• Преподавателю
  • Другое
  • Методическая разработка занятия по правовым основам профессиональной деятельности на тему Трудовая дисциплина

Методическая разработка занятия по правовым основам профессиональной деятельности на тему Трудовая дисциплина

Данный урок разработан с целью закрепления  знаний и формирования умений и навыков по их применению в решении профессиональных задач по теме «Трудовая дисциплина» раздела «Труд и социальная защита» дисциплины «Правовые основы профессиональной деятельности». Занятие способствует пробуждению интереса к самостоятельной деятельности по овладению знаниями, работе в группе и подготовлено для студентов 3 курса специальности  «Релейная защита и автоматизация электроэнергетических систем».   Вид урока: а...
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Департамент образования Ивановской области

Областное государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

«Ивановский энергетический колледж»





методическая разработка занятия по дисциплине

«Правовые основы профессиональной деятельности»





Трудовая дисциплина




Методическая разработка занятия по правовым основам профессиональной деятельности на тему Трудовая дисциплина








И.А. Фролова, преподаватель

социально - экономических дисциплин






Иваново, 2014

План урока

Специальность: «Релейная защита и автоматизация электроэнергетических систем»

Дисциплина: Правовые основы профессиональной деятельности

Курс: 3

Группа: 34

Дата: 20 ноября 2014 года

Тема раздела: Труд и социальная защита.

Тема урока: Трудовая дисциплина.

Цели занятия:

Учебные:

Вторично осмыслить и закрепить уже известные знания о трудовой дисциплине, видах и порядке применения дисциплинарных взысканий, сформировать умения и навыки по их применению в решении профессиональных задач.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Развивающие:

Способствовать развитию умений анализировать, выделять главное, сравнивать, делать выводы.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Воспитательные:

Пробудить интерес к самостоятельной деятельности по овладению знаниями, учить работать в группе, слушать и уважать чужое мнение.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Планируемые результаты учебного занятия:

Умения:

-анализировать и оценивать результаты и последствия деятельности (бездействия) с правовой точки зрения;

-защищать свои права в соответствии с гражданским, гражданско-процессуальным и трудовым законодательством;

- использовать нормативно-правовые документы, регламентирующие профессиональную деятельность.

Знания:

-основные положения Конституции Российской Федерации, действующие законодательные и иные нормативно-правовые акты, регулирующие правоотношения в процессе профессиональной (трудовой) деятельности;

-нормы дисциплинарной ответственности;

-права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности;

Тип урока: урок закрепления и совершенствования знаний, умений, навыков.

Вид урока: анализ конкретных ситуаций (case-stady)

Средства обучения: магнитно - меловая доска, персональный компьютер, раздаточный материал - кейсы, электронная презентация для урока PowerPoint, информационные стенды, плакаты.

Методы обучения:

репродуктивный

проблемно-поисковый

Междисциплинарные связи: обществознание, информационные технологии в профессиональной деятельности.

Методическое обеспечение и литература:

ФЗ Трудовой кодекс Российской Федерации. - Москва: Проспект КноРус, 2014  Комментарий к трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный), новая редакция О.В. Смирнов, М.О. Буянова, И.А. Костян, В.Г. Малов. 8 - е издание: стер. М: КноРус: 2010 - 276 с.

Румынина В.В. Правовое обеспечение профессиональной деятельности: - Москва, 2011.

В.Г. Еремин и др. ; рец.: А.В. Тотай, Г.П. Бабкин: Безопасность жизнедеятельности в энергетике. - М.: Академия, 2010

Оробец В.М.: Трудовое право. - СПб.: Питер, 2010

Под ред.: К.К. Гасанова, Ф.Г. Мышко: Трудовое право. - М.: ЮНИТИ-ДАНА : Закон и право, 2010

Смоленский М.Б.: Трудовое право Российской Федерации. - Ростов н/Д: Феникс, 2010

 Интернет ресурс «Garant.ru» - информационно правовой портал. Форма доступа: garant.ru.



Ход урока



п/п

Структурный элемент урока

Время, мин.

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

1

Организационная часть - 1 мин.

Приветствует студентов.

Проверяет готовность к занятию, явку студентов.

Приветствуют преподавателя, готовятся к занятию. Староста отмечает отсутствующих.

2

Целеполагание и мотивация - 4 мин.

Формулирует тему урока, организует работу по совместному целеполаганию на основе репродуктивного метода с помощью постановки следующих вопросов: - кем по профессии вы будете после окончания колледжа?- какими качествами должен обладать техник - энергетик, работник электростанции?



Какую цель мы поставим сегодня? - Корректирует ответы студентов, «подводит» к грамотной формулировке цели урока.

Отвечают на вопросы преподавателя


Предполагаемые ответы: - знать своё дело. - быть здоровым.- быть внимательным. - обладать знаниями.- соблюдать трудовую дисциплину.


Предполагаемые ответы: - закрепить, повторить пройденное, - рассмотреть примеры из жизни.- научиться защищать свои права.- научиться самим разрешать жизненные ситуации.

Осознают и принимают цели урока

ОК1; ОК2; ОК10

3

Актуализация опорных знаний: - 5 мин.

Организует фронтальную работу на основе репродуктивного метода с использованием компьютерной презентации.

Вопросы студентам:

1. Что такое дисциплина труда?

2. В чём заключается дисциплинарная ответственность?

3. Какие проступки являются основанием для дисциплинарной ответственности?

4. Меры дисциплинарного взыскания.

5. В чём состоит порядок применения дисциплинарных взысканий?

Воспроизводят, актуализируют полученные ранее знания, вторично осмысливают и закрепляют информацию, дополняют ответы друг друга.




ОК2; ОК5

4

Работа по теме урока.

