• Преподавателю
  • Другое
  • Разработка личностно-ориентированного урока с учетом возможностей дистанционного образования и moodle

Разработка личностно-ориентированного урока с учетом возможностей дистанционного образования и moodle

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Разработка личностно-ориентированного урока с учетом возможностей дистанционного образования и moodle

Признаем, что современный школьный урок стал более гибким по целям и задачам, вариативным по формам и методам проведения, разнообразным по техническим средствам, используемым учителем. И все же далеко не всегда его можно считать личностно-ориентированным.

Сущность последнего - постоянное обращение к субъектному опыту школьников, то есть к опыту их собственной жизнедеятельности. Именно личностно-ориентированное обучение устраняет одно из главных противоречий в образовании между разнообразием интересов и дарований школьников и единым для всех образовательным стандартом.

При разработке личностно-ориентированного урока следует обратить внимание на несколько позиций.

Опора на субъектный опыт

Первая позиция. Учитель сообщает знания в строгой логической последовательности и этого же требует от ученика, полагая, что ему они еще не известны. Ученик же как носитель субъектного, личностно значимого для него опыта должен иметь возможность максимально использовать его, а не просто безоговорочно принимать (усваивать) все, что сообщает учитель.

Учитель и ученик выступают как равноправные партнеры, носители разнородного, но необходимого опыта. Основной замысел личностно-ориентированного урока состоит в том, чтобы раскрыть содержание индивидуального опыта учеников, согласовать его с задаваемым, переведя в социально значимое содержание (т.е. "окультурить"), и тем самым добиться личностного усвоения этого содержания.

При организации личностно-ориентированного урока профессиональная позиция учителя должна состоять в том, чтобы знать и уважительно относиться к любому высказыванию ученика по содержанию обсуждаемой темы. Педагог должен продумать не только, какой материал он будет сообщать, но и какие содержательные характеристики по поводу этого материала возможны в субъектном опыте учащихся (как результат их предшествующего обучения у разных учителей и собственной жизнедеятельности). Надо продумать, что следует сделать, дабы обсудить детские "версии" не в жестко-оценочной ситуации (правильно - неправильно), а в равноправном диалоге. Как обобщить эти "версии", выделить и поддержать те из них, которые наиболее адекватны научному содержанию, соответствуют теме урока, задачам и целям обучения.

В этих условиях ученики будут стремиться быть "услышанными", станут высказываться по затронутой теме, предлагать, не боясь ошибиться, свои варианты ее содержательного обсуждения.

Знание психофизических особенностей

Вторая позиция. Обычно, готовясь к уроку, учитель подбирает дидактический материал (иллюстративный, презентации, ресурсы ЦОР), позволяющий ему в процессе занятия использовать задания разной степени трудности. Ранжирование таких заданий традиционно осуществляется через выявление объективной сложности материала, интереса учащихся к предметному содержанию и их индивидуальных возможностей при выполнении предлагаемых на уроке тренировочных, творческих, проблемных заданий.

Подбор дидактического материала к личностно-ориентированному уроку требует от учителя не только его объективной сложности, но и знания индивидуальных предпочтений каждого ученика в работе с этим материалом: пересказ, проектное или творческое задание, рисунок, предметное изображение и т.п. Ученику нужно предоставить возможность проявить индивидуальную избирательность в работе с учебным материалом. Набор такого материала следует гибко использовать в процессе урока, без этого он не станет личностно-ориентированным в подлинном смысле этого слова.

Возможности moodle

В роли равноправных партнеров

Третья позиция. Она относится к сценарию урока, его "режиссуре". Традиционно общение на уроке сводится к приглашению (принуждению) учащихся заниматься тем, что предусмотрел учитель согласно требованию программы (ее тематическому и календарному планированию). Такая профессиональная позиция не подвергается сомнению. Вопрос в другом. Как построить на уроке учебное общение таким образом, чтобы ученик мог сам выбрать наиболее интересующее его задание по содержанию, виду и форме и тем самым наиболее активно проявить себя?

Это требует от него учета не только познавательных, но и эмоционально-волевых и мотивационно-потребностных особенностей учащихся, возможностей их проявления в ходе урока. Потому-то при подготовке к уроку надо заранее спроектировать все возможные типы общения, подчиненные учебным целям, все формы сотрудничества между учениками с учетом их оптимального личностного взаимодействия. Учитель должен принять на себя роль координатора, организатора самостоятельной работы учащегося.

При дистанционной форме обучения можно выделить следующие преимущества:

  • Доступность

  • Гибкость

  • Модульный принцип

  • Мобильность

  • Живое общение

Имеются и недостатки:

  • Психологическая адаптация

  • Необходимы навыки работы с компьютером

  • Зависимость от качества работы аппаратуры и сети Интернет

  • Медицинские проблемы

Критерии анализа личиостно-ориентированного урока:

  1. создание учителем в начале урока положительного эмоционального настроя на работу;

  2. сообщение ученикам не только темы урока (его содержания), но и целей, форм организации их деятельности;

  3. гибкая организация учебной деятельности школьников в зависимости от целей урока (его этапов): сообщение материала, выполнение творческих заданий, взаимопроверка, анализ работы друг с другом с учетом их индивидуальных особенностей;

  4. стимулирование учеников к выбору различных способов выполнения заданий;

  5. использование разнообразного дидактического материала, позволяющего ученику проявлять личностную избирательность к типу, виду и форме учебного задания, характеру его выполнения;

  6. активизация субъектного опыта ученика, его использование в процессе урока;

  7. анализ ответа ученика не только с позиции правильности, но и с учетом того, как ученик рассуждал, каким способом решал, где и почему ошибся, высказал ли оригинальные соображения;

  8. преобладающая форма общения с учащимся - диалог.

Основные особенности

Я высказала здесь те рекомендации к подготовке и проведению личностно-ориентированного урока, которые, на мой взгляд, являются наиболее важными. Некоторые из них, естественно, известны каждому учителю, используются им в повседневной работе.

Подчеркну в заключение его основные особенности:

  • конструирование дидактического материала разного типа, вида и формы, определение цели, места и времени его использования на уроке;

  • продумывание учителем возможностей для самопроявления учеников;

  • проведение наблюдений за школьниками (процедур отслеживающего характера);

  • предоставление ученикам возможности задавать вопросы, не сдерживая их активности и инициативы;

  • поощрение высказанных учащимися оригинальных идей и гипотез;

  • организация обмена мыслями, мнениями, оценками;

  • стимулирование учащихся к активным действиям по усвоению знаний, к дополнению и анализу ответов товарищей (рецензированию ответа);

  • стремление к созданию ситуации успеха для каждого школьника;

  • привлечение учащихся к использованию альтернативных путей поиска информации при подготовке к уроку;

  • использование субъектного опыта и опора на интуицию каждого ученика;

  • применение трудных ситуаций, возникающих по ходу урока, как область приложения знаний;

  • продуманное чередование видов работ, типов заданий для снижения утомляемости учащихся.



© 2010-2022