• Преподавателю
  • Другое
  • Доклад Особенности преподавания уроков ритмики у обучающихся младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью

Доклад Особенности преподавания уроков ритмики у обучающихся младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетноеобразовательное Учреждение Уфимская специальная (коррекционная) школа - интернат № 63 для детей с овз



Особенности преподавания уроков ритмики

у обучающихся С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТа

Доклад Особенности преподавания уроков ритмики у обучающихся младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью

Подготовила: учитель ритмики Агзямова М. А.

Уфа 2013 год

Я обратилась к данной теме, потому что на современном этапе развития системы образования на первый план выдвигаются задачи создания условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития, возможностями и способностями.

Умственная отсталость - стойкое, тотальное, необратимое нарушение познавательной деятельности вследствие органического поражения ЦНС.

АДоклад Особенности преподавания уроков ритмики у обучающихся младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностьюктуальность темы исследования и ее теоретическая разработанность в трудах К. С. Лебединской, М. С. Певзнера, Т. А. Власовой, Г. А. Бутко, Е. М. Мастюковой и др. позволили определить объект, предмет, цель и задачи исследования.

Так объектом исследования стал учебно-воспитательный процесс младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.

Предметом исследования выступает особенность преподавания ритмики в школе VIII вида.

Цель исследования заключается в изучении особенностей преподавания уроков ритмики у детей младшего школьного возраста, обучающихся в школах VIII вида.

Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:

  1. Теоретически исследовать проблему развития детей с интеллектуальной недостаточностью и проблему коррекции недостатков в развитии.

  2. Изучить взаимосвязь физического и психического развития детей.

  3. Изучить особенности коррекционной ритмики.

  4. Разработать и апробировать методы коррекции психомоторных нарушений в ходе преподавания уроков ритмики.

  5. Провести диагностику результатов проведённой работы.

Доклад Особенности преподавания уроков ритмики у обучающихся младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью

В ходе исследования была выдвинута следующая гипотеза: психомоторные способности детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью будут развиваться более активно, если на уроках ритмики проводить комплексную коррекционную программу. Для этого в структуру урока необходимо включить элементы психогимнастики, логоритмики, музыкальные игры и работу с гимнастическими предметами.

Доклад Особенности преподавания уроков ритмики у обучающихся младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностьюДля написания этой главы была изучена проблема интеллектуальной недостаточности, её происхождение и методы коррекции.

Изучая специфику психофизиологического развития детей с интеллектуальной недостаточностью, можно выделить следующие общие нарушения в психическом развитии этих детей:

  • повышенная истощаемость внимания и в результате нее низкая работоспособность;

  • незрелость эмоций, воли;

  • ограниченный запас общих сведений и представлений;

  • бедный словарный запас и трудности словесно-логических операций.

  • нДоклад Особенности преподавания уроков ритмики у обучающихся младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностьюесформированность навыков интеллектуальной деятельности;

  • у детей страдают все виды памяти.

В отличии от младших школьников с нормальным развитием у детей с интеллектуальной недостаточностью наблюдаются специфические двигательные нарушения, наиболее существенными среди них являются:

  • неточность восприятия и воспроизведения движений;

  • трудности сохранения равновесия;

  • замедленность сложной двигательной реакции;

  • затруднения в выполнении движений в максимальном темпе;

  • скованность при выполнении движений и упражнений;

  • отсутствие плавности движений;

  • недоразвитие мелкой моторики;

  • бесцельность движений, общее двигательное беспокойство и наличие непроизвольных движений.

ВДоклад Особенности преподавания уроков ритмики у обучающихся младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностьюсем, кто наблюдал детей с интеллектуальной недостаточностью, знакома общая характеристика их психомоторики. За такими детьми закрепился термин «моторно неловкий».

Все, кто пытался обучить этих детей каким-либо навыкам, знают, насколько труден, длителен этот процесс. Иногда не удается научить ребенка правильно держать ложку, прыгать через веревку, но вдруг этот же ребенок поражает способностью к сложным ритмическим танцам или ловкостью в бросании мяча. На этом этапе большая роль принадлежит занятиям ритмикой.

ПДоклад Особенности преподавания уроков ритмики у обучающихся младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностьюри работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью целесообразно говорить о коррекционной ритмике, т.е. о специальном комплексном занятии, на котором средствами музыки и специальных двигательных и психологических упражнений происходит коррекция и развитие высших психических функций, улучшаются качественные характеристики движения, развиваются такие важные личностные качества, как саморегуляция и произвольность движений и поведения.

Во второй главе я привожу данные, полученные до и после проведения комплексной коррекционной программы по ритмике в школе VIII вида № 63.

Учитывая состояние диагностики физического, нервно-психического развития и развития речи младших школьников мы включили в программу по ритмике специальные коррекционные упражнения. Доклад Особенности преподавания уроков ритмики у обучающихся младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью

Данную работу я проводила на протяжении 2011-2012 учебного года. В ходе проведения уроков мной решались следующие коррекционные задачи:

  1. Развитие двигательной активности достигалось путем выполнения упражнений с предметами (гимнастической палкой, обручем, мячом).

  2. Воспитание внимания и развития восприятия - путем выполнения разнообразных движений в соответствии с фразировкой песен и музыкальных произведений, а также за счёт проведения муз. игр.

  3. Коррекция речевой деятельности достигалась за счёт заданий по логоритмике.

  4. Для развития высших психический функций использовалась психогимнастика. Доклад Особенности преподавания уроков ритмики у обучающихся младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью

По окончании коррекционной работы, в марте 2010 года я провела повторное обследование детей и получила следующие результаты:

При сравнении количества пропусков занятий по болезни можно увидеть, что дети стали реже болеть.

Доклад Особенности преподавания уроков ритмики у обучающихся младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью

Также улучшилось общее физическое развитие.

Далее психологом школы было проанализировано нервно-психическое состояние учащихся.

Доклад Особенности преподавания уроков ритмики у обучающихся младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью

И здесь опять же мы видим положительную динамику развития психических процессов.

Доклад Особенности преподавания уроков ритмики у обучающихся младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью

Делая вывод, можно отойти от сухих цифр и сказать, что учащиеся, занимающиеся на уроках ритмики с применением музыкальных игр, психогимнастики, логоритмики и упражнений с предметами имеют положительную динамику развития. Более того, после проведённой работы у детей развились навыки общения, они стали постоянными участниками общешкольных, районных, городских, и даже республиканских мероприятий.

Учитывая результаты проведённой работы, можно сказать, что применение коррекционных методов на уроках ритмики в школе VIII вида эффективно сказывается на развитии детей. Коррекционная программа может успешно использоваться учителями ритмики, работающими в данных школах.

© 2010-2022