• Преподавателю
  • Другое
  • Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа занятий кружка Эрудит

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа занятий кружка Эрудит

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Центр детско-юношеский «Юный техник»




ПРИНЯТА УТВЕРЖДЕНА

учебно-методическим советом приказом директора МБОУ

протокол от 28.08.2015 №1 ДОД ЦДЮ «Юный техник»

от 01.09.2015 №141







Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Эрудит»


Направленность: социально-педагогическая

Срок обучения: 2 года

Возрастная категория: 7-10 лет













Составитель:

Колодина О.Н.,

педагог дополнительного образования














Черногорск, 2015


1.Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа (далее - программа) «Эрудит» имеет социально-педагогическую направленность. Разработана для обеспечения развития познавательных, интеллектуальных и творческих способностей младших школьников.

Актуальность: Психологи утверждают, что основные логические структуры мышления формируются в возрасте 5-11 лет и что запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенным. Следовательно, обучать детей в этом направлении целесообразно с начальной школы. Для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, способность к анализу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей и принципов организации) и синтезу (созданию новых моделей). Умение для любой предметной области выделить систему понятий, представить их в виде совокупности значимых признаков, описать алгоритмы типичных действий улучшает ориентацию человека в этой предметной области и свидетельствует о его развитом логическом мышлении. Раннее приобщение ребенка к применению информационных и проектных технологий имеет ряд положительных сторон, как в плане развития его личности, так и для последующего изучения школьных предметов и в дальнейшей профессиональной подготовке, облегчая дальнейшую социализацию ребенка, вхождение его в информационное общество.

Педагогическая целесообразность программы заключается в развитии умений обобщать и анализировать полученную информацию, нестандартно мыслить, вести дискуссию и работать в команде. Практико-ориентировочный характер программы также демонстрирует ее педагогическую целесообразность. Предпочтительные виды деятельности - это самостоятельная работа при решении той или иной математической задачи. Как известно, устойчивый интерес к математике и информатике начинает формироваться в 14-15 лет. Но это не происходит само собой, необходимо на предыдущих этапах прививать учащимся интерес к этим областям знаний. Освоение содержания программы способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию учащихся. При реализации содержания программы учитываются возрастные и индивидуальные возможности.

Цель: создание условий для развития познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей учащихся.

Задачи:

  • способствовать развитию умений решать задачи повышенной трудности;

  • формировать логическое и творческое мышление;

  • приобщать к информационной культуре;

  • обучать работе с различными источниками информации;

  • создавать условия для применения полученных знаний.

Программа рассчитана на учащихся 7-10 лет

Программа состоит из трех разделов: «Занимательная математика», «Занимательная информатика» и «Проектная деятельность».

Сроки реализации: Программа рассчитана на 2 года обучения.

Формы проведения занятий и формы текущего контроля

Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические - рассказ, беседа, рассказы учащегося, показ педагогом способа действия,- так и практические занятия: рисование, подготовка и проведение викторин. Используются презентации, проектор и компьютеры.

Тема

Формы проведения занятий

Формы текущего контроля

1

Занимательная информатика

Познавательные игры, конкурсы, практические занятия, беседы

тесты, конкурс "Волшебная клавиатура",

викторина, зачет,

дистанционные интеллектуальные конкурсы

2

Занимательная математика

беседы, познавательные игры

Конкурсы, игры на проверку полученных навыков, тестирование, олимпиады, зачет

3

Проектная деятельность

практические работы, разработка проектов, экскурсии

защита проектов, зачет

Ожидаемые результаты

К концу первого года обучения учащиеся усвоят:

  • основные базовые знания по математике и информатике, ключевые понятия;

  • приобщатся к информационной культуре;

  • приобретут основные навыки самообразования;

  • научатся находить нужную информацию и грамотно её использовать;

  • познакомятся с проекторной деятельностью.

  • К концу второго года обучения учащиеся узнают:

  • логические приемы, применяемые при решении задач.

Научатся:

  • рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и интуицию;

  • решать задачи повышенной сложности;

  • работать с различными источниками информации;

  • заниматься проектной деятельностью индивидуально и в творческих группах

Разовьют: творческие способности, логическое мышление.

Формы подведения промежуточной аттестации Подведение итогов проводится в форме промежуточной аттестации (май). Результаты освоения программы проверяются тестированием, конкурсными заданиями. В конце учебного года фиксируется раскрытие творческого потенциала каждого учащегося через созданные презентации и результаты участия учащихся в конкурсах.

