- Преподавателю
- Другое
- Конспект лекции по политологии на тему: Формы государства
Конспект лекции по политологии на тему: Формы государства
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Айсина Д.Е. |
Дата | 26.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Формы государства
План:
-
Республиканская и монархическая формы правления
-
Другие формы правления государств
-
Основные формы административно-территориального устройства
-
Форма политического режима
1. Республиканская и монархическая формы правления
Независимые страны в своем становлении как государства прошли различные пути. Государственный строй каждой страны, прежде всего, характеризуется формой правления. Известно несколько форм правления в независимых государствах мира, но преобладает республиканская. Республики возникли еще в древности (Древний Рим в республиканский период его развития), но наибольшее распространение получили уже в эпоху нового и новейшего времени. Важно отметить, что в процессе распада колониальной системы большинство освободившихся стран приняли республиканскую форму правления. Сейчас количество независимых республик составляет 3/4 от общего числа государств мира. Республиканская форма правления имеет прогрессивные и демократические преимущества. Большинство стран Латинской Америки, освободившиеся от колониального гнета на стыке XIX-XX вв., избрали именно этот путь. Бывшие колониальные страны Азии, получившие свою независимость в середине прошлого века, и более 50 стран Африки, ставшие суверенными во второй половине XX в., объявили свои государства республиками. И такие тысячелетние монархические государства, как Египет, Эфиопия и Иран, после Второй мировой войны были провозглашены республиками.
В государстве с республиканским строем законодательная власть принадлежит парламенту, а исполнительная - правительству. Но это не говорит о том, что формы правления во всех государствах одинаковые. Некоторые из них имеют свои социальные и политические особенности. В этом можно убедиться, сравнивая такие республики, как Швейцария и Сомали, Франция и Иран, Аргентина и Куба. В свою очередь, республики бывают президентскими и парламентскими.
При президентской форме правления полномочия главы государства значительно выше, чем в парламентских республиках. Кроме того, он руководит правительством, тогда как при парламентской форме правления главой государства является премьер-министр (Италия, Израиль) или генеральный канцлер, как в ФРГ.
Несмотря на крушение социалистической системы, в ряде таких стран, как КНР, Вьетнам, Лаос, Северная Корея и Куба, сохранилась прежняя форма правления страной - социалистическая республика.
Следующая форма правления - монархия. Монархии также возникли еще в древности (Древний Рим в период империи), но наибольшее распространение получили в средние века и в новое время. Таких государств в мире насчитывается 29. В Америке нет ни одного, Океании - 1, Африке - 3, Азии - 13 и Европе - 12. Среди них известна лишь одна империя, это - Япония. Большинство других монархий - это королевства, княжества, султанаты, эмираты. В их ряду сохранились Великое герцогство - Люксембург и папское государство - Ватикан. Обычно власть монарха пожизненна и передается по наследству, но в Малайзии и ОАЭ монархов избирают на пятилетний срок.
Страны мира, где сохранились монархические формы правления
I. Европа
1. Бельгия - королевство
2. Великобритания и Северная Ирландия - Объединенное королевство
3. Дания - королевство
4. Испания - королевство
5. Нидерланды - королевство
6. Норвегия - королевство
7. Швеция - королевство
8. Андорра - княжество
9. Лихтенштейн - княжество
10. Монако - княжество
11. Люксембург - Великое герцогство
12. Ватикан - папское государство
III. Африка
1. Лесото - королевство
2. Марокко - королевство
II. Азия
1. Бутан - королевство
2. Иордания - королевство
3. Камбоджа - королевство
4. Саудовская Аравия - королевство
5. Таиланд - королевство
6. Бруней - султанат
7. Малайзия - султанат
8. Оман - султанат
9. Бахрейн - эмират
10. Катар - эмират
11. Кувейт - эмират
12. Объединенные
Арабские Эмираты - эмират
13. Япония - империя
IV. Океания
1. Тонга - королевство
3. Свазиленд - королевство
Некоторые монархии характеризуются своеобразной спецификой форм правления. В них часто встречаются элементы, присущие и республикам. Так, в федеративно-конституционной монархической стране Малайзии верховного правителя (монарха) из своей среды на пять лет избирают султаны (наследные правители султанов малазийских штатов). Другой федеральной монархией являются Объединенные Арабские Эмираты, в которых главу государства на пять лет избирает Высший совет эмиров из числа правителей эмиратов, входящих в состав ОАЭ. В этих странах король, султан, эмир традиционно служили символом государства и единства нации. Вся законодательная власть находится в руках парламента, а исполнительная - кабинета министров, т. е. их власть ограничена конституцией.
