Конспект лекции по политологии на тему: Формы государства

Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формы государства


План:

  1. Республиканская и монархическая формы правления

  2. Другие формы правления государств

  3. Основные формы административно-территориального устройства

  4. Форма политического режима

1. Республиканская и монархическая формы правления

Независимые страны в своем становлении как государства прошли различные пути. Государственный строй каждой страны, прежде всего, характеризуется формой правления. Известно несколько форм правления в независимых государствах мира, но преобладает республиканская. Республики возникли еще в древности (Древний Рим в республиканский период его развития), но наибольшее распространение получили уже в эпоху нового и новейшего времени. Важно отметить, что в процессе распада колониальной системы большинство освободившихся стран приняли республиканскую форму правления. Сейчас количество независимых республик составляет 3/4 от общего числа государств мира. Республиканская форма правления имеет прогрессивные и демократические преимущества. Большинство стран Латинской Америки, освободившиеся от колониального гнета на стыке XIX-XX вв., избрали именно этот путь. Бывшие колониальные страны Азии, получившие свою независимость в середине прошлого века, и более 50 стран Африки, ставшие суверенными во второй половине XX в., объявили свои государства республиками. И такие тысячелетние монархические государства, как Египет, Эфиопия и Иран, после Второй мировой войны были провозглашены республиками.

В государстве с республиканским строем законодательная власть принадлежит парламенту, а исполнительная - правительству. Но это не говорит о том, что формы правления во всех государствах одинаковые. Некоторые из них имеют свои социальные и политические особенности. В этом можно убедиться, сравнивая такие республики, как Швейцария и Сомали, Франция и Иран, Аргентина и Куба. В свою очередь, республики бывают президентскими и парламентскими.

При президентской форме правления полномочия главы государства значитель­но выше, чем в парламентских республиках. Кроме того, он руководит правитель­ством, тогда как при парламентской форме правления главой государства является премьер-министр (Италия, Израиль) или генеральный канцлер, как в ФРГ.

Несмотря на крушение социалистической системы, в ряде таких стран, как КНР, Вьетнам, Лаос, Северная Корея и Куба, сохранилась прежняя форма правления страной - социалистическая республика.

Следующая форма правления - монархия. Монархии также возникли еще в древности (Древний Рим в период империи), но наибольшее распространение получили в средние века и в новое время. Таких государств в мире насчиты­вается 29. В Америке нет ни одного, Океании - 1, Африке - 3, Азии - 13 и Европе - 12. Среди них известна лишь одна империя, это - Япония. Большинство других монархий - это королевства, княжества, султанаты, эмираты. В их ряду сохранились Великое герцогство - Люксембург и папское государство - Ватикан. Обычно власть монарха пожизненна и передается по наследству, но в Малайзии и ОАЭ монархов избирают на пятилетний срок.


Страны мира, где сохранились монархические формы правления

I. Европа

1. Бельгия - королевство

2. Великобритания и Северная Ирландия - Объединенное королевство

3. Дания - королевство

4. Испания - королевство

5. Нидерланды - королевство

6. Норвегия - королевство

7. Швеция - королевство

8. Андорра - княжество

9. Лихтенштейн - княжество

10. Монако - княжество

11. Люксембург - Великое герцогство

12. Ватикан - папское государство

III. Африка

1. Лесото - королевство

2. Марокко - королевство

II. Азия

1. Бутан - королевство

2. Иордания - королевство

3. Камбоджа - королевство

4. Саудовская Аравия - королевство

5. Таиланд - королевство

6. Бруней - султанат

7. Малайзия - султанат

8. Оман - султанат

9. Бахрейн - эмират

10. Катар - эмират

11. Кувейт - эмират

12. Объединенные

Арабские Эмираты - эмират

13. Япония - империя

IV. Океания

1. Тонга - королевство

3. Свазиленд - королевство

Некоторые монархии характеризуются своеобразной спецификой форм правления. В них часто встречаются элементы, присущие и республикам. Так, в федеративно-конституционной монархической стране Малайзии верховного правителя (монарха) из своей среды на пять лет избирают султаны (наследные правители султанов малазийских штатов). Другой федеральной монархией являются Объединенные Арабские Эмираты, в которых главу государства на пять лет избирает Высший совет эмиров из числа правителей эмиратов, входящих в состав ОАЭ. В этих странах король, султан, эмир традиционно служили символом государства и единства нации. Вся законодательная власть находится в руках парламента, а исполнительная - кабинета министров, т. е. их власть ограничена конституцией.

