от какой-нибудь пустяковой на первый взгляд малости - детали.
Раскольников у Достоевского после убийства старухи смыл кровь отовсюду. И все же кровь осталась. Где? На грязном носке, который выглядывал из дырявого сапога
Симонову было достаточно одного слова «Жди» в стихотворении «Жди меня», чтобы выразить верность в любви, веру в победу над фашизмом, величие человеческого духа
Трудный нравственный вопрос
Тема «Сергей Есенин». Помните строки: «Так мало пройдено дорог, так много сделано ошибок»? Какая самая главная ошибка совершена Есениным?
Что лучше: БЫТЬ ИЛИ КАЗАТЬСЯ?
Методические приемы
Удивление, неожиданный вопрос, формулировка темы, юмор и др.
Артистизм
Виктор Федорович Шаталов
Конспект
Главное в методике Шаталова - конспект.
Слушая Шаталова, ребята не стремятся запомнить, не боятся забыть: конспект выручит. Все их умственные силы направлены на одно: понять.
Этапы работы:
-
Развернутое образно-эмоциональное объяснение учителем материала.
-
"А теперь сначала". Идет сжатое изложение материала по опорному плакату. Озвучивание, расшифровка закодированного.
-
Изучение опорных сигналов, которые получает каждый ученик и вклеивает в свои альбомы. Или ребята сами переносят сигналы в свои тетради-альбомы.
-
Работа с учебником и листом опорных сигналов дома.
-
Воспроизведение по памяти опорного сигнала в тетрадях на очередном уроке.
-
Ответы по опорным сигналам.
-
Постоянное повторение и углубление ранее изученного материала.
Дидактические принципы:
-
Принцип обучения на высоком уровне трудности
-
Быстрый темп изучения программного материала
-
Ориентация не только и не столько на заучивание терминов, сколько на усвоение зависимостей, законов, закономерностей и пр.
-
Систематическая работа по развитию учащихся
-
Многоэтапное объяснение и усвоение нового материала
-
Открытая перспектива
-
Бесконфликтность обучения
-
Гласность
Василий Александрович
Сухомлинский
Школа радости:
-
Определение типа и способностей мышления детей до поступления их в школу («Школа любознательности», уроки мышления)
-
Эмоциональное пробуждение ребенка
-
Действенность формулы «Учить детей учиться»
-
Укрепление оптимистической уверенности ребенка в своих силах
-
Единые ценностные ориентации, подходы и требования, принятые всеми субъектами школьного сообщества
Как видим технологии педагогов-новаторов направлены на облегчение изучения учебного материала, на устранение перегрузок в учебном труде и соответственно на сохранение здоровья школьников. Поэтому упомянутые педагогические технологии являются здоровьесберегающими. Заботясь об усвоении содержания образования, надо всегда помнить, что главное при этом ребенок, его физическое, психическое, социальное и нравственное самочувствие.
Следует заметить, что в последние годы работа по здоровьесбережению школьников в образовательных учреждениях Российской Федерации значительно оживилась. Это связано с проводившимся Федеральным экспериментом по совершенствованию структуры и содержания общего образования, одна из задач которого состояла в том «чтобы найти такие способы организации образовательного процесса, которые соответствовали бы возрастным этапам психофизиологического и социального развития учащихся», были бы направлены на устранение их перегрузок, на выявление условий и определение механизмов, содействующих «сохранению здоровья детей».
И если всем в нашем государстве уже понятно, что здоровье учащихся - это здоровье нации, а значит, его необходимо беречь, но, что касается собственно здоровьесберегающих педагогических технологий, то здесь остаётся ещё много непонятного, требующего глубокого осмысления. И связано это, прежде всего, с тем, что еще не прекратились дискуссии по поводу того, насколько оправдано введение в педагогический аппарат понятия «технология» и соответственно, правомерно ли, ведя речь об обучении и воспитании, говорить о технологии их осуществления.
Как известно, понятие «педагогическая техника» ввел А.С. Макаренко. Он же впервые заговорил о технологизации педагогического процесса: «Свобода выбора и маневрирования в воспитательной сфере должна быть настолько велика, что для воспитания... может пригодиться один и тот же список приемов, как требуется одинаково кирпич, бетон, железо, дерево и для постройки храма, и для постройки рабочего клуба. Вопрос решается не выбором списка, а сочетанием средств, их расстановкой по отношению друг к другу, их общей гармонизованной направленностью и, самое главное, их...содержанием...».
По мнению А.С.Макаренко, педагогика, как и материальная сфера производства, имеет дело с исходным материалом, который в результате определенных технологических действий превращается в некий продукт. При этом подчеркивает Антон Семенович, дети - особый материал. Вместе с тем их жизнедеятельность должна быть определенным образом организована. Лишь при этом условии можно рассчитывать на то, что, на выходе мы получим образованную личность с заданными качествами. И здесь без проектировочной деятельности, без конкретной программы не обойтись. Если такая программа разработана, рассуждает Макаренко, дело за педагогическим процессом, который, как и производственные, обеспечивается последовательным рядом рабочих операций. В образовательной сфере их осуществляет педагог. Следующий этап - контроль, позволяющий отслеживать результативность реализации программы и в необходимых случаях вносить нужные коррективы. Обозначенное невозможно без мастерства работника и педагогической техники.
«Каждый воспитанный нами человек, - писал А.С.Макаренко, - это продукт нашего педагогического производства... Успех нашей работы зависит от бесчисленного количества обстоятельств: педагогической техники, снабжения, качества материала. Наш основной материал - дети - неизмеримо разнообразен...
...Люди в известной степени представляют собой очень разносортный материал для воспитания, и выпускаемый нами «продукт» обязательно будет тоже разнообразен».
В настоящее время делаются попытки дать исчерпывающее определение педагогической технологии. Вот, например определение, данное видным методологом педагогики Б.Т.Лихачевым: «Педагогическая технология представляет собой совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный подбор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств (схем, чертежей, диаграмм, карт)... Она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса».
Педагогическая технология включает использование новейших достижений педагогики и высокий профессионализм работающих в ее сфере и тем самым обеспечивает условия для раскрытия задатков и талантов ребят, укрепления чувства собственного достоинства, уверенности в своих силах и способностях, всеобъемлющей самореализации каждого школьника.
Эффективность образования, его гуманистическая сущность предопределяются в первую очередь профессионализмом и высокой технологической культурой учителя. А главный результат гуманизации образования - здоровьесбережение школьников.
Анализ технологий педагогов-новаторов подтверждает сказанное.