Нетрадиционные методы преподавания географии

     Работая по проблеме «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках географии», я ставила задачи, как сделать так, чтобы учение в детском доме-школе проходило с увлечением, чтобы трудный материал стал более понятным и доступным для учащихся, не имеющих помощи родителей, а уроки более интересными.  Поиску таких форм обучения, методов и приемов, которые позволяют повысить эффективность усвоения географических знаний, помогают распознать в каждом школьнике его индивидуальные особен...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Нетрадиционные методы преподавания географииНетрадиционные методы преподавания географииНетрадиционные методы преподавания географииНетрадиционные методы преподавания географииНетрадиционные методы преподавания географииНетрадиционные методы преподавания географииНетрадиционные методы преподавания географииНетрадиционные методы преподавания географииНетрадиционные методы преподавания географииНетрадиционные методы преподавания географииНетрадиционные методы преподавания географии










Нетрадиционные методы обучения как способ развития познавательного интереса на уроках географии












Работая по проблеме «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках географии», я ставила задачи, как сделать так, чтобы учение в детском доме-школе проходило с увлечением, чтобы трудный материал стал более понятным и доступным для учащихся, не имеющих помощи родителей, а уроки более интересными. Поиску таких форм обучения, методов и приемов, которые позволяют повысить эффективность усвоения географических знаний, помогают распознать в каждом школьнике его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству.

Исследовав методологические аспекты поставленной проблемы и изучив находки в передовом опыте учителей, я активно и целенаправленно направила свою деятельность на развитие и формирование познавательных интересов учащихся на уроках географии. Решению этих задач способствовало включение нетрадиционных методов и форм обучения на разных этапах урока.

При организации и осуществлении учебно-познавательной деятельности, стимулировании и мотивации детей-сирот, контроле и самоконтроле в своей практике я стараюсь использовать нетрадиционные подходы в преподавании географии: игровые моменты по теме, объяснение с использованием стихотворений, кроссворды, занимательный материал на разных этапах урока.

Использование таких методов обучения, на мой взгляд, ведет к активизации познавательной деятельности на уроках, обогащает, систематизирует и закрепляет знания, способствует к их осознанному применению. Школьник становится более активным, заинтересованным, равноправным участником обучения. У него происходит отход от стандартного мышления, стереотипа действий, что позволяет развить стремление к знаниям, создать мотивацию к обучению. Такая работа на уроке и внеурочное время имеет большое образовательное, воспитательное, а также развивающее значение. При применении нетрадиционных методов и приемов обучения у детей развивается образное, систематическое и логическое мышление. Использование нетрадиционных подходов в преподавании географии является важным средством для формирования личности, гуманного отношения ко всему живому, творческого воспитания и развития.

Задания различного содержания способствуют развитию познавательных психических процессов. Данные педагогических наблюдений можно представить в виде таблицы (Табл. 1).

Влияние различных типов заданий на развитие познавательных

процессов учащихся

Таблица 1.

Уровни

Типы заданий

Развитие психических процессов

Репродуктивный

Рисунок

Воображение

Сообщение

Устная речь, память

Чайнворды, кроссворды, ребусы

Мышление, память, внимание

Игра «термин - понятие»

Память, внимание

Частично-поисковый

Рассказ с ошибками

Внимание, память

Составление логических цепочек

Внимание, логическое мышление

Узнай объект (по контуру, фрагменту карты, по описанию)

Внимание

Исследовательский

Путешествие

Внимание, память, мышление, воображение

Решение географических задач

Внимание, логическое мышление

Составление образа территории

Внимание, память, логическое мышление, воображение

В своей практике я использую разнообразные методы и приемы, которые позволяют мне провести ребенка от любопытства к познавательному интересу.

Особое же внимание уделяю тем методам, средствам и формам обучения, исходя из опыта работы, которые стимулируют активную познавательную деятельность, развивают интерес к предмету, способствуют повышению качества образования. Подробнее остановлюсь на некоторых из них:

1. Создание проблемных ситуаций

Здесь могут быть любые задания, в которых учащийся осознает цель, но не знает способов ее достижения. Он оказывается в положении исследователя, вырабатывает мышление свободное от шаблона, выдвигает новые объяснения, собственные суждения, догадки, гипотезы, творчески подходит к познанию действительности. Пример задания: Какие климатообразующие факторы определяют климат Европы? Покажите схематически.

2. Технология опорных конспектов

Схемы учат выделять главное и основное, приучают отыскивать и устанавливать логические связи, развивают умения самостоятельной работы, индивидуальные способности, память, логическое мышление. Составление логических схем я практикую на уроках 8 - 11 классов, что позволяет избежать многословия, учит делать выводы из полученной информации. Например, при изучении темы «Рельеф» в 8 классе использую следующий опорный конспект, с помощью которого учащиеся объясняют, какие группы процессов формируют рельеф (Рис. 2.)

