- Преподавателю
- Другое
- Доклад Особенности преподавания уроков ритмики у обучающихся младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью
Доклад Особенности преподавания уроков ритмики у обучающихся младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Агзямова М.А. |
Дата | 03.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Государственное бюджетноеобразовательное Учреждение Уфимская специальная (коррекционная) школа - интернат № 63 для детей с овз
Особенности преподавания уроков ритмики
у обучающихся С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТа
Подготовила: учитель ритмики Агзямова М. А.
Уфа 2013 год
Я обратилась к данной теме, потому что на современном этапе развития системы образования на первый план выдвигаются задачи создания условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития, возможностями и способностями.
Умственная отсталость - стойкое, тотальное, необратимое нарушение познавательной деятельности вследствие органического поражения ЦНС.
Актуальность темы исследования и ее теоретическая разработанность в трудах К. С. Лебединской, М. С. Певзнера, Т. А. Власовой, Г. А. Бутко, Е. М. Мастюковой и др. позволили определить объект, предмет, цель и задачи исследования.
Так объектом исследования стал учебно-воспитательный процесс младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Предметом исследования выступает особенность преподавания ритмики в школе VIII вида.
Цель исследования заключается в изучении особенностей преподавания уроков ритмики у детей младшего школьного возраста, обучающихся в школах VIII вида.
Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
-
Теоретически исследовать проблему развития детей с интеллектуальной недостаточностью и проблему коррекции недостатков в развитии.
-
Изучить взаимосвязь физического и психического развития детей.
-
Изучить особенности коррекционной ритмики.
-
Разработать и апробировать методы коррекции психомоторных нарушений в ходе преподавания уроков ритмики.
-
Провести диагностику результатов проведённой работы.
В ходе исследования была выдвинута следующая гипотеза: психомоторные способности детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью будут развиваться более активно, если на уроках ритмики проводить комплексную коррекционную программу. Для этого в структуру урока необходимо включить элементы психогимнастики, логоритмики, музыкальные игры и работу с гимнастическими предметами.
Для написания этой главы была изучена проблема интеллектуальной недостаточности, её происхождение и методы коррекции.
Изучая специфику психофизиологического развития детей с интеллектуальной недостаточностью, можно выделить следующие общие нарушения в психическом развитии этих детей:
-
повышенная истощаемость внимания и в результате нее низкая работоспособность;
-
незрелость эмоций, воли;
-
ограниченный запас общих сведений и представлений;
-
бедный словарный запас и трудности словесно-логических операций.
-
несформированность навыков интеллектуальной деятельности;
-
у детей страдают все виды памяти.
В отличии от младших школьников с нормальным развитием у детей с интеллектуальной недостаточностью наблюдаются специфические двигательные нарушения, наиболее существенными среди них являются:
-
неточность восприятия и воспроизведения движений;
-
трудности сохранения равновесия;
-
замедленность сложной двигательной реакции;
-
затруднения в выполнении движений в максимальном темпе;
-
скованность при выполнении движений и упражнений;
-
отсутствие плавности движений;
-
недоразвитие мелкой моторики;
-
бесцельность движений, общее двигательное беспокойство и наличие непроизвольных движений.
Всем, кто наблюдал детей с интеллектуальной недостаточностью, знакома общая характеристика их психомоторики. За такими детьми закрепился термин «моторно неловкий».
Все, кто пытался обучить этих детей каким-либо навыкам, знают, насколько труден, длителен этот процесс. Иногда не удается научить ребенка правильно держать ложку, прыгать через веревку, но вдруг этот же ребенок поражает способностью к сложным ритмическим танцам или ловкостью в бросании мяча. На этом этапе большая роль принадлежит занятиям ритмикой.
При работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью целесообразно говорить о коррекционной ритмике, т.е. о специальном комплексном занятии, на котором средствами музыки и специальных двигательных и психологических упражнений происходит коррекция и развитие высших психических функций, улучшаются качественные характеристики движения, развиваются такие важные личностные качества, как саморегуляция и произвольность движений и поведения.
Во второй главе я привожу данные, полученные до и после проведения комплексной коррекционной программы по ритмике в школе VIII вида № 63.
Учитывая состояние диагностики физического, нервно-психического развития и развития речи младших школьников мы включили в программу по ритмике специальные коррекционные упражнения.
Данную работу я проводила на протяжении 2011-2012 учебного года. В ходе проведения уроков мной решались следующие коррекционные задачи:
-
Развитие двигательной активности достигалось путем выполнения упражнений с предметами (гимнастической палкой, обручем, мячом).
-
Воспитание внимания и развития восприятия - путем выполнения разнообразных движений в соответствии с фразировкой песен и музыкальных произведений, а также за счёт проведения муз. игр.
-
Коррекция речевой деятельности достигалась за счёт заданий по логоритмике.
-
Для развития высших психический функций использовалась психогимнастика.
По окончании коррекционной работы, в марте 2010 года я провела повторное обследование детей и получила следующие результаты:
При сравнении количества пропусков занятий по болезни можно увидеть, что дети стали реже болеть.
Также улучшилось общее физическое развитие.
Далее психологом школы было проанализировано нервно-психическое состояние учащихся.
И здесь опять же мы видим положительную динамику развития психических процессов.
Делая вывод, можно отойти от сухих цифр и сказать, что учащиеся, занимающиеся на уроках ритмики с применением музыкальных игр, психогимнастики, логоритмики и упражнений с предметами имеют положительную динамику развития. Более того, после проведённой работы у детей развились навыки общения, они стали постоянными участниками общешкольных, районных, городских, и даже республиканских мероприятий.
Учитывая результаты проведённой работы, можно сказать, что применение коррекционных методов на уроках ритмики в школе VIII вида эффективно сказывается на развитии детей. Коррекционная программа может успешно использоваться учителями ритмики, работающими в данных школах.