- Преподавателю
- Другое
- Рабочая программа кружка Краеведение
Рабочая программа кружка Краеведение
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Онянова Ю.А. |
Дата | 05.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное учреждение
«Нововознесенская основная общеобразовательная школа»
РассмотренаУтверждаю
на педагогическом совете Директор МБОУ«НВООШ» « »________20__г. ,протокол №___ ________/Королевой Н.В./
« »_____________20__г.
Рабочая программа кружка
Для учащихся начальной и основной школы
«Краеведение»
(адаптированная)
Педагог дополнительного образования:
Онянова Юлия Александровна
2013 г
«Любовь к родному краю, знание его истории - основа,
на которой только и может осуществляться
рост духовной культуры всего общества»
Д.С.Лихачев
Пояснительная записка
Краеведение является одним из важнейших источников расширения знаний о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданственности. Чтобы полюбить свой край, надо его узнать, изучить. Знание своей истории расширяет знания и обогащает, помогает любить свою Родину. Занятие в кружке дает возможность школьникам шире познакомиться с родным краем, историей и культурой, природой. Такая деятельность способствует всестороннему развитию личности ребенка, направлена на совершенствование интеллектуального, духовного развития.
Программа помогает приумножать ценности культуры, сохранять свою самобытность, приобрести развитое самосознание. Это возможно только тогда, когда каждый с детства будет погружен в культуру своего народа, будет знать и гордиться его духовным потенциалом. Программа включает сведения из географии, истории. Данная программа дает возможность расширить свои знания. На занятиях кружка обучающиеся приобретают нравственные качества: доброту, вежливость, любовь к Родине, преданность, целеустремленность.
Цель:
-
воспитание в детях чувства патриотизма через ознакомление с историей и традициями родного края;
-
развитие интереса к изучению окружающего мира.
Задачи:
Обучающие:
-
углубленное изучение истории родного края;
-
ознакомление с основами краеведческой работы, практическое накопление опыта;
-
привитие навыков исследовательской работы с историческими, архивными и литературными источниками.
Развивающие:
-
обучение приемам самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля;
-
организация творческой деятельности, самостоятельных занятий по краеведению.
Воспитывающие:
-
воспитание уважения к историческому прошлому родного края, бережного отношения к памятникам истории и культуры;
-
формирование личности ребенка, способной ориентироваться в обществе, воспитывать естественную потребность к познанию окружающего мира.
Ожидаемый результат:
-
учащиеся должны знать и уважать народные традиции;
-
знать исторические события и памятники;
-
должны знать и хранить историко-духовную память своего народа, любовь к родной земле, к своему дому, к старшим.
-
Природу родного края
-
Необходимость бережного отношения к природному, историческому и культурному наследию, сохранению исторической памяти.
К концу учебного года кружковцы должны
Знать:
-
историю своей деревни
-
знаменитых и интересных людей;
Уметь:
-
работать с литературой, источниками информации;
-
активно участвовать в работе по краеведению;
-
Проводить исследовательские и поисковые работы по заданным темам.
-
Подбирать литературу по заданной теме и пользоваться для выполнения творческих заданий.
-
Оформлять памятки, коллажи, листовки, газеты, буклеты, презентации и т. д.
Формы организации занятий : лекции , семинары . конференции . экскурсии , практические работы , полевые работы , самостоятельные работы с краеведческой литературой , картографическим материалом.
Возрастные особенности:
Образовательная программа рассчитана на детей среднего школьного возраста 9-14 лет, интересующихся историей, краеведением. Коллектив набран свободно, по желанию детей. В этом возрасте дети любознательны, активны. Ведущей формой деятельности является общение. Они активно включаются в исследовательскую деятельность, любят играть, выступать. В соответствии с возрастом применяются разнообразные формы и методы деятельности.
Режим занятий: занятия в группах проводятся 1 раз в неделю по 2 часа
Учебный план
Программа рассчитана на 68 часов ( 34 уч. нед) из расчета по 2 ч. в неделю
№ п.п.
Темы занятий
Количество часов
Теория
Практика
Экскурсии
Всего
Вводное занятие
1
1
I
Природа моего края
14
1
Физико-географическая и экономическая характеристика местности.
1
1
-
2
2
Рельеф и полезные ископаемые их значение в народном хозяйстве
1
2
2
5
3
Климат. Влияние климатических особенностей на жизнь и здоровье населения
1
1
-
2
4
Растительный и животный мир нашего края
1
2
2
5
II
Моя Малая Родина. История.
