- Преподавателю
- Другое
- Методическая разработка занятия по правовым основам профессиональной деятельности на тему Трудовая дисциплина
Методическая разработка занятия по правовым основам профессиональной деятельности на тему Трудовая дисциплина
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Фролова И.А. |
Дата | 18.03.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Департамент образования Ивановской области
Областное государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
«Ивановский энергетический колледж»
методическая разработка занятия по дисциплине
«Правовые основы профессиональной деятельности»
Трудовая дисциплина
И.А. Фролова, преподаватель
социально - экономических дисциплин
Иваново, 2014
План урока
Специальность: «Релейная защита и автоматизация электроэнергетических систем»
Дисциплина: Правовые основы профессиональной деятельности
Курс: 3
Группа: 34
Дата: 20 ноября 2014 года
Тема раздела: Труд и социальная защита.
Тема урока: Трудовая дисциплина.
Цели занятия:
Учебные:
Вторично осмыслить и закрепить уже известные знания о трудовой дисциплине, видах и порядке применения дисциплинарных взысканий, сформировать умения и навыки по их применению в решении профессиональных задач.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
Развивающие:
Способствовать развитию умений анализировать, выделять главное, сравнивать, делать выводы.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Воспитательные:
Пробудить интерес к самостоятельной деятельности по овладению знаниями, учить работать в группе, слушать и уважать чужое мнение.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
Планируемые результаты учебного занятия:
Умения:
-анализировать и оценивать результаты и последствия деятельности (бездействия) с правовой точки зрения;
-защищать свои права в соответствии с гражданским, гражданско-процессуальным и трудовым законодательством;
- использовать нормативно-правовые документы, регламентирующие профессиональную деятельность.
Знания:
-основные положения Конституции Российской Федерации, действующие законодательные и иные нормативно-правовые акты, регулирующие правоотношения в процессе профессиональной (трудовой) деятельности;
-нормы дисциплинарной ответственности;
-права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности;
Тип урока: урок закрепления и совершенствования знаний, умений, навыков.
Вид урока: анализ конкретных ситуаций (case-stady)
Средства обучения: магнитно - меловая доска, персональный компьютер, раздаточный материал - кейсы, электронная презентация для урока PowerPoint, информационные стенды, плакаты.
Методы обучения:
репродуктивный
проблемно-поисковый
Междисциплинарные связи: обществознание, информационные технологии в профессиональной деятельности.
Методическое обеспечение и литература:
ФЗ Трудовой кодекс Российской Федерации. - Москва: Проспект КноРус, 2014 Комментарий к трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный), новая редакция О.В. Смирнов, М.О. Буянова, И.А. Костян, В.Г. Малов. 8 - е издание: стер. М: КноРус: 2010 - 276 с.
Румынина В.В. Правовое обеспечение профессиональной деятельности: - Москва, 2011.
В.Г. Еремин и др. ; рец.: А.В. Тотай, Г.П. Бабкин: Безопасность жизнедеятельности в энергетике. - М.: Академия, 2010
Оробец В.М.: Трудовое право. - СПб.: Питер, 2010
Под ред.: К.К. Гасанова, Ф.Г. Мышко: Трудовое право. - М.: ЮНИТИ-ДАНА : Закон и право, 2010
Смоленский М.Б.: Трудовое право Российской Федерации. - Ростов н/Д: Феникс, 2010
Интернет ресурс «Garant.ru» - информационно правовой портал. Форма доступа: garant.ru.
Ход урока
№
п/п
Структурный элемент урока
Время, мин.
Деятельность преподавателя
Деятельность студентов
1
Организационная часть - 1 мин.
Приветствует студентов.
Проверяет готовность к занятию, явку студентов.
Приветствуют преподавателя, готовятся к занятию. Староста отмечает отсутствующих.
2
Целеполагание и мотивация - 4 мин.
Формулирует тему урока, организует работу по совместному целеполаганию на основе репродуктивного метода с помощью постановки следующих вопросов: - кем по профессии вы будете после окончания колледжа?- какими качествами должен обладать техник - энергетик, работник электростанции?
Какую цель мы поставим сегодня? - Корректирует ответы студентов, «подводит» к грамотной формулировке цели урока.
Отвечают на вопросы преподавателя
Предполагаемые ответы: - знать своё дело. - быть здоровым.- быть внимательным. - обладать знаниями.- соблюдать трудовую дисциплину.
Предполагаемые ответы: - закрепить, повторить пройденное, - рассмотреть примеры из жизни.- научиться защищать свои права.- научиться самим разрешать жизненные ситуации.
Осознают и принимают цели урока
ОК1; ОК2; ОК10
3
Актуализация опорных знаний: - 5 мин.
Организует фронтальную работу на основе репродуктивного метода с использованием компьютерной презентации.
Вопросы студентам:
1. Что такое дисциплина труда?
2. В чём заключается дисциплинарная ответственность?
3. Какие проступки являются основанием для дисциплинарной ответственности?
4. Меры дисциплинарного взыскания.
5. В чём состоит порядок применения дисциплинарных взысканий?
Воспроизводят, актуализируют полученные ранее знания, вторично осмысливают и закрепляют информацию, дополняют ответы друг друга.
ОК2; ОК5
4
Работа по теме урока.
Анализ конкретных ситуаций (case-stady) и
их обсуждение - 30 мин.
Проводит инструктаж, организует работу в микрогруппах на основе проблемно-поискового метода с использованием нормативно-правовых источников, с последующим обсуждением.
