Специфика получения экологических знаний слабовидящими детьми в условиях ОДЭЦ

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Специфика получения экологических знаний слабовидящими

детьми в условиях ОДЭЦ.


Методист

ГБОУСоДОД «ОДЭЦ»

Самбурова В.А.


Сотрудничество Областного детского экологического центра с коррекционной школой - интернатом III-IV вида началось в 2003 году. За этот период тематика проводимых мероприятий для получения экологических знаний имела разносторонний характер: фенологические наблюдения, изучение растительного и животного мира, охрана окружающей среды, урбоэкология, безопасность в чрезвычайных ситуациях, изготовление поделок из природного материала, участие в конкурсах и практических природоохранных акциях, праздниках, фестивалях экологических театров и т.д.

Основная цель проводимых мероприятий - научить слабовидящих детей "видеть" и понимать природу, сформировать потребность к активной жизненной позиции, развивать творческий потенциал .

Воспитательный процесс слабовидящих детей несколько отличается от обычных зрячих, он более сложный и многогранный. При слабовидении трудным оказывается оценка не только визуальных характеристик предмета, его пространственных признаков, положения, направления, расстояния. Нарушение зрения затрудняет процесс знакомства с природой, правильных представлений об окружающем природном мире.

Особенностью слабовидящих детей является то, что утраченные зрительные функции замещаются деятельностью других органов чувств. Однако при всем этом могут возникать неточности, ошибочность в представлении природных процессов. Поэтому в своей работе со слабовидящими детьми мы направляем усилия на развитие чувственного созерцания и абстрактного представления, чтобы каждый учащийся умел анализировать, обобщать, делать умозаключения и выводы, Иными словами - научить мыслительным операциям в условиях обедненной сенсорики.

Дополнительное образование имеет ряд преимуществ перед школьным (возможность выбрать занятие по своему интересу, индивидуальная работа с каждым ребенком, положительное влияние на психоэмоциональное состояние ребенка растений и животных и т.д.) которые благоприятно влияют на работу со слабовидящими детьми, и предполагают использование следующих форм и методов.

Основной формой получения знаний является слово педагога или словесный метод. Часто беседа, рассказ, сообщение носят эвристический характер, доступную форму и сопровождается действием тактильных чувств. Например, при изучении животного и растительного мира - животные мини-зоопарка и растения оранжереи, материалы музея ОДЭЦ.

Слуховое восприятие присутствует на занятиях по животному миру (пение птиц, звуки природы). Обоняние - на занятиях с лекарственными растениями, хвойными и лиственными породами деревьев и т.д..

На занятиях со слабовидящими детьми используется метод проектов, который включает различные виды деятельности учащихся (исследовательская, практическая, аналитическая и пр.) При этом знания, полученные на занятиях в интернате не заменяются, а дополняются и расширяются.

Так, участие слабовидящих детей в проекте «Птицеград» расширило круг общих знаний по изучению пернатых в сложных экологических условиях. В проекте «Росток» учащиеся изучили и применили на практике агротехнические мероприятия по выращиванию рассады цветочно-декоративных растений.

Для детей с ослабленным зрением важно использовать практические методы. Особенно охотно они мастерят поделки из природного материала. Такая работа развивает общую и мелкую моторику рук, создает объемное представление об объекте труда, развивает память и четкую координацию рук.

Учащиеся коррекционной школы-интерната активно участвуют в мероприятиях, проводимых Областным детским экологическим центром: акции «Неделя в защиту животных» и конкурсах «Человек-Земля-Космос», «Зеленая планета», «Живая Земля», «Волге - зеленый щит», фестивале экологических театров для учреждений интернатного зависит от того, насколько органично будет увязана коррекционная работа с методами обучения и воспитания. Применение разнообразных форм и методов в школе-интернате позволяет повышать активность, развивать творческие способности, способности исследователя, формировать новые компетентности в эколого-биологическом образовании.



© 2010-2022