Публичное представление моего инновационного опыта

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Публичное представление

собственного инновационного педагогического опыта
учителя математики первой квалификационной категории

МБОУ «Гимназия №1»

Рузаевского муниципального района Республики Мордовия

Солдатовой Надежды Егоровны.


Тема инновационного педагогического опыта:

«Деятельностный подход в обучении математике»


  1. Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость).

Все науки настолько связаны между собою, что легче изучать их все сразу, нежели какую-либо одну из них в отдельности от всех прочих.

(Рене Декарт)

Тема, над которой работаю последнее время, заинтересовала меня сразу с нескольких сторон. В третьем тысячелетии мы вступили в эпоху, которая называется "информационной эпохой". Это означает то, что теперь самым важным продуктом считается информация, с которой мы должны научиться работать: искать, обрабатывать, хранить. Поэтому школьное образование ставит такую проблему - подготовить учащихся к жизни и профессиональной деятельности в информационной высокоразвитой среде, получить образование с использованием современных информационных технологий обучения. Ни компьютер, ни информационные технологии сами по себе не способны сформировать у выпускников присущие им качества (этические, интеллектуальные и другие), они являются лишь вспомогательными средствами решения мировоззренческих задач, а найти эти решения учащийся может лишь с помощью грамотного, творчески работающего учителя. Задачей учителя на своих уроках является формирование у учащихся информационной компетентности - одного из основных приоритетов в современном общем образовании, который носит общеучебный и общеинтеллектуальный характер. Как отмечается в Концепции модернизации российского образования: «Базовое звено образования - общеобразовательная школа, модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей», «.. .школа должна формировать целостную систему знаний, умений и навыков, а также обобщенные способы учебной деятельности, обобщенные способы познания…». В связи с этим разрабатываются новые концепции образования, к примеру, «Школа - 2000», «Школа - 2100», в которых ведущим принципом является целостное восприятие мира, согласно которому, основным в содержании обучения является не набор и даже не система отдельных знаний ученика, а обобщенное, целостное представление о мире. Решению этой главной задачи способствует использование межпредметных связей на уроках. Ведь молодому человеку, вступающему в самостоятельную жизнь в условиях современного рынка труда и быстро изменяющегося информационного пространства, необходимо быть эффективным, конкурентно-способным работником. Он должен быть творческим, самостоятельным, ответственным, коммуникабельным человеком, способным решать проблемы личные и коллектива. Ему должна быть присуща потребность к познанию нового, умение находить и отбирать нужную информацию. Все эти качества можно успешно формировать, используя метод проектов как средство осуществления межпредметных связей в процессе обучения физике и информатике. Чтобы наполнить образование знаниями, умениями и навыками, связанными с личным опытом и потребностями ученика с тем, чтобы он мог осуществлять продуктивную и осознанную деятельность по отношению к объектам реальной действительности.

Практическая значимость данной темы заключается в том, чтобы научить своих учеников самостоятельно приобретать знания, мыслить, уметь ориентироваться на рынке труда, быть востребованным и успешным.

Деятельностный подход в обучении математике - основа стандартов нового поколения. Особенностью стандартов нового поколения является соединение системного и деятельностного подхода в обучении как методологии ФГОС.

Учителя сегодня волнуют вопросы:

Как организовать современный урок с точки зрения деятельностного подхода?

Как сформулировать цели урока с позиций планируемых результатов образования?

Какой учебный материал отобрать и как его структурировать?

Какие методы и средства обучения выбрать?

Как обеспечить рациональное сочетание форм и методов обучения и др.

Основные задачи образования сегодня - не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.

Основная идея системно - деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети « открывают» их сами в процессе самостоятельной деятельности. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях. Ключевой технологический элемент технологии деятельностного подхода - ситуация актуального активизирующего затруднения. Её целью является личный образовательный результат, полученный в ходе специально организованной деятельности.

Функция учителя заключается не в обучении, а в сопровождении учебного процесса: подготовка дидактического материала, организация различных форм сотрудничества учащихся, активное участие в обсуждении результатов деятельности через наводящие вопросы, создание условий для самоконтроля и самооценки. Результаты занятий допускают на уроках математики неокончательное решение главной проблемы, что побуждает детей к поиску других решений, к развитию ситуации на новом уровне.