Задание студентам: проанализировать условия профессиональной ситуации - задания, распределить обязанности внутри микрогруппы, подготовить ответ, выбрать отвечающего.
Кейс-ситуация №1
Работник Панин Андрей Сергеевич без уважительных причин на два часа опоздал на работу. По этому факту с него было взято письменное объяснение. В этот же день он демонстративно ушёл с работы на три часа раньше. Считая, что в течение рабочего дня Панин отсутствовал на рабочем месте без уважительных причин более четырёх часов, администрация уволила его за прогул.
Задание:
1. Внимательно прочитайте и проанализируйте текст ситуации.
2. Ответьте на вопросы:
Правомерно ли решение администрации? Обоснуйте ответ.
Какие этапы применения дисциплинарного взыскания - увольнения предусматривает Трудовой Кодекс РФ?
3. Оформите ответ группы.
Кейс-ситуация №2
5 марта 2009 года администрация муниципального унитарного предприятия «Горэлектросеть» установила, что сварщик Хитров Алексей Иванович 26 августа 2008 года совершил прогул, и потребовала от него немедленных объяснений. Хитров, ссылаясь на трудовой кодекс, отказался писать объяснение. Тогда директор предприятия объявил Хитрову выговор.
Задание:
1. Внимательно прочитайте и проанализируйте текст ситуации.
2. Ответьте на вопросы:
Правомерно ли решение администрации? Обоснуйте ответ.
Какие сроки применения дисциплинарного взыскания содержатся в законодательстве?
3. Оформите ответ группы.
Кейс-ситуация №3
24 сентября сотрудник ООО «Гефест» Исаев Владимир Иванович отсутствовал на рабочем месте более четырех часов. На следующий день, 25 сентября, директор ООО «Гефест» вызвал Исаева к себе и объявил о применении к нему дисциплинарного взыскания в виде строгого выговора. Работник выразил несогласие с применением такой меры дисциплинарного взыскания и обратился в суд.
Задание:
1. Внимательно прочитайте и проанализируйте текст ситуации.
2. Ответьте на вопросы:
Какие нормы Трудового кодекса РФ были нарушены сторонами?
Какие существуют виды дисциплинарных взысканий и каков порядок их наложения?
3. Оформите ответ группы.
Кейс-ситуация №4
Мастер участка Рыбкин Иван Федорович совершил дисциплинарный проступок, опоздал на работу на 2 часа. Представитель работодателя потребовал от работника объяснение в письменной форме, в которой Рыбкин признал свою вину и пояснил, что подобное было в первый раз и больше не повторится. Директором предприятия ему был объявлен выговор.
Через 6 месяцев работник написал заявление, попросив снять с него дисциплинарное взыскание. Однако директор завода отказал ему в этом, заявив, что у Рыбкина много мелких упущений, и снимать взыскание пока рано. Работник обратился к юристу.
Задание:
1. Внимательно прочитайте и проанализируйте текст ситуации.
2. Ответьте на вопросы:
Правомерен ли отказ работодателя о снятии дисциплинарного взыскания? Ответ обоснуйте.
Какова процедура наложения выговора как дисциплинарного взыскания?
3. Оформите ответ группы.
Работают в микрогруппах: распределяют роли внутри своей команды, исследуют и осмысливают информацию, сравнивают, выделяют главное, анализируют кейс-ситуацию. Используя нормативно-правовые источники, готовят ответы. Обобщают работу группы и делают вывод. Оформляют коллективный ответ.
На этапе публичного озвучивания ответов задают перекрёстные вопросы по ситуациям-заданиям других микрогрупп.
Предполагаемый дополнительный вопрос:
к кейс-ситуации №1
Можно ли применить к работнику Панину два дисциплинарных взыскания?
Предполагаемый дополнительный вопрос:
к кейс-ситуации №2
Какое взыскание в данном случае можно применить к работнику Хитрову?
Предполагаемый дополнительный вопрос:
к кейс-ситуации №3
Как следует поступить директору ООО «Гефест»?
Предполагаемый дополнительный вопрос:
к кейс-ситуации №4
Кто ещё на предприятии мог похлопотать о снятии дисциплинарного взыскания с работника Рыбкина?
Тьютор анализирует работу микрогрупп, которых консультировал, определяет критерии выполнения заданий, озвучивает своё мнение, предлагает и обосновывает оценки.
ОК2; ОК3;ОК4; ОК6; ОК7; ОК8; ОК
5
Подведение итогов. Рефлексия -3 мин.
Организует фронтальную работу по обсуждению итогов урока, его результативности, оценке деятельности студентов в микрогруппах, привлекая для этого тьютора. Задаёт вопросы студентам, возвращая их мысленно в начало урока:
1. Какие цели мы с вами ставили в начале урока?
2. Достигли ли мы их?
3. Какие были трудности?
4. Что хотелось бы ещё узнать?
5. Какое значение имеют приобретённые сегодня знания и умения для вашей будущей профессиональной деятельности?
Выставляет оценки.
Осуществляют рефлексию процесса занятия.
Формулируют результат своей работы, сами оценивают её. Отвечают на вопросы преподавателя.
Делают вывод по уроку: достигли ли цели, которые были поставлены ими в начале урока.
ОК1;ОК2; ОК8
6
Определение домашнего задания - 2 мин.
Предлагает студентам на выбор варианты домашнего задания разного уровня сложности.
Выбирают домашнее задание с учётом своих индивидуальных возможностей.
ОК2; ОК8
Преподаватель Фролова И.А.