18
1
История села
1
2
3
2
« Забытые деревни»
1
2
4
7
3
Улицы моей деревни
1
2
2
5
4
Обычаи, традиции, праздники, Легенды и байки
1
4
-
3
III
Жители моего села
27
1
«Учитель в имени твоем…»
1
4
-
5
2
Умельцы моейдеревни
1
4
-
5
3
«Листая Книгу Памяти…»
1
6
-
7
4
Труженики тыла.
1
4
-
5
5
Ветераны труда.
1
4
-
5
IV
Экология и мы
3
1
Что такое экология
1
1
2
Акция « Чистый мир»
2
2
V
Экскурсии в музеи района
2ч.
VI
Походы, экспедиции
3ч.
Содержание программы :
Вводное занятие. Ознакомление с планом работы кружка. Инструктаж. Игра «Знатоки края».
I Природа моего края.
Физико-географическая и экономическая характеристика местности. Наша местность на карте Очерского раиона, Пермского края, карте России. Географическое положение. Соседи деревни, района, области. Население и хозяйство. Практикум: Работа с картой.
Рельеф и полезные ископаемые их значение в народном хозяйстве. Формы рельефа местности. Равнина, овраги, холмы, балки. Полезные ископаемые Пермского края, Очерского района. Использование полезных ископаемых в хозяйстве. Обработка полезных ископаемых на территории района. Практикум: Работа с картой, коллекцией горных пород. Экскурсия по деревни.
Климат. Влияние климатических особенностей на жизнь и здоровье населения. Понятие климат. Климатические особенности нашей местности. Рекорды, аномалии. Народный календарь. Влияние климата на занятия жителей. Влияние климата на здоровье населения. Практикум: Работа с народным календарем
Растительный мир нашего края. Растения луга, леса, болота. Красная книга. Редкие растения. Охрана растительного мира нашей местности. Практикум: Работа с гербарием. Экскурсия в лес, на поле, к реке
Животный мир нашего края. Животные лесов, лугов, водоемов. Птицы нашей местности. Рыбы. Животные нашей местности в Красной книге. Охрана животного мира.
Практикум: Работа с определителем. Создание презентации Растения и животные нашей местности, занесенные в Красную книгу Экскурсия в лес, на поле, к реке
II Моя Малая Родина. История.
История села. Возникновение села. Развитие села с к.18 до 1917г.. Развитие села 20-30- е гг. Довоенный период. Наше село в годы войны. Развитие села во второй половине XX в. Современный период в развитии села. Практикум: Создание презентации « История моего села»
« Забытые деревни». История заброшенных деревень.д. Савята, Д.Чечки, Д.Пастухи. Расположение, жители деревнь, их потомки. Занятия. Практикум: Составление картосхемы. Экскурсия д. Савята, Д.Чечки.
Улицы моей деревни. Возникновение. Расположение. Жители. Интересные истории. Дома «образцового порядка». Практикум: Составление картосхемы. Фотографирование. Экскурсия по улицам родного села.
Обычаи, традиции, праздники. Обычаи и традиции наших бабушек и прабабушек, современные обычаи традиции односельчан. Праздники: по временам года, языческие религиозные, сельские мероприятия. Практикум: Подготовка общешкольного праздника «Пасха». Легенды и байки. Легенды и байки наших народов. Выдуманные и невыдуманные истории нашего села. Охотничьи байки. Практикум: Создание брошюры.
III Жители моего села
«Учитель в имени твоем…» Педагогический состав школы. Учителя- ветераны. Директора школы. Педагоги- выпускники школы. Практикум: Оформление альбомов, презентаций
Умельцы моего села. Работа по дереву. Вязание. Вышивка. Практикум: Оформление выставки
«Листая Книгу Памяти…» Участники ВОВ, погибшие на фронтах. Участники ВОВ, вернувшиеся с фронта. Репрессированные. Практикум: Работа с Книгой Памяти, интернет- ресурсами.
Труженики тыла. Наше село в годы войны. Женщины - труженицы тыла. Дети войны. Практикум: Оформление презентации
Ветераны труда. Ветераны труда- работники сельского хозяйства. Ветераны труда- работники бюджетной сферы. Практикум: Создание презентации
IV Экология и мы
Что такое экология. Что такое экология? Антропогенное воздействие на природу местности. Экологический кризис. Экологический баланс.
Акция « Чистый мир» Участие в областной экологической игре « Чистый мир».
VI. Экскурсии в музеи района . Районный музей г.Очер.
VII.Походы, экспедиции. Экспедиция « Забытые деревни»