• Преподавателю
  • Другое
  • ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ С ОБЩЕСТВЕННЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ И СЕМЬЁЙ ПО ВОПРОСАМ ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ (ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА)

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ С ОБЩЕСТВЕННЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ И СЕМЬЁЙ ПО ВОПРОСАМ ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ (ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА)

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ С ОБЩЕСТВЕННЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ И СЕМЬЁЙ ПО ВОПРОСАМ ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ (ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА)

Юлия Игоревна Кухтова

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 11», город Кемерово

Педагогика должна стать наукой для всех -

и для учителей, и для родителей…

Какими бы прекрасными ни были наши учреждения,

самыми главными «мастерами»,

формирующими разум, мысли детей,

являются мать и отец.

Поэтому нам, учителям, прежде всего, необходимо

заботиться о повышении педагогической культуры родителей,

разъяснять им смысл воспитания

и работать с ними в одном направлении.

В. А. Сухомлинский

Нормативно - правовой и методологической основой программы духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени основного общего образования являются Закон Российской Федерации «Об образовании в РФ», ФГОС ООО, Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России, ООП ООО МБОУ «СОШ № 11».

Для себя понятия духовно - нравственное развитие и духовно - нравственное воспитание я разграничиваю следующим образом. Под духовно - нравственным развитием я понимаю осуществление в процессе социализации последовательного расширения и укрепления ценностно - смысловой сферы личности, формирование способности обучающегося оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, окружающим, обществу, государству, Отечеству, Родине и, наконец, миру в целом. Тогда как духовно - нравственное воспитание для меня - педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, освоения системы общечеловеческих ценностей, а главное - культурных, духовных и нравственных ценностей многонациональной страны Российской Федерации.

Основной педагогической целью в духовно - нравственном развитии и воспитании для себя я выбрала воспитание, социально - педагогическую поддержку в становлении и развитии моих обучающихся как высоконравственных, ответственных, инициативных, компетентных граждан России. В конечном счёте, каждый обучающийся должен стать гражданином России, принимающим судьбу Отечества как свою личную, осознающим ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённым в духовных и культурных традициях Российской Федерации.

В частности, для детей своего класса я, как классный руководитель, создаю средовое проектирование, в котором у детей декларируются, осмысливаются, утверждаются, развиваются и реализуются духовно - нравственные ценности. Мною создаются подпространства, которые позволяют учащимся: а) изучать символы российской государственности и символы родного края; общенациональные, муниципальные и школьные праздники; историю, культурные традиции, достижения обучающихся и педагогов нашей школы; б) осваивать культуру общения и взаимодействия с другими обучающимися и педагогами (тематическое оформление стендов); эстетические ценности красоты, гармонии, совершенства в предметном пространстве школы (например, краеведческий музей имени П. М. Петренко); в) демонстрировать опыт нравственных отношений в урочной и внеурочной деятельностях (оборудование помещения (класса, фойе, актового зала) для проведения классных, общешкольных праздников, культурных событий, социальных проектов и т. д.).

В реализации данной программы школа активно взаимодействует с семьями обучающихся. Так, в целях духовно - нравственного развития и воспитания, повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся школой предусматриваются следующие мероприятия: родительские конференции, лектории; тематические расширенные педагогические советы; выпуск информационных материалов и публичных докладов школы по итогам работы за четверть/полугодие/год; собрания - диспуты; встречи за круглым столом; вечера вопросов и ответов; организации совместных праздников, акций (педагог - обучающийся - родитель) (различные спортивные праздники, театральные постановки ко дню учителя, дню матери и тому подобное); привлечение к активной деятельности в Совете школы, активизации деятельности родительских комитетов классных коллективов обучающихся, проведение совместных школьных акций. Знания, получаемые родителями (законными представителями), должны быть востребованы в реальных педагогических ситуациях, открывать им возможности активного, квалифицированного, ответственного, свободного участия в воспитательных программах и мероприятиях.

По каждому из заявленных направлений духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени основного общего образования планируется достижение следующих результатов: 1) воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека; 2) воспитание нравственных чувств и этического сознания; 3) воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни; 4) формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни; 5) воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде; 6) воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.

Положительных результатов в реализации рассматриваемой программы можно добиться в воспитательных формах и мероприятиях такого типа, как беседы, классные часы, конкурсы, спортивные соревнования, сюжетно - ролевые игры, проектная деятельность, учебно - исследовательские конференции.

Образовательное учреждение, в котором я работаю, создаёт все необходимые условия для реализации программы духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся. Школа обеспечивает их приобщение к ценностям своей семьи, этнической и социальной группам, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России. Педагоги направляют образовательный процесс на воспитание ребёнка в духе любви к Родине и уважения к культурно - историческому наследию своего народа и своей страны, на развитие его творческих способностей и формирования основ его социально ответственного поведения в обществе и семье. Педагогическая организация процесса духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся в нашем образовательном учреждении предусматривает согласование усилий многих социальных субъектов: во - первых, самого образовательного учреждения, во - вторых, семьи, в - третьих, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта и общественных объединений, включающих в себя различные детские юношеские движения и организации. Программа духовно - нравственного развития и воспитания в нашем образовательном учреждении направлена на организацию нравственного уклада школьной жизни (воспитательная, учебная, внеурочная, социально значимая деятельность обучающихся), основанного на духовных идеалах, ценностях, моральных приоритетах, реализуемых в совместной социально - педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.

Литература

1. Декларация прав человека. Статья 26.

2. Закон об образовании. Статьи 15, 16, 32, 50, 52.

3. Конституция РФ. Статьи 38, 43.

4. Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

5. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Статья 13.

6. ООП ООО МБОУ «СОШ № 11».

7. Семейный кодекс РФ. Статьи 63, 65.

© 2010-2022