Система работы по профориентации учащихся ГКОУ СО Качканарская школа

Раздел Другое
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

г. Качканар,

ГКОУ СО «Качканарская специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа»,

Мельникова Елена Юрьевна,

Учитель, руководитель школьного

методического объединения учителей предметников


Система работы по профориентации

учащихся Качканарской коррекционной школы

Труд - важнейшее средство воспитания. Весь процесс воспитания детей с особыми образовательными потребностями может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя, для семьи и для коллектива.

На протяжении всей истории организации педагогической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья вопросы трудового воспитания и обучения этой категории учащихся привлекали внимание теоретиков и практиков олигофренопедагогики. Прежде всего рассматривалась роль труда как средства развития отдельных личностных качеств и формирования навыков самообслуживания. Особое внимание уделялось и уделяется разработке дидактических положений об использовании труда в обучении и воспитании детей с ОВЗ как средства коррекции их психического и физического развития. И, наконец, вопросы трудового обучения и воспитания учащихся коррекционной школы рассматриваются как социальная проблема, т.е. в плане задач социально-трудовой реабилитации выпускников коррекционных школ.

Организация системы трудовой деятельности в коррекционной школе не только подготавливает воспитанников к профессиональному самоопределению, но и является весьма эффективным средством коррекции недостатков психики детей с отклонениями в развитии.

В процессе трудовой деятельности воспитанники знакомятся со свойствами предметов и материалов, устанавливают существующие между ними связи и отношения, планируют свою работу, создают в воображении и реально изготовляемый предмет - всё это способствует развитию памяти, внимания и мышления у обучающихся, конкретизирует имеющиеся у ребенка представления и понятия об окружающем мире.

Учитывая индивидуальные особенности психофизического развития детей с отклонениями в развитии, здоровье, возможности, интересы воспитанников и их родителей, разработана программа профессионального образования в коррекционной школе.

Труд осмысленный, хорошо организованный, имеющий материальные и моральные стимулы, воспитывает у обучающихся физические и интеллектуальные усилия, формирует психологическую установку и понимание трудовой деятельности как основного источника проживания и существования человека.

Поэтому трудовое воспитание детей - это всесторонняя подготовка человека к взрослой трудовой жизни.

В Качканарской специальной коррекционной школе разработана и в течение ряда лет действует Программа профориентации. Которая рассматривается как система психолого-педагогических, социальных и медицинских мероприятий, помогающих каждому воспитаннику школы овладеть общими навыками самообслуживания, простейшими приемами бытового труда, получить представления об основных рабочих профессиях и выбрать профессию с учётом индивидуальных особенностей, способностей и интересов, а также с учетом потребностей современного общества.

Таким образом, в процессе профориентационной работы в коррекционном учреждении для детей с нарушением интеллекта, решаются следующие вопросы:

-самообслуживающий труд;

-бытовой труд;

-профессиональное просвещение учащихся;

-психологическое изучение и классификация профессий;

-пропаганда профессий, наиболее востребованных обществом, овладение которыми доступно для выпускников коррекционной школы;

-изучение учащимися своих индивидуально-психологических особенностей и возможностей;

-индивидуальные консультации с целью оказания помощи конкретному воспитаннику в выборе профессии;

-профессиональные пробы;

-практическая проверка результатов всей профориентационной работы.

Основной целью программы является актуализация профессионального самоопределения учащихся посредством воспитания трудолюбия и формирования способности применять навыки самообслуживания и бытового труда, активизации специально - организованной деятельности по получению информации о мире профессий и расширение границ самопознания.

В Программе представлено 5 основных разделов:

1) 1 - 4 класс. «Самообслуживающий труд»

Формировать навыки и понятия необходимости самообслуживания, формировать адекватную оценку своих способностей и возможностей при самообслуживании. На начальном этапе профессионального обучения школьников с ограниченными возможностями здоровья необходимо прививать понимание важности и необходимости трудовой деятельности для человека, формировать самостоятельность и ответственность при выполнении трудового поручения.