Космос

ЭКЗО- - Выетривание и выравнивание

поверхности

поверхности

Разрушение

Р е л ь е ф

Созидание

ЭНДО -

Складчатость и

Горообразование

Рис. 2

3. Дидактические игры : «Найди половинку», «Составь слово», «Справочное бюро», «Третий лишний», «Заочное путешествие», «Географические диктанты», «Заморочки из бочки», «Туристическое агентство «По странам и континентам»», «Угадай» и т.д.

Игры не только позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, но и вызывают у них стремление к получению новых знаний. По времени можно проводить игры-минутки, игры-эпизоды, игры-уроки. Избыток игр не допустим. При разработке и определении места игр на уроках необходимо найти не только тему игры, но и место включения ее в урок, отводимое время и средства повышения познавательной активности.

4. Творческие работы

Сила влияния творческих работ школьников на познавательный интерес состоит в их ценности для развития личности вообще, поскольку и сам замысел творческой работы, и процесс е выполнения, и ее результат - все требует от личности максимального приложения сил. Из творческих заданий возможны такие, как составление загадок, кроссвордов, изготовление макета вулкана из пластилина, сообщения, доклады, презентации и т.д. Учащиеся 6-х классов выполняют творческие работы в графическом и текстовом редакторах, старших классов - с использованием Power Point.

5. Использование на уроке дополнительной литературы

Всякая работа с книгой, газетой и журнальной статьей способствует развитию творческого воображения, аналитического мышления, эмоционально обогащает урок. При изучении географии невозможно обойтись без географических описаний в литературе. Например, выдержки из «Записок охотника» И.С. Тургенева: «Глянешь - с горы такой вид: круглые, низкие холмы, распаханные и засеянные доверху, разбегаются широкими волнами; заросшие кустами овраги вьются между ними; продолговатыми островами разбросаны небольшие рощи; от деревни до деревни бегут узкие дорожки … Но далее, далее едете вы. Холмы все мельче и милые, дерева не видно…» Учащиеся по описанию распознают природную зону. Использование на уроках дополнительной литературы способствует работе мысли учащихся, дает возможность разнообразить формы и методы преподавания.

На уроках географии также обширны возможности использования поэзии, которая выполняет сразу три функции: познавательную, развивающую и воспитательную. Стихотворные строки, умело используемые на уроке, помогают разнообразить объяснение учебного материала, усиливает его эмоциональное восприятие, глубже раскрывает причинно-следственные связи, повышает интерес к уроку. Практика показывает, что такие уроки потому и интересны, что постоянно будят мысль учащихся.

При объяснении темы «Ветер» в 6 классе можно зачитать детям отрывок из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»:

Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе …

А затем задать вопросы: «Что называется ветром? Как возникает ветер? Почему поэт называет ветер могучим?» и т.д.

При изучении понятий «циклон», «антициклон» в теме «Климат» (8 класс) зачитываю отрывок из стихотворения А.С. Пушкина «Зимний вечер», учащиеся определяют, о каком атмосферном процессе идет речь.

Буря мглою небо кроем,

Вихри снежные крутя,

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя.


6. Работа с картой

Карта является одним из основных средств обучения на уроках географии. Система разнообразных заданий, предполагающих обращение к карте, позволяет мне создать условия для формирования познавательной деятельности учащихся на разных уровнях: репродуктивном, частично-поисковом и исследовательском.

Например, репродуктивный уровень предполагает проверку географической номенклатуры. Здесь я использую задания типа: «Покажи моря, омывающие территорию России».

Отличие частично-поискового от репродуктивного уровня заключается в том, что при выполнении заданий ученик должен уметь анализировать карту, интегрируя приобретенные географические знания с умениями работать по карте. Используемые мною задания выглядят следующим образом: «Найди по заданной характеристике или контуру географический объект на карте», например: «Эта река - главная артерия Восточной Сибири. Она начинается в 30 км от западного берега Байкала и несет свои воды на север, в море Лаптевых».

И, наконец, третий - исследовательский уровень состоит из заданий типа: «На основе анализа ряда карт сделать вывод, вывести закономерности о каком-либо географическом явлении или процессе». Вот пример одного из вариантов заданий: Сравнив (сопоставив) физическую и тектоническую карты России, определите, на каких участках земной коры расположены эти формы рельефа, заполните таблицу и сделайте выводы (Табл. 2).

Взаимосвязь рельефа, геологического строения и полезных ископаемых


Таблица 2.


Формы рельефа

Тектонические структуры

Полезные ископаемые

1.Восточно-Европейская равнина и т. д.