Большинство монархий являются конституционными. Однако все еще суще­ствуют абсолютные монархии. Ими являются: в Европе - Ватикан, в Азии - Бутан и Бруней, на Ближнем Востоке - Саудовская Аравия, Катар, Оман, ОАЭ, Бахрейн, Кувейт. В абсолютных монархиях власть монарха почти не ограничена. В руках одного человека сосредоточена вся исполнительная, законодательная и судебная власть, он является и главным военнокомандующим. Высшие руково­дящие должности страны занимают близкие родственники и приближенные к его семье лица. Среди монархических государств интерес вызывают страны с теократической формой правления (греч. theos - "бог"), где высшая власть принадлежит духовному (религиозному) лидеру, т.е. монарх является одновре­менно и светским и религиозным руководителем (Ватикан, Саудовская Аравия, султанат Бруней). Однако подобные формы правления государств не являются решающими в определении уровня развития или направления политико-экономических процессов в этих странах. Это можно проследить на примере сравнения монархий Великобритании, Бельгии и Скандинавии с монархиями стран Африки, Азии и последней империи - Японии. На практике не всегда оправдывает себя известный теоретический постулат о превосходстве республи­канской формы правления над монархией. Например, все монархии Европы івшного демократичнее, чем республики Африки, Азии и Латинской Америки.

2. Другие формы правления государств

Еще одну из форм правления составляет Содружество стран, или государств бывшего Британского Содружества Наций. Члены этого добровольного сообщества независимых стран и равноправны, в самостоятельны в проведении внутренней и внешней политики. Вот уже более 70 лет существует это объединение наций. В 75 странах Содружества, в частности в Канаде, Австралии, Новой Зеландии и других, функции глав государств исполняют генерал-губернаторы, назначаемые по предложению правительств этих стран английской королевой. По той причине, что в этих странах королева Великобритании является главой государства, их официально относят к монархи­ческим странам.

Состав Содружества за последнее десятилетие стабилизировался. Сейчас вместе с Великобританией в него входят 54 государства. Последние вступившие в Содружество страны - Мозамбик (1995 г.) и Руанда (2009 г.) - не связаны с Великобританией колониальным прошлым. По политической и социально-экономической структуре, уровню экономического развития, расовому и религиозному составу, этнико-языковым и другим особенностям - это сложная совокупность различных стран. На словах все эти государства равны между собой, и у них нет официально признанного понятия о ведущей роли Великобритании. Евой общие проблемы один раз в два года они обсуждают на конференциях с участием премьер-министров и министров финансов. Если на конференции ее решения не поддержит (путем голосования) представитель одного из государств, то оно для этой страны не будет иметь никакой юридической силы. У Содру­жества нет общей конституции, союзных договоров и официальной символики. Его члены не принимают участия в проводимых международных акциях, напри­мер в рамках ООН, и имеют право в любое время выйти из него, что и сделали Мьянма, Ирландия и Пакистан.

Юридически Британское Содружество наций было оформлено еще в 1931 г. Тогда в него вошли Великобритания и ее доминионы - Канада, Австралия, ЮжноАфриканский Союз, Ньюфаундленд и Ирландия. После Второй мировой войны и крушения Британской колониальной империи в составе Содружества осталось большинство бывших владений Великобритании. Это 54 страны с общей территорией более 30 млн км2 и населением свыше 1,2 млрд человек, расположенные во всех частях света. Состав Содружества не остается неизменным. В разное время из него вышли Ирландия, Бирма (Мьянма), в 1961-1994 гг. выходила ЮАР, зато оно пополнилось другими членами.

Содружество является добровольным объединением суверенных государств, каждое из которых осуществляет собственную политику, сотрудничая с другими государствами-членами с целью «содействия благополучию народов». В 2007 г. в состав Содружества входили 32 республики и 6 монархий. Остальные 16 его членов официально именуются «странами в составе Содружества». Каждая из них номинально признает своим главой монарха Великобритании и Северной Ирландии, т. е. королеву Елизавету II. К этой группе относятся бывшие британские доминионы Канада, Австралия, Новая Зеландия, но основную ее часть составляют островные микрогосударства, бывшие английские колонии: Ямайка, Багамы, Барбадос, Гренада и др.

Многие члены Содружества избрали традиционные формы правления. Из них 34 - республики (Индия, Нигерия, Замбия и др.) и 5 - монархии (Великобрита­нии, Малайзия, Бруней, Свазиленд, Тонга). Остальные 15 государств, являющиеся Членами Содружества, не относят себя ни к республикам, ни к монархиям. В их числе: Канада, Австралийский Союз, Новая Зеландия, Папуа - Новая Гвинея, Тувалу, Соломоновы острова, Антигуа и Барбуда, Багамские острова, Барбадос, Белиз, Гренада, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Ямайка. Жители этих стран непосредственно не являются подданными английской королевы, а считаются гражданами своих государств. Все вопросы внутренней политики и внешних связей решаются их правительствами и парламентами. Но на деле в определенной степени они придерживаются политики, законов, традиций Великобритании (язык, культура, быт, национальные обычаи). К тому же главой государства является генерал-губернатор, которого назначает английская королева, и они признают ее своим верховным правителем. Такая особая форма правления находит поддержку в политической жизни 54 стран (площадь - 30 млн. кв. км, население - 1,8 млрд. человек).