2) 5 - 6 класс. «Бытовой труд»

В рамках овладения элементарными операциями бытового труда решаются задачи формирования представлений о его процессах, о правилах и умениях при работе с колющими и режущими предметами, умений читать и понимать инструкции, пересказывать последовательность технологических операций, способности технологически мыслить при выполнении различных работ.

3) 7 класс. «Маршруты в мир профессий»

Профессиональное просвещение и знакомство с отдельными профессиями, их общественной значимостью. Ознакомление с рядом профессий и специальностей, овладение которыми является наиболее доступным для выпускников специальной (коррекционной) школы для детей с нарушением интеллекта.

4) 8 класс. «Я в мире профессий»

Систематизация знаний о мире профессий с точки зрения целей и условий труда. Знакомство с психологическими основами профессионального выбора. Первичная профессиональная диагностика.

5) 9 класс. «Шаг в профессию»

Основная направленность занятий на: углубление знаний о требованиях профессии к человеку; развитие механизмов самопознания; коррекцию самооценки и формирование представлений о дальнейшей жизненной перспективе через выполнение профессиональных проб; формирование профессионально-важных качеств в избранном виде труда; контроль и коррекция профессиональных планов; оценка результатов достижений в избранной деятельности; социально-профессиональная адаптация.

Занятия проводятся систематически в течение учебного года из расчёта:

1-4 класс - 2 часа в месяц (17 занятий в год);

5-6 класс - 2 часа в месяц (17 занятий в год);

7 класс - 2 часа в месяц (17 занятий в год);

8 класс - 2 часа в месяц (17 занятий в год);

9 класс - 3 часа в месяц (25 занятий в год).

Продолжительность одного занятия может варьироваться от одного академического до одного астрономического часа, в зависимости от специфики и ведущего вида деятельности (например, время занятия может возрастать при проведении психодиагностической работы, организации экскурсии, выполнении профессиональной пробы учащимися).

Специфика предлагаемых занятий такова, что они не предполагают традиционные для школы отношения «педагог - ученик», а, следовательно, исключают ситуацию оценивания и контроля усвоения. Главный результат эффективности деятельности по Программе - сформированность у выпускника готовности и способности к выбору доступной для него профессии.

Контроль над исполнением Программы осуществляется администрацией Качканарской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы. Исполнители Программы - классный руководитель, педагог-психолог, социальный педагог - несут ответственность за своевременное и полное выполнение мероприятий.

Литература

1. Битянова М.Р. Технология решения. Мы строим парк. Психологическая игра-проект для учащихся 3-5-х классов. // Школьный психолог №10 2001 год.

2. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. Под ред. Воронковой В.В. - М., 1994.

3. Девяткова Т.А., Кочетова Л.Л., Петрикова А.Г. и др. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида. - М., Владос, 2003.

4. Иванова Н.П., Бобылёва И.А., Заводилкина О.В. Программа диагностики готовности воспитанников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к профессиональному самоопределению. - М., 2005.

5. Кабина Е., Радзик Т. Я в мире профессий. Тренинг для подростков. // Школьный психолог № 48 2003 год.

6. Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. - М., 1984.

7. Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию.- М., 1991.

8. Пряжников Н.С. Игровой метод в профориентации. - Пермь, 1989.

9. Пряжников Н.С. Игра «Профконсультация» // Школьный психолог №№ 6,7 2004 год.

10. Пряжников Н.С. Угадай профессию // Школьный психолог №18 2000 год.

11. Пряжников Н.С., Пряжникова Е. Профконсультация: планирование жизненного пути.// Школьный психолог №2 2002 год.

12. Пяткова О. Взгляд в будущее. // Школьный психолог № 16, 17 2000 год.

13. Тамонова Е. Я поступаю учиться в… // Школьный психолог № 23 2003 год.

14. Чистякова С.Н. Методика формирования профессионального самоопределения школьников на различных возрастных этапах. - Кемерово, 1996.

© 2010-2022