Высокий уровень - самостоятельно выполняет поставленные задания

Средний уровень (нормативный) - выполняет задания частично, с помощью педагога.

Низкий уровень - практически не выполнено задание

Проводятся анкетирование учащихся с целью самооценки навыков учения. С помощью анкет педагог намечает, на что нужно обратить внимание при обучении, какие формы работы дети используют наиболее плодотворно, а какие нужно развивать.

2.Учебно-тематический план

1 год обучения

Раздел/ тема

Количество часов

теория

практика

всего

1

Занимательная математика

9

39

48

1.1

Вводное занятие

1

1

2

1.2

История математики

2

2

1.3

Числа и действия с ними

2

8

10

1.4

Первые шаги в геометрии

2

10

12

1.5

Решение задач

2

8

10

1.6

Ребусы, головоломки

4

4

1.7

Игры, конкурсы, викторины

4

4

Олимпиады

4

4

2

Занимательная информатика

26

30

56

2.1.

Компьютер и безопасность.

2

2

2.2.

Виды информации и действия с ней.

1

1

2

2.3.

Человек и информация. Информационная культура

1

1

2

2.4.

Получение и передача информации.

1

1

2

2.5.

Поиск и обработка информации.

1

1

2

2.6.

Кодирование информации.

1

1

2

2.7.

Игра «Открытие видов информации»

2

2

Знакомство с компьютером

2.8.

Роль компьютера в жизни человека.

1

1

2

2.9.

Основные устройства компьютера.

1

1

2

2.10

Игра «Покупка компьютера»

2

2

2.11

Управляем мышью.

1

1

2

2.12

Наш помощник- клавиатура.

2

4

6

Введение в логику

2.13

Левый, правый, верхний , нижний

1

1

2

2.14

Развитие внимания. Занимательные задачки.

2

2

4

2.15

Путешествие в страну Ребусов.

2

2

4

2.16

Выделение существенных признаков предметов. Решение задач-шуток. Игра «Укажи лишнего».

2

2

4

2.17

Путешествие в страну Загадок.

2

2

2.18

Понятия вверх, вниз, вправо, влево. Игра «Найди дорогу к домику». Игра «Лабиринт».

2

6

8

2.19

Выделение существенных признаков предметов. Игра «Третий лишний».

2

2

4

2.20

Олимпиады

4

4

3

Учимся проектировать

16

24

40

3.1.

Наука в жизни человека.

2

2

3.2.

Проект: «Мое имя»

2

4

6

3.3

Проект «Записная книга»

2

4

6

3.4

Проект: «Фантастический зверь»

2

4

6


3.5.

Проект «Поздравительная открытка»»

2

4

6

3.6.

Коллективный здоровьесберегающий проект «Сам себе я помогу - своё здоровье сберегу».

2

4

6

3.7.

Коллективный проект «Лента Времени»

2

4

6

3.8.

Выставка презентация проектов

2

2

Итого

51

93

144

Второй год обучения.

Раздел/ тема

Количество часов

теория

практика

всего

1

Занимательная математика

15

51

66

1.1

Системы исчисления, меры

4

4

8

1.2.

Игры, конкурсы, викторины

2

30

32

1.3.

Игры на развитие внимания

1

14

15

1.4.

Игры на развития памяти

1

14

15

1.5.

Викторина «Занимательная математическая мозаика»

1

1

1.6.

Конкурс «Самый умный»

1

1

Знакомство с геометрией

18

1.7

Точка, прямая, отрезок, луч, ломаная.

2

2

4

1.8

Какая фигура лишняя.

2

2

1.9

Каких фигур больше?

2

2

1.10

Сравнение фигур

2

2

1.11

Занимательные треугольники.

1

1

2

1.12

Математическая эстафета.

2

2

1.13

Олимпиада по математике

2

2

1.14

Итоговое занятие

.

2

2

2

Занимательная информатика

18

58

76

2.1

Компьютерная безопасность

2

2

2.2

Алгоритмы

2

8

10

2.3.

История развития вычислительной техники

2

2

2.4.

Устройство компьютера

2

2

4

2.5.

Знакомство с WINDOWS

4

10

14

2.6.

Тестовый редактор

4

10

14

2.7.

Графический редактор

4

10

14

2.8

Программа подготовки презентаций Power Point

4

10

14

2.9.

Знакомство с сетью Интернет

2

8

10

3

Учимся проектировать

24

50

74

3.1.

Коллективный проект «Интернет безопасность»

2

4

6

3.2

Индивидуальные проекты «Учимся рекламировать

2

4

6

3.3

Коллективный проект «Самый умный»

2

4

6

3.4

Коллективный проект. Разработка и оформление стендового проекта «Огонь друг и враг».