Другая форма государственного правления присуща только одной стране - это Ливия, или Социалистическая Народная Ливийская Арабская Джамахирия. Аналогичной формы правления нет ни в одной стране. Руководители Ливии требуют от других государств признать ее Джамахирией (Джамахирия - в пере­воде с арабского "народная власть", или "народное государство"). В соответствии с реформой 1977 г. все традиционные республиканские органы правления и системы управления страной на всех уровнях были заменены народными собраниями и народными комитетами. Высшим органом государственной власти является Всеобщий народный конгресс, созываемый ежегодно.

К сожалению, ряд государств в системе правления и внутренней политики требуют кардинальных изменений, при которых сохраняются недемократические законы, ущемляющие права их граждан. Однако многие страны стремятся к созданию демократических институтов власти на основе требований современ­ного мирового сообщества.

Содружество Независимых Государств (СНГ) не рассматривается как самостоя­тельная форма правления. Оно возникло вследствие распада в конце 1991 г. Советского Союза, который перестал существовать как единое геополитическое пространство и субъект международного права. СНГ появилось в результате подписанной главами 11 государств Алматинской декларации (21 декабря 1991 г.). Тогда Республики Балтии и Грузия (членом СНГ Грузия стала позже, в 1993 г., а в августе 2009 г. вышла из состава СНГ) не вошли в его состав. По этой причине Калининградская область РФ оказалась обособленной от ее основной территории. Штаб-квартира СНГ находится в г. Минске.

3. Основные формы административно-территориального устройства

Одним из важнейших элементов политической карты считается территориально-административная структура государства. Любое из государств является унитарным или федеративным. Национальный, расовый и религиозный состав народов многих стран мира бывает неоднородным. На политической карте мира преобладают в основном унитарные государства, а федеративных насчитывается чуть больше 20. Унитарные государства (от лат. unitas - "единство") имеют такую форму административно-территориального устройства (АТУ), при которой в стра­нах существует единая законодательная и исполнительная власть, т. е. отсут­ствуют самоуправляющиеся единицы.

Ныне федеративное устройство имеют 23 страны. Федеративному государству (от лат. federatio - "союз, объединение") присуща такая форма АТУ, при которой наряду с едиными (федеральными) законами и органами власти существуют отдельные самоуправляющиеся единицы (штаты, республики, земли, провинции, кантоны), имеющие собственные законодательные, исполнительные и судебные органы власти.

Их формирование основано на двух принципах. Федеративные государства созданы, во-первых, в соответствии с единством национально-этнической струк­туры (например, бывший Советский Союз, федерации Югославии и Чехословакии, а также Российская Федерация, Бельгия, Швейцария, Индия, Пакистан и Нигерия); во-вторых, на основе автономии штатов, провинций, краев и террито­рий, обусловленных исторически и географически (США, Канада, Мексика, Бразилия, Венесуэла, ФРГ, Малайзия, ОАЭ, ЮАР, Коморские острова, Австралий­ский Союз, Федерация Микронезии).

Еще одна из форм государственного строя - конфедерация. На нынешней политической карте мира лишь Швейцария является конфедеративным государ­ством. В 1970 - 1980-х гг. государства Западной Африки Сенегал и Гамбия под названием "Сенегамбия" как конфедерация просуществовали всего несколько лет - 2003 - 2006 гг. Сербия и Черногория объединились на конфедеративных условиях.


Федеративные государства

1. Российская Федерация

I. Европа

1. Австрийская Республика

2. Королевство Бельгия

3. Федеративная Республика Германия (ФРГ)

4. Швейцарская Конфедерация

5. Босния и Герцеговина

П. Азия

1. Объединенные Арабские Эмираты

2. Федерация Малайзия

3. Союз Мьянма

4. Исламская Республика Пакистан

5. Республика Индия

V. Австралия и Океания

1. Австралийский Союз

2. Федеративные Штаты Микронезии

III. Африка

1. Союз Коморские острова

2. Федеративная Республика Нигерия

3. Южно-Африканская Республика (ЮАР)

4. Демокративная Федеративная Респуб­лика Эфиопия

IV. Америка

1. Соединенные Штаты Америки

2. Республика Аргентина

3. Федеративная Республика Бразилия

4. Республика Венесуэла

5. Канада

6. Соединенные Штаты Мексики

7.Федерация Сент-Китс и Невис (Сент-Кристофер и Невис)

