Рабочая программа кружка Краеведение

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное учреждение

«Нововознесенская основная общеобразовательная школа»





РассмотренаУтверждаю

на педагогическом совете Директор МБОУ«НВООШ» « »________20__г. ,протокол №___ ________/Королевой Н.В./

« »_____________20__г.




Рабочая программа кружка

Для учащихся начальной и основной школы

«Краеведение»


(адаптированная)







Педагог дополнительного образования:

Онянова Юлия Александровна















2013 г

«Любовь к родному краю, знание его истории - основа,

на которой только и может осуществляться

рост духовной культуры всего общества»

Д.С.Лихачев

Пояснительная записка

Краеведение является одним из важнейших источников расширения знаний о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданственности. Чтобы полюбить свой край, надо его узнать, изучить. Знание своей истории расширяет знания и обогащает, помогает любить свою Родину. Занятие в кружке дает возможность школьникам шире познакомиться с родным краем, историей и культурой, природой. Такая деятельность способствует всестороннему развитию личности ребенка, направлена на совершенствование интеллектуального, духовного развития.

Программа помогает приумножать ценности культуры, сохранять свою самобытность, приобрести развитое самосознание. Это возможно только тогда, когда каждый с детства будет погружен в культуру своего народа, будет знать и гордиться его духовным потенциалом. Программа включает сведения из географии, истории. Данная программа дает возможность расширить свои знания. На занятиях кружка обучающиеся приобретают нравственные качества: доброту, вежливость, любовь к Родине, преданность, целеустремленность.

Цель:

  • воспитание в детях чувства патриотизма через ознакомление с историей и традициями родного края;

  • развитие интереса к изучению окружающего мира.

Задачи:

Обучающие:

  • углубленное изучение истории родного края;

  • ознакомление с основами краеведческой работы, практическое накопление опыта;

  • привитие навыков исследовательской работы с историческими, архивными и литературными источниками.

Развивающие:

  • обучение приемам самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля;

  • организация творческой деятельности, самостоятельных занятий по краеведению.

Воспитывающие:

  • воспитание уважения к историческому прошлому родного края, бережного отношения к памятникам истории и культуры;

  • формирование личности ребенка, способной ориентироваться в обществе, воспитывать естественную потребность к познанию окружающего мира.

Ожидаемый результат:


  • учащиеся должны знать и уважать народные традиции;

  • знать исторические события и памятники;

  • должны знать и хранить историко-духовную память своего народа, любовь к родной земле, к своему дому, к старшим.

  • Природу родного края

  • Необходимость бережного отношения к природному, историческому и культурному наследию, сохранению исторической памяти.


К концу учебного года кружковцы должны

Знать:

  • историю своей деревни

  • знаменитых и интересных людей;

Уметь:

  • работать с литературой, источниками информации;

  • активно участвовать в работе по краеведению;

  • Проводить исследовательские и поисковые работы по заданным темам.

  • Подбирать литературу по заданной теме и пользоваться для выполнения творческих заданий.

  • Оформлять памятки, коллажи, листовки, газеты, буклеты, презентации и т. д.

Формы организации занятий : лекции , семинары . конференции . экскурсии , практические работы , полевые работы , самостоятельные работы с краеведческой литературой , картографическим материалом.

Возрастные особенности:

Образовательная программа рассчитана на детей среднего школьного возраста 9-14 лет, интересующихся историей, краеведением. Коллектив набран свободно, по желанию детей. В этом возрасте дети любознательны, активны. Ведущей формой деятельности является общение. Они активно включаются в исследовательскую деятельность, любят играть, выступать. В соответствии с возрастом применяются разнообразные формы и методы деятельности.

Режим занятий: занятия в группах проводятся 1 раз в неделю по 2 часа

Учебный план

Программа рассчитана на 68 часов ( 34 уч. нед) из расчета по 2 ч. в неделю

№ п.п.

Темы занятий

Количество часов

Теория

Практика

Экскурсии

Всего

Вводное занятие

1

1

I

Природа моего края

14

1

Физико-географическая и экономическая характеристика местности.

1

1

-

2

2

Рельеф и полезные ископаемые их значение в народном хозяйстве

1

2

2

5

3

Климат. Влияние климатических особенностей на жизнь и здоровье населения

1

1

-

2

4

Растительный и животный мир нашего края

1

2

2

5

II

Моя Малая Родина. История.

