Методическая разработка по теме: Совершенствование речи учащихся

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Доклад



«Деятельность учителя

по формированию и совершенствованию

речи учащихся»







Заседание

МО учителей

русского языка и литературы

от 11.01.14г

Развитие устной и письменной речи школьников - одно из стержневых направлений в методике преподавания литературы. Обогащение словарного запаса учащихся на материале художественных произведений, обучение связной речи и развитие ее выразительности - таковы основные задачи, которые решаются в практической работе словесников.

Активизация речевой деятельности каждого ученика, построение педагогического взаимодействия на основе гуманистического общения, осуществление учителем процесса конструирования речевой деятельности старшеклассников обеспечивают развитие интеллекта учащихся и способности к эффективной коммуникации, что является залогом успешной самореализации человека в современном мире. В настоящее время в педагогической науке имеется совокупность знаний, необходимых для постановки решения проблемы анализа художественного произведения: определены возможные пути формирования языковой компетентности школьников Достижению наибольшей эффективности работы по развитию речи школьников способствует осуществление ее в условиях коммуникативной деятельности, поэтому в теорию и практику речевого развития вошел психолингвистический термин «речевая деятельность», означающий систему речевых действий, характеризующихся единством общения и мышления и опирающихся на модель порождения речевого высказывания, представляющую собой индивидуальную речь человека. Разработанная психологами модель порождения речевых высказываний включает в себя следующие этапы:

а) этап мотивации высказывания;

б) этап замысла;

в) этап осуществления замысла (реализация плана);

г) сопоставление реализации замысла с самим замыслом.

Данные этапы соответствуют структуре любого интеллектуального акта.

Осуществляя речевое развитие школьников на занятиях по литературе, учителю следует опираться на знание особенностей коммуникативной деятельности, так как усвоение языка и речи наиболее эффективно происходит в процессе общения. Деятельность общения требует такого контакта с другими людьми, при котором субъект видит в них себе равных и потом рассчитывает на обратную связь, на обмен информацией, а не на однороднее ее осуществление.

Лингвистический подход ориентирует учителя и школьников на формирование умений целенаправленно строить речевые произведения, обладающие определенными стилистическими особенностями и значительной действенностью. Такие умения отечественные и зарубежные лингводидакты считают высшими и для их развития и совершенствования предлагают следующие группы упражнений, выполнение которых хорошо согласуется со спецификой литературы как учебного предмета и способствуют повышению уровня языковой и литературной креативности школьников. Это:

  1. Упражнения по реализации ролевого принципа развития речи.

  2. Упражнения с элементами развития продуктивного артистизма речи.

  3. Развитие умений художественной критики.

  4. Развитие умений эстетического анализа текста.

  5. Упражнение на приобщение школьников к герменевтической исследовательской процедуре при работе с текстом, например, создание режиссерских ремарок, упражнения типа «найти отрезки текста, которые надо читать одинаковым голосом» и др.

Деятельностный подход к развитию речи учащихся в процессе занятий по литературе конкретизируется в следующих принципах совершенствования речевой деятельности:

  • взаимодействие нравственного воспитания, интеллектуального, художественно-эстетического и речевого развития школьников в процессе анализа текста;

  • органическая взаимосвязь работы по развитию речи со всеми компонентами занятий по литературе, обеспечивающая как совершенствование речевой деятельности учащихся, так и углубление восприятия ими литературного материала;

  • разнообразие методических форм и приемов, стимулирующих творческую речевую деятельность учащихся на материале занятий по литературе;

  • практическая направленность работы по развитию речи учащихся и приближение к реальным жизненным ситуациям;

  • систематический характер работы по совершенствованию речи школьников.

Ведущими принципами организации работы по совершенствованию речевой деятельности учащихся в связи с изучением литературы является неразрывное единство этой работы с анализом художественного произведения, с интеллектуальным, нравственным и художественно-эстетическим развитием, т.е. формированием духовной личности в широком смысле.

