Культура речи учителя русского языка

Раздел Другое
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Плющикова Д.Ю.

КУЛЬТУРА РЕЧИ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА

Научный руководитель- Н.О. Крамаренко

Профессиональная речь педагога - главное средство обучения и воспитания. Умение общаться со школьниками, владеть содержанием профессионального образования и обладать развитыми способностями к профессиональной коммуникации необходимо учителю русского языка.

Проблема речевой культуры в профессиональной деятельности разрабатывалась психологами и педагогами Л.С. Выготским, Л.А. Введенской, П.Я. Гальпериным, И.А. Зимней, В.В. Ильиным, В.В. Краевским, А.Н. Ксенофонтовой, В.И. Максимовым, Л.И. Скворцовым, Л.В. Соколовой и другими.

Повышение речевой культуры учителя - необходимая составная часть совершенствования его педагогического мастерства.

Актуальность проблемы заключается в том, что само понятие культуры речи является многозначным. Учитель русского языка должен обладать культурой речи и обучать культуре речи школьников.

Однозначного понимания термина «культура речи» не существует. Л.И.Скворцов дает определение, согласно которому «Культура речи»- это «владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и т.д.), а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи» [ Скворцов 1990: с. 247-248].

Речь учителя служит образцом, который воспринимает ребенок и по которому он учится строить свою речь. При этом следует помнить, что для ученика речь учителя зачастую является единственным образцом литературной нормы и правильного представления речи вообще. В силу этого особое внимание следует обратить на форму педагогической речи, ее нормативный характер, делать доступной не только для восприятия, но в известной мере и для подражания.

Рядом психологов и методистов используется термин «стиль педагогического общения» - это совокупность поведенческих реакцией, в которых проявляются качества личности учителя, манера общения педагога с детьми, а также его поведение в различных ситуациях профессиональной деятельности.

«Итак, культура речи - это такой выбор и такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач», - так определяет понятие культуры речи Е.Н. Ширяев [Ширяев Е. Н. Учебник для вузов. - М., 2000]

Этические нормы составляют необходимую часть культуры речи, а культура речи, в свою очередь, является важной частью общей культуры человека

Под культурой речи понимается совокупность таких качеств, которые оказывают наилучшее воздействие на адресата с учетом конкретной обстановки и в соответствии с поставленной задачей. К ним относятся: содержательность, логичность, доказательность, ясность и понятность, убедительность, чистота речи.

Чтобы речь была содержательной, информативной, обогащала слушателей, привлекала их внимание, важно, работая над текстом, осмыслить: какие положения будут развиты; что нового вносится в решение вопроса; что остается спорным и требует дальнейших размышлений; насколько высказываемые мысли аргументированы; какова авторская позиция.

Таким образом, точность речи определяется: знанием предмета, логикой мышления, умением выбирать нужные слова. Нарушение логической последовательности, отсутствие логики в изложении приводит к неточности речи.

Чистота речи - отсутствие в ней лишних слов, слов-сорняков, слов-

паразитов. Конечно, в языке названных слов нет, такими они становятся в

речи говорящего из-за неуместного их употребления. «любимые словечки»: так сказать, значит, вот, собственно говоря, видите ли, понятно, да, так, понимаете и

др. Это производит очень неприятное впечатление [Васильева А. Н.- М., 1990].

Выразительностью речи называются такие особенности ее структуры,

которые поддерживают внимание и интерес у слушателя или читателя;

соответственно речь, обладающая этими особенностями, и будет называться выразительной.

Логичность речи - коммуникативное качество, предполагающее умение последовательно, непротиворечиво и аргументировано оформлять выражаемое содержание.

Далее представим вашему вниманию задания из разработки урока в 11классе на тему: «Морфология и культура речи», которые выполняются после сообщений учеников на темы: 1) род несклоняемых имен существительных;2) окончания существительных именительного падежа множ. числа и родительного падежа множественного числа; 3)употребление имен числительных;4) употребление форм имен прилагательных, степени сравнения имен прилагательных и наречий: 5) разграничение функциональных омонимов.

Эпиграфом к уроку были взяты слова Д.И. Писарева: « Неправильное употребление слов ведет за собой ошибки в области мысли и потом в практике жизни».

При подготовке к уроку учащиеся должны классифицировать слова различных частей речи, производить их морфологический разбор, оценивать морфологические нормы с точки зрения нормативности, приготовить сообщения на заданные темы.

Учитель в свою очередь приготовить упражнения со словами различных частей речи, которые позволяли бы проверить базовые умения учеников по данной теме.

Урок строится на полученных ранее знаниях, на сосредоточении внимания на трудных моментах в морфологии, которые влияют на культуру речи.

Задание 1: Вставьте пропущенные окончания, согласно роду существительных

Красив…какаду, молод…кенгуру, свеж…кольраби, тонк…вуаль, боль… мозоль, плотн… тюль, пожил…мадам, сед…маэстро, душист…шампун…, красив… Онтарио, полноводн… Миссисипи, сочн…манго, остроумн…конферансье.

Выполнение задания 2: Поставьте существительные в родительный падеж.

1. Около сорока (гектары) пострадали от непогоды. 2. Опытные (шофер) отправляется в дорогу. 3. За леском вились дымки полевых (кухня). 4. В школе работают опытные…(учителя, учители). 5. Корректор заметил в рукописи… букв. Работникам завода выдали новые… (пропуска, пропуски). 6. Были отмечены известные (профессор), крупные (директор), достойные (офицер) 7. Эта песня популярна среди (армяне, грузины и таджики) 8. Мы купили много новых (носки, чулки). 9. Фруктовый сад занимал площадь свыше пяти гектар… 10. На строительство прибыли инженер… 11. (Бухгалтер…) составляют годовую отчетность.

Литература

1. Войлова К.А., Леденева В.В. Русский язык: 90 основных правил русской орфографии для школьников и абитуриентов. 5-11 классы.- 2-е изд.-М.: Дрофа, 1998.- 208 с.

2. Cенина Н.А. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ: учебно- методическое пособие / Н.А. Сенина.- Ростов н/Д: Легион, 2010.-520 с.

3. Скворцов Л.И. Культура речи // Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990, С.247-248.

4. Граудина Л.К., Ширяев Е.Н. Культура русской речи: Учебник для вузов. / Ред. Л.К.Граудина, Е.Н.Ширяев. - М.: НОРМА, 2000

5. Ширяев Е.Н., Что такое культура речи // Мы сохраним тебя, русская речь. - М.: Наука, 1995.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

1. ФИО

Плющикова Дарья Юрьевна

2. Факультет, группа

Филологический, гр. ФЛ-Л-52

3. Контактные данные

Телефон: +7-927-538-99-67

e-mail: [email protected]

4. Название статьи

Культура речи учителя русского языка

5. Научный руководитель

Крамаренко Наталия Олеговна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка и методики его преподавания ВГСПУ


© 2010-2022