18

1

История села

1

2

3

2

« Забытые деревни»

1

2

4

7

3

Улицы моей деревни

1

2

2

5

4

Обычаи, традиции, праздники, Легенды и байки

1

4

-

3

III

Жители моего села

27

1

«Учитель в имени твоем…»

1

4

-

5

2

Умельцы моейдеревни

1

4

-

5

3

«Листая Книгу Памяти…»

1

6

-

7

4

Труженики тыла.

1

4

-

5

5

Ветераны труда.

1

4

-

5

IV

Экология и мы

3

1

Что такое экология

1

1

2

Акция « Чистый мир»

2

2


V

Экскурсии в музеи района

2ч.

VI

Походы, экспедиции

3ч.


Содержание программы :

Вводное занятие. Ознакомление с планом работы кружка. Инструктаж. Игра «Знатоки края».

I Природа моего края.

Физико-географическая и экономическая характеристика местности. Наша местность на карте Очерского раиона, Пермского края, карте России. Географическое положение. Соседи деревни, района, области. Население и хозяйство. Практикум: Работа с картой.

Рельеф и полезные ископаемые их значение в народном хозяйстве. Формы рельефа местности. Равнина, овраги, холмы, балки. Полезные ископаемые Пермского края, Очерского района. Использование полезных ископаемых в хозяйстве. Обработка полезных ископаемых на территории района. Практикум: Работа с картой, коллекцией горных пород. Экскурсия по деревни.

Климат. Влияние климатических особенностей на жизнь и здоровье населения. Понятие климат. Климатические особенности нашей местности. Рекорды, аномалии. Народный календарь. Влияние климата на занятия жителей. Влияние климата на здоровье населения. Практикум: Работа с народным календарем

Растительный мир нашего края. Растения луга, леса, болота. Красная книга. Редкие растения. Охрана растительного мира нашей местности. Практикум: Работа с гербарием. Экскурсия в лес, на поле, к реке

Животный мир нашего края. Животные лесов, лугов, водоемов. Птицы нашей местности. Рыбы. Животные нашей местности в Красной книге. Охрана животного мира.

Практикум: Работа с определителем. Создание презентации Растения и животные нашей местности, занесенные в Красную книгу Экскурсия в лес, на поле, к реке

II Моя Малая Родина. История.

История села. Возникновение села. Развитие села с к.18 до 1917г.. Развитие села 20-30- е гг. Довоенный период. Наше село в годы войны. Развитие села во второй половине XX в. Современный период в развитии села. Практикум: Создание презентации « История моего села»

« Забытые деревни». История заброшенных деревень.д. Савята, Д.Чечки, Д.Пастухи. Расположение, жители деревнь, их потомки. Занятия. Практикум: Составление картосхемы. Экскурсия д. Савята, Д.Чечки.

Улицы моей деревни. Возникновение. Расположение. Жители. Интересные истории. Дома «образцового порядка». Практикум: Составление картосхемы. Фотографирование. Экскурсия по улицам родного села.

Обычаи, традиции, праздники. Обычаи и традиции наших бабушек и прабабушек, современные обычаи традиции односельчан. Праздники: по временам года, языческие религиозные, сельские мероприятия. Практикум: Подготовка общешкольного праздника «Пасха». Легенды и байки. Легенды и байки наших народов. Выдуманные и невыдуманные истории нашего села. Охотничьи байки. Практикум: Создание брошюры.

III Жители моего села

«Учитель в имени твоем…» Педагогический состав школы. Учителя- ветераны. Директора школы. Педагоги- выпускники школы. Практикум: Оформление альбомов, презентаций

Умельцы моего села. Работа по дереву. Вязание. Вышивка. Практикум: Оформление выставки

«Листая Книгу Памяти…» Участники ВОВ, погибшие на фронтах. Участники ВОВ, вернувшиеся с фронта. Репрессированные. Практикум: Работа с Книгой Памяти, интернет- ресурсами.

Труженики тыла. Наше село в годы войны. Женщины - труженицы тыла. Дети войны. Практикум: Оформление презентации

Ветераны труда. Ветераны труда- работники сельского хозяйства. Ветераны труда- работники бюджетной сферы. Практикум: Создание презентации

IV Экология и мы

Что такое экология. Что такое экология? Антропогенное воздействие на природу местности. Экологический кризис. Экологический баланс.

Акция « Чистый мир» Участие в областной экологической игре « Чистый мир».

VI. Экскурсии в музеи района . Районный музей г.Очер.

VII.Походы, экспедиции. Экспедиция « Забытые деревни»






© 2010-2022