- Преподавателю
- Другое
- Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа занятий кружка Эрудит
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа занятий кружка Эрудит
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Колодина О.Н. |
Дата | 17.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Центр детско-юношеский «Юный техник»
ПРИНЯТА УТВЕРЖДЕНА
учебно-методическим советом приказом директора МБОУ
протокол от 28.08.2015 №1 ДОД ЦДЮ «Юный техник»
от 01.09.2015 №141
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Эрудит»
Направленность: социально-педагогическая
Срок обучения: 2 года
Возрастная категория: 7-10 лет
Составитель:
Колодина О.Н.,
педагог дополнительного образования
Черногорск, 2015
1.Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа (далее - программа) «Эрудит» имеет социально-педагогическую направленность. Разработана для обеспечения развития познавательных, интеллектуальных и творческих способностей младших школьников.
Актуальность: Психологи утверждают, что основные логические структуры мышления формируются в возрасте 5-11 лет и что запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенным. Следовательно, обучать детей в этом направлении целесообразно с начальной школы. Для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, способность к анализу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей и принципов организации) и синтезу (созданию новых моделей). Умение для любой предметной области выделить систему понятий, представить их в виде совокупности значимых признаков, описать алгоритмы типичных действий улучшает ориентацию человека в этой предметной области и свидетельствует о его развитом логическом мышлении. Раннее приобщение ребенка к применению информационных и проектных технологий имеет ряд положительных сторон, как в плане развития его личности, так и для последующего изучения школьных предметов и в дальнейшей профессиональной подготовке, облегчая дальнейшую социализацию ребенка, вхождение его в информационное общество.
Педагогическая целесообразность программы заключается в развитии умений обобщать и анализировать полученную информацию, нестандартно мыслить, вести дискуссию и работать в команде. Практико-ориентировочный характер программы также демонстрирует ее педагогическую целесообразность. Предпочтительные виды деятельности - это самостоятельная работа при решении той или иной математической задачи. Как известно, устойчивый интерес к математике и информатике начинает формироваться в 14-15 лет. Но это не происходит само собой, необходимо на предыдущих этапах прививать учащимся интерес к этим областям знаний. Освоение содержания программы способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию учащихся. При реализации содержания программы учитываются возрастные и индивидуальные возможности.
Цель: создание условий для развития познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей учащихся.
Задачи:
-
способствовать развитию умений решать задачи повышенной трудности;
-
формировать логическое и творческое мышление;
-
приобщать к информационной культуре;
-
обучать работе с различными источниками информации;
-
создавать условия для применения полученных знаний.
Программа рассчитана на учащихся 7-10 лет
Программа состоит из трех разделов: «Занимательная математика», «Занимательная информатика» и «Проектная деятельность».
Сроки реализации: Программа рассчитана на 2 года обучения.
Формы проведения занятий и формы текущего контроля
Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические - рассказ, беседа, рассказы учащегося, показ педагогом способа действия,- так и практические занятия: рисование, подготовка и проведение викторин. Используются презентации, проектор и компьютеры.
№
Тема
Формы проведения занятий
Формы текущего контроля
1
Занимательная информатика
Познавательные игры, конкурсы, практические занятия, беседы
тесты, конкурс "Волшебная клавиатура",
викторина, зачет,
дистанционные интеллектуальные конкурсы
2
Занимательная математика
беседы, познавательные игры
Конкурсы, игры на проверку полученных навыков, тестирование, олимпиады, зачет
3
Проектная деятельность
практические работы, разработка проектов, экскурсии
защита проектов, зачет
Ожидаемые результаты
К концу первого года обучения учащиеся усвоят:
-
основные базовые знания по математике и информатике, ключевые понятия;
-
приобщатся к информационной культуре;
-
приобретут основные навыки самообразования;
-
научатся находить нужную информацию и грамотно её использовать;
-
познакомятся с проекторной деятельностью.
-
К концу второго года обучения учащиеся узнают:
-
логические приемы, применяемые при решении задач.
Научатся:
-
рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и интуицию;
-
решать задачи повышенной сложности;
-
работать с различными источниками информации;
-
заниматься проектной деятельностью индивидуально и в творческих группах
Разовьют: творческие способности, логическое мышление.
Формы подведения промежуточной аттестации Подведение итогов проводится в форме промежуточной аттестации (май). Результаты освоения программы проверяются тестированием, конкурсными заданиями. В конце учебного года фиксируется раскрытие творческого потенциала каждого учащегося через созданные презентации и результаты участия учащихся в конкурсах.