  1. Основные компоненты системно - деятельностного подхода.

При системно - деятельностном подходе основные компоненты образовательного процесса имеют свои особенности:

1.Мотивационно - целевой компонент определяет личностный смысл предстоящей деятельности. Другими словами, образовательные цели ученика относятся не только к изучаемым объектам, но и к способам изучения этих объектов. Способы изучения могут быть любыми: выход на противоречие или проблему через учебное задание, нарушение привычных норм образовательной деятельности, несоответствие полученных результатов ожидаемым и пр.

2.Содержательный компонент предполагает, что обучение должно быть системным и деятельностным, т.е. в его основе должны лежать универсальные средства, методы и нормы деятельности. Если содержание традиционного образования складывалось из продуктов познавательной деятельности человечества, то содержание деятельностного образования складывается из методов, средств и форм преобразующей деятельности (поисковой, проблемной, проектной, исследовательской).

3. Операционный компонент при деятельностном подходе предполагает применение техник и технологий, направленных на выращивание способностей и освоение универсальных способов мыслительной деятельности. В традиционном образовании основным средством обучения являются тексты (в частности, учебник), то в системно - деятельностном подходе главным средством являются ситуации. В ходе работы школьники активно участвуют в анализе фактов и деталей самой ситуации, выборе стратегии, её уточнении и защите. Развиваются умения учащихся работать в группе, в команде, формируется критическое мышление, активизируются теоретические знания учащихся, их практический опыт.

4.Рефлексивно - оценочный компонент. Рефлексия помогает учащимся сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь. Адекватная самооценка обеспечивает школьникам осознание уровня освоения планируемого результата деятельности, приводит к пониманию своих проблем и тем самым создает предпосылки для дальнейшего совершенствования.

Сущность деятельностного подхода в обучении математике можно представить в виде таблицы

Деятельностный подход

Дифференциальная диагностика


Средства развития потенциала будущего исследователя

Методы творческого применения знаний и способы деятельности

Нетрадиционные формы урока

моделирование;

рефлексивный анализ;

работа в группах;

работа с вопросами причинно-следственного, прогностического и проектного характера

проблемное изложение;

частично - поисковые методы;

эвристическая беседа;

поисково - исследовательские методы

интегрированные;

деловая игра;

уроки творчества;

урок - консультация

урок - соревнование и др.

II. Современные цели образования и дидактические принципы организации учебной деятельности на уроках математики.

Стремительные социальные преобразования кардинально изменили не только условия жизни людей, но и образовательную ситуацию.

В последние годы в обществе сложилось новое понимание главной цели образования: формирование готовности к саморазвитию, обеспечивающей интеграцию личности в национальную и мировую культуру.

Реализация этой цели требует выполнения целого комплекса задач, среди которых основными являются:

1)обучение деятельности - умению ставить цели, организовывать свою деятельность для их достижения и оценивать результаты своих действий;

2) формирование личностных качеств - ума, воли, чувств и эмоций, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности;

3) формирование картины мира, адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы.

Следует отметить, что ориентация на развивающее обучение вовсе не означает отказ от формирования знаний, умений и навыков, без которых невозможно самоопределение личности, её самореализация.

Именно поэтому дидактическая система Я.А. Коменского, впитавшая в себя вековые традиции системы передачи ученикам знаний о мире, и сегодня составляет методологическую основу так называемой «традиционной» школы:

  • дидактические принципы - наглядность, доступность, научность, систематичность, сознательность усвоения учебного материала.

  • метод обучения - объяснительно - иллюстративный.

  • форма обучения - классно - урочная.

Однако для всех очевидно, что существующая дидактическая система, не исчерпав всей своей значимости, вместе с тем не позволяет эффективно осуществлять развивающую функцию образования. В последние годы в работах Л В. Занкова, В.В. Давыдова, П Я Гальперина и многих других педагогов - ученых и практиков сформировались новые дидактические требования, которые решают современные образовательные задачи с учетом запросов будущего.

Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

  1. Принцип деятельности заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

  2. Принцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей детей. Особую актуальность пробрела проблема преемственности в связи с появлением вариативных программ. Реализация непрерывности математического образования связана с именами Н.Я. Виленкина, Г.В.Дорофеева и др.

  3. Принцип целостности предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, о роли и месте каждой из наук в системе наук).

  4. Принцип минимакса заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне, а ученик обязан усвоить это содержание по минимальному уровню. Система минимакса является оптимальной для реализации индивидуального подхода. Слабый ученик ограничится минимумом, а сильный - возьмет все. Все остальные разместятся в промежутке между этими двумя уровнями в соответствии со своими способностями и возможностями - они сами выберут свой уровень по своему возможному максимуму.

  5. Принцип психологической комфортности предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения. Никакие успехи в учебе не принесут пользы, если они «замешаны» на страхе перед взрослыми, подавлении личности ребенка.

  6. Принцип вариативности предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

  7. Принцип творчества означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимися собственного опыта творческой деятельности.

III.Примерная типология уроков в дидактической системе деятельностного метода.

Основная цель системно - деятельностного подхода в обучении: научить не знаниям, а работе.

Для этого учитель ставит ряд вопросов:

- какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке;

- какие методы и средства обучения выбрать;

- как организовать собственную деятельность и деятельность учащихся;

- как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.

Структура урока с позиций системно - деятельностного подхода состоит в следующем:

- учитель создает проблемную ситуацию;

- ученик принимает проблемную ситуацию4

- вместе выявляют проблему;

- учитель управляет поисковой деятельностью;

- ученик осуществляет самостоятельный поиск;

- обсуждение результатов.

Пример.

Можно предложить учащимся прочитать в учебнике, вдумываясь в определение, «Параллелограмм, у которого все углы прямые, называется прямоугольником».

Призыв «вдумайтесь!» для большинства бесполезен. Чтобы действительно побуждать учащихся к вдумчивому чтению, лучше дать конкретное задание, в котором указать, что и как должны сделать учащиеся. Создадим проблемную ситуацию. Прочитайте в учебнике определение прямоугольника и установите, можно ли его видоизменить таким образом: «Параллелограмм, у которого есть прямой угол, называется прямоугольником». Ясно, что такое задание учащиеся не могут выполнить без вдумчивого чтения, без анализа и сопоставления обеих формулировок.

В таком случае учащиеся лучше запомнят определение, чем при его чтении без конкретного задания.

Как показали исследования немецких ученых, человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит,30% того, что видит, 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% - при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем. И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%. Близкие к приведенным данные были получены также американскими и российскими учеными.

Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:

  • уроки «открытия» новых знаний;

  • уроки рефлексии;

  • уроки общеметодологической направленности;

  • уроки развивающего контроля.

1.Урок «открытия» нового знания.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

2.Урок рефлексии.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно - контрольного типа и реализации коррекционной нормы ( фиксирование собственных затруднений в деятельности. Выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).

Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.

3.Урок общеметодологической направленности.

Деятельностная цель: формирование способностей учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.

Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно - методических линий.

4.Урок развивающего контроля.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.

Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий.

Разбиение учебного процесса на уроки разных типов в соответствии с ведущими целями не должно разрушать его непрерывности, а значит, необходимо обеспечить инвариантность технологии обучения. Поэтому при построении технологии организации уроков разных типов должен сохраняться деятельностный метод обучения и обеспечиваться соответствующая ему система дидактических принципов как основа для построения структуры взаимодействия между учителем и учеником.

Для построения урока в рамках ФГОС важно понять, какими должны быть критерии результативности урока, вне зависимости от того, какой типологии мы придерживаемся.

VI. Критерии результативности урока:

  1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

  2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)

  3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

  4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

  5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

  6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно - оценочной деятельности у обучаюшихся).

  7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.

  8. Учитель стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

  9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

  10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

  11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

  12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель - ученик» (через отношения, совместную деятельность и т д ).

V. Структура уроков в рамках деятельностного подхода.

1. Урок введения нового знания:

1) Мотивирование к учебной деятельности.