Со второй половины 80-х годов прошлого века ухудшились межнациональные и религиозные отношения (страны СНГ, Югославии, Индия, Канада, ЮАР и др.), следствием которых стали внутренние и межгосударственные конфликты. Вместе с тем в таких федеративных республиках, как Швейцария, Австрия, Малайзия, Объединенные Арабские Эмираты, Бразилия и другие, такого явления не наблю­дается. Следовательно, все эти события нельзя объяснить издержками федера­тивного устройства. В отдельных унитарных суверенных государствах имеются очаги сепаратизма. Причиной таких столкновений могут быть и языковые, и религиозные проблемы, и межнациональные отношения. Тем более столкнове­ния между этническими группами часто происходят и в унитарных государствах. Аналогичные сепаратистские попытки нарушают территориальную целостность этих стран, так как их население борется за отделение и получение государ­ственной независимости. В результате сепаратистских движений в мире насчиты­вается более 10 непризнанных государств. В ряду таких стран можно назвать Ирак (Курдистан), Судан (Дарфур), Филиппины (юг страны, населенный мусуль­манами), Шри-Ланку (северные области, населенные тамилами), Испанию (Страна и Басков), Израиль (Палестина), Пакистан (Белуджистан), Индия (штаты Пенджаб, Джамму и Кашмир), Россия (Чечня), Китай (автономные районы Тибет и Синьцзян) и др. На Американском континенте это франкоязычная провинция Квебек в Канаде, мексиканский штат Чьяпас, а также известные неспокойные регионы в Колумбии, Боливии и др. В Европе: Великобритания (Ольстер), Испания (Каталония, Галисия), Чехия (Моравия), Франция (Корсика) в Западной Европе целью сепаратистов является не создание независимого государства, а достижение максимальной, т. е. широкой автономии в рамках существующих ныне границ.

4. Форма политического режима

Форма государственного режима представляет собой совокупность способов и методов осуществления власти государством. Государственный режим - важнейшая составная часть политического режима, существующего в обществе (т.к. последнее понятие - более широкое). Государственные режимы могут быть демократическими и антидемократическими (тоталитарными, авторитарными, расистскими).

Демократия - форма государственно-политического устройства общества, основанная на признании народа в качестве источника власти. Основные принципы демократии - власть большинства, равноправие граждан, защищенность их прав и свобод, верховенство закона, разделение властей, выборность главы государства, представительных органов.

Различают две формы демократии: непосредственную (основные решения принимаются непосредственно всеми гражданами на собраниях или посредством референдумом) и представительную (решения принимаются выборными органами).

Тоталитаризм - одно из форм государства (тоталитарное государство), характеризующаяся его полным (тотальным) контролем над всеми сферами жизни общества, фактической ликвидацией конституционных прав и свобод, репрессиями в отношении оппозиции и инакомыслящих (например, различные формы тоталитаризма в фашисткой Италии, нацисткой Германии).

Диктатура (неограниченная власть) - осуществление власти в государстве недемократическими методами; авторитарный политический режим.

Диктатура пролетариата - власть, которая устанавливается в результате революции, осуществляемой рабочим классом во главе со своей партией. Исторические формы: Парижская Коммуна 1871 г.; Советы, народная демократия.

Опыт развития СССР свидетельствует, что государственная власть, утвердившаяся после Октябрьской революции 1917 г., на деле превратилась в тоталитарно-бюрократический режим. Сходные процессы происходили и в других странах, провозгласивших установление диктатуры пролетариата (социалистические страны и страны народной демократии).

Авторитаризм - система власти, характерная для антидемократических политических режимов. Обычно сочетается с личной диктатурой. К историческим формам авторитаризма относятся азиатские деспотии, тиранические и абсолютисткие формы правления древности, средневековья и нового времени, военно - полицейские и фашистские режимы, различные варианты тоталитаризма.

Апартеид (расизм) - крайняя форма расовой дискриминации. Означает лишение определенных групп населения в зависимости от их расовой принадлежности политических и гражданских прав, вплоть до территориальной изоляции. Некоторые акты апартеида могут составлять геноцид.

Геноцид (в международном праве одно из тягчайших преступлений против человечества) - истребление отдельных групп населения по расовым, национальным, этническим, религиозным или иным признакам, а также умышленное создание жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое этих групп населения.

Домашнее задание:

  1. На контурной карте отметьте государства: а) с монархической формой правления (теократическая, абсолютная, конституционная); б) с республиканской формой правления.

  2. Как различаются страны по формам правления? Почему преобладает республиканская форма?

  3. Назовите особенности парламентской и президентской республики. Какие страны к ним относятся? Какая форма правления характерна для Казахстана?

  4. Проанализируйте причины сепаратистских движений.

  5. Составьте кроссворд по данной теме (20 определений)

7

© 2010-2022