Анализ конкретных ситуаций (case-stady) и

их обсуждение - 30 мин.

Проводит инструктаж, организует работу в микрогруппах на основе проблемно-поискового метода с использованием нормативно-правовых источников, с последующим обсуждением.

Задание студентам: проанализировать условия профессиональной ситуации - задания, распределить обязанности внутри микрогруппы, подготовить ответ, выбрать отвечающего.



Кейс-ситуация №1

Работник Панин Андрей Сергеевич без уважительных причин на два часа опоздал на работу. По этому факту с него было взято письменное объяснение. В этот же день он демонстративно ушёл с работы на три часа раньше. Считая, что в течение рабочего дня Панин отсутствовал на рабочем месте без уважительных причин более четырёх часов, администрация уволила его за прогул.

Задание:

1. Внимательно прочитайте и проанализируйте текст ситуации.

2. Ответьте на вопросы:

Правомерно ли решение администрации? Обоснуйте ответ.

Какие этапы применения дисциплинарного взыскания - увольнения предусматривает Трудовой Кодекс РФ?

3. Оформите ответ группы.


Кейс-ситуация №2







5 марта 2009 года администрация муниципального унитарного предприятия «Горэлектросеть» установила, что сварщик Хитров Алексей Иванович 26 августа 2008 года совершил прогул, и потребовала от него немедленных объяснений. Хитров, ссылаясь на трудовой кодекс, отказался писать объяснение. Тогда директор предприятия объявил Хитрову выговор.

Задание:

1. Внимательно прочитайте и проанализируйте текст ситуации.

2. Ответьте на вопросы:

Правомерно ли решение администрации? Обоснуйте ответ.

Какие сроки применения дисциплинарного взыскания содержатся в законодательстве?

3. Оформите ответ группы.

Кейс-ситуация №3




24 сентября сотрудник ООО «Гефест» Исаев Владимир Иванович отсутствовал на рабочем месте более четырех часов. На следующий день, 25 сентября, директор ООО «Гефест» вызвал Исаева к себе и объявил о применении к нему дисциплинарного взыскания в виде строгого выговора. Работник выразил несогласие с применением такой меры дисциплинарного взыскания и обратился в суд.

Задание:

1. Внимательно прочитайте и проанализируйте текст ситуации.

2. Ответьте на вопросы:

Какие нормы Трудового кодекса РФ были нарушены сторонами?

Какие существуют виды дисциплинарных взысканий и каков порядок их наложения?

3. Оформите ответ группы.

Кейс-ситуация №4

Мастер участка Рыбкин Иван Федорович совершил дисциплинарный проступок, опоздал на работу на 2 часа. Представитель работодателя потребовал от работника объяснение в письменной форме, в которой Рыбкин признал свою вину и пояснил, что подобное было в первый раз и больше не повторится. Директором предприятия ему был объявлен выговор.

Через 6 месяцев работник написал заявление, попросив снять с него дисциплинарное взыскание. Однако директор завода отказал ему в этом, заявив, что у Рыбкина много мелких упущений, и снимать взыскание пока рано. Работник обратился к юристу.

Задание:

1. Внимательно прочитайте и проанализируйте текст ситуации.

2. Ответьте на вопросы:

Правомерен ли отказ работодателя о снятии дисциплинарного взыскания? Ответ обоснуйте.

Какова процедура наложения выговора как дисциплинарного взыскания?

3. Оформите ответ группы.

Работают в микрогруппах: распределяют роли внутри своей команды, исследуют и осмысливают информацию, сравнивают, выделяют главное, анализируют кейс-ситуацию. Используя нормативно-правовые источники, готовят ответы. Обобщают работу группы и делают вывод. Оформляют коллективный ответ.

На этапе публичного озвучивания ответов задают перекрёстные вопросы по ситуациям-заданиям других микрогрупп.






Предполагаемый дополнительный вопрос:

к кейс-ситуации №1

Можно ли применить к работнику Панину два дисциплинарных взыскания?






Предполагаемый дополнительный вопрос:

к кейс-ситуации №2

Какое взыскание в данном случае можно применить к работнику Хитрову?








Предполагаемый дополнительный вопрос:

к кейс-ситуации №3

Как следует поступить директору ООО «Гефест»?









Предполагаемый дополнительный вопрос:

к кейс-ситуации №4

Кто ещё на предприятии мог похлопотать о снятии дисциплинарного взыскания с работника Рыбкина?


Тьютор анализирует работу микрогрупп, которых консультировал, определяет критерии выполнения заданий, озвучивает своё мнение, предлагает и обосновывает оценки.

ОК2; ОК3;ОК4; ОК6; ОК7; ОК8; ОК

5

Подведение итогов. Рефлексия -3 мин.

Организует фронтальную работу по обсуждению итогов урока, его результативности, оценке деятельности студентов в микрогруппах, привлекая для этого тьютора. Задаёт вопросы студентам, возвращая их мысленно в начало урока:

1. Какие цели мы с вами ставили в начале урока?

2. Достигли ли мы их?

3. Какие были трудности?

4. Что хотелось бы ещё узнать?

5. Какое значение имеют приобретённые сегодня знания и умения для вашей будущей профессиональной деятельности?

Выставляет оценки.

Осуществляют рефлексию процесса занятия.

Формулируют результат своей работы, сами оценивают её. Отвечают на вопросы преподавателя.

Делают вывод по уроку: достигли ли цели, которые были поставлены ими в начале урока.


ОК1;ОК2; ОК8

6


Определение домашнего задания - 2 мин.

Предлагает студентам на выбор варианты домашнего задания разного уровня сложности.

Выбирают домашнее задание с учётом своих индивидуальных возможностей.

ОК2; ОК8


Преподаватель Фролова И.А.

© 2010-2022