С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:

а) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности («надо»;

б) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу);

в) устанавливаются тематические рамки («могу»).

2) Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Данный этап предполагает:

а) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения новых знаний;

б) мотивацию к пробному действию;

в) фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обоснования.

3) Выявление места и причины затруднения.

Для этого учащиеся должны:

а) восстановить выполненные операции и зафиксировать место (шаг, операцию), где возникло затруднение;

б) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т. д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения.

4) Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства - алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем - побуждающего, потом и с помощью исследовательских методов.

5) Реализация построенного проекта.

На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися. Выбирается оптимальный вариант решения. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднения.

6) Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

7)Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

8) Включение в систему знаний и повторение.

Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий.

9) Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности.

2.Урок рефлексии.

1)Постановка цели.

Учитель вместе с учащимися определяет основные цели урока.

2) Самостоятельная работа. Принятие собственного решения.

Каждый ученик получает карточку с заданием. В задании вопрос и три варианта ответов. Правильным может быть один ответ, два и все три варианта. Перед тем как приступить к выполнению заданий, дети проговаривают «правила» работы, которые помогут им организовать диалог. В каждом классе они могут быть разными.

На этапе самостоятельной работы ученик должен рассмотреть все три варианта ответов, сравнивая, сопоставляя их, сделать выбор и подготовиться к объяснению своего выбора товарищу: почему он так считает, а не иначе.

Ученик учится осуществлять систематический перебор вариантов, сравнивая их, находить оптимальный вариант. Знания, полученные учащимися на уроках ,выстраиваются в определенную систему и становятся средством для доказательного выбора.

В процессе этой работы происходит не только систематизация, но и обобщение знаний.

3) Работа в парах (четверках).

При работе в группе каждый ученик должен объяснить, какой вариант ответа он выбрал и почему. Таким образом, работа в парах (четверках) необходимо требует от каждого ребенка активной речевой деятельности, развивает умения слушать и слышать. В процессе тренинга ученик и проговаривает, и объясняет.

Важным моментом этого этапа является принятие группового решения. Сам процесс принятия такого решения способствует корректировке личностных качеств, создает для развития личности и группы.

4) Выслушивание классом различных мнений.

Предоставляя слово для высказывания различным группам учащихся, учитель прекрасную возможность отследить, насколько верно сформированы понятия, прочны знания, насколько хорошо дети овладели терминологией.

Важно так организовать работу, чтобы учащиеся смогли услышать и выделить образец наиболее доказательной речи.

5)Экспертная оценка.

После обсуждения учитель или учащиеся озвучивают верный вариант выбора.

6) Самооценка.

Ребенок учится сам оценивать результаты своей деятельности. Этому способствует система вопросов:

- Внимательно ли ты слушал товарища?

- Смог ли ты доказать правильность своего выбора?

- Если нет, то почему?

- Что получилось, что было трудно? Почему?

- Что нужно сделать, чтобы работа была успешной?

Таким образом, ученик учится оценивать свои действия, планировать их, осознавать свое понимание или непонимание, свое продвижение вперед.

Учащиеся открывают новую карточку с заданием, и работа вновь идет по этапам - от 2 до 6.

Всего тренинги включают от 4 до 7 этапов.

7) Подведение итогов.

Тренинги не надо путать с уроками-практикумами, где за счет множества тренировочных происходит формирование прочных умений и навыков. Отличаются они и от тестирования, хотя предусматривают выбор ответа, но при тестировании учителю трудно проследить, насколько обоснованно был сделан выбор учеником, не исключается выбор наугад.

Суть уроков рефлексии в выработке единого понятийного аппарата, в осознании учащимися своих достижений и проблем. Успешность и эффективность этой технологии возможны при высокой организации урока, необходимыми условиями которой являются. Пары или четвертки должны формироваться из детей с различным типом восприятия (зрительный, слуховой, моторный), с учетом их активности.

3.Урок методологической направленности.