Высокий уровень - самостоятельно выполняет поставленные задания
Средний уровень (нормативный) - выполняет задания частично, с помощью педагога.
Низкий уровень - практически не выполнено задание
Проводятся анкетирование учащихся с целью самооценки навыков учения. С помощью анкет педагог намечает, на что нужно обратить внимание при обучении, какие формы работы дети используют наиболее плодотворно, а какие нужно развивать.
2.Учебно-тематический план
1 год обучения
№
Раздел/ тема
Количество часов
теория
практика
всего
1
Занимательная математика
9
39
48
1.1
Вводное занятие
1
1
2
1.2
История математики
2
2
1.3
Числа и действия с ними
2
8
10
1.4
Первые шаги в геометрии
2
10
12
1.5
Решение задач
2
8
10
1.6
Ребусы, головоломки
4
4
1.7
Игры, конкурсы, викторины
4
4
Олимпиады
4
4
2
Занимательная информатика
26
30
56
2.1.
Компьютер и безопасность.
2
2
2.2.
Виды информации и действия с ней.
1
1
2
2.3.
Человек и информация. Информационная культура
1
1
2
2.4.
Получение и передача информации.
1
1
2
2.5.
Поиск и обработка информации.
1
1
2
2.6.
Кодирование информации.
1
1
2
2.7.
Игра «Открытие видов информации»
2
2
Знакомство с компьютером
2.8.
Роль компьютера в жизни человека.
1
1
2
2.9.
Основные устройства компьютера.
1
1
2
2.10
Игра «Покупка компьютера»
2
2
2.11
Управляем мышью.
1
1
2
2.12
Наш помощник- клавиатура.
2
4
6
Введение в логику
2.13
Левый, правый, верхний , нижний
1
1
2
2.14
Развитие внимания. Занимательные задачки.
2
2
4
2.15
Путешествие в страну Ребусов.
2
2
4
2.16
Выделение существенных признаков предметов. Решение задач-шуток. Игра «Укажи лишнего».
2
2
4
2.17
Путешествие в страну Загадок.
2
2
2.18
Понятия вверх, вниз, вправо, влево. Игра «Найди дорогу к домику». Игра «Лабиринт».
2
6
8
2.19
Выделение существенных признаков предметов. Игра «Третий лишний».
2
2
4
2.20
Олимпиады
4
4
3
Учимся проектировать
16
24
40
3.1.
Наука в жизни человека.
2
2
3.2.
Проект: «Мое имя»
2
4
6
3.3
Проект «Записная книга»
2
4
6
3.4
Проект: «Фантастический зверь»
2
4
6
3.5.
Проект «Поздравительная открытка»»
2
4
6
3.6.
Коллективный здоровьесберегающий проект «Сам себе я помогу - своё здоровье сберегу».
2
4
6
3.7.
Коллективный проект «Лента Времени»
2
4
6
3.8.
Выставка презентация проектов
2
2
Итого
51
93
144
Второй год обучения.
№
Раздел/ тема
Количество часов
теория
практика
всего
1
Занимательная математика
15
51
66
1.1
Системы исчисления, меры
4
4
8
1.2.
Игры, конкурсы, викторины
2
30
32
1.3.
Игры на развитие внимания
1
14
15
1.4.
Игры на развития памяти
1
14
15
1.5.
Викторина «Занимательная математическая мозаика»
1
1
1.6.
Конкурс «Самый умный»
1
1
Знакомство с геометрией
18
1.7
Точка, прямая, отрезок, луч, ломаная.
2
2
4
1.8
Какая фигура лишняя.
2
2
1.9
Каких фигур больше?
2
2
1.10
Сравнение фигур
2
2
1.11
Занимательные треугольники.
1
1
2
1.12
Математическая эстафета.
2
2
1.13
Олимпиада по математике
2
2
1.14
Итоговое занятие
.
2
2
2
Занимательная информатика
18
58
76
2.1
Компьютерная безопасность
2
2
2.2
Алгоритмы
2
8
10
2.3.
История развития вычислительной техники
2
2
2.4.
Устройство компьютера
2
2
4
2.5.
Знакомство с WINDOWS
4
10
14
2.6.
Тестовый редактор
4
10
14
2.7.
Графический редактор
4
10
14
2.8
Программа подготовки презентаций Power Point
4
10
14
2.9.
Знакомство с сетью Интернет
2
8
10
3
Учимся проектировать
24
50
74
3.1.