Развитие устной и письменной речи является социальной и методической проблемой. Уроки литературы должны придать языку школьников эмоциональную окраску, сделать их язык более тонким и взыскательным в смысле передачи всякого рода оттенков в окружающей жизни. Одной из методических проблем развития устной речи школьников в связи с изучением литературы стала проблема организации и проведения уроков развития речи, их композиционной структуры. Устная и письменная речь находятся в тесной взаимозависимости, потому и методика развития устной и письменной речи школьников на занятиях по литературе имеет много общего. Очень часто обучение устному ответу, сообщению, докладу требует предварительного составления плана, тезисов, конспекта, записи отдельных положений будущего высказывания. В то же время подготовка письменного изложения, сочинения, киносценария, работы-миниатюры включает в себя устные ответы на вопросы, пересказы художественного текста различных видов, наконец, устные сочинения, диалоги по отдельным фрагментам будущей работы. Таким образом, устная речь способствует овладению умениями письменной речи, а письменная, в свою очередь, помогает развитию более четкой, правильной, логически последовательной речи устной.

Важным условием совершенствования речевой деятельности старшеклассников является рассказ о жизни и творчестве писателя. Это один из видов учительского повествования, который служит своеобразным образцом для самостоятельного рассказа учеников. Материалы биографии занимательны для читателя - они и увлекают, и учат устной речи. Непринужденность, раскованность, легкость структуры, богатство и нестандартность словаря и стилистики усиливают эмоциональное воздействие биографических материалов и увеличивают их роль как образца для подражания, как определенной нормы бытового общения.

Любой шаг, любая попытка ученика принять участие в разговоре очень важны для развития речи, так как освоение лаборатории писателя связывает воедино поиски чисто практические, знакомые ученикам, со стремлением автора к совершенству в передаче собственных мыслей и чувств. Так вопрос о развитии речи становится в глазах учеников одной из серьезнейших содержательных задач их школьной практики.

Особое место в речевой деятельности старшеклассников могут занять сообщения, построенные на мемуарной литературе. Причем можно включать как воспоминания самого воспитателя, так и воспоминания о том, но не в виде цитат, а в виде сообщений о произведениях мемуарного жанра. Если строить сообщение с особым вниманием к специфике жанра, то можно получить от такой работы немалую выгоду: оно не только обогатит дополнительными сведениями, но настроит внимание учеников на те законы стилистики устной и письменной речи, которые помогают в ежедневном общении и делают более ответственными формы высказываний.

Таким образом, самостоятельные ученические работы, которые выполняются на 1 этапе анализа произведения, повышают речевую культуру учащихся и помогают постичь авторский замысел, тему, идею произведения. Но, на мой взгляд, работа по развитию, совершенствованию, обогащению речи старшеклассников невозможна без погружения в мир художественного произведения, без исследования писательского мастерства. На этом этапе учащимся предстоит проявить максимум наблюдательности, умение принять участие в общей коллективной работе, раскрыв свои индивидуальные возможности анализировать и доказательно и эмоционально высказывать свои мысли, свое отношение к тому или иному вопросу. Наиболее целесообразный ход таких уроков: от словарной работы к формированию предложения, вопроса, ответа в диалогической речи, от этого этапа урока к пересказу текста, а затем и собственным, оригинальным, более сложным рассказам о героях, о поступках.

Развитие устной речи - социальная и методическая проблема. Социальная потому, что речь является убедительным показателем духовной культуры личности. Методическая потому, что обществу необходимы люди, владеющие словом, умеющие отстаивать свои убеждения, взгляды, вести дискуссию. На уроках литературы при анализе произведения создается оптимальная ситуация речевого общения, активизируется речевая практика учащихся. Для этого закрепляется усвоенная на базе художественных произведений лексика, создаются условия для отработки различных видов устных высказываний, видения диалогов.

Важно на уроке систематически и целенаправленно знакомить ребёнка с изобразительными возможностями языка, учить наблюдать за использованием различных языковых средств на примере лучших образцов художественной литературы.



© 2010-2022