2

4

6

3.5

Коллективный проект «История светофора»

2

4

6

3.6

Индивидуальный проект «Изучаем ПДД в играх»

2

4

6

3.7

Индивидуальный проект« Создание алгоритма перехода улицы с двухсторонним движением без светофора

2

4

6

3.8

Индивидуальный проект «История транспорта»

2

4

6

3.9

Коллективный проект «Наш город»

2

4

6

3.10

Коллективный проект. История войны в песнях военных лет.

2

4

6

3.11

Коллективный проект «История отрядов ЮИД»

2

4

6

3.12

Индивидуальные проекты «Хакасия»

2

4

6

3.13

Выставка проектов. Промежуточная аттестация. Интеллектуальный марафон «Парад звёзд»

2

2

Итого

57

159

216



3. Содержание программы

Первый год обучения

  1. Занимательная математика

1.1.Вводное занятие

Теория: Вводное занятие Знакомство с учащимися, знакомство с программой.

Практика: Игровая программа «Юные математики»

1.2. История математики.

Теория: История развития математической науки, биографии известных ученых-математиков.

1.3.Числа и действия с ними.
Теория: Числа и действия с ними. Как люди научились считать. Старинные системы записи чисел. Цифры у разных народов. Римская нумерация. Некоторые приёмы быстрого счёта.

Практика: Решение примеров методом быстрого счета
1.4. Первые шаги в геометрии

Теория: Первые шаги в геометрии. Знакомство с предметом «Геометрия»

Практика Решение задач на разрезание и построение фигур. Решение простейших геометрических задач.

1.5. Решение задач.

Теория: Приемы решения логических задач, олимпиадных задач, задач на движение, переливания, взвешивания и т.д.

Практика: Решение логических и олимпиадных задач

1.6.Ребусы
Теория: Знакомство с понятием ребуса Умение читать и составлять ребусы.

Практика: Разгадывание ребусов, составление ребусов на темы «Природа» «Юные пешеходы»

1.7. Игры, конкурсы, викторины.

Теория: Приемы решения шуточных задач, разбор вопросов викторины по математике

Практика: Проведение всевозможных конкурсов, математических викторин.

2. Занимательная информатика

2.1.Введение. Понятие об информации.

Теория: Правила ТБ при работе с компьютером. Информация и единицы измерения. Информационные процессы: получение, передача, преобразование, хранение и использование информации. Информационная культура человека.

Пр. занятия Информация вокруг нас. Работа с информацией

2.2.Устройство ЭВМ. Принцип работы

Теория: Технические сведения о компьютере. Основные устройства компьютера : вывод информации, хранение информации, (внутренняя и внешняя память), носители информации, устройства обработки информации, устройства передачи информации.. Способы представления информации в ЭВМ.

Практика: Игра «Покупка компьютера»

2.3.Работа на компьютере

Теория: Устройство и назначение клавиатуры. Мышь

Практика: Работа на клавиатуре. Тренажер клавиатуры. Отработка навыков работы с графическим интерфейсом (мышь).

2.4.Логика

Теория: Понятия вверх, вниз, влево вправо. Знакомство с понятиями существенных признаков предметов

Практика: Упражнения на развитие внимания. Задания на выделение существенных признаков Игры «Зеркало», «Укажи лишнего», «Лабиринт», «Третий лишний»

3.Учимся проектировать

3.1.Наука

Теория: Что такое наука. Какую роль она играет в жизни человека.

3.2.Проект «Мое имя»

Теория: Что такое проект. Как собрать материал к проекту. Оформление проектов. О культуре общения и защиты проектов

Практика: Подготовка и презентация проектов. Изготовление бейджика «Мое имя»

3.3.Проект «Записная книжка»

Теория: Что такое записная книга, для чего она нужна

Практика: Подготовка и выполнение проекта

3.4.Проект «Фантастический зверь»

Теория: Выбор темы проектного задания. Оценка вопросов, раскрытие которых необходимо для выполнения проекта. Сбор и обработка необходимой информации. Разработка идеи выполнения проекта

Практика Подготовка и презентация проекта «Фантастический зверь»

3.5. Проект «Поздравительная открытка»

Теория . Как изготовить открытку

Практика Изготовление открытки

3.6.Проект «Сам себе я помогу - свое здоровье сберегу»

Теория: Здоровье человека. Какие факторы влияют. Вредные привычки

Практика: Сбор материала и подготовка проекта «Сам себе я помогу - свое здоровье сберегу

3.7.Проект «Лента времени»

Теория: Великая Отечественная война. Роль советского народа в победе над фашизмом

Практика: Сбор материла о героях войны. Подготовка и презентация проекта «Лента времени»

Заключительное занятие. Промежуточная аттестация

Второй год обучения

1. Занимательная математика

1.1. Системы исчисления, меры

Теория: Числа и действия с ними. Как люди научились считать. Старинные системы записи чисел. Цифры у разных народов. Римская нумерация. Какие бывают меры длины.