Карта - второй язык географии. Нет практически таких вопросов, тем в курсах школьной географии, ответ на которые не нуждался бы в картографическом сопровождении. Карта является необходимым условием при проведении географических диктантов, уроков-путешествий. Особенность диктантов, основанных на проверке знаний номенклатурного характера в том, что они разнообразят методику проверки и вносят в нее элементы новизны. Диктанты с географическими ошибками позволяют внести элементы занимательности в проверку усвоения материала, но в то же время дают возможность осуществить проверку знаний, выявить пробелы у отдельных учеников и помочь им устранить их в дальнейшем

7. Ребусы

Учащиеся 6-7 классов с удовольствием работают с ребусами. Ребус - головоломка, требующая для разгадки сообразительности, фантазии и работы мысли. Ребусы можно использовать для проверки знаний учащихся, как одну из форм домашнего задания или для работы на уроке в группах

8. Информационно-компьютерные технологии

Применение информационных, компьютерных технологий на уроках географии не только облегчает усвоение учебного материала, но и представляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся. Компьютер является средством повышения эффективности процесса обучения в школе. Он дает возможность учащимся самостоятельно извлекать знания, способствует развитию интеллекта школьника, расширяет учебную информацию и набор применяемых учебных задач, позволяет изменить качество контроля над деятельностью учащегося. С появлением компьютерной техники в школе у меня, как учителя географии, открылись новые возможности в организации учебного процесса. В кабинет географии, в котором я работаю, к сожалению, только в 2008-2009 учебном году были приобретены мультимедийные интерактивные средства. За прошедший учебный мной было дано в 6-11 классах 64 урока с использованием ИКТ. Уроки с использованием ИКТ я организую на основе работы со специализированными обучающими программными средствами. Информационно-коммуникативных средств, которые можно использовать в общеобразовательной школе достаточно много: мультимедийные электронные учебники, электронные учебные модули (ЭУМ) информационного (И), практического (П) и контрольного (К) типов. Интерактивные компьютерные программы активизируют все виды деятельности человека: мыслительную, речевую, физическую, что ускоряет процесс усвоения материала. Компьютерные тренажеры способствуют приобретению практических навыков. Интерактивные тестирующие системы анализируют качество знаний. Одним словом, применение мультимедиа средств и технологий позволяет мне построить такую схему обучения, в которой разумное сочетание обычных и компьютерных форм организации учебного процесса дает новое качество в передаче и усвоении системы знаний. Образовательные программы имеют в своем составе видеофрагменты, которые, позволяют продемонстрировать на уроке видеосюжет, представляющий изучаемое явление с комментарием диктора. Интересно представлены в мультимедийных программах природные процессы. Ученики являются свидетелями происходящего на экране извержения вулкана, разрушительного цунами, зарождающегося циклона и т. д. Очевидными для них становятся различные атмосферные и тектонические процессы, наглядность которых с помощью других дидактических средств очень трудно представить. Таким образом, появляется возможность демонстрировать анимационные схемы, раскрывающие сущность изучаемого явления и сохраняющие его динамичность. На уроке закрепления считаю целесообразным использование программ-контролеров, позволяющих осуществлять контроль усвоения изученного материала. Преимущество данных программ заключается в том, что ученик, совершив ошибку или выполнив работу на «2», может снова вернуться к заданию. В этом случае школьник работает в темпе, соответствующем его природным задаткам. Он не боится отстать от других одноклассников или ответить хуже их, потому что в данном случае процесс соревнования отсутствует. На уроках-практикумах учащиеся совершенствуют свои умения в работе с картой, заполняют таблицы. Повысить интерес к географии можно через создание мультимедийных презентаций. Создание презентаций - это творческий процесс с элементами проектной деятельности, в котором дети с удовольствием создают такие проекты и с ещё большим удовольствием и вниманием смотрят работы своих одноклассников, анализируют их и оценивают. В этом случае у ребят возникает интерес к поиску необходимой информации в различных источниках, формируются познавательно-информационная и коммуникативная компетенции. Презентация позволяет учащемуся реализовать свое «я», создает для него ситуацию успеха. Их можно использовать при изучении разных тем: в 6 классе при изучении темы «Вулканы», в 8 классе - презентации, иллюстрирующие памятники природы России - «Озеро Байкал». Для развития интереса к географии, для расширения кругозора учеников можно предложить учащимся творческие, самостоятельные домашние задания с использованием компьютерных технологий: создание презентаций. Например, в 9 классе - можно сделать презентацию по теме «Города России», в 10 классе «Нетрадиционные источники энергии» (см. электр. приложение) и т.д. Развитие познавательных способностей и творческой активности учащихся на уроках географии сегодня находятся в прямой зависимости от использования инновационных технологий в преподавании предмета. Использование компьютерных презентаций в преподавании курса географии в средней школе делает урок наглядным и выразительным, помогает лучшему усвоению нового материала. Практика показывает широкий интерес школьников к таким урокам. Очевидные достоинства мультимедийных уроков-презентаций в том, что качественно изменяется отношение ученика к географии, как учебному предмету. Повышается учебная активность учащихся на уроке. Значительно улучшается восприятие изучаемого материала и его запоминание.

Таким образом, все вышеназванные методы и формы работы на уроках географии позволяют работать в детском доем -школе , увлекая и снабжая детей-сирот необходимыми знаниями по предмету, шагая в ногу со временем и в соответствии с ФГОС общего образования.



© 2010-2022