Изменение приоритетов математического образования существенным образом повлияло на процесс обучения математике. Главной становится идея развивающей функции обучения. В качестве одного из средств в учебно-познавательном процессе, позволяющих реализовать идею развития, выступают устные упражнения. Они содержат огромные потенциальные возможности для развития мышления, позволяют так организовать учебный процесс, что в результате их выполнения у учащихся формируется целостное представление об изучаемой теме. Это обеспечивает возможность не только удерживать в памяти, но и продемонстрировать свои знания либо уточнить применение изученного правила. Устное упражнение можно проводить и сразу после объяснения учителя, и на следующем уроке. Желательно такую работу проводить не фронтально, а предложить детям работать в парах. Состав пар можно менять, совсем не обязательно, чтобы это были пары, сидящие за одной партой. Очень важно организовать работу так, чтобы каждый ученик в результате такой работы почувствовал собственный рост.

Например, можно использовать карточки на этапе устной самостоятельно, которая выполняется работы, которая выполняется в паре. Каждый ученик играет в такой паре то роль учителя, то роль ученика в определенный момент времени. На работу отводится до 10 минут. В это время осуществляется включенный контроль, т.е. учитель слушает ответы, то одного, то другого ученика в различных парных группах и соответственно оценивает их, помогая ученику, выполняющему роль учителя, корректировать ошибки в момент их возникновения, оценивает не только отвечающего, но и проверяющего. Таким образом, за 10-12 минут можно оценить работу половины класса, что при традиционной фронтальной работе невозможно.

Можно организовать работу в паре, в которую включены сильный и слабый , или сильный и средний ученики. Целью такой работы является организация помощи сильными учениками более слабым. Причем, такая работа является эффективной не только при изучении нового материала, но и в процессе повторения изученного.

Математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед. В традиционной форме обучения большинство учащихся большую часть урока так и остаются наблюдателями. А вот работая в парах или группах, общаясь с соседом, проговаривая ему выученные формулировки, имея возможность научить кого-либо тому, что знаешь сам, ученики формируют навыки выполнения различных заданий. Качество знаний повышается, процесс обучения становится более успешным.

Не последнюю роль в развитии мышления и речи учащихся играет и фронтальная работа с классом. В ходе фронтальной работы учащиеся получают образцы рассуждений, образцы оформления записей. Они имеют возможность быстро и своевременно исправлять допущенные ошибки. Исключительно, важное значение имеет фронтальная работа для развития речи учащихся. Контрольные вопросы и замечания, сделанные учителем по ходу фронтальной работы, позволяют учащимся еще раз осмыслить то, что было услышано при объяснении нового материала.

Использование устных упражнений сокращает число заданий на уроке, требующих полного письменного оформления, что приводит к более эффективному развитию речи, мыслительных операций и творческих способностях человека.

Продуманная система устных упражнений позволяет не только вести системную работу по формированию вычислительных навыков и навыков решения текстовых задач, но и во многих других направлениях, таких, как:

а) развитие внимания, памяти, мыслительных операций, речи;

б) формирование эвристических приемов;

в) развитие комбинаторного мышления;

г) формирование пространственных представлений.

4.Урок развивающего контроля.

Уроки развивающего контроля предполагают организацию деятельности ученика в соответствии со следующей структурой:

  • написание учащимися контрольной работы;

  • сопоставление с объективно установленным эталоном выполнения этой работы;

  • оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями.

Контроль знаний - одна из важнейших составляющих образовательного процесса. Любые попытки игнорировать оценивание знаний (в том или ином виде) приводят к нарушению нормального течения процесса образования.

Современная школьная система оценки страдает целым рядом существенных недостатков, которые не позволяют использовать ее как качественный источник информации об уровне подготовки учащихся. Школьная оценка , как правило, субъективна, относительна и недостоверна. В качестве измерительных средств в учебном процессе используются стандартные контрольные и самостоятельные работы, общие для всех учащихся. Результаты выполнения этих контрольных работ и оценивает учитель. В современной методической литературе содержанию этих контрольных работ уделяется много внимания, они совершенствуются и приводятся в соответствие с поставленными целями обучения. В то же время вопросы обработки результатов контрольных работ, измерение результатов деятельности учащихся и их оценка в большей части методической литературы прорабатываются на недостаточно высоком уровне развернутости и формализации. Это приводит к тому, что учителя за одинаковые результаты выполнения работы учащимися зачастую ставят им разные оценки. Еще больше могут быть различия в результатах оценивания одной и той же работы разными учителями. Последнее происходит из-за того, что при отсутствии строгих правил, определяющих алгоритм проведения измерения и оценивания, разные учителя могут по-разному воспринимать предлагаемые им алгоритмы измерений и критерии оценивания.