Большинство монархий являются конституционными. Однако все еще существуют абсолютные монархии. Ими являются: в Европе - Ватикан, в Азии - Бутан и Бруней, на Ближнем Востоке - Саудовская Аравия, Катар, Оман, ОАЭ, Бахрейн, Кувейт. В абсолютных монархиях власть монарха почти не ограничена. В руках одного человека сосредоточена вся исполнительная, законодательная и судебная власть, он является и главным военнокомандующим. Высшие руководящие должности страны занимают близкие родственники и приближенные к его семье лица. Среди монархических государств интерес вызывают страны с теократической формой правления (греч. theos - "бог"), где высшая власть принадлежит духовному (религиозному) лидеру, т.е. монарх является одновременно и светским и религиозным руководителем (Ватикан, Саудовская Аравия, султанат Бруней). Однако подобные формы правления государств не являются решающими в определении уровня развития или направления политико-экономических процессов в этих странах. Это можно проследить на примере сравнения монархий Великобритании, Бельгии и Скандинавии с монархиями стран Африки, Азии и последней империи - Японии. На практике не всегда оправдывает себя известный теоретический постулат о превосходстве республиканской формы правления над монархией. Например, все монархии Европы івшного демократичнее, чем республики Африки, Азии и Латинской Америки.
2. Другие формы правления государств
Еще одну из форм правления составляет Содружество стран, или государств бывшего Британского Содружества Наций. Члены этого добровольного сообщества независимых стран и равноправны, в самостоятельны в проведении внутренней и внешней политики. Вот уже более 70 лет существует это объединение наций. В 75 странах Содружества, в частности в Канаде, Австралии, Новой Зеландии и других, функции глав государств исполняют генерал-губернаторы, назначаемые по предложению правительств этих стран английской королевой. По той причине, что в этих странах королева Великобритании является главой государства, их официально относят к монархическим странам.
Состав Содружества за последнее десятилетие стабилизировался. Сейчас вместе с Великобританией в него входят 54 государства. Последние вступившие в Содружество страны - Мозамбик (1995 г.) и Руанда (2009 г.) - не связаны с Великобританией колониальным прошлым. По политической и социально-экономической структуре, уровню экономического развития, расовому и религиозному составу, этнико-языковым и другим особенностям - это сложная совокупность различных стран. На словах все эти государства равны между собой, и у них нет официально признанного понятия о ведущей роли Великобритании. Евой общие проблемы один раз в два года они обсуждают на конференциях с участием премьер-министров и министров финансов. Если на конференции ее решения не поддержит (путем голосования) представитель одного из государств, то оно для этой страны не будет иметь никакой юридической силы. У Содружества нет общей конституции, союзных договоров и официальной символики. Его члены не принимают участия в проводимых международных акциях, например в рамках ООН, и имеют право в любое время выйти из него, что и сделали Мьянма, Ирландия и Пакистан.
Юридически Британское Содружество наций было оформлено еще в 1931 г. Тогда в него вошли Великобритания и ее доминионы - Канада, Австралия, ЮжноАфриканский Союз, Ньюфаундленд и Ирландия. После Второй мировой войны и крушения Британской колониальной империи в составе Содружества осталось большинство бывших владений Великобритании. Это 54 страны с общей территорией более 30 млн км2 и населением свыше 1,2 млрд человек, расположенные во всех частях света. Состав Содружества не остается неизменным. В разное время из него вышли Ирландия, Бирма (Мьянма), в 1961-1994 гг. выходила ЮАР, зато оно пополнилось другими членами.
Содружество является добровольным объединением суверенных государств, каждое из которых осуществляет собственную политику, сотрудничая с другими государствами-членами с целью «содействия благополучию народов». В 2007 г. в состав Содружества входили 32 республики и 6 монархий. Остальные 16 его членов официально именуются «странами в составе Содружества». Каждая из них номинально признает своим главой монарха Великобритании и Северной Ирландии, т. е. королеву Елизавету II. К этой группе относятся бывшие британские доминионы Канада, Австралия, Новая Зеландия, но основную ее часть составляют островные микрогосударства, бывшие английские колонии: Ямайка, Багамы, Барбадос, Гренада и др.
Многие члены Содружества избрали традиционные формы правления. Из них 34 - республики (Индия, Нигерия, Замбия и др.) и 5 - монархии (Великобритании, Малайзия, Бруней, Свазиленд, Тонга). Остальные 15 государств, являющиеся Членами Содружества, не относят себя ни к республикам, ни к монархиям. В их числе: Канада, Австралийский Союз, Новая Зеландия, Папуа - Новая Гвинея, Тувалу, Соломоновы острова, Антигуа и Барбуда, Багамские острова, Барбадос, Белиз, Гренада, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Ямайка. Жители этих стран непосредственно не являются подданными английской королевы, а считаются гражданами своих государств. Все вопросы внутренней политики и внешних связей решаются их правительствами и парламентами. Но на деле в определенной степени они придерживаются политики, законов, традиций Великобритании (язык, культура, быт, национальные обычаи). К тому же главой государства является генерал-губернатор, которого назначает английская королева, и они признают ее своим верховным правителем. Такая особая форма правления находит поддержку в политической жизни 54 стран (площадь - 30 млн. кв. км, население - 1,8 млрд. человек).