Коллективный проект «Интернет безопасность»
2
4
6
3.2
Индивидуальные проекты «Учимся рекламировать
2
4
6
3.3
Коллективный проект «Самый умный»
2
4
6
3.4
Коллективный проект. Разработка и оформление стендового проекта «Огонь друг и враг».
2
4
6
3.5
Коллективный проект «История светофора»
2
4
6
3.6
Индивидуальный проект «Изучаем ПДД в играх»
2
4
6
3.7
Индивидуальный проект« Создание алгоритма перехода улицы с двухсторонним движением без светофора
2
4
6
3.8
Индивидуальный проект «История транспорта»
2
4
6
3.9
Коллективный проект «Наш город»
2
4
6
3.10
Коллективный проект. История войны в песнях военных лет.
2
4
6
3.11
Коллективный проект «История отрядов ЮИД»
2
4
6
3.12
Индивидуальные проекты «Хакасия»
2
4
6
3.13
Выставка проектов. Промежуточная аттестация. Интеллектуальный марафон «Парад звёзд»
2
2
Итого
57
159
216
3. Содержание программы
Первый год обучения
-
Занимательная математика
1.1.Вводное занятие
Теория: Вводное занятие Знакомство с учащимися, знакомство с программой.
Практика: Игровая программа «Юные математики»
1.2. История математики.
Теория: История развития математической науки, биографии известных ученых-математиков.
1.3.Числа и действия с ними.
Теория: Числа и действия с ними. Как люди научились считать. Старинные системы записи чисел. Цифры у разных народов. Римская нумерация. Некоторые приёмы быстрого счёта.
Практика: Решение примеров методом быстрого счета
1.4. Первые шаги в геометрии
Теория: Первые шаги в геометрии. Знакомство с предметом «Геометрия»
Практика Решение задач на разрезание и построение фигур. Решение простейших геометрических задач.
1.5. Решение задач.
Теория: Приемы решения логических задач, олимпиадных задач, задач на движение, переливания, взвешивания и т.д.
Практика: Решение логических и олимпиадных задач
1.6.Ребусы
Теория: Знакомство с понятием ребуса Умение читать и составлять ребусы.
Практика: Разгадывание ребусов, составление ребусов на темы «Природа» «Юные пешеходы»
1.7. Игры, конкурсы, викторины.
Теория: Приемы решения шуточных задач, разбор вопросов викторины по математике
Практика: Проведение всевозможных конкурсов, математических викторин.
2. Занимательная информатика
2.1.Введение. Понятие об информации.
Теория: Правила ТБ при работе с компьютером. Информация и единицы измерения. Информационные процессы: получение, передача, преобразование, хранение и использование информации. Информационная культура человека.
Пр. занятия Информация вокруг нас. Работа с информацией
2.2.Устройство ЭВМ. Принцип работы
Теория: Технические сведения о компьютере. Основные устройства компьютера : вывод информации, хранение информации, (внутренняя и внешняя память), носители информации, устройства обработки информации, устройства передачи информации.. Способы представления информации в ЭВМ.
Практика: Игра «Покупка компьютера»
2.3.Работа на компьютере
Теория: Устройство и назначение клавиатуры. Мышь
Практика: Работа на клавиатуре. Тренажер клавиатуры. Отработка навыков работы с графическим интерфейсом (мышь).
2.4.Логика
Теория: Понятия вверх, вниз, влево вправо. Знакомство с понятиями существенных признаков предметов
Практика: Упражнения на развитие внимания. Задания на выделение существенных признаков Игры «Зеркало», «Укажи лишнего», «Лабиринт», «Третий лишний»
3.Учимся проектировать
3.1.Наука
Теория: Что такое наука. Какую роль она играет в жизни человека.
3.2.Проект «Мое имя»
Теория: Что такое проект. Как собрать материал к проекту. Оформление проектов. О культуре общения и защиты проектов
Практика: Подготовка и презентация проектов. Изготовление бейджика «Мое имя»
3.3.Проект «Записная книжка»
Теория: Что такое записная книга, для чего она нужна
Практика: Подготовка и выполнение проекта
3.4.Проект «Фантастический зверь»
Теория: Выбор темы проектного задания. Оценка вопросов, раскрытие которых необходимо для выполнения проекта. Сбор и обработка необходимой информации. Разработка идеи выполнения проекта
Практика Подготовка и презентация проекта «Фантастический зверь»
3.5. Проект «Поздравительная открытка»
Теория . Как изготовить открытку
Практика Изготовление открытки
3.6.Проект «Сам себе я помогу - свое здоровье сберегу»
Теория: Здоровье человека. Какие факторы влияют. Вредные привычки
Практика: Сбор материала и подготовка проекта «Сам себе я помогу - свое здоровье сберегу
3.7.Проект «Лента времени»
Теория: Великая Отечественная война. Роль советского народа в победе над фашизмом
Практика: Сбор материла о героях войны. Подготовка и презентация проекта «Лента времени»
Заключительное занятие. Промежуточная аттестация
Второй год обучения
1. Занимательная математика
1.1. Системы исчисления, меры
Теория: Числа и действия с ними. Как люди научились считать. Старинные системы записи чисел. Цифры у разных народов. Римская нумерация. Какие бывают меры длины.
