Эссе на тему Организационно-коммуникативные умения педагога

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования Московской области

ГОУ ВПО Академия социального управления

Кафедра технологий и профессионального образования

Вариативный модуль «Педагогическая мастерская преподавателя специальных дисциплин» .



ЭССЕ на тему: «Организационно-коммуникативные умения педагога»



Автор-составитель - Касьянова

Маргарита Георгиевна -

преподаватель спец. дисциплин по

профессии «Повар, кондитер»

ЗФ ГБПОУ МО»Красногорский колледж»



Москва, 2014г.



Оглавление



Стр.

1.Практическая готовность педагога в структуре его профессиональной компетентности ……………………………………………………………….3

2. Мобилизационные умения…………………………………………………3

3. Информационные умения……………………………………………….....4

4. Развивающие умения………………………………………………………4

5. Ориентационные умения…………………………………………………..4

6.Педагогические умения……….…………………………………………….5

7.Педагогические знания и теоретическая готовность к педагогической деятельности………………………………………………………………….5-7

Заключение……………………………………………………………………7

Список использованной литературы…………………………………….......8



«Воспитательная работа есть прежде всего работа организатора».

( А.С. Макаренко)

1.Практическая готовность педагога в структуре его профессиональной компетентности выражается во внешних (предметных) умениях - умениях педагогически действовать.

К ним относятся организаторские и коммуникативные умения.
Педагогическая деятельность - это профессиональная активность педагога, в которой с помощью различных средств воздействия на обучающихся, решаются задачи их обучения и воспитания.

Виды педагогической деятельности: обучающая, воспитательная, организаторская, пропагандистская, управленческая, консультационно-диагностическая, деятельность по самообразованию.

Практическая готовность педагога в структуре его профессиональной компетентности выражается во внешних (предметных) умениях - умениях педагогически действовать. К ним относятся организаторские и коммуникативные умения. Организационно - коммуникативные умения педагога изложены в Профессиональном стандарте педагога.
Организаторская деятельность педагога обеспечивает включение обучающихся в различные виды деятельности и организацию деятельности коллектива. Особое значение организаторская деятельность приобретает в воспитательной работе. К организаторским умениям как общепедагогическим относят мобилизационные, информационные, развивающие и ориентационные.
2.Мобилизационные умения связаны с привлечением внимания обучающихся и развитием у них устойчивых интересов к учению, труду и другим видам деятельности; формированием потребности в знаниях и вооружением обучающихся навыками учебной работы и основами научной организации учебного труда; актуализацией знаний и жизненного опыта воспитанников с целью формирования у них творческого отношения к окружающему миру; созданием специальных ситуаций для проявления воспитанниками нравственных поступков; разумным использованием методов стимулирования, созданием атмосферы совместного переживания и т.п.
3.Информационные умения проявляются в процессе непосредственного общения с обучающимися способности ясно и четко излагать учебный материал, учитывая специфику предмета, уровень подготовленности обучающихся, их жизненный опыт и возраст; логически правильно строить и вести конкретный рассказ, объяснение, беседу, проблемное изложение; органично сочетать использование индуктивного и дедуктивного путей изложения материала; формулировать вопросы в доступной форме, кратко, четко и выразительно; применять технические средства, электронно-вычислительную технику и средства наглядности; выражать мысль с помощью графиков, диаграмм, схем, рисунков; оперативно диагностировать характер и уровень усвоения обучающимися нового материала с использованием разнообразных методов; перестраивать в случае необходимости план и ход изложения материала.
4.Развивающие умения - создание проблемных ситуаций и других условий для развития познавательных процессов чувств и воли воспитанников; стимулирование познавательной самостоятельности и творческого мышления, потребности в установлении логических (частного к общему, вида к роду, посылки к следствию, конкретного к абстрактному) и функциональных (причины-следствия, цели-средства, качества-количества, действия-результата) отношений; формулирование и постановку вопросов, требующих применения усвоенных знаний, сравнений н самостоятельных умозаключений; создание условий для развития индивидуальных особенностей, осуществление в этих целях индивидуального подхода к обучающимся.
5.Ориентационные умения направлены на формирование морально-ценностных установок воспитанников и научного мировоззрения, их отношения к труду, явлениям природы и общества, идеалов и других мотивов поведения; привитие устойчивого интереса к учебной деятельности и науке, к производству и профессиональной деятельности, соответствующей склонностям и возможностям детей; организацию совместной творческой деятельности, имеющей своей целью развитие социально значимых качеств личности.
6.Педагогические умения.
Познавательные умения и способности: глубокое знание психологии ребенка; умение отбирать для педагогического процесса необходимую информацию; контролировать свое поведение и деятельность. Они строятся на основе познавательных (гностических) умений: восприятия, внимания, мышления, воображения и памяти Конструктивные умения: построения образа конечного результата деятельности; составление плана действий по достижению поставленной цели.
Коммуникативные умения - это умения общаться, обмениваться информацией, налаживать отношения. Они включают следующие действия: воспринять и понять другого человека; умение сближать точки зрения (свою и чужую); умение управлять общением;

Организационные умения: умение задавать работу, распоряжаться; осуществлять контроль за исполнением; подводить итоги и оценивать работу.
7.Педагогические знания и теоретическая готовность к педагогической деятельности
Теоретическая готовность - это теоретическая деятельность, проявляющаяся в обобщенном умении педагогически мыслить, что предполагает наличие определенных умений. Выделяют 4 группы умений, связанных с мыслительными операциями человека: аналитические умения, прогностические умения, проективные умения, рефлексивные умения.
Аналитические умения - один из критериев педагогического мастерства, именно через них проявляется обобщенное умение педагогически мыслить. Оно состоит из ряда частных умений: - расчленять педагогические явления на составляющие элементы; - осмысливать каждую часть в связи с целым и во взаимодействии с ведущими сторонами; - находить в теории обучения и воспитания идеи, выводы, закономерности, адекватные логике рассматриваемого явления; - находить основную педагогическую задачу и способы её оптимального решения.
Прогностические умения - осуществляются на научной основе, опираются на знания сущности и логики педагогического процесса, закономерностей возрастного и индивидуального развития учащихся.