Другая форма государственного правления присуща только одной стране - это Ливия, или Социалистическая Народная Ливийская Арабская Джамахирия. Аналогичной формы правления нет ни в одной стране. Руководители Ливии требуют от других государств признать ее Джамахирией (Джамахирия - в переводе с арабского "народная власть", или "народное государство"). В соответствии с реформой 1977 г. все традиционные республиканские органы правления и системы управления страной на всех уровнях были заменены народными собраниями и народными комитетами. Высшим органом государственной власти является Всеобщий народный конгресс, созываемый ежегодно.
К сожалению, ряд государств в системе правления и внутренней политики требуют кардинальных изменений, при которых сохраняются недемократические законы, ущемляющие права их граждан. Однако многие страны стремятся к созданию демократических институтов власти на основе требований современного мирового сообщества.
Содружество Независимых Государств (СНГ) не рассматривается как самостоятельная форма правления. Оно возникло вследствие распада в конце 1991 г. Советского Союза, который перестал существовать как единое геополитическое пространство и субъект международного права. СНГ появилось в результате подписанной главами 11 государств Алматинской декларации (21 декабря 1991 г.). Тогда Республики Балтии и Грузия (членом СНГ Грузия стала позже, в 1993 г., а в августе 2009 г. вышла из состава СНГ) не вошли в его состав. По этой причине Калининградская область РФ оказалась обособленной от ее основной территории. Штаб-квартира СНГ находится в г. Минске.
3. Основные формы административно-территориального устройства
Одним из важнейших элементов политической карты считается территориально-административная структура государства. Любое из государств является унитарным или федеративным. Национальный, расовый и религиозный состав народов многих стран мира бывает неоднородным. На политической карте мира преобладают в основном унитарные государства, а федеративных насчитывается чуть больше 20. Унитарные государства (от лат. unitas - "единство") имеют такую форму административно-территориального устройства (АТУ), при которой в странах существует единая законодательная и исполнительная власть, т. е. отсутствуют самоуправляющиеся единицы.
Ныне федеративное устройство имеют 23 страны. Федеративному государству (от лат. federatio - "союз, объединение") присуща такая форма АТУ, при которой наряду с едиными (федеральными) законами и органами власти существуют отдельные самоуправляющиеся единицы (штаты, республики, земли, провинции, кантоны), имеющие собственные законодательные, исполнительные и судебные органы власти.
Их формирование основано на двух принципах. Федеративные государства созданы, во-первых, в соответствии с единством национально-этнической структуры (например, бывший Советский Союз, федерации Югославии и Чехословакии, а также Российская Федерация, Бельгия, Швейцария, Индия, Пакистан и Нигерия); во-вторых, на основе автономии штатов, провинций, краев и территорий, обусловленных исторически и географически (США, Канада, Мексика, Бразилия, Венесуэла, ФРГ, Малайзия, ОАЭ, ЮАР, Коморские острова, Австралийский Союз, Федерация Микронезии).
Еще одна из форм государственного строя - конфедерация. На нынешней политической карте мира лишь Швейцария является конфедеративным государством. В 1970 - 1980-х гг. государства Западной Африки Сенегал и Гамбия под названием "Сенегамбия" как конфедерация просуществовали всего несколько лет - 2003 - 2006 гг. Сербия и Черногория объединились на конфедеративных условиях.