Практика: Измерение длины предметов. Перевод мер из одной системы в другую. Некоторые приёмы быстрого счёта.
1.2. Игры, конкурсы, викторины.
Теория: Решение задач повышенной сложности. Задачи на смекалку
Практика: Игровые программы
1.3.Знакомство с геометрией
Теория: Знакомство с предметом геометрия. Понятия прямая, точка, луч, отрезок, ломанная, треугольник
Практика: Выполнение упражнений «Какая фигура лишняя», «Каких фигур больше». Олимпиада по математике
2.Занимательная информатика
2.1.Компьютерная безопасность
Теория: Понятие о компьютерной безопасности. Вред и польза интернета. Какие меры безопасности надо соблюдать при работе с компьютером
Практика: Знакомство с полезными сайтами. Антивирусными программами
2.2.Алгоритмы
Теория: Понятие алгоритма. Как составить алгоритм
Практика: Составление алгоритмов
2.3.Наш друг компьютер
Теория: История развития вычислительной техники. Устройство компьютера
Практика: Игровая программа «Самый умный»
2.4.Знакомство с WINDOWS
2.4.1.Основы работы.
Теория: Общие сведения об оболочке. Элементы рабочего стола, основные значки и их назначение составные части окна и назначение кнопок на окне. Какими способами можно запустить программу. Работа со справкой, работа с поиском файлов\папок. Копирование, создание и удаление папок \файлов. Настройка ПК.
Практика: Отработка практических навыков запуска программ. Создание и сохранение документов. Оформление, фона, настройка заставки рабочего стола. Составление картотеки по истории транспорта.
2.4.2.Основы обработки графических изображений
Теория: Назначение графического редактора. Создание рисунка, вставка фрагмента рисунка. Инструменты, палитра.
Практика: Управление атрибутами изображений составление чертежа, рисунка. Подготовка графических карт для игр по ПДД.
2.4.3.Текстовый редактор
Теория: Набор, оформления, форматирование текста. Создание и сохранение документа. Добавление рисунка. Настройка размера, стиля шрифта.
Практика: Создание и сохранение документов. Печать картотеки по истории транспорта, карт по медицине, ПДД.
2.4.5.Программа подготовки презентаций
Теория: Назначение программы. Панель инструментов. Эффекты анимации. Вставка рисунков
Практик: Составление презентаций. Оформление фона, эффекты для текста, рисунков
2.4.5.Знакомство с сетью интернет
Теория: Что такое интернет. История развития сети. Браузеры для работы в сети. Поисковые системы
Практика: Работа в сети интернет. Поиск информации
3.Учимся проектировать
3.1.Коллективный проект «Интернет безопасность»
Теория: Безопасная работа в сети. Меры безопасности
Практика: Сбор материла и подготовка проекта
3.2.Учимся рекламировать
Теория: Что такое реклама. Для чего она нужна. Виды рекламы
Практика: Сбор материала. Социальная реклама. Разработка проекта социальной рекламы
3.3.Проект «Самый умный»
Теория: Как подготовить игровую программу.
Практика: Сбор материала. Разработка проекта «Самый умный»
3.4.Проект «Огонь - друг враг»
Теория: О пожарной безопасности. Меры предостережения
Практика: Сбор материала и подготовка проекта
3.5.Проект История светофора
Теория: Когда проявились первые светофоры. Какие бывают светофоры. Сигналы светофора
Практика: Сбор материла, подготовка проекта
3.5.Проект «Изучаем ПДД в играх»
Теория: Правила движения для пешеходов. Дорожные знаки
Практика: Сбор материла, подготовка проекта
3.6.Проект «Создание алгоритма перехода улицы с двухсторонним движением без светофора»
Теория: Оценка вопросов, раскрытие которых необходимо для выполнения проекта. Сбор и обработка необходимой информации. Разработка идеи выполнения проекта.
Практика: Оценка вопросов, раскрытие которых необходимо для выполнения проекта. Сбор и обработка необходимой информации. Разработка идеи выполнения проекта. Выполнение проекта.