Практика: Измерение длины предметов. Перевод мер из одной системы в другую. Некоторые приёмы быстрого счёта.

1.2. Игры, конкурсы, викторины.

Теория: Решение задач повышенной сложности. Задачи на смекалку

Практика: Игровые программы

1.3.Знакомство с геометрией

Теория: Знакомство с предметом геометрия. Понятия прямая, точка, луч, отрезок, ломанная, треугольник

Практика: Выполнение упражнений «Какая фигура лишняя», «Каких фигур больше». Олимпиада по математике

2.Занимательная информатика

2.1.Компьютерная безопасность

Теория: Понятие о компьютерной безопасности. Вред и польза интернета. Какие меры безопасности надо соблюдать при работе с компьютером

Практика: Знакомство с полезными сайтами. Антивирусными программами

2.2.Алгоритмы

Теория: Понятие алгоритма. Как составить алгоритм

Практика: Составление алгоритмов

2.3.Наш друг компьютер

Теория: История развития вычислительной техники. Устройство компьютера

Практика: Игровая программа «Самый умный»

2.4.Знакомство с WINDOWS

2.4.1.Основы работы.

Теория: Общие сведения об оболочке. Элементы рабочего стола, основные значки и их назначение составные части окна и назначение кнопок на окне. Какими способами можно запустить программу. Работа со справкой, работа с поиском файлов\папок. Копирование, создание и удаление папок \файлов. Настройка ПК.

Практика: Отработка практических навыков запуска программ. Создание и сохранение документов. Оформление, фона, настройка заставки рабочего стола. Составление картотеки по истории транспорта.

2.4.2.Основы обработки графических изображений

Теория: Назначение графического редактора. Создание рисунка, вставка фрагмента рисунка. Инструменты, палитра.

Практика: Управление атрибутами изображений составление чертежа, рисунка. Подготовка графических карт для игр по ПДД.

2.4.3.Текстовый редактор

Теория: Набор, оформления, форматирование текста. Создание и сохранение документа. Добавление рисунка. Настройка размера, стиля шрифта.

Практика: Создание и сохранение документов. Печать картотеки по истории транспорта, карт по медицине, ПДД.

2.4.5.Программа подготовки презентаций

Теория: Назначение программы. Панель инструментов. Эффекты анимации. Вставка рисунков

Практик: Составление презентаций. Оформление фона, эффекты для текста, рисунков

2.4.5.Знакомство с сетью интернет

Теория: Что такое интернет. История развития сети. Браузеры для работы в сети. Поисковые системы

Практика: Работа в сети интернет. Поиск информации

3.Учимся проектировать

3.1.Коллективный проект «Интернет безопасность»

Теория: Безопасная работа в сети. Меры безопасности

Практика: Сбор материла и подготовка проекта

3.2.Учимся рекламировать

Теория: Что такое реклама. Для чего она нужна. Виды рекламы

Практика: Сбор материала. Социальная реклама. Разработка проекта социальной рекламы

3.3.Проект «Самый умный»

Теория: Как подготовить игровую программу.

Практика: Сбор материала. Разработка проекта «Самый умный»

3.4.Проект «Огонь - друг враг»

Теория: О пожарной безопасности. Меры предостережения

Практика: Сбор материала и подготовка проекта

3.5.Проект История светофора

Теория: Когда проявились первые светофоры. Какие бывают светофоры. Сигналы светофора

Практика: Сбор материла, подготовка проекта

3.5.Проект «Изучаем ПДД в играх»

Теория: Правила движения для пешеходов. Дорожные знаки

Практика: Сбор материла, подготовка проекта

3.6.Проект «Создание алгоритма перехода улицы с двухсторонним движением без светофора»

Теория: Оценка вопросов, раскрытие которых необходимо для выполнения проекта. Сбор и обработка необходимой информации. Разработка идеи выполнения проекта.

Практика: Оценка вопросов, раскрытие которых необходимо для выполнения проекта. Сбор и обработка необходимой информации. Разработка идеи выполнения проекта. Выполнение проекта.

