- Преподавателю
- Другое
- Принципы руководства методической работой педагогического коллектива специальной школы
Принципы руководства методической работой педагогического коллектива специальной школы
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Статьи |
Автор | Кундина Т.С. |
Дата | 13.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Принципы руководства методической работой педагогического коллектива специальной школы
Человек, который желает выжить в современном мире, на мой взгляд, должен быть успешным. Что нужно, чтобы быть успешным администратором, неся на своих плечах громадную нагрузку и ответственность? Главное - смотреть вперед и видеть цель, принимать правильные решения, правильно действовать и непременно завершать дело успехом, победой - устанавливать высокие внутренние стандарты работы, высокие ожидания в отношении обучающихся и сотрудников. Обладание необходимым объемом знаний, управленческим опытом, специальной управленческой подготовкой - залог успешности в работе.
При принятии решений и выполнении функций заместителя директора ориентируюсь на принципы, которые относятся и к руководству методической работой педагогического коллектива.
-
Принцип уважения и доверия к человеку:
-
уважать личное достоинство человека;
-
предоставлять личности свободу выбора;
-
доверять человеку на основе взаимоуважения;
-
не проявлять к человеку достаточно высокую требовательность;
-
способствовать раскрытию возможностей человека, развитию инициативы;
-
поощрять достижения и личный вклад каждого в дела школы;
-
гарантировать каждому сотруднику и ученику личную защищенность в коллективе.
-
Принцип целостного взгляда человека:
-
-
строить свои отношения с педагогами не как должностное лицо с подчиненными, а как человек с человеком;
-
вникать в жизнь, духовный мир и стремления сотрудников;
-
делать все возможное, чтобы время, проведенное на работе, было светлым и радостным;
-
встречаться с учителями в неформальной обстановке.
-
Принцип сотрудничества:
-
-
знать и учитывать личные качества учителей;
-
ценить в учителе компетентность, инициативу, ответственность;
-
бережно относиться к проявлению любой педагогической целесообразной инициативы.
Этот принцип осуществляется через технологию педагогических взаимодействий. Одна из форм такого взаимодействия - это творческие группы. Обычно учителя сами объединяются в творческие группы по критерию близости методической темы и с планом работы приходят на заседание научно-методического совета. План работы творческой группы составляется на один год, перспективный - на 3 года. Характер общения между членами группы - неформальный. Главное в группе - поисковая работа. Формы занятий - практикумы, теоретические семинары, диспуты и т.д.
4. Принцип социальной справедливости:
-
равномерно распределять не только учебную, но и общественную нагрузку среди учителей;
-
систематически освещать в коллективе деятельность администрации;
-
предоставлять педагогам равные "стартовые" возможности;
-
приводить в соответствие заслуги труда педагога с их общественным признанием.
5. Принцип индивидуального подхода:
-
глубоко изучать систему работы каждого учителя;
-
систематически повышать качество и глубину педагогического анализа урока учителя;
-
помочь учителю создать свою собственную творческую лабораторию;
-
вселять в учителя профессиональную уверенность;
-
постепенно выравнивать профессиональное мастерство педагогов, доведение отстающих до уровня передовых;
-
учитывать и корректировать временные эмоциональные состояния членов педагогического коллектива;
-
определять для каждого учителя его индивидуальные цели и рубежи их достижения и этим обеспечивать ему путь к успеху.
6. Принцип обогащения работы учителя:
-
следить за повышением квалификации педагогов;
-
проводить семинары, "круглые столы", симпозиумы по проблемам методики преподавания отдельных предметов;
-
проводить с учителями консультации по поводу их сегодняшних и будущих профессиональных потребностей;
-
систематически обсуждать в педагогическом коллективе литературные и поэтические новинки.
7. Принцип личного стимулирования:
-
справедливо использовать моральные и материальные стимулы;
-
иметь хорошо продуманную систему стимулов: вежливость, улыбка, внимательное и чуткое отношение к человеку - более сильно действующие стимулы, чем награждения;
-
помнить, что стимулы являются действенным инструментом создания в педагогическом коллективе обстановки приподнятости, здорового микроклимата.
8. Принцип единого статуса: все работники школы, учителя и учащиеся независимо от занимаемой должности и положения в школе должны находиться в одинаковых демократических условиях.
9. Принцип перманентного повышения квалификации:
-
обеспечить постоянное повышение квалификации учителей через работу методических комиссий, творческих семинаров, проблемных творческих групп, самообразовательную работу учителя внутри школы;
-
формировать стимулирующие мотивы развития внутришкольной системы повышения квалификации педагогов.
10. Принцип консенсуса:
-
объективно оценивать точки зрения членов коллектива при обсуждении проблем и принятии решения;
-
четко и логично аргументировать точку зрения и логично аргументировать точку зрения, чтобы ее восприняло большинство в коллективе;
-
осуществлять логический анализ ошибочных суждений, вскрывать противоречия, добиваться пересмотра противоречивых точек зрения;
-
"мобилизировать" мнение наиболее влиятельной части педагогов.
11. Принцип коллективного принятия решения:
-
принимать коллективное решение только по важным, перспективным, стратегическим вопросам;
-
принимать жизненно важные решения при активном участии тех, кому придется их выполнять;
-
вовлекать в процесс выполнения решения несогласное "меньшинство".
12. Принцип участия в управлении учителей и делегирование полномочий:
-
не привлекать учителей к управлению без их желания;
-
приобщать учителя к управлению, учитывая его индивидуальные особенности;
-
добиваться, чтобы учитель рассматривал участие в процессе управления как акт доверия, как одну из возможностей его профессионального роста;
-
оказывать учителю на порученном ему участке внимание и помощь;
-
добиваться общественного признания результатов управленческой деятельности учителей.
13. Принцип целевой гармонизации:
-
чтобы в школе ни делалось - все должно делаться на основе осмысленной, предварительно сформулированной, педагогически целесообразной цели;
-
стремится сформировать целевое единство педагогического коллектива.
14. Принцип горизонтальных связей: способствовать установлению связей учителей друг с другом для достижения конечного результата - развития личности ребенка.
Данный принцип работает в рамках деятельности школы. Творчески работающие педагоги объединены в "мини-команды" с определенными задачами.
15. Принцип автономизации управления:
-
во главе автономных участков управления должны находиться высококвалифицированные педагоги, избираемые на собрании всего коллектива, прошедшие соответствующую подготовку;
-
за эту работу обязательно нужно определить материальное вознаграждение.
16. Принцип постоянного обновления:
-
любые крупные изменения необходимо заранее готовить, создавая в коллективе определенный психологический настрой;
-
если уверенности в успехе изменений нет, то их лучше не проводить;
-
не бояться сопротивления изменениям со стороны учителей;
-
помнить, что процесс перемен в школе - это процесс перемен во взглядах, методах, решениях организационных проблем и т.д. учителя.