3.7.Проект «История транспорта»
Теория: Виды транспорта. История развития.
Практика: Сбор материла, подготовка проекта
3.8.Проект «Наш город»
Теория: История нашего города. Достопримечательности
Практика: Сбор материла, подготовка проекта
3.9. Проект «История войны в песнях»
Теория: Песни Великой Отечественной войны.
Практика: Сбор материла, подготовка проекта
3.10. Проект «История ЮИД»
Теория: Отряды юных инспекторов движения. История
Практика: Сбор материла, подготовка проекта
3.11.Проект «Хакасия»
Теория: Выбор темы проектного задания. Оценка вопросов, раскрытие которых необходимо для выполнения проекта. Сбор и обработка необходимой информации. Разработка идеи выполнения проекта. Об истории и обычаях народов Хакасии.
Практика: Выбор темы проектного задания. Оценка вопросов, раскрытие которых необходимо для выполнения проекта. Сбор и обработка необходимой информации. Разработка идеи выполнения проекта. Выполнение проекта. Экскурсия в городской музей Выставка проектов
4.Методическое обеспечение
Реализация программы предполагает использование личностно-ориентированных технологий обучения: игровые технологии, технология проектов. Организация деятельности на занятиях должна несколько отличаться от урочной: учащимся необходимо давать время на размышление, учить рассуждать, выдвигать гипотезы. В курсе заложена возможность индивидуального обучения.
Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические - рассказ педагога, беседа, рассказ учащегося, показ педагогом способа действия, так и практические занятия: рисование, решение логических задач, выполнение упражнений на ПК, подготовка и проведение викторин с учащимися
Для успешного овладения содержанием программы на занятиях сочетаются различные формы, методы и средства обучения. Изучение курса осуществляется посредством активного вовлечения учащихся в различные виды и формы деятельности:
-
занятия, которые проводятся в форме игры, путешествия и т. д.;
-
занятия, на которых повторяются важные, часто применяемые свойства, изученные на предыдущих занятиях;
-
самостоятельное решение логических заданий в форме индивидуальной с последующим обсуждением;
-
самостоятельное выполнение отдельных заданий, создание проектов, включение учащегося в поисковую и творческую деятельность, предоставляя возможность осмыслить свойства и их доказательства, что даёт возможность развивать интуицию, без которой немыслимо творчество.
№
Формы
занятий
Приёмы и методы организации учебного процесса (в рамках занятия)
Дидактический материал
Техническое оснащение занятий
1
Беседа
объяснительно-иллюстративный,
мультимедийные материалы
мультимедийный проектор, компьютер,
2
Презентация, практическое занятие
наглядный, практический
мультимедийные материалы
мультимедийный проектор, компьютер,
3
Презентация, практическое занятие
наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.
дидактические карточки, памятки
мультимедийный проектор, компьютер,
4
Практическое занятие
практический
таблицы, схемы
классная доска, мел
5
Презентация, практическое занятие
наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный,
раздаточный материал
мультимедийный проектор, компьютер
6
Игра, конкурс
наглядный, практический,
раздаточный материал
мультимедийный проектор, компьютер
Отличительные особенности программы:
Особое внимание обращено на развитие логического мышления младших школьников. Учитывая возрастные психофизиологические особенности младших школьников, в основе заданий, которые предлагается выполнить детям, лежит игра, преподносимая на фоне познавательного материала. Известно, что, играя, дети всегда лучше понимают и запоминают материал. При выполнении заданий идёт развитие основных интеллектуальных качеств: умения анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, абстрагировать, переносить, а также развиваются все виды памяти, внимания, воображение, речь, расширяется словарный запас.
В ходе решения задач на смекалку, головоломок учащиеся научатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поисках результата, проявляя при этом творчество. Эта работа активизирует не только мыслительную деятельность ребенка, но и развивает у него абстрактное мышление.
5.Список литературы:
1. Тренажер по математике. - Ростов-на Дону: Феникс, 2014.- 44с.
2. Орешки для ума. Логические задания.- Ростов- на Дону: Феникс, 2014. - 63с.
3.А.Л.Смринов, Т.А. Рудченко. Информатика. - М. : Просвещение, 2014. - 48 с.
4.В.Н.Рудницкая. Математика..- М: Экзамен. Москва, 2014.- 96с.
5.Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак. Информатика и ИКТ. - М.:Бином, 2012.- 63
6. Ткаченко А. Музей истории информатики и вычислительной техники. Электронный ресурс: museum.comp - school.ru/index.php