3.7.Проект «История транспорта»

Теория: Виды транспорта. История развития.

Практика: Сбор материла, подготовка проекта

3.8.Проект «Наш город»

Теория: История нашего города. Достопримечательности

Практика: Сбор материла, подготовка проекта

3.9. Проект «История войны в песнях»

Теория: Песни Великой Отечественной войны.

Практика: Сбор материла, подготовка проекта

3.10. Проект «История ЮИД»

Теория: Отряды юных инспекторов движения. История

Практика: Сбор материла, подготовка проекта

3.11.Проект «Хакасия»

Теория: Выбор темы проектного задания. Оценка вопросов, раскрытие которых необходимо для выполнения проекта. Сбор и обработка необходимой информации. Разработка идеи выполнения проекта. Об истории и обычаях народов Хакасии.

Практика: Выбор темы проектного задания. Оценка вопросов, раскрытие которых необходимо для выполнения проекта. Сбор и обработка необходимой информации. Разработка идеи выполнения проекта. Выполнение проекта. Экскурсия в городской музей Выставка проектов



4.Методическое обеспечение

Реализация программы предполагает использование личностно-ориентированных технологий обучения: игровые технологии, технология проектов. Организация деятельности на занятиях должна несколько отличаться от урочной: учащимся необходимо давать время на размышление, учить рассуждать, выдвигать гипотезы. В курсе заложена возможность индивидуального обучения.

Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические - рассказ педагога, беседа, рассказ учащегося, показ педагогом способа действия, так и практические занятия: рисование, решение логических задач, выполнение упражнений на ПК, подготовка и проведение викторин с учащимися

Для успешного овладения содержанием программы на занятиях сочетаются различные формы, методы и средства обучения. Изучение курса осуществляется посредством активного вовлечения учащихся в различные виды и формы деятельности:

  • занятия, которые проводятся в форме игры, путешествия и т. д.;

  • занятия, на которых повторяются важные, часто применяемые свойства, изученные на предыдущих занятиях;

  • самостоятельное решение логических заданий в форме индивидуальной с последующим обсуждением;

  • самостоятельное выполнение отдельных заданий, создание проектов, включение учащегося в поисковую и творческую деятельность, предоставляя возможность осмыслить свойства и их доказательства, что даёт возможность развивать интуицию, без которой немыслимо творчество.

Формы

занятий

Приёмы и методы организации учебного процесса (в рамках занятия)

Дидактический материал

Техническое оснащение занятий

1

Беседа

объяснительно-иллюстративный,

мультимедийные материалы

мультимедийный проектор, компьютер,

2

Презентация, практическое занятие

наглядный, практический

мультимедийные материалы

мультимедийный проектор, компьютер,

3

Презентация, практическое занятие

наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.

дидактические карточки, памятки

мультимедийный проектор, компьютер,

4

Практическое занятие

практический

таблицы, схемы

классная доска, мел

5

Презентация, практическое занятие

наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный,

раздаточный материал

мультимедийный проектор, компьютер

6

Игра, конкурс

наглядный, практический,

раздаточный материал

мультимедийный проектор, компьютер

Отличительные особенности программы:

Особое внимание обращено на развитие логического мышления младших школьников. Учитывая возрастные психофизиологические особенности младших школьников, в основе заданий, которые предлагается выполнить детям, лежит игра, преподносимая на фоне познавательного материала. Известно, что, играя, дети всегда лучше понимают и запоминают материал. При выполнении заданий идёт развитие основных интеллектуальных качеств: умения анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, абстрагировать, переносить, а также развиваются все виды памяти, внимания, воображение, речь, расширяется словарный запас.

В ходе решения задач на смекалку, головоломок учащиеся научатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поисках результата, проявляя при этом творчество. Эта работа активизирует не только мыслительную деятельность ребенка, но и развивает у него абстрактное мышление.

5.Список литературы:

1. Тренажер по математике. - Ростов-на Дону: Феникс, 2014.- 44с.

2. Орешки для ума. Логические задания.- Ростов- на Дону: Феникс, 2014. - 63с.

3.А.Л.Смринов, Т.А. Рудченко. Информатика. - М. : Просвещение, 2014. - 48 с.

4.В.Н.Рудницкая. Математика..- М: Экзамен. Москва, 2014.- 96с.

5.Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак. Информатика и ИКТ. - М.:Бином, 2012.- 63

6. Ткаченко А. Музей истории информатики и вычислительной техники. Электронный ресурс: museum.comp - school.ru/index.php


© 2010-2022