Федеративные государства
1. Российская Федерация
I. Европа
1. Австрийская Республика
2. Королевство Бельгия
3. Федеративная Республика Германия (ФРГ)
4. Швейцарская Конфедерация
5. Босния и Герцеговина
П. Азия
1. Объединенные Арабские Эмираты
2. Федерация Малайзия
3. Союз Мьянма
4. Исламская Республика Пакистан
5. Республика Индия
V. Австралия и Океания
1. Австралийский Союз
2. Федеративные Штаты Микронезии
III. Африка
1. Союз Коморские острова
2. Федеративная Республика Нигерия
3. Южно-Африканская Республика (ЮАР)
4. Демокративная Федеративная Республика Эфиопия
IV. Америка
1. Соединенные Штаты Америки
2. Республика Аргентина
3. Федеративная Республика Бразилия
4. Республика Венесуэла
5. Канада
6. Соединенные Штаты Мексики
7.Федерация Сент-Китс и Невис (Сент-Кристофер и Невис)
Со второй половины 80-х годов прошлого века ухудшились межнациональные и религиозные отношения (страны СНГ, Югославии, Индия, Канада, ЮАР и др.), следствием которых стали внутренние и межгосударственные конфликты. Вместе с тем в таких федеративных республиках, как Швейцария, Австрия, Малайзия, Объединенные Арабские Эмираты, Бразилия и другие, такого явления не наблюдается. Следовательно, все эти события нельзя объяснить издержками федеративного устройства. В отдельных унитарных суверенных государствах имеются очаги сепаратизма. Причиной таких столкновений могут быть и языковые, и религиозные проблемы, и межнациональные отношения. Тем более столкновения между этническими группами часто происходят и в унитарных государствах. Аналогичные сепаратистские попытки нарушают территориальную целостность этих стран, так как их население борется за отделение и получение государственной независимости. В результате сепаратистских движений в мире насчитывается более 10 непризнанных государств. В ряду таких стран можно назвать Ирак (Курдистан), Судан (Дарфур), Филиппины (юг страны, населенный мусульманами), Шри-Ланку (северные области, населенные тамилами), Испанию (Страна и Басков), Израиль (Палестина), Пакистан (Белуджистан), Индия (штаты Пенджаб, Джамму и Кашмир), Россия (Чечня), Китай (автономные районы Тибет и Синьцзян) и др. На Американском континенте это франкоязычная провинция Квебек в Канаде, мексиканский штат Чьяпас, а также известные неспокойные регионы в Колумбии, Боливии и др. В Европе: Великобритания (Ольстер), Испания (Каталония, Галисия), Чехия (Моравия), Франция (Корсика) в Западной Европе целью сепаратистов является не создание независимого государства, а достижение максимальной, т. е. широкой автономии в рамках существующих ныне границ.
4. Форма политического режима
Форма государственного режима представляет собой совокупность способов и методов осуществления власти государством. Государственный режим - важнейшая составная часть политического режима, существующего в обществе (т.к. последнее понятие - более широкое). Государственные режимы могут быть демократическими и антидемократическими (тоталитарными, авторитарными, расистскими).
Демократия - форма государственно-политического устройства общества, основанная на признании народа в качестве источника власти. Основные принципы демократии - власть большинства, равноправие граждан, защищенность их прав и свобод, верховенство закона, разделение властей, выборность главы государства, представительных органов.
Различают две формы демократии: непосредственную (основные решения принимаются непосредственно всеми гражданами на собраниях или посредством референдумом) и представительную (решения принимаются выборными органами).
Тоталитаризм - одно из форм государства (тоталитарное государство), характеризующаяся его полным (тотальным) контролем над всеми сферами жизни общества, фактической ликвидацией конституционных прав и свобод, репрессиями в отношении оппозиции и инакомыслящих (например, различные формы тоталитаризма в фашисткой Италии, нацисткой Германии).
Диктатура (неограниченная власть) - осуществление власти в государстве недемократическими методами; авторитарный политический режим.
Диктатура пролетариата - власть, которая устанавливается в результате революции, осуществляемой рабочим классом во главе со своей партией. Исторические формы: Парижская Коммуна 1871 г.; Советы, народная демократия.
Опыт развития СССР свидетельствует, что государственная власть, утвердившаяся после Октябрьской революции 1917 г., на деле превратилась в тоталитарно-бюрократический режим. Сходные процессы происходили и в других странах, провозгласивших установление диктатуры пролетариата (социалистические страны и страны народной демократии).
Авторитаризм - система власти, характерная для антидемократических политических режимов. Обычно сочетается с личной диктатурой. К историческим формам авторитаризма относятся азиатские деспотии, тиранические и абсолютисткие формы правления древности, средневековья и нового времени, военно - полицейские и фашистские режимы, различные варианты тоталитаризма.
Апартеид (расизм) - крайняя форма расовой дискриминации. Означает лишение определенных групп населения в зависимости от их расовой принадлежности политических и гражданских прав, вплоть до территориальной изоляции. Некоторые акты апартеида могут составлять геноцид.
Геноцид (в международном праве одно из тягчайших преступлений против человечества) - истребление отдельных групп населения по расовым, национальным, этническим, религиозным или иным признакам, а также умышленное создание жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое этих групп населения.
Домашнее задание:
-
На контурной карте отметьте государства: а) с монархической формой правления (теократическая, абсолютная, конституционная); б) с республиканской формой правления.
-
Как различаются страны по формам правления? Почему преобладает республиканская форма?
-
Назовите особенности парламентской и президентской республики. Какие страны к ним относятся? Какая форма правления характерна для Казахстана?
-
Проанализируйте причины сепаратистских движений.
-
Составьте кроссворд по данной теме (20 определений)
7