Современные методики измерения уровня подготовки учащихся, ориентированные на использование компьютерных технологий предоставляют учителю принципиально новые возможности, повышают эффективность его деятельности.

Если при традиционном контроле информацией об уровне подготовки учащихся владел и полностью распоряжался только учитель, то при использовании новых методов сбора и анализа информации она оказывается доступной самому ученику и его родителям.

При проведении самостоятельных работ ставится, прежде всего, цель выявить уровень математической подготовки детей и своевременно устранить имеющиеся пробелы знаний. В конце каждой самостоятельной работы отводится место для работы над ошибками. В отличие от самостоятельных работ, основная функция контрольных работ - это именно контроль знаний. Результаты контрольной работы, как правило, не исправляются - к контролю знаний нужно готовиться до него, а не после.

Самостоятельные работы рассчитаны, как правило, на 7 - 10 мин (иногда до 15). Если ребенок не успевает выполнить задание самостоятельной работы в отведенный срок, он после проверки работ учителем дорабатывает эти задания. Оценка за самостоятельные работы ставится после того, как проведена работа над ошибками. В самостоятельных работах принципиально важно качество работы над собой и оценивается только успех.

На контрольные работы отводится от 30 до 45 мин.

При выставлении оценки можно ориентироваться на следующую шкалу:

«3» - если сделано не менее 50% объема работы;

«4» - если сделано не менее 75% объема работы;

«5» - если работа содержит не более 2 недочетов.

Работы в большинстве случаев проводятся на печатной основе. Но в некоторых случаях они предлагаются на карточках или могут быть записаны на доске, чтобы приучить детей к разной форме подачи материала.

Самостоятельные работы предлагаются примерно 1 - 2 раза в неделю, а контрольные работы - 2-3 раза в четверть.

Разбиение учебного процесса на уроки разных типов в соответствии с ведущими целями не должно разрушать его непрерывности. Поэтому при построении технологии организации уроков разных типов должен сохраняться деятельностный метод обучения и обеспечиваться соответствующая ему система дидактических принципов как основа для построения структуры и условий взаимодействия между учителем и учеником.

Заключение.

Положение о том, что все совершающееся в психической сфере человека укоренено в его деятельности, развил А. Н. Леонтьев (1903-1979). Он подчеркивал, что деятельность - особая целостность. Она включает различные компоненты: мотивы, цели, действия. Их нельзя рассматривать порознь, они образуют систему. Различие между деятельностью и действием он пояснял на следующем примере, взятом из истории деятельности людей в первобытном обществе. Участник первобытной коллективной охоты в качестве загонщика вспугивает дичь, чтобы направить ее к другим охотникам, которые скрываются в засаде. Мотивом его деятельности служит потребность в пище. Удовлетворяет же он свою потребность, отгоняя добычу, из чего следует, что его деятельность определяется мотивом, тогда как действие - той целью, которая им достигается (вспугивание дичи) ради реализации мотива. Аналогичен психологический анализ ситуации обучения ребенка. Школьник читает книгу, чтобы сдать экзамен. Мотивом его деятельности может служить сдача экзамена, получение отметки, а действием усвоение содержания книги. Возможна, однако, ситуация, когда содержание само станет мотивом и увлечет учащегося настолько, что он сосредоточится на нем независимо от экзамена и отметки. Тогда произойдет «сдвиг мотива (сдача экзамена) на цель (решение учебной задачи)». Тем самым появится мотив. Прежнее действие превратится в самостоятельную деятельность.

Собственная учебная деятельность школьников, важная составляющая системно-деятельностного подхода, реализуется как личностно-деятельностный подход в обучении. Его можно выразить формулой «деятельность - личность», т. е. «какова деятельность, такова и личность» и «вне деятельности нет личности». Учебная деятельность становится источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств.



© 2010-2022