Проективные умения - специальная группа умений, проявляющихся в материализации результатов педагогического прогнозирования в конкретных планах обучения и воспитания. Образовательно-воспитательные планы могут быть перспективными и оперативными.
Рефлексивные умения - имеют место при осуществлении педагогом контрольно-оценочной деятельности, направленной на себя. Включают в себя различные виды контроля. Рефлексия - это не просто знание или понимание субъектом педагогической деятельности самого себя, но и выяснение того, насколько и как другие (обучающиеся, коллеги, родители) знают и понимают «рефлектирующего», его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные представления.
Профессионально - педагогическая направленность - устойчивая, доминирующая (преобладающая) система потребностей, мотивов (интересов, убеждений, склонностей и т.д.), определяющая поведение педагога, его отношение к профессии и к своему труду.
Компоненты ППН личности педагога:

1.Интерес и любовь к детям, к профессии, к творчеству, связанному с воспитанием в них человеческих качеств.

2.Осознание трудностей и проблем в педагогической работе.

3.Потребность в педагогической деятельности.

4.Осознание собственных возможностей и способностей как соответствующих требований избранной профессии.

5.Потребность в постоянном самосовершенствовании и стремление овладеть основами педагогического мастерства уже в ВУЗе.
Личностные качества современного педагога: человечность, доброта, терпеливость, порядочность, честность, ответственность, справедливость, обязательность, объективность, уважение к людям, высокая нравственность, эмоциональная уравновешенность, потребность к общению, интерес к жизни воспитанников, доброжелательность, самокритичность, дружелюбие, сдержанность, достоинство, патриотизм, религиозность, принципиальность, отзывчивость, эмоциональная культура , трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, ответственность, умение поставить цель, избрать пути ее достижения, организованность, настойчивость, систематическое и планомерное повышение своего профессионального уровня, стремление постоянно повышать качество своего труда и т.д. Личностные качества педагога неотделимы от профессиональных (приобретенных в процессе профессиональной подготовки и связанных с получением специальных знаний, умений, способов мышления, методов деятельности). Среди них следует выделить научную увлеченность, любовь к своему профессиональному труду, эрудицию, владение предметом преподавания, методикой преподавания предмета, психологическую подготовку, общую эрудицию, широкий культурный кругозор, педагогическое мастерство, владение технологиями педагогического труда, организаторские умения и навыки, педагогический такт, педагогическая техника, владение технологиями общения, ораторское искусство и другие качества. Помимо личностных и профессиональных качеств педагог должен обладать рядом умений, свидетельствующих о его предметно-профессиональной компетенции.

Заключение. Учителя гордятся своими успешными учениками. Многие из них стали «успешными» благодаря тем знаниям, той душевной теплоте и отзывчивости, которыми одарили их учителя.





Список использованной литературы.

  1. Альтов Г.С. «И тут появился изобретатель» -M. 2010г.

  2. Апатова Н.В. Индивидуальные технологии в школьном образовании. М.: 1994г.

  3. .Гнатышина, Е.А.» Теоретические аспекты управления инновационными процессами в учреждении профессионально-педагогического образования» 2009г.

  4. .Гукаленко, О.В. Инновационные образовательные технологии: учеб.-метод. Пособие,2009г.

  5. Инновации в общеобразовательной школе. Методы обучения [Текст]: сб. науч. тр.

  6. Белич В.В. Формирование и развитие творческих способностей учащихся. -Челябинск; 2009г.

  7. Буланова-Топоркова М.В., Духавнёва A.B., Кукушин B.C. Сучков Г.В. Педагогические технологии.-Р.-на-Д.: 2012.

  8. . Горохов В.Г. Знать, чтобы уметь.-М.: 2009г.

  9. Горфункель A.M. Использование знаний в процессе формирования умений и навыков. .Автореф. дисс. канд. пед. наук. -Л.: .

  10. Кларин Н.В. Инновационные модели учебного процесса в современной зарубежной педагогике.- Дисс.докт.пед.наук.-1994. М.: 1994, 349 с.

  11. . Курданова Х.М. Индивидуализация обучения как средство активизации учебного процесса педагогического колледжа. Канд. дисс. -Карачаевск: 2002, 168 с.

  12. Кухарев Н.В. На пути к профессиональному совершенству.-М.: 2010, 160 с.

  13. Лында A.C. Дидактические основы формирования самоконтроля в процессе самостоятельной учебной работы учащихся. Автореф. дисс. докт. пед. наук. -М: 1978.38 с.

  14. Маркова А.К. Формирование мотивации ученика в школьном возрасте.-М.: 2006, 70 с.

  15. Новиков A.M. Процесс и методы формирования трудовых умений М.: 2006,289 с.

  16. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под ред. Е.С. Полат.- М.: 2012,271 с.

  17. Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения. -М.: 2001.
    Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat dissercat.com/content/stimuly-formirovaniya-organizatsionno-prakticheskikh-umenii-v-protsesse-obucheniya-uchashchi#ixzz31Psh4ddW

9


© 2010-2022