- Преподавателю
- Другое
- Выступление на МО классных руководителей
Выступление на МО классных руководителей
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Алексеенко У.С. |
Дата | 16.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Сегодня в моде здоровый образ жизни.
Все мы знаем, что здоровье - ни с чем несравнимая ценность, и каждому человеку присуще желание быть сильным, здоровым и красивым. Ученые считают, что если принять условно уровень здоровья за 100%, то на 20% он зависит от наследственных факторов, 20% - от действия окружающей среды, 10% - от деятельности системы здравоохранения, а остальные 50% - зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведет. А поскольку именно в раннем детстве, дошкольном и школьном возрасте формируется здоровье человека, то ясна роль школы в этом вопросе.
Девизом работы классного руководителя по формированию здорового образа жизни должны стать слова Карнейля: «Здоровый человек - самое драгоценное произведение природы», следовательно, основная цель - формирование у учащихся целостного отношения к своему здоровью, навыков культуры здорового образа жизни, приобщении к занятиям физической культурой и спортом.
Здоровье достаточно многогранная категория. По определению Всемирной Организации Здравоохранения, под здоровьем понимают «состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней». Исходя из данного определения, формируется понятие «здоровый образ жизни», в которое входят следующие составляющие:
- оптимальный двигательный режим;
- личная гигиена;
- рациональное питание;
- высоконравственное отношение к окружающим людям, обществу, природе;
- отсутствие вредных привычек.
Безусловно, в первую очередь формирование здорового образа жизни у ребенка идет из семьи, но рассмотрим более подробно данные составляющие и роль школы в их формировании.
-
Оптимальный двигательный режим. У детей в возрасте 6-8 лет двигательная недостаточность около 50%, в возрасте 9-12 лет - 60%, а с 13 до 17-18 лет около 80%. При снижении двигательной активности ухудшается обмен веществ в организме, что ведет к напряжению нервной системы, вследствие чего к стрессу и депрессии, и соответственно к ухудшению умственной деятельности. Таким образом, во время образовательного процесса нам нужно уделять особое внимание двигательному режиму учащихся: здоровье сберегающие технологии, контроль посещения уроков физической культуры и различные спортивные мероприятия как школьные, так и классные.
-
Личная гигиена. В данный раздел гигиены входят вопросы гигиенического содержания тела, обуви и одежды, жилища, закаливание организма. И если классный руководитель не может контролировать процесс закаливания, гигиеническое содержание жилища, то на состояние тела, обуви и одежды мы можем повлиять. В первую очередь, это классные часы и индивидуальные беседы с привлечением медицинского работника, однако надо учитывать характер бесед и соблюдать тактичность и аккуратность в выборе слов. Следующий шаг в этом направлении - работа с родителями. И, конечно же, не следует забывать об элементарных вещах, таких как умывание, мытье рук перед едой, после прогулки на улице и занятий спортом.
-
Рациональное питание. Данный пункт классный руководитель контролировать не может, однако проводить беседы с учащимися и их родителями обязан.
-
Высоконравственное отношение к окружающим людям, обществу, природе, пожалуй, это один из самых сложных и трудоемких пунктов здорового образа жизни, а точнее психологического благополучия. Помимо различных бесед о том, что хорошо, что плохо, и как правильно себя вести, мы должны демонстрировать на собственном примере данное отношение, в первую очередь к самим учащимся и в отношении с коллегами при учениках.
-
Отсутствие вредных привычек. Если детально рассмотреть, что мы относим к вредным, а что к полезным привычкам, то список первых будет достаточно велик, однако, остановимся на самых пагубных, а именно курение, употребление алкоголя и наркотиков. Именно эти три вредные привычки являются острой проблемой в подростковом возрасте. Причины к приобщению самые различные:
- отсутствие внутренней дисциплины и чувства ответственности;
- отсутствие мотивации, четко определенной жизненной цели;
- трудности общения;
- экспериментирование;
- желание уйти от проблем.
При этом нужно учитывать, что несформированный организм подростка чрезвычайно чувствителен к действиям вредных веществ, то есть для привыкания, ему достаточно от 1 до 6 месяцев. Поэтому о важности профилактических бесед говорить даже не имеет смысла, все мы и так знаем, что это не только важно, но и необходимо. Однако стоит сказать о том, что нам может помочь сделать наши беседы более продуктивными. Для того чтобы работа по профилактике вредных привычек у детей и подростков оказалась более эффективной, следует соблюдать следующие условия:
-
Воспитывать и формировать здоровые потребности, создавать социально значимые мотивации поведения;
-
Детям и родителям предоставлять объективную информацию о вредных привычках, их воздействии на человека и последствиях употребления вредных веществ;
-
Понимание детьми сущности вредных привычек должно идти параллельно с формированием устойчиво негативного личностного отношения к психоактивным веществам и навыков межличностного общения со сверстниками и взрослыми, умение справляться с конфликтами, управлять эмоциями и чувствами;
-
Учащиеся должны приобрести опыт решения своих проблем без помощи психоактивных веществ, научиться бороться с этими увлечениями близких и друзей.
И самое главное, что хотелось бы сказать в заключении, для того чтобы учащийся вел здоровый образ жизни, нам нужны: умение классного руководителя донести информацию, помощь родителей и желание самого учащегося, к сожалению, одного нашего умения, желания или требования недостаточно.