Выступление на МО классных руководителей

Дали тему для выступления на методическом объединении классных руководителей "Сегодня в моде здоровый образ жизни", долго думала, в чем же будет оно заключаться. Остановила свой выбор на рассмотрении того, что же такое "здоровый образ жизни", и что же лучше делать для приобщения к нему учащихся. В данной работе я попыталась раскрыть  некоторые понятия, например, «здоровье», составляющие понятия «здоровый образ жизни» и тому подобное, а так же даны рекомендации классным руководителям какие лучше ...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сегодня в моде здоровый образ жизни.

Все мы знаем, что здоровье - ни с чем несравнимая ценность, и каждому человеку присуще желание быть сильным, здоровым и красивым. Ученые считают, что если принять условно уровень здоровья за 100%, то на 20% он зависит от наследственных факторов, 20% - от действия окружающей среды, 10% - от деятельности системы здравоохранения, а остальные 50% - зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведет. А поскольку именно в раннем детстве, дошкольном и школьном возрасте формируется здоровье человека, то ясна роль школы в этом вопросе.

Девизом работы классного руководителя по формированию здорового образа жизни должны стать слова Карнейля: «Здоровый человек - самое драгоценное произведение природы», следовательно, основная цель - формирование у учащихся целостного отношения к своему здоровью, навыков культуры здорового образа жизни, приобщении к занятиям физической культурой и спортом.

Здоровье достаточно многогранная категория. По определению Всемирной Организации Здравоохранения, под здоровьем понимают «состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней». Исходя из данного определения, формируется понятие «здоровый образ жизни», в которое входят следующие составляющие:

- оптимальный двигательный режим;

- личная гигиена;

- рациональное питание;

- высоконравственное отношение к окружающим людям, обществу, природе;

- отсутствие вредных привычек.

Безусловно, в первую очередь формирование здорового образа жизни у ребенка идет из семьи, но рассмотрим более подробно данные составляющие и роль школы в их формировании.

  1. Оптимальный двигательный режим. У детей в возрасте 6-8 лет двигательная недостаточность около 50%, в возрасте 9-12 лет - 60%, а с 13 до 17-18 лет около 80%. При снижении двигательной активности ухудшается обмен веществ в организме, что ведет к напряжению нервной системы, вследствие чего к стрессу и депрессии, и соответственно к ухудшению умственной деятельности. Таким образом, во время образовательного процесса нам нужно уделять особое внимание двигательному режиму учащихся: здоровье сберегающие технологии, контроль посещения уроков физической культуры и различные спортивные мероприятия как школьные, так и классные.

  2. Личная гигиена. В данный раздел гигиены входят вопросы гигиенического содержания тела, обуви и одежды, жилища, закаливание организма. И если классный руководитель не может контролировать процесс закаливания, гигиеническое содержание жилища, то на состояние тела, обуви и одежды мы можем повлиять. В первую очередь, это классные часы и индивидуальные беседы с привлечением медицинского работника, однако надо учитывать характер бесед и соблюдать тактичность и аккуратность в выборе слов. Следующий шаг в этом направлении - работа с родителями. И, конечно же, не следует забывать об элементарных вещах, таких как умывание, мытье рук перед едой, после прогулки на улице и занятий спортом.

  3. Рациональное питание. Данный пункт классный руководитель контролировать не может, однако проводить беседы с учащимися и их родителями обязан.

  4. Высоконравственное отношение к окружающим людям, обществу, природе, пожалуй, это один из самых сложных и трудоемких пунктов здорового образа жизни, а точнее психологического благополучия. Помимо различных бесед о том, что хорошо, что плохо, и как правильно себя вести, мы должны демонстрировать на собственном примере данное отношение, в первую очередь к самим учащимся и в отношении с коллегами при учениках.

  5. Отсутствие вредных привычек. Если детально рассмотреть, что мы относим к вредным, а что к полезным привычкам, то список первых будет достаточно велик, однако, остановимся на самых пагубных, а именно курение, употребление алкоголя и наркотиков. Именно эти три вредные привычки являются острой проблемой в подростковом возрасте. Причины к приобщению самые различные:

- отсутствие внутренней дисциплины и чувства ответственности;

- отсутствие мотивации, четко определенной жизненной цели;

- трудности общения;

- экспериментирование;

- желание уйти от проблем.

При этом нужно учитывать, что несформированный организм подростка чрезвычайно чувствителен к действиям вредных веществ, то есть для привыкания, ему достаточно от 1 до 6 месяцев. Поэтому о важности профилактических бесед говорить даже не имеет смысла, все мы и так знаем, что это не только важно, но и необходимо. Однако стоит сказать о том, что нам может помочь сделать наши беседы более продуктивными. Для того чтобы работа по профилактике вредных привычек у детей и подростков оказалась более эффективной, следует соблюдать следующие условия:

  1. Воспитывать и формировать здоровые потребности, создавать социально значимые мотивации поведения;

  2. Детям и родителям предоставлять объективную информацию о вредных привычках, их воздействии на человека и последствиях употребления вредных веществ;

  3. Понимание детьми сущности вредных привычек должно идти параллельно с формированием устойчиво негативного личностного отношения к психоактивным веществам и навыков межличностного общения со сверстниками и взрослыми, умение справляться с конфликтами, управлять эмоциями и чувствами;

  4. Учащиеся должны приобрести опыт решения своих проблем без помощи психоактивных веществ, научиться бороться с этими увлечениями близких и друзей.

И самое главное, что хотелось бы сказать в заключении, для того чтобы учащийся вел здоровый образ жизни, нам нужны: умение классного руководителя донести информацию, помощь родителей и желание самого учащегося, к сожалению, одного нашего умения, желания или требования недостаточно.



© 2010-2022